Государственная Российская угольная компания «РОСУГОЛЬ»
Институт горного дела rm. АА-Скочинского Министерство oxpairw Окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации
Утверждено заместителем генерального директора Российской угольной компании «Росугодь» Диколекко К.Я.
25.02.94 г
Согласовало с замести гелем министра охраны скружакчией среды и природных ресурсов Российской Федерации Костным В.Ф.
17.02 94 г
МЕТОДИКА РАСЧЕТА ВРЕДНЫХ ВЫБРОСОВ (СБРОСОВ' И ОПЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КАРЬЕРНОГО ТРАНСПОРТА
Москва
I99-!
УДК Ъ28 511
Методика расчета вредных выбросов (сбросов) и оценки эколотчсского ущерба при эксплуатации различных иидон карьерного транспорта. - М.: Ин-т гоок.дсла им.Л.А.Скочинского, 1994. -52 с.
Настоящая методика прсдстанляет собой единую методическую основу определения валовых выб| кгов (сбросов) вредных веществ, поступающих в окружающую среду в результат эксплуатации существующих (автомобильною, железнодорожного, конвейерного) и перспективных (дизель-троллейвозов конвейерных поездов) видов транспорта на карьерах, ь методике учтены основные виды вредно it) воздействия, оказываемые тем или иным видом транспорта на окружаю* щую среду.
Методиха предназначена для специалистов, занимающихся разработкой планов но охране окружающей среды, заполнением форм статистической отчетности, установлением нормативов предельно допустимых выбросов. для инженерно-технических работников горно-добывающих г.рсдпо'-*1Ий и проектных институтов, занимающихся эксплуатацией и проектированием карьерного транспорта.
Методика разработана сотрудниками И ГД им.А. А.Скочинского докт.тсхн.наук М.Г.Потаповым; канд. техн.паук А.НКомраковым, Л-Л.Степановой.
©Институт горного дед* им Д.Д Скоми hi коп.» (ИГД им. А.А Скочингкого),
Максимальный разовый выброс /-го вредного вещества (г/с) с отработанными газами автомобилей, тепловозов равен
I03
-. (2.5)
2.2. Определение массы выбросов вредных веществ из емкостей хранения и топливных баков автомобилей н тепловозов при их заполнении.
Масса (т/год) выброса вредных веществ (паров нефтепродуктов) из емкостей хранения к топливных баков тепловозов или автомобилей при их заполнении определяется по формуле
"A.T.S = Ю"6Сс (Кр R N + V6 г пб), (2.6)
где Сс - средняя объемная концентрация углеводородов и газовоздушной смеси (200 г/м3) (3); Vp- объем выделенной из резервуара газовоздушной смеси, равный объему влитого в него нефтепродукта, м3 (Кр для автомобилей-цистерн: АЦ-4.2-53А -Vp -4,2 м3; АЦ-4,2-130 - V - 4,2 м3; ТСВ-б - Vp - 6,5 м3; для прицепа-цистерны ПЦ-5,6-817 - Нр-5,6 м3); R, г- интенсивность заполнения соответственно резервуаров и топливных баков: при среднем интервале между заполнением резервуаров, не превышающем двух суток, R ** 182; прн ежедневном заполнении топливных баков автомобилей и тепловозов г - 365; N, пб - соответственно количество резервуаров и топливных баков автомобилей или тепловозов; V6 - объем выделенной из бака автомобиля или тепловоза гаэовоздушной смеси, равный объему
залитого в него нефтепродукта, м3 (для БелАЗ-75401 - ^й-0,4 м3; БелАЗ-7523 - V6 - 0,6 м3; БелАЗ-7549 - V. - 0,677 м3; БелАЗ-7519 - Ve- 1,02 м3; БелАЗ-75213-V0-2,5 м3).
2.3. Определение массы выбросов вредных веществ при движении транспортных средств.
Масса годового образования пыли (т/год) при движении автомобилей определяется из выражения
тА.паК 0К | (^ я 2£д + 2Lj) Лр-а• Ю-(2.7)
где К'0 - коэффициент, учитывающий среднюю скорость движения автосамосвалов в карьере 13]. При средней скорости 1
Таблица 2-5
УлилмОС амлысхие пылм при движении различима автомобилей. кг/км |
|
Угольна* пыль |
Угольно-породила пыль |
Породна» пыд». |
■ вороги |
БелАЗ-
7549 |
БедЛЗ-
75)9 |
БелАЗ
252) |
БелАЗ-
7549 |
БелАЗ-
7319 |
БелАЗ-
7321 |
БелАЗ*
7349 |
БелАЗ-
7519 |
БелАЗ-7521 |
Шебено-мое |
1.01 |
1J3 |
2.20 |
0J2 |
1.17 |
1.44 |
0.59 |
0.79 |
1.04 |
Грукто-иебеноч-■ос м Гручто-гравийное |
1.2* |
1.94 |
2.74 |
0.63 |
1.44 |
1.94 |
0.72 |
0.99 |
1.31 |
Грутгпмвя м отмле |
U0 |
2,66 |
3.SS |
ОМ |
2.03 |
2.73 |
1.01 |
1.36 |
1.64 |
Груутоииа • ■to |
и |
3.29 |
4.73 |
1.Ю |
2.50 |
3.33 |
1.26 |
1.71
_ |
2.25 |
|
Примечание. При составлении табл. 2.5 использовалась формула интенсивности пыле* образования при движении автосамосвалов и график для определения коэффициента лылеибра-зукпцей способности покрытий автодорог, приведенные в работе (4 \.
транспортирования, равной 5; 10; 20; 30 км/ч, К '0соответственно равен 0,6; 1,0; 2,0; 3,5. К\ - коэффициент, учитывающий состояние дорог 13 ]; для грунтового покрытия К равен 1,0; для щебеночного - 0,5; для щебеночного, обработанного раствором хлористого кальция, ССБ, битумной эмульсией, -0,1; Яср я, qcpe -удельное выделение пыли при прохождении одним автомобилем 1 км соответственно временной и стационарной дороги (табл. 2.5), кг/км; [4 }; Ln% ^-соответственно длина временных и стационарных дорог, км; пр 0 - число рейсов автосамосвала в год; N^ - число работающих автосамоспалов.
Масса годового образования пыли (т/год) при движении автомобилей с учетом пылеподавления;
т ' л.п ~ тл.п С1 - Vn)> <2.8)
где Т)п- величина, учитывающая степень пылеподавления при технологических процессах на угольных разрезах (табл. 2.6) [4 ]. 2
Таблица 2.6 |
Источники
выделения
пыли |
Способы пылеподаалекиа |
Поедусмотремиое ооорудоваииеи средства |
Степень пыл с пода влеки* |
Транспорт:
6ВТОСДМОСЛДЛЫ |
Гидрообеспыливаине иежест- |
ПМ-130, СПА, |
о.» |
|
кик покрытий автодорог Улучшение автодорога) |
УМП-1М, АОП-35, АВР
То же, универ- |
1.0 |
|
щебеночным покрытием Гидрообсспыливдние узлов |
СИН-В, лнгнопор Улиткообразный |
0,90 |
|
разгрузки угля Гидрообеспыливание автодо- |
бункер,подана» завеса
Стационарные ус- |
1,0 |
|
рог с твердым покрытием Сухая уборка пыли |
тановки орошения КО-309, АЛП |
0.9 |
конвейеры |
Гсрчетизациа лент |
Полу сек торы |
0.» |
|
Укрытие узлоа перегрузки |
Системы сухого |
0.S |
|
горной мессы, аспирант и очистке запылен,,ого воздух» Орошение узлов перегрузки, |
обеспыливания Системы ороше- |
0,9 |
жслеэнодо- |
леноподааление Гидрообеспыливдние узлоа |
иня, пеногене-раторы
Системы гноро- |
0,9 |
рожный |
загрузки |
обеспыливание |
|
|
Орошение растворами КНЦ, |
Системы ороше- |
1.0 |
Поверхность |
полиакриламида, латексами Орошение лйтекелнн |
ИМЯ
АВР, УМП-Ш, |
0,9 |
отвалов |
Гмдрообеозыликание |
АОП-35, СПА То же |
0.9 |
|
Максимально-разовый выброс пыли (.-/с) при движении автомобилей:
103А'оАГ ( (<7fp„’2Ln Л- qcpe,2Lc)nv N
где Ппп - число рейсов автослмосвала в 1 ч.
V “ч
Масса (т/год) вредных всшсств, сдуваемых с поверхности материала, транспортируемого различными средствами транспорта:
автосамосвалом или дизель-троллейвозом т А Т М ~ К о ^1 Япп ^ АР L-mp пр а Ун ’ • (2.10)
где К0 - коэффициент, учитывающий влажность материала, принимается согласно работе \Z). Tax, при влажности (в процентах) до 0,5 Ка равен 2,0, соответственно при 0.J...1.0 - 2,5; М...3.0 - 1,3; 3,1 ...5,0 - 1,2; 5.1...7.0 - i,0; 7.1...8.0 - 0,7;
8,1...9,0 - 0,3; 9.1... 10,0 - 0,2 и 10,0 - 0,1; К/ - коэффициент, учитывающий скорость ветра (м/с). Он определяется по наиболее характерному для данной местности значению скорости ветра. Так, для скорости до 2 м/с К/ равен 1,0; соответственно 2.. J -1,2; 5...7 - 1,4; 7...10 - 1,7; япп - удельная масса твердых частиц, сдуваемых с ) м2 поверхности горкой массы, транспортируемой на расстояние в 1 км, г/м2 (значения удельной сдуаасмостн для различных видов транспорта рассчитаны по формуле, приведенной в работе [6), исходя из запыленности воздуха над грузоне-сушим органом. Расчетные значения приведены в табл. 2.7); SA • площадь поверхности транспортируемого материала в кузове автосамосвалов, м2. Оиа составляет для автомобилей: БелАЗ-75401 - 14; БелАЗ-7523 - 17; БелАЗ-7549 - 31; БелАЗ-7519-42; БелАЗ-75213 - 52; дизель-троллейвоз на базе БелАЗ-7519 - 42; NAp - число работающих автомобилей; L^p - длина транспортирования. км; nfa- число рейсов в год; у„- коэффициент измельчения горной маесы (принимается унш 0,1 согласно работе 17 D;
железнодорожным транспортом
тА.тм 2 Aj qnn Se ng Njk ПрМ Lgy, У„ ’ 10“*, (2.11)
где St - площадь поверхности <м2) транспортируемого материала в вагоне. Значения этого показателя зависят от типов вагонов:
14
ВС-60 - 33,4 м2; ВС-85 - 38,0; 2ВС-105 - 48,5; ВС-145 - 59,3; ПС-63-34,9; ПС-94 - 42,9; пв - число вагонов ч поезде; Л'ЛГ- число локомотивоссставов; прлС- число рейсов локомотивосостзва в год; конвейерными поездами
тА.Т.М К0К| <7пл & ^к-п прейс ' I® . (2,12)
где В - ширина грузоиссущего органа, м; / -длина конвейерного поезда, м; //*_„ - число работающих конвейерных поездов; -число рейсов конвейерных поездов в год; конвейерным транспортом
тА.Т.М г 3.6 К0 Кх Wk В lk ун ТеоА, (2.13)
где Wk - удельная сдувасмость твердых частиц с ленточного конвейера (принимается равной З‘10‘3 кг/м2,с (5J); Теод - годовое количество рабочих часов, ч; lk - длина конвейера, м.
_ К0 К\ Чпп & Np ^тв пр.ч Уи * 1 тА.Т.Мр = 3
Максимально-разовый выброс пыли (г/с) с поверхности транспортируемого материала автосамосвалом, в вагонах, конвейерным поездом;
(2.14)
Где S - площадь поверхности транспортируемого материала (авто-самосвалом, в вагоне, конвейерным поездом), м2; л - число рейсов транспорта в 1 ч.
Максимально-разовый выброс пыли (г/с) с поверхности транспортируемого материала конвейером:
Таблица 2.7 |
Виды
транспорте |
Удельна* месс* твердых частиц, r/м1 на 1 хм |
Скорость движение транспортных средств, хм/ч |
Уголь |
Вскрыше |
Автомобильный |
<У9 |
3-6 |
15-30 |
Железнодорожный |
6,5-12 |
4-7 |
20-36 |
Конвейерные поезд* |
4-6 |
3-7 |
25-36 |
|
'ПА.ГМр =К0КХ WkBlky„ • 103. (2.15)
15
2.4. Определение маесы buojxjcob на перегрузочных пунктах.
Количество твердых частиц (т/год), выделяющихся при проведении всех видов погрузочно-разгрузочных работ, определяется по формуле
mAP=KoKiK2K3qydnn-\0~<>, (2.16)
где К] - коэффициент, учитывающий местные условия, степень защищенности узла от внешних воздействий; он составляет для складов, хранилищ открытых: с четырех сторон - 1,0; стрех сторон - 0,8; с двух сторон полностью - 0,5; с двух сторон частично - 0,5; с одной стороны - 0,1; для загрузочного рукава - 0,2, а закрыгого с четырех сторон - 0,1; Х} - коэффициент, учитывающий высоту падения материала; он составляет при высоте падении (м): 0,5 - 0,4; 1,0 - 0,5; 1,5 - 0,6; "2,0 - 0,7; 4,0 - 1,0; 6,0 -1,5; 8,0 - 2,0; 10,0 - 2,5; удельное выделение твердых частиц отгружаемого (перегружаемого) материала, r/т (принимается равным 3,0 г/т-для угля и 1,8 r/тдля породы, согласно работе [5 J; П. - количество отгружаемого (перегружаемого) материала, т/год.
Максимально-разовый выброс (г/с) твердых частиц при проведении всех видов погрузочно-разгрузочных работ
К0 К\ К-2 Кл СулЛ,
.н,с —- з*-'. (2-17)
где Пч - максимальное количество отгружаемого (перегружаемого) материала, т/ч).
2.5. Определение массы выбросов вредных веществ в местах ремонта и обслуживания автомобильного, железнодорожного транспорта
2.5.1. Масса годового выброса вредных веществ (т/год) от собственно средств транспорта;
для помещения с тупиковыми постами
тЛ.Р.Г.Х( ~ (.4 Л $ср Я ini бф) ' Ю (2.18)
где qilt - выброс /-го вредного вещества при движении автомобиля или тепловоза по помещению со скоростью 5-10 км/ч (табл. 2.8); Scp - среднее расстояние, пройденное транспортным средством от въездных ворот до поста (стойла) и обратно (км); - удельный
16
Введение
Рост глубины карьеров вызывает значительное увеличение объемов переяоэхи, расстояний транспортирования, что приводит к росту числа транспортных единиц, и концентрации их и другого технологцчсскопо оборудования на ограниченных пространствах разрезов. Это предопределяет увеличение экологической нагрузки на окружзющую среду.
Экономическая оценка негативного воздействия различных видов транспорта на окружающую среду представляет собой сложную и далеко не решенную задачу, поскольку работа карьерного транспорта имеет ряд особенностей, отличающих его от работы транспорта общего назначения:
1. Пункты погрузки и разгрузки постоянно меняют свое местоположение, следуя за фронтом горных работ, что требует периодического перемещения транспортных коммуникаций, оборудования (железнодорожных путей, автодорог, конвейеров) и, следовательно, затрудняет поддержание путей в хорошем состоянии, создает значительную запыленность. Кроме того, транспортные пути в карьере имеют большое количество спусков, подъемов, поворотов, что обусловливает нестандартные режимы работы двигателей и, следовательно, повышенное выделение вредных веществ.
2. Карьерныйтранспорг эксплуатируется в условиях затяжных подъемов, двигатели работают с максимальной мощностью, при этом в атмосферу выбрасывается значительное количество предных веществ.
3. На карьерных дорогах России высокая интенсивность движения, а следовательно, запыленность и загазованность.
Расчет количества вредных веществ при эксплуатации автомобильного, железнодорожного видов транспорта и ущерба от них до настоящего времени проводился по методикам, не учиты-
3
ноющим особенности карьерного транспорта. Креме, того, в тих методиках рассматривается и основном влияние транспорта на атмосферу и не учитывается негативное воздействие транспорта на гидросферу и литосферу.
Практика открытых горных работ связана с перемещением огромных объемов горной массы, особенно вскрышных пород, которые чаще всего вывозятся на внешние отвалы. Отчуждение земель под внешние отвалы, т.е. процесс формирования внешних отпадов, зависит в значительной степени от вида транспорта.
Исследование и учет всех негативных воздействий различных видов карьерного транспорта на окружающую среду позволит разработать единую методику количественной оценки негативных последствий развития различных видов транспорта.
L Источники вредного воздействия различных видов карьерного транспорта на окружающую среду
Основными видами карьерного транспорта являются: автомобильный, железнодорожный и конвейерный, с помощью которых транспортируются почти вес полезные ископаемые и вскрышные (Юроды ил угольных разрезах и рудных карьерах.
С ростом гд>бины открытых разработок, расстояний транспортирования и объемов перевозок увеличивается число транспортных средств, дороги характеризуются большой грузоподъемностью и интенсивностью движения, что приводит к усилению вредного влияния таких производственных факторов, как запыленность и загазованность атмосферы разреза.
Проблемы зашиты окружающей среды от вредного воздействия различных видов транспорта с каждым годом приобретают вес большее значение, их решение должно носить комплексный характер и ни один из источников выделения вредных веществ, негативно воздействующий на окружающую среду, нс должен оставаться без внимания.
Каждый вид транспорта по-своему взаимодействуете окружающей средой и оказывает негативное воздействие на атмосферу, воду и землю.
Общими видами негативного воздействия на окружающую среду существующих видов транспорта, таких как автомобильный, железнодорожный и конвейерный, а также перспективного транспорта - дизель-троллейвозов и конвейерных
4
поездов, являются:отчуждениеiерри горий при сооружении трлн-спортных коммуникаций, потребление поди подвижным составом и обслуживающим хозяйством, загрязнение атмосферы пылью в результате сдувания ее с поверхности транспортируемого материала, потребление топливных ресурсов и энергии.
Автомобильный транспорт, помимо перечисленных негативных воздействий на окружающую среду, загрязняет атмосферу при движении в результате взаимодействия автомобильных колес с поверхностью дороги. Интенсивность пылсобразовлнии зависит от скорости движения, грузоподъемности автомашин, а также от состояния дороги, материала верхнего покрытия и других факторов. Запыленность воздуха в зоне автодороги может достигать десятков и сотен миллиграмм па 1 м3 11 ).
При работе автомобильного и железнодорожного (тепловозы) транспорта загрязнение атмосферы карьера происходит за счет валового выброса вредных веществ при сжигании топлива в двигателях внутреннего сгорания. При этом в атмосферу с отработавшими газами поступают аэрозольные и газообразные компоненты. Наиболее опасными из газообразных выбросов дизельных двигателей являются окислы азота (до 50% общей токсичности выброса), окись углерода (до 25%) и альдегиды (до 20%). Из аэрозольных компонентов наиболее опасна тонкодиспсрснля сажа, сорбирующая канцерогенные и другие токсичные вещества.
При использовании конвейерного транспорта на карьерах появляются новые источники валового выделения пыли: дробильные и грохотильные установки, запыленность воздуха при работе которых достигает десятков н даже сотен миллиграмм на 1 м'1.
Помимо самих транспортных средств негативное влияние на окружающую среду оказывают и ремонтно-гаражные хозяйства. На территории гаражей, депо и других ремонтных хозяйств атмосферный воздух загрязняется не только отработанными газами, но и организованными и неорганизованными выбросами различных установок. Состав вредных веществ зависит от профиля работы цехов, наличия вентиляции и т.д.
Вредные вещества через систему вентиляции выбрасываются в окружающую среду.
Концентрация вредных веществ в вентиляционных выбросах, как правило, невелика, но объемы вентиляционного воздуха большие.
Хотя эти выбросы осуществляются с разной интенсивностью, но из-за небольшой высоты, периодичности, рассредоточен-
5
кости и, как гранило, плохой очистки сильно загрязняют территории ремонтно-гаражного хозяйства.
Значительное загрязнение атмосферы происходит при формировании отвалов и при сдувании частице пылящей поверхности отвалов. Поскольку формирование отвалов при различных видах транспорта происходит по-разному, го и загрязнение окружающей среды различно.
Разработанная методика позполит проводить комплексную оценку состояния окружающей среды по всем направлениям вредного воздействия различных существующих н перспективных видов карьерного транспорта.
В табл. 1.1 приведены основные виды вредного воздействия карьерного транспорта на окружающую среду.
2. Расчет валовых выбросов вредных веществ
2.1. Определение валовых выбросов вредных веществ при сжигании топлива в двигателях внутреннего сгорания (автосамоспады, дизель-троллейвозы, тепловозы, тяговые агрегаты).
Обшля масса вредных веществ, выделяющихся при сжигании то(е1ивл карьерным транспортом, зависит от режима работы двигателя автомобиля нли тепловоза в продолжение рейса.
Рассматривая работу автомобиля нлн тепловоза па карьере, можно выделить с некоторой условностью трн характерных режима работы двигателя:
холостой ход: а) для автомобиля - при погрузке, маневрах и ожидании, ил спуске; б) для дизель-троллейвоза - то же и при движении под контактной сетью; в) для тепловоза (тяговогоагрегата) - при погрузке, разгрузке, на спуске;
полное использование мощности двигателя: а) для автомобиля -при движении груженого автомобиля по горизонтальным участкам трассы, при движении груженого и порожнего автомобиля на подъем; 6) для дизель-троллейвоза - при движении груженого дизель-троллейвоза по горизонтальным участкам в забое и на отвале; в) для тепловоза - при движении груженого локомоги воеостава по горизонтальным участкам трассы и яа подъем;
6
Таблица 1.1
Виды карьерного транспорт* |
ИНД
вредного воздействия |
Автомобильный |
Железнодорожный |
Конвей- |
Коыае Дер-
flfviilk |
|
Аятосамо-
свалы |
Диэель-
тродлей-
возы |
Тепловозы |
Электро
возы |
Теговые
агрегаты |
vpiUMfl |
HPv 1 |
Выброс вредного вещества |
|
|
|
|
|
|
|
при сжигании топлива |
■* |
♦ |
♦ |
- |
♦ |
- |
• |
Выброс вредного всщестм из емхосвей хранения и топливных баков |
♦ |
|
♦ |
|
♦ |
|
|
Выделение пыли а атмосферу: с поверхности транспортируемого материала |
♦ |
♦ |
♦ |
♦ |
♦ |
♦ |
+ |
ка дорогах |
♦ |
|
- |
- |
- |
- |
- |
на перегрузочных пунктах |
♦ |
♦ |
♦ |
♦ |
♦ |
|
♦ |
на опалах |
♦ |
♦ |
♦ |
|
♦ |
♦ |
♦ |
Выброс вредных веществ из гаражио-ремонтного хозяйства (депо) |
|
♦ |
|
♦ |
♦ |
♦ |
♦ |
Выбросы вредных веществ |
|
|
|
|
|
|
|
при вулхаккз&цки лент |
- |
- |
- |
- |
- |
♦ |
- |
Изъятие сельскохозяйствен- |
|
|
|
|
|
|
|
кых земель |
♦ |
•ь |
♦ |
♦ |
♦ |
♦ |
♦ |
Загрязнение поверхностных |
|
|
|
|
|
|
|
вод |
♦ |
♦ |
♦ |
♦ |
* |
♦ |
♦ |
|
частичное (приблизительно JO-процентное) использование мощности двигателя - при движении груженого автомобиля или локомотквосостаяа по горизонтальным участкам трассы и при разгрузке автомобиля.
Масса годового выброса вредных веществ (т/год) от сжигания топлива в двигателях автомобилей или тепловозов составит
тЛ.С Т~\ тЛСТ,< 0.1)
/ = I
где п - общее число примесей, выбрасываемых в атмосферу; / -виды примесей, выбрасываемых источником </« Щдс.Т/"
мдеса /-го вредного вещества (т/год), выброшенного автомобилем;
тлст,~ mMk п«х) nAP */ 1 Ю 3* <2.2)
где тлц- масса /-го вредного вещества, выброшенного двигателем при работе на различных режимах, кг/сут; А * количество режимов работы двигателя; п/а} - число дней работы машины в году; NЛР - число автосамосвалов (локомотивосоставов); А/ - коэффициент, зависящий от возраста парка и технического состояния автосамосвалов. 8 соответствии с методикой 12) для СО указанный козффиаисит равен2.65; СН - 2,25; N0, - 2,0м С -2,65. Коэффициент влияния технического состояния тепловозов принимается в соответствии с методикой |3] равным 1,2 для тепловозов со сроком эксплуатации более 2 лет и равным 1,0 для тепловозов со сроком эксплуатации мсисе 2 лет; А, - коэффициент влияния климатических условий работы: для автомобилей, согласно указаниям (7 ], принимается равным 1,0; для тепловозов, согласно методике (3 J, принимается равным 1,2 для районов, расположенных южнее Асееверной широты, и равным 0,8 - севернее 60" северной широты; для остальных районов А,- 1,0.
Масса /-то вредного вещества (кг/сут) определяется из выражения
тЛ1к = ^ <Jik (к • <2.3>
к-I
где т - число режимов двигателя; я1к - удельный выброс /-го вредного вещества при работе двигателя иа А-м режиме для дизельных двигателей автомобилей (табл. 2.1) я для двигателей тепловозов и тяговых агрегатов (табл. 2.2); - времв работы
&
двигателя иа к-м режиме в сутки, ч; определяется исходя из времени работы двигателя на данном режиме в продолжение рейса (табл. 2.3, 2.4) и суммарного времени работы машины в сутки.
Таблица 2.1 |
Марка автомобиле и двигателе |
Вредные
вещества |
Значение удельных выбросов вредных веществ дизельными двигателями аагомобнлей, кг/ч. с режимом работы |
Холостой
ход |
50%
мощности |
Максимальная
мощность |
БелАЗ-75401 |
СО |
0.160 |
0.219 |
0,519 |
<ЯМЗ-г*0ПМ2) |
NO- |
0,115 |
0.963 |
1,767 |
|
СИ |
0,044 |
0,087 |
0.161 |
|
С |
0,005 |
0.024 |
0.052 |
БелАЗ-7523 |
СО |
0,190 |
0,261 |
0.617 |
(ЯМЗ-8401.10-02) |
NO- |
0.150 |
(.148 |
2,105 |
|
СИ |
0.052 |
0,104 |
0.192 |
|
с |
0.009 |
0.034 |
0.052 |
СехЛЗ-7549 |
со |
0.371 |
0.488 |
0.895 |
(6ДМ-21 А) |
NO- |
0,254 |
2.148 |
3.938 |
|
СМ |
0,098 |
0,195 |
0.358 |
|
с |
0,017 |
0,053 |
0,116 |
БелАЗ-7519 |
со |
0.494 |
1.081 |
1.108 |
(8ДМ-21А) |
NO- |
0,363 |
2.660 |
4,876 |
|
сн |
0,121 |
0,242 |
0,443 |
|
с |
0,023 |
0.079 |
0.144 |
БелАЗ-752J3 |
со |
0,874 |
1.413 |
1.961 |
U24HU26/26) |
NO- |
0,642 |
4,706 |
8,605 |
|
СН |
0.214 |
0,427 |
0.804 |
|
с |
0,069 |
0.139 |
0.255 |
Дизель-трол- |
со |
0,350 |
0,834 |
1.053 |
л ей воз на безе |
NOx |
0.239 |
2,280 |
3,914 |
БелАЗ-7519 |
СН |
0.U4 |
0,213 |
0.330 |
(6ДМ-21А) |
с |
0.011 |
0,060 |
0.104 |
|
С учетом применения нейтрализаторов масса выброса вредных веществ с отработанными газами определяется по формуле
'«Л.С.Г/ #0 "?/)•
где г); * величина, учитывающая степень очистки /-го вредного вещества.
9
Таблица 2.2 |
Марка тягового агрегата или те«иювоза и двигателя |
Вредные
вещества |
Значения удельных выбросов вредных веществ с О Г дизельных дииге гелей тепловозов и тяговых агрегатов, аг/ч. с различными режимами работы |
Холостой
ход |
507.
^мощности |
Максимальная
МОЩНОСТЬ |
ОПЭ-1 |
СО |
0,442 |
1,603 |
2,714 |
(14ДГУ-2) |
NOx |
о.зяз |
6,105 |
10.829 |
|
см* |
0,4/ui |
0,642 |
1.085 |
|
с |
0.027 |
0,208 |
0.353 |
ТЭМ-7, ТЭМ-7Л |
со |
0,424 |
),508 |
2,574 |
(12-26 ДП |
NO- |
0,313 |
6.139 |
10,666 |
|
см* |
0.034 |
0,603 |
1.070 |
|
с |
о.оп |
0,193 |
0.347 |
|
Таблица 2.3 |
Вид транспорт! |
Процентное распределение времени работы двигателей автомобилей при различных нагрузочных режимах |
Холостой ход |
50% мощности |
Максимальная
мощность |
Автомобили |
33-41 |
11-14 |
49-45 |
Дизель-троллейвоз на базе БелАЗ*7519 |
40-55 |
30-20 |
30-25 |
|
Таблица 2.4 |
|
Процентное распределение времени работы двигателя тепловозов и тяговых агрегатов при различных |
Марка тепловоза |
нагрузочных режимах |
|
агрегата |
Холостой ход |
20*30% мощности |
Максимальна! |
|
|
мощность |
ОПЭ-1 |
55-60 |
23-20 |
22-20 |
ТЭМ7.ТЭМ-7А |
45-50 |
45-42 |
12-8 |
|
1
2