Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

117 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководство по организации труда при производстве механизированных земляных работ составлено на основе обобщения передового опыта и содержит указания и рекомендации по рациональному составу бригад и звеньев, подбору и комплектованию землеройных и вспомогательных машин, сменного оборудования и приспособлений, организации забоев и рабочих зон, по передовым методам и приемам труда на механизированном производстве земляных работ. Приводится также необходимый минимум сведений технологического порядка, которые в целях повышения эффективности трудовых процессов необходимо учитывать при организации труда в бригадах и звеньях.

Руководством рекомендуется пользоваться при разработке и привязке к местным условиям типовых проектов производства работ, при составлении карт трудовых процессов, типовых технологических карт и производственных инструкций для бригадиров и рабочих, при организации труда непосредственно на объектах строительства. Руководство рассчитано на инженерно-технических работников проектных и строительных организаций, занимающихся вопросами организации труда, и бригадиров комплексных бригад по гидромеханизированным работам.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1. Общие положения

2. Организация и комплектование бригад и звеньев

3. Организация труда в зоне работы машин

     А. Разработка грунта одноковшовыми экскаваторами

     Разработка грунта прямой лопатой

     Разработка грунта обратной лопатой

     Разработка грунта драглайном

     Разработка грунта грейфером

     Б. Разработка грунта скреперами

     В. Разработка грунта бульдозерами

     Г. Разработка грунта автогрейдерами

     Д. Разработка грунта грейдер-элеваторами

     Е. Производство подготовительных и отделочных механизированных работ при возведении земляных сооружений

     Расчистка площадки от пней и кустарников, разрыхление и разравнивание грунта

     Планировка и укрепление откосов земляных сооружений

     Устройство котлованов для столбов и опор контактной сети на строительстве железных дорог

Приложения 1-20

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

цнииомтп

Госстроя СССР

РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СТРОИТЕЛЬНОМОНТАЖНЫХ РАБОТ

Г л а в а 2

ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ

Москва — 1971

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ, МЕХАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТРОИТЕЛЬСТВУ ГОССТРОЯ СССР

РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ

Глава 2

ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ

ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ

Москва — 1971

Таблица 2

Наименование грунта

Коэффициент ра

иеуплотнен-ных и пролежавших менее 4 месяцев

□рыхления в % для

уплотнившихся или пролежавших более 4 месяцев при объеме до 1000 м*

1

2

3

Глина ломовая .........

28—32

6—9

» мягкая жирная......

24—30

4-7

* сланцевая ........

28—32

6—9

Гравийно-галечные грунты ....

16-20

5-8

Растительный грунт...... .

20—25

3-4

Лёсс мягкий..........

18—24

3-6

» отвердевший.......

24—30

4—7

Мергель, опока.........

33-37

11—15

Песок.............

10-15

2-5

Разборно-скальные грунты ....

30-45

15-20

Скальные грунты........

45—50

20-30

Солончак и солонец .......

20—26

3-6

То же, отвердевшие.......

28—32

5-9

Суглинок легкий и лёссовидный . .

18-24

3—6

Суглинок тяжелый.......

24—30

5-8

Супесок........... .

12—17

3-5

Чернозем и каштановый грунт . . .

22—28

5-7

Шлак..............

14—18

8-10

Для грунтов, пролежавших в отвале менее 4 месяцев и не подвергавшихся механическому уплотнению, коэффициент разрыхления принимается по графе 2 табл. 2, а для грунтов, пролежавших в отвале более 4 месяцев или подвергавшихся механическому уплотнению при объеме до 1000 л3, — по показателям графы 3 табл. 2.

Для грунтов, пролежавших в отвале более 4 месяцев или подвергавшихся механическому уплотнению при объеме работ свыше 1000 ж3, коэффициент разрыхления следует устанавливать лабораторными испытаниями.

Пример. По обмеру в отвале гравийно-галечного грунта, пролежавшего I месяц без механического уплотнения, установлен объем 2148 м3.

Согласно табл. 2 первоначальное увеличение объема суглинка составляет 18% (среднее между 16 и 20%). Следовательно, объем грунта в состоянии природной плотности будет

2148 ——— = 1820 М3,

100 4- 18

2.6. Число транспортных средств и соответственно численный состав транспортного звена бригады для пере-

10

возки грунта, разрабатываемого землеройными машинами, приведенные в технологических картах, необходимо в каждом отдельном случае проверять расчетом действительной потребности для полного использования производительности землеройной машины, возможной в данных условиях.

Потребность в транспортных средствах для перевозки грунта определяется по формуле

N _ Та + Гдр + Тр + Туст., + Густ.р -f Г, _

+ Туст.а

_ J 7*пр Ту ~Ь 7*уст.р + Ты    ^

Та + 7"уст.н

где    N—искомое число автомобилей-самосвалов или

железнодорожных поездов;

Т„ — продолжительность нагрузки транспортного средства в мин-,

Т„р — продолжительность пробега автомобилей-самосвалов от места загрузки до места разгрузки и обратно при данных расстояниях и принятой скорости движения в мин;

Тр — продолжительность разгрузки автомобилей-самосвалов в мин:

Тусг.п — продолжительность установки автосамосвала под нагрузку в мин:

Тует.р — продолжительность установки автосамосвала под разгрузку в мин:

Ты —продолжительность технологических перерывов, возникающих в течение рейса (маневры, пропуск встречного прибора на разъезде), в мин.

Продолжительность работы автотранспорта определяется по данным, приведенным в приложениях 1—4. В процессе работы комплексной бригады расчет потребности в транспортных средствах проверяется и при необходимости корректируется на основе выборочных замеров продолжительности элементов рейса, соответственно фактическим условиям работы.

2.7. Обязательным условием производительной работы экскаватора должна быть подача порожних транспортных средств не позднее окончания загрузки ранее поданного порожняка. В случае простоя экскаватора в ожидании прибытия транспортных средств к месту за-

11

грузки необходимо тщательно проверить элементы затрат времени на полный оборот (рейс) транспорта и устранить причины опозданий либо увеличить число транспортных единиц.

При систематических простоях транспорта в ожидании загрузки, превышающих 0,2—0,4 мин для автомобилей-самосвалов и 5 мин для поездов, следует применять меры к ускорению работы землеройных машин или уменьшить число транспортных единиц.

2.8.    Для обеспечения бесперебойной работы землевозного транспорта необходимо вести непрерывный надзор за состоянием пути следования транспортных средств на всем его протяжении, особенно в местах загрузки и разгрузки, на въездах и спусках и принимать своевременные меры к приведению пути в исправное состояние, обеспечивающее безопасное движение со скоростями, установленными технологическими картами.

2.9.    Перед началом работ комплексной бригаде выдается аккордный наряд на месяц или на определенный объем работ. Месячный объем работ исчисляется исходя из количества рабочих дней и установленной выработки комплекта машин.

При расчете показателей аккордного наряда удобно пользоваться приведенными в приложениях 5—9 таблицами нормативных данных по продолжительности циклов экскавации. В приложениях (10 и 11) указаны технические характеристики автосамосвалов и распределение немерзлых грунтов и пород на группы в зависимости от трудности их разработки одноковшовыми экскаваторами.

Примеры составления аккордных нарядов с подсчетом месячного объема и стоимости работ, потребности автотранспорта и вспомогательных машин приведены в приложениях 12 и 13.

2.10.    Комплексную бригаду возглавляет бригадир из числа наиболее квалифицированных рабочих, обладающих организаторскими способностями. Как правило, бригадиром назначается машинист ведущей машины (экскаватора). Однако если это целесообразно, может быть принято и другое решение. При работе в 2—3 смены в помощь бригадиру назначаются помощники бригадира.

В число важнейших обязанностей руководителя комплексной бригады (специализированного звена) в процес-

се производства земляных работ входит обеспечение режимов работы, указанных в технологических картах.

2,11. В качестве примера комплексной бригады, организованной соответственно приведенным рекомендациям, можно указать на экскаваторную бригаду механизированной колонны № 49 треста Строймеханизация. Бригада в составе 30 человек разрабатывала в карьере средневлажный грунт III группы (суглинок тяжелый без примесей) с объемным весом 1,75 т/л3, перевозила его на расстояние 2 км автосамосвалами МАЗ-205 и отсыпала насыпь железнодорожного полотна.

Парк строительных машин бригады составлял два экскаватора Э-652, оборудованные прямой лопатой с зубьями, бульдозер Д-272, трактор С-80 с прицепным пневматическим катком Д-263 и автогрейдер Д-144. За бригадой были закреплены 8 автосамосвалов МАЗ-205, которые обеспечивали работу экскаваторов с учетом перевыполнения норм выработки.

Работа производилась в две смены по методу совмещенной работы двух экскаваторов в одном карьере при одном комплекте вспомогательных машин по содержанию землевозных дорог, разравниванию и уплотнению грунта в отвале.

Разравнивание грунта производилось бульдозером, уплотнение — пневмокатком.

Пример. Норма времени по сборнику ЕНиР 2-1-8 (табл. 3, п. 56) — 2,4 маш.-часа на 100 л3 грунта. Сменная норма выработки ведущего звена экскаваторщиков и комплексной бригады в целом (8 : 2,4)100*2 - 667 л*3; фактически достигнутая 1114 м* (расчет в плотном теле).

Показатели, достигнутые за смену бригадой (результат замеров забоя, счета рабочих циклов ковша и хронометража):

среднее число рабочих циклов ковша в 1 мин    полезной работы . .    3,2

продолжительность рабочего цикла    19    сек

коэффициент использования емкости

ковша (/Се)    ......... 0,82

коэффициент использования рабочего времени на полезную работу ковшом (Кв)    ......... 0,7

выполнение нормы всей комплексной бригадой ....... 1114:667=1,67,

или 167%

или перевыполнение на 67%


выработка на к рабочего комплексной бригады ......... 1114:30=37,1    *s.

13

Соответственно заработная плата бригады и каждого рабочего без премиальных начислений получилась выше тарифных ставок на 67%.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА В ЗОНЕ РАБОТЫ МАШИН

Методы и приемы передовой организации труда и связанные с их осуществлением важнейшие требования к организации и технологии производства земляных работ даны по отдельным видам механизированной разработки грунтов (подразделы А—Д) и по некоторым часто встречающимся комплексам работ (подраздел Е).

А. РАЗРАБОТКА ГРУНТА ОДНОКОВШОВЫМИ ЭКСКАВАТОРАМИ

3.1. Разработку грунта одноковшовыми экскаваторами (прямыми и обратными лопатами, драглайнами, грейферами) производят проходками. Число и параметры проходок предусматриваются проектами и технологическими картами производства экскаваторных работ для каждого конкретного объекта в соответствии с параметрами земляных сооружений (по рабочим чертежам) и с оптимальными рабочими размерами оборудования экскаваторов, предназначенных для выполнения работ.

Параметры проходок и забоев должны обеспечивать возможность работы ковшом с наименьшими затратами времени на выполнение рабочего цикла экскавации (наполнение ковша грунтом, поворот к месту выгрузки грунта, разгрузка ковша и поворот к забою).

Для обеспечения указанного требования принимают:

а)    ширину проходок (забоев) с таким расчетом, чтобы экскаватор мог работать при средней величине углов поворота не более 70°;

б)    глубину (высоту) забоев — не меньше длины стружки грунта, необходимой для заполнения ковша с «шапкой» за один прием черпания;

в)    длину проходов — с учетом возможно меньшего числа вводов и выводов экскаватора в забой и из забоя, поскольку эти дополнительные операции сопряжены с потерями производительности машины;

г)    уклоны дна проходок, предотвращающие приток и скопление в забоях грунтовых и поверхностных вод, —

14

в соответствии с указаниями пп. 2.11—2.25 главы СНиП Ш-Б.1-62.

3.2.    При разработке грунта любым рабочим оборудованием машинист одноковшового экскаватора должен стремиться полностью использовать конструктивные возможности машины и мощность его двигателя в данных конкретных условиях.

Для достижения наибольшей производительности экскаватора машинист должен:

а)    вести разработку грунта только полностью исправным экскаватором, своевременно осуществляя для этого технический уход за машиной;

б)    максимально наполнять ковш при каждом черпании грунта, полностью используя его геометрическую емкость;

в)    выполнять работу при наименьшей продолжительности цикла рабочих операций (рабочего цикла ковша), затрачивая возможно меньше времени на наполнение и разгрузку ковша, на повороты платформы экскаватора, совмещая поднимание наполненного ковша с поворотом экскаватора к месту разгрузки и опускание ковша с поворотом экскаватора к забою;

г)    использовать рабочее время на полезную работу с ковшом, сводя к минимуму затраты времени на выполнение операций, связанных с передвижением экскаватора, очисткой ковша, устранением возникающих неисправностей и т. п.

3.3.    Для наилучшего наполнения ковша экскаватора с наименьшей затратой времени режущие и рыхлящие органы ковша (зубья стандартных ковшей и сплошные режущие кромки ковшей полукруглой формы) должны быть острыми; первоначальные размеры их должны восстанавливаться по мере износа своевременно при проведении профилактического ремонта.

3.4.    Подвеску ковша экскаватора к канатам (драглайн) и крепление его к рукояти (прямая лопата) регулируют в соответствии с характером грунта и с очертаниями забоя с таким расчетом, чтобы обеспечить оптимальную величину угла врезания ковша в данный грунт. Для разработки грунтов I и II группы угол между осью рукояти и задней стенкой ковша должен быть 125°, а при грунтах III и IV группы — 105°.

3.5.    В процессе наполнения ковша экскаватора грунт режут стружками наибольшей толщины при максималь-

15

УДК 69.05 : 658.387+624.132 : 658.387


Настоящее Руководство по организации труда при производстве механизированных земляных работ составлено на основе обобщения передового опыта и содержит указания и рекомендации по рациональному составу бригад и звеньев, подбору и комплектованию землеройных и вспомогательных машин, сменного оборудования и приспособлений, организации забоев н рабочих зон, по передовым методам и приемам труда на механизированном производстве земляных работ. Приводится также необходимый минимум сведении технологического порядка, которые в целях повышения эффективности трудовых процессов необходимо учитывать при организации труда в бригадах и звеньях.

Руководством рекомендуется пользоваться при разработке и привязке к местным условиям типовых проектов производства работ, при составлении карт трудовых процессов, типовых технологических карт и производственных инструкций для бригадиров и рабочих, при организации труда непосредственно на объектах строительства.

Руководство рассчитано на инженерно-технических работников проектных и строительных организаций, занимающихся вопросами организации труда, и бригадиров комплексных бригад по гидромеханизированным работам.

3—2—4

План I кв. 1971 г., 12/1


ПРЕДИСЛОВИЕ

Руководство по организации труда при производстве строительно-монтажных работ состоит из 30 глав. Вводная глава 1 «Общая часть» содержит общие для всех разделов Руководства сведения по организации труда, остальные 29 глав специализированы по видам работ.

В состав руководства входят следующие главы:

1.    Общая часть;

2.    Земляные работы;

3.    Буро-взрывные работы;

4.    Гидромеханизированные земляные работы;

5.    Свайные работы в транспортном строительстве;

6.    Свайные работы в жилищном строительстве;

7.    Каменные работы;

8.    Железобетонные и бетонные работы;

9.    Монтаж сборных железобетонных и стальных конструкций промышленных зданий;

10.    Монтаж крупнопанельных домов;

11.    Устройство рулонных кровель;

12.    Устройство полов;

13.    Штукатурные и облицовочные работы;

14.    Малярные, обойные и стекольные работы;

15.    Внутренние санитарно-технические работы;

16.    Теплоизоляционные работы;

17.    Кладка промышленных печей и кирпичных дымовых труб;

18.    Электромонтажные работы;

19.    Возведение железобетонных промышленных труб;

20.    Погрузочно-разгрузочные работы;

21.    Антикоррозийные работы;

22.    Монтаж подъемно-транспортного оборудования;

23.    Монтаж машин и аппаратов химических и нефтеперерабатывающих производств;

3

24.    Монтаж технологических трубопроводов и арматуры;

1*

25.    Монтаж металлургического, дробильно-размольного и агломерационного оборудования;

26.    Работы по строительству малых мостов и труб;

27.    Сооружение верхнего строения железнодорожного пути широкой колеи;

28.    Дорожные работы;

29.    Железнодорожные и автодорожные тоннели;

30.    Сварочные работы.

Руководство издается в виде самостоятельных выпусков, каждый из которых содержит одну главу.

Глава «Земляные работы» разработана институтом Оргтрансстрой Министерства транспортного строительства (3. Я. Подольник, А. С. Лисковец, Ю. Я. Слуцкий) совместно с отделом организации технологии и механизации земляных работ ЦНИИОМТП Госстроя СССР (А. В. Куртинов, Н. И. Мягков, Л. Н. Горелов).

Методическое руководство при составлении главы «Земляные работы» осуществлялось сектором нормативных документов ЦНИИОМТП Госстроя СССР при участии сектора разработки Руководства ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР (Е. П. Филиппов).

Научное редактирование главы выполнено А. С. Данилевским.

Замечания и предложения просьба направлять: Москва, И-434, Дмитровское шоссе, д. 9, ЦНИИОМТП.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Рекомендации настоящей главы «Руководства по организации труда при производстве строительно-монтажных работ» распространяются на механизированные земляные работы в промышленном, жилищно-гражданском и транспортном строительстве.

1.2.    Применение рекомендуемых в настоящей главе методов организации труда предусматривается с соблюдением норм и правил, регламентированных главами СНиП П1-А.7-62 «Организация труда. Основные положения», Ш-Б.1-62 «Земляные сооружения. Общие правила производства и приемки работ», Ш-Д.1-62 «Железные дороги. Правила организации строительства и приемки в эксплуатацию», Ш-Д.5-62 «Автомобильные дороги». Правила организации строительства и производства работ. Приемка в эксплуатацию», I11-A.11-70 «Техника безопасности в строительстве» и Тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, занятых в строительстве и на ремонтно-строительных работах, изд. 1969 г.

В вопросах разделения и кооперации труда в бригадах и звеньях, организации рабочих мест, приемов труда следует учитывать рекомендации, приведенные в главе 1 Руководства «Общая часть».

1.3.    Земляные работы выполняются в каждой смене под руководством производителей работ или строительных мастеров, которые обязаны:

выдавать и закрывать наряды;

знакомить бригадиров и рабочих с технологическими картами производства работ;

руководить работой комплексных бригад, специализированных звеньев и рабочих в соответствии с технологическими картами и проектом производства работ;

принимать от бригадиров комплексных бригад, специализированных звеньев и рабочих выполненные работы;

б

обеспечивать своевременно правильную разбивку контуров земляных сооружений и непрерывный контроль качества выполняемых бригадами работ в соответствии с действующими нормами;

обеспечивать бесперебойно механизированные комплексные бригады и специализированные звенья необхо^ димыми техническими средствами, материалами, энергией, инструментами, запасными частями, инвентарем;

содействовать систематическому повышению квалификации рабочих;

следить за выполнением правил техники безопасности и требований производственной санитарии всеми рабочими.

1.4.    К выполнению механизированных земляных работ допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие медицинское освидетельствование и обучены правилам и инструкциям по технике безопасности.

Машинисты и их помощники, операторы, работающие на механизмах, а также водители транспортных средств должны иметь соответствующие права управления машинами (удостоверения установленной формы).

К выполнению земляных работ, связанных с движением поездов, допускаются лишь работники, выдержавшие экзамен по «Правилам технической эксплуатации железных дорог Союза ССР* и «Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ в объемах знаний, установленных для конкретных должностей».

1.5.    Рабочие, занятые на земляных работах, должны работать в спецодежде и спецобуви, а также иметь средства индивидуальной защиты (очки, рукавицы и др.) в соответствии с действующими нормами. На месте производства земляных работ должны быть устроены укрытия от непогоды, а в зимнее время — помещения для обогрева.

1.6.    Механизированные земляные работы надлежит вести в 2—3 смены. В ночное время рабочие места должны быть освещены в соответствии с действующими нормами освещенности. Осветительные приборы всех машин должны быть включены и находиться в исправном состоянии. Отделочные работы (планировка, нарезка сливных призм при строительстве железных и автомобильных дорог, отделка и укрепление водоотводных сооружений и т. п.) производятся в светлое время суток.

G

1.7.    Объекты с большим объемом земляных работ должны быть обеспечены телефонной или радиотелефонной связью с диспетчером строительного подразделения, ведущего эти работы, в соответствии с указаниями пп. 3.21—3.25 главы СНиП Ш-Д.1-62.

1.8.    Для производства механизированных земляных работ должен быть подготовлен полевой запас горючесмазочных материалов и запасных крепежных деталей, стальных канатов, мелких цепей и инструментов для ухода за машинами и устранения мелких неисправностей.

Полевой запас хранится в запирающемся помещении и находится в ведении прораба, строительного мастера или линейного механика.

1.9.    До начала земляных работ должны быть:

а)    выполнены подготовительные работы на территории строительства в соответствии с требованиями глав СНцП Ш-Б.1-62, Ш-Д.1-62, Ш-Д.5-62 и проекта производства работ;

б)    проверено соответствие фактических и проектных объемов земляных работ, а также проектных и фактических отметок земли; производителям работ и строительным мастерам должны быть выданы проекты или выписки из них, а также технологические карты производства работ для изучения их совместно с бригадирами и рабочими комплексных бригад и специализированных звеньев;

в)    сформированы комплексные бригады и специализированные ^венья с комплектом машин и транспортных средств в соответствии с утвержденными проектами и технологическими картами производства работ для конкретных условий строительства;

г)    выданы каждой бригаде наряд-задание установленной формы.

1.10.    При подготовке к производству земляных работ в зимнее время надлежит:

а) принимать меры по снижению глубины промерзания грунта, для чего в центральных районах СССР до наступления отрицательных температур вспахивают грунт тракторными плугами на глубину 0,25—0,35 м и боронуют на глубину 0,15—0,2 м или 0,3—0,5 м прицепными рыхлителями Д-162А, Д-80 и Д-652А. В районах Урала и Сибири при предстоящей разработке грунта в первой трети зимы грунт вспахивают и боронуют, как

7

это указано выше, а при разработке во второй или последней трети зимы — рыхлят, перелопачивая верхний слой экскаватором на глубину 1,3—1,5 м. При рыхлении необходимо отводить от участка атмосферные воды. Водоотвод осуществляется путем устройства сливных поверхностей, образуемых поперечными проходами бульдозера с двух сторон разрыхленного участка. Оставшийся при планировке грунт собирают в виде гребня;

б)    своевременно готовить фронт работ: при рыхлении мерзлого грунта взрывами подготавливать фронт не менее чем на сутки работы землеройных машин; при механическом рыхлении обеспечивать бесперебойность их работы, производя рыхление параллельно с разработкой грунта;

в)    рыхлить мелкошпуровыми взрывами промерзший грунт в откосах ранее пройденных проходок перед началом их разработки экскаватором. Во избежание глубокого промерзания грунта в откосах пройденных проходок покрывать откосы по мере разработки забоев снегом, щитами из местных теплоизолирующих материалов и т. п.

Предельная величина обломков разрыхленного грунта при разработке котлованов, траншей для гражданских и промышленных сооружений с транспортировкой грунта в отвал принимается по табл. 1.

Таблица I

Емкость ковша в м*

Предельный размер кусков мерзлого грунта в м3 ДЛЯ

прямой лопаты

драглайна

0,5-0,65

0,3

0,25

0,75

0,6

0,3

1

0.7

0,35

2

0,8

0.4

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И КОМПЛЕКТОВАНИЕ БРИГАД И ЗВЕНЬЕВ

2.1. Механизированные земляные работы следует выполнять укрупненными комплексными бригадами с оплатой труда по аккордным нарядам, что значительно улучшает организацию труда и использование землеройных машин.

Звенья бригады следует комплектовать с учетом мак-

симального использования всех машин, входящих в комплекс (экскаваторов, автомашин, бульдозеров, автогрейдеров и т. д.),

Режим труда и отдыха комплексных бригад и звеньев следует устанавливать в соответствии с данными, приведенными в табл. 8 приложения 4 сборника ЕНиР 2-1 1969 г.

2.2.    Состав специализированных звеньев комплексной бригады определяется применяемым на земляных работах комплектом землеройных, вспомогательных и транспортных машин. Звено, выполняющее разработку грунта землеройными машинами, является в бригаде ведущим.

Подбор комплекта машин производится при разработке проекта производства работ (технологической карты) с учетом обеспечения полной, предусмотренной ППР производительности ведущей машины и максимального использования вспомогательных машин. Если производительность одной ведущей машины недостаточная для полной загрузки вспомогательных машин (автогрейдера, бульдозера, грунтоуплотняющих и др.), то при соответствующих производственных условиях в комплект вводят несколько ведущих машин и комплексную бригаду укрупняют.

2.3.    Заданием для всей бригады и для каждого звена служит обеспечение выработки ведущей машины (или группы их). Поэтому все работы звеньев комплексной бригады, имеющие иные измерители, приводят путем расчета к измерителю работы ведущей машины в данных конкретных условиях.

2.4.    Труд всех рабочих, входящих в состав комплексной бригады, оплачивается за конечную продукцию, т. е. за объем переработанного бригадой грунта в м3 по контрольным инструментальным замерам в плотном теле (в забоях), уложенного с соблюдением требований проекта.

Распределение заработной платы между рабочими производится в соответствии с их тарифными ставками (присвоенными разрядами) и отработанным временем.

2.5.    Объем переработанного бригадой грунта может быть определен не только в забое, но и по замерам в готовом сооружении, с обязательным учетом при этом коэффициентов разрыхления (табл. 2) и уплотнения грунтов в земляных сооружениях, а также транспортных потерь.

9