МИНИСТЕРСТВО
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
СЛУЖБА
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
РУКОВОДСТВА
ПО БЕЗОПАСНОСТИ
|
|
УТВЕРЖДЕНА
приказом
Федеральной службы
по
экологическому, технологическому
и атомному
надзору
от 18 марта 2009 г. № 169
|
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА
ПРЕДПРИЯТИЯХ ЯДЕРНОГО ТОПЛИВНОГО ЦИКЛА
РБ-047-08
Введена в действие
с 01 марта 2009 г.
Москва
2009
СОДЕРЖАНИЕ
Перечень сокращений. 1
1. Назначение и область применения. 1
2. Общие положения. 2
3. Порядок оценки уровня культуры безопасности. 2
3.1. Оценка показателей культуры безопасности. 2
3.2. Оценка индикаторов культуры безопасности. 3
3.3. Оценка уровня культуры безопасности. 3
Приложение (рекомендуемое).
Индикаторы культуры безопасности на ОЯТЦ.. 4
|
Перечень сокращений
ASCOT - группа МАГАТЭ по оценке
культуры безопасности в организациях
INSAG - международная
консультативная группа по ядерной безопасности МАГАТЭ
ОЯТЦ - объект ядерного топливного цикла
N - количество показателей
индикаторов культуры безопасности
ЯТЦ - ядерный топливный цикл
1. Назначение и область применения
1.1. Руководство по безопасности «Методика оценки уровня
культуры безопасности на предприятиях ядерного топливного цикла» (далее -
руководство) содержит рекомендации по оценке уровня культуры безопасности на
предприятиях ядерного топливного цикла и не является нормативным правовым
актом.
1.2. Руководство разработано в соответствии с методологией
МАГАТЭ по оценке культуры безопасности, представленной в документах групп INSAG
и ASCOT и основано на положениях пунктов 3.15, 3.16, 3.17 Федеральных норм и
правил в области использования атомной энергии «Общие
положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла»,
утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору от 2 декабря 2005 г. № 11 (зарегистрировано
в Минюсте России 1 февраля 2006 г. регистрационный № 7433).
1.3. Руководство может применяться для проведения
внутреннего анализа состояния культуры безопасности при эксплуатации ОЯТЦ
специалистами предприятий ЯТЦ, специалистами эксплуатирующих организаций, а
также для оценки состояния культуры безопасности на предприятиях ЯТЦ
специалистами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору (далее - Ростехнадзор)
2. Общие положения
2.1. Под культурой безопасности понимается квалификационная
и психологическая подготовленность персонала в области безопасности на
предприятиях ядерного топливного цикла. Обеспечение безопасности ОЯТЦ -
приоритетная цель и внутренняя потребность на предприятиях ЯТЦ. Введение
культуры безопасности способствует повышению уровня дисциплины персонала и самоконтролю
при выполнении работ.
2.2. На ОЯТЦ формирование и поддержание (повышение) культуры
безопасности следует осуществлять с учетом результатов оценки достигнутого
уровня культуры безопасности.
2.3. Оценку достигнутого уровня культуры безопасности рекомендуется
проводить за определенный период времени (например, за время, прошедшее после
предыдущей оценки, календарный год) с учетом результатов анализа опыта
эксплуатации ОЯТЦ, включающего анализ непосредственных и коренных причин
нарушений в работе ОЯТЦ и экспертный анализ индикаторов культуры безопасности.
2.4. При оценке уровня культуры безопасности нужно учитывать
результаты самооценки культуры безопасности персоналом на ОЯТЦ и/или оценки
эксплуатирующей организации, а также результаты внутренних и внешних проверок и
инспекций, обходов подразделений ОЯТЦ и др.
2.5. Оценку достигнутого уровня культуры безопасности
следует выполнять на плановой основе, а также в случаях:
1) существенного изменения требований к безопасности,
обусловленных введением в действие новых нормативных документов;
2) решения руководства эксплуатирующей организации;
3) выявления существенных нарушений безопасности в
результате внутренних и внешних проверок и инспекций.
При низкой и неудовлетворительной оценке уровня культуры
безопасности его повторную оценку необходимо проводить не позже чем через
полгода.
3. Порядок оценки уровня культуры безопасности
3.1. Оценка показателей культуры безопасности
В качестве показателей культуры безопасности рекомендуется
устанавливать количество нарушений, произошедших за рассматриваемый период
времени в работе ОЯТЦ и подлежащих расследованию и учёту в соответствии с
порядком, который установлен федеральными нормами и правилами в области
использования атомной энергии, нарушения, приведшие к авариям на ОЯТЦ и
квалифицированные по категориям нарушений П1 - П5, за исключением тех, которые
связаны с отказами оборудования из-за некачественного изготовления по вине
заводов-изготовителей.
3.2. Оценка индикаторов культуры безопасности
К индикаторам культуры безопасности относятся факторы,
учитывающие все многообразие элементов деятельности ОЯТЦ, связанной с
эксплуатацией и выводом из эксплуатации ОЯТЦ, основными направлениями которой
являются:
1) деятельность персонала в процессе эксплуатации и вывода
из эксплуатации, работа с персоналом;
2) работа по совершенствованию систем безопасности;
3) выполнение мероприятий по обеспечению безопасности в
соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной
энергии;
4) выполнение установленных федеральными нормами и правилами
в области использования атомной энергии требований по обеспечению необходимого
ресурса и безаварийной работы оборудования;
5) непревышение установленных уровней облучения персонала;
6) отсутствие радиоактивного загрязнения производственных
помещений и территорий сверх установленных норм;
7) непревышение установленных уровней радиоактивных выбросов
и сбросов.
Индикаторы культуры безопасности следует устанавливать с
учетом состояния конкретных ОЯТЦ, структуры управления, условий эксплуатации,
специфики выполняемых работ и предоставляемых услуг, результатов анализа причин
нарушений в работе ОЯТЦ.
Рекомендуемые индикаторы культуры безопасности, которые могут
быть использованы при оценке культуры безопасности на ОЯТЦ при их эксплуатации,
приведены в приложении к настоящему Руководству. Они требуют постоянного
уточнения и адаптации для конкретных производств, различающихся структурой
управления и условиями эксплуатации. Перечень индикаторов культуры
безопасности, приведённый ниже, может дополняться и изменяться по усмотрению
экспертов для наиболее полного понимания состояния культуры безопасности.
Анализ проводится экспертами путём документальной проверки и
специального опроса персонала с целью качественной субъективной оценки
деятельности персонала всех уровней для последующей разработки мероприятий по
повышению культуры безопасности.
Рабочая группа экспертов должна оценить каждый из общего N в
пределах от 0 до 1, при этом, чем больше выявлено недостатков, тем ближе
оцениваемая величина индикатора должна приближаться к единице
3.3. Оценка уровня культуры безопасности
3.3.1. Уровень культуры безопасности на ОЯТЦ рекомендуется
оценивать следующим образом:
1) высокий уровень культуры безопасности: отсутствие
нарушений категорий П1 - П5, подлежащих расследованию и учету в работе ОЯТЦ, и
суммарная оценка всех индикаторов культуры безопасности меньше 0,1×N;
2) удовлетворительный уровень культуры безопасности: отсутствие
нарушений или наличие не более одного нарушения категорий П1 - П5, подлежащих
расследованию и учету в работе ОЯТЦ, и суммарная оценка всех индикаторов
культуры безопасности находится в диапазоне от 0,1×N до 0,3×N;
3) низкий уровень культуры безопасности: имеется не более
двух нарушений категории П1 - П5, подлежащих расследованию и учету в работе
ОЯТЦ, и/или суммарная оценка всех индикаторов культуры безопасности больше
0,3×N, но не превышает 0,5×N;
4) неудовлетворительный уровень культуры безопасности:
имеется хотя бы одно нарушение, квалифицированное как «авария», или имеется
более двух нарушений категории П1 - П5, подлежащих расследованию и учету в
работе ОЯТЦ, и/или суммарная оценка всех индикаторов культуры безопасности
превышает 0,5×N.
3.3.2. По результатам оценки уровня культуры безопасности
составляется отчет, содержащий анализ наметившихся негативных тенденций,
снижающих уровень культуры безопасности, для разработки мер, направленных на
повышение культуры безопасности путем улучшения тех показателей и индикаторов
культуры безопасности, которые в настоящее время не достигли высокого уровня.
3.3.3. При низком или неудовлетворительном уровне культуры
безопасности следует уведомить об этом руководство вышестоящей организации и
соответствующий орган Ростехнадзора.
3.3.4. Если на предприятии не организована работа по
обеспечению культуры безопасности, необходимо в соответствии с рекомендациями
МАГАТЭ предпринять следующие шаги:
1) сформировать рабочие группы по улучшению культуры
безопасности;
2) изучить передовой международный опыт в области культуры
безопасности;
3) разработать процесс и процедуры по самооценке культуры
безопасности, включая выбор индикаторов состояния;
4) провести «пилотную» самооценку и корректировку метода
проведения самооценки по ее результатам;
5) провести первичную самооценку текущего состояния культуры
безопасности, анализ данных и представление результатов;
6) разработать программы мероприятий по улучшению культуры
безопасности на основе результатов самооценки;
7) внедрить программы мероприятий по улучшению культуры
безопасности;
8) провести проверку состояния культуры безопасности
независимыми экспертами для контроля эффективности программы улучшения культуры
безопасности.
Приложение
(рекомендуемое)
Индикаторы культуры безопасности на ОЯТЦ
Индикаторы
культуры безопасности по заявлению о политике
в области безопасности
1) Заявление о политике в области безопасности
эксплуатирующей организации определяет приоритет безопасности во всей
деятельности на ОЯТЦ.
2) Заявление о политике в области безопасности доведено до
сведения всего персонала, включая персонал подрядных организаций, таким
образом, чтобы эта политика была понята и применялась на практике.
3) Адекватность и статус выполнения политики в области безопасности
оценивается на регулярной основе.
Индикаторы
культуры безопасности на уровне руководства эксплуатирующей организации,
предприятия ЯТЦ
1) Распределение ответственности, полномочия и направления
взаимодействия строго установлены и документированы для всего персонала,
отвечающего за вопросы, влияющие на безопасность.
2) Регулярно проводятся совещания, посвящённые вопросам
безопасности.
3) Функционирует система разработки, ввода в действие и
пересмотра документации, персонального ознакомления персонала с документацией.
4) Требования нормативной документации выполняются.
5) Имеются инструкции для выполнения и контроля всех работ,
связанных с безопасностью.
6) Система привлечения подрядных организаций обеспечивает
качество осуществляемой ими деятельности.
7) Существует положительная обратная связь с персоналом по
поводу ответных действий руководства эксплуатирующей организации, ОЯТЦ на
вопросы безопасности.
8) Применяется система санкций и поощрений за нарушения и
соблюдение требований к безопасности.
9) Руководителями систематически проводятся обходы рабочих
мест, их результаты документируются и анализируются вышестоящим руководством.
Индикаторы
культуры безопасности по персоналу
Подбор
персонала и его компетенция
1) Количество персонала, необходимое для безопасной
эксплуатации ОЯТЦ, и его компетентность постоянно анализируется и
подтверждается документально.
2) Изменения в количестве персонала, которые могут влиять на
безопасность, обосновываются, планируются и подвергаются оценке после
выполнения.
3) На предприятии ЯТЦ определены и документально
подтверждены необходимые требования, предъявляемые к квалификации персонала.
4) Персонал, выполняющий обязанности, связанные с
безопасностью, включая персонал подрядных организаций, подготовлен, аттестован
и допущен к самостоятельной работе в установленном порядке.
5) Для каждого работника, выполняющего обязанности,
связанные с безопасностью, организована и поддерживается необходимая система
учета подготовки, допуска к самостоятельной работе и повышения квалификации, а
также документирования оценки соответствия квалификации работника установленным
требованиям.
6) Персонал, аттестованный для работы на должностях,
связанных с безопасностью, регулярно проходит медицинское обследование для
того, чтобы убедиться, что он может соответствовать выполняемым обязанностям и
возложенной на него ответственности.
Подготовка,
допуск к самостоятельной работе и поддержание/повышение квалификации
1) Применяется системный подход к подготовке, допуску к
самостоятельной работе и поддержанию/повышению квалификации персонала,
обеспечивающий необходимую логическую последовательность, начиная от
определения уровня компетентности работника, требуемого для выполнения
конкретной работы, разработки и внедрения индивидуальных программ подготовки и
последующей оценки этой подготовки.
2) Для всего персонала, выполняющего работы, влияющие на
безопасность, разработаны программы подготовки, которые включают вопросы по
следующим проблемам:
- ядерной, радиационной, технической безопасности;
- культуры безопасности;
- техники безопасности;
- отработки действий персонала при отклонениях от нормальной
эксплуатации (включая аварии);
- обеспечения качества;
- учета опыта прежних ошибок и аварий;
- ввода в действие/изменением нормативных и технических документов;
- модификации ОЯТЦ и эксплуатационных процедур;
- реализации принципов самопроверки и способности выполнять
работу безукоризненно с первого раза.
3) Программы подготовки предусматривают отработку
практических навыков эксплуатации ОЯТЦ с использованием технических средств
обучения, допущенных к применению в установленном порядке.
4) Персонал участвует в обучении в качестве инструкторов.
Нагрузка
на персонал
Привлечение персонала к сверхурочным работам подтверждается
документально, а периодичность проведения этих работ анализируется.
Административная работа не мешает выполнению обязанностей по
безопасному ведению технологического процесса на ОЯТЦ.