Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

52 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методика предназначена для специалистов, занимающихся разработкой планов по охране окружающей среды, заполнением форм статистической отчетности, установлением нормативов предельно допустимых выбросов для инженерно-технических работников горно-добывающих предприятий и проектных институтов, занимающихся эксплуатацией и проектированием карьерного транспорта

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1. Источники вредного воздействия различных видов карьерного транспорта на окружающую среду

2. Расчет валовых выбросов вредных веществ

     2.1. Определение валовых выбросов вредных веществ при сжигании топлива в двигателях внутреннего сгорания (автосамосвалы, дизель-троллейвозы, тепловозы, тяговые агрегаты)

     2.2. Определение массы выбросов вредных веществ из емкостей хранения и топливных баков автомобилей и тепловозов при их заполнении

     2.3. Определение массы выбросов вредных веществ при движении транспортных средств

     2.4. Определение массы выбросов на перегрузочных пунктах

     2.5. Определение массы выбросов вредных веществ в местах ремонта и обслуживания автомобильного, железнодорожного транспорта

     2.6. Определение массы выбросов вредных вещества отвалах

3. Определение валовых сбросов вредных веществ в водоемы различными видами транспорта

Приложение I

Приложение II

Приложение III

Литература

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Государственная Российская угольная компания «РОСУГОЛЬ»

Институт горного дела rm. АА-Скочинского Министерство oxpairw Окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации

Утверждено заместителем генерального директора Российской угольной компании «Росугодь» Диколекко К.Я.

25.02.94 г


Согласовало с замести гелем министра охраны скружакчией среды и природных ресурсов Российской Федерации Костным В.Ф.

17.02 94 г


МЕТОДИКА РАСЧЕТА ВРЕДНЫХ ВЫБРОСОВ (СБРОСОВ' И ОПЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КАРЬЕРНОГО ТРАНСПОРТА

Москва

I99-!

УДК Ъ28 511

Методика расчета вредных выбросов (сбросов) и оценки эколотчсского ущерба при эксплуатации различных иидон карьерного транспорта. - М.: Ин-т гоок.дсла им.Л.А.Скочинского, 1994. -52 с.

Настоящая методика прсдстанляет собой единую методическую основу определения валовых выб| кгов (сбросов) вредных веществ, поступающих в окружающую среду в результат эксплуатации существующих (автомобильною, железнодорожного, конвейерного) и перспективных (дизель-троллейвозов конвейерных поездов) видов транспорта на карьерах, ь методике учтены основные виды вредно it) воздействия, оказываемые тем или иным видом транспорта на окружаю* щую среду.

Методиха предназначена для специалистов, занимающихся разработкой планов но охране окружающей среды, заполнением форм статистической отчетности, установлением нормативов предельно допустимых выбросов. для инженерно-технических работников горно-добывающих г.рсдпо'-*1Ий и проектных институтов, занимающихся эксплуатацией и проектированием карьерного транспорта.

Методика разработана сотрудниками И ГД им.А. А.Скочинского докт.тсхн.наук М.Г.Потаповым; канд. техн.паук А.НКомраковым, Л-Л.Степановой.

©Институт горного дед* им Д.Д Скоми hi коп.» (ИГД им. А.А Скочингкого),

Максимальный разовый выброс /-го вредного вещества (г/с) с отработанными газами автомобилей, тепловозов равен

I03

_™лп

24 • 3

тА.С.Тр ~

-.    (2.5)

2.2. Определение массы выбросов вредных веществ из емкостей хранения и топливных баков автомобилей н тепловозов при их заполнении.

Масса (т/год) выброса вредных веществ (паров нефтепродуктов) из емкостей хранения к топливных баков тепловозов или автомобилей при их заполнении определяется по формуле

"A.T.S = Ю"6Сср R N + V6 г пб),    (2.6)

где Сс - средняя объемная концентрация углеводородов и газовоздушной смеси (200 г/м3) (3); Vp- объем выделенной из резервуара газовоздушной смеси, равный объему влитого в него нефтепродукта, м3р для автомобилей-цистерн: АЦ-4.2-53А -Vp -4,2 м3; АЦ-4,2-130 - V - 4,2 м3; ТСВ-б - Vp - 6,5 м3; для прицепа-цистерны ПЦ-5,6-817 - Нр-5,6 м3); R, г- интенсивность заполнения соответственно резервуаров и топливных баков: при среднем интервале между заполнением резервуаров, не превышающем двух суток, R ** 182; прн ежедневном заполнении топливных баков автомобилей и тепловозов г - 365; N, пб - соответственно количество резервуаров и топливных баков автомобилей или тепловозов; V6 - объем выделенной из бака автомобиля или тепловоза гаэовоздушной смеси, равный объему

залитого в него нефтепродукта, м3 (для БелАЗ-75401 - ^й-0,4 м3; БелАЗ-7523 - V6 - 0,6 м3; БелАЗ-7549 - V. - 0,677 м3; БелАЗ-7519 - Ve- 1,02 м3; БелАЗ-75213-V0-2,5 м3).

2.3. Определение массы выбросов вредных веществ при движении транспортных средств.

Масса годового образования пыли (т/год) при движении автомобилей определяется из выражения

тА.паК 0К | (^ я 2£д + 2Lj) Лр• Ю-(2.7)

где К'0 - коэффициент, учитывающий среднюю скорость движения автосамосвалов в карьере 13]. При средней скорости 1

Таблица 2-5

УлилмОС амлысхие пылм при движении различима автомобилей. кг/км

Угольна* пыль

Угольно-породила пыль

Породна» пыд».

■ вороги

БелАЗ-

7549

БедЛЗ-

75)9

БелАЗ

252)

БелАЗ-

7549

БелАЗ-

7319

БелАЗ-

7321

БелАЗ*

7349

БелАЗ-

7519

БелАЗ-7521

Шебено-мое

1.01

1J3

2.20

0J2

1.17

1.44

0.59

0.79

1.04

Грукто-иебеноч-■ос м Гручто-гравийное

1.2*

1.94

2.74

0.63

1.44

1.94

0.72

0.99

1.31

Грутгпмвя м отмле

U0

2,66

3.SS

ОМ

2.03

2.73

1.01

1.36

1.64

Груутоииа • ■to

и

3.29

4.73

1.Ю

2.50

3.33

1.26

1.71

_

2.25

Примечание. При составлении табл. 2.5 использовалась формула интенсивности пыле* образования при движении автосамосвалов и график для определения коэффициента лылеибра-зукпцей способности покрытий автодорог, приведенные в работе (4 \.

транспортирования, равной 5; 10; 20; 30 км/ч, К '0соответственно равен 0,6; 1,0; 2,0; 3,5. К\ - коэффициент, учитывающий состояние дорог 13 ]; для грунтового покрытия К равен 1,0; для щебеночного - 0,5; для щебеночного, обработанного раствором хлористого кальция, ССБ, битумной эмульсией, -0,1; Яср я, qcpe -удельное выделение пыли при прохождении одним автомобилем 1 км соответственно временной и стационарной дороги (табл. 2.5), кг/км; [4 }; Ln% ^-соответственно длина временных и стационарных дорог, км; пр 0 - число рейсов автосамосвала в год; N^ - число работающих автосамоспалов.

Масса годового образования пыли (т/год) при движении автомобилей с учетом пылеподавления;

т ' л.п ~ тл.п С1 - Vn)>    <2.8)

где Т)п- величина, учитывающая степень пылеподавления при технологических процессах на угольных разрезах (табл. 2.6) [4 ]. 2

Таблица 2.6

Источники

выделения

пыли

Способы пылеподаалекиа

Поедусмотремиое ооорудоваииеи средства

Степень пыл с пода влеки*

Транспорт:

6ВТОСДМОСЛДЛЫ

Гидрообеспыливаине иежест-

ПМ-130, СПА,

о.»

кик покрытий автодорог Улучшение автодорога)

УМП-1М, АОП-35, АВР

То же, универ-

1.0

щебеночным покрытием Гидрообсспыливдние узлов

СИН-В, лнгнопор Улиткообразный

0,90

разгрузки угля Гидрообеспыливание автодо-

бункер,подана» завеса

Стационарные ус-

1,0

рог с твердым покрытием Сухая уборка пыли

тановки орошения КО-309, АЛП

0.9

конвейеры

Гсрчетизациа лент

Полу сек торы

0.»

Укрытие узлоа перегрузки

Системы сухого

0.S

горной мессы, аспирант и очистке запылен,,ого воздух» Орошение узлов перегрузки,

обеспыливания Системы ороше-

0,9

жслеэнодо-

леноподааление Гидрообеспыливдние узлоа

иня, пеногене-раторы

Системы гноро-

0,9

рожный

загрузки

обеспыливание

Орошение растворами КНЦ,

Системы ороше-

1.0

Поверхность

полиакриламида, латексами Орошение лйтекелнн

ИМЯ

АВР, УМП-Ш,

0,9

отвалов

Гмдрообеозыликание

АОП-35, СПА То же

0.9

Максимально-разовый выброс пыли (.-/с) при движении автомобилей:

(2.9)

103А'оАГ ( (<7fp„’2Ln Л- qcpe,2Lc)nv N

где Ппп - число рейсов автослмосвала в 1 ч.

V “ч

Масса (т/год) вредных всшсств, сдуваемых с поверхности материала, транспортируемого различными средствами транспорта:

автосамосвалом или дизель-троллейвозом т А Т М ~ К о ^1 Япп    ^ АР L-mp пр а Ун ’ • (2.10)

где К0 - коэффициент, учитывающий влажность материала, принимается согласно работе \Z). Tax, при влажности (в процентах) до 0,5 Ка равен 2,0, соответственно при 0.J...1.0 - 2,5; М...3.0 - 1,3; 3,1 ...5,0 - 1,2; 5.1...7.0 - i,0; 7.1...8.0 - 0,7;

8,1...9,0 - 0,3; 9.1... 10,0 - 0,2 и 10,0 - 0,1; К/ - коэффициент, учитывающий скорость ветра (м/с). Он определяется по наиболее характерному для данной местности значению скорости ветра. Так, для скорости до 2 м/с К/ равен 1,0; соответственно 2.. J -1,2; 5...7 - 1,4; 7...10 - 1,7; япп - удельная масса твердых частиц, сдуваемых с ) м2 поверхности горкой массы, транспортируемой на расстояние в 1 км, г/м2 (значения удельной сдуаасмостн для различных видов транспорта рассчитаны по формуле, приведенной в работе [6), исходя из запыленности воздуха над грузоне-сушим органом. Расчетные значения приведены в табл. 2.7); SA • площадь поверхности транспортируемого материала в кузове автосамосвалов, м2. Оиа составляет для автомобилей: БелАЗ-75401 - 14; БелАЗ-7523 - 17; БелАЗ-7549 - 31; БелАЗ-7519-42; БелАЗ-75213 - 52; дизель-троллейвоз на базе БелАЗ-7519 - 42; NAp - число работающих автомобилей; L^p - длина транспортирования. км; nfa- число рейсов в год; у„- коэффициент измельчения горной маесы (принимается унш 0,1 согласно работе 17 D;

железнодорожным транспортом

тА.тм 2 Aj qnn Se ng Njk ПрМ Lgy, У„ ’ 10“*,    (2.11)

где St - площадь поверхности <м2) транспортируемого материала в вагоне. Значения этого показателя зависят от типов вагонов:

14

ВС-60 - 33,4 м2; ВС-85 - 38,0; 2ВС-105 - 48,5; ВС-145 - 59,3; ПС-63-34,9; ПС-94 - 42,9; пв - число вагонов ч поезде; Л'ЛГ- число локомотивоссставов; прлС- число рейсов локомотивосостзва в год; конвейерными поездами

тА.Т.М К0К| <7пл &    ^к-п прейс ' I® .    (2,12)

где В - ширина грузоиссущего органа, м; / -длина конвейерного поезда, м; //*_„ - число работающих конвейерных поездов; -число рейсов конвейерных поездов в год; конвейерным транспортом

тА.Т.М г 3.6 К0 Кх Wk В lk ун ТеоА,    (2.13)

где Wk - удельная сдувасмость твердых частиц с ленточного конвейера (принимается равной З‘10‘3 кг/м2,с (5J); Теод - годовое количество рабочих часов, ч; lk - длина конвейера, м.

_ К0 К\ Чпп & Np ^тв пр.ч Уи * 1 тА.Т.Мр =    3

Максимально-разовый выброс пыли (г/с) с поверхности транспортируемого материала автосамосвалом, в вагонах, конвейерным поездом;

(2.14)

Где S - площадь поверхности транспортируемого материала (авто-самосвалом, в вагоне, конвейерным поездом), м2; л - число рейсов транспорта в 1 ч.

Максимально-разовый выброс пыли (г/с) с поверхности транспортируемого материала конвейером:

Таблица 2.7

Виды

транспорте

Удельна* месс* твердых частиц, r/м1 на 1 хм

Скорость движение транспортных средств, хм/ч

Уголь

Вскрыше

Автомобильный

<У9

3-6

15-30

Железнодорожный

6,5-12

4-7

20-36

Конвейерные поезд*

4-6

3-7

25-36


'ПА.ГМр =К0КХ WkBlky„ • 103.    (2.15)

15

2.4.    Определение маесы buojxjcob на перегрузочных пунктах.

Количество твердых частиц (т/год), выделяющихся при проведении всех видов погрузочно-разгрузочных работ, определяется по формуле

mAP=KoKiK2K3qydnn-\0~<>,    (2.16)

где К] - коэффициент, учитывающий местные условия, степень защищенности узла от внешних воздействий; он составляет для складов, хранилищ открытых: с четырех сторон - 1,0; стрех сторон - 0,8; с двух сторон полностью - 0,5; с двух сторон частично - 0,5; с одной стороны - 0,1; для загрузочного рукава - 0,2, а закрыгого с четырех сторон - 0,1; Х} - коэффициент, учитывающий высоту падения материала; он составляет при высоте падении (м): 0,5 - 0,4; 1,0 - 0,5; 1,5 - 0,6; "2,0 - 0,7; 4,0 - 1,0; 6,0 -1,5; 8,0 - 2,0; 10,0 - 2,5; удельное выделение твердых частиц отгружаемого (перегружаемого) материала, r/т (принимается равным 3,0 г/т-для угля и 1,8 r/тдля породы, согласно работе [5 J; П. - количество отгружаемого (перегружаемого) материала, т/год.

Максимально-разовый выброс (г/с) твердых частиц при проведении всех видов погрузочно-разгрузочных работ

К0 К\ К-2 Кл СулЛ,

.н,с —-    з*-'.    (2-17)

где Пч - максимальное количество отгружаемого (перегружаемого) материала, т/ч).

2.5.    Определение массы выбросов вредных веществ в местах ремонта и обслуживания автомобильного, железнодорожного транспорта

2.5.1. Масса годового выброса вредных веществ (т/год) от собственно средств транспорта;

для помещения с тупиковыми постами

тЛ.Р.Г.Х( ~ (.4 Л $ср Я ini бф)    '    Ю    (2.18)

где qilt - выброс /-го вредного вещества при движении автомобиля или тепловоза по помещению со скоростью 5-10 км/ч (табл. 2.8); Scp - среднее расстояние, пройденное транспортным средством от въездных ворот до поста (стойла) и обратно (км);    -    удельный

16

Введение

Рост глубины карьеров вызывает значительное увеличение объемов переяоэхи, расстояний транспортирования, что приводит к росту числа транспортных единиц, и концентрации их и другого технологцчсскопо оборудования на ограниченных пространствах разрезов. Это предопределяет увеличение экологической нагрузки на окружзющую среду.

Экономическая оценка негативного воздействия различных видов транспорта на окружающую среду представляет собой сложную и далеко не решенную задачу, поскольку работа карьерного транспорта имеет ряд особенностей, отличающих его от работы транспорта общего назначения:

1.    Пункты погрузки и разгрузки постоянно меняют свое местоположение, следуя за фронтом горных работ, что требует периодического перемещения транспортных коммуникаций, оборудования (железнодорожных путей, автодорог, конвейеров) и, следовательно, затрудняет поддержание путей в хорошем состоянии, создает значительную запыленность. Кроме того, транспортные пути в карьере имеют большое количество спусков, подъемов, поворотов, что обусловливает нестандартные режимы работы двигателей и, следовательно, повышенное выделение вредных веществ.

2.    Карьерныйтранспорг эксплуатируется в условиях затяжных подъемов, двигатели работают с максимальной мощностью, при этом в атмосферу выбрасывается значительное количество предных веществ.

3.    На карьерных дорогах России высокая интенсивность движения, а следовательно, запыленность и загазованность.

Расчет количества вредных веществ при эксплуатации автомобильного, железнодорожного видов транспорта и ущерба от них до настоящего времени проводился по методикам, не учиты-

3

ноющим особенности карьерного транспорта. Креме, того, в тих методиках рассматривается и основном влияние транспорта на атмосферу и не учитывается негативное воздействие транспорта на гидросферу и литосферу.

Практика открытых горных работ связана с перемещением огромных объемов горной массы, особенно вскрышных пород, которые чаще всего вывозятся на внешние отвалы. Отчуждение земель под внешние отвалы, т.е. процесс формирования внешних отпадов, зависит в значительной степени от вида транспорта.

Исследование и учет всех негативных воздействий различных видов карьерного транспорта на окружающую среду позволит разработать единую методику количественной оценки негативных последствий развития различных видов транспорта.

L Источники вредного воздействия различных видов карьерного транспорта на окружающую среду

Основными видами карьерного транспорта являются: автомобильный, железнодорожный и конвейерный, с помощью которых транспортируются почти вес полезные ископаемые и вскрышные (Юроды ил угольных разрезах и рудных карьерах.

С ростом гд>бины открытых разработок, расстояний транспортирования и объемов перевозок увеличивается число транспортных средств, дороги характеризуются большой грузоподъемностью и интенсивностью движения, что приводит к усилению вредного влияния таких производственных факторов, как запыленность и загазованность атмосферы разреза.

Проблемы зашиты окружающей среды от вредного воздействия различных видов транспорта с каждым годом приобретают вес большее значение, их решение должно носить комплексный характер и ни один из источников выделения вредных веществ, негативно воздействующий на окружающую среду, нс должен оставаться без внимания.

Каждый вид транспорта по-своему взаимодействуете окружающей средой и оказывает негативное воздействие на атмосферу, воду и землю.

Общими видами негативного воздействия на окружающую среду существующих видов транспорта, таких как автомобильный, железнодорожный и конвейерный, а также перспективного транспорта - дизель-троллейвозов и конвейерных

4

поездов, являются:отчуждениеiерри горий при сооружении трлн-спортных коммуникаций, потребление поди подвижным составом и обслуживающим хозяйством, загрязнение атмосферы пылью в результате сдувания ее с поверхности транспортируемого материала, потребление топливных ресурсов и энергии.

Автомобильный транспорт, помимо перечисленных негативных воздействий на окружающую среду, загрязняет атмосферу при движении в результате взаимодействия автомобильных колес с поверхностью дороги. Интенсивность пылсобразовлнии зависит от скорости движения, грузоподъемности автомашин, а также от состояния дороги, материала верхнего покрытия и других факторов. Запыленность воздуха в зоне автодороги может достигать десятков и сотен миллиграмм па 1 м3 11 ).

При работе автомобильного и железнодорожного (тепловозы) транспорта загрязнение атмосферы карьера происходит за счет валового выброса вредных веществ при сжигании топлива в двигателях внутреннего сгорания. При этом в атмосферу с отработавшими газами поступают аэрозольные и газообразные компоненты. Наиболее опасными из газообразных выбросов дизельных двигателей являются окислы азота (до 50% общей токсичности выброса), окись углерода (до 25%) и альдегиды (до 20%). Из аэрозольных компонентов наиболее опасна тонкодиспсрснля сажа, сорбирующая канцерогенные и другие токсичные вещества.

При использовании конвейерного транспорта на карьерах появляются новые источники валового выделения пыли: дробильные и грохотильные установки, запыленность воздуха при работе которых достигает десятков н даже сотен миллиграмм на 1 м'1.

Помимо самих транспортных средств негативное влияние на окружающую среду оказывают и ремонтно-гаражные хозяйства. На территории гаражей, депо и других ремонтных хозяйств атмосферный воздух загрязняется не только отработанными газами, но и организованными и неорганизованными выбросами различных установок. Состав вредных веществ зависит от профиля работы цехов, наличия вентиляции и т.д.

Вредные вещества через систему вентиляции выбрасываются в окружающую среду.

Концентрация вредных веществ в вентиляционных выбросах, как правило, невелика, но объемы вентиляционного воздуха большие.

Хотя эти выбросы осуществляются с разной интенсивностью, но из-за небольшой высоты, периодичности, рассредоточен-

5

кости и, как гранило, плохой очистки сильно загрязняют территории ремонтно-гаражного хозяйства.

Значительное загрязнение атмосферы происходит при формировании отвалов и при сдувании частице пылящей поверхности отвалов. Поскольку формирование отвалов при различных видах транспорта происходит по-разному, го и загрязнение окружающей среды различно.

Разработанная методика позполит проводить комплексную оценку состояния окружающей среды по всем направлениям вредного воздействия различных существующих н перспективных видов карьерного транспорта.

В табл. 1.1 приведены основные виды вредного воздействия карьерного транспорта на окружающую среду.

2. Расчет валовых выбросов вредных веществ

2.1. Определение валовых выбросов вредных веществ при сжигании топлива в двигателях внутреннего сгорания (автосамоспады, дизель-троллейвозы, тепловозы, тяговые агрегаты).

Обшля масса вредных веществ, выделяющихся при сжигании то(е1ивл карьерным транспортом, зависит от режима работы двигателя автомобиля нли тепловоза в продолжение рейса.

Рассматривая работу автомобиля нлн тепловоза па карьере, можно выделить с некоторой условностью трн характерных режима работы двигателя:

холостой ход: а) для автомобиля - при погрузке, маневрах и ожидании, ил спуске; б) для дизель-троллейвоза - то же и при движении под контактной сетью; в) для тепловоза (тяговогоагрегата) - при погрузке, разгрузке, на спуске;

полное использование мощности двигателя: а) для автомобиля -при движении груженого автомобиля по горизонтальным участкам трассы, при движении груженого и порожнего автомобиля на подъем; 6) для дизель-троллейвоза - при движении груженого дизель-троллейвоза по горизонтальным участкам в забое и на отвале; в) для тепловоза - при движении груженого локомоги воеостава по горизонтальным участкам трассы и яа подъем;

6

Таблица 1.1

Виды карьерного транспорт*

ИНД

вредного воздействия

Автомобильный

Железнодорожный

Конвей-

Коыае Дер-

flfviilk

Аятосамо-

свалы

Диэель-

тродлей-

возы

Тепловозы

Электро

возы

Теговые

агрегаты

vpiUMfl

HPv 1

Выброс вредного вещества

при сжигании топлива

■*

-

-

Выброс вредного всщестм из емхосвей хранения и топливных баков

Выделение пыли а атмосферу: с поверхности транспортируемого материала

+

ка дорогах

-

-

-

-

-

на перегрузочных пунктах

на опалах

Выброс вредных веществ из гаражио-ремонтного хозяйства (депо)

Выбросы вредных веществ

при вулхаккз&цки лент

-

-

-

-

-

-

Изъятие сельскохозяйствен-

кых земель

•ь

Загрязнение поверхностных

вод

*

частичное (приблизительно JO-процентное) использование мощности двигателя - при движении груженого автомобиля или локомотквосостаяа по горизонтальным участкам трассы и при разгрузке автомобиля.

Масса годового выброса вредных веществ (т/год) от сжигания топлива в двигателях автомобилей или тепловозов составит

тЛ.С Т~\ тЛСТ,<    0.1)

/ = I

где п - общее число примесей, выбрасываемых в атмосферу; / -виды примесей, выбрасываемых источником </«    Щдс.Т/"

мдеса /-го вредного вещества (т/год), выброшенного автомобилем;

тлст,~ mMk п«х) nAP */    1    Ю    3*    <2.2)

где тлц- масса /-го вредного вещества, выброшенного двигателем при работе на различных режимах, кг/сут; А * количество режимов работы двигателя; п} - число дней работы машины в году; NЛР - число автосамосвалов (локомотивосоставов); А/ - коэффициент, зависящий от возраста парка и технического состояния автосамосвалов. 8 соответствии с методикой 12) для СО указанный козффиаисит равен2.65; СН - 2,25; N0, - 2,0м С -2,65. Коэффициент влияния технического состояния тепловозов принимается в соответствии с методикой |3] равным 1,2 для тепловозов со сроком эксплуатации более 2 лет и равным 1,0 для тепловозов со сроком эксплуатации мсисе 2 лет; А, - коэффициент влияния климатических условий работы: для автомобилей, согласно указаниям (7 ], принимается равным 1,0; для тепловозов, согласно методике (3 J, принимается равным 1,2 для районов, расположенных южнее Асееверной широты, и равным 0,8 - севернее 60" северной широты; для остальных районов А,- 1,0.

Масса /-то вредного вещества (кг/сут) определяется из выражения

тЛ1к = ^ <Jik (к •    <2.3>

к-I

где т - число режимов двигателя; я - удельный выброс /-го вредного вещества при работе двигателя иа А-м режиме для дизельных двигателей автомобилей (табл. 2.1) я для двигателей тепловозов и тяговых агрегатов (табл. 2.2);    -    времв работы

&

двигателя иа к-м режиме в сутки, ч; определяется исходя из времени работы двигателя на данном режиме в продолжение рейса (табл. 2.3, 2.4) и суммарного времени работы машины в сутки.

Таблица 2.1

Марка автомобиле и двигателе

Вредные

вещества

Значение удельных выбросов вредных веществ дизельными двигателями аагомобнлей, кг/ч. с режимом работы

Холостой

ход

50%

мощности

Максимальная

мощность

БелАЗ-75401

СО

0.160

0.219

0,519

<ЯМЗ-г*0ПМ2)

NO-

0,115

0.963

1,767

СИ

0,044

0,087

0.161

С

0,005

0.024

0.052

БелАЗ-7523

СО

0,190

0,261

0.617

(ЯМЗ-8401.10-02)

NO-

0.150

(.148

2,105

СИ

0.052

0,104

0.192

с

0.009

0.034

0.052

СехЛЗ-7549

со

0.371

0.488

0.895

(6ДМ-21 А)

NO-

0,254

2.148

3.938

СМ

0,098

0,195

0.358

с

0,017

0,053

0,116

БелАЗ-7519

со

0.494

1.081

1.108

(8ДМ-21А)

NO-

0,363

2.660

4,876

сн

0,121

0,242

0,443

с

0,023

0.079

0.144

БелАЗ-752J3

со

0,874

1.413

1.961

U24HU26/26)

NO-

0,642

4,706

8,605

СН

0.214

0,427

0.804

с

0,069

0.139

0.255

Дизель-трол-

со

0,350

0,834

1.053

л ей воз на безе

NOx

0.239

2,280

3,914

БелАЗ-7519

СН

0.U4

0,213

0.330

(6ДМ-21А)

с

0.011

0,060

0.104

С учетом применения нейтрализаторов масса выброса вредных веществ с отработанными газами определяется по формуле

'«Л.С.Г/ #0 "?/)•

где г); * величина, учитывающая степень очистки /-го вредного вещества.

9

Таблица 2.2

Марка тягового агрегата или те«иювоза и двигателя

Вредные

вещества

Значения удельных выбросов вредных веществ с О Г дизельных дииге гелей тепловозов и тяговых агрегатов, аг/ч. с различными режимами работы

Холостой

ход

507.

^мощности

Максимальная

МОЩНОСТЬ

ОПЭ-1

СО

0,442

1,603

2,714

(14ДГУ-2)

NOx

о.зяз

6,105

10.829

см*

0,4/ui

0,642

1.085

с

0.027

0,208

0.353

ТЭМ-7, ТЭМ-7Л

со

0,424

),508

2,574

(12-26 ДП

NO-

0,313

6.139

10,666

см*

0.034

0,603

1.070

с

о.оп

0,193

0.347

Таблица 2.3

Вид транспорт!

Процентное распределение времени работы двигателей автомобилей при различных нагрузочных режимах

Холостой ход

50% мощности

Максимальная

мощность

Автомобили

33-41

11-14

49-45

Дизель-троллейвоз на базе БелАЗ*7519

40-55

30-20

30-25

Таблица 2.4

Процентное распределение времени работы двигателя тепловозов и тяговых агрегатов при различных

Марка тепловоза

нагрузочных режимах

агрегата

Холостой ход

20*30% мощности

Максимальна!

мощность

ОПЭ-1

55-60

23-20

22-20

ТЭМ7.ТЭМ-7А

45-50

45-42

12-8

1

2