Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

35 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе даны предложения по рациональному использованию фонда материального поощрения по направлениям расходования и категориям работающих, а также приведен порядок расходования средств на премирование за результаты хозяйственной деятельности, за выполнение особо важных производственных заданий и за общие результаты работы по итогам за год. Для работников по труду и заработной плате строительно-монтажных организаций.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Смета расходования фонда материального поощрения

3. Образование и расходование единого фонда материального поощрения

4. Премирование работников строительно-монтажных организаций за основные результаты хозяйственной деятельности

5. Выплата вознаграждений за общие результаты работы по итогам за год

6. Единовременное поощрение отдельных работников за выполнение особо важных производственных заданий

Приложение 1. Сводная смета образования и расходования фонда материального поощрения на 198… г. по строительно-монтажной организации

Приложение 2. Смета расходования фонда материального поощрения, образованного за счет отчислений от прибыли, остающегося в непосредственном распоряжении строительно-монтажной организации в 198... г

Приложение 3. Смета образования и расходования фонда материального поощрения, образованного за счет отчислений от прибыли, по строительному подразделению строительно-монтажной организации на 198... г

Приложение 4. Примерный перечень показателей премирования специалистов и служащих

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР

Рекомендации

Рпо повышению эффективности использования фонда

материального


поощрения

Москва 1988

СОДЕРЖАНИЕ

1.    Общие положения................ 3

2.    Смета расходования фонда материального поощрения    ...    5

3.    Образование и расходование единого фонда материального

поощрения.................... 8

4.    Премирование работников строительно-монтажных организаций за основные результаты хозяйственной деятельности ...    10

5.    Выплата вознаграждений за общие результаты работы

по итогам за год................. 15

6.    Единовременное поощрение отдельных работников за выполнение особо важных производственных заданий...... 20

Приложение 1. Сводная смета образования и расходования фонда материального поощрения на 198 г. по строительномонтажной организации............... 22

Приложение 2. Смета расходования фонда материального поощрения, образованного за счет отчислений от прибыли, остающегося в непосредственном распоряжении строительномонтажной организации в 198 г.......... 24

Приложение 3. Смета образования и расходования фонда материального поощрения, образованного за счет отчислений от прибыли, по строительному подразделению строительно-мон

тажной организации на 198 г........... 27

Приложение 4. Примерный перечень показателей премирования специалистов и служащих............. 30

3.4.    Средства единого фонда материального поощрения расходуются но смете, рассмотренной и одобренной трудовым коллективом. При составлении сметы расходования единого фонда материального поощрения следует учитывать конкретные задачи, стоящие перед трудовым коллективом, по ускорению сроков ввода в действие объектов строительства, росту производительности труда и др.

3.5.    При составлении сметы расходования единого фонда материального поощрения необходимо предусматривать его использование по следующим основным направлениям с указанием сумм на:

премирование за основные результаты хозяйственной деятельности;

премирование по результатам социалистического соревнования внутри строительно-монтажного треста по итогам смотров и конкурсов, направленных на выявление и использование резервов производства;

единовременное поощрение отдельных работников за выполнение особо важных производственных заданий;

выплату вознаграждения за общие результаты работы по итогам работы за год;

выплату премии рабочим за выполнение работ на условиях подряда;

премирование работников за создание, освоение и внедрение новой техники, содействие рационализации и изобретательству;

выплату премий по специальным системам премирования и поощрений за другие достижения в работе;

оказание единовременной помощи работникам;

оплату работникам очередных отпусков в части, соответствующей доле их заработной платы, выплачиваемой за счет фонда материального поощрения и районных коэффициентов, и премиям, начисленным из этого фонда.

3.6. Распределение средств единого фонда материального поощрения строительно-монтажного треста между его производственными единицами по решению трудового коллектива может произво-' диться пропорционально их плановому фонду заработной платы с учетом трудового вклада производственной единицы в достижение конечных результатов.

3.7.    В нестронтельных производственных единицах, находящихся на строительном балансе, материальное поощрение работников по решению трудового коллектива осуществляется за счет средств строительно-монтажного треста.

3.8.    Неиспользованные средства на премирование по отдельным направлениям по решению трудового коллектива могут быть направлены в конце года на другие статьи расходования, предусмотренные сметой единого фонда материального поощрения.

4. ПРЕМИРОВАНИЕ РАБОТНИКОВ СТРОИТЕЛЬНОМОНТАЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.1.    В соответствии с постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. расширяются права строительно-монтажных организаций в области премирования. Руководители трестов совместно с профсоюзным комитетом самостоятельно утверждают положения, показатели и условия премирования всех работников, кроме руководящих работников трестов. В этой связи Госкомтруд СССР, Госстрой СССР и ВЦСПС не разрабатывают и нс утверждают Положения о премировании работников за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства, Основные положения о премировании работников строительно-монтажных организаций, а министерства и ведомства — Типовые положения о премировании работников подведомственных строительно-монтажных организаций.

4.2.    Премирование работников за основные результаты хозяйственной деятельности должно осуществляться исходя из конкретных условий и задач, стоящих перед организацией и ее соответствующими подразделениями. При этом необходимо обеспечить непосредственную связь премий с трудовыми результатами каждого работника и коллективов бригад и подразделений, а также перейти к начислению премий, как правило, коллективу бригады, структурного подразделения в целом.

4.3.    Для руководящих работников (управляющего трестом, его заместителей, главного инженера, главного экономиста, главного бухгалтера, начальника планово-экономического отдела треста) конкретные показатели, размеры и сроки премирования устанавливаются ежегодно министерствами и ведомствами СССР и союзных республик по согласованию с соответствующими профсоюзными органами.

4.4.    Премирование рабочих, руководящих работников, руководителей производственных единиц, специалистов и служащих за основные результаты хозяйственной деятельности может производится помесячно или поквартально.

4.5.    В Положении о премировании работников за основные результаты хозяйственной деятельности, разрабатываемом в строительно-монтажной организации, необходимо предусматривать:

цель премирования;

показатели премирования для строительных и других подразде-

10

леиий строительно-монтажной организации, отдельных категорий работников;

периодичность и сроки выплаты премий; размеры премий;

перечень производственных упущений, за которые работник может быть лишен премии полностью или частично;

порядок введения, изменения и отмены Положения, срок его действия.

4.6.    В Положении о премировании следует устанавливать количественные и качественые показатели премирования, которые стимулировали бы успешное выполнение планов капитального строительства. При невыполнении показателей премии не выплачиваются. Могут также устанавливаться условия премирования, при невыполнении которых премии уменьшаются.

4.7.    Из фонда материального поощрения строительно-монтажной организации могут премироваться работники подсобных, вспомогательных и обслуживающих хозяйств, фонд заработной платы которых включен в общий фонд, учитываемый при определении исходной нормы образования фонда материального поощрения.

4.8.    При организации премирования рабочих целесообразно устанавливать показатели премирования по итогам деятельности строительного участка, бригад, экипажа, звена, рабочего с учетом индивидуальных оценок работы каждого из них. При этом выборе необходимо проявлять дифференцированный подход исходя из специфики и конкретных условий производства. Количество показателей и условий премирования не должно быть более двух-трех.

4.9.    Премирование рабочих должно производиться в первую очередь за выполнение производственных (нормированных) заданий, установленных исходя из планов участков и за сдачу работ в срок или досрочно соответствующих СНиП.

Например, рабочим, занятым на строительно-монтажных работах, могут устанавливаться следующие показатели премирования: выполнение заданий по выработке в натуральных измерителях или росту производительности труда;

бездефектное производство работ и сдача их с первого предъявления;

экономия материальных ресурсов против установленных технически обоснованных норм расхода или по сравнению с планом;

выполнение в срок и досрочно заданий по вводимым в действие объектам (этапам);

соблюдение производственных норм расхода материалов и сохранность сборных конструкций;

соблюдение технологии строительно-монтажных работ и др. Для рабочих подсобных, обслуживающих и прочих хозяйств

U

показатели и условия премирования устанавливаются исходя из задач, стоящих перед этими подразделениями, и наилучшего обеспечения работы производственных участков. Например, для рабочих, занятых обслуживанием, ремонтом и наладкой оборудования, строительных машин и механизмов, могут устанавливаться следующие показатели (условия) премирования:

своевременное выполнение работ по планово-предупредительному ремонту;

выполнение плана выхода на линию машин и механизмов;

сокращение сроков ремонта и наладки оборудования по сравнению с утвержденным планом при высоком качестве работ;

экономия материальных ресурсов против установленных технически обоснованных норм;

выполнение месячного плана участком (бригадой) или задания по выработке в натуральных показателях в обслуживаемых бригадах;

отсутствие аварий и простоя машин и механизмов по вине вышеуказанных рабочих.

Рабочим, занятым на погрузочно-разгрузочных и транспортных работах, в качестве показателя премирования устанавливается выполнение и перевыполнение суточного графика доставки материалов, конструкций и деталей на строительные объекты; выполнение месячного плана на обслуживаемых участках и соблюдение правил техники безопасности.

4.10.    В целях обеспечения более тесной зависимости между материальным поощрением и трудовым вкладом каждого рабочего в общие результаты бригады целесообразно размеры премий определять с учетом коэффициента трудового участия.

Основные принципы определения размеров премий даны в «Руководстве по применению коэффициента трудового участия в строительстве», согласованном с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС и изданном Стройиздатом в 1986 г.

4.11.    Премии отдельным рабочим из фонда материального поощрения, образованного за счет отчислений от прибыли и из фонда заработной платы, предельными размерами не ограничиваются.

За выполненные и принятые в установленный срок или досрочно работы по каждому комплексу, технологическому этапу или объекту в целом бригаде может устанавливаться премия из фонда заработной платы в размере до 40% сдельного заработка по аккордному заданию, при выполнении работ по техническому пе-ревооружег.ию и реконструкции действующих производств на условиях подряда или вахтовым методом — до 60%, а на отдельных стройках — в размерах, установленных соответствующими реше-

12

ниями. Конкретный размер премии устанавливается руководителем строительно-монтажной организации по согласованию с профсоюзным комитетом.

4.12.    Премирование руководящих работников производится за результаты работы строительно-монтажной организации в целом; работников аппарата управления — за результаты работы строительно-монтажной организации в целом с учетом итогов деятельности структурного подразделения аппарата управления или индивидуальных показателей труда; работников производственных единиц, участков, старших производителей работ и мастеров — за результаты работы производственной единицы, участка.

4.13.    Для руководящих работников могут быть установлены следующие показатели премирования:

выполнение плана по объему подрядных работ в соответствии с договорами подряда;

выполнение задания по росту производительности труда;

выполнение задания по прибыли.

4.14.    Премирование за выполнение каждого из этих показателей производится раздельно: за выполнение первого показателя выплачивается 50% общей суммы премии, за выполнение второго и третьего показателей — по 25% общей суммы премии.

4.15.    При образовании в строительной организации единого фонда материального поощрения премирование руководящих работников за выполнение основных результатов хозяйственной деятельности может производиться по следующим показателям:

ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства или план подрядных работ, подлежащих выполнению в соответствии с договорами на пусковых объектах планируемого года, а также по технологическим этапам и комплексам работ на объектах, намечаемых к вводу в действие в последующие годы, — в размере 65% премии от максимального размера (или около 0,5 должностного оклада в расчете на месяц). Указанная премия выплачивается только при 100%-ном выполнении плана ввода в действие производственных мощностей и объектов строительства или предусмотренных договорами планов работ в планируемом периоде (месяц, квартал);

другие основные показатели эффективности производства — в размере 35% общей суммы премии (или около 0,26 должностного оклада в расчете на месяц).

В качестве таких показателей могут быть приняты:

план по объему подрядных работ, подлежащих выполнению в соответствии с договорами подряда,—в размере 50% премии (или

13

0,13 должностного оклада в расчете на месяц);

задание по росту производительности труда — в размере 25% (или 0,07 должностного оклада в расчете на месяц);

задание по прибыли — в размере 25% премии (или 0,06 должностного оклада в расчете на месяц).

4.16.    При невыполнении плана ввода в действие мощностей н объектов строительства или предусмотренных договорами подряда планов работ 50% премий, начисленных за другие основные показатели, резервируются и выплачиваются при условии восполнения отставания до конца текущего года.

4.17.    Максимальный размер премий руководящим работникам, коллективам специалистов и служащих за своевременный и качественный ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства и другие основные результаты хозяйственной деятельности— 0,75 оклада в расчете на месяц, в том числе 65% этой суммы за ввод в действие мощностей и объектов строительства.

4.18.    Премия за ввод производственных мощностей и объектов строительства одному работнику может выплачиваться в размере до 5,8 месячных должностных окладов, а если введены в действие не все запланированные мощности и объекты — до 4 месячных должностных окладов в год. В этом случае премии за ввод выплачиваются независимо от других показателей работы.

4.19.    Для организации премирования рекомендуется устанавливать не более трех показателей, из которых один рекомендуется принимать в качестве основного, установив за его выполнение премию в размерах не менее 50% общей суммы премий за основные результаты хозяйственной деятельности. (Примерный перечень показателей дан в прил. 4).

4.20.    Конкретные размеры премий за каждый из показателей работы коллектива производственной единицы определяются руководителем треста по согласованию с профсоюзным комитетом.

4.21.    Работники аппарата управления треста, а также коллективы специалистов и служащих производственных единиц получают право на премирование при обеспечении соответственно трестом или производственной единицей установленных показателей работы. При получении такого права указанные работники премируются по действующему в тресте положению о премировании. При этом для коллективов отделов или отдельных специалистов и служащих могут устанавливаться индивидуальные показатели и размеры премирования исходя из конкретных условий и задач, стоящих перед ними.

4.22.    Работники участков старших производителей работ, производителей работ, мастеров и производств рекомендуется премировать за результаты работы соответствующих участков и произ-

14

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ Т В11И П И труда в строительстве)

Госстроя СССР

РЕКОМЕНДАЦИИ

по повышению эффективности использования фонда

материального

поощрения

Москва

Стройиздат

1988

Рекомендованы к изданию решением секции организации труда ученого совета ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР.

Рекомендации по повышению эффективности использования фонда материального поощрения/ЬНИПИ труда в строительстве. — М.: Стройиздат, 1988.—32 с.

Даны предложения по рациональному использованию фонда материального поощрения по направлениям расходования и категориям работающих, а также приведен порядок расходования средств на премирование за результаты хозяйственной деятельности, за выполнение особо важных производственных заданий и за общие результаты работы по итогам за год.

Для работников по труду и заработной плате строительно-монтажных организаций.

Табл. 8

Разработаны отделом оплаты труда ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР (канд. экон. наук Л. В. Богданова, инженеры Н. В. Попкова, В. И. Спирина) при участии Харьковского института инженеров коммунального строительства (канд. экон. наук В. А. Пасичный).

НОРМАТИВНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ИЗДАНИЕ ВНИПИ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГОССТРОЯ СССР

РЕКОМЕНДАЦИИ

по повышению эффективности использования фонда материального поощрения

Редакция инструктивно-нормативной литературы

Зав. редакцией Л. Г. Вальян

Редактор С. В. Беликина

Младший редактор О. Я. Кранун

Технический редактор Н. Н. Удалова

Корректор Е. А. Степанова

н/к

Сдано в набор 31.03.87. Подписано в печать 19.08.87. Т-12007. Формат 84 X IO8V32. Бумага тип. Л« 2. Гарнитура «Литературная». Печать высокая. Уел. печ. л. 1,68. Уел. кр.-отт. 1,99. Уч.-нзд. л. 2,23. Тираж 20000. Изд. /А XII—2291. Заказ 186. Цена 10 коп.

Стройиздат. 101442. Москва, Каляевская. 23 а.

Калужское пронзводственвое объединение «Полиграфист», 509281 г. Калуга, пл. Ленина, 5.

л 3201010000 — 467 тт

Р 047 (01) ——88    Инструкт.-нормат., I вып. — 59—87.

© Стройиздат, 1987

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС <0 совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства> от 17 сентября 1986 г.

1.2.    Порядок и условия расходования фонда материального поощрения, образованного за счет отчислений от прибыли, по подведомственным подразделениям устанавливаются строительно-монтажной организацией1 с учетом конкретных условий и специфики работы каждого подразделения.

1.3.    Когда в строительных подразделениях фонды материального поощрения не создаются по дифференцированным нормативам, распределение фонда материального поощрения по подразделениям производится на основе достигнутых показателей их деятельности и действующих положений по использованию этого фонда.

1.4.    В большинстве строительно-монтажных организаций фонд материального поощрения распределяется между их производственными подразделениями на основе дифференцированных нормативов. В этих случаях плановая сумма фонда материального поощрения строительно-монтажной организации делится на две части:

средства, направляемые на образование фондов в строительных подразделениях;

средства, остающиеся в непосредственном распоряжении строительно-монтажной организации.

1.5.    В нестроительных подразделениях, находящихся на строительном балансе, материальное поощрение работников осуществляется за счет средств, остающихся в распоряжении строительномонтажной организации.

1.6.    Средства, остающиеся в распоряжении строительно-монтажной организации, расходуются на:

материальное поощрение работников аппарата строительномонтажной организации и работников нестроительных подразделений. находящихся на строительном балансе;

поощрение работников подразделений за выполнение заданий, имеющих особо важное значение для строительно-монтажной организации;

премирование победителей в социалистическом соревновании между подразделениями строительно-монтажной организации;

пополнение фондов материального поощрения подразделений строительно-монтажной организации при ухудшении показателен их деятельности по не зависящим от них причинам;

формирование в строительных подразделениях фондов материального поощрения по установленным строительно-монтажной организацией нормативам в случаях, когда уровень выполнения плана по фондообразующим показателям в отдельных подразделениях выше уровня, достигнутого в целом по строительно-монтажной организации.

1.7.    Разрешается в виде исключения строительным подразделениям, входящим в состав строительно-монтажной организации образовывать по результатам их деятельности фонд материального поощрения за счет полученной ими прибыли.

1.8.    Сумма фондов материального поощрения, образованных в строительных подразделениях строительно-монтажной организации по установленным для них нормативам, и фонда, находящегося в распоряжении строительно-монтажной организации, не должна превышать размера фонда, исчисленного по нормативам, установленным в целом для строительно-монтажной организации. Если размер указанного фонда превышает сумму фондов, начисленных по подразделениям строительно-монтажной организации, на сумму превышения уменьшаются отчисления в фонд производственных подразделений и фонд, находящийся в распоряжении строительномонтажной организации.

19. При установлении размеров премии работникам следует исходить из суммы средств, выделенных по смете расходования фонда материального поощрения на премирование. Размеры премий работникам и коллективам следует приводить с указанием верхнего предела, чтобы фактические выплаты не превышали средств, поступивших в фонд материального поощрения.

1.10. При организации материального поощрения необходимо учитывать, что, кроме материального стимула, премии и вознаграждения являются фактором общественного признания заслуг работника. Поэтому администрация совместно с профсоюзным комитетом должна обеспечивать широкую гласность о поощрении работников и необходимую торжественность при вручении премий и вознаграждения за особо высокие достижения в работе.

2. СМЕТА РАСХОДОВАНИЯ ФОНДА МАТЕРИАЛЬНОГО ПООЩРЕНИЯ

2.1.    Средства фонда материального поощрения расходуются по совместному решению администрации строительно-монтажной организации и профсоюзного комитета в соответствии с утвержденной ими сметой. Проекты смет расходования фонда материального поощрения должны выноситься на обсуждение трудовых коллективов и после их утверждения прилагаться к коллективному договору.

2.2.    В строительно-монтажной организации целесообразно составлять следующие сметы расходования фонда материального поощрения:

сводную смету, предусматривающую распределение общей суммы фонда, образуемого строительно-монтажной организацией, по направлениям расходования и категориям работающих с указанием средств, направляемых на образование фондов в строительных подразделениях, и средств, остающихся в непосредственном распоряжении строительно-монтажной организации (прил. 1);

смету фонда материального поощрения, остающегося в непосредственном распоряжении строительно-монтажной организации (прил. 2);

смету строительных подразделений строительно-монтажной организации, предусматривающую распределение их фондов по направлениям расходования и категориям работающих (прил. 3).

2.3.    Смета расходования фонда материального поощрения составляется на год с распределением по кварталам в суммах, предусмотренных в финансовом плане на соответствующий период.

2.4.    При составлении сметы расходования фонда материального поощрения необходимо предусматривать его использование по следующим основным направлениям с указанием сумм фонда по категориям работников, числящихся в списочном составе, на:

премирование за основные результаты хозяйственной деятельности;

премирование по результатам социалистического соревнования внутри строительно-монтажной организации, по итогам смотров и конкурсов, направленных на выявление и использование резервов производства;

единовременное поощрение отдельных работников за выполнение особо важных производственных заданий;

выплату вознаграждения за общие результаты работы по итогам за год;

оказание единовременной помощи работникам;

оплату работникам очередных отпусков в части, соответствующей доле их заработной платы, выплачиваемой за счет фонда

материального поощрения и районных коэффициентов к премиям, начисленным из этого фонда;

выплату премий и поощрений за другие достижения в работе; выплату единовременного пособия на хозяйственное обзаведение лицам из числа военнослужащих, заключившим после увольнения в запас из рядов Советской Армии договор о работе в течение трех лет в строительно-монтажной организации.

Конкретные направления использования средств фонда материального поощрения определяются администрацией строительно-монтажной организации совместно с профсоюзным комитетом.

2.5.    В смете использования фонда материального поощрения должны быть отражены:

суммы, направляемые в фонд материального поощрения за счет отчислений от прибыли в планируемом году;

остатки фонда материального поощрения за счет отчислений от прибыли на начало планируемого года;

планируемый на конец года остаток фонда материального поощрения за счет отчислений от прибыли;

распределение фонда материального поощрения по направлениям расходования и категориям работающих;

расчетные данные о годовых фондах заработной платы рабочих по тарифным ставкам и руководителей, специалистов и служащих по должностным окладам.

По истечении финансового года рекомендуется составлять справку о фактическом использовании фонда материального поощрения. Кроме вышеперечисленных позиций в справке целесообразно отразить:

отчисления в фонд материального поощрения от прибыли заказчика, полученной строительно-монтажной организацией в установленном размере при сокращени против утвержденных норм сроков ввода производственных мощностей;

сумму неиспользованной экономии по фонду заработной платы (в пределах сверхплановой прибыли), полученной против установленного норматива, перечисленной в фонд материального поощрения;

в случае перерасхода фонда заработной платы сумму фонда материального поощрения, направляемую на его покрытие;

изменение отчислений в фонд материального поощрения в связи с невыполнением плана.

2.6.    При распределении планового фонда материального поощрения, образуемого за счет отчислений от прибыли, целесообразно исходить из того, чтобы размер средств, направляемых на премирование за основные результаты хозяйственной деятельности специалистов и служащих (в процентах к фонду заработной платы по

6

должностным окладам), как правило, не превышал размера средств, направляемых на премирование рабочих, включая премии из фонда заработной платы (в процентах к фонду заработной платы по тарифным ставкам).

Пример. Фонд заработной платы строительно-монтажной организации по тарифным ставкам и должностным окладам составляет 3 млн. 800 тыс. руб., в том числе рабочих (по тарифным ставкам)— 3 млн. руб., специалистов и служащих (по должностным окладам)— 800 тыс. руб. Средства, выделяемые на премирование из фонда материального поощрения, образуемые за счет отчислений от прибыли — 240 тыс. руб. Премии рабочим из фонда заработной платы — 440 тыс. руб. Общая сумма средств, направляемых на премирование из фонда материального поощрения, образованного за счет отчислений от прибыли, и из фонда заработной платы — 680 тыс. руб., или в процентах к фонду заработной платы по тарифным ставкам и должностным окладам 17,9 %    (680    тыс.    руб.    :    3    млн.

800 тыс. руб.) • 100.

Премии рабочим из фонда материального поощрения, образованного за счет отчислений от прибыли — 97 тыс. руб. (3 тыс. руб • 17,9): 100—440 тыс. руб.), специалистам и служащим 143 тыс. руб. (800 тыс. руб.: 100) • (17,9: 100).

2.7. При составлении сметы расходования планового фонда материального поощрения (без средств, перечисляемых вышестоящим организациям) может быть следующее распределение этих средств по направлениям, %:

Премирование за основные результаты хозяйственной деятельности • .    45

Премирование но результатам социалистического соревнования внутри строительно-монтажных организаций, по итогам смотров и конкурсов .    8    —    Ю

Единовременное поощрение отдельных работников за выполнение особо важных производственных заданий........... 7

Вознаграждение за общие результаты работы по итогам за год.....#>—28

Оказание единовременной материальной помощи и выплата пособий . .    5

Оплата отпусков в части, соответствующей доле выплаты средней заработной платы из фонда материального поощрения . ........ .    4

Выплата премий и поощрений за другие достижения в работе...... 3

2.8. Распределение фонда материального поощрения по направлениям расходования и категориям работников, принятое в смете в процентах, целесообразно, в основном, сохранять при увеличении (уменьшении) фонда в связи с перевыполнением (недовыполнением) плана.

2.9. Средства, предусмотренные на премирование за основные результаты хозяйственной деятельности, не израсходованные в каком-либо периоде в связи с невыполнением показателей, не могут быть использованы на премирование по показателям другого периода.

Средства, предусмотренные на выплату премий по итогам социалистического соревнования, единовременных поощрений, за выпол-

7

ненке особо важных производственных заданий, на оказание материальной помощи, не израсходованные в каком-либо периоде, могут быть использованы в других периодах.

3. ОБРАЗОВАНИЕ И РАСХОДОВАНИЕ ЕДИНОГО ФОНДА МАТЕРИАЛЬНОГО ПООЩРЕНИЯ

3.1.    Руководителям строительно-монтажного треста по согласованию с профсоюзным комитетом предоставляется право создавать единый фонд материального поощрения, объединяя в нем и все средства по специальным системам премирования. Источниками формирования единого фонда материального поощрения строительно-монтажного треста могут быть средства:

фонда материального поощрения, за счет отчислений от прибыли;

до 10 % средств, причитающихся строительно-монтажному тресту от экономии, полученной за счет разницы между договорной ценой и сметой;

заказчиков, предназначенные для премирования работников за своевременный и качественный ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства, в том числе и в виде аванса;

предусмотренные специальными системами премирования (за создание, освоение и внедрение новой техники; за содействие изобретательству и рационализации; за сбор и сдачу отдельных видов отходов производства для вторичного их использования; за сбор, хранение, сдачу и отгрузку лома и отходов цветных и черных металлов; за сдачу, возврат и повторное использование деревянной и картонной тары, за сокращение времени нахождения вагонов под погрузкой и разгрузкой, их уплотненную загрузку, повышение уровня маршрутизации перевозок по железным дорогам; за сокращение простоев автомобилей против установленных норм; за экономию горючего, смазочных, строительных материалов и сохранность сборных конструкций и деталей и др.).

3.2.    Перечень конкретных источников, направляемых в единый фонд материального поощрения, устанавливается трудовым коллективом.

3.3.    По решению трудового коллектива строительно-монтажный трест может резервировать часть средств единого фонда материального поощрения. Указанный резерв может использоваться для поощрения работников производственных единиц, которые временно ухудшили свои показатели по независящим от них причинам, и в других непредвиденных случаях, возникающих в ходе выполнения плана.

8

1

К строительно-монтажным организациям отнесены производственные стронтельно-монтажные объединения. действующие на основании Положения, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 6 ноября 1979 г. № 215, тресты, управления строительства (на правах треста), домостроительные и сельские строительные комбинаты, строительно-монтажные управления и приравненные к ннм организации, пользующиеся правами социалистического государственного производственного предприятия.

3