Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

158 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе определены требования и приведены рекомендация по составу, содержанию и методам разработки раздела в целом, а также его отдельных подразделов: "Межселенное культурно-бытовое обслуживание", "Организация массового отдыха населения", "Жилищный комплекс". Показаны пути решения соответствующих задач районной планировки с учетом специфических условий различных союзных республик и крупных регионов СССР. Даны предложения по использованию математического моделирования и ЭВМ. Для архитекторов, инженеров-экономистов проектных и научно-исследовательских организаций.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1. Общие положения

2. Межселенное культурно-бытовое обслуживание

3. Организация массового отдыха населения

4. Жилищный комплекс

5. Учет транспортного фактора при решении задач развития социальной инфраструктуры

6. Оценка эффективности проектных решений районной планировки в области развития социальной инфраструктуры

Приложения

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу21.05.2015
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанЦНИИП градостроительства Госкомархитектуры
ИзданСтройиздат1989 г.
УтвержденЦНИИП градостроительства Госкомархитектуры
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЦНИИП градостроительства Госком архитектуры

Рекомендации

по разработке раздела „Социальная инфраструктура44 в схемах и проектах районной планировки

Москва 1989

Центральный научно-исследовательский и проектный институт по градостроительству (ЦНИИП градостроительства) Госкомархитектуры

Рекомендации

по разработке раздела „Социальная инфраструктура" в схемах и проектах районной планировки

Москва Стройиздат 1989

сравнения различных схем функционально-пространственной организации сетей культурно-бытового и рекреационного обслуживания населения. При оценке сравнительной эффективности указанных схем необходимо учитывать как экономическую (экономию затрат на культурно-бытовое, рекреационное и транспортное строительство) , так и социальную (степень удовлетворения соответствующих потребностей населения) составляющие комплексного эффекта. Методике определения сравнительной эффективности вариантов развития отдельных отраслей межсел ен-ной социальной    инфраструктуры    с    учетом    приведенных    выше    положе

ний посвящен разд. 6 настоящих Рекомендаций. Применение количественных методов оценки вариантов развития межселенной социальной инфраструктуры требует для своего широкого распространения внедрения в практику районной планировки специальных математических моделей и соответствующих программ для ЭВМ. Краткое описание одной из таких моделей приведено в прнл. 13.

2. МЕЖСЕЛЕННОЕ КУЛЬТУРНО-БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

2.1.    Цель выполнения данного подраздела в составе раздела ”Социальная инфраструктура" схемы или проекта районной планировки заключается в разработке предложений по развитию и реконструкции сложившейся на территории объекта проектирования системы культурно-бытового обслуживания населения. Реализация этих предложений должна обеспечивать жителям всех входящих в данную систему городских и сельских поселений относительно равные условия удовлетворения полного комплекса их материальных и духовных потребностей. Для достижения указанной цели в подразделе последовательно решаются следующие задачи:

анализируется современное состояние и выявляются основные проблемы развития сложившейся сети объектов культурно-бытового обслуживания как в части ее территориальной организации, так и общего объема предоставляемых населению услуг по каждому виду (отрасли) обслуживания отдельно;

осуществляется выбор наиболее рационального варианта перспективной системы комплексных межселенных центров обслуживания;

производится расчет потребности населения в учреждениях и предприятиях различных отраслей обслуживания в целом по объекту, а также применительно к зонам влияния каждого из упомянутых комплексных центров;

разрабатывается программа реализации выбранного варианта функционально-пространственной организации перспективной системы межселенного культурно-бытового обслуживания населения на первую очередь и расчетный срок, а также определяется потребность в соответствующих трудовых и материальных ресурсах в разрезе указанных сроков проектирования.

2.2.    Система культурно-бытового обслуживания населения объекта районной планировки в соответствии с технологическими, организационно-управленческими и территориально-планировочными условиями формирования и функционирования ее элементов характеризуется:

составом отраслей и подотраслей обслуживания в основу выделения которых положено разнообразие подлежащих удовлетворению материальных и духовных потребностей населения, а также технологические и организационные особенности построения соответствующих специализированных сетей предприятий и учреждений;

10

потом объектов обслуживания, отражающим различим в требованиях и возможностях многократного повторения (тиражирования) размещаемых в пределах объекта районной планировки одинаковых учреждений и предприятий указанных отраслей, исходя из минимально необходимой частоты их посещения населением при обеспечении нормативного качества и разнообразия предоставляемых услуг;

уровнями пространственной организации системы, которые отражают тенденцию к формированию в пределах объекта районной планировки ступенчатой иерархической структуры многоотраслевых комплексов учреждений и предприятий, обслуживающих различные по размерам численности проживающего населения участки его территории;

соотношением внутрипоселенной и межселенной составляющих указанных многоотраслевых комплексов, первая из которых включает учреждения и предприятия, рассчитанные на обслуживание лишь собственного населения пункта их локализации, а вторая - объекты, ориентированные также на обслуживание жителей соседних населенных мест;

структурой сети межселенных центров разного ранга, представляющих собой населенные пункты, в пределах которых локализованы один или несколько уровней пространственной организации системы обслуживания объекта районной гша-нировки, рассчитанных на предоставление соответствующего комплекса услуг как жителям самого данного поселения, так и ряда соседних населенных мест в пределах определенного радиуса доступности.

23. В качестве отдельных отраслей системы культурно-бытового обслуживания следует выделять определенные совокупности учреждений и предприятий, предназначенных для удовлетворения конкретных материальных или духовных потребностей населения, каждая из которых имеет свою специфическую организационно-технологическую структуру в виде специализированных функциональных служб, подчиненных различным министерствам и ведомствам. При разработке схем и проектов районной планировки рекомендуется различать следующие четыре основные отрасли обслуживания: административно-общественную, культурно-просветительную, лечебно-оздоровительную и торгово-бытовую*.

В свою очередь эти отрасли подразделяются на подотрасли, каждая из которых образует в пределах объекта районной планировки свою особым образом организованную сеть учреждений или предприятиЛобслуживания**. Так например, в рамках отрасли административно-общественного обслуживания выделяются сегц: административных учреждений, предприятий связи, сберегательных касс, учреждений охраны правопорядка и тд. Отрасль культурно-просветительного обслуживания включает сети: театров, кинотеатров, учреждений начального, среднего, среднего специального и высшего образования, музеев, спортивно-зрелищных объектов и тд. К сетям лечебно-оздоровительного обслуживания относятся: сети больниц, поликлиник или амбулаторий, аптек, физкультурно-оздоровительных объектов и др. Отрасль торгово-бьггового обслуживания включает сети: предприятий торговли продовольственными и промышленными товарами, общественного питания,

*О.В. Смирнова, В .Я. Хромов "Учреждения обслуживания и общественные центры городов" (М., Сгройиздат, 1973).

В современной научно-методической литературе и проектных материалах районной планировки иногда вместо понятия подотрасль употребляется термин вид обслуживания.

И

бытового обслуживания населения (ремонтные мастерские, парикмахерские, бани, прачечные и тд.).

2.4. Исходя из различий в технологических или экономических условиях функционирования и возможностей разукрупнения учреждений и предприятий культурно-бытового обслуживания, последние следует разделять на два основных типа: объекты стандартного и специализированного обслуживания. Первый тип допускает многократное пространственное дублирование услуг (без снижения их качества) через достаточно разветвленную сеть относительно небольших по мощности (пропускной способности) объектов. Поэтому объекты стандартного обслуживания, обычно ориентированные на удовлетворение наиболее массовых потребностей населения в услугах повседневного или периодического спроса, должны и могут быть по-возможности приближены к местам проживания основного контингента потенциальных потребителей. Второй тип - объекты специализированного обслуживания - характеризуется ориентацией на удовлетворение потребностей населения в услугах относительно редкого (эпизодического) спроса, требующих, как правило, для своего удовлетворения относительно сложной технологии, высококвалифицированных кадров или больших удельных затрат. Допустимые масштабы деконцентрации учреждений и предприятий данного типа следует ограничивать весьма узкими пределами, за которыми уже не могут быть гарантированы нормативный качественный уровень обслуживания населения или минимальная экономическая рентабельность функционирования этих объектов. Поэтому при прочих равных условиях объекты данного типа тяготеют к крупным населенным пунктам и развитым узлам межселенного пассажирского транспорта.

Помимо подразделения на объекты стандартного и специализированного типа, учреждения и предприятия культурно-бытового обслуживания в зависимости от нормативной частоты их посещения населением могут быть дифференцированы на объекты:

повседневного пользования - посещаются каждым клиентом не менее 3-х раз в неделю (или более 100 посещений в год на одного жителя зоны тяготения);

периодического пользования — посещаются от 2-х раз в неделю до 3-х раз в месяц (или 20,40 посещений в год на одного жителя);

эпизодического пользования — посещаются не чаще, чем один раз в месяц (или 10 и менее посещений в год на одного жителя);

Рассматриваемые учреждения и предприятия обслуживания могут характеризоваться также разной степенью ’’закрепленности” посетителей (клиентов) за определенным объектом. В этом отношении следует различать подтипы учреждений и предприятий с административно-закрепленной и административно-нерегулируемой зонами тяготения. К первому подтипу относятся объекты, зона тяготения которых заранее предопределена границами определенной административно-территориальной или хозяйственной ячейки (области, района, города, поселка, хозяйства и тд.) объекта районной планировки, а ко второму - объекты, посещение которых может осуществляться жителями любого населенного пункта по их собственному выбору в пределах допустимых затрат времени на маятниковые передвижения.

Изложенные принципы классификации объектов отдельных отраслей культурно-бытового обслуживания с учетом указанных выше параметров приводятся в табл. 1.

12

Таблица 1

Классифицируемые    Классификационные    параметры,    характеризующие

объекты различной отрас-    отдельные    типы    (подтипы)    объектов

левой специализации

Отрасль

Объекты отрасли

Стандартный тип объектов о белу-

Слециализи-

жив алия

рованный

тип объек-

повседневного

периодического

тов о белу-

пользования

пользования

живания с

администра-

с ад ми-

с ад мин и-

с ад ми-

с админи-

тивно-нере-

нистра-

стратив-

нистра-

стратив-

гулируемой

тивно-

но-нере-

тивно-

но-нере-

зоной тяго-

закреп-

гулиру-

закреп-

гулируе-

тения

ленной

емой зо-

ленной

МОЙ 30-

зоной

ной тя-

зоной

ной тя-

тяготе-

готения

тяготе-

готения

ния

ния

Обраэо-

Начальная или

+

_

_

_

_

ванне

средняя школа

Специализированные школы, средние специальные учебные

+

'

'

заведения (ПТУ, СПТУ и др.) Специализиро-

+

ванные средние школы - интернаты, техникумы и вузы (с общежитиями)

Здраво-

Фельдшерский

+

_

охране-

пункт, ам булат о-

ние

рия или медпункт Участковая или

+

районнаяТюлышца с поликлиникой Аптека

_

_

_

+

Культу-

Клуб, сельский

+

_

_

_

ра

дом культуры, передвижная библи-

отека

Городской или

+

_

районный дом культуры, биб-

ли отека, кино-

театр

Театр, цирк, киноконцертный зал, художественные

+

студии, дом пионеров

13

Продолжение табл. 1

Классифицируемые Классификационные параметры, характеризующие объекты различной отрас-    отдельные    типы    (подтипы)    объектов

левой специализации

Отрасль

Объекты отрасли

Стандартный тип объектов о белу-

Специализи-

живания

рованный

тип объек-

повседневного

периодического

тов о белу-

пользования

пользования

живания с

ад министра-

с ад ми-

с ад мини-

с ад ми-

с админ и-

тнвноннере-

нистра-

стратив-

нистра-

стратив-

гулнруемой

THBHOV

но-нере-

тивно-

но-нере-

зоной тяго-

закреп-

гулиру-

закреп-

гулируе-

тения

ленной

емой зо-

ленной

мой 30-

зоной

ной тя-

зоной

ной тя-

тяготе-

готения

тяготе-

готения

ния

ния

Торгов-

Магазины товаров

_

+

_

_

_

ля

повседневного спроса (продовольственных и промтоварных) Магазины относи-

+

тельно распространенных товарных групп

Магазины редких товарных групп

-

-

-

-

+

Бытовое об-

Приемный пункт или филиал КБО

-

+

-

-

-

служи-

вание

Комбинат бытово-

го обслуживания Различные мастер-

_

_

_

_

+

с кие по ремонту сложной бытовой

техники, ювелирных изделий и тд.

Примечание. Знак ”+*’ означает, что объекты данной отраслевой специализации могут относиться, а ” — ” - не могут относиться к данному типу.

2.5. С учетом приведенной выше (см. п. 2.4) классификации, отдельные учреждения и предприятия - элементы системы культурно-бытового обслуживания-могут быть отнесены к одному из нескольких иерархических уровней (ступеней) ее пространственной организации. В состав каждого такого уровня входит определенный комплекс объектов различной отраслевой специализации и с разной степенью закрепленности посетителей за объектом, характеризующихся одинаковым

14

(стандартным или специализированным) типом обслуживания и одной и той же нормативной частотой пользования их услугами (повседневного, периодического или эпизодического). Сходство учреждений и предприятий, входящих в состав одного уровня, с точки зрения последней группы функциональных параметров позволяет принять для всех них одинаковые предельные (по затратам времени населения на культурно-бытовые передвижения) радиусы транспортной доступности, а также общий минимум рациональной (по технологическим и экономическим условиям) концентрации обслуживаемого населения в пределах зоны тяготения. Подобная дифференциация объектов культурно-бытового обслуживания по уровням (ступеням) пространственной организации дает возможность формировать из них различные многоотраслевые комплексы, входящие в состав общественных центров отдельных элементов системы расселения ( городов, в гг, сел - центров и подцентров систем населенных мест разного ранга) или в структуру самих поселений (в виде центров жилых районов, микрорайонов и тд.).

Общее число выделяемых уровней пространственной организации системы культурно-бытового обслуживания объекта районной планировки должно быть достаточно большим, чтобы предусмотреть все вероятные пространственные сочетания иерархических ступеней организации различных отраслевых подсистем. На основе обобщения имеющегося опыта реального и экспериментального проектирования установлено, что при самых неблагоприятных условиях (при максимально возможном расхождении в требованиях к размещению объектов указанных подсистем) данному условию в полной мере удовлетворяет выделение семи иерархических уровней пространственной организации системы обслуживания (см. прил. 3 и 4). В большинстве случаев количество подобных уровней, выделяемых в пределах одного объекта районной планировки, не должно превышать 5 или 6. Основные параметры функционирования каждого уровня, определяющие условия его выделения (предельная величина комфортных затрат времени на посещение входящих в их состав объектов, рациональные масштабы концентрации обслуживаемого населения, диапазон рациональной величины пункта локализации , приведены в прил. 5 и 6).

2.6. Объекты культурно-бытового обслуживания, относящиеся к внутрипо-селенной социальной инфраструктуре, и предназначенные для удовлетворения потребностей городского и сельского населения непосредственно по месту его постоянного проживания, следует рассматривать в составе единого жилищного комплекса населенных мест (см. п. 1.1), а решение вопросов их перспективного развития должно быть отнесено к компетенции генеральных планов этих поселений. На уровне районной планировки проблемы развития указанных объектов целесообразно рассматривать как составную часть задачи создания полноценной жилой среды на территории объекта проектирования, решаемой в специальном подразделе ’’Жилищный комплекс” (см. разд. 4).

Количество уровней пространственной организации системы обслуживания, входящих в состав жилищного комплекса населенных мест, существенно различается в зависимости от типов этого комплекса, которые в свою очередь зависят от величины населенного пункта (см. п. 4.3). Поэтому дифференциацию объектов культурно-бытового обслуживания на относящиеся к внутр«поселенной и к меж-селенной инфраструктуре нельзя принимать неизменной для населенных мест разной величины, В больших и крупных городах к внутрипоселенной инфраструктуре должна быть отнесена подавляющая часть мощности всех локализованных

15

УДК 711.2

Рекомендовано к изданию решением секции районной планировки Научно-технического совета ЦНИИП градостроительства Госкомархитектуры.

Рекомендации по разработке раздела ’"Социальная инфраструктура" в схемах и проектах районной планировки 11ЦНИИП градостроительства. — М.: Стройиздат, 1989.-160 с.

Определены требования и приведены рекомендации по составу, содержанию и методам разработки раздела в целом, а также его отдельных подразделов: ” Межселенное культурно-бытовое обслуживание”, ’’Организация массового отдыха населения”, ’’Жилищный комплекс”. Показаны пути решения соответствующих задач районной планировки с учетом специфических условий различных союзных республик и крупных регионов СССР. Даны предложения по использованию математического моделирования и ЭВМ.

Для архитекторов, инженеров-экономистов проектных и научно-исследовательских организаций.

4902030000- 233

Р-------------

047(01) -89

Табл. 61, ил. 14.

Инструкт.-нормат., 1 вып. - 157-88 ©Стройиздат, 1989

ВВЕДЕНИЕ

Повышение роли и значения социальных факторов при решении основных народнохозяйственных проблем, а также учет этих факторов применительно к задачам районной планировки потребовал пересмотра принятой в современной проектной практике традиции выполнения в составе каждой схемы или проекта трех самостоятельных разделов: "Культурно-бытовое обслуживание населения", '’Организация массового отдыха" и ‘’Жилищный фонд".

В современных условиях признано целесообразным положить в основу решения вопросов, связанных с удовлетворением Материальных и духовных потребностей населения, представление о социальной инфраструктуре объекта районной планировки как о целостной функциональной подсистеме, перспективы развития которой следует рассматривать в рамках единого раздела.

Главной целью данных Рекомендаций является совершенствование методов разработки указанного единого раздела "Социальная инфраструктура" с учетом результатов новейших научных исследований и обобщения накопленного в данной сфере проектирования прогрессивного опыта. Исходя из поставленной цели, в этой работе впервые сформулированы общие положения о социальной инфраструктуре области (края, АССР) или внутриобластного (административного) района как об особой совокупности объектов непроизводственной сферы, характеризующейся едиными для всех ее элементов закономерностями территориальной организации; дано дифференцированное представление о межселенной и внутрипоселенной составляющих социальной инфраструктуры на основе объединения входящих в последнюю объектов жилищного и культурно-бытового строительства единым понятием жилищный комплекс населенных мест; определены общие для межсел енно-го культурно-бытового и рекреационного обслуживания требования к учету транспортного фактора при разработке вариантов пространственной организации сети центров обслуживания, рекреационных районов и зон;'"'предложены общие методы и приемы оценки относительной эффективности указанных вариантов. Большое внимание уделено созданию методических предпосылок для повышения научной обоснованности проектных решений и роста эффективности труда проектировщиков за счет упорядочения и систематизации самого процесса проектирования, а также его оснащения необходимыми формулами и расчетными показателями применительно к задачам и особенностям разработки данного раздела.

Рекомендации составлены по результатам обобщения опыта разработки схем и проектов районной планировки ведущими специализированными организациями страны (ЦНИИП градостроительства, Московский Гипрогор, Ленгипрогор, Гипро-град и др.), а также использования соответствующих материалов научных исследований и экспериментальных разработок в области районной планировки, регионального расселения и формирования рекреационных территориальных систем, выполненных в ЦНИИП градостроительства и других ведущих научно-исследовательских организациях страны (КиевНИИП градостроительства, ЛенНИИП градостроительства, ЦНИИЭП Граждансельстрой и др.). При разработке отдельных вопросов организации межоеленного культурно-бытового обслуживания с учетом условий развития внешнего пассажирского транспорта использовались результаты осуществляющихся ЦНИИП градостроительства совместных международных научных исследований с участием специалистов ЧССР и НРБ.

Результатом внедрения содержащихся в данной работе рекомендаций в практику районной планировки должен явиться комплексный социально-экономический эффект от реализации принятых на их основе более рациональных проектных решений. При этом в качестве главного средства получения указанного эффекта следует рассматривать рациональную функционально-планировочную организацию сети объектов материально-технической базы всех отраслей социальной инфраструктуры.

Работа выполнена ЦНИИП градостроительства Госкомархитектуры (канд. архит. Н.И. НайМарк - введение.гхазд. 1, 2, 5, 6; канд. эконом, наук Л.А. Кранц, архитекторы Г.В. Казанцева, А.С. Хохлов, инж. А.А. Попов - разд. 2* архит.

A. А. Алексеева - разд. 3; архит. М.Я. Вильнер - разд. 4; канд. техн. наук Г.Л. Каплан, инж. Г.И. Цейтлин - 5; инж. Т.И. Ярославцева - разд. 6, прнл. 15, 36,42,43; канд. нет. наук Э.А. Панн - прнл. 3: канд. физико-матем. наук В.В. Лившиц -прнл. 14; канд. эконом, наук Н.П. Быстрова - прнл. 42, 43; В.А. Волхонская, М.В. Татаринцева - иллюстрации); при участии представителей. Управления районной планировки, промузлов и охраны среды Госстроя РСФСР (ВЛ. Жалнин и

B. А. Милашин).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Социальная инфраструктура - одна из важнейших функциональных подсистем объекта районной планировки, включает в свой состав комплекс размещаемых на его территории учреждений, предприятий и сооружений различных отраслей производственной и непроизводственной сфер, связанных с удовлетворением разнообразных духовных и материальных потребностей человека. Являясь неотъемлемой частью народнохозяйственного комплекса области (края, АССР), внутриобластного или административного района, социальная инфраструктура обеспечивает с одной стороны количественное и качественное воспроизводство таких элементов производительных сил, как трудовые ресурсы н научно-техническая информация, а с другой - создает необходимые условия и средства для всестороннего развития духовно и физически полноценной личности, для повышения культурного уровня и улучшения бытовых условий проживания населения.

Указанные функции могут выполнять как объекты, входящие в состав непроизводственной сферы (жилой фонд, учреждения культурно-бытового обслуживания и рекреации, предприятия коммунального хозяйства и ТД.), так и отдельные объекты, традиционно относимые к сфере производства или производственного обслуживания (науки, профтехобразования, транспорта, связи и тд.). Поэтому первую группу объектов целесообразно рассматривать как социальную инфраструктуру в узком, а обе эти группы вместе — как социальную инфраструктуру в широком смысле эвого слова. Следует также учитывать, что свои функции объекты социальной инфраструктуры осуществляют всегда для какой-то определенной территориальной общности населения. В качестве таких общностей могут выступать как отдельные населенные пункты (или даже их структурные элементы - жилые районы, микрорайоны и тд.), так и системы населенных мест разного территориального ранга, вплоть до системы расселения страны в целом. Поскольку схемы и проекты районной планировки охватывают территориальные общности населения более высокого ранга, чем отдельный населенный пункт, все рассматриваемые в них элементы социальной инфраструктуры должны быть дифференцированы на объекты межселенного (обслуживающие жителей целой группы населенных мест) и внутрипоселенного типа (обслуживающие только жителей данного, отдельно взятого поселения).

12. Рассматривая вопросы развития социальной инфраструктуры различных по рангу и территориальным размерам объектов районной планировки, следует учитывать, что в пределах многих из них могут размещаться не только те учреждения и предприятия, которые предназначены для обслуживания его собственного населения, но и относящиеся к социальной инфраструктуре территориальных общностей более высокого ранга (области, края, АССР, союзной республики или

страны в целом). Чаще всего в роли подобных внешних элементов социальной инфраструктуры объектов схем и проектов районной планировки выступают локализованные в пределах их территории вузы, театры, музеи, клинические больницы, научно-исследовательские институты, а также крупные курортно-оздоровительные и туристические комплексы или учреждения. Их размещение в пределах того или иного объекта районной планировки обычно обусловлено развитием ряда специфических производственных функций, выполнением расположенными на его территории городами роли административных центров достаточно крупных регионов (столицы союзной республики, АССР, областного центра и тд.), наличием здесь особенно ценных или уникальных рекреационных ресурсов. По указанному признаку среди элементов межселенной социальной инфраструктуры следует выделять учреждения и предприятия внутриобъектного и общерегионального (внеобъектного) значения.

1.3. С развитием научно-технического прогресса и расширением процесса формирования городских агломераций и других типов взаимосвязанного расселения на территории СССР во все большей мере проявляют себя тенденции к технологической специализации и пространственной кооперации объектов межселенной социальной инфраструктуры. Специализация, как правило, связана с обеспечением наиболее эффективного функционирования объектов различных отраслей (подотраслей) социальной инфраструктуры на основе разделения труда между отдельными учреждениями и предприятиями, относящимися к одной отрасли, при сохранении между ними эксплуатационно-технологических и организационно-управленческих связей. В области образования это разделение проявляется между школами разного профиля (музыкальные, художественные, физико-математические и др.); в торговой сети - между магазинами разной специализации; в сфере массового отдыха — между объектами, ориентированными на различные виды и формы рекреационной деятельности и тд. Тенденция к пространственной кооперации объектов межселенной социальной инфраструктуры определяется действием следующих факторов:

стремлением населения получить по возможности полный комплекс услуг в одном месте, при минимуме затрат времени на транспортные передвижения;

экономическими выгодами (снижением величины удельных капитальных затрат и эксплуатационных расходов) территориальной концентрации разнообразных функций в составе объединенного городского (сельского) общественного центра или единой зоны отдыха;

потребностью в систематическом обмене кадрами и первичной информацией между отдельными отраслями социальной инфраструктуры (например, между НИИ и вузами, театрами и клубами, вузами биологического профиля и больницами и тд.);

стремлением кадров одних отраслей социальной инфраструктуры обеспечить себе благоприятные условия для пользования услугами других ее отраслей.

Под влиянием описанных выше тенденций, объекты социальной инфраструктуры объединяются в локальные территориальные образования, формируя сети населенных пунктов, полифункциональных центров межселенного обслуживания или рекреационных районов (зон) разного типа. Построение рациональной структуры этих сетей, обеспечивающей нормативную доступность сконцентрированных в их узлах объектов социальной инфраструктуры для всего населения отдельных регионов страны, следует рассматривать в качестве одной из основных задач районной планировки. Ее рациональное решение предполагает создание для всего населе-

ния, проживающего в пределах рассматриваемой территории, относительно равных условий пользования услугами различных отраслей социальной инфраструктуры, путем предоставления ему возможности посещать отдельные объекты в рамках приемлемых затрат времени на транспортные передвижения. При этом указанные затраты должны быть дифференцированы для центров обслуживания и рекреационных районов (или зон) разного типа и ранга с учетом целесообразной частоты посещения населением входящих в их состав учреждений и предприятий.

1.4.    Разработка вопросов перспективной пространственной организации социальной инфраструктуры объекта районной планировки требует, наряду с детальным изучением современного состояния и действующих тенденций развития всех ее элементов, локализованных в пределах рассматриваемой территории, также учета основных направлений перспективного экономического и социального развития страны в целом. На современном этапе одним из таких направлений является интенсификация всех отраслей народного хозяйства, включая процесс формирования систем расселения и ТПК. В сфере расселения следствием интенсификации являются; повышение роли и значения доступного (по затратам времени на межселенные передвижения) разнообразия мест приложения труда, видов и форм культурно-бытового обслуживания и отдыха; увеличение пространственной мобильности обслуживания и отдыха; рост экологического сознания людей, их стремление к более частому и продолжительному пребыванию в природной среде. В итоге все более четко проявляется тенденция к организационно-хозяйственному и пространственному вычленению трех основных аспектов воспроизводства населения: социально-экономического — воспроизводство человека как творческой личности и производительной силы; социально-культурного - воспроизводство теоретических знаний, технических и технологических идей, а также материальных и духовных ценностей в сфере культуры и искусства; и материально-бытового - воспроизводство человека как биологического вида, путем охраны и восстановления его здоровья, а также удовлетворения его потребностей в различных средствах жизнеобеспечения. Одним из результатов развития указанной тенденции является необходимость вычленения таких первичных элементов социальной инфраструктуры, как жилищные комплексы, центры концентрации объектов межселенного культурно-бытового обслуживания, районы и зоны массового отдыха, каждый из которых характеризуются: своей собственной технологией функционирования, потребностью в особых ресурсах для своего развития и специфическими условиями пространственной локализации.

1.5.    Перечисленные в предыдущем пункте аспекты воспроизводства населения определяют состав и разнообразие функций социальной инфраструктуры объекта районной планировки, которые могут быть классифицированы следующим образом;

А. Социально-культурные функции - обеспечивают населению доступ к уже созданным ценностям материальной и духовной культуры, а также большую или меньшую степень участия в самом процессе создания такого рода ценностей, способствуют постепенному усвоению широкими массами все более сложной научной и художественной информации, создают условия для постоянного развития структуры потребностей и повышения творческого потенциала личности. Эти функции выполняются специализированными учреждениями просвещения, культуры, фундаментальной науки и искусства (разного рода школами, вузами, техникумами, академическими и отраслевыми НИИ гуманитарного профиля, музеями, театрами, концертными и выставочными залами, библиотеками, клубами, кинотеатрами

7

и тд.). Несмотря на ожидаемый прогресс в развитии технических средств массовой информации (радио, телевидение, видео магнитофонная техника) полноценное выполнение этими учреждениями своих функций даже в относительно отдаленной перспективе будет связано с интенсивными личными контактами между потребителями и создателями культурных ценностей, а также с непосредственным приобщением населения к оригинальным вещественным образцам культурного творчества (произведениями профессионального и народного искусства, редким книжным изданиям, музейным экспонатам и тд.).

Б. Социально-бытовые функции - обеспечивают получение населением разного рода материальных благ и услуг по месту его постоянного или временного проживания, включая их определенную предварительную подготовку в соответствии с конкретными запросами потребителей. Данные функции социальной инфраструктуры выполняют: жилой фонд населенных мест, сети предприятий и учреждений розничной торговли, общественного питания, дошкольного воспитания, здравоохранения, индивидуального пошива, ремонта и тд. Главным критерием оптимальности функционирования относящихся к данной группе объектов межселенной социальной инфраструктуры является сокращение затрат времени населения на их посещение при повсеместном обеспечении определенного качественного уровня предоставляемы* услуг. Вместе с тем, следует предусматривать возможность реализации функций данного типа с помощью служебных транспортных средств как путем доставки клиентуры непосредственно в пункт обслуживания (стационарная медицинская помощь, ремонт сложной бытовой техники и др.), так и путем использования передвижных форм обслуживания (выездная торговля, передвижные приемные пункты бытового обслуживания, медицинская помощь на дому, гастроли творческих коллективов н т.п.).

В. Рекреационно-оздоровительные функции — ооеспечивают воспроизводство физических сил, а также преодоление последствий морально-психической усталости человека, накопившейся в процессе его трудовой деятельности. Выполняющие данную функцию объекты социальной инфраструктуры могут располагаться в пределах отдельных населенных мест (городские сады и парки, спортивные площадки, профилактории и тд.) или на загородных территориях, обладающих для этого благоприятными природными или туристическими ресурсами (санатории, дома н базы отдыха, турбазы, коллективные сады, пионерские лагеря и тд.). Рекреационно-оздоровительные учреждения и места отдыха второй группы, использующие для выполнения своих функций одну и ту же группу близкорасположенных ресурсов (лесных массивов, водоемов, памятников материальной культуры и др.), обычно объединяются в более или менее крупные таксономические единицы (рекреационные комплексы, зоны, районы), которые предназначаются для удовлетворения соответствующих потребностей жителей одного или целой группы соседних населенных мест.

При размещении упомянутых рекреационных объектов следует учитывать наряду с их прямыми функциями, также их большую социальную роль в деле совершенствования способов проведения свободного времени населения, расширения возможностей общения различных социальных групп, воспитания чувства патриотизма, повышения экологического сознания и общего культурного потенциала личности.

1.6. При разработке раздела "Социальная инфраструктура” в схеме (или проекте) районной планировки, перечисленные выше три основные типа функций

8

(социально-культурные, жилищно-бытовые и рекреационные) предлагается выделять в качестве основного предмета рассмотрения в специальных подразделах. В связи с отмеченным выше многообразием функций социальной инфраструктуры в широком смысле этого слова (см. п. 1.1), выполняемых разными объектами производственной и непроизводственной сферы и во избежание нежелательного дублирования содержания проектной документации следует четко разграничить круг вопросов, рассматриваемых в данном разделе, от вопросов, входящих в компетенцию других разделов районной планировки. Целью разработки специального раздела следует считать решение задач анализа современного состояния и определения перспектив развития всей совокупности объектов непроизводственной сферы, непосредственно обслуживающих население данной области (края, АССР) или внутриобластного района, т.е. задач развития социальной инфраструктуры в узком смысле этого слова (см. п. 1.1). При этом предполагается, что задачи развития локализованных в пределах данного объекта проектирования, но не рассмотренных в данном разделе элементов социальной инфраструктуры в широком смысле этого слова должны получить свое решение при разработке таких разделов районной планировки, как "Наука и научное обслуживание", "Курортное хозяйство и туризм" и ’Транспорт".

1.7.    При решении вопросов развития социальной инфраструктуры объекта районной планировки следует учитывать существенную разницу в требованиях, предъявляемых к решению проблем развития элементов межселенного и внутрипо-селенного типа (см. п. 1.1). Если решение проблем развития элементов первого типа является прерогативой и одной из основных задач районной планировки, то проблемы второго типа (т.е. вопросы развития социальной инфраструктуры отдельных населенных мест) рассматриваются здесь лишь в самом общем виде, так как их более детальная разработка относится к компетенции последующих стадий градостроительного проектирования (генпланы городов, проекты планировки сельских мест и тд.). В этой связи представляется целесообразным выделить в составе данного раздела, наряду с подразделами, ориентированными на решение проблем формирования различных отраслей межселенной социальной инфраструктуры, такими как "Межселенное культурно-бытовое обслуживание" и "Организация массового загородного отдыха населения", также специальный подраздел - "Жилищный комплекс", где должен рассматриваться весь круг вопросов развития внутрипосе-ленНой социальной инфраструктуры отдельных населенных мест, но лишь с той минимальной степенью их детализации, которая отвечает целям районной планировки. Рекомендуемая с учетом вышеприведенных положений общая структура рассматриваемого раздела приводится в прнл. 1.

Все приведенные в настоящей работе методические положения разработаны на основе действующих общесоюзных градостроительных нормативов. Конкретизирующие эти положения рекомендации и укрупненные расчетные показатели даны для условий средней полосы европейской части РСФСР и в случае применения в условиях других регионов страны могут потребовать определенной корректировки. Возможные направления и способы такой корректировки указаны в прил. 3, а также в ряде приложений к другим главам настоящих Рекомендаций.

1.8.    Главным средством повышения уровня обоснованности рекомендуемого варианта развития межселенной социальной инфраструктуры объекта районной планировки, а также степени объективности оценки качества принимаемых проектных решений является переход от чисто качественных к количественным методам