Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

34 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

I. Положение о работе санитарно-эпидемиологические станции при ликвидации последствий радиационной аварии на ядерно-физической установке (ЯФУ)

II. Типовые функциональные обязанности персонала санитарно-эпидемиологических станций при ликвидации последствий радиационной аварии на ядерно-физической установке (ЯФУ)

III. Планирование работы санитарно-эпидемиологических станций при ликвидации последствий радиационной аварии на ядерно-физической установке (ЯФУ)

 
Дата введения01.02.2020
Добавлен в базу01.10.2014
Актуализация01.02.2020

Этот документ находится в:

Организации:

10.11.1990УтвержденГлавный государственный санитарный врач СССР5195-90
ИзданМинистерство здравоохранения СССР1990 г.
РазработанКиевская областная санэпидстанция
РазработанТульская областная санэпидстанция
РазработанКалужская областная санэпидстанция
РазработанОрловская областная санэпидстанчия
РазработанРеспубликанский центр гигиены и эпидемиологии Минздрава СССР
РазработанРеспубликанский санэпидстанция Минздрава УССР
РазработанСанэпидстанция Минздрава СССР
РазработанКиевский НИИ общей и коммунальной гигиены Республиканский гигиенический центр Минздрава УССР
РазработанЛенинградский НИИ радиационной гигиены Минздрава РСФР
РазработанМинздрав СССР
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ О РАБОТЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЯДЕРНО-ФИЗИЧЕСКОИ УСТАНОВКЕ

Москва — 1990

УТЗЕРБДАГ ГлавзыЗ Гос7ла?с?2еакы2 салЕтауЕнД арач СССР

А.И.Кондрусев

"/V"    199    0    г.

а 5~/$г~ Ж

шбтшезно-хтодкчэсхз натекши о работе хервитокшьно;: сакшло-эищеяоссичесхоя станшк п?л лзшзшац;:-! лослвдстза авакс: на ядзгес-азячзсхсй устаноез

Нсскаа - I95C

II

-    предупреждение накопления радиойода в щитовидной железе путем применения (npueiAa внутрь Лекарственных препаратов стабильного йода (йодная профилактика);

-    эвакуация населения;

-    исключение или ограничение потребления с пищей загрязненных продуктов питания;

-    переселение кителей в чистые районы.

4.2. Решения о мерах защитны населения от радиоактивного облучения на ранней и средней фазах развития аварии должны приниматься на основании сравнения оцененных (прогнозируемых) доз с приведенными в "Критериях для принятия решения о мерах защиты населения в случае аварии ядсрного реактора", утвержденных Главным Государственным санитарным врачом СССР 16.05.90 г. £ 06-9/154-9 дозовыми критериями для нижнего и верхиого уровней радиационного воздействия.

5. I'OCyjlATCTBKffioiJi САШТАВШй НАДЗОР ЗА РАДИАЦИОННОЙ Е£30ПАС1 КХЛЪЮ 1Ь\СЕЖКЛ

Санитарно-эпидемиологические станции в пределах обслуниваемой территории:

5.1.    Дают гигионическуто оценку характеру и масштабам последствий аварии, уровням радиоактивного загрязнения местности, территорий населенных пунктов, жилых, общественных и производствоиных помещений и зданий, продовольственного сырья, продуктов питания, питьевой воды, личных вещей и организма кителей, уровной внешнего и внутреннего облучения различных групп населения.

5.2.    На основании имающейся в ССС и других организациях инфорг.л-ции совместно с профильными научно-исслодоватольскилш уч]чзццо1шпш разрабатывают и в дальнейшем систематически корнектируют прогноз возможной радиационной обстановки на ближайшее и отдплсиноо промл.

5.3.    Разрабатывают предложения гигиенического характора по щюд-отвращению и уменьшению степонл допол!Штельного (аварийного) облучо-|шя различных групп населошш.

5.4.    Организуют и осуществляют государственный санитарный надзор за:

-    реализацией и эффективностью оздоровительных мероприятий;

-    организацией Подпой! про- илактики населения;

-    уровням гамма-излучения в населенных пунктах, в ра. опах расположения в первую очередь детских, лечебных и оздоровительных учреждений;

12

-    уровнями радиоактивного загрязнения продовольственного снрьл, продуктами питания в местах их переработки, хранения и реализации;

-    эффективностью мероприятии по дезактивации пищових продуктов;

-    проведением мероприятий по герметизации колодцев и других источников водоснабжения населения;

-    эффективностью санитарной обработки ляде21 и дезактивации их личных вещей;

-    эффективностью дезактивации торритории насоленинх пунктов» дорог, жилых и общественных зданий и помещений;

-    сбором, транспортировкой, удалением радиоактивных отходов;

-    соблюденном населением и администрацией учреждений режима труда, быта, отдыха, учебы и питания.

5.5.    Дают заключение о возможности использова1шя помощений или площадок для пунктов дезактивации транспорта и тары, санитарной обработки населения и его личного имущества, временного складирования но подлокащих дозактивации материальных ценностей.

5.6.    Проводят контроль за организацией диспансерного наблюдения за-о!^ош<ош1ией-ди<н1о;кн>1>норе-нвб/нейения- за состоянием здоровья различных групп населения.

6. ГОСУДЛГСШЗШЫП САШАНШК НАДЗОР ЗЛ ЛИЦЛШ,

ПРОВОДШМШ РАБОТУ ПО ЛИШЩДОИ ПОСЛКДСП KTli АВАНС!

6.1.    Санитарно-эпидемиологические станции осуществляют надзор за:

-    соблюдением персоналом и администрацией учреждений норм и правил радиационной безопасности при работе по дезактивации транспорта, тары, местности, дорог, территории населенных пунктов, жилых и об-ществешшх зданий, продовольственного сырья, пищевых продуктов и т.п.;

-    лроводониом работ с радиоактивно эагрпзонным продовольственным си— рьем, пищевыми продуктами, прочей народно-хозяйственной продукцией;

-    проведением сельскохозяйственных и прочих работ па радиоактивно загрязненной территории.

6.2.    Государственный санитарный надзор за использованием источников ионизирующего излучения в народном хозяйстве, медицине к науке на период ликвидации радиационной, аварии осуществляется выборочно, в случае служебной необходимости.

13

7. ОРГЛШЗАЩОШЮ-МЕТОДЖКАЯ РАБОТА

7.1.    Силами специалистов отдолепия (отдела) радиациошюй гигиены и организационно-методического отдела разрабатываются предложения по организации и режиму работы областной, городских и районных санэпидстанций, подготавливаются проекты соответствующих приказов в распоряжений Главного Государственного санитарного врача курируемой территории. В приказе извещается о начало соответствующей деятельности, ука-зыва тся помещения для работы, лица, которые должны принять участие

в проведении этой работы, средства индивидуальной защиты, порядок получения и передачи информации о радиационной обстановке в адрес вышестоящих организаций; устанавливается дежурство персонала санитарно-эпидемиологической станция, указываются помещения, где должен находиться дежурный, необходимые средства связи.

7.2.    В соответствии со складывающейся радиационной обстановкой определяются для городских и районных санитарно-эпидемиологических станций направления, методы и объем работы по ликвидации последствий аварии.

7.3.    Специалисты областной СЭС принимают, обрабатывают и щешша-ют информацию об уровнях радиоактивного загрязнения на курируемой территории, на основании которой вносят необходимые коррективы для деятельности районных и городских санитарно-эпидемиологических станций.

7.4.    Оценивают кадровые и материальные (иатсриально-тохиическио) возможности районных и городских санитарно-эпидемиологических станций, разрабатывают предложения по их усилешио кадрами, дозиметрической и радиометрической аппаратурой.

7.5.    Осуществляют методическую помощь в работа ведомственных и объектовых радиологических лабораторий, проводящих контроль зп уроп-нями радиоактивного загрязнения продовольственного сырья, продуктов питания, питьевой воды и организма человека.

7.6.    Оценивают объем и качество проводимой районными и городскими санитарно-эпидемиологическими станциями работы по определенно уровней радиоактивного загрязнения контролируемых объектов и в случае необходимости оказывают им соответствующую методическую помощь.

7.7.    Организуют краткосрочные курсы я семинары для повышения квалификации в области радиационной гигиены работш!ков городских и районных санлтарно-элидемоологнческих станций.

7.8.    Санитарно-эпядемлологические станции оказывают помощь цен-

14

рам здоровья в организации, а также принимают активное участие в проведении разъяснительной работы, гигиенического обучения и воспитания различных групп населения, которые проживают а работают на радиоактивно загрязненной местности, по вопросам оценки сложившейся радиационной обстановки, правил поведения на загрязненной территории.

7.9. Систематически информируют заинтересованные организации о сложившейся радиационной обстановке, эффективности проводимых при ликвидации авар1И гигиенических мероприятий.

8. УЧАСТИЕ ПРОШЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ САШ1ТАРН0-ЭК^Шх01У1ЧаСК0И СТАНЦИИ 3 ЛШЩА1Д1И ПОСЛЕДСТВИЙ АЗАШ1

8.1.    Общими для всех профильных специалистов санитарно-эпидемиологической станции являются:

-    обязательный дозиметрический контроль за уровнями гамма-излучения на территории курируемых объектов и рабочих местах персонала;

-    обобщение и анализ результатов дозиметрических и радиометрических исследований;

-    проведение контроля за выполнением мероприятий противорадиационной защиты работающих и населения;

-    надзор за обеспечением радиационной безопасности на курируемых объектах;

-    проведение сапитарио-просвотлтельной работы по вопросам радиационной безопасности среди работающих и населения.

8.2.    Кроме перечисленных выше, в обязанности отдельных профильных специалистов входит также решение Вопросов, подлежащих их компетенции.

9. ТРЕБОВАНИЯ К    РАДЦАЦЛОНЮП БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ПР0ВЩЕНШ1 РЛЕОТ ПО ЙЖБЗДЛШИ ПОС^ШЦСТВИП АЗАР.З!

9.1.    Специалисты санитарно-эпидемиологической станции, привлекающиеся к работам по ликвидации последствий аварии, относятся к категории облучаемых лиц "персонал". Они должны руководствоваться Кормами радиационной безопасности - HFB-76-87 и Основными санитарными правилами ОСП-72/87.

9.2.    При выполнения работ, связанных с лпквидацией последствий радиационной авария, сотрудники СС-С обязаны соблюдать требования "Инструкции по радиационной безопасности", которая утворялаотся главным врачом СС£.

15

И. UinOBUB йУНКШ011АМЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ШРСОНАЛА СА1М1А1*НО-ЭШДа^Ю111ЧВСКИХ станция при ЛИКЕИДАЦИИ ПССЛЕДСТШЙ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ НА ЯДЕРН0-й13ИЧ1ЕК0й УСТАНОВКЕ (ЯФУ)

Введение

Настоящие функциональные обязанности предназначены для специалистов областных, краевых, республиканских без областного деления, городских и районных санитарно-эпидемиологических станций, которые непо-средственно участвуют в проведении государственного санитарного надзора при ликвидации последствий радиационной аварии на ядерно-физической установке (ЯиУ). На основании этого документа создаются функциональные обязанности специалистов всех профилей с учетом особенностей работы конкретного подразделения санитарно-эпидемиологической станции.

При наличии в подзразделениях СЭС нескольких работников одной специальности рекомендуется выделить ответственных лиц за выполнение конкретных видов работы.

В процессе ликвидации последствий радиационной аварии функциональные обязанности персонала могут быть изменены и дополнены в соответствии с создавшейся радиационной обстановкой, наличием кадрового обеспечения.

Функциональные обязанности долянн быть утверждены Главным врачом са1Штарно-эпядемиологической станции или его заместителем

отвэдашышв ОЕЯЗАШЮСГЛ mrcaiALA ОТДЫШНИЙ (OTiJliiA) РАЛИАШОНПОЙ вдзвды

Руководитель отделения (отдела)*

Основными задачами, стоящими перед руководителем отделения (отдела}, являются:

-    организация работы отделения (отдела в соответствии с "Положением о работе санитарно-эпидемиологических станций (СЭС) при ликвидации последствий аварии на ядерно-физической установке (ЯФУ)";

-    осуществление государственного санятиарного надзора за:

а) обеспечением радиационной безопасности различных групп насоле-

х - при наличии в отделении (отделе) санитарного(ых) врача(еГ) по радиационной гигиене его (их) функциональные обязанности в основном совпадают о обязанностями руководителей отделения (отдела).

*16

б) выполнением предпрятиямп, учреждениями, органызаивяш , доде-костниш лицами а гражданами правил и норм законодательства

Союза ССР, союзных республик, а также приказов и инструкций .Министерства здравоохранения СССР, Министерств здравоохранения союзных республик, местных органов здравоохранения по вопросам радиационной гигиены при проведении работ по ликвидации последствий аварии;

-    организационная и методическая работа по радиационной гигиене;

-    санитарно-просветительная работа по вопросам радиационной, гигиены.

D Н0ГИ01 порционной,готовности,к_ликвидация последствий апаши

руководитель отделе1Шя (отдела):

-    участвует в составлении и ежегодной корректировке Плана даботи CSC при ликвидации последствии аварии и:-. Л*У;

-    участвует в составлении проекта Плана совместно:; работы с ХЧ учре^:-дсний, имеющих ЯуУ, с целью проведения мероприятии по ликвидации последствии радиационной аварии;

-    разрабатывает программу надзора за радиоактивностью окру-ащоП с годы и организует ее выполнение в проделах 50-километроооГ. зоны вокруг учреждений, имеющих ЯФУ, а также проводит гигиеническую оценку г. аши. лиз инструментальных измерений и лабораторных анализов;

-    готовит предложения по дислокации резервных радиологических лабораторий пря городских и районных СЭС по вопросам противорадиационной защиты населения, методикам работы по ликвидация последствий аварии на ЯФУ, по гигие1шчеокой оценке радпашюшюй обстановки, которая может слодиться в регионе в результате аварии на Я<«У;

-    организует учение областных, краових, городских и районных СЭС с целью поддержания их готовности к работе по ликвидации последствий аварии;

-    осуществляет взаимодействие с ведомстве иными профиль ны;/.и лабораторил-ш (под разделениями), осуществляет координацию работ;

-    на основании анализа радиационной обстановки в регионе и прогноза возможных последствий радиационных аварий, готовит предложения в местные совотскяо органы по обосночошш ес улучшения и nomine шт надежности мероприятий радиационной безопасности;

-    подготавливает маторпалы по пропаганде радиационно-гигиенических знаний среди медицинских работников и отдельных групп населения.

В.аегиод.ликвидации .последствий _годпаиионнои_8саг.л:: руководитель

отделения (отдела): ка р&нпе Г. $аза аварии:

-    прибывает по получении сигнала об изменении радиационной обстановки

х - учреждения, предприятия, лаборатории и другие оргаш1задии в дальнейшем именуются как учреждения.

ссдзшисш

I. Положение о работе сандтарно-эпадемподогачесхой станция при ликвидации последствий радиационной аварии на ядорио-Здзичоской установке (ЯФУ) ...............

П. Типовые £ушщи опальные обязанности персонала санитарно-эпидемиологических станций при ликвидации последствий» радиационной аварии на ядерно-Зиздческой установке (ЯчРУ)

Ш. Планирование работы сандтарно-*эдиде?лпологлческих станций при ликвидации последствий радиационной аварии на ядерно-физической установке (Я£У)...............

4

В составлении документов принимали участие:

К.Н.Серг2енко(Мпнздрав СССР);

О.А.Е обиде ва (Минздрав УССР);

К.К.ПоплавсглС, Н.З.Карднн, Г.&Кагзельсон, Д.К.Попов, Э.И.Зар-xo:jghko, М. А.Балонов, А.О.Попов (Ленинградские SCI радиационной гигпенн Минздрава FCXP);

З..М. Орловская, О.Д.Феценко, Л.л.Нагоипзна, Н, Л. Семе нэк (ХаевснаС SCI обще**; а коммунальной гигиены ии.А.Н.Масзеева Республиканского гигиенического центра Минздрава УССР);

Л.й.Ротенберг (Санэпидстанция иинздрава СССР);

С.С.Милудкин (Республиканская санэпидстанция Минздрава PCX?); Ь.М.Рудои (Республиканская санэпидстанция Минздрава 7СС?)*

A. Г.Кондратьев (Республиканский центр гигиены и эпядегиподогал Минздрава ЕСС?);

B. M.CawoiJiesKo, З.Н. Наполнинова (Брянская областная вакзшщстан-цпя);

C. И.Потеев (Орловская областная санэпидстанция);

?.3.1 начет:о (галунекая областная санэпидстанция);

Д.С.Котик (Тульская областная санэпидстанция);

В.В..Андреева (Киевская областная санэпидстанция).

5

ПС&СЕННИЗ О РАЕ CIS САНлТАРКО-ЭЩД^

станци£ га; ликкшш» шхаташ$£ ра^1А1а>:оенс^1

АНАЙЯ НА ЯЕ2К(К£1£:ЧЗСК02 УСТАНОВКЕ ШУ)

Введение

Б результате аварии на ядерно-;изаческой установке (ЖаУ) возможно образование больших очагов радиоактивного загрязнения не только на территории учреждения, где ищется ЯОУ (промышленные, транспортные, научно-исследовательские ядеркне реакторы и т.л.), но и за пределам его санитарно-защитной зоны. В зависимости от годности, продолжительности во времени радиоактивного выброса, особенностями метеорологической обстановки на момезт аварии очаг радиоактивного загрязнения мозет захватать часть территории целого региона (области, края, автономной для соезеоп республики) и дане выйти далеко за его границы.

Степень радиационное опасности для населения при авария определяется количеством и радионуклидным составом выбросе иных во внеп-нюэ среду радиоактивных веществ, расстоянием от источника радиоактивного выброса до населенных пунктов, характером их застройки и плотностью населения, метеорологическими условиями во время аварии, сезоном года, характером сельскохозяйственного использования территории, еодоснабненпя и питания населения.

При аварии с выбросом е атмосферу радиоактивных веществ возможны следующие основные пути воздействия ради анионных факторов на население:

-    внесшее гамма- облуче ние при прохождении радиоактивного облака;

-    внутреннее облучение за счет вдыхания радиоактивных аэрозолей (ингаляционная опасность);

-    контактное облучение при радиоактивном загрязнении конных покровов я одежды;

-    общее гневнее гамма-облучекие лщдещ от радиоактивных веществ, осевших на поверхность земли и местные объекты (здания, сооруне-епя и т.п.);

-    внутреннее облучение в результате потребления население?.! воды и местных пищевых продуктов, загрязненных радиоактивными веществами.

При прогнозе радиационных последствий и планировании мер по

6

защите населения следует выделять три сазы протекания авария:

-    ранняя фаза (?3) - от начала авария до момента прекращения выброса радиоактивных веществ в атмосферу и окончания формасования радиоактивного следа на местности. Продолжительность этой фазы в зависимости от характера и масштаба авария может длиться от нескольких часов до нескольких суток.

В этой фазе доза внешнего облучения формируется гамма- я бета-излучением радиоактивных веществ, содержащихся в облаке. Внутреннее облучение обусловлено ингаляционным поступлением в организм радиоактивных продуктов из облака;

-    средняя фаза (СУ) - от момента заве роения формирования радиоактивного следа до принятия всех мэр защиты населения. В завис л мостя от характера л масштаба аварии длительность СУ монет быть от нескольких дней до года после возникновения аварии.

На средней фазе источником внешнего облучения являются радиоактивные вещества, осевшие из облака на поверхность земли, зданий, сооружений и т.п., и сформировавшие радиоактивный след. Внутрь организма радиоактивные вещества поступают в основном пероральным путем при употреблении загрязненных продуктов и воды;

-    поздняя фаза Ш) - длятся до прекращения необходимости в выполнении защитных мер. Уаза заканчивается одновременно с отменой всех ограничений на жизнедеятельность населения загрязненной территории и переходом к обычному санитарно-дозиметрическому контролю радиационной обстановки, характерной для условий "контролируемого облучения".

На поздней фазе источники внешнего л внутреннего облучения те же, что и на средней фазе.

На ранней фазе аварии для предотвращения пли ограничения облучения людей может потребоваться проведение экстренных, чрезвычайных мероприятий по защите населения. Это диктует необходимость заблаговременного плалпрованзя деятельности с гнзта рно-э плде ми ол огня е склх станции на случай возможно*': аварии на ящерко-физической установке.

I. СЕСТ5 ПОZZZZJ

I.I. Терратор2£льЕые санатарно-здвщемиаяогическзе станции (СЭС) осуществляют государственный санитарный надзор за ля:-:ьядангел последствий аварии на ядерно-фи заческой установке с выбросом в окружащуэ среду радиоактивных веществ, в результате которого ра-диоактлвЕое загрязнение вышло за пределы санитарно-защитной зоны

7

объекта еля последствия авария оказывают влияние на здоровье населения

Если последствия аварии не вышли за пределы объекта и его с гы: тар но-защитной зоны, то необходимые мероприятия проводятся силами объектовой ыедико-санятаркой части (объели не еля) (ХЧ, L3CC). Информация территориальных СЗС о случае авария в проводп:ла мероприятиях осуществляется в установленном порядке. В этом случае территориальная СЗС осуществляет надзор по расширенной программе за радиационной обстановкой на прилегающей к объекту территория (по планам совместной работы с ХЧ объекта).

1.2.    Основной целью государственного надзора в случае аварии является обеспечение максимального с ни пения количества облученных лиц

и сведение к минимуму доз облучения населения, отдельных групп населения и индивидуальных доз облучения.

1.3.    Основным структурным подразделением, принимающим непосредственное участие в ликвидации последствий аварии, являются отделения (отделы) радиационной гигиены при областных, краевых, республиканских, некоторых городских и районных санитарно-эпидемиологических станциях.

1.4.    Городские я районные сани таен о-эдндеми алогические станции, не имеющие отделений радиационной гигиены, работу по ликвидации послед стзиГ: аварии проводят через своих специалистов с высшим образованием, средний и младший персонал, прошедшие соответствующую подготовку.

1.5.    В случае большого объема работ (при радиоактивной загрязнении обопрыоы территории) по ликвидации последствий аварии при городских и районных санптарно-эпяде.‘.ша-:огичесхих станциях создаются дополнительные отделения радиационной гигиены. Эта отделения организуются приказов !динистра здравоохранения автономной республики, заведующего краевым и областным отделами здравоохранения. Этим ze приказом устанавливаются штаты отделений и определяются сроки их функционирования.

1.5.    К работе по ликвидация последствий аварии привлекаются все специалисты областной, краевой и республиканское санитарно-эпидемиологических станций.

1.7. Отделения (отделы) радиационной гигиены городских а районных санитарно-эпидемиологических станций, специалисты всех территориальных санлтарно-эпидедиолсгическвх станций при ликвидации последствий аварая работают под организационным а методическим руководством отделения (отдела) радиационной гигиены областной санитарно-эпидемиологической станции.

1.6.    Общее руководство работой СЗС при ликвидации последствий аварии осуществляет Главный Государственный санитарный врач административной территории (главны;* врач соответствующей СЭС).

8

I.S. Работа территориальных санзтаркэ-эпвдемяалогических станций проводится в тесяоа контакте с местными этабама ГО и учреждениями Е Главного управления 1*13 СССР, Госагропрог^а СССР, Гядрометеослуибы, других заинтересованных министерств и ведог.ств.

I.IC. Основное содержание, методы с об гем деятельности санитарно-эпидемиологических стангаИ определяются особенностями развития аварии, временем, плоде длим после инцидента (£азой аварии), складывающейся ра-даггаонкой обстановкой, местными усдонаягд.

I.II. При осуществлении государственного санптасного надзора са-нята?Ео-э пи деки алогические станции руководствуются действующим законодательством, санитарными правилами в нормами радиационной безопасности, указаниями выаестояцзх организаций.

2. ЗАДАЧ:-! САРШАРНО-ЗБЦ32Л1(ЕСП1Ч:СЗПС СТАРЕЙ

2.1.    Саадтарно-эпадемаоллогаческае станции в пределах обслуживаемой территория осуществляют:

а)    государственный! санитарный надзор за радиационной безопасностью различных групп населения;

б)    государственны!* санитарный надзор за выполнением предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лидами и гражданами правил, требований в норы законодательства Союза СС?, союзных республик, а такие приказов и инструкций Мингстерстза здравоохранения СССР, .Министерств здравоохранения союзных республик, местных органов здравоохранения по вопросам радиационной гигиены при проведении работ по ликвидации последствий аварии;

в)    организационную и методическую работу по радиационной гигиене.

2.2.    Основными задачами саязтгрЕо-эпадеыпологаческлх станций являются:

2.2.1. На ранней сазе аварии:

-    приведение в полную готовность сил а средств санитарно-эпидемиологической станции;

-    проведение радиационной разведки на местности на заранее выбранных маршрутах;

-    выборочное экстренное радиационное исследование местных продуктов питания, питьевой еодн;

-    ориентировочная гигиеническая оценка складывающейся радиационной обстановки;

-    разработка предложений для Советов народных депутатов по проведению экстренных мероприятий по защите населения;

9

-    принятие мер по обеспечению радиационной безопасности персонала санитарно-эпидешологической станции,

2.2.2.    На средней фазе аварии:

-    проведение выборочного радиационного контроля мостхшх продуктов питания, питьевой води, объектов внешней среди;

-    уточнение и гигиеническая оценка радиационной обстановки и ее прогноза;

-    разработка предложений для Советов народных депутатов по проведению мероприятий по защите населения;

-    развертывание дополнительных сил и средств для контролирования содержания долгоживущих радионуклидов в окружающей среде, продуктах питания, питьевой воде.

2.2.3.    На средней и поздней пазе аварии:

2.2.3.1.    Проведение государственного са!штарного надзора на контролируемой территории за:

-    соблюдением временных допустимых уровней. (ЦЦУ) содержания родиоак-тивхшх веществ в продуктах гштания, пищевом сирье, питьевой водо;

-    соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями, доланостни-ми лицами и гражданами правил, требований и норм законодательства Союза ССР, союзных республик, а также приказов и инструкций Министерства здравоохранения СССР, министерств здравоохранения союзных республик по вопросам радиационной гигиены при проведении работ по ликвидации последствий аварии;

-    роализациой и эффективностью защитных и оздоровительных мероприятий*.

-    санитарно-эпидемиологическим благополучием территории

2.2.3.2.    Проведение выборочного контроля за уровнями радиоактивного загцязиония продовольствонного сырья, продуктов питания в мостах их производства, переработки, хранения и реализации.

2.2.3.3.    Проводошю выборочного контроля за внутренним соло ржанием р>адиоактивпшс веществ в организме кителей.

2.2.3.4.    Проведенпе органиэанпонно-мстодпчоской и саннтарно-просвотитольной работи.

з. faltoa CAiaiTArii(>-orc3Ui^a*(^i4icia'x стлтШ

в т-щилвАБйлш; шл^од

3.1. В предаварийнык перл од СС-С проводит следующие мероприятия:

-    разрабатывает и корректирует План работи СЗС по ликвидации последствий радлацпошшх аварий на Hv7;

10

-    определяют дислокацию резервных отделений радиационной гигиены при городских и районных СЗС, принммаот моры к укомплоктошцэаиию их кадрами, осначению дозиметрическими, радиометрическими и спектрометрическими приборами и другим оборудованием;

-    организует пошииепио квалификации специалистов областных, городских и районных СЭС, резервных отделений по вопросам радиационной гигиены, работы с дозиметрическими, радиометрическими и спектрометрическими приборами путем предоставления рабочих мест, организации краткосрочных семинаров и т.п.;

-    постоянно контролирует готовность кадров областной, городских и районных СЭС к выполнению работы по ликвидации последствий радиационной авария на ЯФУ путем решения практических задач по гигиенической оценке радиоактивной загрлзнойности продовольственного сырья?, продуктов питания и питьевой воды, уровней внешнего и внутреннего облучения отдельных групп населения;

-    выбирает маршруты для проведения радиационной разведки на ранней фазе аварии с учетом местных условий;

-    организует резерв дозиметрической, радиометрической и споктроме-тричоской аппаратуры и периодически проверяот ее готовность к работе;

-    организует и осуществляет постоянный надзор за радиоактивностью окружающей среды в пределах 50-кялометровой зоны вокруг учреждения с ЯФУ (по плану совместной роботы о учреждением);

-    подготавливает материалы и проводит пропаганду радиационно-гигиенических знаний среди различных групп поселения., в первую очородь, с ро ди медицинских работников и работников народного об^эовашш;

-    координирует работу ведомственных лабораторий по радиационному контролю за продуктами питания, пищевым сырьем, питьевой водой.

4. РАЗРАГОТКА ШВДОШ&П! ПО ЭКСТРЕН: И£Л МЕРАМ ЗАНЯТЬ'

НАСЕЛЕНИЯ НА РАШШ1; И СГШШЙ ФАЗАХ ABAIYili

4.1. В зависимости os складывающейся радиационной обстановки экстренная защита населения обеспечивается выполнением следующих мер;

-    ограничение пребывания населения па открытой местности путей временного укрытия о домах и убежищах с герметизацией жилых и служебных помещений (отключение вентиляции пси отсутствии фильтров, плотное закрытие дверей, окон, дымоходов и вентиляционных отверстий) на время рассеивания радиоактивного загрязнения в воздухе;