Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Методика предназначена для специалистов, занимающихся разработкой планов по охране окружающей среды, заполнением форм статистической отчетности, установлением нормативов предельно допустимых выбросов для инженерно-технических работников горно-добывающих предприятий и проектных институтов, занимающихся эксплуатацией и проектированием карьерного транспорта
Введение
1. Источники вредного воздействия различных видов карьерного транспорта на окружающую среду
2. Расчет валовых выбросов вредных веществ
2.1. Определение валовых выбросов вредных веществ при сжигании топлива в двигателях внутреннего сгорания (автосамосвалы, дизель-троллейвозы, тепловозы, тяговые агрегаты)
2.2. Определение массы выбросов вредных веществ из емкостей хранения и топливных баков автомобилей и тепловозов при их заполнении
2.3. Определение массы выбросов вредных веществ при движении транспортных средств
2.4. Определение массы выбросов на перегрузочных пунктах
2.5. Определение массы выбросов вредных веществ в местах ремонта и обслуживания автомобильного, железнодорожного транспорта
2.6. Определение массы выбросов вредных вещества отвалах
3. Определение валовых сбросов вредных веществ в водоемы различными видами транспорта
Приложение I
Приложение II
Приложение III
Литература
Дата введения | 01.01.2021 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.10.2014 |
Актуализация | 01.01.2021 |
17.02.1994 | Принят | Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ | |
---|---|---|---|
25.02.1994 | Утвержден | Российская угольная компания Росуголь | |
Разработан | ИГД им. А.А. Скочинского | ||
Издан | ИГД им. А.А. Скочинского | 1994 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
Государственная Российская угольная компания «РОСУГОЛЬ»
Институт горного дела rm. АА-Скочинского Министерство oxpairw Окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации
Утверждено заместителем генерального директора Российской угольной компании «Росугодь» Диколекко К.Я.
25.02.94 г
Согласовало с замести гелем министра охраны скружакчией среды и природных ресурсов Российской Федерации Костным В.Ф.
17.02 94 г
МЕТОДИКА РАСЧЕТА ВРЕДНЫХ ВЫБРОСОВ (СБРОСОВ' И ОПЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КАРЬЕРНОГО ТРАНСПОРТА
Москва
I99-!
УДК Ъ28 511
Методика расчета вредных выбросов (сбросов) и оценки эколотчсского ущерба при эксплуатации различных иидон карьерного транспорта. - М.: Ин-т гоок.дсла им.Л.А.Скочинского, 1994. -52 с.
Настоящая методика прсдстанляет собой единую методическую основу определения валовых выб| кгов (сбросов) вредных веществ, поступающих в окружающую среду в результат эксплуатации существующих (автомобильною, железнодорожного, конвейерного) и перспективных (дизель-троллейвозов конвейерных поездов) видов транспорта на карьерах, ь методике учтены основные виды вредно it) воздействия, оказываемые тем или иным видом транспорта на окружаю* щую среду.
Методиха предназначена для специалистов, занимающихся разработкой планов но охране окружающей среды, заполнением форм статистической отчетности, установлением нормативов предельно допустимых выбросов. для инженерно-технических работников горно-добывающих г.рсдпо'-*1Ий и проектных институтов, занимающихся эксплуатацией и проектированием карьерного транспорта.
Методика разработана сотрудниками И ГД им.А. А.Скочинского докт.тсхн.наук М.Г.Потаповым; канд. техн.паук А.НКомраковым, Л-Л.Степановой.
©Институт горного дед* им Д.Д Скоми hi коп.» (ИГД им. А.А Скочингкого),
Максимальный разовый выброс /-го вредного вещества (г/с) с отработанными газами автомобилей, тепловозов равен
I03
_™лп
24 • 3
тА.С.Тр ~
-. (2.5)
2.2. Определение массы выбросов вредных веществ из емкостей хранения и топливных баков автомобилей н тепловозов при их заполнении.
Масса (т/год) выброса вредных веществ (паров нефтепродуктов) из емкостей хранения к топливных баков тепловозов или автомобилей при их заполнении определяется по формуле
"A.T.S = Ю"6Сс (Кр R N + V6 г пб), (2.6)
где Сс - средняя объемная концентрация углеводородов и газовоздушной смеси (200 г/м3) (3); Vp- объем выделенной из резервуара газовоздушной смеси, равный объему влитого в него нефтепродукта, м3 (Кр для автомобилей-цистерн: АЦ-4.2-53А -Vp -4,2 м3; АЦ-4,2-130 - V - 4,2 м3; ТСВ-б - Vp - 6,5 м3; для прицепа-цистерны ПЦ-5,6-817 - Нр-5,6 м3); R, г- интенсивность заполнения соответственно резервуаров и топливных баков: при среднем интервале между заполнением резервуаров, не превышающем двух суток, R ** 182; прн ежедневном заполнении топливных баков автомобилей и тепловозов г - 365; N, пб - соответственно количество резервуаров и топливных баков автомобилей или тепловозов; V6 - объем выделенной из бака автомобиля или тепловоза гаэовоздушной смеси, равный объему
залитого в него нефтепродукта, м3 (для БелАЗ-75401 - ^й-0,4 м3; БелАЗ-7523 - V6 - 0,6 м3; БелАЗ-7549 - V. - 0,677 м3; БелАЗ-7519 - Ve- 1,02 м3; БелАЗ-75213-V0-2,5 м3).
2.3. Определение массы выбросов вредных веществ при движении транспортных средств.
Масса годового образования пыли (т/год) при движении автомобилей определяется из выражения
где К'0 - коэффициент, учитывающий среднюю скорость движения автосамосвалов в карьере 13]. При средней скорости 1
Таблица 2-5 УлилмОС амлысхие пылм при движении различима автомобилей. кг/км | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Примечание. При составлении табл. 2.5 использовалась формула интенсивности пыле* образования при движении автосамосвалов и график для определения коэффициента лылеибра-зукпцей способности покрытий автодорог, приведенные в работе (4 \.
транспортирования, равной 5; 10; 20; 30 км/ч, К '0соответственно равен 0,6; 1,0; 2,0; 3,5. К\ - коэффициент, учитывающий состояние дорог 13 ]; для грунтового покрытия К равен 1,0; для щебеночного - 0,5; для щебеночного, обработанного раствором хлористого кальция, ССБ, битумной эмульсией, -0,1; Яср я, qcpe -удельное выделение пыли при прохождении одним автомобилем 1 км соответственно временной и стационарной дороги (табл. 2.5), кг/км; [4 }; Ln% ^-соответственно длина временных и стационарных дорог, км; пр 0 - число рейсов автосамосвала в год; N^ - число работающих автосамоспалов.
Масса годового образования пыли (т/год) при движении автомобилей с учетом пылеподавления;
т ' л.п ~ тл.п С1 - Vn)> <2.8)
где Т)п- величина, учитывающая степень пылеподавления при технологических процессах на угольных разрезах (табл. 2.6) [4 ]. 2
Таблица 2.6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Максимально-разовый выброс пыли (.-/с) при движении автомобилей:
(2.9)
где Ппп - число рейсов автослмосвала в 1 ч.
V “ч
Масса (т/год) вредных всшсств, сдуваемых с поверхности материала, транспортируемого различными средствами транспорта:
автосамосвалом или дизель-троллейвозом т А Т М ~ К о ^1 Япп ^ АР L-mp пр а Ун ’ • (2.10)
где К0 - коэффициент, учитывающий влажность материала, принимается согласно работе \Z). Tax, при влажности (в процентах) до 0,5 Ка равен 2,0, соответственно при 0.J...1.0 - 2,5; М...3.0 - 1,3; 3,1 ...5,0 - 1,2; 5.1...7.0 - i,0; 7.1...8.0 - 0,7;
8,1...9,0 - 0,3; 9.1... 10,0 - 0,2 и 10,0 - 0,1; К/ - коэффициент, учитывающий скорость ветра (м/с). Он определяется по наиболее характерному для данной местности значению скорости ветра. Так, для скорости до 2 м/с К/ равен 1,0; соответственно 2.. J -1,2; 5...7 - 1,4; 7...10 - 1,7; япп - удельная масса твердых частиц, сдуваемых с ) м2 поверхности горкой массы, транспортируемой на расстояние в 1 км, г/м2 (значения удельной сдуаасмостн для различных видов транспорта рассчитаны по формуле, приведенной в работе [6), исходя из запыленности воздуха над грузоне-сушим органом. Расчетные значения приведены в табл. 2.7); SA • площадь поверхности транспортируемого материала в кузове автосамосвалов, м2. Оиа составляет для автомобилей: БелАЗ-75401 - 14; БелАЗ-7523 - 17; БелАЗ-7549 - 31; БелАЗ-7519-42; БелАЗ-75213 - 52; дизель-троллейвоз на базе БелАЗ-7519 - 42; NAp - число работающих автомобилей; L^p - длина транспортирования. км; nfa- число рейсов в год; у„- коэффициент измельчения горной маесы (принимается унш 0,1 согласно работе 17 D;
железнодорожным транспортом
где St - площадь поверхности <м2) транспортируемого материала в вагоне. Значения этого показателя зависят от типов вагонов:
14
ВС-60 - 33,4 м2; ВС-85 - 38,0; 2ВС-105 - 48,5; ВС-145 - 59,3; ПС-63-34,9; ПС-94 - 42,9; пв - число вагонов ч поезде; Л'ЛГ- число локомотивоссставов; прлС- число рейсов локомотивосостзва в год; конвейерными поездами
тА.Т.М К0К| <7пл & ^к-п прейс ' I® . (2,12)
где В - ширина грузоиссущего органа, м; / -длина конвейерного поезда, м; //*_„ - число работающих конвейерных поездов; -число рейсов конвейерных поездов в год; конвейерным транспортом
тА.Т.М г 3.6 К0 Кх Wk В lk ун ТеоА, (2.13)
где Wk - удельная сдувасмость твердых частиц с ленточного конвейера (принимается равной З‘10‘3 кг/м2,с (5J); Теод - годовое количество рабочих часов, ч; lk - длина конвейера, м.
_ К0 К\ Чпп & Np ^тв пр.ч Уи * 1 тА.Т.Мр = 3
Максимально-разовый выброс пыли (г/с) с поверхности транспортируемого материала автосамосвалом, в вагонах, конвейерным поездом;
(2.14)
Где S - площадь поверхности транспортируемого материала (авто-самосвалом, в вагоне, конвейерным поездом), м2; л - число рейсов транспорта в 1 ч.
Максимально-разовый выброс пыли (г/с) с поверхности транспортируемого материала конвейером:
Таблица 2.7 | ||||||||||||||||||
|
15
2.4. Определение маесы buojxjcob на перегрузочных пунктах.
Количество твердых частиц (т/год), выделяющихся при проведении всех видов погрузочно-разгрузочных работ, определяется по формуле
где К] - коэффициент, учитывающий местные условия, степень защищенности узла от внешних воздействий; он составляет для складов, хранилищ открытых: с четырех сторон - 1,0; стрех сторон - 0,8; с двух сторон полностью - 0,5; с двух сторон частично - 0,5; с одной стороны - 0,1; для загрузочного рукава - 0,2, а закрыгого с четырех сторон - 0,1; Х} - коэффициент, учитывающий высоту падения материала; он составляет при высоте падении (м): 0,5 - 0,4; 1,0 - 0,5; 1,5 - 0,6; "2,0 - 0,7; 4,0 - 1,0; 6,0 -1,5; 8,0 - 2,0; 10,0 - 2,5; удельное выделение твердых частиц отгружаемого (перегружаемого) материала, r/т (принимается равным 3,0 г/т-для угля и 1,8 r/тдля породы, согласно работе [5 J; П. - количество отгружаемого (перегружаемого) материала, т/год.
Максимально-разовый выброс (г/с) твердых частиц при проведении всех видов погрузочно-разгрузочных работ
К0 К\ К-2 Кл СулЛ,
.н,с —- з*-'. (2-17)
где Пч - максимальное количество отгружаемого (перегружаемого) материала, т/ч).
2.5. Определение массы выбросов вредных веществ в местах ремонта и обслуживания автомобильного, железнодорожного транспорта
2.5.1. Масса годового выброса вредных веществ (т/год) от собственно средств транспорта;
для помещения с тупиковыми постами
тЛ.Р.Г.Х( ~ (.4 Л $ср Я ini бф) ' Ю (2.18)
где qilt - выброс /-го вредного вещества при движении автомобиля или тепловоза по помещению со скоростью 5-10 км/ч (табл. 2.8); Scp - среднее расстояние, пройденное транспортным средством от въездных ворот до поста (стойла) и обратно (км); - удельный
16
Рост глубины карьеров вызывает значительное увеличение объемов переяоэхи, расстояний транспортирования, что приводит к росту числа транспортных единиц, и концентрации их и другого технологцчсскопо оборудования на ограниченных пространствах разрезов. Это предопределяет увеличение экологической нагрузки на окружзющую среду.
Экономическая оценка негативного воздействия различных видов транспорта на окружающую среду представляет собой сложную и далеко не решенную задачу, поскольку работа карьерного транспорта имеет ряд особенностей, отличающих его от работы транспорта общего назначения:
1. Пункты погрузки и разгрузки постоянно меняют свое местоположение, следуя за фронтом горных работ, что требует периодического перемещения транспортных коммуникаций, оборудования (железнодорожных путей, автодорог, конвейеров) и, следовательно, затрудняет поддержание путей в хорошем состоянии, создает значительную запыленность. Кроме того, транспортные пути в карьере имеют большое количество спусков, подъемов, поворотов, что обусловливает нестандартные режимы работы двигателей и, следовательно, повышенное выделение вредных веществ.
2. Карьерныйтранспорг эксплуатируется в условиях затяжных подъемов, двигатели работают с максимальной мощностью, при этом в атмосферу выбрасывается значительное количество предных веществ.
3. На карьерных дорогах России высокая интенсивность движения, а следовательно, запыленность и загазованность.
Расчет количества вредных веществ при эксплуатации автомобильного, железнодорожного видов транспорта и ущерба от них до настоящего времени проводился по методикам, не учиты-
ноющим особенности карьерного транспорта. Креме, того, в тих методиках рассматривается и основном влияние транспорта на атмосферу и не учитывается негативное воздействие транспорта на гидросферу и литосферу.
Практика открытых горных работ связана с перемещением огромных объемов горной массы, особенно вскрышных пород, которые чаще всего вывозятся на внешние отвалы. Отчуждение земель под внешние отвалы, т.е. процесс формирования внешних отпадов, зависит в значительной степени от вида транспорта.
Исследование и учет всех негативных воздействий различных видов карьерного транспорта на окружающую среду позволит разработать единую методику количественной оценки негативных последствий развития различных видов транспорта.
Основными видами карьерного транспорта являются: автомобильный, железнодорожный и конвейерный, с помощью которых транспортируются почти вес полезные ископаемые и вскрышные (Юроды ил угольных разрезах и рудных карьерах.
С ростом гд>бины открытых разработок, расстояний транспортирования и объемов перевозок увеличивается число транспортных средств, дороги характеризуются большой грузоподъемностью и интенсивностью движения, что приводит к усилению вредного влияния таких производственных факторов, как запыленность и загазованность атмосферы разреза.
Проблемы зашиты окружающей среды от вредного воздействия различных видов транспорта с каждым годом приобретают вес большее значение, их решение должно носить комплексный характер и ни один из источников выделения вредных веществ, негативно воздействующий на окружающую среду, нс должен оставаться без внимания.
Каждый вид транспорта по-своему взаимодействуете окружающей средой и оказывает негативное воздействие на атмосферу, воду и землю.
Общими видами негативного воздействия на окружающую среду существующих видов транспорта, таких как автомобильный, железнодорожный и конвейерный, а также перспективного транспорта - дизель-троллейвозов и конвейерных
4
поездов, являются:отчуждениеiерри горий при сооружении трлн-спортных коммуникаций, потребление поди подвижным составом и обслуживающим хозяйством, загрязнение атмосферы пылью в результате сдувания ее с поверхности транспортируемого материала, потребление топливных ресурсов и энергии.
Автомобильный транспорт, помимо перечисленных негативных воздействий на окружающую среду, загрязняет атмосферу при движении в результате взаимодействия автомобильных колес с поверхностью дороги. Интенсивность пылсобразовлнии зависит от скорости движения, грузоподъемности автомашин, а также от состояния дороги, материала верхнего покрытия и других факторов. Запыленность воздуха в зоне автодороги может достигать десятков и сотен миллиграмм па 1 м3 11 ).
При работе автомобильного и железнодорожного (тепловозы) транспорта загрязнение атмосферы карьера происходит за счет валового выброса вредных веществ при сжигании топлива в двигателях внутреннего сгорания. При этом в атмосферу с отработавшими газами поступают аэрозольные и газообразные компоненты. Наиболее опасными из газообразных выбросов дизельных двигателей являются окислы азота (до 50% общей токсичности выброса), окись углерода (до 25%) и альдегиды (до 20%). Из аэрозольных компонентов наиболее опасна тонкодиспсрснля сажа, сорбирующая канцерогенные и другие токсичные вещества.
При использовании конвейерного транспорта на карьерах появляются новые источники валового выделения пыли: дробильные и грохотильные установки, запыленность воздуха при работе которых достигает десятков н даже сотен миллиграмм на 1 м'1.
Помимо самих транспортных средств негативное влияние на окружающую среду оказывают и ремонтно-гаражные хозяйства. На территории гаражей, депо и других ремонтных хозяйств атмосферный воздух загрязняется не только отработанными газами, но и организованными и неорганизованными выбросами различных установок. Состав вредных веществ зависит от профиля работы цехов, наличия вентиляции и т.д.
Вредные вещества через систему вентиляции выбрасываются в окружающую среду.
Концентрация вредных веществ в вентиляционных выбросах, как правило, невелика, но объемы вентиляционного воздуха большие.
Хотя эти выбросы осуществляются с разной интенсивностью, но из-за небольшой высоты, периодичности, рассредоточен-
5
кости и, как гранило, плохой очистки сильно загрязняют территории ремонтно-гаражного хозяйства.
Значительное загрязнение атмосферы происходит при формировании отвалов и при сдувании частице пылящей поверхности отвалов. Поскольку формирование отвалов при различных видах транспорта происходит по-разному, го и загрязнение окружающей среды различно.
Разработанная методика позполит проводить комплексную оценку состояния окружающей среды по всем направлениям вредного воздействия различных существующих н перспективных видов карьерного транспорта.
В табл. 1.1 приведены основные виды вредного воздействия карьерного транспорта на окружающую среду.
2.1. Определение валовых выбросов вредных веществ при сжигании топлива в двигателях внутреннего сгорания (автосамоспады, дизель-троллейвозы, тепловозы, тяговые агрегаты).
Обшля масса вредных веществ, выделяющихся при сжигании то(е1ивл карьерным транспортом, зависит от режима работы двигателя автомобиля нли тепловоза в продолжение рейса.
Рассматривая работу автомобиля нлн тепловоза па карьере, можно выделить с некоторой условностью трн характерных режима работы двигателя:
холостой ход: а) для автомобиля - при погрузке, маневрах и ожидании, ил спуске; б) для дизель-троллейвоза - то же и при движении под контактной сетью; в) для тепловоза (тяговогоагрегата) - при погрузке, разгрузке, на спуске;
полное использование мощности двигателя: а) для автомобиля -при движении груженого автомобиля по горизонтальным участкам трассы, при движении груженого и порожнего автомобиля на подъем; 6) для дизель-троллейвоза - при движении груженого дизель-троллейвоза по горизонтальным участкам в забое и на отвале; в) для тепловоза - при движении груженого локомоги воеостава по горизонтальным участкам трассы и яа подъем;
Таблица 1.1 Виды карьерного транспорт* | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
частичное (приблизительно JO-процентное) использование мощности двигателя - при движении груженого автомобиля или локомотквосостаяа по горизонтальным участкам трассы и при разгрузке автомобиля.
Масса годового выброса вредных веществ (т/год) от сжигания топлива в двигателях автомобилей или тепловозов составит
/ = I
где п - общее число примесей, выбрасываемых в атмосферу; / -виды примесей, выбрасываемых источником </« Щдс.Т/"
мдеса /-го вредного вещества (т/год), выброшенного автомобилем;
тлст,~ mMk п«х) nAP */ 1 Ю 3* <2.2)
где тлц- масса /-го вредного вещества, выброшенного двигателем при работе на различных режимах, кг/сут; А * количество режимов работы двигателя; п/а} - число дней работы машины в году; NЛР - число автосамосвалов (локомотивосоставов); А/ - коэффициент, зависящий от возраста парка и технического состояния автосамосвалов. 8 соответствии с методикой 12) для СО указанный козффиаисит равен2.65; СН - 2,25; N0, - 2,0м С -2,65. Коэффициент влияния технического состояния тепловозов принимается в соответствии с методикой |3] равным 1,2 для тепловозов со сроком эксплуатации более 2 лет и равным 1,0 для тепловозов со сроком эксплуатации мсисе 2 лет; А, - коэффициент влияния климатических условий работы: для автомобилей, согласно указаниям (7 ], принимается равным 1,0; для тепловозов, согласно методике (3 J, принимается равным 1,2 для районов, расположенных южнее Асееверной широты, и равным 0,8 - севернее 60" северной широты; для остальных районов А,- 1,0.
Масса /-то вредного вещества (кг/сут) определяется из выражения
тЛ1к = ^ <Jik (к • <2.3>
к-I
где т - число режимов двигателя; я1к - удельный выброс /-го вредного вещества при работе двигателя иа А-м режиме для дизельных двигателей автомобилей (табл. 2.1) я для двигателей тепловозов и тяговых агрегатов (табл. 2.2); - времв работы
двигателя иа к-м режиме в сутки, ч; определяется исходя из времени работы двигателя на данном режиме в продолжение рейса (табл. 2.3, 2.4) и суммарного времени работы машины в сутки.
Таблица 2.1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
С учетом применения нейтрализаторов масса выброса вредных веществ с отработанными газами определяется по формуле
'«Л.С.Г/ #0 "?/)•
где г); * величина, учитывающая степень очистки /-го вредного вещества.
9
Таблица 2.2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 2.3 | |||||||||||||||
|
Таблица 2.4 | |||||||||||||||||||||||
|
1
2