Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

42 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе приведена методика технико-экономических расчетов, позволяющая определить область рационального применения различных шумозащитных мероприятий на основе сравнения приведенных затрат. Для инженерно-технических работников, проектных строительных организаций, занимающихся проектированием и застройкой городов.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1. Методы борьбы с шумом

2. Основные положения методики технико—экономической оценки противошумовых мероприятий

3. Расчет приведенных затрат на противошумовые мероприятия

4. Определение экономической оценки годового ущерба, причиняемого населению шумовым загрязнением окружающей среды

5. Порядок выбора оптимального противошумового мероприятия

Приложение 1. Примеры расчета

Приложение 2. Нормативы амортизационных отчислений, расходов на текущий ремонт и на содержание сооружений и конструкций

Приложение 3. Технико—экономические показатели окон с усиленной звукоизоляцией жилых и гражданских зданий (руб/м2 конструкции)

Приложение 4. Технико-экономические показатели устройства некоторых шумозащитных сооружений (на 1 км сооружения)

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу21.05.2015
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанНИИСФ Госстроя СССР
ИзданСтройиздат1981 г.
УтвержденНИИСФ Госстроя СССР

Recommended Practice for Integrated Design of Appurtenant Facilities for Chemical and Petrochemical Facilities

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Научно исследовательский    Объединенная комиссия АН СССР и ГКНТ

институт строительной физики по экономической оценке Госстроя СССР    природных ресурсов и мероприятий

(НИИСф)    но охране окружающей природной среды

Руководство

по технико-экономической оценке

шумозащитных мероприятий, осуществляемых строительно-акустическими методами


-


Москва 1981


НИИСФ Госстроя СССР

Руководство по технико-экономической оценке шумозащитных мероприятий, осуществляемых строительно-акустическими методами

Редакция инструктивно-нормативной литературы Зав.редакцией ГЛ. Жигачева Редактор ЕЛ. Волкова Мл.редактор ИЛ. Баринова Технический редактор НЛ. Беляева Корректор И.В. Б е р и и а

Н/К

Подписано в печать 23.07.81 Т—01134    Формат 84 х 108/32

Бумага офсетная 80 г/м2 Набор машинописный Печать офсетная Физ.печл. 1,25 Усл.печл. 2,10 Уч.издл. 1,63 Тираж 5000    Изд.    № ХП-9298 ЗакЛ>4*Ь Цена 10 коп.

Стройиздат, 101442, Москва, Каляевская, 23а

Тульская типография Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, г. Тула, проспект Ленина, 109.

зультатов с целью выбора оптимального с экономической точки зрения решения, обеспечивающего достижение максимального значения годового экономического эффекта:

Э =    —*/пах ,    (4)

где Р - годовой экономический результат, тыс. руб/год;

3 - годовые приведенные затраты, тыс. руб/год.

2.7. Определение срока окупаемости капиталовложений в целевые противошумовые мероприятия Т производится по формуле    ^

т*~р^с~’    <5>

где К - (единовременные) капитальные вложения, необходимые для осуществления противошумовых мероприятий, тыс.руб.;

С - текущие издержки (эксплуатационные расходы), тыс.руб /год.

Противошумовое целевое мероприятие экономически оправдано, если величина Т , определенная по формуле (5), оказывается меньше нормативного срока окупаемости капитальных вложений Ти * 1/Ем = 8,3 года. ^ Следует иметь в виду, что неравенство Т< равносильно неравенству Э*Р-3>0 (если величины* Т и 3 определены так, как это было сделано выше). Однако величиной Т не следует пользоваться при проведении многовариантных оптимизационных расчетов для целевых противошумовых мероприятий.

2.8. Расчеты сравнительной эффективности    затрат

на противошумовые мероприятия производятся только для таких конкурирующих вариантов, которые обеспечивают на данной расчетной территории (или в расчетном жилье) одинаковое снижение загрязнения акустической среды в результате реализации каждого из рассматриваемых вариантов противошумового мероприятия, т.е. указанные расчеты производятся в случае, когда значения величин ^ и У , а следовательно, и значение величины Р одинаковы для всех рассматриваемых вариантов. В указанном случае, как это и следует из

9

формулы (4), критерием для выбора оптимального варианта является минимум годовых приведенных затрат на проведение мерю при яти я:

3 =    * min,    (6)

Поэтому вычислять значения величин Уа и У в этом случае не требуется.

2.9. Для многоцелевых шумозащитных мероприятий -строительства (или реконструкции) городских районов или производственных и транспортных источников шума, прюводимых с учетом как основных производственных и градостроительных показателей, так и акустических характеристик каждого из рассматриваемых прюектных вариантов, годовой экономический результат определяется по формуле

Р'Д-У,    (7)

где У - экономическая оценка годового ущерба от загрязнения акустической среды, наносимого населению в случае реализации рассматриваемого проектного варианта;

Д - полная экономическая оценка производственного (или градостроительного) эффекта при реалгзации данного прюектного варианта, приведенная к годовой размерности. При определении значения величины Д учитываются такие показатели, как стоимость (или замыкающая оценка) производимой продукции или услуг, площадь жилых помещений, возводимых в соответствии с оцениваемым проектным решением и т.п.

Величина приведенных затрат на многоцелевое противошумовое мероприятие (проектный вариант) определяется по формуле (3), но в сумму капитальных и эксплуатационных затрат включаются все (производственные и иные) затраты, необходимые для реализации данного варианта.

Формулы (1) « (2), определяющие годовой экономический эффект и срок окупаемости вложений для многоцелевых мероприятий (проектов) сохраняются и ис-

пользуются точно так же, как и для целевых противошумовых мероприятий, однако входящая в них величина Р определяется в соответствии с формулой (7), поэтому для многоцелевых мероприятий эти формулы могут быть записаны в виде:

Э* Р- 3 * Д - У~(С + Е К) ; г=_к_ = К

' Р-С ~ Д -</-С


(8)

(9)


2.10. В некоторых случаях при рассмотрении вариантов многоцелевых мероприятий (проектных решений) выделяется базовый вариант, и все величины вычисляются по сравнению с их значениями в базовом вариан

те.

Пусть У о, Со , KQ и Д0 - значения соответствую -ишх величин для базового, а У, С, К и Д - для рассматриваемого варианта. Тогда рассматриваемый вариант экономически эффективнее, чем базовый, если

лэ . ад-АУ-(&с* Е„&к)70 ,    (10)

где лД-Д-Д0; лУ-У~У0> лС-С-Сд-, &К*К-К0.

При принятии многоцелевого шумозащитного решения, более эффективного в акустическом отношении, чем базовое, значение эконом теской оценки ущерба от загрязнения акустической среды в рассматриваемом варианте должно быть меньше, чем в базовом, т.е. ДУ*У~У0 СО.

Однако критерием для выбора наилучшего варианта из множества всех рассматриваемых при наличии базового варианта является не минимум величины ДУ, а максимум величины ДЭ:

д Э —*■ max.    (И)

Следует иметь в виду, что если для всех оцениваемых мероприятий разность дЭ отрицательна, то оптимален базовый вариант.

2.11. В случае проведения реконструкции производственных или иных источников шума, воздействующих на акустическое состояние жилых помещений, а также при реконструкции селитебных зон, базовым вариантом реконструкции может быть выбран отказ от проведения реконструкции. В этом случае для базового варианта

И

Ko = 0» значение С равно затратам на эксплуатацию действующего объекта, а значение У0 равно экономической оценке годового ущерба от загрязнения акустической среды жилых помещений на расчетной территории в существующей ситуации (до реконструкции).

Если рассматривается несколько возможных целевых шумозащитных мероприятий, то и в этом случае любое из них может быть выбрано базовым, а все расчеты могут вестись с разностями значений величин в каждом из рассматриваемых и базовом вариантах. При этом все, что было сказано в п.2.10 о многоцелевых мероприятиях, целиком переносится на целевые мероприятия (за исключением того, что величина А Д не определяется) .

2.12. Сказанное выше (см. пп. 2.9-2.11) относится к случаям, в которых сравниваются противошумовые мероприятия, близкие по затратам или результатам. Однако в некоторых случаях (например, при определении приоритетности или последовательности реализации существенно различающихся по своим масштабам противошумовых мероприятий) среди совокупности рассматриваемых мероприятий могут встретиться мероприятия, значительно отличающиеся друг от друга как по величине затрат, необходимых для их реализации, так и по оценкам достигаемого шумозащитного эффек

В этом случае целесообразно для каждого из рассматриваемых противошумовых мероприятий вычислить значения экономической эффективности противошумового мероприятия, определяемой равенством


та.

£sJ‘    (12)

Среди совокупности возможных противошумовых мероприятий, существенно отличающихся по своим масштабам, в первую очередь следует реализовать, как правило, те мероприятия, которым соответствует наибольшее значение величины Е .

2.13. В некоторых случаях проведение целевого противошумового мероприятия, которое экономически не эффективно (т.е. для которого Э*0 , или, что равно-

12

сильно, Т > Тн , может быть осуществлено на основе закона или в соответствии с социальной    необходи

мостью.

В этих случаях противошумовое мероприятие должно проводиться с целью снижения уровня шумов до требуемого значения, причем если имеется несколько вариантов, то реализоваться должен тот, которому соответствует минимум приведенных затрат.

2.14. При несовпадении моментов времени, в которые производятся (или начинают производиться) текущие затраты и достигаются результаты противошумовых мероприятий, а также в случае неединовременнос-ти капитальных вложений или при наличии лага времени между промежутком времени, в течение которого делаются капитальные вложения, и моментом времени, начиная с которого производятся текущие затраты или достигаются результаты противошумовых мероприятий, все величины, из которых складываются затраты, а также оценки результатов противошумовых мероприятий должны приводиться к одному моменту времени (к началу расчетного года) при помощи коэффициентов приведения

t

*Г(<*Енп)>    (13)

где оС^ - значение коэффициента приведения для t -го года;

Енп - нормативный коэффициент приведения, значе-ше которого принимается равным 0,1 в соответствии с СН 509-78; i - число лет, разделяющих начало расчетного года и года, в котором делаются вложения или достигаются результаты вложений.

Затраты и результаты, осуществляемые и получаемые до начала расчетного года, умножаются на коэффициент приведения, а после начала расчетного года делятся на этот коэффициент.

13

3 - 526

3. РАСЧЕТ ПРИВЕДЕННЫХ ЗАТРАТ НА ПРОТИВОШУМОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

3.1.    Приведенные затраты 3 представляют собой сумму текущих издержек (эксплуатационных расходов) и капитальных затрат (вложений), приведенных к годовой размерности.

3.2.    Капитальные затраты на целевые противошумовые мероприятия определяются по формуле

К = Kj + К2 + К3 + К4 + Кп,    (14)

где Kj - сметная стоимость шумозаиштных сооружений (экранов; насыпей, зеленых шумозащитных зон и др.), тыс.руб.;

Kg - стоимость освоения и инженерного оборудования новых городских территорий взамен изымаемых для создания шумозаиштных зон (включая затраты на отчуждение сельскохозяйственных земель), тыс.руб.;

Kg - затраты на приобретение машин и механизмов для содержания шумозаиштных сооружений, тыс.руб.;

К^ - дополнительные затраты на специальное размещение, архитектурно-планировочное и конструктивное решение общественных зданий, используемых в качестве противошумовых экранов, и на строительство противошумовых домов со специальной планировкой или шумопоглощающими конструкциями, по сравнению с обычными зданиями, тыс.руб. Примечание. Имеются в виду такие строительные и архитектурно-планировочные мероприятия, которые не приводят к существенным изменениям основных градостроительных характеристик рассматриваемых проектных решений;

Кп - прочие капитальные затраты, требуемые для проведения противошумных мероприятий.

14

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СТРОИТЕЛЬНОЙ ФИЗИКИ (НИИСФ) ГОССТРОЯ СССР

РУКОВОДСТВО

ПО ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ОЦЕНКЕ

ШУМОЗАЩИТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ СТРОИТЕЛЬНО-АКУСТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ

МОСКВА СТРОЙИЗДА'Г 1981

УДК 628.517 .2.003.

Рекомендовано к изданию НТС НИИСФ и Объединенной комиссией АН СССР н ГКНТ СССР по экономической оценке природных ресурсов и мероприятий по охране окружающей природной среды.

Руководство по технико-экономической оценке шумозащитных мероприятий, осуществляемых строительно-акустическими методами/НИИСФ.— М.: Стройиздат, 1981.— 40 с.

Приведена методика технико-экономических расчетов, позволяющая определить область рационального применения различных шумозащитных мероприятий на основе сравнения приведенных затрат. Даны стоимостная и акустические характеристики ряда строительно-акустических решений в градостроительстве, а также примеры расчетов.

Для инженерно-технических работников, проектных и строительных организаций, занимающихся проектированием и застройкой городов.

Табл. 18,ил.1

30213-548

Р---------инструкт.-нормат.,    П    вып.-    56-81. 3202000000

047 (01)-81

© Стройиздат, 1981

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов*' указывает на шумовое загрязнение как на один из важнейших видов загрязнения окружающей среды.

Высокий шумовой фон неблагоприятно сказывается на условиях проживания людей. В крупных современных городах 30-40% населения проживают в условиях акустического дискомфорта, который имеет стабильную тенденцию к возрастанию.

Воздействие шума на организм человека приводит к многообразным неблагоприятным последствиям. Уже при уровнях пума 35-40 дБА снижается скорость усвоения информации и умственная работоспособность. При действии шумов более высоких уровней их неблагоприятное влияние на состояние людей резко возрастает.

Особенно значительны эффекты действия ночных шумов, приводящих к нарушениям сна. В этой случае развивающееся за дневные часы утомление не исчезает, а постепенно переходит в хроническое переутомление, способствующее развитию таких заболеваний, как нарушения деятельности центральной нервной системы, гипертоническая и язвенная болезни.

Основные сложности технико-экономической оценки противошумовых мероприятий связаны с экономической (денежной) оценкой социального ущерба, вызываемого воздействием шума на население. Эта оценка в настоящее время не может быть произведена с высокой степенью точности из-за отсутствия необходимого объема научных данных. Поэтому решение методических воп-

росов оценю! противошумовых мероприятий, приведенных в данном Руководстве, должно корректироваться, а сама методика - уточняться по мере накопления дополнительной научной информации.

Цель настоящего Руководства - дать возможность экономически оценить роль социально-экономических факторов и их влияние на эффективность мероприятий по защите от шума.

Затраты, направляемые на создание акустического комфорта, являются в известной степени составной частью издержек, необходимых для постоянного возобновления и совершенствования одного из основных элементов производительных сил - трудовых ресурсов. Кроме того, чистоту окружающей среды, в том числе акустической среды, следует рассматривать как одно из благ, которым население должно быть обеспечено наряду с другими потребляемыми благами (продуктами питания, одеждой, жильем и т.д.).

Руководство разработано к главе СНиП П-12-77 Защит а от шума'. В Руководстве изложены общие принципы социально-экономической оценки противошумовых мероприятий в градостроительстве, приведены основные нормативы для расчетов. Часть нормативов, касающаяся количественной зависимости ущерба, наносимого населению шумами, от уровня воздействующих шумов определена на основе отечественных и зарубежных научных публикаций, а также экспертных оценок.

При проектировании как источников шума, так и акустически уязвимых объектов (и прежде всего жилья) следует иметь в виду, что затраты на мероприятия по вынужденной вторичной шумозаиште, которые приходится делать для уменьшения негативных последствий принятых    ранее    акустически    необоснованных    про

ектных решений, оказываются обычно в 7-10 и более раз значительнее тех затрат, которые потребовались бы для точно такого же снижения шума при условии своевременного учета шумового фактора, т.е. на стадии реализации первичного проекта. Поэтому игнорирование акустических характеристик разрабатываемых и внедряемых производственных и транспортных источни-

4

ков шума, а также мест пребывания людей и особенно жилых помещений приводит к долгосрочным негативным социальным последствиям, либо требует значительных затрат на вынужденную вторичную шумозашиту.

Руководство подготовлено Научно-исследовательским институтом строительной физики Госстроя СССР    и

Центральным экономико-математическим институтом АН СССР (проф. В.А.Варежкин, проф. К.Г. Гофман, инженеры Д.Д. Шемякин, Н.И. Кегелес, ст.н.с. Л.В. Дунаевский)

Под обшей редакцией проф. В.А. Варежки на.

Замечания и предложения просьба направлять по адресу: Москва, 127238, Локомотивный пр., 21, НИИ строительной физики.

. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ШУМОМ

1.1.    Проблема охраны окружающей среды от шума предусматривает решение вопросов зашиты человека от шума на производстве, в учреждениях, на транспорте и на территории жилой застройки, а также в жилых помещениях.

1.2.    Руководство предназначено для оценки строи

тельно-акустических методов и мероприятий по защите от шума, включающих градостроительные, архитектурно-планировочные и строительные методы:    противошу

мовое зонирование территории, рациональную планировку улично-дорожной сети, оптимальную организацию движения транспорта; использование рельефа местности, конфигурации профиля дорог, территориальных разрывов и озеленения; планировку помещений, проектирование окон, балконов, лоджий и других элементов зданий, проектирование внутриквартального пространства, выбор расположения зданий, типа застройки, этажности и типа здания с учетом шумового фактора, применение шумозащитных и звукопоглощающих экранов, звукоизолирующих конструкций, выемок, насыпей и туннелей и т.п.

1.3.    Перечисленные методы и их комбинации различаются по эффективности защиты от шума, затратам и возможности применения в койкретных условиях строительства.

1.4.    Целевыми (одноцелевыми) противошумовые мероприятиями в дальнейшем именуются мероприятия, специально проводимые с целью зашиты населения от шума и не влияющие или практически не влияющие на основные градостроительные или производственные по-

6

казатели проектных решений - метраж жилья, плотность жилого фонда и этажность зданий, производственную мощность шумящих промышленных агрегатов |?ли транспортных средств и т.д. К числу таких мероприятий относятся: устройство насыпей и экранов, использование шумозащитных конструкций окон и т.п.

К числу многоцелевых противошумовых мероприятий относятся мероприятия, которые влияют не только на акустическое состояние жилой застройки, но и на другие существенные характеристики рассматриваемых вариантов. К числу таких мероприятий относятся: возведение жилых зданий с односторонним расположением спальных комнат, переназначение жилых зданий на другие виды эксплуатации, замена шумных видов транспорта и производственного оборудования другими, менее шумными, и т.д.

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПРОТИВОШУМНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

2.1.    Под сверхнормативным загрязнением акустической среды понимается наличие величины уровня звука на селитебной территории городов и других населенных пунктов, а также в помещениях, превышающих допустимую СНиП П-12-77 'Защита от шума'.

В ряде случаев отмечаются жалобы населения на шум при его уровнях ниже нормативного (в случае шума трансформаторов, вентиляторов и других источников). Поэтому мероприятия по снижению уровня шума ниже, чем до нормативного, при небольших затратах на проведение мероприятия могут оказаться целесообразными. В связи с этим в настоящем Руководстве принято, что загрязнение акустической среды жилых помещений имеет место при уровнях шума, превышающих 24 дБА, а на территории населенных мест - 34 дБА.

2.2.    Под противошумовыми понимаются мероприятия, предотвращающие шумовое загрязнение или способствующие его уменьшению на территории населенных мест и в жилых помещениях.

7

2.3.    Экономическая оценка эффекта противошумовых мероприятий определяется путем установления годового экономического эффекта от этих мероприятий.

2.4.    Годовой экономический эффект целевого противошумового мероприятия Э определяется как разность достигаемого благодаря этому мероприятию годового экономического результата Р и годовых приведенных затрат, необходимых для его проведения 3 :

Э* Р - 3 .    (1)

2.5.    Годовой экономический результат целевых противошумовых мероприятий Р определяется величиной снижения экономической оценки ущерба от загрязнения акустической среды вследствие проведения данного мероприятия

Р.У0-У,    (2)

где Уд - экономическая оценка годового ущерба от загрязнения акустической среды, которая имела бы место в случае отказа от рассматриваемого мероприятия, тыс.руб/год;

У - экономическая оценка годового ущерба после проведения мероприятия, тыс.руб/год.

Годовые приведенные затраты на проведение противошумового мероприятия (3) определяются по формуле

3 -С*ЕНК,    (3)

где С - годовые эксплуатационные расходы, тыс. руб/год;

К - капиталовложения, тыс.руб.;

£    - 0,12 _1_    -    нормативный    коэффициент    эффек-

год

тивности капитальных вложений.

Превышение народнохозяйственного экономического результата над приведенными затратами ( Р > 3 ) свидетельствует об экономической эффективности рассматриваемого противошумового мероприятия, при этом Э >

* 0.

2.6.    Проектирование и выбор целевых противошумовых мероприятий рекомендуется осуществлять на основе многовариантного анализа ожидаемых затрат и ре-