Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

134 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе освещены основные положения теории экономического районирования, пути использования его результатов в работах по расселению и районной планировке. Приведены состав и характеристики экономических районов СССР, экономических подрайонов и микрорайонов, субрегиональных и первоочередных групповых систем населенных мест. Изложены критерия, этапы и приемы проведении экономического районирования. Для проектировщиков и научных работников, занимающихся вопросами расселения, районной планировки и градостроительства.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Экономическое районирование территории СССР

2. Использование экономического районирования для целей расселения

3. Использование экономического районирования для целей районной планировки

Приложение 1. Экономические районы СССР

Приложение 2. Экономические подрайоны СССР и субрегиональные системы

Приложение 3. Экономические микрорайоны СССР и первоочередные ГСНМ

     РСФСР

     I. Центральный экономический район

     II. Северный экономический район

     III. Северо-Западный экономический район

     IV. Волго-Вятский экономический район

     V. Уральский экономический район

     VI. Центрально-Черноземный экономический район

     VII. Северо-Кавказский экономический район

     VIII. Поволжский экономический район

     IХ. Западно-Сибирский экономический район

     Х. Восточно-Сибирский экономический район

     ХI. Дальневосточный экономический район

     ХI а. Калининградская область

     Украинская ССР

     ХII. Юго-Западный экономический район

     ХIII. Донецко-Приднепровский экономический район

ХIV. Южный экономический район

ХV. Белорусский экономический район

ХVI. Прибалтийский экономический район

ХVII. Закавказский экономический район

ХVIII. Казахстанский экономический район

ХIХ. Среднеазиатский экономический район

ХХ. Молдавская ССР

Приложение 4. Характеристика типов экономических микрорайонов (ЭМ) СССР

Приложение 5. Критерия, этапы и приемы микрорайонирования

Литература

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу21.05.2015
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанЦНИИП градостроительства
ИзданСтройиздат1988 г.
УтвержденЦНИИП градостроительства Госкомархитектуры
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЦНИИП градостроительства Г оском архитектуры

Рекомендации

по районированию территории СССР для целей расселения и районной планировки

Центральный

научно-исследовательский и проектный институт по градостроительству (ЦНИИП градостроительства) Госкомархитектуры

Рекомендации

по районированию территории СССР для целей расселения и районной планировки

Москва Стройиздат 1988

К развитым системам относятся те, в которых население городских поселений (без города-центра) и сельских райцентров составляет более 50% населения города - центра системы.

К менее развитым ГСНМ относятся те, в которых население городских поселений (без города-центра) и сельских райцентров составляет 30-50% населения города-центра.

К складывающимся ГСНМ относятся те, в которых население городских поселений (без города-центра) и сельских райцентров составляет 10-30% населения города - центра системы.

2.15.    В классификации первоочередных ГСНМ приведена характеристика КГ А, на базе которых они формируются, на основе оценки, которая им дается в Генеральной схеме расселения на территории СССР на период до 2000 года. В этом перечне выделяются КГА высокоразвитые, развитые и слаборазвитые.

2.16.    Сводный индекс типа ГСНМ, учитывающий все показатели, приведенные выше в пп. 2.13, 2.14 и 2.15, может состоять из четырех или пяти букв. Над чертой он содержит характеристики ГСНМ по численности населения и состоянию развития сети населенных мест, а под чертой - характеристику КГА, на базе ко-

см

торой формируется ГСНМ, например-----средняя ГСНМ, мало развитая, на

Ав

базе слаборазвитой КГА.

2.17.    ГСНМ, как локальные системы расселения, представляют собой под системы тех интегральных территориальных систем, которыми на этом территориальном (локальном уровне) являются экономические микрорайоны. Поэтому концепция Генеральной схемы расселения на территории СССР на период до 2000 года определяет ГСНМ как единый территориально-социальный комплекс, формируемый, как правило, в границах экономических микрорайонов. Большинство первоочередных ГСНМ (123) размещается в границах одного экономического микрорайона. Остальные 53 охватывают полностью или частично территории двух или более экономических микрорайонов (см. прил. 3) Однако полное совпадение границ первоочередных ГСНМ и экономических микрорайонов имеет место только в 45 случаях. В 78 случаях они различаются за счет того, что периферийные части экономических микрорайонов оказываются вне сферы формирования первоочередных ГСНМ.

3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНИРОВАНИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РАЙОННОЙ ПЛАНИРОВКИ

3.1.    Районная планировка - одна из сфер деятельности местных Советов народных депутатов по обеспечению, в соответствии со ст. 147 Конституции СССР, в предела^ их полномочий комплексного экономического развития подведомственной им территории, координации и контроля деятельности предприятий, учреждений и организаций, подчиненных как местным Советам, так и вышестоящего подчинения в области землепользования, охраны природы, строительства, социально-культурного и бытового обслуживания населения.

3.2.    Основными задачами районной планировки являются: комплексное размещение всех видов.производства и строительства, формирование производственной и социально-бытовой инфраструктуры, рациональная организация расселения и использования природных ресурсов, охрана окружающей среды.

Районная планировка включает;

распределение территории между административными районами, городами, сельскохозяйственными предприятиями и иными крупными землепользователями сельской местности (с последующим закреплением в схемах и проектах землеустройства) ;

установление целесообразных размеров производственной деятельности действующих заводов, фабрик, совхозов и колхозов с точки зрения наличия природных и трудовых ресурсов, обеспечения населения изделиями первой необходимости и скоропортящимися продуктами питания, недопущения нарушения экологического равновесия:

определение возможности размещения новых производственных предприятий в пределах подведомственной территории;

выбор площадок для нового крупного производственного строительства; определение массивов и участков территорий - объектов мелиоративных работ и работ по инженерной подготовке территории;

установление определенного режима использования отдельных территорий; проведение мероприятий по поддержанию экологического равновесия, как на всей территории, охватываемой районной планировкой, так и в отдельных ее частях;

формирование систем населенных мест, регулирование направленности территориального развития, установление границ и проектной численности населения городов и поселков городского типа, проведение в жизнь мероприятий по совершенствованию сельского расселения;

выбор мест размещения объектов науки и научного обслуживания, культурно-бытового обслуживания, массового отдыха населения;

выбор направлений трасс инженерных коммуникаций и определение мест размещения объектов шокснсрной инфраструктуры;

установление и соблюдение режимов использования и охраны памятников истории и материальной культуры.

3.3.    В своей деятельности, относящейся к области районной планировки, местные Советы народных депутатов опираются на проектные материалы районной планировки. В настоящее время в СССР существуют два вида проектных работ по районной планировке: схемы районной планировки и проекты районной планировки. Оба вида работ выполняются последовательно, причем на территориальные объекты различных рангов - в разных масштабах. Схемы и проекты районной планировки заметно отличаются друг от друга по характеру и детальности принимаемых решений, а также каналами, по которым происходит реализация проектных решений.

3.4.    Основными объектами для разработки схем районной планировки в соответствии с Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем и проектов районной планировки, планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов (ВСН 38-82) являются края, области, автономные республики и те союзные республики нашей страны, которые не имеют областного деления. Допускается разработка схем районной планировки на группы областей, связанных общностью хозяйственной специализации, проблем перспективного развития и единством систем расселения.

3.5.    В качестве объекта для разработки второго этапа районной планировки -проектов районной планировки - устанавливается часть территории области, края.

11

автономной республики, союзной республики (не имеющей областного деления) -группа из нескольких административных районов или отдельный административный район. Территории, находящиеся в ведении городских Советов городов республиканского, краевого, областного и окружного подчинения, следует рассматривать в качестве самостоятельных единиц и вводить их в состав районов - объектов проектов районной планировки.

3.6.    Перечень районов, которые могут быть объектами районной планировки, включает в настоящее время наряду с территориями, границы которых определены административным делением страны (союзные и автономные республики, края, области, отдельные административные районы и горсоветы), территории, границы которых административным делением пока нс установлены (группы административных районов).

3.7.    Включение в число объектов районной планировки территорий, границы которых законодательно не закреплены, отражает опыт районной планировки. Этот опыт показал, что в тех случаях, когда объектами районной планировки являются территории, прилегающие к большим городам, районы формирования крупных промышленных комплексов, курортные районы, районы крупного гидротехнического и мелиоративного строительства, решение основных задач районной планировки требует выхода за границы отдельных административных районов. Это требование отражает объективные процессы формирования внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских районов (экономических микрорайонов).

3.8.    В настоящее время система работ по составлению проектов районной планировки, как и работ по составлению схем районной планировки, нацелена на сплошной охват территории страны. Предполагается, что каждый административный район должен быть охвачен проектом районной планировки. Достаточно апробированы четыре варианта организации разработки проектов районной планировки:

1    - на отдельный административный район;

2    - на группу административных районов, причем основными объектами проектирования являются отдельные административные районы, но решение тех вопросов районной планировки, которые затрагивают интересы смежных районов, выносится на так называемые увязочные чертежи и соответствующим образом отражается в пояснительных записках, составляемых для каждого района в отдельности;

3    - на группу административных районов, причем сводная пояснительная записка и все основные чертежи составляются для всей группы административных районоь, а затем на их основе выполняются пояснительные записки и проектные планы для отдельных административных районов, входящих в группу;

4    - в два этапа: сначала на группу административных районов, а затем на каждый из административных районов, входящих в группу

Выбор того или иного варианта зависит от типа хозяйственной местности, для которой выполняется проект районной планировки (табл. 2),

3.9.    В качестве наиболее общей рекомендации предлагается идти по первому варианту - для экономических микрорайонов, расположенных в хозяйственных местностях типа Т, по второму варианту - для экономических микрорайонов, расположенных в хозяйственных местностях типа II, по третьему варианту - для экономических микрорайонов, расположенных в хозяйственных местностях ти-

Резервные территории Территории лесопромышленные и лесопромысловые

Территории с экстенсивным сельским хозяйством

Территории с очаговым развитием промышленных производств, использующих ископаемое сырье Сельскохозяйственные и сельскохозяйственно-промышленные территории. Промышленные пункты специализированы, как правило, на переработке местного сельскохозяйственного сырья

Промышленно-сельскохозяйственные и промышленные территории. Наряду с отраслями промышленности. перерабатывающими местное минеральное и сельскохозяйственное сырье, значительное развитие приобретает перерабатывающая промышленность, не связанная с местной сырьевой базой. Сельское хозяйство частично ориентировано на снабжение местного городского населения

Крупные районы обрабатывающей промышленности с развитием в ряде случаев добывающей промышленности

Крупные районы топливодобывающей или металлургической промышленности

Сельское хозяйство заметно ориентировано на снабжение местного (уродского населения

Функциональная характеристика j

I

С выборочным хозяйственным освос-нисм. наделенным на использование природных ресурсов, очаговым расселением. пониженной плотностью населения (плотность сельского населения 1.S чел. на 1 км* и ниже)

Освоенность

С относительно равномерным хозяйственным (главным образом сельскохозяйственным) освоением и расселением

С относительно равномерным хозяйственным (главным образом промышленным) освоением и расселением

С интенсивным хозяйством и расселением в форме агломерации

Таблица 2

Сетевая характеристика

Городская сеть может быть представлена поселками и городами различной величины малыми, средними, большими. Административные районы но связаны друг с другом

Городская есть отсутствует или может быть представлена одним или несколькими городами, поселками городского типа. Административные районы мало связаны друг с другом. Однако в ряде случаев уже выв» ляется город, претендующий на то, чтобы в перспективе стать объединяющим центром хозяйственной местности

Имеется несколько городов и среди них город-центр, распространяющий свое непосредственное влияние на прилегающие административные районы

Имеется город с населением св. 500 тис. чел., доминирующий над прилегающими административными районами, к идет формирование агломерации. Сфера трудовых поездок населения распространяется иа значительную часть хозяйственной местности


па Ш, и по четвертому варианту — для экономических микрорайонов, расположенных в хозяйственных местностях типа 1У. Распределение экономических микрорайонов по типам хозяйственных местностей приведено в прил. 3.

ЗЛО. Четырехчленная типология хозяйственных местностей соответствует рекомендуемому числу вариантов разработки проектов районной планировки. При этом к каждому типу хозяйственных местностей относится очень большое число экономических микрорайонов, достаточно различных по степени освоенности, функциональной и сетевой характеристикам.

В связи с этим в прил. 3 дополнительно указывается тип экономического микрорайона СССР. Общая характеристика отдельных типов экономических микрорайонов приводится в прил. 4.

3.11.    Определение состава экономических микрорайонов - объектов проектов районной планировки - должно производиться при разработке схем районной планировки. Поскольку экономические микрорайоны представляют собой достаточно динамичные системы, эволюционирующие из одного типа в другой и часто меняющие границы, в процессе проектирования их сетки возможно идти двумя путями:

использовать ранее разработанные сетки внутриобластного, внутрикраевого и внутриреспубликанского районирования, в первую очередь (см. прил. 3); уточнять или заново разрабатывать сетки внутриобластного, внутрикраевого, внутри-рсспубликанскогс районирования. Вс многих случаях возможно совмещение этих путей: для части территории области, края или республики используется ранее разработанная сетка, а другая часть территории районируется заново.

3.12.    В тех случаях, когда сетка внутриобластного, внутрикраевого, внутриреспубликанского районирования разрабатывается заново, следует воспользоваться рекомендациями, содержащимися в прил. 5.

Экономические районы СССР

комические районы и входящие х края, области и республики

Территория, тыс. км*

Население, млн чел. 01.01.1979rJ01.01.1987 г.

I. Центральный

486

28,9

29,9

Брянская обл.

35

1,5

1.5

Владимирская ”

29

1,6

1.6

Ивановская

24

1,3

1,3

Калининская ”

84

1,6

1,6

Калужская ”

30

1

1

Костромская ”

60

0,8

0,8

Московская ”

47

14,4

15,4

Орловская

25

0.9

0.9

Рязанская

40

1,4

1,3

Смоленская

50

1,1

U

Тульская

26

1.9

1,9

Ярославская **

36

1,4

1.5

//. Северный

1466

5.6

5.9

Архангельская обл.

587

1,5

1,5

Вологодская **

146

1,3

1,4

Мурманская

145

1

1,1

Карельская АССР

172

0,7

0.8

Коми АССР

416

1,1

1,2

М. Северо-Западный

196

7,6

8,2

Ленинградская обл.

86

6,1

6,6

Новгородская ”

55

0,7

0,8

Псковская

55

0.8

0.8

ТУ. Волго-Вятский

263

8,4

8,4

Горьковская обл.

75

3.7

3,7

Кировская

121

1,7

1,7

Марийская АССР

23

0,7

0,7

Мордовская "

26

1

1

Чувашская **

18

1,3

1,3

У. Центрально-Черноземный

167

7.8

7,7

Белгородская обл.

27

1,3

1.4

Воронежская

52

2,5

2,5

Курская

30

1,4

1,3

Липецкая

24

1,2

1,2

Тамбовская

34

1.4

1,3

У/. Поволжский

536

15,7

16,3

Астраханская обл.

44

0,9

1

Волгоградская *•

114

2,5

2,6

Куйбышевская ”

54

3,2

3.3

Пензенская

43

1,5

1,5

Саратовская ”

100

2,6

2,6

Ульяновская

37

1,3

1,4

Калмыцкая АССР

76

0,3

0,3

Татарская ”

68

3.4

3,6

У И. Северо-Кавказский

355

15,5

16,4

Краснодарский край

84

4,8

5

Ставропольский ”

81

2.5

2,8

Ростовская обл.

101

4,1

4.3

Дагестанская АССР

50

1,6

1,8

Кабардино-Балкарская АССР

12

0.7

0.7

15

УДК 711(47+ 57)

Рекомендовано к изданию Научно-техническим советом ЦНИИП градостроительства Госкомархитектуры.

Рекомендации по районированию территории СССР для целей расселения и районной планировки / ЦНИИП градостроительства. — М.: Стройиздат, 1988. — 216 с.

Освещены основные положения теории экономического районирования, пути использования его результатов в работах по расселению и районной планировке. Приведены состав и характеристики экономических районов СССР, экономических подрайонов и микрорайонов, субрегиональных и первоочередных групповых систем населенных мест. Изложены критерии, этапы и приемы проведения экономического районирования.

Для проектировщиков и научных работников, занимающихся вопросами расселения, районной планировки и градостроительства.

Табл. 6, ил. 9.

0604020100-311

р-----------

047 (01)-88

Разработаны ЦНИИП градостроительства [канд. геогр. наук Е.Е. Лейзерович (разд. 1—3, прнл. 3—5), инженеры Г.И. Амелъкова (прил. 1, 3), В.Ш. Юровский (прил. 2—3), архит. О.Ю. Селиверстова (иллюстрации) ].

Инструкт.-нормат., 1 вып. — 158-88

©Стройиздат, 1988

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ СССР

1.1.    Для целей проектирования и планирования территория СССР разделена на 19 экономических районов. Отдельно выделяется Молдавская ССР. Сетка экономических районов отражает наиболее значительные природные и объективно сложившиеся хозяйственные различия между отдельными частями страны, особенности их экономико-географического положения.

1.2.    Экономические районы СССР - крупные территории с многомиллионным населением - от 6 млн чел. в Северном экономическом районе, до 31 млн чел. в Среднеазиатском экономическом районе (прил. 1). Каждый экономический район играет важную роль в народном хозяйстве СССР, специализируясь на производстве определенного состава важнейших продуктов промышленности и сельского хозяйства в масштабах, заметно влияющих на производственный потенциал страны. Народнохозяйственная специализация экономического района является его наиболее важным индивидуализирующим признаком, определяет существенные отличия от других экономических районов страны. Важное значение для экономического района имеет также его экономико-географическое положение по отношению к основным хозяйственным центрам страны и магистральным транспортным путям, соединяющим эти центры, а также к другим государствам.

1.3.    Главная движущая сила формирования сетки экономических районов СССР - общесоюзное географическое разделение труда, как бы прикрепляющее определенные виды и сочетания производств к отдельным частям территории страны. В последние десятилетия существенное значение для многих экономических районов СССР приобрело их участие в международном географическом разделении труда, прежде всего, возможность обмена производимой продукцией со странами - членами СЭВ.

Базовые процессы формирования экономических районов - производственные процессы. В границах отдельных экономических районов складываются и функционируют мощные межотраслевые энергбпроизводственные циклы, включающие как добычу и первичную переработку сырья, так и его глубокую, многостадийную переработку с обменом в процессе производства деталями и полуфабрикатами.

1.4.    Каждый экономический район СССР объединяет несколько крупных единиц административно-территориального деления страны - областей, краев, автономных республик. В трех случаях (Закавказский, Прибалтийский и Среднеазиатский экономические районы) в состав экономических районов, помимо автономных республик и областей, входят целиком по нескольку союзных рес-

3

публик. Области, края, автономные и союзные республики, входящие в состав одних и тех же экономических районов, заметно различаются между собой по величине территории, численности населения, экономическому потенциалу.

1.5.    Каждый экономический район СССР представляет собой сочетание экономических подрайонов - территорий, менее различающихся между собой по величине территории, численности населения и экономическому потенциалу, чем единицы административно-территориального деления.

Наблюдается три вида сочетаний границ экономических подрайонов с границами областей, краев и республик: полное совпадение границ экономических подрайонов с границами областей и автономных республик (но не краев); охват экономическим подрайоном части области, края, автономной республики; полное или частичное включение в экономический подрайон территорий разных областей, краев и республик (прил. 2).

1.6.    Движущие силы и базовые процессы районообразования экономических подрайонов те же, что и у экономических районов (географическое разделение труда, производственные процессы), и поэтому различия между первыми и вторыми преимущественно количественные. Но есть, конечно, и качественная разница. Экономические подрайоны — это территории, имеющие: более однозначные предпосылки для развития за счет относительного сходства природных условий и ресурсов и экономико-географического положения; народнохозяйственную специализацию в одних случаях, связанную со специализацией всего экономического района, а в других случаях дополняющую эту специализацию. Как правило, промышленная специализация экономического подрайона представлена как и в экономическом районе группами производственных предприятий, размещающихся в разных городах - промышленных узлах.

1.7.    Для многих экономических подрайонов характерно наличие или формирование в их границах территориально-производственного комплекса (ТПК), т.е. взаимообусловленного сочетания производств, при котором достигается определенный экономический эффект за счет удачного подбора предприятий в соответствии с природными и экономическими условиями района, его транспортным и экономико-географическим положением. Дополнительный эффект при создании ТПК достигается в результате полного и правильного использования природного и вторичного сырья на всех стадиях его переработки, сокращения транспортных расходов, складских и иных потерь при перемещении сырья или полупродукта в процессе производства, более синхронной работы предприятий, позволяющей рационально использовать их оборотные средства и основные фонды и т.п.

Формирование ТПК осуществляется путем последовательного комбинирования и кооперирования промышленных и сельскохозяйственных предприятий, включая их научно-производственные подразделения, а также соответствующей организации транспорта и энергетики.

1.8.    Все экономические подрайоны СССР могут быть разделены на две группы: а) для которой характерна территориальная концентрация промышленного производства в ограниченном числе городов - промышленных узлов; б) в которой наблюдается дисперсное размещение производства во многих точках экономического подрайона, причем таковыми могут быть и крупные города - промышленные узлы, и мелкие промышленные центры, и ограниченные по площади лесопромышленные и сельскохозяйственные территории.

4

В соответствии с этим все экономические подрайоны делятся на три группы по характеру территориальной локализации в них населения: а) в которых территориальная локализация производства опосредствуется в виде преимущественной концентрации населения в крупных городах; б) в которых локализация производства выражается размещением населения по населенным пунктам разных величин, включая и значительное количество сельских поселений; в) занимающие промежуточное положение между первой и второй группами.

1.9.    Особенности территориальной локализации населения в экономических подрайонах, а также различия в величинах крупнейших городов, расположенных в пределах экономических подрайонов, определяют неодинаковую районообразующую роль городов и расселения при формировании отдельных экономических подрайонов.

Ряд экономических подрайонов представляет собой простые зоны хозяйственного тяготения крупных городов. Но число таких экономических подрайонов невелико. Значительно больше экономических подрайонов, границы которых совпадают с границами небольших областей и которые имеют значительные по численности населения города-центры. Это, главным образом, экономические подрайоны, сформировавшиеся в Центральном, Северо-Западном, Центрально-Черноземном экономических районах РСФСР, на Украине, в Казахстане. В таких экономических подрайонах города-центры заметным образом влияют на формирование территориальной структуры и их наличие выступает на равных правах с народнохозяйственной специализацией в качестве районообразующих факторов этих экономических подрайонов.

Однако для большинства экономических подрайонов народнохозяйственная специализация, как и в экономических районах, остается основным районоформирующим фактором, и они представляют собой, прежде всего, производственные ячейки, цеха своего экономического района.

1.10.    Экономико-географическая наука не ограничивается разделением экономических районов (макрорайонов, или районов первого ранга) на экономические подрайоны (мезорайоны, или районы второго ранга). В границах последних выделяются экономические микрорайоны, или районы третьего ранга (прил. 3). Как правило, экономические микрорайоны формируются из нескольких административных районов, включают в себя также несколько городских поселений и представляют собой внутриобластные, внутрикраевыс или внутриреспубликанские районы. Взаимоотношения между сельским хозяйством, транспортом и промышленностью в таких экономических районах низшего порядка отнюдь не представляют собой повторение в уменьшенных размерах тех взаимоотношений между отраслями народного хозяйства, которые имеют место в крупных частях страны. Экономические взаимосвязи между отраслями хозяйства осуществляются в основном не в узких рамках таких районов низшего порядка. Тс элементы этих взаимосвязей, которые мы здесь находим, сравнительно односложны.

1.11.    Территориальные группировки производств, функционирующие в рамках экономических микрорайонов, представляют, как правило, относительно элементарные производственные системы. Они, как и ТПК экономических районов и подрайонов, формируются под влиянием природных, экономических, трудовых ресурсов территории, ее экономико-географического положения, места в общесоюзной системе географического разделения труда. Однако если для экономических районов и большинства экономических подрайонов характерно нали-

5

чие более или менее замкнутой (сучетом экономически целесообразной специализации) системы производства с рациональной сбалансированностью производства и потребления основных продуктов, то большинство экономических микрорайонов такой системы не имеет.

1.12.    Каждый экономический микрорайон обладает определенной производственной специализацией, но во многих экономических микрорайонах она всецело определяется специализацией города-центра. В этих случаях важнейшим районообразующим началом выступает само наличие города-центра, и специализация района сохраняет лишь значение индивидуализирующей характеристики. Между смежными экономическими микрорайонами, расположенными вне зон хозяйственного тяготения городов, различия в специализации невелики и также не могут играть роль важного районообразующего фактора. Эту роль специализация сохраняет лишь в тех случаях (редких), когда среди смежных экономических микрорайонов формируется экономический микрорайон, отличающийся заметным хозяйственным своеобразием.

Вместе с тем для экономических микрорайонов заметно возрастает районообразующее значение расселения, инфраструктуры, производственных и непроизводственных связей. Система расселения и транспортно-товарораспределительные связи могут объединить в один экономический микрорайон территории с разной хозяйственной специализацией. Экономические микрорайоны могут образовываться и несколькими административными районами, слабо связанными в настоящее время между собой, но имеющими единое экономико-географическое положение, которое является предпосылкой к формированию их взаимосвязей в перспективе.

1.13.    Экономическое районирование широко используется для целей расселения и районной планировки путем учета при разработке основных проектных и предплановых материалов для этих видов деятельности.

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНИРОВАНИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РАССЕЛЕНИЯ

2.1.    Расселение - это процесс постепенного распределения населения по территории путем формирования новых и развития существующих населенных мест, и одновременно результат процесса распределения населения по территории, характеризуемый количеством, величиной и типом населенных мест, а также особенностями их взаимного расположения.

2.2.    Проектной основой регулирования расселения является Генеральная схема расселения на территории СССР - долгосрочная концепция развития сети населенных мест в масштабе страны, союзных республик, экономических районов, предусматривающая решение наиболее крупных проблем расселения. Генеральная схема расселения - основополагающий документ для разработки региональных схем расселения, выполняемых для союзных республик и экономических районов. Поэтому разработка Генеральной схемы расселения и переход к разработке региональных схем расселения требуют использования сетки экономических районов.

2.3.    Следующая важная форма использования экономического районирования для целей расселения - выделение так называемых субрегиональных систем расселения.

6

Субрегиональные системы расселения — это областные или межобластные системы расселения, формирующиеся соответственно в границах одного экономического подрайона или смежных экономических подрайонов. Для них характерно наличие устойчивых эпизодических связей между городом - центром субре тональной системы и ее периферией или между крупными городами, образую щими систему.

2.4.    Выделяются два типа субрегиональных систем расселения - моноцентр и чес к ий и полицентрический. К первому типу относятся системы расселения, формирующиеся вокруг республиканских, краевых и областных центров. Ко второму типу субрегиональных систем расселения относятся системы, формирующиеся на базе двух или нескольких крупных городов. Перечень перспективных субрегиональных систем расселения приводится в прил. 2.

2.5.    Третья - наиболее массовая форма использования экономического районирования для целей расселения - выделение групповых систем населенных мест (ГСНМ). ГСНМ - это локальные системы населенных мест, включающие в себя группы городских и сельских поселений различной величины, хозяйственного профиля и специализации, объединяемые тесными трудовыми, социально-культурными и бытовыми связями, общей производственной, транспортной, инженерной и социальной инфраструктурой, местами приложения труда, сетями обслуживания и местами отдыха населения. Формирование ГСНМ является основным средством градостроительного регулирования расселения на программно-целевой основе в районах с высокой интенсивностью хозяйственного освоения территории, там где существующие формы регулирования развития населенных пунктов оказываются малоэффективными.

2.6.    Предварительным условием для формирования ГСНМ является наличие города с населением не менее 50 тыс. жителей, в слабозаселенных северных, южных и восточных районах СССР - с населением не менее 20 тыс. жителей. Только города таких и больших размеров могут на практике сосредотачивать достаточный набор социально-культурных учреждений, делающий целесообразными и привлекательными поездки из окружающих поселений в город. С другой стороны, в городах таких и больших размеров население стремится отдыхать за пределами городской черты и возникают поездки из городов к местам отдыха. Регулярные поездки населения в город и из города представляют собой системообразующие связи и позволяют говорить о существовании групповых систем расселения. Элементами ее структуры являются населенные места - поселения.

2.7.    В зависимости от величины города-центра ГСНМ делятся на малые, средние, крупные, крупнейшие и уникальные, и каждому типу соответствуют свои предельные радиусы расстояний от центра до внешней границы системы. В Генеральной схеме расселения на территории СССР на период до 2000 года было принято, что социально-культурные поездки населения рациональны на следующие предельные расстояния:

в город-центр малой ГСНМ, с населением города от 50 до 100 тыс. жителей, на расстояние до 40 км;

в город-центр средней ГСНМ, с населением города от 100 до 500 тыс. жителей, на расстояние до 60 км;

в город-центр крупной ГСНМ, с населением города от 500 тыс. до 1 млн чел., на расстояние до 80 км;

7

в город-центр крупнейшей ГСНМ, с населением города от 1 до 2 млн чел., на расстояние до 100 км;

в город-центр уникальной ГСНМ, с населением города свыше 2 млн чел., на расстояние до 120 км.

Как правило, продолжительность регулярных социально-культурных поездок населения в один конец не превышает 1,5 ч для малых ГСНМ, и 2,5 ч - для крупнейших и уникальных ГСНМ. Чем больше величина города-центра, тем ббльшие затраты времени на поездку выглядят оправданнтлми. Следует также принимать во внимание, что чем больше город-центр, тем, как правило, лучше предпосылки для развития сети дорог в прилегающем к нему районе, больше скорости движения на этих дорогах, что ведет при прочих равных условиях к расширению территориальных границ ГСНМ.

2.8.    Для Архангельской области, Коми АССР, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного экономических районов РСФСР, Прибалтийского экономического района. Закавказского экономического района. Казахской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР, Туркменской ССР, Молдавской ССР критерий ранга ГСНМ должен быть снижен: малой должна считаться ГСНМ, имеющая город-центр с населением от 20 до 50 тыс. жителей, средней ГСНМ - 50-100 тыс. жителей, крупной ГСНМ - 100-500 тыс. жителей, крупнейшей ГСНМ - 500 тыс.-1 млн жителей, уникальной - св. 1 млн жителей. Это вытекает из того, что на относительно слабоосвоенных территориях РСФСР, Казахстана, Туркмении - с одной стороны, и в сравнительно небольших по площади союзных республиках - Литве, Латвии, Эстонии, Молдавии, Грузии, Азербайджане, Армении, Киргизии, Таджикистане - с другой стороны, относительная ценность городов, их притягательность для окружающих территорий выше.

2.9.    В 1983 г. при разработке Генеральной схемы расселения на территории СССР на период до 2000 г. выделено 468 перспективных ГСНМ, которые охватывают 21% территории всей страны и в пределах которых проживает 83% всего населения. В табл. 1 приведено количество перспективных ГСНМ по экономическим районам СССР.

2.10.    ГСНМ - планово-формируемые локальные системы расселения, которые могут быть образованы путем планомерной деятельности лишь в перспективе. В первую очередь ГСНМ могут образовываться на базе сложившихся или формирующих крупных городских агломераций (КГА). К КГА в Генеральной схеме расселения на территории СССР были отнесены группы населенных мест, в составе которых к моменту переписи 1979 г. имелся город с населением не менее 100 тыс. жителей и в радиусе двухчасовой транспортной доступности от него еще, как минимум, два городских поселения. Таких КГА в Генеральной схеме расселения на территории СССР на период до 2000 г. выделено 193.

2.11.    Из выделенных 193 КГА три (Курганская, Читинская и Хабаровская) не имеют в настоящее время достаточных возможностей для преобразования в ГСНМ из-за того, что население входящих в их состав городских поселений и сельских районных центров составляет менее 10% населения города-центра КГА. Некоторые КГА, будучи близко расположены друг к другу, входят в состав одной первоочередной ГСНМ (см. примечания к прнл. 3). С учетом изложенного выше, общее число первоочередных ГСНМ определилось в 176. Они занимают территорию в 2,6 млн км3 (12% территории страны) и в них проживает 169 млн чел. (64% населения страны).

Таблица 1

Экономические районы СССР

Пло-

Население (1979 г.), тыс. чел.

ГСНМ

тыс.км*

количест-

площадь

население

во

тыс. км* % к гр. 2

тыс. чел.

% к гр. 3

Центральный

486

28 944

32

287

59

25 981

90

Северный

1364*

5596

20

268

20

3855

69

Северо-Запад

ный

196

7679

10

111

57

6950

90

Волго-Вятский

263

8343

11

89

34

5905

71

Уральский

825

19 415

31

349

42

15417

79

Центрально

черноземный

167

7797

11

98

59

5918

76

Северо-Кав

казский

355

15 488

24

191

54

12 425

80

Поволжский

541

15 545

24

252

47

12 493

80

Западно-Си

бирский

2427

12 959

32

480

20

10 752

83

Восточно-Си

бирский

4123

8158

33

397

10

5879

72

Дальневосточ

ный

6216

6819

32

344

6

5032

74

Юго-Западный

270

21 578

26

199

74

17 785

82

Донецко-При

днепровский

221

21 044

23

175

79

19 325

92

Южный

113

7133

12

70

62

5896

83

Белорусский

208

9560

16

145

70

7783

81

Прибалтийский 189

8192

19

158

84

7663

94

Закавказский

187

14 074

24

135

72

12 157

86

Казахстанский

2717

14 685

40

553

20

10 088

69

Среднеазиатс

кий

1276

25 480

43

326

26

21 804

86

Молдавская

ССР

34

3947

5

33

97

3891

99

Всего по СССР

22 178*

262 436

468

4660

21

217 037

83

* Без островов Северного Ледовитого океана (Новая Земля, Земля Франца-Иосифа и др.) общей площадью 103 тыс. км3.

Перечень и основные характеристики первоочередных ГСНМ приведены в прил. 3. Там же приведена и классификация этих ГСНМ.

2.12.    Приведенные в прил. 3 первоочередные ГСНМ различаются по трем основным показателям: по численности населения; состоянию развития ГСНМ; характеристике КГА на базе которых они формируются.

2.13.    По величине города-центра первоочередные ГСНМ разделяются (см. пп. 2.7; 2.8) на средние, крупные, крупнейшие, уникальные.

2.14.    По развитию сети населенных мест на территории формирования ГСНМ первоочередные ГСНМ могут быть классифицированы на развитые, мало развитые и складывающиеся.

9