Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

17 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В Рекомендациях изложены основные положения по проектированию установок автоматического пенного пожаротушения в современных высотных ангарах.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Установки пожаротушения

3 Пенообразующие устройства

4 Трубопроводы и запорно-пусковые устройства

5 Пожарные извещатели

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу21.05.2015
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

21.08.1978УтвержденМинистерство гражданской авиации СССР
РазработанВНИИПО МВД России
РазработанГПИ и НИИ ГА Аэропроект
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт Аэропроект

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УСТАНОВОК АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕННОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ АНГАРАХ

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт Аэропроект

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УСТАНОВОК АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕННОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ АНГАРАХ

Москва 1980

Высота факела пены при подаче ее с пола вертикально вверх при давлении 30 №.вод.ст., м................................................ не    ме

нее 5

Угол раскрытия факела пены при подаче ее с пола вертикально вверх, град................... не    ме

не 75

Кратность пены при давлении 30 цр<. вод.ст.........нв    ме

нее 15

3*5. При проектирования установки пожаротушения размещать генераторы ГКП и оросители ОПДС следует таким образом, чтобы исключать возможность стоянки на них колес самолета. Необходимо постоянно следить, чтобы при техническом обслуживании самолета на люках, закрывающих генераторы ГКП и оросители ОПДС, не устанавливалось техническое и другое оборудование, препятствующее его работе в случае повара.

3.6.    Плоская струн, получаемая из верхнего насадка пеногенератора ГКП, должна быть направлена вдоль фюзеляжа самолета или вдоль образующей крыльев.

3.7.    Оросители ОПДС и генераторы ГКП следует разг.?е-щать в полу вдоль осевых линий плоскостей, фюзеляжа и хвостового оперения самолета в один или несколько рядов.

3.8.    Размещение пеногенераторов типа ГПД, ПСП и оросителей типа ОПДС в ангаре следует осуществлять в порядке, указанном в табл. 2.

Таблица 2

Размещение пеногеиерато-ров и оросителей

Расстояние гледду ледогенераторами и оросителями, м, не более

АТБ ~

АРП

I

2

3

Пеиогенератор ЩИ над самолетом:

при давлении 30 №*в°Д* ст.

6

5

при давлении 40 юс.эод* ст.

6,3

5.4

10

I

2

3

Пеногенераторы ГПД над остальной площадью ангара:

при давлении 30 ЕЦ. вод. ст.

6,5

6

при давлении 40 1(Ц.юд. ст.

7

6,3

Пеногенератор ГКП под самолетом при давлении 30 ф^вод.ст.

10

9,6

Ороситель ОПДС при давлении 30 ОДвод.ст.

6

5.7

3.9. Пеногенераторы ГИД устанавливаются вертикально вниз на высоте до 30 м. В проектных решениях необходимо предусматривать мероприятия по безопасности монтажа и осмотра пеногенераторов ГИД в процессе эксплуатации.

4. ТРУБОПРОВОДЫ И ЗАПОРНО-ПУСКОВЫЕ УСТРОЙСТВА

4.1.    Проектирование сетей трубопроводов установок пожаротушения должно производиться в соответствии о требованиями глав СНиП по проектирования наружных и внутренних сетей водоснабжения и СН 75-76.

4.2.    Гидравлический расчет трубопроводов следует производить исходя из необходимости обеспечения рекомендуемого рабочего давления у наиболее удалегаого и высокорасполоне иного пеногенератора.

4.3.    Для обеспечения требуемой инерционности (см.

п. 2.13) трубопроводы, оборудованные пеногенераторами ГИД, ГКИ и оросителями ОПДС, рекомендуется содержать в дежурном режиме заполненными раствором пенообразователя.

4.4.    В качестве запорно-пусковых уотройств в установках пожаротушения могут применяться быстродействующие клапаны ЕК или КЕГЭМ, клапаны группового действия ГД.

II

4.5.    У зли управления о запорно-пусковыми устройствами должны размещаться в местах, исключающих их повреждение, должны быть доступными для обслуживания во время пожара.

Про стированне насосной и узлов управления следует производить согласно требованиям СН 75-76.

4.6.    Не допускается размещать узлы управления в подвалах, которые при авариях могут быть затоплены водой или нефтепродуктами.

5. П0ЙАР1ЩЕ ИЗВЕЩАТЕЛИ

5.1.    Пожарные извещатели предназначены для обнаружения пожара п подачи соответствующего сигнала па включение автоматической установки пожаротушения и пожарной тревоги.

Инерционность пожарных извещателей не должна превышать I с.

5.2.    В качестве пожарных извещателей рекомендуется применять датчики пламени ДО-В20 в комплекте с сигнальнопусковой установкой ВСПУ "Пиро".

5.3.    Датчики пламени ДО-В20 размещаются выше кран-балки на высоте до 30 м от пола с направлением центрального луча вертикально вниз. Расстояние между датчиками в плане должно быть не более 30 м.

5.4.    Установка ВСПУ "Пиро" должна монтироваться в отдельном помещении или отдельном шкафу. Расстояние между установкой ВСПУ "Пиро" и датчиками ДПФ-В20 не должно превышать 300 м.

5.5.    На три независимых входа установки ВСПУ "Пиро" подключаются по три пары датчиков ДО-320, включаемых по схеме совпадения.

5.6.    Монтаж датчиков ДО-В20 и установки ВСПУ "Пиро" необходимо осуществлять в строгом соответствии с паспортом, техническим описанием и инструкцией по эксплуатации на датчики пламени ДДФ-32С и установку ВСПУ "Пирбар", а также

12

с “Правилами устройств электроустановок" (М,, Атомиздат, 1976), "Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и правилами техники безопасности при эксплуатации установок потребителей" (М., Атомиздат, 1972).

13

СОДЕРЖАНИЕ

1.    Обще положения.................................... 3

2.    Установки пожаротушения............................ 5

3.    Пенообразугацие устройства .......................... 8

4.    Трубопроводы и запорно-пусковые устройства ......... II

5.    Пожарные извещатели............................ 12

14

РЕКОМЕНДАЦИИ

по проектированию установок автоматического пенного пожаротушения в современных ангарах

УДК 656.71.017:614.842.4

Настоящие Рекомендации разработаны Всесоюзным научно-исследовательским институтом противопожарной обороны ГЛини-отерства внутренних дел СССР (ВНИИПО МЕД СССР) совместно с ГПИ а НИИ Аеропроект.

В Рекомендациях изложены основные положения по проектированию установок автоматического пенного позаротупения в современных высотных ангарах.

Рекомендации разработали инк. B.R. Швырков (ГПИ и НИИ Аеропроект); канд. техн. наук М.И. Исаев, инженеры А.Д. Васильев и D.B. Рубцов (ВВМИПО 14ВД СССР).

Утверждены Министерством гражданской авиации 21.08.78.

I. ОБЩИЕ ПОЛО НЕНИЯ

1.1.    Настоящие Рекомендации распространяются на проектирование стационарных установок автоматического пенного пожаротушения (в дальнейшем - установки пожаротушения), пред-назначешшх для обнаружения и тушения очага пожара, возникшего на полу ангаров АТБ и АРП или на поверхности находящиеся в них самолетов. Рекомендации не распространяются на проектирование установок тушения пожара внутри самолетов.

1.2.    Основные положения по проектированию и устройству установок пенного пожаротушения изложены в СН 75-76 Е рекомендациях ВНИИПО ("Временных рекомендациях по проектированию стационарных систем автоматического тушения пожаров нефтей и нефтепродуктов з резервуарных парках и насосных станциях") и поэтому в настоящих Рекомендациях не рассматриваются.

1.3.    Установка пожаротушения может быть единой для Bfiez пожарных секций защищаемого ангара или автономной для одной или нескольких секций.

Пожарной секцией считается часть ангара, приходящаяся на долю одного самолета. Расчетная площадь пожарной секции определяется отношением площади ангара к максимально вмещаемому в нем числу самолетов.

1.4.    Местоположение самолетов в секциях следует определять по их типам и учитывать при проектировании установок пожаротушения.

1.5.    Емкости для воды и пенообразователя должны размещаться в отапливаемых помещениях с температурой не ниже +5°С.

3

X.б* Ввод в эксплуатацию установок позаротушения должен осуществляться и оформляться в соответствии с требованиями ведомственных технических условий на монтаж, испытание и сдачу их в эксплуатацию (ВМСН 13-74).

1.7.    Установка пояарот”шения проверяется путем подачи раствора пенообразователя в ручном и автоматическом режиме последовательно во все пожарные секции с обязательным определением давления на наиболее удаленных от насоса пено-образующих устройствах, равномерности орошения и кратности пены в 2-3 точках секции.

Для установки манометров на трубопроводах должны быть предусмотрены патрубки с манометровыми краниками. Равномерность орошения зависит от интенсивности подачи раотворо пенообразователя, она определеляется отношением веса пены (в килограммах) к площади мерной емкости (в квадратных ветрах) и времени подачи (в секундах). Фактическая интенсивность подачи раствора пенообразователя должна быть равна или выше нормативной, но не более чем в 2,5 раза.

Кратность пены - отношение объема мерной емкости к весу заполнившей ее пены, она проверяется путем взвешивания пены.

Проверки кратности пены рекомендуется проводить в про цессе эксплуатации не реже одного раза в год, а также после капитального ремонта установки пожаротушения.

1.8.    Инструкции и указания по пуску и эксплуатации установок пожаротушения необходимо составлять с учетом настоящих Рекомендаций.

1.9.    В дополнение к рекомендуемой установке пожаротушения в ангарах необходимо предусматривать применяемые в настоящее время переносные (передвижные) первичные средства пожаротушения в соответствии с требованиями действующих норм в правил.

4

2. УСТАНОВКИ П02АРОТУШЕКИЯ

2.1.    Установка пожаротушения (рис. на с. 6 ) должна обеспечивать одновременную и равномерную подачу воздушномеханической пены сверху на самолет и на не закрываемую нм площадь пола пожарной секции, а также снизу на нижние поверхности самолета. Она должна быть дренчерного типа.

2.2.    Установка пожаротушения должна бить обеспечена устройствами для дистанционного ручного пуска. Ручной дистанционный пуск может осуществляться с диспетчерского пункта пли из пожарной части (поста), где имеется постоянный дежурный персонал, а также со щита, установленного в пределах видимости защищаемых секций в местах безопасных и доступных во время пожара.

2.3.    Включение пожарных насосов при автоматическом а ручном дистанционном пуоке допускается предусматривать по падению давления в заполненных магистральных трубопроводах установки пожаротушения’ или от сигнала приемной станции пожарных извещателей.

2.4.    Для получения воздушно-механической пены следует применять один из рекомендуемых пенообразователей на основе синтетических поверхностно-активных веществ (ПО-I, П0-1Д, ПО-ЗА и др.).

Кратность пены, подаваемой сверху, должна быть равна 50-100, а подаваемой снизу - 10-100.

2.5.    Интенсивность подачи раствора пенообразователя следует принимать в соответствии с данными табл. I.

2.6.    За расчетный расход раствора пенообразователя на тушение пожара в ангаре следует принимать один из наибольших расходов, требующихся на пожаротушение в одной пожарной секции.

5

Схема стационарной автоматической установки пожаротушения: I - система хранения огнетушащего состава; 2 - сигнальное устройство; 3 - система подачи; 4 - пусковое устройство;

5 - приемное устройство; 6 - система выпуска огнетушащего состава на самолет: 7 - система выпуска егнетушащего состава под самолет; б - датчики пожарной сигнализации

6

Вид ангара


АТБ

АРП


Таблица I


Интенсивность подача раствора пенообразователя


сверху на самолет


сверху на остальную пло-■ад ангара


снизу на

С8М0Л6Т


0.1

0.14


0,08

0,1


0,14

0,16


Примечание. Расчетная площадь при подаче пени сверху на самолет а снизу под самолет определяется как площадь горизонтальной проекции самолета, умноженная на коэффициент 1.5.

2.7.    Автоматическое и ручное включение установки пожаротушения должно исключать одновременную подачу раствора пенообразователя более чем в одну пожарную секцию.

Переключение подачи раствора пенообразователя из одной пожарной секции в другую может быть ручным и должно исключать одновременную подачу раствора пенообразователя более чем в одну пожарную секцию.

2.8.    Раствор пенообразователя можно готовить заранее

и хранить в емкости, а также готовить автоматически во время пожара с помощью доэируших устройств. В качестве дози-рувдих устройств могут быть использованы насосы-дозаторы или пеносмесители эжекторного типа.

2.9.    Расчетная продолжительность тушения одного пожара 10 мин, после чего установка .пожаротушения монет отключаться вручную.

2.10.    Запас воды и пенообразователя или готового раствора пенообразователя с учетом заполнения сети трубопроводов должен обеспечивать работу установки пожаротушения в течение не менее 0,5 ч.

2.11.    Инерционность установки пожаротушения (время с момента обнаружения пожара извещателями до поступления пены в очаг пожара из наиболее удаленного от насоса пенооб-


7


разуадего устройства) должна быть не более 30 с. Ориентировочные значения инерционности отдельных элементов установки пожаротушения:

Инерционность системы обнаружения очага

пожара с датчиками пламени ДО-В20, с .................1

Инерционность вкушения и выхода пожарного насоса на рабочие режим, с ....................Определяет

ся по паспорту насоса

Инерционность клапанов БКнГД , с....................I

Скорость заполнения сухотрубов диаметром (м/с):

50 ш..............................................7

100 мм.............................................. 5

200 до ..............................................2,5

Инерционность повышения давления до рабочего в заполненном трубопроводе на I км длины, с...........5

Скорость подачи пены от пеногеиератора до

очага пожара, м/с .......... 4-5

3. ПЕВООБРАЗЛЩБ УСТРОЙСТВА

3.1, Для подачи пены сверху как на самолет, так и на остальную площадь пола ангара рекомендуется применять пено-генераторы типа ГОД, техническая документация на которые разработана ВНИИП0.

Для тушения очагов горения под самолетом на полу ангара и нижних поверхностей самолета рекомендуется применять генератор комбинированной пены типа ГКП или ороситель пенный типа 0ПДС по технической документации ВНИИП0. Указанные пеногенераторы и оросители устанавливаются в поду под самолетом и имеют предохранительные устройства от повреждения при наезде самолета.

При пожаре генератор пены ГКП выдвигается ввечх и фиксируется пржмерпо на высоте 0,15-0,20 м от уровня пола.

8

3.2. Техническая характеристика пеногенератора типа

ГПД:


Рабочее давление раствора перед пеногенератором, м.вод.ст.......................................... ЗС-40

Расход раствора пенообразователя при напоре 30 м.вод.ст, л/с .................................. не    ме

нее 3,5

Кратность пены..................................... не    ме

нее 50

Площадь орошения при установке пеногенератова на высоте 4 м и давлении перед пеногенератором 40 м.вод.ст., м*...................................не    ме

нее 35

3.3. Техническая характеристика генератора комбиниро

ванной пени:

Рабочее давление, м.вод.ст........................не    ме

Расход ваствора пенообразователя прг. напоре    нее ^

30 м.вод.ст., л/с ................................. не    ме

нее 15

из них:

вверх на нижние поверхности самолета..............не    ме

нее 7

вниз на пол под самолетом.........................не    ме

нее 8

Кратность пены:

низкократной ..................................... не    ме

нее 8

среднекратной .................................... не    ме

нее 50

3.4. Техническая характеристика оросителя пенного типа ОПДС:

Рабочее давление перед оросителем, м.вод.ст.......30-40

Расход раствора пенообразователя при напоре

30-40 м.вод.ст., л/с..................... не    ме-


Площадь орошения при направлении пены с пола ^ртикально вверх и давлении 30-40 м.вод.ст..


не менее 35


9