Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

153 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ содержит основные положения по совершенствованию архитектурно-художественных качеств планировки и застройки предприятий машиностроения. В нем рассмотрены вопросы проектирования генеральных планов с учетом окружающей застройки и последующего развития предприятия, объемно-планировочные решения зданий и сооружений различного назначения, организация благоустройства и применение элементов монументально-декоративного искусства, которые направлены на повышение архитектурно-художественного уровня предприятий.

для архитекторов и инженеров.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1. Общие положения

2. Градостроительные вопросы проектирования

3. Объемно-планировочная структура машиностроительных предприятий

4. Производственные здания

5. Здания культурно-бытового обслуживания трудящихся

6. Здания и сооружения подсобно-производственного назначения

7. Благоустройство машиностроительных предприятий и элементы монументально-декоративного искусства

 
Дата введения01.01.2019
Добавлен в базу01.10.2014
Актуализация01.01.2019

Этот документ находится в:

Организации:

УтвержденЦНИИпромзданий Госстроя СССР
ИзданСтройиздат1981 г.
РазработанЦНИИпромзданий
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЦНИИПром зданий Госстроя СССР

Руководство

по повышению архитектурнохудожественного качества планировки и застройки предприятий машиностроения

Москва 1981

Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений Госстроя СССР

руководство

ПО ПОВЫШЕНИЮ АРХИТЕКТУРНОХУДОЖЕСТВЕННОГО КАЧЕСТВА ПЛАНИРОВКИ И ЗАСТРОЙКИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Москва Стройиздат 1981

Рис.1. Участие машиностроительных предприятий в формировании городской застройки

корпус производственного объединения "Электросила" в Ленинграде (ПИ-1); завод "Манометр* на набережной р. Яузы в Москве (Гипроприбор, г. Орел); предприятия точного машиностроения

жилых районов в панораме завода воспринимается крупное метрическое членение планировочными вставками, при приближении крупный ритм вставок дополняется более мелкими ри'г-мическими членениями.

2.8. Для крупных многообъектных предприятий, разметаемых на удалении от селитебных районов, возникает необходимость в большой протяженности фронта (см. стр. 8, 9) соприкосновения промышленной площадки и основных подъездных магистралей. Рекомендуется обращать внимание на архитектурную организацию всего фронта соприкосновения промышленной площадки с основными подъездными пассажирскими магистралями, связывающими ее с‘селитебными районами.

При проектировании КамАЗа был применен планировочный прием, обеспечивающий контакт с подъездными магистралями

10

Зона восприятия силуэта здания

Рис.2. Использование высотных параметров многоэтажных производственных, административно-бытовых и лабораторных зданий ряда машиностроительных предприятий как прэстранственно-организуюшей основы городских районов

по трем сторонам плошадки, - перпендикулярное по отношению к селитебным районам расположение площадки. К селитебным районам обращена сравнительно компактно организованная прецзавэцская зона, в которой расположены административный, учебный и медицинский центры. Транспортные магистрали проходят вдоль фронта бытовых зданий. Планировка предприятия организована таким образом, что к основным магистралям обращены фасады бытовых корпусов и сооружения центров. Складские и инженерные сооружения сосредоточены во внутренней части заводской территории. В данном случае учтено восприятие заводской застройки и со стороны города, и с подъездных пассажирских и пешеходных путей всеми работающими на заводе.

В Минусинском комплексе применен другой планировочный прием - организация курдонеров в промышленной застройке с концентрацией в них транспортных узлов и лредзаводских зон. Здесь к селитебным районам обращены и производстве иные корпуса, и сооружения предзаводской зоны. Застройка предприятия хорошо воспринимается с подъездных и пешеходных путей всеми работающими.

2.9. Архитектурная композиция застройки предприятий, размешенных в непосредственной близости от селитебной за-

11

Рис.З. Производственнэ-лаборатор -ный корпус - доминирующее соору -жение в застройке одного из рай -онов Москвы


схема восприятия застройки; общий виц корпуса

стройки или среди нее, должна строиться с учетом следующих аспектов её восприятия; из движущегося транспорта, с путей пешеходного движения, с фиксированных точек на уровне глаз пешехода, с верхних точек (с верхних этажей окружающей застройки ).

2.10. При формировании композиции предприятия и его предзавоцской площадки рекомендуется учитывать градостроительную ситуацию, в которой это предприятие находится ( одно-, двух-, трехстороннее примыкание к основным городским магистралям, островное расположение ) (рис.5-9), формируя фронт застройки таким образом, чтобы исключить из зоны

12

промыц/леиная территории __ селитебная L.J территория

Рис.4.Рекоменауемое аля городской структуры взаимное расположение селитебных и промышленных зон с преобла — данием предприятий приборостроения, электротехники и научно-производственных центров

□ резервная территории обитает пенные центры озелененная территория

восприятия неблагоприятные с точки зрения архитектурного решения участки застройки предприятия, например складскую зону.

2.11.    При размещении предприятий в непосредственной близости к селитебной застройке необходимы мероприятия по увязке архитектуры предприятий и селитебной застройки. Основные направления приемов увязки:

введение в композицию промышленной застройки элементов, обладающих масштабом, соразмерным масштабу селитебной застройки;

выявление контрастных соотношений основных сооружений промышленной и селитебной застройки в городском ансамбле.

2.12.    Контраст может применяться как средство выявления главных и второстепенных элементов городского ансамбля. Благодаря крупному масштабу основных корпусов машиностроительных предприятий, они во многих случаях могут трактоваться в ансамбле как его основные элементы, конт^-.

13

Рис.5. Характерные градостроительные ситуации при размещении предприятий в пределах или на границе селитебной застройки города

а - одностороннее примыкание площадки предприятия к селитебной застройке; б - двустороннее угловое примыкание площадки предприятия к селитебной застройке; в - двустороннее фронтальное примыкание площадки предприятия к селитебной застройке; г - трехстороннее примыкание площадки предприятия к селитебной застройке; ц - островное расположение плошэдки предприятия среди селитебной застройки

растные по отношению к зданиям окружающей селитебной застройки.

Рекомендуется применять различные виды контрастных соотношений, возникающих при взаимодействии в городских ансамблях производственных и жилых корпусов:    соотношение

крупных и мелких масс; вертикальных объемов жилых корпусов-башен и горизонтальных производственных корпусов; контраст разномасштабных членений; контрастные соотношения по цвету, светлоте окраски, фактуре стеновых поверхностей и т.п. (рис. 10).

Если соотношения высот крупномасштабного производственного корпуса и окружающей жилой застройки близки, то необходимый контраст может быть достигнут подчеркиванием

14


Рис.6. Оаностороннее примыкание к селитебной застройке гороаа. Завод 'Станкоагрегат" в Москве


15


УДК 725.42.011:621


Рекомендовано к изданию решением архитектурной секции НТС ЦНИИпромзданий.

Руководство по повышению архитектурно-художественного качества планировки и застройки предприятий машиностроения./ЦНИИПромзданий Госстроя СССР. — М. :Стройиздат, 1981. 152 с.

Содержит основные положения по совершенствованию архитектурно-художественных качеств планировки и застройки предприятий машиностроения. В нем рассмотрены вопросы проектирования генеральных планов с учетом окружающей застройки и последующего развития предприятия, объемно-планировочные решения зданий и сооружений различного назначения, организация благоустройства и применение элементов монументально-декоративного искусства, которые направлены на повышение архитектурно-художественного уровня предприятий.

Для архитекторов и инженеров.

Табл.5., ил.88.


30213 -438 047(01) -81


П в-55-80


Л 4902030000 (с) Стройиздат, 1981


ПРЕДИСЛОВИЕ

В Руковоастве рассмотрены архитектурно-художественные вопросы, возникающие при проектировании генеральных планов машиностроительных предприятий с учетом окружающей застройки и последующего развития производства, при объемно-планировочном решении зданий и сооружений различного назначения, организации благоустройства и применении эле мен -тов монументально-декоративного искусства, и даны рекомендации, которые направлены на повышение архитектурно-художественного уровня предприятий.

Применение Руководства при проектировании промышленных предприятий облегчит решение важной задачи повышения их архитектурных качеств, будет способствовать созданию оптимальных условий на производстве для трудящихся и повышению производительности труда в ведущей отрасли народного хозяйства.

Рекомендации настоящего Руководства разработаны на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта проектирования, строительства и эксплуатации машиностроительных предприятий, а также результатов научно-исследовательских и проектно-экспериментальных работ, выполненных в последние годы.

Настоящее Руководство выполнено в соответствии с научно-технической проблемой 0.55.01 координационного плана Госстроя СССР на 1976-1980 гг. Задание 01    *    Разрабо

тать усовершенствованные методы планировки и застройки промышленных узлов и решения генеральных планов промышленных предприятий в системе городской застройки, обеспечивающие снижение капитальных и эксплуатационных затрат, охрану окружающей среды, рациональное использование земли и повышение эстетических качеств застройки промышленных территорий". Руководитель задания - замдиректора ЦНИИ-Промзцаний по научной работе, д-р архитектуры Н. Н. К и м.

3

Руководство разработано отделом архитектуры предприятий машиностроения ЦНИИПромзцаний Госстроя СССР (руководитель и исполнитель работы канд. архитектуры Л. А. В и к т о-р о в а при участии арх. Т. П. Л у н е в о й).

В работе принимали участие МГСПИ (канд. архитектуры Ю. И. Н и к и ф о р о в, архитекторы Р. И. В о л к о в, Л. А. Меньшиков), Гипроприбор - г.Орел (канд. архитектуры Г, И. М и х а й л о в, архит. А. М, М и х а й л о в а), Гипро-станок (архит. Г. М. Агранови ч), Гипроэнергопром (архит. Н. Н. Р о с с и х и н а), Гипротяжмаш (архит. В. В, В оев о -дин, инж. М. Н. Т е р-М и к а э л я н, инж. Б. Г. Изотов), Гипротракторосельхозмаш (инж. А. П. Г л е б о в а). В Руководстве использованы материалы Промстройпроекта, Белпром— проекта, Гипро автопром а, ГПИ-6, ПИ-1, ЛГПИ,    М ос проек

та-1, ПИ-2, Азгоспромпроекта.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1

1.1.    Настоящее Руковоаство распространяется на проектирование новых и подлежащих реконструкции предприятий, зданий и сооружений машиностроения и приборостроения.

1.2.    Руководство разработано в дополнение к нормативным

документам, утвержденным или согласованным    Госстроем

СССР.

1.3.    Для повышения архитектурно-художественных качеств планировки и застройки машиностроительных предприятий необходим комплексный подход к их проектированию.

Одним из необходимых условий проектирования, которое обеспечивает создание целостного, гармоничного и целесообразно организованного предприятия, обладающего не только высокими функциональными, но и художественными качествами, является одновременное решение функционально-конструктивных и композиционных задач.

1.4.    Архитектурный ансамбль предприятия необходимо рассматривать как результат взаимодействия:

комплекса зданий и сооружений, представляющего собой единый архитектурно-пространственный организм;

территории предприятия (архитектурная организация рельефа);

окружающей среды (окружающая застройка или ландшафт).

Необходимыми условиями для формирования архитектурных ансамблей являются:

компактность и целостность общего пространственного решения;

соразмерность или взаимоувязанность масштабов зданий и сооружений, объединяемых в ансамбль;

взаимоувязанность ритмических и модульных соотношений;

единство стиля архитектурно-художественного решения застройки;

эстетическая упорядоченность.

5

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ

2

ВОПРОСЫ

ПРОЕКТИРОВАНИЯ

2.1. Рать машиностроительных предприятий в городской структуре определяется их объемно-пространственной композицией и социальным значением в жизни города: по своей композиции многие машиностроительные предприятия могут играть роль значительных градостроительных акцентов; социальная роль этих предприятий определяется большой численностью работающих, развитыми связями с научно-исследова -тельскими и проектными институтами, наличием в составе многих предприятий крупных конструкторских бюро, учебных, спортивных и медицинских центров. Эта роль должна находить свое отражение в объемно-планировочных решениях заводских и предзаводских комплексов, к которым следует подходить как к важнейшим общественным сооружениям города ( рис. 1 )•

2.2. Большинство предприятий точного машиностроения и ряд специализированных предприятий среднего маш иное трое -ния, размеры площадок которых позволяют гибко размешать их в планировочной структуре города на территории различных районов, могут быть использованы как пространственно организующая основа промышленно-селитебных и селитебных районов города (рис. 2).

Производственно-лабораторные комплексы, размешенные в зданиях повышенной этажности, целесообразно располагать на наиболее ответственных в градостроительном плане участках городской территории. В качестве примера можно привести 25-этажный производственно-лабораторный комплекс, расположенный на развилке двух магистралей в Москве. Башня высотой 125м доминирует в застройке селитебного района в радиусе около 7км и выполняет роль градостроительного акцента одной из планировочных зон города ( рис.З ).

Высотные объемы можно использовать как систему градостроительных акцентов. Примером такой системы служит застройка одного из шоссе в Москве, имеющая в качестве композиционных акцентов три предприятия.

6

2.3.    При проектировании преаприятия с учетом градостроительных требований следует стремиться к комплексности и одновременности решения вопросов взаиморасположения данного предприятия и соседних предприятий или прилегающих селитебных районов с учетом санитарно-гигиенических, технико-экойомических, функционально-технологических и архитектурно-композиционных задач.

2.4.    Для новых городов, в которых проектируется группа предприятий металлообрабатывающей промышленности и машиностроения, рекомендуется такое взаимное расположение промышленных и селитебных районов, которое обеспечивает их параллельное развитие.

Для новых городов, в которых преобладают приборостроение, радиоэлектроника и научно-производственные центры, рекомендуется размешать промышленные районы и науччо-тех -нические зоны, которые отличаются небольшими размерами территории, с целью приближения к местам проживания работающих рассредоточено вокруг или в самой селитебной зоне ( рис.4 ).

2.5.    Предприятия с железнодорожными вводами целесообразно размешать только на границе с селитебными районами. В пределах селитебных районов могут размешаться машиностроительные предприятия, не имеюшие железнодорожных вводов на территорию, например предприятия точного машиностроения, которые по сравнению с предприятиями других отраслей машиностроения наименее материалоемки и выпускают в основном малогабаритную продукцию.

2.6.    В зависимости от санитарной характеристики машиностроительные предприятия могут размешаться на расстоянии от селитебных районов, на границе с ними или среди селитебной застройки. Местоположение предприятия в системе города определяет условия его восприятия и соответственно его композиционные особенности.На расстоянии от селитебной застройки размешают крупные комплексные и комплексно—спе — циалиэированные заводы, имеюшие в своем составе крупные литейные цехи, а также специализированные заготовительные заводы. При формировании композиции застройки таких предприятий рекомендуется учитывать, что их застройка воспринимается панорамно, и уделять особое внимание решению силуэта, учитывая, что в него могут входить и сооружения дальних планов.

2.7. При формировании промышленных комплексов, размещаемых на расстоянии от селитебной застройки, следует применять многоуровневый масштабный строй, способствующий восприятию архитектурной композиции с разных расстояний и обеспечивающий условия постепенного раскрытия пространственной композиции по мере приближения к предприятию.

8

Одним из приемов решения фронта застройки, воспринимаемой в нескольких аспектах по мере приближения к предприятию, является сочетание крупных и мелких ритмических членений, которые постепенно, по мере приближения, дополняют ДРУГ друга. Примером такого решения может служить главный фронт застройки Волжского автомобильного завода:    из

9