Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

113 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе освещены вопросы охраны наиболее важных компонентов окружающей природной среды, рассматриваемые в схемах и проектах районной планировки. Основное внимание уделено целям, задачам и составу и последовательности решения средозащитных проблем, а также методическим особенностям разработки природоохранительных разделов районной планировки. Документ содержит сведения по оценке социально-экономической эффективности средозащитных мероприятий.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1. Общие положения

2. Общая экологическая характеристика района

3. Охрана атмосферного воздуха

4. Охрана поверхностных и подземных вод

5. Охрана почвенно-растительного покрова и восстановление нарушенных земель

6. Улучшение санитарно-эпидемиологических условий

7. Охрана животного мира

8. Охрана окружающей среды от воздействия шума, электромагнитных колебаний, теплового загрязнения и радиации

9. Охрана памятников истории и культуры

10. Формирование системы охраняемых территорий

11. Формирование единой системы зеленых насаждений

12. Сохранение и улучшение ландшафта

13. Инженерно-экологическое зонирование и комплексная схема охраны окружающей среды

Приложения

Список литературы

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЦНИИП градостроительства Го сгр аж дан строя

Руководство

Г по охране

окружающей среды в районной планировке

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............... 3

1.    Общие положения............ 7

2.    Общая экологическая характеристика района..... 9

3.    Охрана атмосферного воздуха........16

4.    Охрана поверхностных и подземных вод......20

5.    Охрана почвенно-растительного покрова н восстановление

нарушенных земель............23

6.    Улучшение санитарно-эпидемиологических    условий ...    31

7.    Охрана животного мира..........32

8.    Охрана окружающей среды от воздействия шума, электромагнитных колебаний, тепловог загрязнения    и радиации    36

9.    Охрана памятников истории и культуры......40

10.    Формирование системы охраняемых территорий    ....    43

11.    Формирование единой системы зеленых    насаждений    46

12.    Сохранение и улучшение ландшафта......53

13.    Инженерно-экологическое зонирование и комплексная схема охраны окружающей среды.........56

Приложения..............59

Список литературы ............ 112

1НИНП градостроительства

РУКОВОДСТВО

ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

в районной планировке

Редакция инструктивно-нормативной литературы Зав. редакцяей Г. А. Жигачева ‘даггор О. Г. Дриньяк

I. редакторы Л. Н. Козлова. А. Н. Ненашева • с ннчсские редакторы Ю. Л. Циханкова, И. Г. Бочкова .ректоры О. В. Стигнеева, Г. Г. Морозовская

...дано в набор 04,12.79. Подписано в печать 07.06.80. Т-08765.    <t    4Х

<108‘/м. Бумага типографская Nk 2. Гариктура «Литературная».    П    »ы-

* окая. Уел. печ. л. 5,88. Уч.-нвд. л. 7.78. Тираж 15.000 эка. Иад.    *    46.

?каз 7* 173. Цена 40 коп. 1 2

' * 'ЪПОО V ч

я.

1.8.    В задачи прогнозирования окружающей среды входит определение ожидаемого состояния природной среды в перспективе в соответствии с конструктивными задачами схемы или проекта районной планировки. Критериями достижения таких задач должны быть соответствующие стандарты по охране окружающей среды, санитарно-гигиенические и другие нормативы. Весьма важно учитывать при прогнозировании не только возможные в перспективе достижения в области санитарной техники, технологии и экономики, связанные с научно-техническим и социальным прогрессом, но и менее оптимистичные варианты, дающие возможность более гибко подойти к принятию планировочных решений.

1.9.    Синтезирующие этапы разработки вопросов окружающей среды включают в себя инженерно-экологическое зонирование, выявление проблемных ситуаций, обоснование комплекса конкретных мероприятий (технологических, санитарно-гигиенических, инженерных и планировочных) по охране окружающей среды и принятие соответствующих проектных решений, а также составление комплексной схемы охраны окружающей среды при полной ее увязке с другими разделами схемы или проекта районной планировки.

1.10.    Все вопросы охраны окружающей среды необходимо разрабатывать параллельно с другими разделами схемы или проекта районной планировки и стремиться к тому, чтобы отдельные этапы раздела, рассмотренные в п. 1.6. соответствовали бы по времени их разработки соответствующим этапам работы над схемой или проектом районной планировки в целом. Так, например, характеристика современного состояния окружающей среды должна проводиться параллельно анализу территории и современного состояния хозяйства, расселения, технической инфраструктуры; схема инженерно-экологического зонирования должна быть составлена до завершения схемы ф)нкционального зонирования; комплексная схема окружающей среды должна быть готова к моменту начала работы над проектным планом и т д.

1.11.    Во всех случаях к разработке отдельных частей раздела ♦Охрана окружающей среды» следует привлекать специалистов соответствующего профиля — врачей-гнгиенистов, ландшафтоведов, биологов, охотоведов и др.

2. ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА

2.1.    Цель общей экологической характеристики состоит в том, чтобы вскрыть состояние окружающей среды района, в общих чертах сопоставить его с состоянием смежных районов и экономического района в целом, а также определить общие экологические параметры района — инженерно-экологические характеристики и индексы.

2.2.    Сравнительная характеристика состояния окружающей среды района — объекта районной планировки должна включать рассмотрение следующих вопросов:

общее состояние окружающей среды района в результате воздействия на нее сложившейся системы хозяйства, природопользования, расселения и использования территории;

сопоставление антропогенных нагрузок и их влияние на природную среду (плотность населения, уровень развития промышленного и сельскохозяйственного производства, степень токсичности промышленности и сельского хозяйства и т. д.) со средними показателями по области, краю, республике или экономическому району СССР;

краткую характеристику влияния на окружающую среду рассматриваемого района смежных территорий;

определение наиболее важных проблем охраны окружающей среды, что во многом должно обусловить приоритет и детальность последующей разработки отдельных подразделов.

2.3.    Инженерно-экологические характеристики: демографическая емкость, репродуктивная способность, геохимическая активность и экологическая емкость территории являются предельно общими, но весьма важными показателями экологической ситуации в районе, имеющими между собой тесные взаимосвязи. Эти характеристики должны служить необходимой исходной базой для анализа и прогнозирования состояния всех основных компонентов природной среды, а также общими экологическими ограничениями при определении перспективных параметров хозяйственного развития района, численности его населения и в конечном итоге влиять на характер намечаемых мероприятий по охране окружающей среды.

2.4.    Результаты комплексной оценки территории и природных ресурсов в сопоставлении с общими нормативами потребностей народнохозяйственного комплекса и населения района в площадях для промышленного и гражданского строительства, воде, рекреационных ресурсах и продуктах пригородного сельского хозяйства позволяют выявить ориентировочную демографическую емкость того или иного района в свете современных представлений о возможности и целесообразности освоения тех или иных территорий, эксплуатации водных ресурсов, использования лесов и водоемов в целях отдыха, а также о возможных масштабах развития пригородного сельского хозяйства.

Демографическая емкость, или пороговая демографическая емкость территории — это то максимальное число жителей района, которое может быть размещено в его границах при условии обеспечения наиболее важных повседневных потребностей населения за счет ресурсов рассматриваемой территории с учетом необходимости сохранения экологического равновесия.

Как правило, определять демографическую емкость следует лишь в проектах районной планировки, хотя и в схемах районной планировки сравнительно небольших по территории, развитых в промышленном отношении областей, это может быть тоже целесообразным. Во всех случаях устанавливать демографическую емкость необходимо, когда перспективная плотность населения области или района превышает 50—60 чел. на 1 км2.

2.5.    При определении демографической емкости по наличию территорий, пригодных для промышленного и гражданского строительства, в расчет следует принимать площадки, выявленные в результате комплексной оценки территории.

Демографическая емкость по наличию территорий, пригодных для промышленного и гражданского строительства, составит:

_    7V1000

где Д\—частная демографическая емкость территории, чел.; Т\ — территории, получившие наивысшую оценку, га; И — ориентировочная потребность в территории 1000 жителей в зависимости от характера производственной базы района, составляющая 20—30 га.

В ряде случаев целесообразно определение емкости территории дифференцированно для промышленности и населения. Особенно в

10

небольших по территории, но плотно заселенных районах, а также в тех случаях, когда оценка территории проводится дифференцированно для промышленного и гражданского строительства. Чаше вс-г-го демографическая емкость по наличию пригодных для строительства территорий бывает наибольшей. Однако в ряде случаев (в зонах орошаемого земледелия, в горных районах и т. д.) именно она может оказаться лимитирующей и обусловить демографическую емкость районов.

2.6. Определение демографической емкости территории по наличию водных ресурсов производится по наличию ресурсов поверхностных и подземных вод.

Емкость территории по поверхностным водам определяется по формуле:

2Р/М000

д2 = —-.

р

где Лг — частная демографическая емкость территории, чел; Р — с>мма расходов воды в водотоках при входе в район, м3/сут3; р — нормативная водообеспеченность 1 тыс. жителей, м3/сут 4; К — коэффициент, учитывающий необходимость разбавления сточных вод (на реках южного стока К = 0,25, на реках северного стока К = = 0,1).

Емкость территории по подземным водам составляет:

2 Э 7>1000 Лз — п

где Лз 3— частная демографическая емкость территории, чел.; 3 — эксплуатационный модуль подземного стока, м3/(сут4га); Тр — территория района, га; Р0 — специальный норматив водоснабжения 1000 жителей, 40 м3/сут.

2.7. При определении демографической емкости территории по наличию рекреационных ресурсов ориентировочно принимается, что численность отдыхающих в «пиковый» период составляет 40% па-селения района, которое в местностях с умеренным климатом (лесная, лесостепная зоны) распределяется следующим образом: в лесу— 75%, у воды—25%, а в районах с жарким, сухим климатом — наоборот: в лесу — 25%, у воды —75% 5.

Таким образом, емкость территории по условиям организации отдыха в лесу составит:

ГрЛ-0,5-1000 100 НМ

где Да — частная демографическая емкость территории, чел.; Т р — территория района, га; Л — лесистость района, %; 0,5 — коэффициент, учитывающий необходимость организации зеленых зон городов (здесь приведено среднее значение коэффициента применительно к

средней полосе РСФСР; в других районах страны он может существенно меняться); Н — ориентировочный норматив потребности 1000 жителей в рекреационных территориях (при средней допустимой рекреационной нагрузке 5 чел. на 1 га леса этот норматив составляет 2 км2, -в других случаях он будет иным); М — коэффициент, учитывающий распределение отдыхающих в лесу и у воды (для районов с умеренным климатом М = 0,3, для районов с жарким климатом М = 0,1).

Емкость территории по данному фактору можно определить, используя вместо Гр и Л значение Т2— величину территорий, отнесенных в результате комплексной оценки к категории «благоприятные» «и «ограниченно благоприятные» по условиям организации отдыха.

По условиям организации отдыха у воды емкость территории определяется по формуле

2ДС1000

Дь~ 0,5-М,    '

где Дь — частная демографическая емкость территории, чел.; В — длина водотоков, пригодных для купания, км; С — коэффициент, учитывающий возможность организации пляжей (в районах лесной и лесостепной зон С = 0,5, в районах степной зоны С = 0,3); 0,5 — ориентировочный норматив потребности 1000 жителей в пляжах, км;

— коэффициент, учитывающий распределение отдыхающих в лесу и у воды (для районов с умеренным климатом М = 0,1—0,15, а для районов с жарким, сухим климатом М — 0,3—0,4).

2.8.    Определение демографической емкости территории по условиям организации пригородной сельскохозяйственной базы определяется с учетом возможности выделения земель, на которых предполагается организовать пригородное сельское хозяйство (при условиях сохранения необходимой пропорциональности в севообороте), а также с учетом целесообразности производства значительной части малотранспортабельных скоропортящихся продуктов на территории рассматриваемого района.

Таким образом, демографическая емкость территории по данному фактору определяется по формуле

Т2Е-1000

д.- п .

где Дв — частная демографическая емкость территории, чел; Т2 — территории, включенные по результатам комплексной опенки в категории «благоприятные» и «ограниченно благоприятные» для сельского хозяйства, га; Е — коэффициент, упитывающий возможность использования сельскохозяйственных земель под пригородную базу (этот коэффициент может существенно изменяться в зависимости от конкретных условий от 0,1 до 1,0, чаще всего составляя в районах средней полосы 0,2—0,3); П — ориентировочный показатель, отражающий потребность 1000 жителей района в землях пригородной сельскохозяйственной базы, га (может также меняться в широких пределах, чаще всего от 500 до 2000 в зависимости от агроэконо-мических характеристик территории).

2.9.    Частные демографические емкости района (по территории, по воде, рекреационным ресурсам, пригородной сельскохозяйствен-

12

ной базе) следует сопоставить между собой и в .качестве окончательного показателя демографической емкости территории района принять наименьшее значение.

2.10.    Репродуктивной способностью территории в районной планировке называется способность территории какого-либо района — объекта районной планировки воспроизводить основные элементы окружающей природной среды — атмосферный кислород, воду, почвенно-растительный покров.

Определение репродуктивной способности того или иного района основано на комплексной оценке и балансе территории района и достигается благодаря возможности установить продуктивность отдельных растительных сообществ, участков местности и т. д.

2.11.    Применительно к атмосферному кислороду репродуктивная способность территории (может быть определена исходя из биологической продуктивности (ежегодного производства органического вещества) представленных в районе растительных сообществ, коэффициента перехода от биологической продуктивности к свободному кислороду, а также из соотношения различных растительных сообществ района. В общем виде продуктивность по кислороду можно определить по формуле:

nK = ZCTKlf

где Як — продуктивность территории по кислороду, т; С — ежегодное производство органического вещества данным растительным сообществам, т/га 6; Т — территория, занимаемая данным растительным сообществом, га; Ki — коэффициент перехода, равный 1,45.

2.12.    Применительно к водным ресурсам (поверхностным водам) репродуктивная способность определяется на основе модуля поверхностного стока данного участка территории и коэффициента, учитывающего неравномерность стока в зависимости от лесистости, вертикальной и горизонтальной расчлененности территории и из соотношения в районе участков с различным модулем поверхностного стока. В общем виде продуктивность территории по воде может быть определена по формуле:

nB = ZT\K2,

где Я8 —продуктивность территории по воде, м3; Г —территория, занимаемая участками с данным модулем поверхностного стока, гз; л—модуль поверхностного стока данного участка, л/м2; /С2— коэффициент неравномерности (в зависимости от конкретных условий может быть принят от 0,1 до 1,0).

Применительно к подземным водам определение продуктивности территории производится аналогично, с учетом коэффициентов фильтрации и возможного отбора воды из подземных источников.

2.13.    Применительно к почвенно-растительному покрову репродуктивная способность может быть определена лишь косвенно (по степени эродированностн, распаханности, залесенности, а также биохимической активности территории), поскольку почвообразование — процесс весьма протяженный по времени. Однако восстановление растительного покрова реально может планироваться уже в течение расчетного срока, так как многие породы лиственных деревьев к 25—30 годам достигают значительной высоты и биологической продуктивности.

2.14.    Важное значение для установления возможных масштабов промышленного развития районов имеет определение индекса репродукции, т. е. отношения показателей репродуктивной способности территории к показателям фактического или перспективного потребления основных составляющих биосферы. При индексе репродукции, равном I, можно говорить о сбалансированном потреблении того или иного компонента природной среды. Индекс репродукции менее 1 характеризует район как неблагоприятный, и в этих случаях необходимо предусматривать меры для восстановления экологического равновесия в районе. Эти меры могут быть весьма разнообразны: сдерживание промышленного развития, повышение лесистости района, проведение комплекса различных природовосстановительных мероприятий.

2.15.    Большое значение при обосновании режима хозяйственного и экологического использования территории наряду с объективными результатами ее комплексной оценки, анализа планировочной структуры и других характеристик, имеет исследование геохимической активности территории, т. е. способности территории перерабатывать и выводить продукты техногенеза — минеральные и органические загрязнения, попадающие в атмосферный воздух, воду и почву со стоками и выбросами промышленных и энергетических предприятий, транспорта, жилищно-коммунального сектора.

2.16.    Геохимическую активность территории в первую очередь определяют следующие процессы:

интенсивность превращения органических и минеральных веществ в почвах и на их поверхности;

интенсивность превращения химических веществ в атмосфере;

интенсивность выноса техногенных элементов воздушными и водными потоками за пределы соответствующих ландшафтно-геохимических систем.

2.17.    Интенсивность превращения органических и минеральных веществ в почвах и на их поверхности определяется отношением запаса подстилки к наземному опаду с учетом поступающего количества энергии.

Интенсивность превращения химических веществ в атмосфере зависит в основном от количества поступающей ультрафиолетовой радиации и от дополнительного источника энергии — грозовых paj-рядов. В результате воздействия солнечной энергии на продукты техногенеза последние интенсивно окисляются и значительно быстрее удаляются из атмосферы. В процессе самоочищения атмосферы не менее важную роль играют интенсивность выноса техногенных элементов и рассеивание их воздушными потоками. Следовательно, определяющими в этом процессе будут также вероятность штилей и преобладающие скорости ветра.

Вынос продуктов техногеиеза за пределы ландшафтно-геохимической системы в значительной степени происходит также посредст-

14

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ (ЦНИИГ1 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА) ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО ГРАЖДАНСКОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ ПРИ ГОССТРОЕ СССР

РУКОВОДСТВО

по ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЙОННОЙ ПЛАНИРОВКЕ

Москва Стройиздат 1980

УДК 711.2:502

Руководство по охране окружающей среды в районной планировке/Ц1 ШИП градостроительства. — М.:    Стройиздат,

1980.— 112 с.

Рекомендовано х изданию секцией районной планировки НТС ЦНИИП градостроительства.

Освещены вопросы охраны наиболее важных компонентов окружающей среды, рассматриваемые в схемах и проектах районной планировки. Главное внимание уделено целям, задачам, составу и последовательности решения отдельных вопросов, а также наиболее важным методическим особенностям разработки природоохранных разделов районной планировки. Включен значительный справочный материал, необходимый для проектировщиков.

Для научных работников и проектировщиков, работающих в области районной планировки и градостроительства.

Руководство составлено инж. В. А. Боасом (5), канд. архнт. А. П. Вергуновым (il2), канд. техн. наук В. В. Владимировым (введение, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 и 13), инженерами И. Н. Грибёнкиной (11), Ю. С. Захаровым (10), Т. А. Кононовой (5), В. В. Кононовым (10 и 13), С. В. Ку-линской (3), канд. техн. наук И. В. Лазаревой (5), инженерами В. И. Личанским (2, 7), И. К. Русакомским (9), А. К. Соловьевым (8).

Графические материалы оформили архитекторы В. А. Волхонская и М. Н. Юровская. В подготовке Руководства принимали участие И. А. Агасьянц (ЦНИИП градостроительства), А. А. Архангельский, В. П. Жалнин и В. П. Перекатов (Госстрой РСФСР).

Редактор-составитель канд. техн. наук В. В. Владимиров.

30213-259

р    (01)—80 Инстругг.-нормат., I вып.-80-79. 4902030000.

© Стройиздат, 1980

ВВЕДЕНИЕ

Бурное развитие науки и техники, рост населения, расширение процесса урбанизации с особой остротой ставят проблему охраны окружающей среды. В век научно-технической революции вопросы взаимодействия природы и общества приобрели первостепенное значение и задачи сохранения природной среды стали глобальными задачами человечества.

В настоящее время на Западе все чаше говорят об экологическом кризисе, неизбежность которого связывают с загрязнением окружающей среды, нехваткой ряда важнейших природных ресурсов и нарушением экологического равновесия. Глубокий пессимизм ряда буржуазных экологов, социологов и урбанистов в отношении неотвратимости экологического кризиса человечества отражает неверие буржуазной науки, неспособность капиталистического общества удовлетворительно решить экологические проблемы, характеризует тот общий тупик, в который зашла современная буржуазная философия и идеология.

Огромный размах социалистического строительства в нашей стране также порождает ряд экологических проблем, связанных с загрязнением воздушного и водного бассейна, нарушением почвенно-растительного покрова, обеднением животного мира и другими последствиями индустриализации и урбанизации. Однако в развитом социалистическом обществе эти проблемы не носят фатальный и антагонистический по отношению к природе характер. Они являются предметом большой заботы, пристального внимания Коммунистической партии, правительства, всего советского народа.

Значение вопросов охраны природы подчеркнуто в основных документах Коммунистической партии Советского Союза. В Программе КПСС указано, что большое внимание следует уделять охране и рациональному использованию лесных, водных и других природных богатств, их восстановлению и умножению. Намечается расширение работ по защите почв от ветровой и водной эрозии, мелиорации, предотвращению загрязнения воздуха, воды, почвенно-растительного покрова, озеленению населенных мест.

Большое внимание охране окружающей среды было уделено на всех последних съездах КПСС. В Директивах XXIV съезда партии указывается, что необходимо усилить охрану природы, повысить ответственность предприятий и организаций за рациональное использование вод, атмосферы, полезных ископаемых и других природных ресурсов *.

В Отчетном докладе XXIV съезду КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнев говорил: «Партия повышает требовательность к плановым, хозяйственным органам и проектным организациям, ко всем нашим кадрам за дело проектирования и строительства новых и улучшения работы действующих предприятий под углом зрения охраны природы»2.

Верховными Советами всех союзных республик приняты республиканские законы по охране природы, в которых подчеркивается, что охрана природы является делом всего народа. Статья 67 Конституции СССР гласит: «Граждане СССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства»3.

1    Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, с. 208

2    Там же, с. 57.

1 Конституция СССР. М., Политиздат, 1977, с. 25,

3

Большое значение для охраны природы в нашей стране имело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов» от 29 декабря 1972 г., в котором поставлена задача перед плановыми органами предусмотреть в планах развития народного хозяйства мероприятия но рациональному и комплексному использованию природных ресурсов, по охране окружающей среды.

На XXV съезде КПСС с особой снлой было указано на необходимость дальнейшего совершенствования мер по охране окружающей среды и рационализации природопользования. Тов. Л. И. Брежнев в Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии сказал, что «по мере развития народного хозяйства, роста городов и промышленных центров все больше средств будет требовать сохранение окружающей среды, — только в текущей пятилетке на эти цели выделяется 11 млрд, рублей* *.

Особенно важную роль в решении организационных вопросов ораны окружающей среды призвано сыграть постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 декабря 1978 г. № 984 «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов». В этом постановлении отмечается, что охрана природы и рациональное использование природных ресурсов в условиях стремительного развития промышленности, сельского, лесного хозяйства, транспорта, роста городов и других населенных мест, а также растущих масштабов освоения природных богатств являются одной из важнейших экономических и социальных задач Советского государства. В постановлении указано, что министерства и ведомства СССР, советы министров союзных республик несут полную ответственность за сохранение природной среды, рациональное использование и планомерное воспроизводство природных ресурсов, своевременное проведение природоохранных мероприятий. На Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды возлагается обязанность но наблюдению и контролю за состоянием окружающей природной среды, уровнем и источниками ее загрязнения, а также по проведению экологической экспертизы различных схем размещения объектов производственного и непроизводственного назначения. Особо важным для территориального планирования и проектирования являются положения этого постановления о необходимости и порядке разработки, согласования и утверждения территориальных комплексных схем охраны природы—основных предплановых документов, в задачи которых входит определение комплексных мероприятий по охране природы, предупреждению загрязнения и деградации окружающей природной среды.

Таким образом, охрана окружающей среды, охрана природы в нашей стране стала делом общенародным, опирается на полную поддержку партийных и государственных органов и гарантирована все-\ьеличивающейся экономической мощью нашего государства и его социалистическим общественным устройством, свободным от засилья капиталистических монополий с их узкоэгоистическими интересами, чуждыми интересам сохранения окружающей среды.

Охрана окружающей среды в СССР осуществляется комплексно мерами различного характера — научно-технического, санитарно-гигиенического, организационно-хозяйственного, культурно-воспитательного, а также мерами правового характера, т. е. путем законо-

1 Материалы XXV съезда КПСС. М«, Политиздат, 1977,    43.

4

дательного регулирования режима использования природных благ с учетом их бережного расходования и восстановления. Важным инструментом охраны окружающей среды является районная планировка как метод эффективного и взаимоувязанного размещения всех видов строительства на территории того или иного района.

Под окружающей средой в районной планировке понимают совокупность природных, практически неизмененных антропогенной деятельностью, значительно измененных в результате такой деятельности и искусственно созданных материальных элементов, в окружении которых и в процессе взаимодействия с которыми происходит жизнедеятельность людей в том или ином районе.

Поскольку в процессе жизнедеятельности человек больше всего изменяет природные компоненты среды — воздух, воду, почвы, растительность, животный мир, главным объектом окружающей среды выступает природная ее составляющая, а также памятники истории и материальной культуры, нс выполняющие, как правило, утилитарных функций и проблема охраны которых может рассматриваться близкой к проблеме охраны природной среды.

Роль районной планировки в охране окружающей среды заключается, главным образом, в разработке мероприятий по охране основных природных компонентов — воды, атмосферного воздуха, почвенно-растительного покрова, животного мира в первую очередь на основе предложений по планировочной организации территории, поэтому задачи районной планировки в этой области тесно связаны с задачами по функциональному зонированию, инженерной подготовке территории района, с мелиорацией, орошением, озеленением местности. В рамках районной планировки как комплекса техникоэкономических, планировочных и инженерных мероприятий охрана природы становится широкой задачей, связанной с размещением производительных сил, расселением, организацией массового отдыха людей. Правильная реализация любой задачи районной планировки в той или иной степени предполагает проведение природоохранных мероприятий.

Однако было бы неправильным локализовать вопросы охраны окружающей среды только в рамках перспектив развития промышленности, сельского или лесного хозяйства, расселения, водоснабжения и водоотведения и других конструктивных задач районной планировки. Окружающая среда и в первую очередь природная среда, представляя целостную систему, имеет свои собственные закономерности развития и теснейшие взаимосвязи между составляющими ее элементами. Выявить эти закономерности и взаимосвязи, а следовательно, и наметить мероприятия по охране и улучшению отдельных компонентов природы, окружающей среды района в полом можно лишь в процессе разработки специального комплексного раздела «Охрана окружающей среды».

В большинстве схем и проектов районной планировки, разрабатываемых в настоящее время, экологические требования, интересы охраны природы учитываются недостаточно. Предложения по охране окружающей среды в основном замыкаются в рамках санитарно-гигиенических мероприятий и не охватывают важнейших аспектов экологической проблемы. А между тем все большие масштабы воздействия промышленности, сельского хозяйства и других отраслей хозяйства на природную среду выдвигают разработку природоохранных мероприятий в число важнейших задач районной планировки.

Одной из наиболее важных целей районной планировки на современном этапе ее развития должно стать создание условий для

5

сохранения экологического равновесия в том или ином районе при одновременном рациональном использовании его материальных, природных, трудовых и других ресурсов.

Для достижения этой цели необходимо не просто учитывать интересы охраны среды, как это чаще всего делается в настоящее время, а одинаково серьезно относиться к разработке как экономических и социальных, так и экологических разделов в районной планировке. При этом, конечно, нельзя стремиться к достижению в каком бы то ни было районе абсолютного экологического равновесия. Развитие человеческого общества неизбежно ведет к изменению природной среды. Однако это изменение не должно носить характера катастроф, око должно быть постепенным, обеспечивать территориальное разнообразие и перераспределение технологических нагрузок и необходимые условия для адаптации природной среды к этим нагрузкам.

Под экологическим равновесием в районной планировке понимают такое динамическое состояние природной среды района, при котором может быть обеспечена саморегуляция и воспроизводство основных ее компонентов — атмосферного воздуха, водных ресурсов, почвенного покрова, растительности, животного мира.

Экологический подход к районной планировке побуждает по-новому подходить к разработке проектных решений и их реализации, что, в частности, выражается и в повышении требований к разработке раздела «Охрана окружающей среды» в отношении его комплексности и полноты.

Цель настоящего «Руководства* состоит в том, чтобы изложить состав, содержание и основные методические особенности такого раздела в схемах и проектах районной планировки, обеспечивающие экологически целостный подход к проблеме охраны окружающей среды и одновременно отражающие главные принципы охраны ее основных компонентов в условиях развертывания научно-технической революции, характеризующейся прогрессирующей индустриализацией, урбанизацией, наращиванием научного и социально-культурного потенциала общества зрелого социализма.

В соответствии с целью работы структура Руководства построена таким образом, чтобы вначале раскрыть общие особенности разработки раздела в целом (разд. 1,2), затем остановиться на наиболее важных частных задачах охраны отдельных компонентов окружающей среды (разд. 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12) и затем снова вернуться к окружающей среде района в целом, рассмотрев наиболее важные аспекты инженерно-экологического зонирования и комплексную схему охраны окружающей среды района — объекта районной планировки (разд. 13).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Целью выполнения раздела «Охрана окружающей среды» в схемах и проектах районной планировки является разработка предложений но охране основных компонентов окружающей среды на рассматриваемой территории — атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, растительности и животного мира, по улучшению санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических условий, обогащению ландшафта, способствующих сохранению экологического равновесия и эффективному развитию и функционированию всех отраслей хозяйства рассматриваемого района в пределах первой очереди, расчетного срока и в более далекой перспективе.

1.2.    При разработке раздела необходимо исходить из Программы КПСС, решений съездов КПСС и Пленумов ЦК КПСС и руководствоваться Генеральной схемой развития и размещения производительных сил и Генеральной схемой расселения на территории СССР, схемами развития отдельных отраслей народного хозяйства, схемами развития и размещения производительных сил по союзным, республиканским и экономическим районам СССР, региональным?! схемами расселения, пятилетними планами развития народного хозяйства СССР, схемами охраны природы и рационального использования природных ресурсов в отдельных регионах страны, постановлениями Совета Министров СССР и советов министров союзных республик но вопросам развития народного хозяйства, строительства крупных народнохозяйственных объектов, охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов; плановыми и статистическими данными о современном состоянии и перспективах развития хозяйства района и охране его природной среды.

Особое внимание должно быть уделено постановлениям ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов (прил. 1).

1.3.    В дополнение к перечисленным документам при разработке раздела «Охрана окружающей среды» необходимо использовать:

материалы органов санитарно-эпидемиологической службы;

материала Гидрометеослужбы;

материалы специализированных научно-исследовательских и проектных институтов Союзгипролесхоз, Гидропроект, Гипрозем, Гипро-водхоз и других организаций;

материалы научных конференций и совещаний, посвященных вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов страны, ее отдельных республик и регионов;

проектные, архивные, литературные материалы, освещающие вопросы развития данной административной единицы — области, республики, края, района, проблемы охраны природы, памятников материальной культуры.

1.4.    Разработку раздела следует производить в соответствии с Инструкцией по составлению схем и проектов районной планировки СН 446-72 и «Руководством по составлению схем и проектов районной планировки* (М., Стройиздат, 1978 г.), с учетом санитарно-гигиенических и природоохранных требований, предъявляемых к проектированию промышленных и сельскохозяйственных предприятий, трасс железных и автомобильных дорог, инженерных сетей и сооружений, городов, поселков городского типа и сельских населенных мест (прил. 2). Все проектные проработки должны учитывать

7

перспективы научно-технического и социального прогресса и пере* довой отечественный и зарубежный опыт в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

1.5.    Раздел сОхрана окружающей среды» состоит из следующих подразделов, разработка которых должна вестись параллельно и в тесной взаимной увязке:

общая экологическая характеристика; охрана атмосферного воздуха; охрана поверхностных и подземных вод;

охрана почвенно-растительного покрова и восстановление нарушенных земель;

улучшение санитарно-эпидемиологических условий; охрана животного мира;

охрана окружающей среды от воздействия шума, электромагнитных колебаний и теплового загрязнения (как правило, выполняется только в проектах районной планировки); охрана памятников истории и культуры; формирование системы охраняемых территорий; формирование единой системы зеленых насаждений; сохранение и улучшение ландшафта (как правило, только в проектах районной планировки);

инженерно-экологическое зонирование и комплексная схема охраны окружающей среды.

1.6.    Раздел в целом должен разрабатываться в определенной последовательности и включать следующие аналитические, прогностические и синтезирующие этапы:

характеристику современного состояния вопросов, перечисленных в п. 1.5;

выявление имеющихся диспропорций и недостатков в состоянии окружающей среды района в целом и ее отдельных компонентов, а также в использовании природных ресурсов;

прогноз состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов в соответствии с намечаемыми перспективами экономического и социального развития района;

разработку схемы инженерно-экологического зонирования территории района и выявление проблемных ситуаций, возникающих в той или иной его части;

разработку конкретных мероприятий по охране окружающей среды, определение сроков проведения и ориентировочных капиталовложений на их реализацию, а также отраслей и ведомств, ответственных за их осуществление;

составление комплексной схемы охраны окружающей среды н окончательную увязку проектных предложений с остальными разделами схемы или проекта районной планировки.

1.7.    Анализ окружающей среды (характеристика современного состояния, выявление имеющихся диспропорций и недостатков) должен быть основан на анализе природных условий, ресурсов хозяйства и территории рассматриваемого района и включать определение так называемых инженерно-экологических характеристик, покомпонентный анализ количественного, качественного и санитарно-гигиенического состояния важнейших составляющих окружающей среды, а также выявление имеющихся диспропорций и недостатков в отношениях между природной и антропогенной составляющими района. Результаты анализа должны служить исходной базой для определения основных направлений планомерного преобразования и улучшения окружающей среды района,

1

Зяздат

X Москва. Каляевская. 23а.

jвека я типография М 8 Со*' -те СССР по делам и

2

'«кий пер., 7.

3

В расчет принимаются реки с расходом воды нс менее 0,3 м3/с.

4

Принимается в зависимости от характера предполагаемого развития района (от 1000 до 2000 м3/сут).

5

В специфических условиях безводных и безлесных районов необходимо использовать ориентировочные нормативы, основанные на учете особенностей организации отдыха в этих районах.

И

6

Ежегодное производство органического вещества различным i участками земной поверхности неодинаково и колеблется в весьма широких пределах от 0,1 т га в пустынных до 250—300 т/га в ве6-нозеленых тропических лесах. Соответственно и воспроизводство кислорода на территории планеты весьма различно, зависит от климатических особенностей, характера хозяйственного освоения местности к весьма ориентировочно может быть оценено следующими показателями, т кислорода с 1 га территории в год: смешанный лес (в среднем) — 10—15; пашня — 5—6; пастбища—4—5; тундра — 1—2; океан—II; пустыни и арктические тундры — 1—2; хорошо озелененные города — 0,8—<1 и т. д.

13