Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

40 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководство направлено на обеспечение массового внедрения бригадного подряда на всех технологических стадиях крупнопанельного домостроения. В порядке опыта может применяться и в других видах строительства, осуществляемого индустриальными методами. При подготовке Руководства использован опыт организаций и предприятий Минстроя СССР, Минтяжстроя СССР и Минпромстроя СССР. Для инженерно-технических работников, служащих и руководителей строительных, промышленных и автотранспортных организаций и предприятий, бригадиров хозрасчетных бригад, работников нормативно-исследовательских станций, центров НОТ и Оргтехстроев.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1. Общая часть

2. Организационно-технологические основы

3. Порядок перевода бригад на подряд и хозрасчетные взаимоотношения

4. Материальное стимулирование

5. Советы бригадиров и социалистическое соревнование

Приложение 1. Этапы разработки и согласования графиков движения хозрасчетных бригад по объектам строительства

Приложение 2. План отгрузки железобетонных изделий .

Приложение 3. План производства железобетонных изделий

Приложение 4. План выпуска железобетонных изделий хозрасчетной бригадой технологической линии

Приложение 5. Номенклатурный план выпуска железобетонных изделий хозрасчетной бригадой технологической линии

Приложение 6. Фрагмент циклограммы монтажа

Приложение 7. Номенклатурный план выпуска железобетонных изделий формовочным цехом

Приложение 8. График выпуска железобетонных изделий бригадами технологических линий формовочного цеха

Приложение 9. Суточно-часовой график поставки рейсокомплектов железобетонных изделий

Приложение 10. Книга остатков железобетонных изделий на складе готовой продукции

Приложение 11. План-заявка на перевозку железобетонных изделий

Приложение 12. План перевозок железобетонных изделий бригадой водителей

Приложение 13. Комплексный договор бригад строительного конвейера: завод-транспорт-стройка

Приложение 14. Источники премирования бригад строительного конвейера за экономию, сохранность сборных конструкций и ввод в действие объектов строительства

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР

Руководство

по комплексному применению бригадного подряда на строительном конвейере:

завод-транспорт-стройка

!0з

всесоюзный научно-исследовательский

И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ (ВНИПИ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ) ГОССТРОЯ СССР

Руководство

по комплексному применению бригадного подряда на строительном конвейере:

завод—транспорт—стройка

Москва Строй н здат 1982

в специальной книге (прил. 10) и через группу (отдел) подготовки производства (отделы реализации и сбыта готовой продукции предприятий) принимает меры по обеспечению необходимого запаса готовой продукции, а в экстренных случаях дает непосредственные указания в производственные цеха.

2.12. Увязка работы бригады (бригад) водителей автотранспорта с работой бригад строительных потоков (комплексных бригад монтажников) и бригад технологических линий предприятий (цехов) по производству железобетонных изделий и конструкций (комплектующих организаций) начинается на втором этапе разработки и согласования графиков работы бригад. С этой целью ведущие монтаж строительные организации направляют автотранспортному предприятию (до 10 октября года, предшествующего планируемому периоду) предварительные проекты «Планов-заявок на перевозку железобетонных изделий» на один-два года, составленные по укрупненной номенклатуре (сван, фундаментные блоки, плиты перекрытия, наружные стеновые панели, санитарно-технические кабины и т. п.) или по комплектам с указанием предприятнй-изготовителен (комплектующих организаций), районов застройки и расстояний перевозок (прил. 11).

На этой основе автотранспортное предприятие разрабатывает проекты планов перевозок железобетонных изделий бригадой (бригадами) водителей автоколонны.

Планы перевозок согласовываются грузополучателями — строительными организациями, ведущими монтаж, и грузоотправителями— предприятиями-изготовителями железобетонных изделий и конструкций (комплектующими организациями) до 15 декабря года, предшествующего планируемому периоду, в порядке, определенном п. 2.9 настоящего Руководства.

В дальнейшем эти планы ежеквартально (в первой половине квартала, предшествующего планируемому) уточняются. Одновременно строительные организации предоставляют автотранспортному предприятию (на основе графиков движения бригад монтажников и технической документации по объектам) необходимые данные для квартального и месячного планирования загрузки бригады (бригад) водителей автотранспорта.

Квартальные «Планы перевозок железобетонных изделий бригадой водителей автоколонны» (прил. 12) согласовываются грузополучателями и грузоотправителями.

3. ПОРЯДОК ПЕРЕВОДА БРИГАД НА ПОДРЯД И ХОЗРАСЧЕТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

3.1. Бригады, выполняющие строительно-монтажные работы, осуществляющие перевозку железобетонных изделий и конструкций на стройку и работающие на производстве и комплектации этих изделий и конструкций, переводятся на хозяйственный расчет с их согласия приказом руководства соответствующей организации (предприятия). Приказ согласовывает местный (заводской, построечный) комитет профсоюза.

На этом основании между бригадами н администрациями организаций (предприятий), в состав подразделений которых входят •бригады, заключаются внутрихозяйственные договора, которые со-

10

гласовываются соответствующими профсоюзными комитетами. На* ряду с этим бригады строительного конвейера заключают между собой многосторонний договор-обязательство (см. п. п. 3.6—3.8 настоящего Руководства).

Планирование, учет затрат, подведение итогов работы бригад на подряде и их премирование осуществляет соответствующая организация (предприятие).

3.2. В строительно-монтажных организациях договора заключаются с бригадами или группами бригад каждого потока на выполнение работ по объектам всей годовой программы. При этом сроки-работ на объектах определяются на основе графика поточного производства работ (графика движения бригад) и аккордные наряд-задания выдаются бригаде на объем выполняемых ею работ по каждому объекту.

Расчетная стоимость поручаемых бригадам работ определяется* калькуляционным методом по каждому объекту единой для группы, бригад потока или отдельно для бригады.

Пример.

Бригады домостроительного комбината, ведущего сооружение надземной части зданий, сгруппированы в два комплексных специализированных монтажных потока в составе комплексной бригады монтажников, бригады слесарей-сан техникой и бригады электромонтажников. Отделочные и кровельные-работы выполняются бригадами комбината, работающими отдельными специализированными потоками. Монтаж лифтов и все другие работы выполняются бригадами привлекаемых комбинатом специализированных субподрядных организаций. В этом случае расчетные стоимости поручаемых бригадам работ, определяются по каждому объекту отдельно: для группы бригад монтажного потока: для группы бригад отделочного потока; для бригады, выполняющей кровельные работы;

для каждой бригады или группы бригад каждой специализированной субподрядной организации.

Если за бригадами монтажного потока закреплена группа бригад отделочного потока и работы выполняются по совмещенному графику, то по каждому объекту с согласия бригад может быть установлена единая расчетная стоимость работ для бригад монтажного и соответствующего отделочного потока.

При подготовке перевода бригад на подряд используются типовые формы, содержащиеся в «Руководстве по разработке плановопроизводственной документации для перевода бригад на подряд* (М., Стройиздат, 1978).

Учет фактических затрат ведется по каждой бригаде (группе бригад) потока в соответствии со способом определения расчетной стоимости (для бригады или группы бригад) по каждому объекту. Для этого строительно-монтажная организация устанавливает учетные шифры:

для каждого объекта;

для каждой бригады или группы бригад потока.

Основанием для учета затрат бухгалтерией служат надлежащие-оформленные документы первичного производственного учета, подписанные бригадиром (бригадирами), материально ответственным лицом (мастером, прорабом) и начальником потока (участка).

Определение результатов работы хозрасчетных бригад осуществляется ежеквартально по всем объектам, принятым Государственной-приемочной комиссией, с учетом затрат по устранению допущенных бригадой (бригадами) недоделок и дефектов.

\\

Непроизводительные затраты и потери, связанные с некачественной работой смежников или вызванные вынужденным простоем из-за отсутствия фронта работ, "уста на вливаются актом и относятся на фактические затраты бригады (бригад), виновной в ущербе, по специальной учетной статье «Брак строительно-монтажных работ». Акт подписывают бригадиры и представители администрации соответствующих организаций. В случае разногласий сторон вопрос рассматривается советом бригадиров с участием представителей администрации организаций и в особых случаях руководством генподрядной организации с привлечением субподрядчиков. Если разногласия не урегулированы, то решение принимают вышестоящие организации.

3.3. При переводе на подряд бригад предприятий (цехов) по производству железобетонных изделий и конструкций администрация заключает с бригадами формовщиков цеха договор на квартальный или годовой объем выпуска продукции в укрупненной номенклатуре (по видам или укрупненным видам изделий). Расчетная стоимость устанавливается на квартальный объем выпуска продукции (на каждый квартал) для бригады (бригад) технологической линии.

При подготовке и применении бригадного подряда используются типовые формы документации, приведенные в «Руководстве по применению бригадного подряда на предприятиях по производству железобетонных изделий и конструкций» (М., Стройиздат, 1979).

Условием перевода бригад на подряд является хозяйственный расчет цеха. В соответствии с этим планирование и учет затрат организуется:

по цеху в целом;

для брикад (по каждой технологической линии).

Пример.    •

В крупном формовочном цехе три специализированные технологические линии:

по производству наружных стеновых панелей (три сменные бригады формовщиков и одна бригада отделочников);

но производству вентиляционных блоков (одна сквозная бригада формовщиков);

по производству элементов добора (одна сквозная бригада формовщиков).

Все бригады цеха заключают с администрациеЛ единый договор на год. Расчетные стоимбсти выпуска продукции устанавливаются на каждый квартал:

для четырех бригад первой технологической линии или для укрупненной комплексной сквозной бригады;

для бригады второй технологической линии;

для бригады третьей технологической линии.

Бухгалтерия применяет четыре учетных шифра: один для цеха в целом и три для бригад каждой технологической линии.

Потери от брака и затраты, связанные с исправлением дефектов изделий в цехе, относятся на фактические затраты виновной в ущербе бригады (бригад) технологической линии по специальной статье «Брак».

Затраты строительных бригад на исправление дефектов изделий, выявленных на стройке, а также потерн бригады водителей из-за вынужденных простоев при погрузке устанавливаются актом и относятся на фактические затраты виновной в ущербе бригады (бригад) технологической линии, по специальной статье «Рекламации». Акт подписывает бригадир комплексной бригады монтажников (бригады водителей), представитель администрации строительной организации (автотранспортного предприятия) и представитель цеха

12

(предприятия). В случае разногласий сторон вопрос разрешается в порядке, указанном в п. 3.2 настоящего Руководства.

Общецеховые бригады, обслуживающие несколько технологических линий формования (машинисты мостовых кранов, ремонтные рабочие и др.), а также бригады бетоносмесительных узлов и арматурных отделений заключают договор с бригадами формовщиков, в котором обязуются обеспечить бесперебойную, ритмичную работу технологических линий. Расчетная стоимость для бригад не устанавливается, так как соответствующие затраты и услуги учиты-ваются в составе затрат на производство готовой продукции.

В небольших фомовочных цехах, имеющих одну-две технологические линии, создаются и переводятся на хозяйственный расчет укрупненные комплексные сквозные бригады, включающие формовщиков, мотористов БСУ, арматурщиков, машинистов мостовых кранов и др.

В крупных формовочных цехах, где технологические линии расположены в отдельных пролетах, машинисты мостовых кранов могут быть включены в состав бригад формовщиков.

Если отделка сборных деталей производится на стендах (конвейерах), закрепленных за отдельными линиями формования, то отделочники (столяры, штукатуры, и др.) включаются в состав комплексных хозрасчетных бригад формовщиков.

Бригады арматурных и бетоносмесительных цехов переводятся на хозяйственный расчет при условий, если затраты на изготовляемые ими полуфабрикаты и изделия списываются на готовую продукцию (железобетонные изделия и конструкции} по планово-расчетным ценам. При списании затрат по производству арматуры и бетона на готовую продукцию по факту бригады этих цехов работают на подряде по договору с бригадами технологических линий формования. При введении планово-расчетных цен договора между бригадами могут заключаться и в дальнейшем.

3.4.    Бригады отделов (управлений) производственно-технологической комплектации (отделов реализации и сбыта готовой продукции), работающие на складах готовой продукции формовочных цехов, переводятся на подряд в том же порядке, что и общецеховые бригады.

Бригады участков комплектации железобетоном управлений производственно-технологической комплектации строительных трестов или иных организаций переводятся на хозяйственный расчет в порядке, аналогичном порядку перевода бригад технологических линий основных производственных цехов.

13

3.5.    Для перевозки железобетонных изделий и конструкций со складов готовой продукции (баз комплектации) на строительную площадку автотранспортное предприятие формирует бригаду водителей. Как правило, такая бригада осуществляет перевозку железобетонных изделий и конструкций как для монтажа надземной части зданий, так и для работ нулевого цикла (включая сваи и фундаментные блоки). В отдельных случаях, например, при большом объеме грузооборота (более 10 млн. т-км/год) в связи с отдаленностью районов застройки или большим масштабом строительства для перевозки железобетона может быть выделено несколько бригад водителей. В таких случаях эти бригады закрепляются за определенными районами застройки либо специализируются на перевозке определенных видов изделий, например, выделяется специализированная бригада для перевозки деталей нулевого цикла.

3—801

Администрация автотранспортного предприятия заключает договор с каждой бригадой водителей в отдельности или с группой бригад специализированной автоколонны на год или квартал. Расчетные стоимости поручаемых перевозок (грузооборота) устанавливаются каждой бригаде на квартал.

При определении расчетной стоимости должна быть учтена загрузка транспортных средств по схеме раскладки железобетонных изделий и конструкций рейсокомплектами. Схема раскладки изделий и конструкций по транспортным средствам разрабатывается главным технологом строительно-монтажной организации и согласовывается автотранспортным предприятием.

Учет фактических затрат производится по каждой бригаде водителей, для чего бухгалтерия вводит учетные шифры и накопительные ведомости.

Затраты и потерн строительных бригад, вызванные несоблюдением суточно-часового графика доставки рейсокомплектов или повреждением деталей во время погрузки, перевозки или разгрузки по вине водителей автотранспорта, устанавливаются актом за подписью бригадира комплексной бригады монтажников, представителя 'Строительной организации и представителя автотранспортного предприятия и относятся на фактические затраты бригады водителей по специальной статье «Рекламации грузополучателя». Разногласия сторон разрешаются в порядке, аналогичном указанному в п. 3.2 настоящего Руководства.

Убытки бригады водителей, вызванные сверхнормативными простоями автотранспорта нз-за несвоевременной загрузки (разгрузки) полуприцепов и других транспортных средств, компенсируются в том же порядке и относятся на фактические затраты виновной бригады технологической линии формовочного цеха (бригады монтажников) по специальной статье «Рекламации грузоперевозчика».

Если сверхнормативный простой автотранспорта под погрузкой или в ожидании погрузки произошел по вине бригады отдела производственно-технологической комплектации (отдела реализации и сбыта готовой продукции предприятия), то убытки бригады водителей покрываются за счет хозрасчетной бригады (бригад) технологических линий формовочного цеха, на складе готовой продукции которого был допущен этот простой. Если же ущерб нанесен хозрасчетной бригадой участка комплектации, то убытки бригады водителей покрываются за счет фактических затрат виновной бригады.

3.6.    Внедрение комплексного бригадного подряда осуществляется поэтапно.

На первом этапе совершенствуется бригадный хозрасчет на строительных потоках и обеспечивается перевод на подряд бригад на производстве и комплектации сборных железобетонных изделий и конструкций.

На втором этапе на подряд переводятся бригады водителей автотранспорта; одновременно организации и предприятия издают приказы (или совместный приказ) о применении комплексного бригадного подряда, и бригады строительного конвейера заключают между собой многосторонний договор.

3.7.    В многостороннем договоре хозрасчетных бригад строительного конвейера устанавливаются взаимные обязательства бригад.

Договор заключается, как правило, на год, подписывается бригадирами согласовывается руководителями организаций и предприя-

14

тий строительного конвейера. Рекомендуемая форма многосторон#-него договора приводится в прил. 13.

3.8. Заключению договора бригад предшествует заключение договоров подряда (субподряда, перевозок, поставок) между организациями и предприятиями. В особых условиях к договорам между организациями и предприятиями устанавливаются обязанности и ответственность организации и предприятий по обеспечению условий применения комплексного бригадного подряда.

В частности, генподрядная строительно-монтажная организация обязуется своевременно сооружать и поддерживать в пригодном для нормальной эксплуатации транспортных средств состоянии внутриквартальные проезды, временные дороги, разворотные площадки и стоянки полуприцепов, обеспечить их освещение и т. п.

Управление (трест) механизации обязуется осуществлять монтаж, демонтаж и перебазировку башенных кранов в соответствии с графиком поточного выполнения строительно-монтажных работ, обеспечить постоянный состав экипажей машинистов башенных кранов в комплексных бригадах монтажников конструкций. В особых условиях к договору предусматривается, что экипажи машинистов башенных кранов управления (треста) механизации переводятся на* подряд в составе комплексных бригад монтажников и согласовывается порядок оплаты их труда и премирования.

В особых условиях к договорам согласовываются размеры санкций сторон в случае допущения срыва ритмичной работы строительного конвейера (графика поточного производства работ, гра* фика комплектации и т. п.) и порядок компенсации ущерба, нанесенного хозрасчетными бригадами по вине бригад другой организации, (предприятия). Так, предусматривается, что возмещение ущерба, нанесенного хозрасчетной бригаде одной организации (предприятия)» хозрасчетной бригадой другой организации (предприятия) осуществляется по следующей схеме:

акт рекламации — перечисление соответствующих сумм с расчетного счета одной организации (предприятия) на расчетный счет другой организации (предприятия) — отнесение убытков (возмещение) на фактические затраты соответствующих производственных подразделений и хозрасчетных бригад.

Особые условия (в части,'касающейся обеспечения требований комплексного применения бригадного подряда) прилагаются к договорам между организациями (предприятиями) и к многостороннему договору-обязательству бригад строительного конвейера.

3.9. В особые условия к договору генерального подряда включаются обязательства единого заказчика по обеспечению условий-внедрения и эффективного применения комплексного бригадного подряда. Так, заказчик обязуется: своевременно утверждать титульные списки и директивный график ввода объектов; предоставлять-проектно-сметную документацию и материальные ресурсы надлежащего качества, комплектно, в сроки, обеспечивающие выполнение строительно-монтажными организациями графика ввода. Обязательства заказчика в отношении проектно-сметной документации согла1-совываются генеральным проектировщиком. Предусматривается также порядок разработки и согласования графиков, применение санкций.

3*

Особые условия и протоколы согласования, касающиеся комплексного применения бригадного подряда, прилагаются к договору хозрасчетных бригад.

1&

УДК 69.003 : 658.387.41 : 658.155


Рекомендовано к изданию секцией экономики труда в строительстве Ученого совета ВНИПИ труда в строительстве.

Руководство по комплексному применению бригадного подряда на строительном конвейере: завод — транспорт —стройка/ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР. — М.: Стройиздат, 1982. — 39 с.

Руководство направлено на обеспечение массового внедрения бригадного подряда на всех технологических стадиях крупнопанельного домостроения. В порядке опыта может применяться и в других видах строительства, осуществляемого индустриальными методами.

При подготовке Руководства использован опыт организаций и предприятий Минстроя СССР, Минтяж-строя СССР и Минпромстроя СССР.

Для инженерно-технических работников, служащих и руководителей строительных, промышленных н автотранспортных организаций и предприятий, бригадиров хозрасчетных бригад, работников нормативно-исследовательских станций, центров НОТ и Оргтехстроев.

Табл. 10, ил. 3.


Р згою 10000-294


047(01)—82


Инструкт.-нормат., I вып.—38—81.


© Стройиздат, 1982


ПРЕДИСЛОВИЕ

Одним из важнейших элементов совершенствования управления социалистической экономикой, предусмотренного постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР по совершенствованию хозяйственного механизма, является применение коллективных (бригадных) форм организации и стимулирования труда, которые в ближайшие годы должны стать основными во всех отраслях народного хозяйства. В строительстве широко внедряется наиболее развитая форма коллективной организации и стимулирования труда — бригадный подряд.

В десятой пятилетке бригадный подряд доказал свою высокую эффективность во всех видах строительства и постепенно становится основным .методом совершенствования организации труда и управления низовыми звеньями строительного производства. Вместе с тем, опыт показывает, что массовое и эффективное применение метода, предложенного бригадой Героя социалистического труда Н. А. Злобина, достигается только там, где его внедрение осуществляется в комплексе мер по совершенствованию планирования и организации производства, улучшению инженерной подготовки и комплектации объектов строительства. При этом в работу по внедрению бригадного хозрасчета, творческий поиск внутренних резервов повышения эффективности и качества строительства вовлекаются все отделы, службы и подразделения производственных коллективов — участников стройки. Пример такого творческого подхода дали, в частности, организации и предприятия, приступившие к внедрению сквозного поточного бригадного подряда — переводу на хозяйственный расчет бригад на всех технологических стадиях строительного конвейера: завод— транспорт —стройка. -

Настоящее Руководство подготовлено в соответствии с рекомендациями научно-практической конференции, посвященной внедрению бригадного подряда (г. Винница, 1978 г.). В его основу положен опыт Таллинского ДСК Минстроя Эстонской ССР, филиала № 4 объединения Таллинавтотранс Минавтошосдора Эстонской ССР. Херсонского ДСК комбината Херсонпромстрой и Автобазы № 3 Минпром-строя Украинской ССР, организаций и предприятий КПД Главсочн-спецстроя Минпромстроя СССР, результаты экспериментов ВНИПИ труда в строительстве на Мурманском ДСК, в тресте Мурманскжнл-строй и АТК Главмурманскстроя Минтяжстроя СССР.

Руководство разработано ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР (инженер-экономист Ю. Б. Гуров, канд. экон. наук А. И. Трошин) с участием Таллинского ДСК (экономисты Н. А. Крал, А. А. Мутовкин) и НИИСП Госстроя УССР (канд. экон. наук. Т. И. Лозовая). В работе использованы материалы ИОМТПС Минстроя СССР, а также Прибалтийского филиала Бюро внедрения ЦНИИОМТП Госстроя СССР, центров НОТ ведущих строительных министерств, НИС ДСК-1 объединения КПД Главмосстроя. Учтены замечания и предложения строительных министерств и ведомств по проекту Руководства, а также требования утвержденного 31 марта 1980 г. Госстроем СССР по согласованию с Госпланом СССР, Госкомтрудом СоСР, Минфином СССР, Стройбанком СССР, Госбанком СССР и ВЦСПС «Временного положения о бригадном подряде на перевозках строительных грузов автотранспортом».

3

Отзывы и предложения просьба направлять по адресу: 103006, Москва, ул. Каретный ряд, д. 5/10.

И

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1.    Комплексное применение бригадного подряда на строительном конвейере «завод — транспорт — стройка»1 предусматривает:

согласованную работу на подряде всех бригад, участвующих в технологическом процессе строительства, включающем стадии производства и комплектации сборных железобетонных изделий и конструкций, их транспортировки со складов готовой продукции (участков комплектации) на стройки, а также монтажа и выполнения всех других общестроительных, отделочных и специальных видов работ на всех объектах генерального подрядчика;

усиление взаимной материальной ответственности трудовых коллективов, занятых на всей технологической цепочке, и повышение их заинтересованности в конечных результатах строительства;

дальнейшее расширение участия бригад в управлении производством.

1.2.    Цель внедрения комплексного бригадного подряда — обеспечить использование внутрипроизводственных резервов повышения ритмичности и ускорения ввода объектов в эксплуатацию с наименьшими затратами при высоком качестве строительства, при одновременном улучшении технико-экономических показателей работы строительного автотранспорта и предприятий по производству железобетонных изделий и конструкций.

1.3.    Комплексный бригадный подряд применяется на строительстве объектов жилья и соцкультбыта, сооружаемых комбинатами и трестами крупнопанельного (объемно-блочного) домостроения. Возможно также его опытное внедрение и на других видах строительства, осуществляемого индустриальными методами, например, при сооружении одноэтажных зданий производственного назначения, жилых домов на селе, линейных объектов и т. п., для моиГажа которых многократно применяются однотипные сборные конструкции.

1.4.    Хозяйственный расчет бригад на каждой из технологических стадий строительного конвейера осуществляется в соответствии с требованиями, установленными «Положением о новой форме бригадного хозяйственного расчета в строительстве — бригадном подряде» для бригад, работающих на строительной площадке; «Временным положением о бригадном подряде на перевозках строительных грузов автотранспортом» для бригад водителей, осуществляющих перевозку железобетонных изделий со складов готовой продукции (баз комплектации) на строительную площадку; «Положением о бригадном подряде на предприятиях по производству железобетонных изделий и конструкций» для бригад технологических линий, общецеховых бригад и бригад отделов (управлений) производственно-технологической комплектации (отделов сбыта и реализации готовой продукции) строительной организации (промышленного предприятия),2 а также изложенными в настоящем Руководстве требованиями комплексного бригадного подряда, предусматривающими

повышение взаимной ответственности участников строительного конвейера.

1.5.    Основным условием применения комплексного бригадного подряда является двухлетнее непрерывное и взаимоувязанное планирование капитального строительства и строительного производства — «юрловская непрерывка».

Другие необходимые условия:

выполнение всех видов строительно-монтажных работ поточно-совмещенным методом;

ритмичное функционирование монтажных потоков, обеспеченное планированием выпуска сборных элементов бригадами технологических линий формования, а также работы бригад водителей автотранспорта, на основе графика монтажа; оперативным управлением производством сборных элементов, их комплектацией, транспортировкой на строительную площадку и монтажом из единого центра — диспетчерской домостроительного комбината (треста крупнопанельного домостроения);

укрепление договорной дисциплины и совершенствование хозяйственных связей между организациями (предприятиями)—участниками строительного конвейера на основе долгосрочных хозяйственных договоров на выполнение работ (договора подряда и субподряда), перевозку грузов, поставку продукции;3 улучшение претензионной работы;

совершенствование и углубление низового хозяйственного расчета;

создание советов бригадиров;

социалистическое соревнование всех участвующих в строительстве бригад по принципу «Рабочая эстафета».

Обеспечение названных условий составляет основное содержание организационно-технических мероприятий по подготовке внедрения комплексного бригадного подряда, проводимых во всех участвующих в строительстве организациях и предприятиях.

1.6.    Изложенные в настоящем Руководстве методические принципы и формы документации (см. приложения) предназначены для использования строительными министерствами, ведомствами и объединениями при разработке Временных положений и указаний по применению комплексного бригадного подряда, учитывающих особенности организации производства и видов строительства.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

2.1. Бригады строительно-монтажных организаций, участвующих в сооружении крупнопанельных (крупноблочных, объемно-блочных) жилых домов и объектов соцкультбыта, группируются, как правило, в комплексные специализированные потоки по выполнению работ нулевого цикла, монтажных специальных и общестроительных, отделочных, по благоустройству и озеленению.

В комплексные потоки включаются бригады специализированных субподрядных организаций.

По отдельным видам работ, выполняемым бригадами субподрядных специализированных организаций, а также по отдельным видам общестроительных и отделочных работ небольшого объема, могут быть организованы частные специализированные потоки, увязанные с работой комплексных потоков. Проектирование и формирование потоков является одной из главных задач подготовки применения комплексного бригадного подряда.

2.2.    Определение (уточнение) численного и профессиональноквалификационного состава бригад осуществляется на основе «Руководства по организации комплексных, и специализированных бригад в жилищно-гражданском и промышленном строительстве» (М., Стройиздат, 1977) с учетом выполнения работ поточно-совмещенным методом. Работы по монтажу сборных конструкций подземных и надземных частей зданий и соответствующие общестроительные работы выполняются, как правило, комплексными бригадами.

2.3.    Во всех бригадах внедряются научные методы организации труда. Для этого каждой строительной организацией разрабатываются соответствующие планы. Указания и рекомендации по структуре, разработке и использованию таких планов содержатся в «Руководстве по разработке и внедрению бригадных планов НОТ» (М., Стройиздат, 1978).

2.4.    Бригады должны иметь перспективный (на один-два года) план, разрабатываемый на основе графиков поточного строительства с использованием указаний и рекомендаций, содержащихся в «Руководстве по годовому и перспективному планированию работы бригад в строительно-монтажных организациях» (М., Стройиздат,. 1977). Для бригад одной строительно-монтажной организации, входящих в состав непрерывного потока, может быть разработан единый план.

2.5.    Инженерно-техническое руководство хозразчетными бригадами осуществляется линейным персоналом участков, объединяющих, как правило, бригады одного или нескольких потоков. В составе участка может быть одна укрупненная комплексная бригада, выполняющая монтажные и общестроительные работы.

Управление участками осуществляется непосредственно домостроительным комбинатом (трестом крупнопанельного домостроения, нулевого цикла) без промежуточного звена — монтажных (строительно-монтажных, строительных) управлений. Исключение составляют наиболее крупные домостроительные комбинаты с объемом ввода общей пиощади 500 и более тыс. м2 в год. Централизованные в трестах (комбинатах) службы обеспечивают инженерную подготовку строительства объектов, разработку технической и экономической документации и комплектацию хозрасчетных бригад всеми необходимыми материально-техническими ресурсами.

2.6.    Инженерная подготовка строительства объектов выполняется в соответствии с требованиями главы СНиП II1-1-76 и СН 47-74.

2.7.    Основным планово-производственным документом, регулирующим работу хозрасчетных бригад, является утвержденный единым заказчиком по согласованию с генеральным подрядчиком и субподрядными организациями директивный график ввода жилых домов и объектов соцкультбыта.

Директивный график разрабатывается на основе Комплексного укрупненного сетевого графика застройки городов (КУСГ) в соот-

6

5

«етствии с СН 508-78 на два года и уточняется ежеквартально. При этом в последнем квартале первого года уточняются сроки ввода объектов на последующий год и разрабатывается график на третий год и т. д. График разрабатывается с разбивкой по кварталам и месяцам. По каждому объекту в графике указываются сроки начала и окончания работ нулевого цикла, начала и окончания монтажа конструкций надземной части, начала и окончания отделочных работ, сдачи объекта Государственной приемочной комиссии.

Сроки начала и окончания строительства объектов устанавливаются в пределах «Норм продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений» (СН 440-79).

2.8.    На основе директивного графика ввода жилых домов и объектов соцкультбыта генподрядные и субподрядные строительномонтажные организации разрабатывают график поточного строительства и график движения бригад по объектам. Эти графики могут быть совмещены.

2.9.    Для взаимной увязки графиков генподрядной и субподрядных организаций и их увязки с директивным графиком ввода рекомендуется следующий порядок их разработки и согласования (прил. 1):

На первом этапе заказчик и генеральный подрядчик разрабатывают взаимоувязанные проекты директивного графика ввода и графиков поточного монтажа конструкций подземной и надземной частей зданий. Если монтаж надземной (подземной) части выполняется субподрядной организацией, то работа первого этапа ведется с ее участием. Работы первого этапа завершаются передачей проектов указанных графиков непосредственно привлекаемым генеральным подрядчиком субподрядным строительно-монтажным организациям (генсубподрядчикам) не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому периоду.

На втором этапе генеральный подрядчик и его непосредственные субподрядчики (генсубподрядчики) разрабатывают и согласовывают проекты графиков поточного выполнения работ собственными силами и графиков движения своих бригад по объектам. При этом ритмы потоков устанавливаются кратными ритму монтажа.

Работы второго этапа завершаются передачей проектов графиков другим специализированным субподрядным организациям (субсубподрядчикам) не позднее 15 октября.

На третьем этапе проекты графиков разрабатывают специализированные строительно-монтажные организации (субсубподрядчики), привлекаемые для выполнения работ непосредственными субподрядчиками генподрядной организации (генсубподрядчиками).

Предварительное согласование проектов графиков этих организаций должно быть завершено не позднее 1 ноября.

На четвертом этапе рассматриваются все нерешенные вопросы организации непрерывной работы комплексных и частных потоков и до 15 ноября разрабатываются предложения по уточнению директивного графика ввода.

Пятый этап состоит в уточнении и согласовании директивного графика ввода и графиков монтажа.

Директивный график ввода жилых домов и объектов соцкульт-быта утверждается заказчиком по согласованию с генеральным подрядчиком и привлекаемыми нм субподрядчиками (генсубподрядчи-камн), не позднее 1 декабря.

7

Шестой этап состоит в окончательном согласовании всеми участвующими в строительстве организациями графиков работы комплексных и частных потоков и графиков движения бригад по объектам строительства на основе утвержденного директивного графика ввода жилых домов и объектов соцкультбыта.

В дальнейшем работа по уточнению и согласованию графиков проводится в первой половине каждого квартала в том же порядке.

На всех этапах работу по согласованию и увязке графиков поточного выполнения строительно-монтажных работ и движения хозрасчетных бригад по объектам строительства координирует и контролирует руководство генподрядной строительно-монтажной организации с привлечением руководства субподрядных организаций.

2.10. Увязка работы бригад строительных потоков и бригад технологических линий предприятий (цехов) по производству железобетонных изделий и конструкций (баз комплектации) начинается на втором этапе разработки и согласования графиков работы бригад. С этой целью ведущие монтаж строительные организации направляют предприятиям (до 10 октября года, предшествующего планируемому периоду) предварительные проекты «Плана отгрузки железобетонных изделий», составленные на два года по укрупненной номенклатуре или комплектам на этаж-секцию с указанием потребителей (прил. 2).

На этой основе с учетом фонда рабочего времени и сменной производительности технологических линий каждое предприятие разрабатывает проект «Плана производства железобетонных изделий» на период в два года по укрупненной номенклатуре (видам изделий) с распределением объемов производства по цехам и технологическим линиям (прил. 3). Объемы производства продукции на каждой технологической линии расшифровываются по потребителям в «Плане выпуска железобетонных изделий хозрасчетной бригадой технологической линии» (прил. 4).

Планы отгрузки продукции каждого предприятия (базы комплектации) уточняются и согласовываются ведущими монтаж строительными организациями и утверждаются до 15 декабря года, предшествующего планируемому периоду, в том же порядке, в каком согласовываются графики строительно-монтажных организаций (см. п. 2.9 настоящего Руководства). В дальнейшем эти планы ежеквартально (в первой половине квартала, предшествующего планируемому) уточняются. При этом разрабатываются и согласовываются квартальные планы отгрузки продукции по номенклатуре с указанием сроков поставки изделий монтажным бригадам на объекты строительства.

Квартальные задания хозрасчетным бригадам на выпуск продукции устанавливаются в натуральных показателях по укрупненной номенклатуре (видам изделий).

Ежемесячно для хозрасчетной бригады технологической линии формования разрабатывается «Номенклатурный план выпуска железобетонных изделий» на основе (так же, как и квартальное задание) расчета потребности монтажных потоков по объектам с учетом остатка изделий и конструкций на складе готовой продукции и их планового запаса (прил. 5). Потребность монтажных потоков (комплексных бригад монтажников) в железобетонных изделиях (по номенклатуре) определяется группой (отделом) подготовки производства (отделом производственно-технической комплектации строительной организации) в соответствии с техническими проектами

8

и месячной циклограммой (сетевым графиком) монтажа жилых домов и объектов соцкультбыта (прил. 6) и передается на предприятие (в цех) за две недели до планируемого месяца. Если монтаж конструкций подземной и надземной частей здания ведется бригадами разных строительно-монтажных организаций, то месячная циклограмма монтажа разрабатывается производственно-техническими (производственно-диспетчерскими) отделами этих организаций совместно.

Номенклатурные месячные планы выпуска железобетонных изделий хозрасчетными бригадами технологических линий служат основой месячных номенклатурных планов выпуска продукции формовочными цехами (прил. 7).

Основанием для выдачи хозрасчетным бригадам сменных производственных заданий служит «График выпуска железобетонных изделий» (прил. 8), в котором отражается также фактический вы-_ пуск. График разрабатывается группой (отделом) подготовки производства (отделом производственно-технологической комплектации) на неделю (декаду, месяц) в соответствии с циклограммой монтажа с учетом планового запаса. Если цех не входит в состав строительной организации, то график разрабатывается производственным отделом промышленного предприятия.

2.11. Комплектация строящихся объектов сборными железобетонными изделиями и конструкциями производится по суточно-часовому графику поставки рейсокомплектов (прил. 9), разрабатываемому группой комплектации сборным железобетоном (отделом производственно-технологической комплектации) строительной организации в соответствии с циклограммой монтажа, монтажными схемами и схемами раскладки изделий по транспортным средствам.

По графику поставки рейскомплектов работают бригады склада готовой продукции (участка комплектации), бригада (бригады) водителей автотранспорта и производится разгрузка транспортных средств на строительной площадке. В графике с учетом технологической последовательности и продолжительности монтажа, а также времени, необходимого для доставки изделий со складов готовой продукции на строительную площадку записываются все рейсоком-пленсы издёлий, которые должны быть поставлены на объекты и смонтированы в течение каждой смены. Здесь же отмечается время отправки, номера полуприцепов и фамилии водителей транспортных средств.

Диспетчер группы комплектации железобетоном строительной организации контролирует передвижение полуприцепов и автомобилей. Одновременно он отмечает отправленные изделия и конструкции на монтажных схемах, которые выдаются группе комплектации по каждому объекту техническим (производственно-техническим) отделом или отделом производственно-технологической комплектации.

С целью бесперебойного обеспечения монтажных бригад диспетчер групп комплектации железобетоном может в отдельных случаях, когда на складе нет некоторых конструкций, направить на объект те из имеющихся рейсокомплектов, монтаж которых в данное время возможен. Исполнение команды диспетчера группы комплектации об изменении рейсов в таких случаях является для водителей автотранспорта обязательным.

Группа комплектации железобетоном строительной организации ведет ежедневный учет движения изделий и конструкций на складах готовой продукции предприятий (цехов) по всей номенклатуре

9

1

Далее по тексту — комплексный бригадный подряд.

2

При доставке сборных изделии и конструкций на строительную площадку с. территориальных баз производственно-технологической комплектации и других мест временного складирования перевод бригад этих баз на хозяйственный расчет осуществляется на основе ведомственных Временных положений.

4

3

См. Методические указания по заключению хозяйственных договоров на поставку продукции производственно-технического назначения на одиннадцатую пятилетку (утв. Госбанком СССР и Госарбитражем СССР 11 июня 1980 г.). — «Экономическая газета», К» 31, июль 1980 г., стр. 6.

2—801