Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

140 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В Справочнике рассмотрены действующие, вновь вводимые нормативы и их зарубежные аналоги с комментариями и иллюстрациями по примерам применения указанных требований. На основе анализа указанных требований разработаны критерии оценки степени доступности элементов и всего объекта в целом, в том числе по основным группам маломобильных граждан. Актуализированный справочник предназначен для работников социальной сферы, а также для проектировщиков и организаций, осуществляющих контроль за выполнением нормативных требований, обеспечивающих доступность объектов для маломобильных групп населения.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общая часть

2. Сравнительный анализ действующих нормативов по основным структурно-функциональным зонам и элементам объектов гражданского назначения, обеспечивающих доступность объектов для маломобильных групп населения, в зарубежных странах

     2.1. Американский национальный стандарт "American National Standard ICC/ANSI A117.1-2003 Accessible and Usable Buildings and Facilities"

     2.2 Британские стандарты "BSI" "Проектирование зданий и прилежащей территории с учетом доступности для маломобильных групп населения" - Свод правил "British Standard 8300"

     2.3. Немецкий стандарт DIN 18040 "Безбарьерное строительство - Принципы проектирования", Часть 1 "Общественные здания", Часть 2 "Жилые помещения"

3. Сравнительный анализ действующих и вновь вводимых с 01.01.2013 г. нормативов по основным структурно-функциональным зонам и элементам объектов гражданского назначения, обеспечивающих доступность объектов для маломобильных групп населения в РФ

4. Определение критериев оценки степени доступности элементов и всего объекта в целом, в том числе по основным группам маломобильных граждан

Приложение 1. Подготовленные изменения в СП 59.13330.2012 "Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ Департамент социальной защиты населения города москвы

АКТУАЛИЗИРОВАННЫЙ СПРАВОЧНИК по основным структурно-функциональным зонам и элементам объектов гражданского назначения, обеспечивающих доступность объектов для маломобильных групп населения, на основе анализа действующей системы нормативных документов в строительстве и вновь вводимого с 1.01.2013 г. СП 59.13330.2012 «Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»»

Москва 2012 г

Настоящий актуализированный Справочник по основным структурнофункциональным зонам и элементам объектов гражданского назначения, обеспечивающих доступность объектов для маломобильных групп населения, на основе анализа действующей системы нормативных документов в строительстве и вновь вводимого с 01.01.2013 года СП 59.13330.2012 «Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных    групп    населения»,    разработан    по заказу

Департамента социальной защиты населения города Москвы.

В Справочнике рассмотрены действующие, вновь вводимые нормативы и их зарубежные аналоги с комментариями и иллюстрациями по примерам применения указанных требований. На основе анализа указанных требований разработаны критерии оценки степени доступности элементов и всего объекта в целом, в том числе по основным группам маломобильных граждан.

Актуализированный справочник предназначен для работников социальной сферы, а также для проектировщиков и организаций, осуществляющих контроль за выполнением нормативных требований, обеспечивающих доступность объектов для маломобильных групп населения.

Актуализированный справочник разработан ООО ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ» (кандидат архитектуры Бумагина О.И., архитекторы: Желнакова Л.В., Тагирова А.Т., Сафонова В.А., Куприянова К.В.; инженеры: Горбунов Е.Н., Мухин А С.) при участии Осиновской В. Б. (ГКУ «Дирекция по ремонту и техническому обслуживанию учреждений социальной защиты»).

Справочник состоит из общей части, трех основных глав, включающих общие выводы с определением критериев доступности объектов для маломобильных групп населения, и приложений.

2

правилам Chicago District Office 4051 W. Flossmoor Road Country Club Hllk, IL 60478-5795 и утвержден 26 ноября 2003 г. Американским национальным институтом стандартов.

Использование Американских национальных стандартов является необязательным, то есть носит рекомендательный характер.

В Американском национальном стандарте ICC/ANSI «Доступные для МГН здания и сооружения» критерии пределов досягаемости, как правило, имеют диапазоны допуска или несколько вариантов.

Числовые значения критериев доступности имеют незначительные отличия в размерах от европейских и российских за счет разных единиц измерения. При переводе английских дюймов в сантиметры могут получаться несколько большие или меньшие размеры.

В Американском стандарте достаточной для размещения кресла-коляски считается площадка размером не менее 76 х 122 см.

По ICC/ANSI перепад высоты в месте примыкания съезда к проезжей части отсутствует, то время как у нас понижение бортового камня выполняется в пределах 2,5-4 см. По СНиП 35-01-2001 ширина горизонтальной площадки для заезда на бордюрный пандус должна быть не менее 120 см, а по ICC/ANSI всего 91,5 см, что, видимо, возможно с учетом плавного сопряжения наклонных боковых спусков (1/10) пандуса с тротуаром. Такая ровная площадка может вовсе отсутствовать на существующих тротуарах при уклоне боковых спусков 1/12. Ширина бордюрного пандуса должна быть равна ширине перехода (зебры).

Уклон пандуса в Америке, как и у нас не более 1/12, но в существующих зданиях допускаются короткие участки с уклоном до 1/8 на высоту не более 7,5 см, и 1/10 на высоту до 15 см. Уклон более 1/8 запрещен (по СП 118.13330 допустим до 1/6 для здоровых людей). Поручни на пандусе устанавливаются при подъеме более, чем на 15см (по СНиП 35-01 при высоте более 45 см) на высоте 86,5-96,5 см. Ширина (в свету) марша пандуса должна быть более 915 мм (по СНиП 35-01-2001 ширина пандуса не менее 1000мм). Если на пандусе имеются поручни, ширина (в свету) измеряется между поручнями. Высота подъема одного марша не более 76см, что практически соответствует российскому нормативу - не более 80см. Для предотвращения соскальзывания колеса с поверхности пандуса вместо бортика можно расширить марш на 30,5см за пределы внутренней поверхности поручней. Такой вариант у нас нормативом не предусмотрен.

12

Для поворота на кресле-коляске на 180° достаточна глубина поворотной площадки от 152,5см, а для проходов шириной 106,5 см необходима поворотная площадка глубиной 122 см.

По стандарту ICC/ANSI развернуться на кресле-коляске на 180° при ширине путей движения от 91,5 до 150см можно не только на квадратной площадке, но и площадке Т-образной формы с минимальной шириной 152,5 см, причем по обе стороны от Т-пересечения пространство длиной не менее 30,5 см не должно иметь препятствий, а примыкающие пути движения к Т-образной площадке должны быть свободны от препятствий на не менее чем 61,0 см.

13

На путях движения допускаются местные сужения до 81,5см в свету на длине не более 61 см, а ширина прохода 91,5 см на длину не более 122см, в то время как у нас в СП 35-101-2001 рекомендуется предельная ширина сужения 85 см на ту же длину (60см)


Минимальная ширина дверных проходов (в свету) может быть 81,5 см, а не 90см, как у нас. Выходная дверь, открывающаяся наружу, должна обозначаться тактильным знаком «ВЫХОД».

В стандарте подробно рассмотрены габариты площадок перед дверью в зависимости от направления подхода к двери и наличия запирающего устройства на полотне двери. Если в СНиП 35-01 установлены только габариты площадки при открывании двери «на себя» 1,5x1,5м, а «от себя» -    1,2x1,2м,    то в ICC/ANSI габариты

площадок зависят еще и от направления подхода к двери (фронтально, сбоку, со стороны петель, с замком или без него). Так, например, площадка при подходе со стороны петель к двери, открывающейся «на себя», с замком и доводчиком должна иметь минимальные габариты: 172x152,5 см или 188x137см. Габариты зоны определяют не только ширину коридора, но и длину свободной части стены рядом с ручкой двери.

14

1    сч направление    j    Г~"

j    подхода    I    J    направление

яЛ«    I    s

В СП 35-101-2001 на рис 2.13 приведены аналогичные требования, при этом, видимо, чисто механически совмещены рекомендации из разных зарубежных стандартов, т.к. они противоречат друг другу.

%тах

64

Порог из двух элементов



Порог дверей или другой перепад уровней по вертикали на путях движения может иметь максимальную высоту не более 6,4 мм. Если порог выше, то часть порога выше 6,4 см должна иметь скошенный край с уклоном не более 1:2. Общий перепад уровней для нового строительства не должен превышать 13мм, а для существующих объектов - 19 мм, в то время как у нас в настоящее время разрешен порог 25 мм, причем измеряется только его вертикальная часть (без учета скошенной части).

Порог из одного элемента

Тамбуры с учетом габаритов у кресла-коляски требуются больших габаритов, чем это рекомендовано в СНиП 35-101 и СП 35-101, что, как видно на схемах, обеспечивает более безопасный проход инвалидов на креслах колясках, так как зона открывания двери не перекрывает зону размещения в тамбуре кресла-коляски.

15

Размер кабины санузла, доступной для инвалидов-колясочников: не менее 167,5 см х 165 см, что меньше, чем по СНиП 35-01-2001 (180x165см). Кабинка может быть еще более уменьшена до размеров 152,5x150см, если передняя перегородка и как минимум одна боковая перегородка имеет нишу для ступней на высоте не менее 230 мм и глубиной минимум 150 мм, что расширяет зону разворота кресла-коляски в области подножки. Кабина может быть

16

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.    Общая часть......................................................................4

2.    Сравнительный анализ действующих нормативов по основным структурно-функциональным зонам и элементам объектов гражданского назначения, обеспечивающих доступность объектов для маломобильных групп населения, в зарубежных

странах............................................................................9

2.1. Американский национальный стандарт "American National Standard ICC/ANSI All7.1-2003 Accessible and Usable Buildings and Facilities”..................................................................10

2.2 Британские стандарты «BSI» «Проектирование зданий и прилежащей территории с учетом доступности для маломобильных групп населения» - Свод правил "British

Standard 8300"................................................................18

2.3. Немецкий стандарт DIN 18040 «Безбарьерное строительство -Принципы проектирования», Часть 1 «Общественные здания», Часть 2 «Жилые помещения»...........................................25

3.    Сравнительный анализ действующих и вновь вводимых с

01.01.2013 г. нормативов по основным структурнофункциональным зонам и элементам объектов гражданского назначения, обеспечивающих доступность объектов для маломобильных групп населения в РФ..............................36

4.    Определение критериев оценки степени доступности элементов

и всего объекта в целом, в том числе по основным группам маломобильных граждан................................................115

Приложения:

Приложение 1 Подготовленные изменения в СП 59.13330.2012 «Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп    населения».....134

з

1. Общая часть

1.1.    Настоящий актуализированный Справочник по основным структурнофункциональным зонам и элементам объектов гражданского назначения, обеспечивающих доступность объектов для маломобильных групп населения, предназначен для руководства при определении степени досягаемости и безопасности этих объектов для основных групп маломобильных граждан.

1.2.    В соответствии с Конвенцией ООН "О правах инвалидов" Универсальный проект (дизайн) - это "проект (дизайн) предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. Универсальный дизайн не исключает ассистивные (специализированные) устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо".

1.3.    Необходимость безусловного исполнения требований досягаемости и безопасности указана в ст.ЗО Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Технический регламент), согласно которому, здания и сооружения любого назначения, а также связанные с ними процессы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, монтажа, эксплуатации, включая все этапы жизненного цикла здания, должны отвечать требованиям безопасности для пользователей, в том числе требованиям доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (пп.6 п.6 ст.З). Согласно п.7. ст.ЗО указанного Технического регламента: «доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать:

4

1)    досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность

перемещения    внутри    зданий    и    сооружений;

2)    безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения».

Обеспечение требований настоящего Технического регламента осуществляется через утверждение перечня национальных стандартов и сводов правил для исполнения на обязательной основе как в процессе строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта, так и в процессе эксплуатации. Причем, безопасность зданий и сооружений в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания и сооружения (п.1 ст.36). Оценка соответствия зданий и сооружений указанным требованиям должна проводиться путем периодического удостоверения соответствия характеристик эксплуатируемого здания или сооружения требованиям Технического регламента и проектной документации для подтверждения дальнейшей эксплуатации здания или сооружения; ст.40 установлены правила обязательной оценки в процессе эксплуатации в формах:

а)    эксплуатационного контроля (который осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения);

б)    государственного контроля (надзора), осуществляемого уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ. Для обеспечения государственного контроля (надзора) за реализацией требований Технического регламента в процессе их эксплуатации в части исполнения требований доступности зданий и

сооружений для инвалидов и других МГН на уровне субъекта РФ исполнение этих функций должно быть возложено на уполномоченный орган в сфере государственного строительного надзора и технической экспертизы. По результатам контроля (экспертизы с обследованием зданий и сооружений) информация об исполнении нормативных требований безопасности (как необходимого условия доступности) для инвалидов и МГН должна отражаться в заключении по результатам контроля (экспертизы), возможно, и в техническом паспорте здания, сооружения. Эти документы (заключение, акт технической экспертизы, технический паспорт) могут служить реальным, профессионально и с    правовой    точки зрения

обоснованным, подтверждением технической безопасности (как обязательного элемента качества работ и услуг) для потребителя со стороны поставщиков (собственников или владельцев объектов социальной инфраструктуры). Эти документы (при их наличии) в процедуре паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг должны приниматься за основу при вынесении решения о соответствии здания, сооружения требованиям нормативных документов в области строительства (по сути, требованиям Технического регламента) в части обеспечения доступности для инвалидов и других МГН, а также для объективизации решения о возможности и объеме адаптивных мероприятий в виде ремонтно-строительных работ.

Техническим регламентом (ст.41) предусматривается также возможность добровольной оценки соответствия зданий и сооружений в форме негосударственной экспертизы, в том числе путем обследования зданий и сооружений. Поставщик может обратиться не только в государственный орган по контролю (надзору), но и в добровольном порядке, в иную (аккредитованную в установленном порядке) организацию за получением заключения о технической

безопасности и доступности здания, сооружения для инвалидов и других МГН. Заключения со стороны аккредитованных организаций о состоянии доступности ОГН для инвалидов также могут быть приняты для учета в порядке паспортизации объектов и услуг. Важно заметить, что статьей 42 (пп.1 п.1) Технического регламента подчеркнуто, что описанные в нем требования не применяются (вплоть до реконструкции или ремонта) к зданиям и сооружения, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований. А пунктом 2 указанной статьи отмечено, что строительные нормы и правила, утвержденные до вступления в силу этого Технического регламента (30.06.2010), признаются сводами правил (то есть имеют значение документов, содержащих рекомендуемые положения).

1.4.    Критерии оценки доступности элементов и всего объекта в целом настоящего актуализированного Справочника распространяются на вновь проектируемые, реконструируемые и капитально ремонтируемые здания гражданского назначения.

1.5.    Актуализированный справочник разработан с учетом требований СП 59.13330.2012 «Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», Федерального закона от 22.07.2008 г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», СП 118.13330.2012 «Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 СНиП 31-05-2003 «Общественные здания и сооружения», СНиП 3.04.01-87 «Изоляционные и отделочные покрытия», СНиП 2.03.13-88. «Полы», СанПиН 2.1.2.729-99 «Полимерные и полимерсодержащие строительные материалы, изделия и конструкции. Гигиенические требования безопасности», СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарные требования к устройству, содержанию, организации режима работы в

7

детских дошкольных организациях», СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

1.6.    Проектные работы для вновь проектируемых, реконструируемых и капитально ремонтируемых зданий гражданского назначения должны выполняться на основании требований СП 59.13330.2012 «Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» с учетом критериев оценки доступности элементов и всего объекта в целом основным группам маломобильных граждан.

1.7.    Строительно-монтажные работы на вновь проектируемых, реконструируемых и капитально ремонтируемых зданиях гражданского назначения должны выполняться в строгом соответствии с требованиями проекта. Замена предусмотренных проектом решений, в том числе габаритов функциональных зон и элементов, отделочных материалов, изделий и оборудования допускается только по согласованию с проектной организацией.

1.8.    Входной контроль соответствия доступности элементов и всего объекта в целом для основных групп маломобильных граждан должен быть включен в производственный контроль качества строительномонтажных работ.

1.9.    Отделочные работы на объекте гражданского назначения следует начинать только после проверки правильности выполнения строительно-монтажных работ в соответствии с критериями доступности элементов здания для основных групп маломобильных граждан.

1.10.    В процессе выполнения строительно-монтажных и отделочных работ на объекте контролируются:

X

-    соответствие конструктивных элементов здания критериям доступности элементов здания для основных групп маломобильных граждан;

-    соблюдение    и    соответствие    установленных    проектом    и

нормативными требованиями к отделке помещений и здания в целом, обеспечивающих доступность для основных групп маломобильных граждан;

-    соблюдение    и    соответствие    установленных    проектом    и

нормативными требованиями к оборудованию, монтируемому и не монтируемому, обеспечивающих доступность для основных групп маломобильных граждан;

2. Сравнительный анализ действующих нормативов по основным структурно-функциональным зонам и элементам объектов гражданского назначения, обеспечивающих доступность объектов для маломобильных групп населения, в зарубежных странах

Сравнительный анализ зарубежных стандартов по доступности объектов для МГН показывает, что в них имеется единый подход к данной проблеме: предоставить в результате исполнения требований (или рекомендаций) этих стандартов возможность инвалиду использовать площадку, сооружение, здание или элемент без посторонней помощи. Это основное положение Конвенции ООН «О правах инвалидов».

Однако до настоящего времени нет единообразия требований доступности в критериях проектирования строительных и прочих норм и правил разных стран. Отсутствие принятых на международном уровне стандартов и недостаточный уровень передачи знаний в этой области приводит к большому количеству несоответствия

9

мероприятий по доступности для инвалидов при строительстве и эксплуатации сооружений в разных странах. Это в отдельных случаях может затруднять, например, слепым самостоятельное передвижение.

США предлагают принимать Американский стандарт во всех странах в качестве типового. Европейский комитет стандартизации (CEN) в рамках внедрения «Европейской стратегии поддержки инвалидов 2010-2020 гг. для стандартизации требований доступности общественных зданий и сооружений в странах Европы» принимает усилия по созданию Европейского стандарта, который должен будет заменить прежние национальные стандарты в странах членах Европейского комитета по стандартизации (в настоящий момент это 31 страна).

Предлагаем обзор американских, британских и немецких стандартов. По основным критериям отечественные и зарубежные стандарты совпадают. Поэтому особое внимание обращено на отличия в критериях этих стандартов от российского стандарта СНиП 35-01-2001 или на более детальную информацию по отдельным элементам.

2.1. Обзор Американского национального стандарта "American National Standard ICC/ANSI All7.1-2003 Accessible and Usable Buildings and Facilities"

Разработка Американских национальных стандартов по доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения началась с 1961 г. после войны во Вьетнаме. Ветераны войны смогли привлечь внимание общественности к своему ущемленному социальному положению. Действующий Американский национальный стандарт ICC/ANSI «Доступные для МГН здания и сооружения» разработан Международным советом по нормам и

ю