Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

135 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе рассмотрены вопросы системного формирования, оценки и отбора эффективных вариантов территориально-планировочной организации в схемах и проектах районной планировки. Изложены основные этапы и процедуры системной разработки, а также методы системных исследований. Для проектировщиков и инженерно-технических работников проектных организаций.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1. Системные основы районной планировки

     Основные принципы системных исследований

     Районная планировка как системный метод

     Районная планировка и система основных территориальных документов

2. Системные принципы методики районной планировки

     Определение объекта районной планировки

     Районная планировка как управляющая система

3. Этапы и процедуры системной разработки схем и проектов

     Общие положения

     Основные этапы

4. Программно-целевой подход в районной планировке

     Общие положения

     Целевой подход

     Программный подход

5. Структурно-функциональный анализ

     Общие положения

     Логика структурно-функционального анализа

     Основные формирующие подсистемы района

6. Альтернативный подход к формированию основных подсистем

     Принципы формирования альтернатив

     Формирование альтернатив основных подсистем

7. Системные принципы планировочной организации территории

     Понятие планировочной организации

     Планировочная структура

     Функциональное зонирование

8. Принципы и методы математического моделирования

     Общие принципы

     Оптимизационные модели в районной планировке

     Имитационные модели в районной планировке

9. Эффективность районной планировки

     Общие положения

     Основные подходы

10. Реализация районной планировки

     Пути реализации

     Методы совершенствования

Приложение 1. Моделирование групповой системы населенных мест в составе проекта районной планировки

Приложение 2. Типовые цели формирования ГСНМ

Приложение 3. Цели и критерии оценки альтернатив формирования ГСНМ

Приложение 4. Экономический блок районной планировки: цели и программы

Приложение 5. Использование математических моделей при разработке проекта районной планировки

Приложение 6. Условные примеры расчета общего эффекта схемы и проекта районной планировки аналитическим методом

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу21.05.2015
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанЦНИИП градостроительства
ИзданСтройиздат1988 г.
УтвержденЦНИИП градостроительства Госкомархитектуры
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ (ЦНИИП ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА) ГОСКОМАРХИТЕКТУРЫ

Рекомендации

по составлению схем и проектов районной планировки на основе

системного анализа и программно-целевого подхода

МОСКВА СТРОЙИЗДАТ 198Й

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ (ЦНИИП ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА) ГОСКОМАРХИТЕКТУРЫ

Рекомендации

по составлению схем и проектов районной планировки на основе

системного анализа и программно-целевого подхода

МОСКВА СТРОЙИЗДАТ I98S

вопросы развития сети городских поселений. На основе комплексной оценки определяются возможности роста отдельных городских поселений, их природное окружение и возможности хозяйственного и рекреационного строительства, состояние и возможности развития инженерно-технической и строительной базы. В результате комплексного анализа делаются выводы о том, какие города следует развивать в первую очередь, а какие желательно по тем или иным причинам вообще не стимулировать.

Таким образом, на уровне схемы районной планировки осуществляется конкретизация основных положений и методических положений Генеральной и региональной схем расселения и обеспечивается их оперативная корректировка.

1.10. Если схемы районной планировки призваны определить пути эффективной организации производства и расселения области, края, автономной республики, то проекты районной планировки должны наметить конкретные возможности по их рациональной реализации.

Проекты ориентированы на часть территории, рассматриваемой в схемах, поэтому они выполняются в больших масштабах. Это дает возможность осуществить более детальный анализ и провести более конкретные разработки.

В проектах районной планировки получают конкретное развитие перспективы роста городских и сельских населенных мест, заложенные в предыдущих документах и, в первую очередь, в схеме районной планировки. Проекты районной планировки решают следующие задачи:

функциональное зонирование территории с выделением резервных площадок для промышленного и гражданского строительства, организации массового отдыха и т. п.;

определение перспективной численности городского и сельского населения как в целом по району, так и по каждому элементу системы расселения;

выявление наиболее предпочтительных планировочных вариантов развития системы существующих и размещения новых населенных мест, промышленных зон, сельскохозяйственных земель, зон рекреации и т. п.;

разработка мероприятий по развитию межселенного культурно-бытового и рекреационного обслуживания населения;

разработка конкретных мероприятий по организации и совершенствованию инженерно-технической инфраструктуры района в соответствии с потребностями планируемого производства и перспективного населения;

разработка конкретных предложений по охране и улучшению

10

окружающей среды, в том числе выделение заповедников, заказников, природных парков, различных охранных зон и т. п.

Проекты районной планировки в настоящее время выполняются кяк на группу административных районов, так и на один административный район. Основой выделения групп административных районов служит дробное экономическое районирование. Группы административных районов определяются различными факторами — формированием единого территориально-производственного комплекса, системы расселения, экономико-географическим положением и т. п. Проекты обычно выполняются на территории интенсивного хозяйственного освоения с преобладанием городского населения над сельским, и особое внимание уделяется вопросу единого территориально-хозяйственного формирования административных районов.

Проекты районной планировки отдельных административных районов, как правило, нацелены на территории с ярко выраженной сельскохозяйственной специализацией. Наряду с традиционными разделами особое внимание здесь уделяется вопросам территориальной организации сельскохозяйственного производства и сельского расселения.

Упрощенный взгляд на территорию района, игнорирующий ее как производительную силу, используемую в различных сферах хозяйственной деятельности, все в большей мере заменяется подходом к ней как к специфическому виду ресурсов. Именно на этом уровне работ по районной планировке осуществляется реальная интеграция, корректировка и конкретизация двух основных документов—Генеральной схемы размещения производительных сил СССР и Генеральной схемы расселения на территории СССР. Решения районной планировки все в большей мере рассматриваются как мероприятия, которые оказывают существенное влияние на эффективность капитальных вложений и должны поэтому обязательно учитываться при обосновании хозяйственных решений на более высоких уровнях.

Таким образом, с одной стороны, районная планировка становится необходимым связующим звеном между Генеральной и региональными схемами расселения и генеральными планами городов, а с другой — между народнохозяйственным планированием и градостроительным проектированием.

2. СИСТЕМНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ РАЙОННОЙ ПЛАНИРОВКИ

Определение объекта районной планировки

2.1.    При системном исследовании и формировании объекта районной планировки необходимо трактовать его (в соответствии с принятым определением системы) как систему, представляющую собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, определяемую как элемент системы более высокого порядка, делящуюся, в свою очередь, на системы более низкого порядка.

Между подсистемами существуют определенные взаимосвязи. Характер, структура, число, интенсивность, устойчивость таких связей позволяют судить о системе как о сложной или простой, стабильной или функционирующей, статической или динамической, поли- или моноструктурной.

Район как объект районной планировки в его физическом смысле имеет определенную совокупность системных характеристик, исследование и знание закономерностей которых необходимы в процессе конструирования его перспективной модели.

Прежде всего район—сложная и большая система, характеризующаяся многообразными внутренними и внешними связями различного происхождения—естественного, технического, социального и т. п., которую можно представить в виде динамического взаимодействия двух субсистем—природной и антропогенной, которые, в свою очередь, подразделяются на ряд взаимодействующих подсистем: природная — на геоподсистему и экоподсистему; антропогенная — на подсистемы производственную, градостроительную, инфраструктурную.

2.2.    Район — функционирующая система, поскольку взаимосвязи ее элементов осуществляются в режиме повторяющихся циклов, чем во многом определяется качественная сторона взаимодействия между ее субсистемами, подсистемами и отдельными элементами. Это свойство районной системы очень важно, так как позволяет в самых общих чертах прогнозировать динамику протекающих в ней наиболее важных процессов. Одновременно с этим район является и динамической системой, поскольку с течением времени он может количественно и, что самое главное, качественно меняться. Это свойство района как системы связано с наибольшими трудностями конструирования его перспективной модели, поскольку качественное его изменение (а следовательно, и изменение его субсистем) происходит нередко в условиях неопределенности. Для таких систем, как район — объект планировки, необходимо знать не только их исходные элементы, но и действующие между ними виды связей и отно-

12

шений. Как правило, в каждой сложной системе можно выделить несколько групп достаточно устойчивых отношений, которые и определяют ее структуру. В сложных системах одновременно существуют несколько структур, в связи с чем эти системы и называют полиструктурнымн. Районная планировка по существу является территориальным моделированием района, т. е. процессом, в котором учитываются наиболее существенные связи системы. Целью такого моделирования является достижение наиболее рационального и равновесного состояния всех подсистем, обеспечивающее и наибольшую народнохозяйственную эффективность системы в целом. Выполнить такую задачу в полной мере районная планировка может лишь тогда, когда она превратится в достаточно действенную управляющую систему.

2.3. Вместе с тем территория районной планировки является системой:

целостной, где все подсистемы и элементы, обладая относительной самостоятельностью, при их взаимодействии образуют новое качество;

многоцелевой, где цели—это требуемые результаты ее формирования, которые получат количественную и качественную формулировку и являются основой оценки ее функционирования;

открытой, постоянно взаимодействующей с внешней средой, поддерживающей с ней динамическое равновесие и на этой основе увеличивающей свою внутреннюю упорядоченность и организованность;

управляемой, в которой сознательно вырабатываются и реализуются управленческие воздействия, направленные на достижение целей системы, обеспечение ее эффективного функционирования и развития;

большой и сложной, которая может быть изучена и спроектирована лишь на основе многоаспектного рассмотрения с привлечением экономических, социальных, экологических, градостроительных, естественных, инженерных и других областей знаний.

Специалисты по районной планировке выделяют следующие ее системные характеристики:

динамизм — районная планировочная система всегда находится в состоянии развития, причем его масштабы, темпы и характер на разных этапах эволюции, безусловно, различны;

сложность и неаддитивность — взаимодействие формирующих подсистем и элементов существенно изменяет свойства системы; для системы в целом характерна совокупность разнокачественных прямых и обратных связей;

стохастичность — вероятностный характер роста и изменения структуры населения, масштабов и темпов экономического развития, научно-технического прогресса и т. п. повышают неопределен-

13

иость в развитии планировочной системы, усиливая сложность ее конструирования;

инерционность — при динамичности и стохастичности развития районная планировочная система в целом изменяется гораздо медленнее, чем формирующие ее подсистемы и элементы;

иерархичность — свойство иерархичности, координации и субординации элементов районной планировочной системы выступает наряду со свойством инерционности планировочной структуры в качестве важного организующего фактора при формировании районной планировочной системы;

неравномерность развития — неравномерное развитие элементов и подсистем районной планировки, вследствие чего можно говорить о необходимости сохранения равновесия основных принципов оптимизации районной планировочной системы.

Районная планировка как управляющая система

2.4. В кибернетическом смысле районная планировка представляет собой сложную динамическую систему управления, включающую управляемую (планировочную ситуацию) и управляющую системы (схему или проект). Полная модель района не исчерпывается указанными аспектами и помимо планировочной ситуации и различного рода проектных разработок должна включать все взаимодействующие элементы между собой и с системой в целом. Поэтому создание комплексной кибернетической модели района весьма сложно и потребует, вероятно, много усилий и времени, необходимых на систематизацию, дальнейшую разработку и приложение к районной планировке знаний, накопленных в процессе развития принципов экономико-математического моделирования, системного анализа, теории игр и решений, широкого применения электронно-вычислительной техники и т. д.

Важная черта системы с точки зрения управления — наличие единых для систем целей, достижению которых должно быть подчинено функционирование всех ее подсистем. Главная задача управления при системном подходе —это интеграция элементов системы в пространстве и времени. Решение этой задачи включает выбор и построение эффективной планировочной структуры с учетом ее развития и оптимального функционирования подсистем и элементов системы в целом. При этом трудность решений этой задачи обусловливается двумя главными причинами — сложностью структуры и высокой динамичностью экономических, социальных, технических систем, а также особым характером взаимоотношений между отдельными подсистемами и элементами, с одной стороны, и системой в целом — с другой. Каждый элемент помимо выполнения роли

14

части системы, подчиненной достижению ее целей, представляет собой достаточно самостоятельное явление со своими специфическими целями и свойствами. Согласование целей элементов с целями системы— это основная проблема управления при системном подходе.

2.5.    Важнейший принцип реализации системного подхода и управления-организация процесса принятия решений. В районной планировке этот процесс включает разработку проектных предложений, их апробацию в согласующих инстанциях и утверждение исполнительными органами. Помимо четко сформулированных целей процесс принятия решений должен опираться на целый ряд важнейших принципов (ресурсный, альтернативный, программный, эффективности, поэтапной реализации и др.), а также на экологический подход, позволяющий оптимизировать сложные взаимные связи между природной и антропогенной субсистемами.

Поскольку районная планировка представляет собой метод многоцелевого использования территории, в ее основу должен быть положен программно-целевой принцип развития всех комплексов природной и техногенной среды, представленных в том или ином районе.

2.6.    Экологический подход к принятию решений в районной планировке заключается в необходимости рассматривать район —объект районной планировки как биоэкономическую систему, т. е. систему, в которой должно быть достигнуто экологическое равновесие. Это означает, прежде всего, что интересы функционирования природной субсистемы должны не просто учитываться при конструировании антропогенной субсистемы района (как это делается до сих пор), а рассматриваться наравне с интересами последней. Прежде всего, здесь идет речь о необходимости регенерации важнейших природных компонентов — воды, воздуха, почвенно-растительного покрова и т. д. В условиях городских высокоурбанизированных территорий добиться экологического равновесия практически невозможно. Достаточно обширный район в целом при правильном подходе к нему как к биоэкономической системе такую задачу может выполнить. Программы развития районов как биоэкономических систем в отдельных природно-экономических зонах страны будут сильно различаться, но важность взаимной увязки целей функционирования природной и антропогенной субсистем с целью достижения наибольшего народнохозяйственного эффекта возрастает с каждым годом.

УДК 711.0

Рекомендованы к изданию секцией по проблемам расселения и районной планировки Научно-технического совета ЦНИИП градостроительства Госком архитектуры.

Рекомендации по составлению схем и проектов районной планировки на основе системного анализа и программно-целевого подхода (ЦНИИП градостроительства. — М.: Стройиздат, 1988.—....с.

Рассмотрены вопросы системного формирования, оценки и отбора эффективных вариантов территориально-планировочной организации в схемах и проектах районной планировки. Изложены основные этапы и процедуры системной разработки, а также методы системных исследований.

Для проектировщиков и инженерно-технических работников проектных организаций.

4902030000—544

047(01)—88

Табл. 8, ил. 7.

Инструкт.-нормат., I вып. —159—88

© Стройиздат, 1988

ПРЕДИСЛОВИЕ

Районная планировка — единственная в своем роде межотраслевая проектная дисциплина, важнейшей задачей которой является комплексная организация территории. Решение проблемы рационального размещения промышленного, гражданского, транспортного и рекреационного строительства требует взаимосвязанного анализа широкого круга трудносопоставимых задач, относящихся к различным областям человеческой деятельности.

Традиционные методы прогнозирования и проектирования все чаще обнаруживают свою несостоятельность в решении подобных проблем, поэтому встает задача свести до минимума процент субъективизма — по возможности объективизировать процесс выработки и принятия решений. В этих условиях задача эффективной организации районной планировки должна решаться с помощью методик, определяющих ее как развивающуюся систему, т. е. с применением современных методов системных исследований.

Системный подход в районной планировке должен рассматриваться как методологическая основа организации, прогнозирования и развития сложных систем, каковыми и являются объекты районной планировки.

Процесс разработки схемы районной планировки принципиально не отличается от процедуры разработки проекта районной планировки, скорее является упрощенной процедурой проекта на некоторых этапах его исследования, поэтому в работе все системные процедуры разработанной методики будут анализироваться на примере проекта, имея в виду возможность их использования и в процессе разработки схем районной планировки.

Методика разработки схем и проектов районной планировки была рассмотрена ранее в выпущенных Стройиздатом работах ЦНИИП градостроительства, как Руководство по составлению схем и проектов районной планировки (1978 г.), Руководство по районированию территории для целей районной планировки (1979 г.). Руководство

3

но комплексной оценке и функциональному зонированию территорий в районной планировке (1982 г.), Руководство по охране окружающей среды в районной планировке (1980 г.), Руководство по моделированию расселения (1982 г.), Рекомендации по составлению раздела «Промышленность в схемах и проектах районной планировки» (1987 г.), Рекомендации по реализации схем и проектов районной планировки (1987 г.) и др.

Настоящие Рекомендации разработаны ЦНИИП градостроительства (д-р архит. В. В. Владимиров— разд. 2, 3, прил. 4; канд. геогр. наук Т. Л. Васильев — разд. 9 и прил. 6; кандидаты архит. С. А. Истомин— разд. 1—8 и прил. 5, Н. И. Наймарк — разд. 6, 7, прил.

1—3; кандидаты географ, наук Е. Е. Лейзерович—разд. 10, И. А. Пор тянский—разд. 8) при участии инженеров В. П. Жалнина и В. А. Ми лашина (Госстрой РСФСР). Под общей редакцией В. В. Владимирова и С. А. Истомина.

1. СИСТЕМНЫЕ ОСНОВЫ РАЙОННОЙ ПЛАНИРОВКИ

Основные принципы системных исследований

1.1.    Из анализа условий возникновения системного анализа нетрудно сделать вывод о его сугубо практической ориентации. В настоящее время за многообразными приложениями системного анализа не стоит более или менее строгое теоретическое обоснование или даже единая последовательность методических процедур. Для каждой конкретной задачи строится своя методическая основа, которая не может быть без существенных модификаций перенесена на иную задачу. На современном уровне развития системный анализ вбирает в себя основы науки, законы логики, а также специфические процедуры и категории.

Применяемые в системном анализе модели — математические, графические или физические — по существу лишь незначительно отличаются от умозрительных конструкций специалиста при решении различных проблем. Модели системного анализа являются эксплицитными и потому ясными, благодаря чему с ними гораздо легче работать, чем с интуитивными моделями, которые практически не поддаются контролю.

1.2.    В рамках системного анализа специалисты выделяют два основных подхода — математику системного анализа и логику системного анализа. Первый подход связан с оптимизацией некоторой количественно выраженной функции системы. В этом случае задача состоит в том, чтобы на основе математических или имитационных методов найти количественно определенное лучшее решение. Логика же системного анализа связана с процессом и процедурами принятия решений, т. е. на первом плане стоит структуризация проблемы — выявление реальных целей системы и альтернативных путей их достижения, анализ внешних условий и ограничений.

Для определения принципов взаимосвязи системного подхода и статуса общей теории систем используем следующие определения: системные исследования — это совокупность научных и технических проблем, которые при всей их специфике и разнообразии сходны в понимании и рассмотрении исследуемых объектов с точки зрения описания функционирующих как единое целое систем;

системный подход— это эксплицитное выражение процедур представления систем и способов исследования объектов;

общая теория систем — междисциплинарная область исследований, в задачи которой входит разработка обобщенных моделей систем, построение логико-методического аппарата описания функционирования и поведения систем, их целенаправленного поведения, развития, иерархического строения, процессов управления и т. п.

5

1.3.    Основные принципы системных исследований вполне применимы к рассматриваемым в данных Рекомендациях объектам районной планировки. Район представляет собой систему, которая состоит из относительно неделимых элементов, объединенных системообразующими связями, и которая характеризуется определенными пространственно-временными параметрами. Представив его как иерархическую структуру различных подсистем, можно исследовать специфику функционально-планировочной организации, факторы его формирования и альтернативы будущего развития.

В методике системных исследований существуют самые разнообразные определения основных понятий. Многие авторы под одним и тем же термином часто подразумевают совершенно разные вещи, поэтому необходимо определить (в рамках данной работы) хотя бы основное понятие системного подхода — система. Из всего многообразия толкований понятия система выделим следующее:

система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, свойства этого целого не сводятся к сумме свойств составляющих его частей;

система образует особое единство со средой; как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка (метасистемы);

элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка (подсистемы).

1.4.    В качестве основной методологической базы системного подхода в настоящее время используется системный анализ, основным принципом которого являются дифференциация и расчленение анализируемой системы на составляющие ее подсистемы и первичные элементы с установлением всех форм функциональных взаимосвязей между ними. Дифференциация может осуществляться как по функциональному признаку, так и на основе выделения структурно-планировочных элементов. При этом должен устанавливаться иерархический принцип: ступенчатая структура анализа по нисходящей пинии от верхних уровней строения системы к нижним.

Специалисты по системному анализу и исследованию операции обычно выделяют пять основных этапов решения проблемы: выделение цели (или совокупности целей);

определение альтернативных средств, обеспечивающих достижение цели;

определение ресурсов; построение модели;

определение критерия выбора предпочтительной альтернативы. Определение четкой последовательности действий, учет целей и средств, выделение и последовательное рассмотрение альтернативных вариантов решения проблем, стремление к рациональному вы-

6

бору между ними—то общее, что содержится в различных работах по системному подходу.

1.5.    Опишем этот процесс с позиций специалиста, решающего планировочные проблемы:

первый этап работы определяется как стадия общей постановки проблемы с точки зрения определения основных показателей структуры и характера функционирования проектируемой системы; основополагающим является конкретное уяснение целей и критериев эффективности;

на втором этапе основной является разработка рабочих гипотез в соответствии с выбранными целями и критериями, а также выбор методологических средств решения проблемы — математического, логического или структурного моделирования;

на третьем этапе происходит дифференциация системы на составляющие подсистемы и элементы с целью выявления всех форм взаимосвязи и функционирования;

на четвертом этапе проводится испытание системы, т. е. анализ проведения системы с целью установления оптимальной организации и управления проектируемой градостроительной системы;

заключительный этап состоит в разработке конкретных рекомендаций по реализации результатов решения проблемы.

Причем в рамках системного анализа проблем районной планировки и градостроительства возможно органичное единство формализованного и неформализованного, что особенно важно в процессе решения часто слабоструктуризованных проблем градостроительного проектирования и прогнозирования. Умение количественно описывать поведение объекта хотя и чрезвычайно важно, тем не менее не должно заслонять тот факт, что эффективность модели в первую очередь зависит от правильности ее основных предпосылок.

Районная планировка как системный метод

1.6.    Районная планировка с самого начала возникновения по своей сущности была системным методом, поскольку главное ее содержание состоит в том, чтобы на основе анализа и синтеза взаимосвязей природных, социально-экономических и технических составляющих территории создать интегрированную модель района и в конкретных условиях установить мероприятия для ее реализации. Однако за последние годы системный подход, в том числе общая теория систем, системный анализ бурно развивались, выработали достаточно четкую систему методических и процедурных приемов и были успешно применены при осуществлении многих важных планов и программ. В настоящее время на основе системного анализа разрабатывается методология комплексного народнохозяйственного пла-

7

нирования. Этот же подход лег в основу Генеральной схемы расселения на территории СССР. Основные современные методы системного подхода также должны развиваться и в районной планировке, тесно связанной как с территориальным планированием, так и с дальнейшей детализацией и реализацией стратегических градостроительных задач.

1.7.    Вся история районной планировки — свидетельство тому, как неуклонно соблюдались ею (за исключением известного периода так называемой «отраслевой* районной планировки) два условия— комплексный подход к объекту и поэлементное рассмотрение важнейших составляющих района — природной среды, хозяйства и инфраструктуры.

Механическое перенесение современных приемов системного подхода в районную планировку, внедрение в нее одной лишь голой схемы такого подхода без развития конструктивного начала, свойственного районной планировке, без совершенствования системы информации, без развития методов анализа, прогноза и синтеза не в состоянии повысить действенность районной планировки и сделать ее надежной базой формирования и функционирования каких бы то ни было районов. Однако именно системный подход в районной планировке в состоянии упорядочить логику разработки сложных территориальных проблем, соразмерить поставленные цели с имеющимися ресурсами и достаточно надежно выбрать необходимый вариант планировочного решения.

Районная планировка и система основных территориальных документов

1.8.    Развитие отдельных городов и населенных пунктов должно осуществляться в рамках государственных плановых решений по взаимосвязанному, системному развитию городских и сельских поселений в масштабе страны и отдельных регионов. Этим и определяется существующая система градостроительного проектирования, которую составляют пять основных документов: Генеральная схема расселения на территории СССР, региональные схемы расселения, схемы районной планировки, проекты районной планировки и генеральные планы городов.

В связи с этим возникает проблема взаимосвязанной и соподчиненной разработки градостроительных предплановых и проектных документов, обосновывающих развитие населенных мест.

Основная концепция и принципы государственной политики в области перспективного развития расселения определяются на предплановом уровне в Комплексной программе научно-технического прогресса, Генеральной схеме размещения производительных сил

8

СССР, Генеральной схеме расселения на территории СССР. В развитие Генеральной схемы расселения разрабатываются республиканские (региональные) схемы расселения союзных республик, в которых конкретизированы и разработаны направления формирования систем расселения с учетом экономических, социальных и экологических условий их развития.

Важным инструментом политики управления развитием городов и населенных мест служат схемы и проекты районной планировки— государственные документы регулирования развития населенных мест, рационального использования их территории, природных ресурсов, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры на каждом конкретном этапе экономического и социального их формирования. С помощью районной планировки и осуществляются связи между народнохозяйственным планированием и градостроительным проектированием.

1.9. В схемах районной планировки продолжается дальнейшая разработка и конкретизация вопросов организации производства и расселения в области, крае, республике в соответствии с прогнозом Генеральной и региональных схем расселения и с учетом народнохозяйственных планов и предплановых обоснований формирования хозяйственного комплекса района. Перед схемами районной планировки, которые должны раскрыть возможности конкретного территориально-хозяйственного комплекса, ставятся четкие и конкретные задачи:

разработать на основе намечаемых перспектив развития хозяйства территориальную модель наиболее эффективной организации промышленного, гражданского, сельскохозяйственного, транспортного и рекреационного строительства;

разработать на основе предлагаемой территориально-хозяйственной модели формирования района и с учетом роста численности населения пути развития систем городских и сельских поселений, систем группового расселения, систем культурно-бытового и рекреационного обслуживания населения;

выявить и обеспечить комплексное использование всех основных ресурсов — природных, территориальных, экономических и трудовых;

обеспечить рациональное формирование и развитие инженерно-технической инфраструктуры района;

разработать территориально-планировочные мероприятия, необходимые для охраны внешней среды, сохранения и улучшения природных ландшафтов;

провести экономическое районирование области, края, республики, выделить объекты следующего этапа районной планировки и определить очередность выполнения проектов.

В схемах районной планировки центральное место занимают

9