Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

96 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе рассматриваются вопросы рационального выполнения элементов цикла разработки грунта, применения прогрессивных технологических схем и способов при проектировании и производстве земляных работ, выбора марки и типа бульдозера для земляных работ, разработки грунта как бульдозерами с канатно-блочным и гидравлическим управлением, так и бульдозерами с автоматическим отвалом "Автоллан-1". Освещены производство подготовительных и вспомогательных работ и организация комплексных бульдозерных бригад. Отражены вопросы технического обслуживания бульдозеров, контроля качества производства земляных работ и их приемки, указания по технике безопасности и противопожарным мероприятиям. Руководство предназначено для инженерно-технических работников строительных и проектных организаций и машинистов бульдозерных бригад, занимающихся производством земляных работ.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1. Виды земляных сооружений, подготовительных и вспомогательных работ, выполняемых бульдозерами

2. Общие сведения о бульдозерах

3. Факторы, определяющие область применения бульдозеров

4. Выбор марки бульдозера в зависимости от вида сооружения и объема земляных работ

5. Подготовительные и вспомогательные работы

6. Указания по выполнению элементов цикла работы бульдозеров

7. Рациональные схемы производства работ

8. Разработка грунта выемок и возведение насыпей

9. Разработка грунта в каналах и возведение дамб

10. Разработка котлованов и траншей

11. Планировка территории

12. Обратные засыпки котлованов, траншей и пазух грунтом

13. Зачистка и планировка откосов

14. Разные работы, выполняемые бульдозерами

15. Способы повышения и определения производительности бульдозеров

16. Разработка мерзлых и скальных грунтов

17. Организация комплексных бульдозерных бригад

18. Контроль качества и приемка работ

19. Переходы и транспортирование бульдозера

20. Техническое обслуживание и ремонт бульдозеров

21. Техника безопасности и противопожарные мероприятия

Приложение 1. Техническая характеристика бульдозеров на гусеничном ходу с неповоротным отвалом

Приложение 2. Техническая характеристика бульдозеров на гусеничном ходу с поворотным отвалом

Приложение 3. Техническая характеристика бульдозеров на пневмоколесном ходу с неповоротным отвалом

Приложение 4. Техническая характеристика рыхлителей

Приложение 5. Техническая характеристика гусеничных тракторов

Приложение 6. Техническая характеристика колесных тракторов

Приложение 7. Описание аппаратуры автоматического управления системы "Автоплан-1" на бульдозерах Д3-54А (Д-687А) и Д3-18Б (Д-493Б)

Приложение 8. Ежесменное техническое обслуживание и возможные неисправности бульдозеров Д3-54 (Д-687А) и Д3-18Б (Д-493Б) с системой "Автоплан-1"

Приложение 9. Таблица объемов грунта (в плотном теле) на отвалах бульдозеров в зависимости от степени разрыхления грунта

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РУКОВОДСТВО ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ БУЛЬДОЗЕРАМИ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ. МЕХАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТРОИТЕЛЬСТВУ ГОССТРОЯ СССР (ЦНИИОМТП)

РУКОВОДСТВО

ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ БУЛЬДОЗЕРАМИ

МОСКВА СТРОЙИЗДАТ 1976

водить после того, как гусеницы трактора начнут катиться по только что срезанной поверхности грунта.

Толщина первоначальной стружки резания устанавливается в зависимости от грунтовых условий, состояния обрабатываемой поверхности, скорости перемещения бульдозера. По окончании перемещения грунта или при перегрузке двигателя выглубленне отвала производится переключателем пульта управления.

При передвижении бульдозера в рабочем цикле система автоматического управления обеспечивает стабилизацию положения отвала согласно заданному уклону или подъему на блоке управления.

Возможность управления отвалом при помощи рукоятки тракторного распределителя сохраняется как при включенной, так и при выключенной автоматической системе. Причем независимо от направления перемещения отвала, заданного автоматикой, он будет перемещаться в направлении, которое будет задано распределителем трактора.

2.14.    Автоматическая система стабилизации положения отвала работает только в том случае, если число оборотов двигателя находится в допустимых пределах. При возрастании усилий на отвале до величин, вызывающих недопустимое снижение чисел оборотов двигателя бульдозера, система контроля отключает автомат стабилизации, одновременно подавая сигнал на выглубленне отвала.

После восстановления чисел оборотов до нормальных работа автомата стабилизации положения отвала восстанавливается. Обратный клапан с дросселем обеспечивает регулирование скорости подъема или опускания отвала при работе автомата.

2.15.    Планирование на автоматическом режиме рекомендуется производить по грубоспланированной поверхности с высотой неровностей не более 200 мм.

При планировочных работах объем призмы грунта перед отвалом рекомендуется поддерживать в пределах 1/2—3/4 от наибольшего объема. При этом грунта должно хватить для полной засыпки встречающихся неровностей. В противном случае произойдет наезд гусениц бульдозера на углубление в грунте и нарушение нормальной работы.

Чистовую планировку поверхности следует производить на первой передаче. Плавное движение бульдозера, которое необходимо для обеспечения микропрофиля (горизонтальности) поверхности, машинист бульдозера должен обеспечить теми же методами вождения, которые применяются обычно при работе на неавтоматизированных бульдозерах.

2.16.    Необходимость частичного участия машиниста бульдозера в управлении отвалом вызывается рядом факторов, определяемых главным образом неустановившимся режимом работы бульдозера в период резания и транспортировки грунта и наличием определенной зоны нечувствительности системы. К таким факторам относятся: неоднородность механических свойств грунта и непостоянство глубины резания, колебание величины погружения почвозацепов гусеницы в грунт, различная степень загрузки отвала грунтом и др.

2.17.    При работе на автоматизированных бульдозерах необходимо соблюдать все правила безопасности, предусмотренные в технической документации на трактор, бульдозер с автоматическим управлением.

2.18.    Проверочно-крепежные и проверочно-регулировочные работы по узлам и агрегатам аппаратуры автоматики бульдозеров ДЗ-54 (Д-687А) и ДЗ-18Б (Д-493Б) с системой «Автоплан-I» проводятся машинистом бульдозера согласно табл. 1 прил. 8.

Возможные неисправности в процессе эксплуатации системы «Автоплан-1», способы их обнаружения н устранения приведены в табл. 2 прил. 8.

3. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ БУЛЬДОЗЕРОВ

3.1.    Основным критерием, определяющим целесообразность применения бульдозеров на земляных работах, являются показатели стоимости и трудозатрат разработки, перемещения и укладки грунта в сооружение по сравнению с другими землеройными и транспортными машинами, выполняющими эти работы.

3.2.    Область применения бульдозеров при производстве различных видов земляных работ может быть определена видом выполняемых работ и применением к отвалу дополнительного рабочего оборудования для выполнения вспомогательных работ (планировка откосов, рыхление плотных или промерзших на небольшую глубину грунтов, устройство кюветов, мелких неглубоких траншей к других видов работ).

3.3.    Рациональная дальность перемещения грунта бульдозерами на тракторах ДТ-54 составляет примерно до 30—50 м, на тракторах ДТ-75 и Т-100 — до 50—70 м, на тракторах Т-130 и Т-180 — до 100 м, а при использовании мощных бульдозеров на тракторах ДЭТ-250 — до 150 м.

3.4.    Помимо применения бульдозеров для выполнения земляных работ в качестве самостоятельных транспортных машин их широко используют как вспомогательные машины для завершения земляных работ, выполненных другими землеройными машинами.

3.5.    В зависимости от вида выполняемых земляных работ, вида земляного сооружения и принятой схемы производства работ бульдозеры используются в комплекте с одноковшовыми и многоковшовыми экскаваторами, транспортными средствами (автомобильным, железнодорожным и конвейерным), уплотняющими машинами, грейдерами и т. п. и производят разработку грунта в выемках с перемещением его в отвал или полезные насыпи. При этом возможны следующие схемы производства работ:

использование бульдозера в качестве основной машины для разработки грунта;

использование бульдозера в качестве вспомогательной машины для перемещения грунта.

При работе по первой схеме на вскрышных работах и разработке широких выемок глубиной до 1 м, а также при выполнении планировочных работ, грунт целесообразно разрабатывать бульдозерами. В этих случаях экскаваторы используют в качестве вспомогательных машин для укладки грунта во временный отвал или погрузки из него в транспортные средства.

При работе по второй схеме экскаватор разрабатывает грунт и укладывает его во временный отвал, а бульдозер перемещает грунт из временного отвала в постоянный или в полезную насыпь, а также производит зачистку дна выемки, если эта операция предусмотрена.

3.6.    Возможность использования выработанного пространства для укладки снятого грунта (вскрышные работы в карьерах) или в отвалы за границей карьера позволяет применить бульдозеры как самостоятельно землеройно-транспортные машины и получить в этом случае высокую их производительность.

3.7.    Производство работ по очистке площади возводимого сооружения от кустарника, мелколесья и пней диаметром до 20 см целе-

11

сообразно выполнять бульдозерами на тракторах мощностью 75 л. с. и более, так как в этом случае одновременно снимается плодородный слой и выполняется корчевка пней.

3.8.    При незначительных расстояниях перемещения грунта от места разработки (срезка бугров, возвышенностей) и укладки в пониженные места (засыпка ям, оврагов и пр.) в процессе производства планировочных работ применение бульдозеров обеспечивает наиболее высокие экономические показатели, чем другие землеройно-транспортные машины.

3.9.    Рыхление плотных или мерзлых грунтов при отсутствии для этой цели специальных машин возможно выполнять мощными бульдозерами на тракторах Т-180, ДЭТ-250М и другими более мощными при оснащении их рыхлителями.

3.10.    Возведение дорожных насыпей высотой до 2 м из резервов, расположенных вдоль трассы, целесообразно выполнять бульдозерами, так как в этом случае обеспечивается укладка грунта в насыпь при незначительных расстояниях его перемещения и пос-тойное разравнивание для производства последующих операций.

3.11.    Для производства работ в заболоченной и обводненной местности на грунтах со слабой несущей способностью рекомендуется применять бульдозеры на тракторах с уширенными гусеницами марки: ДТ-55АС2, ДТ-75Б, Т-100МБ и Т-100МБГП.

4. ВЫБОР МАРКИ БУЛЬДОЗЕРА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА СООРУЖЕНИЯ И ОБЪЕМА ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ

4.1.    На выбор марки бульдозера для выполнения земляных работ в строительстве влияют:    габаритные размеры сооружения,

наименование грунта и его характеристика, дальность перемещения грунта, объем выполняемых земляных работ и сроки их выполнения.

4.2.    Для выполнения земляных работ объемом до 3 тыс. м3 на одном объекте в нескальных грунтах при дальности перемещения до 40 м рекомендуется использовать бульдозеры на тракторах ДТ-54, Т-74, Т-75 и Т-100.

4.3.    Для выполнения земляных работ объемом от 3 до 50 тыс. мпри дальности перемещения до 70 м целесообразно использовать бульдозеры на тракторах Т-100, Т-130 и Т-180.

При объеме земляных работ свыше 50 тыс. м3 и дальности перемещения до 100 м и более целесообразно использовать бульдозеры на тракторах Т-130, Т-180 и ДЭТ 250.

4.4.    Производство обратных засыпок пазух, траншей и котлованов грунтом из временных отвалов, расположенных на бровках, или доставленным транспортными средствами следует преимущественно выполнять бульдозерами с поворотными отвалами:

при траншеях с малыми параметрами поперечного профиля и котлованах глубиной до 3 м бульдозерами на тракторах ДТ-55;

при траншеях с большими параметрами поперечного профиля и котлованах глубиной более 3 м бульдозерами на тракторах Т-100 и Т-130.

4.5.    Возведение дорожного земляного полотна на косогорах (по-лувыемка-полунасыиь) целесообразно выполнять преимущественно бульдозерами с поворотными отвалами на тракторах Т-100 и Т-130.

При отсутствии у строительных организаций бульдозеров с поворотными отвалами работы, указанные в пп. 4.4 и 4.5, могут выпол-

12

няться бульдозерами и с неповоротными отвалами аналогичных марок по разработанным технологическим схемам.

4.6.    Производство земляных работ по вертикальной планировке территории строительных площадок объемом до 5 тыс. м3 при малых срезках возвышенностей и незначительных расстояниях перемещения грунта (30—40 м) целесообразно применять бульдозеры на тракторах Т-74, Т-75. При объемах планировки более 50 тыс. м3 и значительных высотах срезки грунта с перемещением его до 100 м целесообразно применять бульдозеры на.-тракторах Т-130, Т-180, ДЭТ-250.

4.7.    Окончательная чистая отделка поверхности вертикальной планировки, планировочные операции при строительстве дорог, подготовка полей под заливные сельскохозяйственные культуры и на различных других мелиоративных и землеустроительных работах необходимо использовать бульдозеры ДЗ-54А (Д-687А) и ДЗ-18Б (Д-493Б) на тракторах Т-100МГП, оборудованных системой «Автоплан-1», чтобы обеспечить хорошее качество планировочных работ.

4.8.    Разработка нескальных грунтов в каналах, траншеях и других аналогичных сооружениях рекомендуется выполнять бульдозерами на тракторах при ширине сооружений по дну:

2 м — МТЗ-50/52;

2.01— 3 м — ДТ-54, ДТ-55, ДТ-75. Т-100;

3.01— 3,5 м — Т-74, ДТ-75, Т-100, Т-130, Т-180;

3.51— 4 м — Т-100, Т-130, Т-180, Т-330*, Т-500*, К-702*;

4.01— 4,5 м — Т-180, ДЭТ-250;

4.51— 6,3 м —ДЭТ-250, Т-330*, Т-500*;

более 6,3 м — всеми марками бульдозеров, за исключением на тракторах: МТЗ-50/52, ДТ-54, ДТ-55, Т-74, ДТ-75.

Рекомендуемые тракторы с бульдозерными отвалами для производства земляных работ в зависимости от их вида, объема и характеристики выполняемых работ приведены в табл. 2.

5. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

5.1. Для успешного проведения земляных работ бульдозерами необходимо выполнить следующие подготовительные работы:

произвести рабочую разбивку возводимого сооружения и закрепление разбивочных знаков;

устроить временные склады для хранения горючего и смазочных материалов, запасных частей, навесов для проведения планово-предупредительного ремонта;

оборудовать место заправки тракторов горючим и водой; обеспечить телефонной связью или при линейном строительстве радиосвязью со строительным участком (строительным управлением, управлением механизации и т. п.) согласно СН 370-67 — «Инструкция по применению диспетчеризации в строительстве»;

обеспечить передвижными временными помещениями (вагончиками) для приема пищи, хранения рабочей одежды и обуви, а при отсутствии этой возможности устроить и оборудовать временное помещение в соответствии с требованиями глав СНиП по производству и приемке работ;

устроить освещение площадки для производства работ в ночное время;

оборудовать места стоянки бульдозеров моющими средствами; обеспечить проведение мероприятий по водоотводу от строящегося объекта;

Бульдозеры и тракторы перспективного выпуска.

13

ТАБЛИЦА 2

С

в

*

Вид земляных работ

Характе

ристика

грунта

Характери

стика

выполняемых

работ

Объем рзбот. тыс. м»

Дальность перемещения грунта, м

Марка трактора, оборудованного бульдозером

Примечание

1

2

3

4

5

б

7

8

1

Разработка плодородно го слоя грунта в основаниях сооружение, ив площади котлованов, траншей, выемок н каналов

Плодород

ный

слой

Глубина до 1 м

До 3

До 40

ДТ-54АС2, Т-74. Т-74С2. ДТ-75С2

2

Вскрышные работы в карьерах, рааработка грунта котлованов и траншей

Наскаль

ный

То же

3-50

До 70

Т-100М. Т-ЮОМГП. Т-130Г. Т-180. Т-180Г

3

То же

То же

»

Более 50

До 100 и более

Т-130Г. Т-180. Т-180Г. ДЭГ-250. ДЭТ-250.М

4

Рааработка грунта до. рожных выемок и каналов

»

»

До 25 и более

До 100

т-юом. т-юоомгп.

Т-130Г. Т-180. Т-180Г

ь

Возведение дорожных насыпей на боковых реаер-воп

»

Высота насыпей до 1.5 м

-

До 20

Т-ЮОМ. Т-ЮОМГП. Т-130Г

б

Обратная засыпка пазух. траншей и котлованов

»

Глубина до 3 м Глубина более 3 м

До 20 До 20

ДТ-55АС2 Т-ЮОМ. Т-Ю0МГ. Т-130Г

-

7

Возведение дорожного земляного полотна на косогорах

»

Высот до 5 м

Т-ЮОМ. Т-Ю0МГ. т-130

Бульдозеры с поворотным отвалом

В

Вертикальная планировка площадей я территорий

Нескаль-

ный

Глубина срезки до 1 м

До 5 До 50

ДО 40 До 100

Т-74. Т-74СЗ. ДТ-75С2

Т-ЮОМ. Т-ЮОМГП. Т-130Т. Т-180. Т-180Г. ДЭТ-250, ДЭТ-250М

Бульдозеры марок: ДЗ-54 (Д-687А) и ДЗ-18Б (Д-493П)

С системой «Автоплаи.1»

9

Плакировка поверхностей и откосов выемок, ив-сыпей. дамб, плотин, каналов. резервов и т. п.

То же

Глубина срезки До 0.3 м

До 16

ДТ-54АС2. ДТ-55АС2. Т-74. Т-74С2. ДТ-75АС. Т-ЮОМ. Т-ЮОМГ

Бульдозеры марок: ДЗ-54 (Д-687А) н'ДЗ-18Б (Д-493Б) с системой «Автоплан-!»

10

Нарезка уступов в основаниях насыпей на косогорах. в откосах существующих дорожных насыпей при их расширении

»

ДТ-55АС2. Т-ЮОМ. Т-ЮОМГП. Т-130Г

Бульдозеры с поворотным отвалом

11

Устройство кюветов и водоотводных квнвв

*

Глубина разработки 6.4-0.С м

ДТ-54АС2. ДТ-55АС2. Т-74. Т-74С2. ДТ-75АС. Т-ЮОМ. Т-ЮОМГП

12

Устройство въездов из насыпи и выездов из выемок

»

До 30

Т-ЮОМ. Т-ЮОМГП. Т-130Г

13

Разработка иеаоборов п основании котлованов, траншей, выемок и каналов

»

Глубина

ДО 0.3

До 30

ДТ-54АС2. ДТ-55АС2. Т-74. Т-74С2. ДТ-75АС. Т-ЮОМ. Т-ЮОМГП

14

Разравнивание грунта в насыпях и отвалах

»

Послойное

p.UpjBHiihJHre

До 20

ДТ-54АС2. ДТ-55АС2. Т-74. Т-74С2. ДТ-7 5АС. Т-ЮОМ. Т-ЮОМГП

произвести расчистку строительной площадки или трассы от кустарника, деревьев, пней, камней (валунов), корневой системы и т. п.

5.2.    Бригадир бульдозерной бригады (комплексной бригады или бригады конечной продукции) принимает от мастера или от производителя работ рабочую разбивку, получает попикетные выписки по земляному полотну с указанием глубин выемок, высот насыпей, глубин закладываемых резервов, высоты кавальеров.

К попикстнон выписке должна быть приложена схема, в которой указываются вынесенные места продольной оси, размеры до оси, расположение резервов и их ширины, расположение кавальеров.

Знаки и выноски, поврежденные в процессе производства земляных работ, подлежат восстановлению.

Производить земляные работы без рабочей разбивки запрещается.

5.3.    При очистке площадки от небольших деревьев (диаметром менее 10—12 см), а также кустарника следует срезать сразу весь слой грунта с кустами и деревьями. Отвал бульдозера должен быть опущен на грунт и при движении вперед на первой передаче заглублен до получения стружки толщиной 10—15 см.

Нож отвала должен быть обязательно острым, так как тупой нож не срезает стеблей и корней кустарника и деревьев, подминает их под себя и выглубляется.

5.4.    Расчистку площадки следует начинать от края с тем, чтобы транспортировка срезанного кустарника и деревьев при втором и последующих проходах производилась за пределы расчищаемой площадки по ранее очищенной и спланированной полосе.

5.5.    Валку бульдозером деревьев диаметром не более 30 см следует производить в два приема: сначала отвалом, поднятым в крайнее верхнее положение, нажимают на ствол дерева и наклоняют его на 15—20°. После этого бульдозер отводят назад, отвал опускают и подводят его под корни дерева и движением бульдозера вперед выкорчевывают дерево.

При сваливании крупных деревьев диаметром более 30 см необходимо предварительно частично подрезать их корни со стороны валки.

Поваленное и выкорчеванное дерево удаляют приподнятым отвалом бульдозера.

5.6.    Пни диаметром до 20 см выкорчевывают обычно таким же способом, как и мелколесье. Для этого заглубляют отвал бульдозера на 15—20 см и удаляют пень вместе с плодородным слоем грунта.

Крупные пни более 20 см корчуют в три приема: подрезка корней пня, выкорчевывание его и удаление пня.

5.7.    Толщина срезки плодородного слоя грунта в основании земляных сооружений и с площадей, предназначенных для строительства, определяется проектом сооружения.

Срезанный плодородный слой грунта укладывается во временные отвалы с целью использования его в дальнейшем при создании дернового покрова на откосах земляных сооружений, покрытии резервов, спланированных площадей, отвалов и пр.

5.8.    Плодородный слой грунта срезают по различным схемам, которые выбирают от дальности его перемещения, ширины полосы, с которой удаляется плодородный слой, его толщины, мощности двигателя бульдозера и в зависимости от дальнейшего использования плодородного грунта.

Схемы срезки плодородного слоя грунта в каждом конкретном случае определяются проектом производства работ.

16

Руководство по производству земляных работ бульдозерами. М., Стройиздат, 1976, 96 с. (Центр, науч.-ис-след. и проектно-эксперим. ин-т организ., механиз. и гехн. помощи стр-ву Госстроя СССР).

Рассматриваются вопросы рационального выполнения элементов цикла разработки грунта, применения прогрессивных технологических схем и способов при проектировании и производстве земляных работ, выбора марки и типа бульдозера для земляных работ, разработки грунта как бульдозерами с канатно-блочным и гидравлическим управлением, так и бульдозерами с автоматическим отвалом «Автоплан-1».

Освещены производство подготовительных и вспомогательных работ и организация комплексных бульдозерных бригад. Отражены вопросы технического обслуживания бульдозеров, контроля качества производства земляных работ и их приемки, указания по технике безопасности и противопожарным мероприятиям.

Руководство предназначено для инженерно-технических работников строительных и проектных организаций и машинистов бульдозерных бригад, занимающихся производством земляных работ.

Табл. 13, рис. 43.

lu v*v

Р ni7/nn ' Инструкт.-нормат., 1—2 вып. — 19—76 © Стройиздат, 1976

ЦНИИОМТП

Руководство по производству земляных работ бульдозерами

Редакция инструктивно нормативной литературы Зав. редакцией Г. А. Ж и г а ч е в а Редактор С. В. Беликина Мл. редактор Л. М. Климова

Технические редакторы В. Д. Павлова. Ю. Л. Циханкова Корректоры Л. С. Л ел я г н и а, Н. П. Чугунова

Сдано в набор 14/VI 1976 г. Подписано к печати 15/IX 1976 г. Т-17310 Формат 81Х Ю8'/з:- Бумага типографская № 1

5.0-1 уел. псч. л.    (уч.-изд.    7,26    л.)

Тираж 20 000 Изд. Nt XII—6478 Зак. № 988 Цена 38 кои.

Стройиздат

103006. Москва. Каляевская, 23а

Московская типография № 4 Союзполиграфпрома

при Государственном комитете Совета Министров СССР

по делам издательств, полиграфии и книжной торговли

Москва, И-41, Б. Переяславская, дом 46

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Руководство ио производству земляных работ бульдозерами» выполнено в развитие главы СНиП по производству и приемке работ по возведению земляных сооружении, а также действующих инструкций на указанные сооружения.

Учтен многолетний опыт производства земляных работ специализированных трестов Укргидроспецфундаментстрой, Донбассканал-сгрой, Крымканалстрой, Донбассэкскавация и др.

Для производства земляных работ в строительстве широко применяют отечественные бульдозеры мощностью от 40 до 300 л. с. и зарубежные мощностью до 385 л. с.

Благодаря высокой производительности, универсальности и маневренности бульдозер стал одним из наиболее распространенных видов землеройных машин.

В настоящее время разработан ряд систем автоматического управления строительными машинами. К ним относятся и система автоматической стабилизации углового положения толкающего бруса бульдозера «Автоплан-I», используемая на бульдозерах ДЗ-54А (Д-687А) и ДЗ-18Б (Д-493Б), выпускаемых Челябинским заводом дорожных машин Минстройдормаша.

В Руководстве приводятся краткие описания конструкций системы «Автоплан-I», принцип ее действия, подготовка к работе и регулировке, правила пользования.

Пользуясь этими указаниями, обслуживающий персонал сможет правильно эксплуатировать и обслуживать бульдозеры с системой «Автоплан-I», увеличивая срок их службы и тем самым повышая эффективность и рентабельность применения бульдозеров на планировочных работах (30% объема земляных работ выполняются бульдозерами).

Руководство разработано отделом организации, технологии и механизации земляных работ ЦНИИОМТП Госстроя СССР (Л. Н. Горелов, В. Ф. Лещиловский, Л. Ф. Лукьяненко, А. Ю. Ря-бушкин) при участии отдела автоматики строительства (Н. С. Кор-сунская) и отдела эксплуатации строительных машин ЦНИИОМТП (В. В. Колесниченко), а также лаборатории технологии и организации строительства ВНИИСТ (А. В. Лукомский, В. И. Ментюков). отдела механизации мелиоративных работ Союзводпроекта (А. В. Волков, И. А. Зуевская, М. А. Чапурская) и отдела горных и земляных работ Гидропроекта им. С. Я. Жука (Г. Н. Третьяков, А. И. Сафронов).

Общее редактирование Руководства выполнено Л. Н. Гореловым и В. Ф. Лещиловским.

При подготовке Руководства использованы материалы Всесоюзного производственного проектного объединения Союзводпроект Минводхоза СССР, Всесоюзного ордена Ленина проектно-изыскательного и научно-исследовательского института Гидропроект им. С. Я. Жука Минэнерго СССР, Всесоюзного научно-исследовательского института по строительству магистральных трубопроводов ВНИСТ, а также материалы ВНИПИИстромсырья (бывш. ГПИ Проектгидромеханизация) и треста Укргидроспецфундаментстрой по организации труда при разработке грунта землеройными машинами.

Замечания и предложения по Руководству просьба направлять: Москва, 127434, Дмитровское шоссе, д. 9, ЦНИИОМТП.

1. ВИДЫ ЗЕМЛЯНЫХ СООРУЖЕНИИ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ВЫПОЛНЯЕМЫХ БУЛЬДОЗЕРАМИ

1.1.    Основными видами земляных сооружений, возводимых будь* Дозерами, являются выемки, насыпи, каналы и планировки территории.

Промежуточным видом между насыпями и выемками являются полунасыпи и полувыемки.

1.2.    Земляные сооружения в зависимости от срока службы делятся на постоянные и временные.

К постоянным земляным сооружениям относятся: земляное полотно рельсовых и безрельсовых дорог; гидротехнические земляные сооружения (оросительные, осушительные, дренажные, судоходные каналы и каналы промышленного назначения, водопропускные каналы, дамбы обвалования и насыпи напорных сооружений);

площадки и территории для орошаемых земель и строительства предприятий, поселков, жилых и других зданий, стадионов и т. п.

нагорные канавы и канавы для отвода атмосферных осадков и талой воды;

отвалы излишнего грунта, складируемого на постоянное время. К временным земляным сооружениям относятся: котлованы и траншеи для гидротехнических сооружений и фундаментов зданий, прокладки кабелей, трубопроводов и других подземных коммуникаций; землевозные дороги;

въезды и съезды, разворотные площадки, ниши и т. д.; прорези и канавы-торфоириемники;

перемычки для выполнения гидротехнических работ, траншеи и выемки под зуб гидротехнических сооружений;

штабеля песка, щебня и гравия при строительстве автомобильных дорог и на площадках бетонных заводов и растворных узлов; обвалование при намыве грунта способом гидромеханизации.

1.3.    Бульдозеры как землеройные машины предназначаются для выполнения земляных, подготовительных и вспомогательных работ в различных видах строительства.

В зависимости от мощности и конструкции бульдозеры могут работать на самых разнообразных грунтах и материалах: от болотистых и песчаных до разборных или до разрыхленных скальных пород.

Бульдозеры применяются при выполнении следующих видов работ:

разработка грунта выемок и каналов с перемещением его в насыпи или кавальеры;

разработка грунтов котлованов под фундаменты и траншеи для укладки кабелей и трубопроводов и других подземных коммуникаций;

вскрыша земляных карьеров и карьеров полезных ископаемых с укладкой грунта в отвалы или в выработанное пространство; срезка грунта на косогорах;

разработка грунта при устройстве полувыемки-полунасыпи; возведение насыпей из боковых резервов;

4

Срезка плодородного слоя грунта в основании Земляных Соору* Жемий, или при производстве других видов работ, и перемещение его во временные отвалы;

планировка площадей, территорий, орошаемых полей и подготовка излишнего грунта для последующей его уборки;

нарезка уступов в основании насыпи на косогорах и по его склону, а также в откосах существующих насыпей по мере возведения насыпи;

нарезка кюветов и неглубоких водоотводных канав; засыпка пазух, котлованов, траншей, резервов, ям, рвов и оврагов;

устройство въездов на насыпи и выездов из выемок, резервов и карьеров.

1.4.    На строительных площадках и на линейных сооружениях бульдозеры используются на подготовительных и вспомогательных работах, выполняемых как самими бульдозерами, так и с использованием сменного навесного к ним оборудования:

валка деревьев (диаметром до 30 см); срезка и уборка кустарников и мелколесья; корчевка пней; уборка валунов;

планировка проезжей части временных землевозных дорог, а бульдозеры, оборудованные рыхлителем, — на рыхлении мерзлых и плотных грунтов;

обвалование площадок при намыве грунта способом гидромеханизации;

зачистка недоборов грунта в основании котлованов, траншей, выемок, каналов, резервов;

планировка откосов выемок, насыпей, дамб, плотин, каналов, резервов и других земляных сооружений;

разравнивание и планировка грунта на насыпях и отвалах и инертных материалов при устройстве дренажей; образование штабелей песка, щебня и гравия; очистка площадок от строительного мусора и мусора от разборки зданий;

подача грунта в приемные бункера транспортеров и к зумпфам землесосных установок при разработке грунта гидромониторами;

подача инертных материалов на транспортерные линии на бетонных заводах и растворных узлах;

очистка от снега дорог, площадок и участков производства работ и т. п.

1.5.    На землях, подлежащих рекультивации, до начала основных строительных работ бульдозеры используются для снятия верхнего плодородного слоя почвы и перемещения его во временный отвал для хранения и последующего восстановления, перемещения и распределения грунта на прежнем месте после окончания строительства объекта.

2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БУЛЬДОЗЕРАХ

2.1. Бульдозер — землеройно-транспортная строительная машина цикличного действия, предназначенная для выполнения операций по резанию, перемещению, разгрузке и укладке грунта. Бульдозер представляет собой гусеничный или колесный трактор, оборудованный спереди управляемым отвалом, который является рабочим органом и в нижней своей части снабжен ножом.

5

2.2. Бульдозеры обладают перед другими землеройными машинами рядом преимуществ, к числу которых относятся:

простота конструкций, легкость управления, надежность в работе, высокая производительность;

большая маневренность, несложность в эксплуатации; транспортабельность, хорошая проходимость по любым дорогам и бездорожью;

Рис. 1. Схема установок отвала


а)

а — подъем и опускание; б — установка отвала под углом к направлению движения; в — наклон отвала в поперечноП плоскости; г — изменение угла резания

возможность одной машиной выполнять комплекс операций: резание грунта; перемещение грунта;

разгрузку и укладку грунта в насыпи или в отвалы;

2.3.    По ходовой части различают бульдозеры гусеничные и колесные.

По номинальному тяговому усилию бульдозеры подразделяют в зависимости от базового трактора на классы:

гусеничные — 3,4, 5, 6, 10,15,25 и 35 тс;

на пневмоколесном ходу — 0,9; 1,4 и 5 тс.

2.4.    По способу установки отвала бульдозеры делятся на неноворотные и поворотные (универсальные).

Отвал неповоротного бульдозера закреплен постоянно в перпендикулярном положении относительно продольной оси трактора и не может поворачиваться в плане.

Отвал поворотного (универсального) бульдозера имеет возможность установки отвала не только перпендикулярно направлению движения трактора, но и под углом у к нему (рис. I, б). У универсальных и некоторых марок неповоротных бульдозеров отвал можно наклонять в поперечной плоскости под углом Р (рис. 1, в). Для изме-

6

нения угла резания а отвал можно поворачивать в вертикальной плоскости в пределах 6° (рис. 1, г). Во время работы отвал может подниматься над поверхностью земли на величину Л| и опускаться ниже опорной поверхности гусениц трактора Н2 (рис. 1, а).

2.5.    По роду системы управления отвалом бульдозеры подразделяются на две группы:

с канатно-блочным управлением, когда подъем и опускание отвала осуществляют канатной системой, приводимой в действие лебедкой, связанной с валом отбора мощности трактора;

с гидравлическим управлением, когда подъем и опускание отвала производят при помощи штоков гидравлических цилиндров, перемещающихся нагнетаемым под давлением маслом.

2.6.    При канатно-блочной системе управления опускание отвала на грунт и врезание ножа осуществляют под действием собственной массы отвала, а подъем отвала — посредством стального каната, навиваемого на барабан лебедки, установленной в задней части трактора и приводимой в действие от вала отбора мощности. Отвал может находиться в плавающем положении, когда барабан лебедки заторможен.

У бульдозеров с гидравлическим управлением опускание и подъем отвала осуществляют силой давления масла, действующего на поршни рабочих цилиндров и связанные с ними штоки, которые соединены с подвижной рамой бульдозерного оборудования. Давление масла в системе гидравлического управления создается насосом, который приводится в движение от вала отбора мощности коробки перемены передач трактора.

2.7.    К недостаткам бульдозеров с канатно-блочным управлением следует отнести невозможность принудительного заглубления ножей отвала в грунт, что снижает эффективность применения их при работе в плотных грунтах.

Бульдозеры с гидравлическим управлением этого недостатка не имеют. Ножи отвала можно принудительно заглублять в грунт, что позволяет разрабатывать плотные слои грунтов, а также грунты, промерзшие на глубину до 15 см. Кроме того, на бульдозерах с гидравлическим управлением можно фиксировать положение отвала на определенной высоте, что облегчает труд машиниста бульдозера и повышает качество планировочных работ.

2.8.    С целью расширения области применения бульдозеров (с не

поворотным отвалом) их снабжают дополнительным быстросъемным сменным оборудованием:    передними и задними рыхлительными

зубьями, открылками, уширителями неподвижными или гидроуправляемыми, удлинителями, канавными надставками, кусторезным ножом, кирками для взламывания асфальтовых покрытий, отвальной приставкой для работы от стенки и др.

2.9.    Бульдозеры марки ДЗ-54А (Д-687А) и ДЗ-18Б (Д-493Б) оборудованы системой автоматического управления отвалом «Авто-план-1>. Бульдозеры с системой автоматической стабилизации отвала предназначены для использования на планировочных операциях при окончательной отделке поверхности вертикальной планировки, на планировочных операциях при строительстве дорог, насыпей, котлованов, гидротехнических сооружений, при планировке полей под заливные сельскохозяйственные культуры и на различных других мелиоративных и землеустроительных работах.

Эти бульдозеры целесообразно использовать на объектах, на которых 35—50% времени работы бульдозеров составляла бы работа на планировочных операциях с включенной системой автоматики н особенно на работах, требующих повышенную точность.

7

Кроме того, бульдозер с включенной системой автоматики может быть использован на тех же операциях, что и бульдозер с ручным гидравлическим управлением.

На работах, где не требуется применение автоматического управления отвалом, а также при транспортировке бульдозера, система должна быть выключена.

При долговременной (сезонной) работе бульдозера без применения автоматического управления отвалом рекомендуется, с целью возможных механических повреждений, временно снимать датчик с бульдозера.

2.10.    Бульдозеры с системой «Лвтоплан-I» целесообразно применять при разработке грунта последнего слоя, толщина которого во избежание получения волнообразной поверхности не должна превышать пределов толщины стружки, зависимой от величины тягового усилия трактора и свойств грунта (около 20 см).

2.11.    Удельный вес земляных работ, выполняемых бульдозером с автоматической системой управления отвалом при разработке грунтов, резко сокращается с увеличением глубины выемки, что видно из показателей табл. I.

ТАБЛИЦА 1

Глубина разработки.

м

Характеристика разработки грунта бульдозером

0.5

1

2

3

4

5

Удельный

вес, %

С автоматической систе-

40

20

10

7

5

4

мой управления С ручным управлением

60

80

90

93

95

96

2.12. Подготовка к работе, регулировка и настройка системы автоматической стабилизации должны быть проверены па правильность функционирования.

Процесс проверки должен обеспечить: правильность установки нуля датчика;

правильность отработок команд системой автоматической стабилизации.

Для проверки установки датчика на нуль (т. е. первоначальной установки датчика в соответствии с первоначальным положением отвала) необходимо установить бульдозер на ровной горизонтальной поверхности (проверить уровнем).

Режущая кромка ножа отвала должна находиться ниже уровня опорной поверхности почвозацепов гусеницы на 40±5 мм, если поч-возацепы не погружены в опорную поверхность. Систему включить на режим «настройка», для этого рукоятки блока управления установить в следующие положения:

стрелку задатчика уклона — на нуль; рукоятку «загрубление» — на «меньше» до упора; включатель «настройка» — на «вкл.»;

включатель электропитания — на «вкл.» (при этом должна загораться сигнальная лампочка).

Расположение датчика углового положения (ДУП) должно быть следующим. Защелка поворотного устройства должна находиться во впадине посередине зубчатого сектора. При этом лампочка-индн-

8

катор на датчике должна гореть, если положение датчика не Соответствует положению отвала.

Для установления датчика на нуль необходимо ослабить болты крепления зубчатой рейки к хомуту и при помощи упорных болтов поворачивать датчик вместе с рейкой до угасания лампочки-индикатора. Полное соответствие положения датчика с положением отвала определяется как середина промежутка между двумя точками угасания лампочки (при этом установленное положение отвала соответствует нулевому положению стрелки задатчика на блоке управления). Закрепить упорные болты крепления рейки к хомуту.

Правильность отработок команд системой автоматической стабилизации проверяется следующим образом.

Бульдозер устанавливается на ровной горизонтальной площади с работающим на средних оборотах двигателем. Система включается на рабочий режим. Для этого рукоятки блока управления установить в следующие положения:

стрелка задатчика уклона — на нуль; ручку «загрубление» — в среднее положение; включатель «настройка» — на «вкл.»; включатель электропитания — на «вкл».

Для проверки дистанционного ручного управления переместить переключатель на пульте управления в положение «вверх» и «вниз». При этом отвал должен подниматься и опускаться, и нейтральному положению переключателя должно соответствовать фиксированное положение отвала «заперто».

Для проверки автоматического управления нажать кнопку «Автомат», затем при установке ручки задатчика на деление 5—7% в сторону «подъем» отвал должен перемещаться вверх до заданного наклона; при перемещении ручки задатчика в сторону «спуск» отвал должен перемещаться вниз до заданного положения.

Проверка перехода системы с автоматического режима на ручное и обратно:

при произвольном положении отвала при нажатии кнопки «Автомат» отвал должен перемещаться в положение, заданное задатчиком;

при установке переключателя в положение «вверх» или «вниз» автоматическое управление должно отключаться и отвал должен управляться переключателем;

после работы переключателем при нажатии кнопки «Автомат» должен осуществляться переход на автоматический режим управления.

2.13. Правила пользования автоматическим управлением следующие.

Питание системы включается ручкой тумблера, расположенной в левом нижнем углу панели блока питания управления. При включении зажигается сигнальная лампа на панели.

Включение системы при работающем двигателе производить только при подключенном заряженном аккумуляторе трактора.

Ручка тумблера «настройка» при работе системы в режиме автоматики должна быть в положении «выкл.».

Требуемый уклон задается поворотом ручки задатчика по шкале. Задавать уклон можно и во время работы бульдозера.

При выполнении планировочных работ бульдозером система автоматического управления должна быть включена

Зарезание отвала в грунт производится в режиме ручного управления с помощью переключателя («вверх» — «вниз») пульта управления. Переход на автоматический режим работы следует произ-

9