Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

38 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В Рекомендациях приведены сведения по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и грузозахватных приспособлений и методы безопасного выполнения погрузочно-разгрузочных работ с железобетонными деталями и конструкциями и мелкоштучными строительными материалами. Рекомендации предназначаются для инженерно-технических работников, бригадиров и мастеров, занимающихся вопросами организации и механизации погрузочно-разгрузочных работ.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1. Грузоподъемные машины и грузозахватные приспособления

2. Погрузка и разгрузка железобетонных деталей и конструкций

3. Погрузка и разгрузка мелкоштучных строительных материалов

Приложение 1. Наименьшее допустимое расстояние по воздуху от подъемной или выдвижной части машины или от груза до провода под напряжением

Приложение 2. Нагрузка на ветви канатных стропов

Приложение 3. Наименьший допускаемый коэффициент запаса прочности стальных канатов

Приложение 4. Число обрывов проволок по дине одного шага свивки каната, при котором канат должен быть забракован

Приложение 5. Допуски шероховатости в мм

Приложение 6. Примеры складирования

Приложение 7. Допускаемая общая высота штабеля

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.10.2014
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанЦНИИОМТП Госстроя СССР
ИзданСтройиздат1974 г.
УтвержденЦНИИОМТП Госстроя СССР
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ, МЕХАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТРОИТЕЛЬСТВУ (ЦНИИОМТП) ГОССТРОЯ СССР

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОГРУЗКЕ И РАЗГРУЗКЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИЙ

И МЕЛКОШТУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

МОСКВА-1974

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ, МЕХАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТРОИТЕЛЬСТВУ (ЦНИИОМТП) ГОССТРОЯ СССР

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОГРУЗКЕ И РАЗГРУЗКЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИЙ

И МЕЛКОШТУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

МОСКВА

СТРОИИЗДАТ — 1974

честпо обрывов и сравнивают с нормами Госгортехнадзора, приведенными в приложении 4.

Для определения шага свивки на одной из прядей наносят метку мелом и отсчитывают столько прядей вдоль оси троса, сколько их имеется в его наружном слое. Допустимое число обрывов не одинаково для канатов крестовой и односторонней свивки.

1.35. При наличии поверхностного износа каната или при коррозии проволок допускаемое количество обрывов (см. приложение 4) уменьшается в зависимости от глубины коррозии (износа) на следующую величину:

при

глубине коррозии, равной 10% диаметра проволок

. . на

15%

»

»

» »

15%

»

»

. . »

25%

»

»

» »

20%

»

»

. . »

30%

»

» »

25%

»

»

. . »

40%

»

»

» »

30%

»

»

. . »

59%

1.36.    В процессе эксплуатации стальных канатов нельзя допускать образование на них резких переломов и сплющенных мест. Для предохранения канатов от коррозии необходимо удалить с них грязь и смазать мазью ИК (ГОСТ 5570-69), не содержащей влаги. Смазывать канаты необходимо не реже одного раза в месяц при их эксплуатации и не реже одного раза в год при хранении на складе.

При отсутствии мази ИК канаты рекомендуется смазывать мазыо, в состав которой по весу входят: гудрон масляный 68%, битум марки III 10%, канифоль 10%, вазелин технический 7%, графит 3%, озокерит 2%.

1.37.    При выполнении погрузочно-разгрузочных работ со строительными конструкциями, как правило, должны применяться полуавтоматические грузозахватные устройства, захваты с дистанционным управлением и другие устройства, обеспечивающие расстроповку строительных элементов на определенном расстоянии от места освобождения груза от захвата.

Для подбора стропов и траверс рекомендуется пользоваться альбомом «Унифицированные грузозахватные приспособления для строительства» (ЦБТИ ЦНИИОМТП, 1970 г.).

1.38.    Траверсы и другие грузозахватные устройства для подъема груза должны исключать самопроизвольное отцепление и обеспечивать устойчивость груза во время его подъема и перемещения.

1.39. При перемещении строительных деталей и конструкций самозатягивающимися захватами существует опасность освобождения груза при опускании его в момент контакта подошвы груза с основанием. В связи с этим зажим захватов должен снабжаться устройством, обеспечивающим надежное сцепление с грузом. Применять самозатягивающиеся захваты для транспортирования ядовитых и взрывчатых грузов, а также сосудов, находящихся под давлением газа и воздуха, не разрешается.

И [7=0 -2

о*©—

‘о

-0

•э-

\

ю

\

3

1_и

esTi

J—~ В атмосферу

i j

)—10 м


Рис. 2. Принципиальная схема вакуумного грузозахватного устройства с дистанционным управлением 1 — двигатель; 2 — вакуумный насос; 3 —обратный клапан;    4 — ресивер;

5 — электроконтактный    вакуумметр;

6    — электромагнитный трехходовой распределительный клапан; 7 — вакуумметр; 8 — переходник; 9 — вакуум-провод; 10 — протнвоподсоспый клапан; //— фильтр; 12 — вакуум-захватная

камера


1.40.    При погрузочно-разгрузочных работах со строительными деталями и конструкциями, имеющими гладкую поверхность, могут использоваться вакуумные грузозахватные устройства (рис. 2).

1.41.    Расчет вакуумного грузозахватного устройства производится следующим образом:

А. Сила вакуумного притяжения устройства

Р = mSKp (ра — Рв) кгс>

где 5 — геометрическая площадь вакуум-захватиой камеры по внутреннему контуру герметизирующего уплотнения в см2;

т — количество камер;

ра — нормальное атмосферное давление, равное 1 кгс/см2;

рв — давление внутри камеры в кгс/см2;

КР — коэффициент, учитывающий снижение силы притяжения захвата из-за изменения атмосферного давления и деформации уплотнения ва-куум-захватной камеры.

Для вакуумного захвата, не связанного с определенным условием работы при наихудших условиях, /Ср = 0,8.

11

Б. Условие надежного удержания груза захватом (с некоторым допущением в сторону увеличения) p>NK+1!L,

где N н Т — силы отрыва и сдвига груза от захвата, включающие статические (от веса груза), динамические и дополнительные нагрузки (сила ветра и т. д.);

К — коэффициент запаса, учитывающий влияние качества поверхности груза, размеры и тип уплотнения на снижение грузоподъемности захвата. Его значение для захвата, не связанного с определенным условием работы, 2);

f — коэффициент трения между грузом и захватом (/ = 0,3-^0,4 для полированных и шлифованных поверхностей; f=0,5—0,7 для шероховатых поверхностей).

т

N + T м(ре—Ре)

_к_

КР


5 =


см2.


В. Необходимая площадь вакуум-захватной камеры

Фактические значения коэффициента надежности: по силе отрыва груза

по силе сдвига

к = HP-N)

Работоспособность вакуумных захватов при внецент-ренном захвате груза должна быть проверена на уравновешивание моментов действующих внешних сил и сил вакуумного притяжения.

Г. Время безопасного транспортирования груза вакуумным устройством и объем требуемого ресивера определяются из соотношения

сек,

t =Р + У.)Др

Че

где Vp — объем ресивера в см3\

VB — объем вакуумной системы от ресивера до груза в сл3;

12

Др — допустимые в кгс/см2-, qB — величина си(3- кгс/см1

изменения давления в захвате

натекания воздуха в захват в (определяется экспериментально).

сек

1.42.    Вакуумные грузозахватные устройства могут эффективно применяться для транспортирования изделий из бетона с шероховатостью поверхности 4, 3 и 2-го класса (СНиП I-A.4-62, приложение 5).

1.43.    Перед применением вакуумных грузозахватных устройств для транспортирования бетонных изделий с неизвестной характеристикой устройства должны быть проверены на натекание воздуха в герметизирующую камеру захвата.

У&р

t


см3 -кгс/см2 сек


q. С


Допустимая величина натекания воздуха qB в вакуумную систему грузозахватного устройства определяется из равенства:

где V —объем вакуумной системы, изолированной от вакуум-насоса в л, см3 (паспортные данные) ;

Др — допустимое изменение давления воздуха в системе вакуумного устройства в ат (кгс/см2); мм рт. ст. (0,1—0,3 кгс/см2-, 100—200 мм рт. ст.); t —время безопасного транспортирования груза захватом при отключенном вакуум-насосе (5—20 мин.).

1.44.    При транспортировании вакуумным грузозахватным устройством изделий с шероховатостью поверхности от 1-го до 3-го класса рекомендуется применять уплотнение из губчатой резины типа ТУ 109-РТИ, РПТУ 1192, РПТУ 1206 и др. Для изделий с чистой поверхностью (не ниже 4-го класса) рекомендуется применять уплотнения из резиновых смесей типа 1432А, 3825 ТУМХП II1-66-56 и морозостойкую мягкую техническую резину по ГОСТ 7338-65.

1.45.    Конструктивное выполнение уплотнений для грубых поверхностей приведено на рис. 3, а, б, а для гладких поверхностей (4-го класса) — на рис. 3, в, г.

1.46.    Основными правилами безопасного использования вакуумного грузозахватного устройства являются обеспечение четкой и безаварийной работы всей вакуум-

13

ной системы, своевременное выявление и устранение причин падения вакуума в вакуум-захватных камерах, ведущего к снижению их грузоподъемности.

1.47. При работе с вакуумными грузозахватными устройствами должны соблюдаться следующие требования:

Рис. 3. Уплотнение ва-куум-захватных камер а — защемленные; б — приклеенные; в. г — прижатые дополнительными деталями

перед началом работы необходимо проверять вакуумную систему на герметичность (места соединений, контрольно-распределительные устройства и т. д.) путем создания в вакуум-захватной камере разрежения до 700—760 мм рт. ст.\

следует допускать к подъему и транспортированию вакуумным устройством только те грузы, на которые рассчитан захват. При этом должны учитываться в первую очередь шероховатость поверхности, ее форма и воздухопроницаемость;

с поверхности груза перед установкой на него вакуумного устройства необходимо удалять мусор, остатки воды, камни и т. д. Груз должен свободно лежать на ровной поверхности с уклоном не более 5° к горизонту, за исключением случаев, когда груз захватывается сбоку и транспортируется в вертикальном положении;

вакуумное устройство следует опускать на поверхность груза плавно, без толчков и устанавливать так, чтобы захватные камеры располагались строго симметрично по центру тяжести изделий.

Соединение с грузом, транспортировка и освобождение должны производиться с соблюдением нижеприведенных основных правил:

а) захват, подъем и транспортировка грузов разрешаются только при работающем вакуум-насосе, обеспечивающем постоянный отсос воздуха. Операции по захвату груза ведутся в такой последовательности:

включается вакуум-захватиая установка;

захват устанавливается па поверхности изделия;

кран управления устанавливается в положение «захват»;

окончание прижима захватных камер характеризуется разрежением системы (760—500 мм рт. ст. в зависимости от типа захвата и его назначения), которое контролируется по вакуумметру или оповещается световым и звуковым сигналами;

б)    если за постановкой крана управления или кнопки электрического трехходового распределителя в положение «захват» разрежение в вакуум-захватных камерах не создается и их прижим к грузу не осуществляется, следует осмотреть контакт герметизирующих уплотнителей с поверхностью груза и принять меры по устранению причин, вызвавших негерметичность. К ним относятся: недостаточное первоначальное давление захватных камер на изделие, попадание посторонних предметов под уплотнительный борт, деформация уплотнения камеры, повреждение поверхности изделия и т. д.;

в)    отрыв груза вакуумным захватом от основания, на котором он располагается, должен производиться плавно, без рывков. После окончания транспортировки и установки груза в требуемое положение освобождение от него захвата осуществляется постановкой крана (кнопки) управления в положение «освобождение»;

г)    подъем освобожденного от груза захвата можно производить после того, как разрежение в системе достигает 0 мм рт. ст., что контролируется по вакуумметру или оповещается сигналом.

Запрещается оставлять при перерывах в работе захват с включенным вакуумным насосом и оставлять его с грузом в поднятом состоянии.

В перерывах между циклами работы вакуумный захват необходимо устанавливать в положение, исключающее возможность деформации и повреждения уплотнителя вакуумных камер.

Особое внимание необходимо обращать на исправность электросети, обеспечивающей питание вакуумной установки. В случае прекращения подачи электроэнергии работы следует немедленно прекратить;

д)    при остановке вакуум-насоса в момент подъема или транспортирования груза последний должен удерживаться захватом за счет запаса вакуума в реси-

15

УДК 09.057.7:638.382.3


Рекомендации по обеспечению безопасности при погрузке и разгрузке железобетонных изделий и мелкоштучных материалов в строительстве. М., Стройиздат, 1974, 36 с.

В Рекомендациях приведены сведения по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин н грузозахватных приспособлений и методы безопасного выполнения погрузочно-разгрузочных работ с железобетонными деталями и конструкциями и мелкоштучными строительными материалами.

Рекомендации предназначаются для инженерно-технических работников, бригадиров и мастеров, занимающихся вопросами организации и механизации погрузочно-разгрузочных работ.


30213—626 р-


047(01)-74


Инструкт.-нормат., 3 вып.— 16—73


©


Стройиздат, 1974


ПРЕДИСЛОВИЕ

При погрузочно-разгрузочных и транспортных работах нередки случаи производственного травматизма.

Анализ причин несчастных случаев позволил установить, что 36,8 % общего числа случаев происходит из-за нарушения требований эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, 12,6%—из-за их неисправности, 10,3 % —из-за конструктивных недостатков механизмов, 16,1%—вследствие несовершенства такелажных приспособлений и неправильной строповки, 6,9 % — из-за отсутствия сигнализации и приборов безопасности.

Значительный росг объемов строительного производства предъявляет повышенные требования к вопросам безопасного выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

Рекомендации имеют целью содействовать повышению уровня безопасного выполнения погрузочно-разгрузочных работ и составлены в развитие главы СНиП Ш-А. 11-70 «Техника безопасности в строительстве».

Рекомендации по обеспечению безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ в строительстве разработаны ЦНИИОМТП Госстроя СССР — инженерами Слуцкой Е. И., Андреевым А. Ф., Нестеровым А. С.

I. ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ МАШИНЫ И ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

1.1.    Установка, регистрация, освидетельствование, прием в эксплуатацию и работа грузоподъемных устройств должны осуществляться согласно требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузо-подъемных кранов» Госгортехнадзора СССР и главы СНиП III-A.11-70 «Техника безопасности в строительстве».

1.2.    Грузоподъемные машины могут быть допущены к подъему и перемещению только тех грузов, вес которых не превышает грузоподъемности машины. При этом у стреловых кранов должны учитываться положение дополнительных опор и вылет, а у кранов с подвижным противовесом — положение противовеса.

Использование грузоподъемности машины в более тяжелом режиме, чем указано в паспорте, не допускается.

1.3.    После смены изношенных грузовых, стреловых и других канатов, а также во всех случаях перепасовкн канатов (установки вместо крюка грейфера, установка вставок стрелы и т. п.) должна производиться проверка правильности запасовки и надежности крепления концов каната, а также обтяжка канатов рабочим грузом.

1.4.    В целях обеспечения безопасности погрузочно-разгрузочных работ грузоподъемной машиной запрещается:

оттягивать груз во время его подъема, перемещения, опускания; для разворота длинномерных и громоздких грузов во время их подъема и перемещения должны применяться крючья соответствующей длины;

освобождать защемленные грузом стропы, канаты и цепи;

выравнивать поднимаемый или перемещаемый груз собственным весом, а также поправлять стропы на весу;

поднимать груз, находящийся в неустойчивом положении, или груз, подвешенный за один рог двурогого крюка;

4

поднимать груз, засыпанный землей, примерзший к земле, заложенный другими грузами, укрепленный болтами или залитый бетоном;

подтаскивать груз по земле, полу или рельсам крюком крана при наклонном положении грузовых канатов;

подавать груз в оконные проемы и на балконы без специальных приемных площадок или специальных приспособлений;

поднимать и перемещать груз с находящимися на нем людьми;

оставлять груз в подвешенном состоянии после окончания или при перерыве в работе.

Краны

1.5.    Администрация организации — владельца крана обязана на видном месте крана поместить надпись о его предельной грузоподъемности при максимальном и минимальном вылете стрелы или высоте башенного крана, а также указать дату следующих испытаний крана.

1.6.    Администрация строительно-монтажной организации обязана:

определить место для укладки грузов и проинструктировать крановщиков, строповщиков и такелажников о правилах, порядке и габаритах складирования;

вывесить в кабине машиниста крана список наиболее часто перемещаемых краном грузов с указанием их веса; строповщикам, обслуживающим краны, такой список должен быть выдан на руки.

1.7.    Ответственность за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами в течение каждой смены может быть возложена только на одного работника.

1.8.    При производстве работ по подъему и перемещению груза должны быть обеспечены следующие требования:

предварительно груз должен быть приподнят на высоту 20—30 см для проверки правильности строповки, надежности действия тормозов, после чего можно начинать подъем груза;

не поднимать, не опускать, не перемещать грузы при нахождении под ними людей;

при перемещении груза в горизонтальном направле-

2—1609    5

нии он должен быть предварительно поднят не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути препятствий;

подъем и перемещение груза несколькими кранами допускается в отдельных случаях. В случае применения для этих целей стреловых кранов работа должна производиться в соответствии с проектом или технологической картой, разработанными специализированной организацией, в которых должны быть приведены схемы строповки и перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а также содержаться требования к подготовке и состоянию пути и другие указания по безопасному подъему и перемещению груза.

Работа по подъему и перемещению груза двумя и несколькими кранами должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, или специально назначенного инженерно-технического работника.

1.9.    Место производства работ по подъему и перемещению грузов должно быть освещено в соответствии с «Указаниями по проектированию электрического освещения строительных площадок» СН 81-70.

При недостаточном освещении, сильном снегопаде и т. д., когда машинист не видит подаваемых такелажником сигналов, работу на кране необходимо прекратить.

1.10.    Электрические краны должны быть надежно заземлены.

1.11.    Работа стреловых кранов, погрузчиков и других строительно-дорожных машин непосредственно под проводами действующих линий электропередачи любого напряжения запрещается.

Работа вблизи линии электропередачи, находящейся под напряжением, допускается в том случае, если крановщику выдан наряд-допуск и расстояние по воздуху от подъемной или выдвижной части машины, а также от поднимаемого груза в любом их положении до ближайшего провода, находящегося под напряжением, будет не менее указанного в приложении 1.

1.12.    Подкрановые пути должны быть ограждены; хождение такелажников по ним запрещается.

1.13.    Краны должны иметь звуковые сигнальные устройства. При приближении крюка крана, груза или

6

грузозахватного устройства к месту нахождения такелажника машинист обязан дать соответствующий сигнал.

Автопогрузчики

1.14.    Для обеспечения безопасной работы автопогрузчиков необходимо, чтобы вес поднимаемого груза соответствовал его грузоподъемности. Допустимые нагрузки должны устанавливаться в соответствии с паспортными данными автопогрузчиков.

1.15.    Перед началом работы должны быть проверены исправность тормозов, надежность действия механизмов, шарниров цепей грузоподъемников, рычагов и тяг рулевого управления и исправность болтовых соединений основных узлов механизма.

1.16.    Запрещается отрывать примерзший или зажатый груз, поднимать груз вилочными подхватами, если под ним нет просвета для прохода вилок.

1.17.    Для того чтобы исключить падение груза в период подъема, транспортирования, опускания и выгрузки, он должен быть размещен на подхвате равномерно. При этом груз должен быть прижат к вертикальной части вилочного подхвата и выходить за пределы не более чем на треть длины лап.

1.18.    Вводить штыри вилочного подхвата под груз и выводить из-под него необходимо только на первой передаче, а поднимать груз лишь при полной остановке автопогрузчика. Подъемный механизм перед движением автопогрузчика должен быть наклонен назад.

1.19.    При передвижении автопогрузчика запрещается поднимать, опускать и наклонять груз.

1.20.    В транспортном положении рама автопогрузчика должна быть отклонена назад, а груз приподнят над землей па 30—40 см. Запрещается перевозить груз, поднятый на высоту более 1 м.

1.21.    Во время движения автопогрузчика не допускается нахождение людей на подножках и противовесе.

1.22.    При перевозке громоздких грузов, закрывающих стекло кабины водителя, автопогрузчик должен двигаться задним ходом или в сопровождении сигнальщика.

Грузозахватные приспособления

7

1.23.    Администрация организации — владельца крана — обязана обеспечить краны рассчитанными, испы-

2*

Рис. 1. Схема для определения расстояния В между монтажными петлями

а — при строповке в двух точках; 6 — то же, в четырех точках

танными и промаркированными грузозахватными приспособлениями соответствующей грузоподъемности.

1.24.    Администрация строительно-монтажной организации должна разработать способы правильной строповки грузов, графическое изображение которых вывесить в местах производства работ.

1.25.    Для строповки груза, предназначенного для подъема, должны применяться стропы, соответствующие весу поднимаемого груза с учетом числа ветвей и угла между стропами. Стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.

1.26.    Подъем и перемещение грузов, на которые не разработаны в соответствии с п. 24 Рекомендаций схемы строповки, должны производиться в присутствии лица, ответственного за безопасность работы по перемещению грузов кранами.

1.27.    Выбор стропов для груза заданного веса производят в зависимости от наличия в нем монтажных петель и от расстояния между ними (рис. 1). Чем больше будет расстояние В, тем при той же длине ветвей стропа угол между стропами а будет больше и усилие в каждом из них возрастет. При подъеме груза за четыре точки расстояние В измеряют между петлями, расположенными по диагонали.

Зависимость величины нагрузки, приходящейся на одну ветвь, от величины угла между ветвями приведена в прнл. 2.

Зная вес поднимаемого груза, число ветвей канатного стропа, а также допускаемое на одну ветвь усилие, указанное на бирке, прикрепленной к стропу, пользуясь

прил. 2, можно определить наибольший допускаемый угол между ветвями стропа и, наоборот, по величине допускаемого угла между ветвями стропа можно определить усилие, действующее на каждую ветвь стропа.

1.28. Перед эксплуатацией стальных канатов коэффициент запаса их прочности проверяют по формуле

где К — коэффициент запаса прочности (см. приложение 3);

Р — разрывное усилие каната (принимается по сертификату или по ГОСТ 3071-66; ГОСТ 3079—69);

S — наибольшее натяжение каната с учетом положения его ветвей в грузозахватном устройстве или приспособлении.

1.29.    При обвязке груза чалочные канаты и цепи следует накладывать на основной массив его или груз подвешивать на специальные устройства (рымы, петли и др.). Обвязка грузов должна производиться так, чтобы исключалась возможность выпадения груза или части его и обеспечивалась устойчивость положения груза при перемещении.

1.30.    На месте установки груза, обвязанного палочными канатами или цепями, должны быть предварительно уложены соответствующей прочности прокладки, для того чтобы стропы или цепи могли быть легко и без повреждений извлечены из-под груза.

1.31.    При строповке деталей за монтажные петли крюки стропа должны входить в них свободно. Нельзя допускать, чтобы крюк стропа зацепил петлю концом.

1.32.    При строповке груза необходимо следить, чтобы ветви стропа не были перекручены.

1.33.    При осмотре стропов стропальщик должен проверить, надежно ли затянуты сжимы, нет ли повреждений коушей и оборванных прядей. Применение стропов с оборванными прядями не допускается.

1.34.    Степень износа стальных канатов определяют по количеству оборванных проволок на шаге свивки (длине, на протяжении которой прядь делает полный оборот вокруг оси каната).

На канате, в месте наибольшего количества оборванных проволок, отмечают шаг свивки, определяют коли-

9