Министерство труда Российской Федерации Центральное бюро нормативов по труду
МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ УКРУПНЕННЫЕ НОРМЫ ВРЕМЕНИ на ремонт тракторов (гусеничных, колесных) с тяговым усилием от 0,6 тс (6 кН) до 2 тс (20 кН)
Министерство труда Российской Федерации Центральное бюро нормативов по труду
Межотраслевые укрупненные нормы времени не ремонт тракторов (гусеничных, колесных) с тяговым усилием от 0,6 тс (6 кН) до 2 тс (20 кН)
Москва - 1995
10.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ
Организация труда при капитальной и текущих ремонтах
Работы по ремонту тракторов выполняются специализированными или комплексными бригадами. Такая организация труда позволяет наиболее аффективно использовать рабочее время и оборудование»
Бригаду возглавляет бригадир, назначаемый из чиола наиболее квалифицированных рабочих.
Каждой бригаде или рабочему выдается нормированное задание.
Технология ремонтных работ и организация рабочих мест
Ремонт тракторов состоит из ряда технологических операций Совокупность этих операций, выполняемых в определенной последовательности, цредстввляет собой технологический процесо ремонта (рио. I).
Ремонт пасси трвкторз производится на следующих участках: моечно-очистном, разборочном, сборочном, дефектовочном, по ремонту шаоси тракторе, дизеля (двигателя), электротехническом, по ремонту топливной аппаратуры, гидравлической навесной системы, механичеоком, медницком, жестяницком, кузнечном, сварочном, испытанию двигателей, малярном.
-Каждое рабочее место должно быть оснащено технической доку-ментацжей по комплексной организации труда, в которой указаны наиболее рациональные методы и приемы труда, последовательность выполнения работ, условия и слотема оплаты труда, порядок обслуживания рабочего места, требования к исполнителю.
Моечно-очистной учвоток
Моечно-очистной учвоток состоит из машины для наружной мойки трактора, машин или ванн для мойки сборочных единиц и деталей трактора.
II
На место наружной мойки трактор доставляется тянущим устройством.
Участок по ремонту шасои тракторов
Рвбогы по ремонту шасси .тракторов включают разборочно-сбо-рочные я ремонтно-восстановительные операции. Сборочные единицы, снятые о тракторе, полностью разбираются на стендах и приспособлениях. Для выпрессовки подшипников, втулок и других деталей применяются прессы.
Для выполнения ремонтных работ составные части подвергаются мойке. Транспортируют их кран-балкой.
Участок по ремонту дизелей (двигателей)
Все технологическое оборудование на участке ремонта дизелей (двигателей) должно быть расставлено с соблюдением технологической последовательности выполнения работ.
Ооновными видами ремонтных работ дизелей (двигателей) являются: разборка на составные части, мойке, очистка, дефектация, комплектация, сборка из составных частей, разборка, ремонт и сборка составных частей, а также испытание и регулировка.
Собранные дизели поступают в отделение по обквтке, испытанию и контрольному осмотру.
Для обкатки диэвль подают кран-белкой.
Электротехнический участок
Электротехнические работы включают: ремонт, обслуживание, регулировку и иопитание приборов электрооборудования, снятых с трактора.
iz.
Установке трактора пз ллоцадху ремонта
Наружная очистка, мойка трвктора
Разборка тракторе на сборочные единицы
Разборке сборочных единиц на соотавные части
Дефектация составных честей
Ремонт в воестановление составных частей
^■Комплектация составных честей
Рис. I, Схема организации труда и технологического процесса ори ремонте тракторов.
13.
Приборы осматривают, очищают от пыли и грязи, испытывают на специальных стендах*
Составные части разбирают на детали, промывают в керосине, лрооушивеют, дефекгуют.
Собранные я отремонтированные составные чести испытывают на специальных стендах.
Участок по ремонту топливной аппаратуры
Работы по ремонту систем питания дизелей (двигателей) включают полную разборку и сборку составных частей, проверку работоспособности топливных насосов и форсунок о последующей регулировкой.
Перед разборкой составные чести моют в ванне с керосином или ацетоном.
Все оборудование на участке топливной аппаратуры должно быть расставлено с соблюдением технологической последовательности рвбот.
Механический участок
Основные виды механических рвбот: обработке двтвлвй после сварки, наплавки под технологические разиеры.
Станки - токарно-винторезные, сверлильные, фрезерные, строгальные и другие - подбирвют с учетом наиболее полного охвате комплексе деталей, обрабатываемых при ремонте, и максимальной загрузки ствнков.
Медницкий участок
В медницком участке выполняют ремонт редиеторов, топливных баков.
14.
Радиаторы, поступившие в ремонт, очищают от грязи, промывают водой.
Трещины в бачках и наружных трубквх радиатора взлаивают. Медницкий участок оснащают веретеном, ручными ножницами, стеллажами, приспособлениями.
Жестяницкий участок
Жестяницкие работы цроизводят при ремонте крыльев, подножек, брызговиков, капотов, дверей и других частей кабины.
Помятые места обшивки и оперения кабины исправляют, как правило, вручную специальными инструментами и приспособлениями.
Кузнечный участок
К кузнечным работам относят ремонт и изготовление деталей с применением нагрева.
Кузнечный участок оснащают кузнечным горном с наковальней и комплектом кузнечных инструментов, верствчным прессом.
Обойный участок
К обойным работам относят ремонт спинок и подушек сидений. Для рескроя материале применяют паблоны. Материал спивается на швейной машинке.
Для ремонта сидений и спинок оидений попользуют верстаки.
Малярный участок
К малярным рвботэм относится окраска сборочных единиц трек-тора и трактора в целом.
15
Не подготовленную к окраске поверхность наносят грунт, шпаклюют, шлифуют водостойкой шкуркой, промывают, вытирают насухо, звтем окраииввют в один-два слоя. При окраске применяют краскораспылитель.
Межотраслевые укрупненные нормы времени не ремонт тракторов (гусеничных, колесных) с тяговым усилием от 0,6 тс (6 кН) до 2 то (20 кН)
Межотраслевые укрупненные нормы времени утверждены постановлением Министерства труда Российской Федерации от 15 июня 1995 г.
» 32 и рекомендуются для применения на всех предприятиях, в подразделениях, входящих в состав предприятий и организаций, занимающихся ремонтом тракторов, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и хозяйствования.
Межотраслевые укрупненные нормы времени разработаны Центральным бюро нормативов по труду.
Межотраслевые укрупненные нормы времени предназначены для нормирования труда рабочих, занятых на олеоарных, сварочных, кузнечных, жестяницких, медницких, токарных работах, выполняемых при ремонте тракторов при сдельной системе оплаты труда, ■ установления нормированных заданий при довременной оплате труда, расчетов комплексных норм трудовых затрат при организации комплексных бригад, разработки прейскурантов оптовых цен на ремонт, а также для формирования организационной структуры предприятий, определения численности рабочих до отдельным подразделениям, для оценки сложности и качества труда, уровня ого оплаты, при переводе предприятий на арендные и кооперативные отновения, при составлении графиков планово-предупредительных ремонтов и других технико-экономических показателей.
Межотраслевые укрупненные нормы времени разработаны о учетом наиболее рациональной организации труда для условий ремонтных мастерских, способствующей повышению производительности труде рабочих при соблюдении условий труда, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам и действующим правилам охрены труда и техники безопасности.'
Центральное бюро нормативов по труду Министерства труда Российской Федерации.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
I* lie «отраслевые укрупненные нормы времени не ремонт тракторов рекомендуются для применения на всех предприятиях, в подразделениях, входящих в оостав предприятий и организаций, занимающихся ремонтом тракторов, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и хозяйствования.
2. При разработке межотраслевых укрупненных норм времени ио по льэова нм:
- "Положение об организации нормирования труда в народном хоаяйотве", утвержденное постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 19 июня 1986 г. )й 226/П-6; "Изменения в "Положении об организации нормирования труде в народном хозяйстве”, утвержденные постановлением Государственного комитете СССР по труду и социальным вопросам и Президиума ВЦСПС от 15 августа 1989 г* ft 271/П-8;
- "Методические рекомендации по разработке нормативных материалов для нормирования труда рабочих", М«: НИИ труда;
- "Методические рекомендация по нормированию труда рабочих в условиях коллективных форм его организации я стимулирования", М»: Экономика, 1987 г.;
- действующие нормы временя (межотраслевые, отраслевые);
- технологические процессы на разборку и сборку тракторов, дизелей, топливной аппаратуры дизельных двигателей, электрооборудования, гидравлики;
- комплексная система технического обслуживания и ремонта менян в сельском хозяйстве. М«: ГОСНИТН, 1985 г»;
- каталог передвижных и стационарных средств для технического обслуживания тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных менян, М.2 ГОСНИТИ, 1986 Г»;
- данные фотохронометре иных наблюдений, проведенных на предприятиях агропромышленного комплекса России;
- коэффициенты повторяемости при техническом обслуживании;
- технические характеристики оборудования, механизмов и инструмента;
- инструкции но эксплуатации тракторов;
- руководство по техническому обслуживанию тракторов.
коэффициента, литавиэш трудоемкость кмсита мавин и их составных чactsа В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОГРАММЫ PSMCHTA
[ Тректоры (МССЯ)_I_Дизели_
программе предприятия, it* , до ioo [755 500 [ [7ю5-[7555^[7555‘
Коэффициент 1,46 1,28 1,20 1,05 1,00 1,58 1,11 1,04 1,00
Топливнвя еппвретуре и электрооборудование |
Программа предприятия, пт., до |
100 |
Г\ °9° |
‘■"I-"" ___L___ |
""isoo * |
Коэффициент |
1,75 I.® Гидревличеокие агрегаты |
|
х.® |
Программа предприятия, пт., до |
100 |
|
. I... |
15000 |
Коэффициент |
1,78 |
|
|
1,00 |
|
КОЭФФИЦИЕНТУ (К) НА РШОКТИЫХ РАБОТЫ ТРАКТОРОВ ГУСЕНИЧНЫХ |
Вид реботы !*воои
1
1
_ ________L______ |
7 кип’"
I
!
1
1 ____ |
’[заднййГкЕШ Й'Г'ВСЫ” мост | ааднкЯ}
,'моот
1 1 !
.1 ____L_____I__ . |
|гг~
ре тки . под-{вески
.1_______ |
W
лежки гусе-, ниц
1 ____ |
Гконеч-Г
ныв
iJRJ" 1
,дачя ,
L _ L |
*УКМ~”[квбййв[
1 ! 1 !
! ! ___ I _ 1 |
Рама |
[Радиа
тор
1
I |
Токарные |
0,19 |
0,25 |
0,26 |
0,26 |
0,27 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,28 |
0,05 |
0,15 |
|
Фрезерные |
0,06 |
0,08 |
0,10 |
0,08 |
0,22 |
0,06 |
0,23 |
0,Х0 |
0,28 |
- |
- |
- |
Сверлильные |
0,07 |
0,10 |
0,09 |
0,10 |
0,12 |
0,04 |
0,13 |
0,10 |
0,06 |
0,08 |
0,03 |
0,13 |
Шлифовальные |
| 0,10 |
0,14 |
0,17 |
0,16 |
0,14 |
0,15 |
0,04 |
0,14 |
0,17 |
- |
0,02 |
- |
Слесарные
Медницко- |
0,25 |
0,35 |
0,38 |
0,35 |
0,37 |
0,35 |
0,55 |
0,35 |
0,20 |
0,43 |
0,20 |
0,50 |
жестяницхие |
0,15 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Сварочные
Куавечно- |
0,20 |
0,20 |
0,15 |
0,20 |
0,21 |
0,20 |
0,19 |
0,15 |
0,15 |
0,43 |
0,25 |
0,18 |
термические |
0,06 |
0,09 |
0,11 |
0,10 |
0,11 |
0,6 |
0,06 |
0,10 |
0,06 |
- |
о.ое |
- |
Обойные |
0,03 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тр - норма времени не ремонтные работы;
tJL - сумма норм времени на ояятие, реаборку, оборку и установку
КОЭФФИЦИЕНТЫ (К) РВМСНТНЫХ РАБОТ ДЛЯ ДИЗЕЛЕЙ, ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ, ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ НАВЕСНОЙ СИСТЕМЫ
Вид работы |
!дязель!Топ- (Фильт-[фор-(дви- ливныЯ ры руган ■га- ‘насос ‘ :
! те ль) , 1
J______I______L______L______ |
!Генератор
1
1...... |
1 Стар-, »ер
I
!
1______ |
[Реле-
регу-
jлятор
I
I______ |
fuar-
1 вето
1
1
1______ |
} Гидро-{насос
1
!
L___ . |
[Гядро-fГидро-ре с- ци-преде- линдр {лительj
L __ _ I______ |
Токарные |
0,23 |
0,23 0,11 |
0,20 |
0,20 |
0,20 |
|
0,14 |
1,30 |
0,11 |
0,27 |
Фрезерные |
0,05 |
0,07 |
- |
0,06 |
0,06 |
- |
0,07 |
1,00 |
0,07 |
0,1? |
Сверлильные |
0,07 |
0,05 0,06 |
0,05 |
0,04 |
0,06 |
0, се |
- |
0,33 |
0,07 |
0,17 |
Шлифовальные |
0,10 |
0,25 |
0,08 |
0,04 |
0,05 |
- |
0,05 |
2,00 |
0,25 |
0,63 |
Слесарные |
0,45 |
0,35 0,30 |
0,30 |
0,55 |
0,33 |
0,15 |
0,20 |
2,00 |
0,25 |
0,63 |
Хестяницко-ыед- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ницкие |
0,03 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сварочные |
0,12 |
0,07 0,03 |
0,03 |
- |
- |
- |
- |
0,08 |
0,02 |
0,03 |
Кузнечно-терии- |
|
|
|
|
|
. |
|
|
|
|
ческие |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,02 |
0,02 |
- |
- |
- |
- |
- |
3. Нормы времени не разборочно-сборочные реботы даны на полную разборку я сборку трактора, сборочных единиц твоей, дизеля, пупкового двигателя, топливной аппаратуры, электрооборудования, гидравлической навесной системы, а такие отдельно на сборочные единицы и всего на трактор с учетом всех сборочных единиц*
Нормы времени разработаны для уоловий специализированных предприятий о годовой программой ремонта 1000 от* и могут быть скорректированы о помощью приведенных в таблице поправочных коэффициентов, учитывающих трудоемкость ремонта ыанин и их составных чаотей в зависимости от программы ремонта*
Нормами времени не учтены ветреты временя на ремонтные работы или одного на видов ремонтных работ (токарных, фрезерных, сварочных и др*) •'
4*' Нормы времени не ремонтные работы определены по формуле:
где:
трем “ суммарные затраты времени денного виде ремонтных ребот, чел*-ч;
) Тр.с. - суммарные затраты времени реаборочно-оборочных ре-бот по ыаинне (оборочиой единице), чеи.-ч;
- коэффициент удельных трудозатрат не выполнение ремонтных работ определенного вида (токарные, сдаоер-ныо, сварочные и т.п.)•
5. Нормы времени на эаману сборочных единиц при текущем ремонте приведены на снятие и установку отдельных сборочных единиц*
При разборке я оборке заменяемых сборочных единиц необходимо пользоваться нормеми времени на ра8борочно-оборочные реботы при капительном ремонте*
6* Разряды работ и наименования профессий указаны в соответствии о действующим Единым тарифно-квалификвционным справочником рвбот и профессий рабочих, вып. I, рвздал "Профессии рабочих, о6-
9.
цяе для всех отраслей народного хозяйства", утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 января 1985 г* И* 31/3-30 (мавинист моечных машин, обойщик); вып. 2, разделы: "Сварочные работы* (га8орв8чнх, газосварщик, электро вибро на плавщик, электрогазосварщик, электросварщик ручной сварки); "Куэнечно-првосовые и термические работы" (кувнец на молотах и пресоах, термист, кув-нец ручной ковки); "Механическая обработке металлов и других материалов" (полировщик, сверловщик, строгальщик, токарь-раотсчник, фрезеровщик, шлифовщик); "Металлопокрытия и окраска" (маляр); "Слеоарные и слесарно-оборочные работы" (жестянщик, испытатель двигателей, комплектовщик изделий и инструмента, медник, слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов, слесарь по ремонту сельскохозяйственных-машив и оборудования, слесарь по топливной аппаратуре, олесврь-ремонтник), утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 16 января 1985 г. Ъ 17/2-5*; дополнение к вып. 2 от 22 июня 1988 г. fe 375/19-8 (наладчик сельскохозяйственных машин и тракторов), вып. 33, раздел "Производство, восстановление и ремонт шин", утвержденное постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от CVf июля 1985 г. № 218/14-78.