Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

53 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе даны методы расчета требуемой звукоизоляции; звукоизоляции плоских ограждений конструкций, выполненных из тонколистовых материалов; звукоизоляции ограждений машинного оборудования и трубопроводов. Изложены требования к ограждающим конструкциям звукоизолирующих кожухов. Для инженерно-технических работников проектных, строительных организаций. конструкторских бюро и заводов, занимающихся вопросами борьбы с шумом.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1. Основные понятия и определения

2. Общие указания по применению звукоизолирующих ограждений машинного оборудования

3. Расчет требуемой звукоизоляции. Задачи акустического расчета

4. Типы звукоизолирующих кожухов. Выбор прототипа

5. Требования к ограждающим конструкциям звукоизолирующих кожухов

6. Расчет звукоизоляции кожуха с плоскими ограждающими конструкциями

7. Методы повышения звукоизоляции кожухов с плоскими ограждающими конструкциями

8. Расчет звукоизоляции цилиндрического кожуха на трубопровод

Приложение 1. Конструкции звукоизолирующих ограждений машин

Приложение 2. Границы частотных полос

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу21.05.2015
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанНИИСФ Госстроя СССР
ИзданСтройиздат1989 г.
УтвержденНИИСФ Госстроя СССР
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Рекомендации

по расчету

и проектированию

звукоизолирующих

ограждений

машинного

оборудования

Москва 1989

Научно-исследовательский институт строительной физики

(НИИСФ) Госстроя СССР

Рекомендации

по расчету

и проектированию

звукоизолирующих

ограждений

машинного

оборудования

М осква Стройиздат 1989

3.8.    Требуемая звукоизоляция кожуха машинного оборудования в поддиапазоне Т Rjp.K» Д*>» определяется в трстьоктавных полосах частот по формуле

Р-тр.к = * i — l-доп + lOIgm + А + 5 t    (12)

где Lj - третъоктавные уровни звукового давления, создаваемые машиной в расчетной точке, дБ; 1/доп - допустимый уровень звукового давления в той октавной полосе, в которую входит данная третьоктавная полоса, дБ; m - число треть-октавных полос, входящих в данную октаву, в которых уровни звукового давления превышают (ЬдОП-4). Если m = 0, то член lOIgm не учитывают.

3.9.    Требуемая звукоизоляция ограждающих конструкций кожуха машинного оборудования в поддиапазоне I RTp.0, дБ, принимается равной требуемой звукоизоляции кожуха

^тр.о = *Чр.к •    (13)

3.140. Требуемую звукоизоляцию* цилиндрического кожуха на трубопровод следует рассчитывать по формуле (8) для всего нормируемого диапазона в октавных полосах частот.

4. ТИПЫ ЗВУКОИЗОЛИРУЮЩИХ КОЖУХОВ.

ВЫБОР ПРОТОТИПА

4.1.    После определения требуемой звукоизоляции кожуха следует выбрать тип звукоизолирующего кожуха- По достигаемой максимальной звукоизоляции можно выделить три типа звукоизолирующих кожухов: кожухи из тканых и пленочных материалов, кожухи из жестких одностенных конструкций, кожухи из жестких двухстенных конструкций.

4.2.    Звукоизолирующие кожухи первого типа состоят из каркаса, на котором закрепляют полотнища специальной ткани на основе винила или звукоизоляционной пленки с поверхностной плотностью 4-5 кг/м3. При необходимости обеспечения теплообмена в потолочной части кожуха устанавливают глушитель пластинчатого типа, обеспечивающий конвекцию воздуха (рис. 1). Звукоизоляция таких кожухов не превышает 5-10 дБ на средних и высоких частотах.

Затраты на изготовление, установку, демонтаж кожухов, выполненных из эластичных материалов, минимальны, условия работы оператора машины меняются незначительно, не требуется виброизоляция машины. Проверочный расчет звукоизоляции спроектированной конструкции такого типа кожуха обычно не выполняют.

4.3.    Ограждающие конструкции кожухов второго типа имеют одну стенку, выполненную из конструкционного материала, на которую могут быть нанесены слои звуко- и вибропоглощающих материалов. Звукоизоляция таких кожухов не превышает 30 дБ, при условии, что закрываемая кожухом машина виброизолирована, а площадь открытых проемов, не имеющих глушителей шума, составляет менее 1 % площади поверхности кожуха.

4.4.    Ограждающие конструкции кожухов третьего типа имеют две стенки, на каждую из которых могут быть нанесены слои звуко- и вибропоглощающих материалов. Расстояние между стенками обычно составляет 50-150 мм, а стенки сое-

10

Рис. 1. Схема звукоизолирующего кожуха из тканых материалов 1 - звукоизолирующая ткань; 2 - каркас; 3 - глушитель шума; 4 - изолируемая машина

з

диняются между собой только звукоизолирующими мостиками, не влияющими на звукоизоляцию двустенной конструкции. Звукоизолирующие мостики бывают трех типов: инерционные, упругие и комбинированные. В качестве упругого элемента звукоизолирующего мостика во многих случаях можно использовать амортизаторы, выпускаемые промышленностью.

Звукоизоляция кожухов этого типа превышает 30 дБ при условии, что площадь открытых проемов и неплотностей, не имеющих глушителей шума, составляет менее 0,1 % площади поверхности кожуха и использована двойная виброизоляция машины.

4.5.    Для устройства звукоизолирующих кожухов первого типа требуются специальные эластичные звукоизолирующие материалы, что ограничивает их широкое применение в практику борьбы с шумом. Высокая звукоизоляция кожухов третьего типа может быть достигнута при высокой степени герметичности конструкции и надежной виброизоляции машины, что обычно затрудняется требованиями технологии и удобства обслуживания изолируемой машины. Такие кожухи следует применять в специальных случаях.

В настоящее время наиболее распространены кожухи машинного оборудования второго типа, ограждающие конструкции которых имеют одну стенку с нанесенными на нее слоями звуко-, вибропоглощающих материалов.

4.6.    По конструктивно-планировочному решению звукоизолирующие кожухи могут быть сборные или монолитные, каркасные или бескаркасные. Ограждающие конструкции кожухов на крупногабаритные машины целесообразно собирать на каркасах, максимально используя стандартные изделия и унифицированные детали.

4.7.    В зависимости от имеющейся возможности ремонта и обслуживания изолируемой машины кожухи могут быть с обслуживанием машины снаружи и с обслуживанием внутри кожуха (блочные).

В первом случае доступ оператора к отдельным узлам машины осуществляется посредством предусмотренных в конструкции люков, быстросъемных, откидывающихся или сдвижных конструкций ограждения (рис. 2). При проведении крупных ремонтов сборные кожухи полностью или частично разбираются, а монолитные — убираются с помощью имеющегося подъемно-транспортного оборудования. Выбирать конкретное решение следует с учетом наличия свободного пространства или площади вблизи машины, имеющегося подъемно-транспортного оборудования, использованных в конструкции кожуха материалов.

11

г-1 ЯШгШМ г-1

П 52

щж

ш

-

Ш pj


Рис. 2. Конструктивные варианты звукоизолирующих кожухов, охватывающих изолируемую машину с небольшим воздушным зазором


Воздушный зазор у таких кожухов обычно составляет 100-150 мм, а габариты определяются размерами изолируемой машины, поэтому они отличаются большей компактностью, меньшей массой. Использование относительно большого количества открывающихся проемов требует надежной герметизации всех притворов.

4.8. Блочные кожухи имеют помимо технологических отверстий только одну дверь для входа обслуживающего персонала. Габаритные размеры выбираются с учетом возможности работы оператора внутри кожуха. Крупные ремонты машины

осуществляются при полной разборке или снятии кожуха подъемными механизмами.

Блочная конструкция обладает большей звукоизоляцией за счет хорошей герметичности.

4.9.    После выбора типа звукоизолирующего кожуха и его конструктивно-планировочного решения следует подобрать наиболее подходящий кожух из числа известных, используя его в качестве прототипа. Некоторые варианты приведены в прил. 1.

4.10.    После определения требуемой звукоизоляции ограждающих конструкций кожуха следует подобрать необходимую толщину стенок и внести другие изменения в конструкцию прототипа.

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОГРАЖДАЮЩИМ КОНСТРУКЦИЯМ ЗВУКОИЗОЛИРУЮЩИХ КОЖУХОВ

5.1.    При проектировании звукоизолирующих кожухов следует учитывать три основных пути распространения воздушного шума: через ограждающие конструкции (рис. 3, путь А), через нсгсрметичные стыки деталей конструкции, притворы дверей и люков, через технологические и вентиляционные отверстия (путь Б). Через точки жесткого соприкосновения машины и кожуха и через фундамент (путь В) может распространяться структурный шум, который излучается относительно большими поверхностями пола и кожуха, снижая звукоизоляцию кожуха.

5.2.    Жесткость и устойчивость Неразборного кожуха обеспечивается ограждающими конструкциями, соединяемыми между собой сваркой.

Жесткость и устойчивость сборного кожуха обеспечивается каркасом с рамным основанием. Каркас и основание следует изготовлять из тонкостенных профилей, выполняя соединения сваркой или на винтах.

5.3.    Стенки ограждающих конструкций неразборных кожухов следует изготовлять из металлических пластин, для разборных кожухов могут применяться и другие листовые материалы (табл. 2). При использовании звукопоглощающей облицовки для ее защиты от механических воздействий ограждающие конструкции сборных кожухов следует выполнять в виде панелей, имеющих рамку по контуру. С внутренней стороны панель следует закрыть металлической сеткой или перфорированным листом, причем площадь отверстий должна составлять не менее 20-30% площади стенки (рис. 4). Толщина слоя звукопоглощающей облицовки должна составлять не менее 40-50 мм. Для защиты от пыли и других загрязнений применяют стеклоткань или специальные пленки.

5.4.    Если кожух имеет днище, то его панели должны иметь уклон и коллектор для слива конденсата. При использовании звукопоглощающей облицовки днищевых панелей их зашивку с внутренней стороны следует выполнять из сплошного листа с герметичной заделкой по краям.

5.5.    Для снижения стоимости кожуха, улучшения взаимозаменяемости ограждающих конструкций, упрощения их ремонта, сборки и демонтажа целесообразно унифицировать ограждающие конструкции.

5.6.    В некоторых случаях отдельные ограждающие конструкции (дверцы, люки технологических отверстий) могут быть изготовлены из гибких (тканых) материалов в виде портьер (цельных или разрезанных на полосы).

13

Рис. 3. Пути распространения шума от изолируемого оборудования А - через ограждающие конструкции; Б - через технологические и вентиляционные отверстия, неплотности конструкции; В - через фундамент и точки жесткого соприкосновения машины и кожуха

Звукоизоляция таких кожухов будет определяться звукоизоляцией эластичного материала и его долей в общей площади поверхности кожуха. Такая конструкция позволяет совместить преимущества легкого доступа оператора к изолируемой машине с достаточно высоким снижением шума в определенных направлениях.

5.7.    Для повышения звукоизоляции в области резонансов стенок ограждающих конструкций, а также на средних и высоких частотах следует использовать вибропоппощаюшие материалы. Если на кожух передается вибрация, то использовать вибропоглощающую облицовку стенок следует обязательно. Оптимальная толщина слоя вибропоглощающего материала составляет 2-3 толщины стенки. Вместо нанесения облицовки можно применять слоеные конструкционные материалы типа ’’сэндвич”.

5.8.    Для предотвращения снижения звукоизоляции кожуха из-за неплотностей стыков ограждающих конструкций и притворов дверей следует использовать в стыках прокладки из эластичных материалов и профилированной резины (рис. 5,6).

Т а б л и u а 2

Материал

Толщина,

Масса

Звукоизоляция одностекмых конструкций в октавных полосах, дБ,

со

мм

1 м\

среднегеометрическими частотами, Гц

кг

63

ТГ“Т

250

500

1000

2000

4000

8000

Сталь

1

7.8

12

16

20

24

29

33

36

34

2

15.6

16

20

24

29

23

36

34

34

3

23,4

19

23

27

31

35

37

30

39

4

31.2

21

25

29

33

36

34

34

41

Ллюминиево-

1

2.8

6

10

14

18

22

26

29

27

магниевые

2

5.6

10

14

18

22

26

29

27

25

сплавы

3

8.4

12

16

20

24

28

31

22

30

4

11.2

14

18

22

26

29

27

25

32

Стеклопластик

3

5.1

9

13

17

21

25

29

31

32

5

8.5

12

16

20

24

28

31

31

34

8

13.6

15

19

23

27

30

31

33

37

Фанера

5

4

9

13

17

21

25

28

26

29

8

6.4

12

16

20

24

27

27

27

32

10

8

13

17

21

25

28

25

29

33

12

9.6

15

19

23

26

28

26

30

34

Стекло силикат-

2

5

12

16

20

24

28

32

30

33

кое

3

7.5

14

18

22

26

30

34

29

38

5

12.5

17

21

25

29

33

30

36

41

10

25

21

25

28

33

30

36

42

44

Стекло оргаки-

3

3.6

11

15

19

23

26

30

34

34

чес кое

5

6

14

18

22

26

30

33

35

31

7

8.4

16

20

24

27

31

35

32

35

УДК 699.844:692.21

Рекомендованы к изданию решением секции Научно-технического совета НИИСФ Госстроя СССР

Рекомендации по расчету и проектированию звукоизолирующих ограждений машинного оборудования/НИИСФ. - М.: Стройиздат, 1989. - 56 с.

Даны методы расчета требуемой звукоизоляции; звукоизоляции плоских ограждений конструкций, выполненных из тонколистовых материалов; звукоизоляции ограждений машинного оборудования и трубопроводов. Изложены требования к ограждающим конструкциям звукоизолирующих кожухов.

Для инженерно-технических работников проектных, строительных организаций, конструкторских бюро и заводов, занимающихся вопросами борьбы с шумом.

Табл. 15, ил. 29.

3202000000 - 232

Р--------------Инструкт.-нормат.,    1    вып.—111—88

047(00-89

© Стройиздат, 1989

ПРЕДИСЛОВИЕ

Технически и экономически наиболее эффективным методом снижения шума в производственных зданиях является устройство звукоизолирующих ограждений отдельных машин группы технологического оборудования подводимых к ним коммуникаций.

В настоящих Рекомендациях описываются методы расчета требуемой звукоизоляции, звукоизоляции плоских ограждающих конструкций, выполненных из тонколистовых материалов, звукоизоляции ограждений машинного оборудования, выполненных из таких конструкций, а также метод расчета звукоизоляции трубопроводов. Даны рекомендации по проектированию звукоизолирующих кожухов промышленного оборудования, звукоизоляции элементов технологических трубопроводов.

Данные Рекомендации обобщают накопленный опыт и результаты исследований, выполненных в последние годы в НИИСФ Госстроя СССР и других организациях. Особое внимание уделено расчету звукоизоляции в диапазоне низких частот и проектированию звукоизолирующих кожухов на промышленное оборудование и трубопроводы.

Разработано НИИСФ Госстроя СССР (д-р техн. наук Г.Л. Осипов, канд. техн. наук Е.Н. Федосеева, инженеры Л.П. Борисов, М.Б. Веселовский) при участии ВИСИ (канд. техн. наук Д.Р. Гужас).

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.1.    Под машинным оборудованием (машинами) понимаются стационарные машины, механизмы и другое стационарно установленное техническое оборудование.

1.2.    В качестве звукоизолирующего ограждения машины принимают оболочку произвольной формы, выполненную из плоских ограждающих конструкций, полностью охватывающую всю машину или какую-либо ее часть с целью снижения уровней воздушного шума, воздействующих на производственный персонал.

Примечание. Звукоизолирующие ограждения, выполняемые из обычных строительных материалов, представляют собой небольшие помещения - боксы, разработка которых производится в соответствии с ’’Руководством по проектированию и расчету звукоизоляции ограждающих конструкций зданий” (М.: Строй-издат, 1983).

1.3.    В настоящих Рекомендациях рассматриваются звукоизолирующие ограждения, выполненные из тонколистовых или тканых материалов (металлов, пластиков, стекла и т. п.) с применением звуко-, вибропоглощающих материалов, являющиеся самостоятельными конструкциями и охватывающие источник шума при наличии определенного воздушного промежутка между ними. Такие ограждения обычно называют кожухами машин (трубопроводов).

Примечание. Звукоизолирующие ограждения, охватывающие источники шума без воздушного промежутка и вплотную прилегающие к поверхности машины, обычно называют звукоизолирующими покрытиями. Такие покрытия бывают двух- или многослойные, их наружный слой изготавливают из материала с высокой плотностью, а прилегающий к поверхности машины - из эластичного материала с небольшой плотностью. Рекомендации по применению таких осаждений основываются на экспериментальных и опытных результатах и в данной работе не рассматриваются.

1.4.    Снижение уровней воздушного шума в результате применения звукоизолирующего кожуха определяют для одной или нескольких расчетных точек. Расчетную точку следует выбирать на рабочем месте той машины, которая закрывается кожухом. Если около изолируемой машины (трубопровода) не требуется постоянное присутствие обслуживающего персонала, а в том же помещении имеются более тихие рабочие места около малошумного оборудования, расчетную точку следует выбирать на тихом рабочем месте, ближайшем к изолируемой машине.

1.5.    Величиной звукоизоляции кожуха RK, дБ, является снижение уровней излучаемой машиной в окружающее пространство звуковой мощности, вызванное установкой звукоизолирующего кожуха

rk = Lp, -* Ц)а »    (1)

ще Lp ; Lp — октавный уровень звуковой мощности, излучаемой мащиной (трубопроводом; соответственно до установки и после установки кожуха, дБ.

Измерения звукоизоляции кожухов машин следует выполнять по ГОСТ 23628-79.

1.6.    Количественно снижение уровней звукового давления характеризуется эффективностью применения звукоизолирующего кожуха R^, дБ, которая определяется звукоизоляцией кожуха и уровнями шумового фона в расчетной точке,

создаваемого неизолируемым оборудованием данного помещения и приходящим извне

R'k= Lq — Lqk »    (2)

1де L0, LOK - октавный уровень звукового давления в расчетной точке данного помещения при наиболее характерном режиме работы установленного в нем производственного оборудования до применения и после применения звукоизолирующего кожуха, дБ.

1.7. Допустимые шумовые характеристики рабочих мест регламентируются ГОСТ 12.1.003-83 в зависимости от типа помещений и характера излучаемого шума. В частости, допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, уровни звука и эквивалентные уровни звука для тонального шума принимаются на 5 дБ меньше значений, разрешенных для широкополосного шума. Тональный характер шума определяется формой спектра шума, измеренного в третьок-тавных полосах частот. Бели уровень звукового давления в одной третьоктавной полосе превышает уровни в соседних полосах не менее чем на 10 дБ, то шум считается тональным.

Предельно допустимые уровни инфразвука устанавливаются Гигиеническими нормами инфразвука на рабочих местах № 2274-80.

2. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗВУКОИЗОЛИРУЮЩИХ ОГРАЖДЕНИЙ МАШИННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

2.1.    Наиболее экономичным и эффективным методом обеспечения допустимых значений уровней шума на рабочих местах является эксплуатация малошумных машин. На действующих, а в ряде случаев и при проектировании новых предприятий приходится использовать машины с высоким уровнем звуковой мощности. В помещениях таких предприятий допустимые шумовые характеристики рабочих мест могут быть обеспечены за счет применения различных архитектурно-планировочных и строительно-акустических методов, в частности, звукоизолирующих ограждений машин и трубопроводов.

2.2.    Звукоизолирующие кожухи в ряде случаев являются единственным радикальным средством снижения машин и трубопроводов, позволяя существенно снизить шум в непосредственной близости от работающего оборудования на ближайших к источнику рабочих местах, что невозможно сделать другими строительноакустическими мероприятиями.

2.3.    Целесообразность применения кожуха для снижения шума данной машины в выбранной расчетной точке следует определять на основе анализа требуемого снижения октавных уровней звукового давления данной машины и превышения допустимых уровней над уровнями звукового давления фона, создаваемого остальным оборудованием в расчетной точке.

Требуемое снижение октавных уровней звукового давления данной машины aLm, дБ, следует определять по формуле

ДБм— L - ЬдОП ,

(3)

5

где L — октавный уровень звукового давления, создаваемый машиной в расчетной точке, дБ; Ьдоп - допустимый октавный уровень звукового давления в расчетной точке, дБ.

Превышение допустимых уровней звукового давления над уровнями фона, создаваемого в расчетной точке остальным оборудованием ДБф, дБ, находят по формуле

ДЦ> — БдОП - Ьф ,    (4)

где Ьф - октавный уровень звукового давления, создаваемый производственным оборудованием, кроме изолируемой машины в расчетной точке, дБ.

Величины L, Ьф следует рассчитывать по СНиП 11-12-77. Для действующих предприятий они могут быть измерены непосредственно.

2.4.    Кожух на данную машину следует проектировать, если Д!^, > 5-10 дБ хотя бы в одной октавной полосе, а ДЬф > 3 дБ в той же октавной полосе.

Применение кожуха на данную машину целесообразно сочетать с другими строительно-акустическими мероприятиями в данном помещении, если Д!^ > > 5-10 дБ, а ДЬф < 3 дБ.

Наиболее целесообразно применение кожухов в случаях, когда в рассматриваемом помещении имеется одна или несколько машин (трубопроводов), шум которых значительно превышает шум остального оборудования, а вынос этих машин или размещение в отдельных помещениях технологически неудобны или по каким-либо причинам невозможны.

2.5.    Применение звукоизолирующего ограждения не должно ухудшать условия работы оператора, изменять режим работы изолируемого оборудования, снижать качество выпускаемой продукции, поэтому выполнение требований и ограничений технологии имеет не менее важное значение, чем выполнение акустических требований.

Звукоизолирующий кожух для каждого типа машины в какой-то мере индивидуален, и при его проектировании должны учитываться конкретные условия эксплуатации. Кроме того, кожух помимо защиты от шума может выполнять и другие функции, что экономически оправдано.

Задача проектировщика заключается в поиске оптимального варианта конструкции кожуха, максимально удовлетворяющего всем предъявляемым требованиям.

2.6.    В случае если должно быть обеспечено визуальное наблюдение оператора за работой машины и показаниями контрольных приборов, необходимо предусмотреть устройство окон с требуемым обзором. Желательно устройство системы дистанционного управления и контроля или хотя бы дистанционной аварийной остановки.

2.7.    На основании теплотехнического расчета следует определить, необходима ли принудительная вентиляция или достаточно естественной через имеющиеся неплотности и технологические отверстия.

При проектировании кожуха следует предусмотреть питание машины энергией, подачу заготовок и удаление готовой продукции и отходов. Сетевые провода следует объединять в один жгут и вводить под кожух через одну ограждающую конструкцию, используя разъемы, применение которых облегчает монтаж и разборку кожуха.

6

Конструкция технологических отверстий определяется конкретными условиями эксплуатации, однако звукоизоляция отверстий должна быть сравнима со звукоизоляцией элементов ограждения. В случае непрерывной подачи сырья и получения готовой продукции целесообразно использовать акустически обработанные туннели. Отдельные предметы можно пропускать через самоуплотняющиеся отверстия, например с гибкими складными дверьми. Для пропуска мелких предметов и диспергированной среды целесообразно использование накопительных емкостей (загрузочных бункеров, ковшов). В этом случае шум будет излучаться только в течение коротких отрезков времени.

2.8. При проектировании кожуха должны быть учтены противопожарные требования, требования техники безопасности и промышленной эстетики.

3. РАСЧЕТ ТРЕБУЕМОЙ ЗВУКОИЗОЛЯЦИИ. ЗАДАЧИ АКУСТИЧЕСКОГО РАСЧЕТА

3.1.    Расчет требуемой звукоизоляции кожуха и требуемой звукоизоляции ограждающих конструкций кожуха выполняется после принятия решения о применении кожуха с целью выбора прототипа и проектирования ограждающих конструкций, имеющих необходимую звукоизоляцию.

3.2.    После проработки конструкции кожуха и всех основных узлов (окон, дверей, люков, технологических и вентиляционных отверстий) следует выполнить расчет звукоизоляции ограждающих конструкций и сравнить его результаты с требуемыми значениями. Конструкция считается удовлетворяющей нормативным требованиям по шуму, если требуемая звукоизоляция не превышает расчетных значений. В противном случае следует доработать конструкцию. Таким образом, процесс проектирования осуществляется методом последовательных приближений: вычисляется звукоизоляция первоначалы:ой конструкции, выполняются необходимые конструктивные улучшения, вновь проводится расчет и т. д.

3.3.    Расчет требуемой звукоизоляции кожухов машинного оборудования, изготовляемых из плоских прямоугольных ограждающих конструкций, и требуемой звукоизоляции таких конструкций следует выполнять в двух поддиапазонах.

Поддиапазон I, включающий инфразвуковую низкочастотную области частотного диапазона, ограничен сверху частотой f^, Гц >

*нв = 160/1 макс ,    (5)

I

где 1макс - максимальный линейный размер кожуха машинного оборудования, м.

Поддиапазон II, включающий средне- и высокочастотную области частотного диапазона, ограничен снизу частотой fBH, Гц,

и сверху частотой fBB, Гц, ^вв = 0,05cn/hK,

*вн = 340/1 Макс    (6)

(7)

7

/ E

где сп = у/---------скорость распространения продольных волн в пластине,

Р (l-o3)

м/с; Е - модуль упругости материала, стенки, Па; р ~ плотность материала стенки, кг/мэ; о - коэффициен1 Пуассона материала стенки; h к - толщина стоики кожуха, м.

Если частота fog, выходит за пределы нормируемого диапазона, то следует принимать fBB = 8000 Гц.

3.4.    В поддиапазоне 11 звукоизоляция определяется значениями поверхностной массы и критической частоты стенок ограждающих конструкций. Поэтому основными конструктивными параметрами, влияющими на эффективность кожуха в этом диапазоне, являются толщина стенок и материал, из которого они изготовлены. На основании расчета звукоизоляции, выполняемого в октавных полосах частот проверяется правильность выбора толщины стенок ограждающих элементов использованного материала.

3.5.    В поддиапазоне Г звукоизоляция кожуха характеризуется резкими провалами, вызванными резонансом негерметичного кожуха и резонансами стенок ограждающих элементов. Значения резонансных частот определяются размерами отверстий и стенок - длиной и шириной, а также толщиной стенок и характеристиками материала, из которого они изготовлены, объемом заключенного под кожухом воздуха.

Если в спектре низкочастотного шума имеются дискретные тона, то для снижения материалоемкости кожуха следует стремиться в процессе проектирования разнести резонансные частоты и частоты дискретных тонов. Если дискретные тона отсутствуют, то для оптимизации конструкции резонансные частоты следует смещать в области, где требуемая звукоизоляция минимальна.

Для обеспечения необходимой частотной избирательности расчет следует выполнять в третьоктавных полосах частот, а по его результатам оценивается правильность выбора всех размеров ограждающих конструкций и отверстий.

3.6.    Требуемую звукоизоляцию кожуха машинного оборудования Rxp.K’ Д*>* в поддиапазоне II следует определять в октавных полосах частот по формуле

Ктр.к= ДЬМ + А ,    (8)

где А - поправка, дБ, определяемая в зависимости от величины ДЬф [см. формулу (4)], приведена ниже:

Превышение допустимых уровней над уровнями фона, создаваемого в расчетной точке оборудованием, за исключением изолируемой

машины ДБф, дБ..............3    4-5    6-9    9

Значения поправки А, дБ.........3    2    1    0

3.7.    Требуемую звукоизоляцию ограждающих конструкций кожуха машинного оборудования Rtp.o» ДБ> в поддиапазоне II следует определять по формуле

(9)

^тр.о “ ^тр.к “    +    5    »

Таблица 1


Материалы звукопоглощающей облицовки кожуха


Коэффициент звукопоглощения а в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц

63 J 125 ^25 (Г) 500 J 1 ОООJ2000^4000 ^8000


1.    Мат из стекловолокна (ТУ 21-РСФСР-224-75) толщиной 50 мм, обернутый стеклотканью Э 3-100 (ГОСТ 19907-83)

и закрытый просечновытяжным листом (ГОСТ 8706-78) *

2.    Мат из базальтового волокна (РСТ УССР 50В-76) толщиной 40 мм, обернутый стеклотканью (ГОСТ 19907-83) и закрытый перфорированной алюминиевой панелью

(ТУ 36-1974-76)

3.    Минераловатная плита (ГОСТ 9573-82) толщиной 50 мм, обернутая стеклотканью Э 3-100 (ГОСТ 19907-83) и закрытая просечно-вытяжным листом (ГОСТ 8706-78)*

4.    Пенополиуретан звукопоглощающий эластичный (ТУ 6-0,5-221-638-83), толщиной 40 мм, закрытый полиэтиленовой пленкой (ГОСТ 10354-82) *и перфорированным экраном с коэффициентом перфорации не менее 30 %


0,08    0,25    0,7    0,95    1


0,12    0,23    0,9    1


0,09    0,18    0,55    1


0,95


1    0,97    0,97    0,92


0,86 0,79 0,85    0,85


0,15    0,22    0,5    0,84    0,8    0,9    0,95    1


где AR - поправка, учитывающая конструкцию кожуха, дБ, вычисляется по формулам:

а)    для кожухов со звукопоглощающей облицовкой

AR = 101ga ,    (Ю)

где а - коэффициент звукопоглощения внутренней облицовки кожуха, определяемый по табл. 1;

б)    для необлицованных кожухов

AR = 101g(SHCX/SK) ,    (П)

где SHCT - площадь воображаемой поверхности правильной формы (полусфера, параллелепипед), вплотную окружающей машину, м2; SK - площадь поверхности кожуха, м2.


9