Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

22 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Порядок регулирует вопросы организации тушения пожаров на территории Российской Федерации

 Скачать PDF

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 июня 2011 г. Регистрационный № 20970

Оглавление

I. Общие положения

II. Действия по тушению пожаров

III. Управление силами и средствами на пожаре

IV. Полномочия участников тушения пожара

Приложение № 1. Путевка для выезда на пожар (вызов) (рекомендуемый образец)

Приложение № 2. Акт о пожаре (рекомендуемый образец)

Приложение № 3. Силы и средства тушения пожара (рекомендуемый образец)

Приложение № 4. Участки (секторы) тушения пожара (рекомендуемый образец)

Приложение № 5. Распоряжения и информация по тушению пожара (рекомендуемый образец)

Приложение № 6. Описание нарукавной повязки для руководителя тушения пожара, начальника оперативного штаба пожаротушения, начальника тыла, начальника участка тушения пожара, начальника сектора тушения пожара, связного (рекомендуемый образец)

 
Дата введения29.07.2011
Добавлен в базу01.10.2014
Завершение срока действия04.03.2018
Актуализация01.01.2019

Этот документ находится в:

Организации:

31.03.2011УтвержденМЧС России156
ИзданБюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной властиот 18.07.2011 г. № 29
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22

ПРИКАЗ

Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31 марта 2011 г. № 156

Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны

Зарегистрирован Минюстом России 9 июня 2011 г. Регистрационный № 20970

В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 “Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2882; 2005, № 43, ст. 4376; 2008, № 17, ст. 1814; № 43, ст. 4921; № 47, ст. 5431; 2009, № 22, ст. 2697; № 51. ст. 6285; 2010, № 19, ст. 2301; № 20, ст. 2435; № 51 (ч. Ill), ст. 6903; 2011, № 1, ст. 193, 194; № 2, ст. 267), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны.

Министр    С.К.    Шойгу

Чршожение

ПОРЯДОК

тушения пожаров подразделениями пожарной охраны

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны (далее — Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ “О пожарной безопасности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649; 1995, № 35, ст. 3503; 1996, № 17, ст. 1911; 1998, N° 4, ст. 430; 2000, № 46, ст. 4537; 2001, № 1 (ч. I), ст. 2; N° 33 (ч. I), ст. 3413; 2002, N° 1 (ч. I), ст. 2; N° 30, ст. 3033; 2003, N° 2, ст. 167; 2004, № 19 (ч. I), ст. 1839; N° 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; 2005, № 14, ст. 1212; № 19, ст. 1752; 2006, № 6, ст. 636; № 44, ст. 4537; N° 50, ст. 5279; N° 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N° 43, ст. 5084; 2008, N> 30 (ч. 1), ст. 3593; 2009, № 11, ст. 1261; № 29, ст. 3635; N° 45, ст. 5265; N° 48, ст. 5717; 2010, N° 30, ст. 4004; N° 40, ст. 4969; 2011, N° 1, ст. 54), Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 “Вопросы Министерства Российской Федерации но делам 1раж-данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N° 28, ст. 2882; 2005, N° 43, ст. 4376; 2008, N° 17, ст. 1814; N° 43, ст. 4921; № 47, ст. 5431; 2009, № 22, ст. 2697; № 51, ст. 6285; 2010. № 19, ст. 2301; № 20, ст. 2435; N° 51 (ч. Ill), ст. 6903; 2011, № 1. ст. 193, 194; N° 2, ст. 267), приказом МЧС России от 05.05.2008 № 240 “Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ” (зарегистрирован в Министерстве юстиции Рос-

37

сийской Федерации 29 мая 2008 г., регистрационный № 11779) и регулирует вопросы организации тушения пожаров на территории Российской Федерации.

1.2.    Спасание людей в случае угрозы их жизни, здоровью, достижение локализации и ликвидации пожара в кратчайшие сроки (далее — основная задача) обеспечиваются своевременным и аффективным задействованием личною состава, пожарной и аварийно-спасательной техники, огнетушащих веществ, пожарного инструмента и оборудования, аварийно-спасательною оборудования, средств связи и иных технических средств, стоящих на вооружении подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон пожарной охраны (далее — подразделения).

1.3.    Для выполнения основной задачи личным составом подразделений используются следующие средства:

пожарная и аварийно-спасательная техника, в гам числе техника, приспособленная для целей тушения пожаров;

пожарный инструмент и оборудование, аварийно-спасательное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания (далее _ СИЗОД);

огнетушащие вещества;

инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим;

системы и оборудование противопожарной защиты зданий и сооружений; системы и устройства специальной связи и управления. Одновременно при тушении пожаров проводятся аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, включающие в себя действия но спасанию людей, материальных ценностей и снижению вероятности воздействия опасных факторов пожара (далее — ОФП), которые могут привести к травмированию или гибели людей, а также к увеличению материальною ущерба.

1.4.    Для успешною выполнения основной задачи определяется направление действий, в соответствии с которым использование сил и средств подразделений в данный момент времени обеспечивает наиболее эффективные условия для ее решения (далее — решающее направление).

При определении решающею направления исходят из следующих основных принципов:

имеет место реальная угроза жизни людей, при этом их самостоятельная эвакуация невозможна — силы и средства подразделений направляются на спасание людей;

развитие пожара создает у1розу взрыва или обрушения строительных конструкций — силы и средства подразделений сосредотачиваются и вводятся на направлениях, обеспечивающих предотвращение взрыва или обрушения строительных конструкций;

пожаром охвачена часть здания (сооружения), при этом существует у1роза его распространения на другие части здании (сооружения) или на соседние здания (сооружения) — силы и средства подразделений сосредотачиваются и вводятся на направлениях, где дальнейшее распространение пожара может привести к наибольшему ущербу;

пожаром охвачено отдельно стоящее здание (сооружение) и нет yipo-зы распространения огня на соседние здания (сооружения) — силы и средства подразделений сосредотачиваются и вводятся в местах наиболее интенсивною горения;

пожаром охвачено здание (сооружение), не представляющее на момент прибытия подразделений особой ценности, при этом существует угроза перехода пожара на соседние здания (сооружения) — силы и средства подразделений сосредотачиваются и вводятся на защиту негорящих зданий (сооружений).

1.5.    При тушении пожаров личный состав подразделений должен соблюдать требования законодательства Российской Федерации, связанного с тушением пожаров.

38

При использовании средств связи обеспечивается соблюдение установленных правил передачи информации, в том числе правил радиообмена.

2.50.    Освещение места пожара (вызова) осуществляется по указанию руководителя тушения пожара в условиях недостаточной видимости, в том числе при сильном задымлении.

Для освещения места пожара (вызова) используются имеющиеся на вооружении подразделений осветительное оборудование специальных пожарных автомобилей, а также другие штатные средства, предназначенные для этих целей.

На месте пожара (вызова) по указанию руководителя тушения пожара и при их наличии дополнительно применяются осветительные средства организаций (объектов).

2.51.    Восстановление работоспособности технических средств включает в себя выполняемые на месте пожара неотложные работы по временному ремонту и техническому обслуживанию пожарной техники, пожарного инструмента и оборудования, средств связи и управления, а также коммуникаций и оборудования организации (объекта) при необходимости их использования для решения задач. Указанные работы выполняются силами и средствами подразделений, обеспечивающими действия по тушению пожара и проведению ЛСР (далее — тыл).

Сбор и возвращение к месту постоянного расположения

2.52.    Сбор и возвращение к месгу постоянною расположения (далее — возвращение) представляют собой действия по возвращению сил и средств подразделений с места пожара к месту постоянного расположения.

2.53.    Перед возвращением проводятся следующие мероприятия:

проверка наличия личного состава подразделения, принимавшего

участие в тушении пожара и проведении АСР;

сбор и проверка комплектности пожарного инструмента и оборудования;

размещение и крепление пожарного инструмента и оборудования на пожарных автомобилях;

закрытие крышек колодцев пожарных гидрантов, открытых личным составом подразделений во время тушения пожара и проведения АСР.

2.54.    О завершении сбора сил и средств подразделения на месте пожара и их готовности к возвращению начальник караула, командир отделения докладывает руководителю тушения пожара, после чего руководитель тушения пожара о готовности к возвращению сообщает диспетчеру. Возвращение осуществляется только после указания руководителя тушения пожара.

2.55.    Возвращение проводится с заправленными водой автоцистернами по кратчайшему маршруту при поддержании постоянной связи с диспетчером.

III. Управление силами и средствами на пожаре

3.1. Управление силами и средствами на пожаре предусматривает: оценку обстановки и создание но решению руководителя тушения пожара временно сформированной нештатной структуры управления действиями на пожаре (далее — оперативный штаб пожаротушения);

установление компетенции должностных лиц оперативного штаба пожаротушения и их персональной ответственности за выполнение поставленных задач;

планирование действий по тушению пожара и проведению АСР, в том числе определение необходимых сил и средств подразделений, принятие решений но организации тушения пожара и проведения АСР;

постановку задач участникам тушения пожара и проведения АСР, обеспечение контроля и реагирования на изменение обстановки на пожаре;

47

осуществление учета изменения обстановки на пожаре, применение сил и средств подразделений для его тушения и проведения АСР, а также регистрацию необходимой информации;

проведение мероприятий, направленных на обеспечение эффективности тушения пожара и проведения АСР.

3.2.    Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (прошедшим соответствующее обучение и допущенным в установленном порядке к руководству тушением пожара).

Руководитель тушения пожара на принципах единоначалия управляет личным составом подразделений, участвующих в тушении пожара и проведении АСР, а также привлеченными к тушению пожара и проведению АСР силами и средствами.

3.3.    Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнении всеми должностными лицами и фажданами на участке местности, на которой осуществляются действия но тушению пожара и проведению АСР.

Никто не вмешивается в действия руководителя тушения пожара или не отменяет его распоряжения при тушении пожара и проведении АСР.

3.4.    Руководителем тушения пожара является;

при работе одного караула — начальник караула или старший подразделения, прибывший на пожар во главе караула;

при работе нескольких караулов разных подразделений — старшее должностное лицо местного (территориального) гарнизона пожарной охраны, определяемое в соответствии с приложением к расписанию выезда, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.5.    Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушением пожара.

3.6.    Старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны, являющееся руководителем тушения пожар;!, при получении информации о возникновении пожара с более высоким номером (рангом), а также при обстоятельствах, делающих невозможным исполнение им обязанностей руководителя тушения пожара, принимает решение о покидании им места пожара, назначив руководителем тушения пожара другое оперативное должностное лицо из числа участников тушения пожара, о чем в обязательном порядке сообщается диспетчеру гарнизона пожарной охраны и делается запись в соответствующих документах оперативного штаба иожарогушения.

3.7.    Руководитель тушения пожара в зависимости от обстановки на пожаре принимает решения:

о создании оперативной) штаба пожаротушения;

об определении частей территории на месте пожара, на которых сосредотачиваются силы и средства подразделений, объединенные поставленной задачей и единым руководством, и создании на них участков тушения пожара и секторов тушения пожара.

3.8.    Оперативный штаб пожаротушения является временно сформированным нештатным органом управления на пожаре и создается в обязательном порядке при:

привлечении на тушение пожара и проведение АСР сил и средств подразделений по повышенному номеру (рангу) пожара;

организации на месте пожара трех и более участков тушения пожара;

необходимости детального согласования с администрацией организации действий по тушению пожара и проведению АСР.

3.9.    Работой оперативного штаба пожаротушения руководит его начальник, который одновременно является заместителем руководителя тушения пожара.

В состав оперативного штаба пожаротушения но решению руководителя тушения пожара входят: заместитель начальника оперативного штаба пожаротушения, помощники начальника оперативного штаба пожароту-

48

шения, начальник тыла, начальник контрольно-пропускного пункта ГДЗС, ответственный за охрану труда, представители администрации ор-ганизации и другие лица по усмотрению руководителя тушения пожара.

3.10.    Основными задачами оперативного штаба пожаротушения являются:

сбор, обработка и анализ данных об обстановке на пожаре, передача необходимой информации руководителю гушения пожара и диспегчеру;

определение потребности в силах и средствах подразделений, подготовка соответствующих предложений для руководителя тушения пожара; обеспечение контроля за выполнением поставленных задач; организация подготовки и обеспечение ведения действий по тушению пожара и проведению АСР;

ведение документации, рекомендуемые образцы которой указаны в приложениях № 3, 4 и 5;

составление планов-схем расстановки сил и средств подразделений на различных этапах гушения пожара и проведения АСР;

создание на пожаре резерва сил и средств подразделений; обеспечение работы ГДЗС и связи на пожаре;

обеспечение мероприятий по охране труда и технике безопасности личного состава подразделений на пожаре;

реализация мер по поддержанию готовности сил и средств подразделений, участвующих в тушении пожара и проведении АСР;

организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения населенных пунктов и организаций (объектов).

3.11.    Оперативный штаб пожаротушения располагается в месте, определяемом руководителем тушения пожара, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается:

днем — красным флагом с надписью “ШТАБ”; ночью — красным фонарем или другим световым указателем красного цвета.

3.12.    Руководитель тушения пожара, начальник оперативного штаба пожаротушения, начальник тыла, начальник участка тушения пожара, начальник сектора тушения пожара и связной имеют нарукавные повязки, рекомендуемый образец которых указан в приложении № 6.

Участки (секторы) тушения пожара

3.13.    Участки тушения пожара (далее — УТИ) создаются в соответствии с решением руководителя тушения пожара по месту ведения или видам действий по тушению пожара и проведению АСР.

3.14.    При создании на пожаре трех и более УТП по решению руководителя тушения пожара организуются секторы тушения пожара (далее — СТП), объединяющие несколько УТП. Основные действия на УТП возглавляет начальник УТП, в СТП — начальник СТП. Начальники УТГ1 и СТП назначаются руководителем тушения пожара.

1*уководитсль тушения пожара

3.15.    Руководитель тушения пожара (далее — РТП): обеспечивает управление действиями подразделений на пожаре непосредственно или через оперативный штаб пожаротушения;

устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия подразделений по тушению пожара и проведению АСР, порядок и особенности указанных действий;

проводит разведку пожара, определяет его номер (ранг), привлекает силы и средства подразделений в количестве, достаточном для ликвидации пожара;

принимает решения о спасании людей и имущества при пожаре, в гом числе ограничивающие нрава должностных лиц и граждан на территории пожара;

49

определяет решающее направление на основе данных, полученных в ходе разведки пожара;

производит расстановку прибывающих сил и средств подразделений с учетом выбранною решающею направления, обеспечивает бесперебойную подачу огнетушащих веществ;

принимает решения об использовании на пожаре ГДЗС, в том числе о составе и порядке работы звеньев ГДЗС, а также других нештатных служб гарнизона пожарной охраны;

организовывает связь на пожаре, докладывает диспетчеру об изменениях оперативной обстановки и принятых решениях;

сообщает диспетчеру необходимую информацию об обстановке на пожаре;

докладывает старшему должностному липу гарнизона пожарной охраны об обстановке на пожаре и принятых решениях;

обеспечивает выполнение правил охраны труда и техники безопасности личным составом подразделений, участвующим в тушении пожара и проведении АСР, и привлеченных к тушению пожара и проведению АСР сил, доводит до них информацию о возникновении у1розы для жизни и здоровья;

обеспечивает взаимодействие со службами жизнеобеспечения, привлекаемыми к тушению пожара и проведению АСР;

принимает решение о принятии мер но сохранению вещественных доказательств, имущества и вещной обстановки в очаге пожара и на объекте пожара для установления причины пожара;

принимает меры по охране мест тушения пожара и ведения АСР до времени их окончания;

составляет акт о пожаре;

выполняет обязанности, возлагаемые настоящим Поря;жом на оперативный штаб пожаротушения, если указанный штаб на пожаре не создается;

предусматривает при тушении затяжных пожаров резерв сил и средств для обеспечения успешною тушения возможною другою пожара.

3.16.    РТП имеет право:

отдавать обязательные для исполнения указания дазжностным лицам гарнизона пожарной охраны, руководителям предприятий, органов власти и гражданам в пределах границ территории, на которой ведутся действия по тушению пожара и проведению АСР;

назначать оперативных должностных лиц на пожаре; освобождать от выполнения обязанностей оперативных должностных лиц на пожаре;

получать необходимую для организации тушения пожара и проведения АСР информацию от администраций организаций (объектов) и служб жизнеобеспечения;

принимать решения по созданию оперативною штаба пожаротушения, УТП (СТП);

принимать решения но привлечению дополнительных сил и средств на тушение пожара и проведение АСР, а также по изменению мест их расстановки;

определять порядок убытия с места пожара подразделений, а также привлеченных сил и средств.

Начальник оперативною штаба пожаротушения

3.17.    Начальник оперативною штаба пожаротушения (далее — НШ) подчиняется непосредственно РТП. В непосредственном подчинении НШ находится должностные лица оперативною штаба пожаротушении. НШ по согласованию с РТП назначает своего заместителя и помощников, распределяя между ними обязанности по решению задач в соответствии с требованиями настоящею Порядка и делегируя им часть аюих полномочий.

50

3.18.    НШ руководит работой оперативной) штаба пожаротушения, обеспечивая выполнение задач, предусмотренных пунктом 3.10 настоящею Порядка, в том числе:

готовит и своевременно доводит до РТП на основе данных разведки, докладов участников тушения пожара и проведения АСР, информации диспетчера и других сведений предложения по организации тушения пожара и проведения АСР, потребности в огнетушащих веществах, созданию резерва сил и средств;

организовывает доведение указаний РТП до соответствующих участников тушения пожара и проведения АСР, обеспечивает их регистрацию и контроль исполнения, ведение регламентных документов оперативною штаба пожаротушения;

организовывает расстановку сил и средств подразделений; докладывает РТП и сообщает диспетчеру оперативную информацию об обстановке на пожаре;

организовывает взаимодействие с судебно-экспертными учреждениями.

3.19.    НШ имеет право:

отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара и проведения АСР, должностным лицам служб жизнеобеспечения населения, организации (объекта), на территории которых осуществляются действия по тушению пожара и проведению АСР, а также Другим должностным лицам, прибывшим на место пожара;

отдавать от лица РТП указания участникам тушения пожара и проведения АСР с последующим обязательным докладом о них РТП;

требовать от участников тушения пожара и проведения АСР и должностных лиц служб жизнеобеспечения населения, организаций (объектов), а также других должностных лиц, прибывших на место пожара, исполнения своих обязанностей, а также указаний РТП и собственных указаний;

отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников гушения пожара и проведения АСР (вероятность обрушения конструкций, взрыва и других изменений обстановки на пожаре, требующих принятия 6езотла1Лтельных решений).

Начальник тыла

3.20.    Начальник тыла (далее — НТ) подчиняется непосредственно НШ. В распоряжение НТ поступают сшил и средства подразделений, не выведенные на позиции, а также резерв ошетушащих веществ, пожарною инструмента и оборудования. Для обеспечения успешной работы тыла на крупных пожарах по решению РТП назначаются помощники НТ.

3.21.    НТ организовывает работу тыла на пожаре, в том числе: проводит разведку водоисточников, выбор насосно-рукавных систем,

встречу и расстановку на водоисточники пожарной техники;

сосредотачивает резерв сил и средств, необходимый для тушения пожара и проведения АСР;

обеспечивает бесперебойную подачу ошетушащих веществ, в том числе организовывает доставку к месту пожара специальных огне тушащих веществ и материалов;

принимает меры к обеспечению личного состава подразделений защитной одеждой и средствами защиты;

ортшзовывает своевременное обеспечение пожарной, аварийно-спасательной техники, а также техники, приспособленной для целей тушения пожаров и проведения АСР, горюче-смазочными и друшми эксплуатационными материалами;

контролирует исполнение работ по защите рукавных линий; принимает меры по восстановлению в случае выхода из строя работоспособности пожарной техники, пожарною инструмента и оборудования; обеспечивает ведение соответствующей документации.

51

3.22.    НТ имеет прано:

отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара и проведения АСР, задействованным в работе тыла;

требовать от участников тушения пожара и проведения АСР и должностных лиц служб жизнеобеспечения населенною пункта, организации (объекта), а также других должностных лиц, прибывших на место пожара, исполнения своих обязанностей, а также указаний оперативного штаба пожаротушения и собственных указаний;

давать предложения РТП и оперативному штабу пожаротушения о необходимости создания резерва сил и средств для тушения пожара и проведения АСР;

отдавать с согласия РТП (НШ) указания диспетчеру о доставке к месту пожара необходимых материально-технических ресурсов.

Начальник УТП (СТП)

3.23.    Начальник УТП (СТП) непосредственно подчиняется РТП, обеспечивает выполнение поставленных задач на соответствующем УТП (СТП) и постоянно находится на его территории, покидая ее только с разрешения РТП. Начальнику УТП (СТП) подчинены назначенные ему РТП участники тушения пожара и проведения АСР.

3.24.    Начальник У"ГГ1 (СТП):

проводит разведку пожара, сообщает о ее результатах РТП; обеспечивает спасание людей и эвакуацию имущества на УТП (СТП) и выполнение иных решений РТП, в том числе по ограничению прав должностных лиц и граждан на территории УТИ (СТП); проводит расстановку сил и средств подразделений; обеспечивает подачу огнетушащих веществ на позиции; организовывает связь;

запрашивает в случае ухудшения обстановки на УТП (СТП) дополнительные силы и средства подразделений для решения поставленных задач; организовывает на УТГ1 (СТП) работу звеньев ГДЗС; обеспечивает выполнение правил охраны труда, доводит до участников гушения пожара и проведения АСР информацию о возникновении угрозы для их жизни и здоровья;

принимает меры к сохранению обнаруженных на УТП (СТП) возможных вещественных доказательств и имущества, имеющих отношение к пожару;

докладывает РТП информацию о выполнении поставленных задач, предполагаемой причине пожара и лицах, причастных к его возникновению.

3.25.    Начальник УТП (СТП) имеет право:

отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара и проведения АСР;

отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников тушения пожара и проведения АСР (вероятное обрушение конструкций, взрыв и другие изменения обстановки на пожаре, требующие принятия безотлагательных решений);

получать необходимую для организации тушения пожара и проведения АСР информацию от РТП, оперативного штаба пожаротушения, администрации организации (объекта) и служб жизнеобеспечения;

определять процедуру убытия с УТП (СГГ1) подразделений, привлеченных сил и средств.

IV. Полномочия участников тушения пожара

4.1. Участниками тушения пожара и проведения АСР (далее — участники тушения пожара) являются личный состав подразделений и органов управления гарнизона пожарной охраны, принимающий непосредственное участие в тушении пожара и проведении АСР.

52

II. Действия но тушению пожаров

2.1.    Действия подразделений но тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, начинаются с момента получения сообщении о пожаре и считаются законченными по возвращении сил и средств на место ПОСТОЯННОГО расположения.

Действия подразделений но тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, спязашнах с тушением пожаров, включают в себя следующие этапы:

прием и обработку сообщения о пожаре (вызове); выезд и следование к месту пожара (вызова); разведку места пожара;

аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров; развертывание сил и средств; ликвидацию горения; специальные работы;

сбор и возвращение к месту постоянного расположения.

2.2.    Разведка места пожара, аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, развертывание сил и средств, ликвидация горения и специальные работы по решению руководителя тушения пожара и при достаточности сил и средств на месте пожара выполняются одновременно.

2.3.    Ведение действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, в организациях (объектах), имеющих документы предварительного планирования действий подразделений по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров: планы тушения пожаров, прогнозирующие обстановку и устанавливающие основные вопросы организации тушения развившегося пожара, и карточки тушения пожаров, содержащие основные данные об организации и путях эвакуации и позволяющие руководителю тушения пожара быстро и правильно организовать действия подразделений по спасанию людей, тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара, осуществляется с учетом особенностей, определяемых этими документами.

Планы и карточки тушения пожаров разрабатываются в целях повышения готовности подразделений к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, в организациях (объектах), населенных пунктах на территории Российской Федерации и предназначаются для:

обеспечения руководителя тушения пожара информацией об оперативно-тактической характеристике организации (объекта), предварительного протезирования возможной обстановки ворганизации (объекте) при пожаре, планирования действий подразделений но тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров;

повышения уровня теоретической и практической подготовки личного состава подразделений и их органов управления к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров.

Ирис* и обработка сообщения о пожаре (вызове)

2.4.    Прием и обработка сообщения о пожаре (вызове) осуществляются диспетчером (радиотелефонистом) подразделения (далее — диспетчер) и включают в себя:

прием от заявителя информации о пожаре (вызове) и ее ретстрацию; оценку полученной информации;

принятие решения о направлении к месту пожара (вызова) сил и средств, предусмотренных расписанием выезда сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения ножа-

39

ров и проведения аварийно-спасательных работ на территории города федерального значения, муниципального образования (далее — расписание выезда), планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в субъекте Российской Федерации.

При поступлении сообщения о пожаре (вызове) на пульт диспетчера данная информация о пожаре (вызове) немедленно передается на пульт диспетчера подразделения, в районе выезда которой) находится место пожара (вызова).

При получении информации о пожаре (вызове) диспетчером, в районе выезда которой) находится место пожара (вызова), осуществляются следующие действия:

подача сигнала “ТРЕВОГА”;

подготовка и вручение (передача) должностному лицу, возглавляющему дежурный караул или дежурную смену подразделения (далее — начальник караула), путевки для выезда на пожар (вызов), рекомендуемый образец которой указан в приложении № 1, а также плана (карточки) тушения пожара (при их наличии);

обеспечение должностных лиц гарнизона пожарной охраны, определенных в соответствии с приложением к расписанию выездов, имеющейся оперативной информацией о пожаре и об объекте пожара.

2.5.    При приеме информации от заявителя о пожаре диспетчер уточняет: адрес пожара (место пожара);

наличие и характер опасности жизни и здоровью людей; особенности организации (объекта), на котором возник пожар; фамилию, имя, отчество заявителя (в том числе номер телефона заявителя);

сведения о пожаре, которые могут повлиять на успешное выполнение основной задачи.

2.6.    Подача си шала “ТРЕВОГА” осуществляется сразу после приема информации о пожаре (вызове).

2.7.    Обработка вызова завершается за возможно короткое время и не задерживает выезд и следование дежурного караула или дежурной смены к месту пожара (вызова).

2.8.    При наличии дополнительной информации и технической возможности данная информация о пожаре (вызове) оперативно передается диспетчером начальнику караула и другим должностным лицам гарнизона пожарной охраны, определенным в соответствии с приложением к расписанию выездов, по имеющимся каналам связи во время их следования к месту пожара (вызова).

Выезд и следование к месту пожара (вызова)

2.9.    Выезд и следование к месту пожара (вызова) включают в себя сбор личного состава дежурного караула или дежурной смены подразделения (далее — караул) по сигналу “ТРЕВОГА” и ею доставку на пожарных автомобилях и иных специальных транспортных средствах к месту пожара (вызова).

2.10.    Выезд и следование к месту пожара (вызова) осуществляются в возможно короткое время, что достигается:

сбором и выездом личного состава караула в течение времени, не превышающей) нормативное;

движением пожарных автомобилей но кратчайшему маршруту с использованием специальных световых и звуковых сигналов с учетом обеспечения безопасности движения;

знанием особенностей района выезда.

2.11.    Следование к месту пожара (вызова) приостанавливается только по распоряжению диспетчера.

40

2.12.    В случае нынужденной остановки в пути следования головного пожарною автомобиля следующие за ним автомобили останавливаются и дальнейшее движение продолжают только но указанию начальника караула.

При вынужденной остановке второю или следующих за ним пожарных автомобилей остальные, не останавливаясь, продолжают движение к месту пожара (вызова). Старший начальник на пожарном автомобиле, прекратившем движение, немедленно сообщает о случившемся диспетчеру.

При самостоятельном следовании к месту пожара (вызова) первичного тактическою подразделения караула, способною самостоятельно решать отдельные задачи по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров (далее — отделение), и вынужденной остановке пожарною автомобиля командир отделения сообщает о случившемся диспетчеру, при этом принимаются меры по доставке личного состава, пожарною инструмента и оборудования к месту пожара (вызова).

2.13.    При обнаружении в пути следования к месту пожара (вызова) другого пожара начальник караула или должностное лицо подразделения, следующее к месту пожара (вызова) в качестве руководителя тушения пожара:

сообщает об обнаруженном пожаре диспетчеру; поступает в зависимости от оперативной обстановки либо по указанию старшею должностного лица гарнизона пожарной охраны;

выделяет в случае yi-розы жизни людей на вновь обнаруженном пожаре силы и средства на их спасание и тушение пожара.

Разведка места пожара

2.14.    Разведка места пожара (далее — разведка) проводится в целях сбора информации о пожаре для оценки обстановки и принятия решений по организации действий по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара. Разведка ведется непрерывно с момента сообщения о пожаре и до завершения его ликвидации.

2.15.    При проведении разведки устанавливаются:

наличие и характер у1розы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасания (защиты) людей, а также необходимость защиты (эвакуации) имущества;

наличие и возможность вторичных проявлений ОФП, в том числе обусловленных особенностями технологии и организации производства на обз>екте пожара;

место и параметры пожара, а также возможные пути распространения огня;

наличие и возможность использования систем и средств противопожарной защиты организации (объекта);

местонахождение ближайших водоисточников и возможные способы их использования;

наличие электроустановок иод напряжением, способы и целесообразность их огключения;

состояние и поведение строительных конструкций здания (сооружения), места их вскрытия и разборки;

достаточность сил и средств подразделений, привлекаемых к тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара;

возможные пути ввода сил и средств подразделений для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара, и иные данные, необходимые для выбора решающего направления.

При проведении разведки используются документация и сведения, представляемые должностными лицами организации (объекта), знающи-

41

ми его планировку, особенности технологических процессов производства, а также планы и карточки тушения пожаров.

2.16.    Разведку проводят руководитель тушения пожара, а также должностные лица, возглавляющие и осуществляющие действия по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, на порученном им участке работы (далее — обязанности).

2.17.    При организации разведки руководитель тушения пожара: определяет направления проведения разведки и лично проводит ее на

наиболее сложном и ответственном направлении;

устанавливает количество и состав групп разведки, ставит перед ними задачи, определяет применяемые средства и порядок связи, пожарный инструмент, оборудование и снаряжение, необходимые для разведки;

принимает меры по обеспечению безопасною ведения разведки личным составом с выставлением поста безопасности газодымозашитной службы (далее — ГДЗС);

устанавливает порядок передачи полученной в ходе разведки информации.

2.18.    Личный состав подразделений, ведущий разведку, обязан: иметь при себе необходимые средства спасания, СИЗОД, связи, тушения, приборы освещения, а также инструмент для вскрытия и разборки конструкций;

проводить работы по спасанию людей в случае возникновения у|розы для них;

соблюдать требования правил охраны труда и правил работы в СИЗОД; принимать в случае обнаружения очага пожара необходимые меры по его тушению и защите имущества;

докладывать своевременно в установленном руководителем тушения пожара порядке результаты разведки и полученную в ее ходе информацию.

При наличии явных признаков горения разведка проводится с рукавной линией и присоединенным к ней иерекрывным стволом, при этом насос автоцистерны заполняется водой для быстрой ее подачи в рабочую линию (при пожаре на этажах зданий создается резерв рукавных линий на горящем этаже для осуществления маневров со стволом).

Аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожара

2.19.    Спасание людей на пожаре проводится с использованием способов и технических средств, обеспечивающих наибольшую безопасность людей, и мероприятий но предотвращению паники.

Спасание имущества на пожаре осуществляется по указанию руководителя тушения пожара в порядке важности и неотложности выполнения основной задачи.

2.20.    Спасание людей организуется в первоочередном порядке и проводится, если:

людям у1рожают ОФП;

люди нс могут самостоятельно покинуть места возможного воздействия на них ОФП;

имеется угроза распространения ОФП по путям эвакуации; предусматривается применение опасных для жизни людей огнетуша-щих веществ и составов.

2.21.    Последовательность и способы спасания людей определяются руководителем тушения пожара в зависимости от обстановки на пожаре и состояния людей.

2.22.    Основными способами спасания людей и имущества являются: перемещение их в безопасное место, в том числе спуск или подъем с

использованием специальных технических средств;

защита их от воздействия ОФП и их вторичных проявлений, которая осуществляется в процессе перемещения людей в безопасное место, либо

42

при невозможности осуществлении такого перемещении с применением средств защиты органов дыхании посредством подачи огнетушащих веществ дли охлаждении (защиты) конструкций, оборудовании, объектов, снижении температуры в помещениях, удалении дыма, предотвращении взрыва или воспламенении веществ и материалов.

Перемещение спасаемых людей в безопасное место осуществляется с учетом условий тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров (далее — АСР), и состояния пострадавших на пожаре посредством:

организации самостоятельного их выхода из опасной зоны; вывода или выноса их из опасной зоны личным составом подразделений.

2.23.    Подъем на высоту (спуск с высоты) организуется для спасании и защиты людей, имущества, сосредоточения необходимых сил и средств, подачи огнетушащих веществ.

Изменение мест установки технических средств спасания, использовавшихся для подъема личного состава подразделении на высоту, допускается только после оповещения его об этом.

Подъем на высоту (спуск с высоты) осуществляется с использованием путей и средств эвакуации из зданий (сооружений), а также технических средств спасании.

2.24.    При спасании людей с верхних этажей зданий (сооружений) с разрушенными, поврежденными, задымленными лестничными клетками применяются следующие основные средства:

автолестницы, автоподъемники и другие приспособленные дли этих целей машины;

стационарные и ручные пожарные лестницы;

спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы, индивидуальные спасательные устройства и иные средства спасания); средства защиты органов дыхании; аварийно-спасательное оборудование и устройства; вертолеты.

2.25.    Выполнение защитных мероприятий организуется для обеспечения безопасности действий по тушению пожаров и проведению АСР.

При выполнении защитных мероприятий отключаются (включаются), заблокируются, а но решению руководителя тушения пожара разрушаются оборудование, механизмы, технол отчее кие аппараты, установки вентиляции и аэрации, электроустановки, системы отопления, газоснабжения, канализации, внутриобъектовый транспорт и иные источники повышенной опасности на месте пожара.

2.26.    Электроустановки, находящиеся под напряжением, отключаются (обесточиваются) при пожаре специалистами энергослужб организации (объекта) или населенного пункта самостоятельно или но указанию руководителя тушения пожара.

Электропровода и иные токопроводящие элементы, находящиеся под напряжением до 0,38 кВ включительно, отключаются (обесточиваются) личным составом подразделений по указанию руководителя тушения пожара в случаях, если они:

опасны для людей и участников тушения пожара и проведения АСР; создают опасность возникновения новых очагов пожара; препятствуют выполнению основной задачи.

Отключение осуществляется личным составом подразделений, допущенным к обесточиванию находящихся иод напряжением установок и имеющим допуск по мерам безопасности при эксплуатации электроустановок не ниже II фунны, с соблюдением требований правил охраны труда и техники безопасности. а также с учетом особенностей технологического процесса.

2.27.    Вскрытие и разборка строительных конструкций здания (сооружения), фанспорта, технологических установок и иного оборудования проводится в целях создания необходимых условий для спасания людей,

43

имущества, ограничения распространения пожара, подачи огнетушащих веществ в зону трения.

Разборка конструкций для обеспечения доступа к скрытым очагам горения проводится после сосредоточения необходимых сил и средств подразделений, а также с учетом несущих способностей этих конструкций.

2.28.    При спасании людей им в случае угрозы их жизни и здоровью, оказывается первая помощь.

2.29.    Спасание людей и имущества на пожаре при достаточном количестве сил и средств подразделений проводится одновременно с действиями но тушению пожара.

Если сил и средств подразделений недостаточно, го они используются в первую очередь для спасания людей, при этом действия по тушению пожара не ведутся или приостанавливаются.

2.30.    Проведение спасательных работ при пожаре прекращается после осмотра всех мест возможного нахождения людей при отсутствии нуждающихся в спасении.

Развертывание сил и средств

2.31.    Развертывание сил и средств подразделений (далее — развертывание) включает в себя действия личного состава подразделений по приведению прибывших к месту пожара (вызова) пожарной техники и аварийно-спасательных автомобилей в состояние готовности к выполнению основной задачи при тушении пожаров и проведении ЛСР и подразделяется на следующие этапы:

подготовку к развертыванию;

предварительное развергывание;

полное развертывание.

Развертывание от первою прибывшею на место пожара (вызова) основною пожарного автомобиля с установкой или без установки на водоисточник осуществляется с подачей первою ствола на решающем направлении.

2.32.    Подюювка к развертыванию проводится непосредственно по прибытии к месту пожара (вызова). 11ри этом выполняются следующие действия:

установка пожарною автомобиля на водоисточник и приведение пожарною насоса в рабочее состояние;

открепление необходимою пожарного инструмента и оборудования;

присоединение рукавной линии со стволом к напорному патрубку насоса.

2.33.    Предварительное развертывание на месте пожара (вызова) проводит в случаях, когда очевидна дальнейшая организация действий по тушению пожара и проведению АСР или получено указание руководителя тушения пожара.

При предварительном развертывании:

выполняются действия, предусмотренные пунктом 2.32 настоящего Порядка;

прокладываются магистральные рукавные линии;

устанавливаются разветвления, иохте которых размещают рукава и стволы для прокладки рабочих линий, другие необходимые пожарные инструменты и оборудование.

2.34.    Полное развертывание на месте пожара (вызова) проводят по указанию руководителя тушения пожара, а также в случае очевидной необходимости подачи огнетушащих веществ.

При полном развертывании:

выполняются действия, предусмотренные пунктами 2.32—2.33 настоящего Порядка;

определяются места расположения сил и средств подразделений, осуществляющих непосредственное ведение действий по спасанию людей и имущества, подаче огнетушащих веществ, выполнению специальных ра-

44

бот на пожаре (далее — позиция), к которым прокладываются рабочие рукавные линии;

заполняются огнетушащими веществами магосгральные и рабочие (при наличии перекрывных стволов) рукавные линии.

2.35.    При прокладке рукавных линий:

выбираются удобные пути к позициям ствольщиков, не загромождая пути эвакуации людей и имущества;

обеспечиваются их сохранность и защита от повреждений, в том числе путем установки рукавных мостиков и использования рукавных задержек;

устанавливаются разветвления вне проезжей части дорог;

создается запас пожарных рукавов для использования на решающем направлении.

2.36.    Для обеспечения безопасности участников тушения пожара и проведения АСР, возможности маневра прибывающей пожарной техники и установки резервной пожарной техники проводятся действия но 01раничению доступа посторонних лиц к месту пожара, движения транспорта на прилегающей к нему территории, в том числе принудительного ею перемещения с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

2.37.    При тушении пожаров но повышенным номерам вызова в случае, когда техники, стоящей в боевом расчете для тушения пожара и проведения АСР, недостаточно, руководитель тушения пожара принимает решение о привлечении техники опорных пунктов тушения пожаров гарнизонов пожарной охраны.

Ликвидация горения

2.38.    Основными способами прекращения юрения веществ и материалов (далее — горючее) являются:

охлаждение зоны горения огнетушащими веществами или посредством перемешивания горючего;

разбавление горючего или окислителя (воздуха) огнетушащими веществами;

изоляция горючего от зоны горения или окислителя ошетушащими веществами и (или) иными средствами;

химическое торможение реакции горения ошетушащими веществами.

2.39.    Выбор подаваемого огнетушащего вещества определяется физико-химическими свойствами горючего, поставленной основной задачей, применяемым способом прекращения горения.

2.40.    Количество и расход подаваемых огнетушащих веществ, необходимых для выполнения основной задачи, обуславливаются особенностями развития пожара и организации его тушения и проведения АСР, тактическими возможностями подразделении, тактико-техническими характеристиками используемой пожарной техники.

2.41.    Если огнетушащих веществ для успешного выполнения основной задачи недостаточно, организуется их доставка к месту пожара, в том числе посредством перекачки, подвоза на пожарных автомобилях и приспособленной для тушения пожаров технике, использования способов и приемов транспортировки огнетушащих веществ.

2.42.    При подаче огнетушащих веществ в первую очередь используются имеющиеся стационарные установки и системы тушения пожаров.

При работе с ручными пожарными стволами:

осуществляется первоочередная подача огнетушащих веществ на решающем направлении;

обеспечивается подача огнетушащего вещества непосредственно в очаг пожара с соблюдением требований правил охраны труда и техники безопасности;

охлаждаются материалы, конструкции, оборудование для предотвращения обрушений (деформации) и (или) офаничения развития горения;

45

не прекращается подача огнетушащих веществ и не оставляется позиция ствольщика без разрешения руководителя тушения пожара (начальника участка (сектора) тушения пожара, начальника своего подразделения или караула);

при использовании комбинированного применения способов прекращения горения учитываются физико-химические свойства огнетушащих веществ и условия их совместного применения.

2.43.    Для создания необходимых условий подачи огнетушащих веществ используются имеющееся инженерное оборудование, коммуникации зданий (сооружений) и проводятся специальные работы, в том числе но вскрытию и разборке конструкций.

2.44.    Подачу электропроводящих огнетушащих веществ в места нахождения электроустановок иод напряжением 0,38 кВ и выше осуществляют после отключения электрооборудования представителем энергослужбы населенного пункта, организации (объекта) и получения соответствующего допуска от уполномоченного должностного лица, а также устройства заземления пожарных стволов и насоса пожарного автомобиля с проверкой сопротивления.

2.45.    После окончания действий сил и средств подразделений по ликвидации пожара начальником караула или дежурной смены подразделения, в районе выезда которого произошел пожар, составляется акт о пожаре, рекомендуемый образец которого указан в приложении № 2.

Специальные работы

2.46.    В процессе тушения пожара и проведения ЛСР осуществляются действия личного состава подразделений, направленные на обеспечение условий успешного выполнения основной задачи с использованием специальных технических средств, способов и приемов (далее — специальные работы).

К специальным работам относятся: вскрытие и разборка конструкций; подъем (спуск) на высоту; организация связи; освещение мест пожара (вызова);

восстановление работоспособности технических средств.

2.47.    Вскрытие и разборка конструкций здания (сооружения) проводятся в целях создания необходимых условий для спасания людей, имущества, о)раничения распространения пожара, подачи ошетушащих веществ в зону горения.

Разборка конструкций для обеспечения доступа к скрытым очагам горения проводится после сосредоточения сил и средств подразделений, необходимых для тушения этих очагов.

Подъем (спуск) на высоту осуществляется с использованием путей и средств эвакуации из зданий (сооружений), а также технических средств спасания, перечисленных в пункте 2.24 настоящего Порядка.

Изменение мест установки технических средств спасания, использовавшихся для подъема личного состава подразделений на высоту, допускается только после оповещения об этом указанного личного состава.

2.49. Организация связи осуществляется для обеспечения управления силами и средствами подразделений, их взаимодействия на месте пожара (вызова).

Организация связи включает в себя определение руководителем тушения пожара используемых схем связи, подготовку для их реализации средств связи, постановку задач перед личным составом, осуществляющим эти функции.

2.48.    11одъем (спуск) на высоту организуется для спасания и защиты людей, имущества, сосредоточения необходимых сил и средств подразделений, пожарного инструмента и оборудования, подачи ошетушащих веществ.

46