МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СССР
ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
о привлечении средств предприятий и регионов на строительство энергетических объектов
москва, 1990г
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель Председателя^ Госплана
СССР.
Заместитель Председателя СССР
Л.Н.Зярубкин 1990г. |
УТВЕРЖДАЮ:
Министр энергетики и электрификации СССР *
Ю. К. Семенов "■ ^ ГД990Р. |
ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Заместитель Министра
Первый заместитель начальника ГУПиКСа | |
A. Н.Семенов
B. Н. Панфилов |
о привлечении средств предприятий и регионов на строительство энергетических объектов
Москва. 1990
10
за счет капитальных вложений соответствующих отраслей промышленности .
Финансирование строительства объектов внешнего электроснабжения независимо от напряжения (линий электропередачи и подстанций) для предприятий, групп предприятий (промузлов), объектов транспорта (включая тяговые подстанции электрифицируемых железных дорог), связи, сельского хозяйства и других промышленных потребителей электроэнергии, а также жилищно-коммунального хозяйства и других объектов социальной сферы, осуществляется за счет средств производственного и непроизводственного назначения промышленных отраслей л местных советов, к которым относятся предприятия и организации-потребители электроэнергии.
3.2.3. Размеры долевого участия потребителей тепла в строительстве, расширении, реконструкции и техперевооружении объектов теплоснабжения и тепловых сетей определяются при разработке предпроектной и проектно-сметной документации в соответствии с "Методикой расчета долевого участия потребителей энергии в (^анонсировании строительства ТЭЦ и тепловых сетей" (см. приложение X).
3.2.4. Размеры долевого участия или платы потребителей электроэнергии в строительстве объектов электроснабжения
( электроисточников, системообразующих и распределительных электрических сетей и подстанций напряжением до 330 кВ включительно) определяются при разработке предпроектной и проектносметной документации пропорционально присоединяемой мощности в соответствии с "Методикой расчета долевого участия в строительстве электростанций и платы потребителями за присоединяемую к энергосистеме мощность" (см. приложение 2).
II
3.2.5. Размеры средств для сооружения объектов внешнего электроснабжения определяются проектно-сметной документацией на строительство, расширение, реконструкцию и техперевооружение предприятий и организаций-потребителей электроэнергии на основании технических условий на присоединение к энергосистемам, выдаваемых в установленном порядке предприятиями Минэнерго СССР.
3.3. Реконструкция и техническое перевооружение объектов.
3.3.1. Перечень объектов , подлежащих реконструкции и техническому перевооружению формируется заказчиком на основе схем развития и др., целевых научно-технических и комплексных программ, ТЭО (ТЭР), утвержденных в установленном порядке с учетом актов состояния оборудования и строительных конструкций объектов.
Реконструкция и техническое перевооружение объектов, перечисленных в пунктах 3.1.I и 3.2.1 включает переустройство существующих цехов, включая природоохранные мероприятия, объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения электростанций, тепловых и электрических сетей, а также ремонтных и других предприятий отрасли "Электроэнергетика", связанные с совершенствованием производства и повышением их техникоэкономического уровня на основе достижений научно-технического прогресса, сооружение замещающей мощности и другие.
3.3.2. Финансирование работ, перечисленных в п. 3.3.1 в части восстановления электрической и тепловой мощностей осуществляются за счет собственных средств энергетических предприятий, организаций и кредитов банка.
12
В случаях, когда в процессе реконструкции и техперевооружения осуществляются работы по увеличению мощности объекта, их финансирование должно выполняться в соответствии cil2LL2 и 3*2.2.
3.3.3. Реконструкция действующих тепловых электростанций с переводом турбин в теплофикационный режим, вызванная приростом тепловых нагрузок потребителей тепла, осуществляется за счет средств потребителей.
3.4. Строительство природоохранных объектов
3.4.1. Перечень природоохранных объектов государственного назначения формируется в порядке, установленном п.3,1.1.
3.4.2. Финансирование строительства природоохранных объектов государственного назначения осуществляется в соответствии с п.3.1.2.
3.4.3. Перечень природоохранных объектов ?.юстного и регионального значения формируется заказчиком на основе схем развития и др., целевых научно-технических и комплексных программ, концепций охраны окружающей среды республиканского и местного значения, ТЭО (ТЭР), утвержденных в установленном порядке и других.
3.4.4. Финансирование строительства природоохранных объектов местного и регионального значения осуществляется в соответствии с п.3.2.2.
4. Оформление привлечения средств предприятий и регионов на Етроиуель.отвд. ,.о.бЪ9КТ9Р t_
4.1. Привлечение средств предприятий и регионов на строительство объектов оформляется протоколом (договором).
4.2. Порядок, сроки внесения и использования средств предприятий и регионов на строительство объектов оговариваются в протоколе (договоре).
13
4.3. Протокол (договор) юридически закрепляет обязательства и гарантии сторон, участвующих в финансировании и материально-техническом обеспечении строительства объектов.
4.4. Стороны - инвесторы могут являться совладельцами объекта с последующим получением соответствующей доли прибыли
5. Порядок применения "Временных методических рекомендацией"
5.1. Настоящие рекомендации вводятся в действие со дня их утверждения.
5.2. С утверждением настоящих рекомендаций считать утратившими силу все разъяснения Госплана СССР, Госстроя СССР, Минэнерго СССР и других организаций по вопросам о привлечении средств предприятий и регионов для развития энергетических мощностей.
5.3. Разногласия сторон, возникающие при оформлении протоколов (договоров) привлечения средств предприятий и регионов в создание региональных и местных объектов рассматриваются в соответствующих комиссиях местных Советов народных депутатов или в вышестоящих органах управления.
5.4. Протоколы (договоры) привлечения средств предприятий и регионов на строительство энергетических объектов, оформленные в соответствии с техническими условиями на присоединение электрической и тепловой нагрузок, выданные до ввода
в действие настоящих рекомендаций, не подлежат аннулированию. При необходимости полного учета всех затрат по объекту они могут быть дополнены.
5.5. Необходимые объемы привлекаемых средств предприятий и регионов определяются в каждом конкретном случае с учетом особенностей функционирования и развития энергосистем.
14
5,6. При увеличении сметной стоимости строительства, вызванном изменением сметных норм, ростом цен или другими решения-ми директивных органов, включая приостановление строительства энергетических объектов, производится соответствующий пересчет долевого участия и платы за присоединяемую мощность.
Приложение I
МЕТОДИКА
>асчета долевого участия потребителей энергии в >инансировании строительства ТЭЦ и тепловых сетей
I. Основные условные обозначения
И - электрическая мощность ТЭЦ, тыс.кВт;
О - тепловая мощность ТЭЦ, Гкал/ч;
G^- возможный отпуск тепла от ТЭЦ в горячей воде, Гкал/ч;
Од- возможный отпуск тепла от ТЭЦ в паре, Гкал/ч;
К - полные капитальные вложения в строительство ТЭЦ, млн.рублей;
капитальные вложения в природоохранные мероприятия, млн.рублей;
Кггч- капитальные вложения в строительство,объектов социаль-ной сферы, млн.рублей;
Кд - общее долевое участие потребителей в финансировании строительства ТЭЦ, млн.рублей;
Кд - тоже отдельного потребителя, млн.ру0леЙ;
капитальные вложения в строительство тепловой сети, млн.рублей;
- долевое участие потребителей в строительстве тепловой ^ сети, млн.рублей
П. Методика расчета для ТЭЦ
I. Полные капитальные вложения в строительство ТЭЦ (К) определяются по формуле:
К = Кэ + Кт + Кдр + Ксо, млн.рублей . (I)
1.2. Капитальные вложения, относимые на ввод в действие электрической мощности ТЭЦ (Кэ, млн.рублей), определяются по формуле:
Кэ = KyJ1® . Я . НГ3, млн. руб лей ,
"Временные методические рекомендации о привлечении средств предприятий и регионов на строительство аноретических объектов" разработаны под методическим руководством отдела энергетики и электрификации Госплана СССР Главным управлением проектирования и капитального строительства и проектными организациями Минэнерго СССР.
В разработке участвовали:
£.1иэленков (Госплан СССР);
В.И.Панфилов, А.Л.Кудояров (ответственный исполнитель), Л.Л.Бакштанский, В.Л. Шабалин, В.И.Куренев, Н.Г. Игнатьева, В.Е. Гаврилова, В.А. Малафеев (Минэнерго СССР); К.М.Топчиян, к.э.н., Ю.Б.Ферапонтова, Д.Л.Файбисович (институт "Энергосетьпроект");
Г.А.Хачян (институт "Теплоэлектропроект");
Л.Б.Клшкина, (институт "ВНШШэнергопром");
А.И.Кузовкин, д.э.н. (ВНИИКТЭП при Госплане СССР);
Е.В.Яркин, к.э.н. (НИИ по ценообразованию Госкомцен СССР).
"Временные методические рекомендации" предназначены для энергетических организаций Минэнерго СССР: главных управлений, территориальных и производственных объединений, проектных организаций, организаций застройщиков, других предприятий, организаций и местных Советов народных депутатов.
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
1. Согласиться.
2. Госплану СССР (т.Троицкому),
Заместителю Председателя Совета Министров СССР
Госстрою СССР(т.Зарубкину), Минэнерго СССР (т.Семенову)
Разработать методические рекомендации о порядке привлечения, на- т. Воронину Л.А. чияая с плана на 1991 год, средств предприятий и регионов на создание энергетических мощностей.
20 сентября 1990г. Л.Воронин ПП-38758 О новых подходах к финансированию строительства городских ТЭЦ
Поручение Совета Министров СССР от I августа 1990 г. Л ПП-31658
Госплан СССР и Госстрой СССР рассмотрели предложения Минэнерго СССР о новых подходах к финансированию строительства городских теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) и с учетом представленных Министерством дополнительных материалов докладывают.
В соответствии с действующим положением строительство и расширение ТЭЦ, предназначенных для обеспечения тепловой энергией промышленных предприятий (промузлов), включая жилищно-коммунальный сектор этих предприятий и другие объекты инфраструктуры, осуществляется по проектам и сметам указанных предприятий за счет капитальных вложений соответствующих отраслей промышленности. Финансирование строительства ж расширения ТЭЦ Минэнерго СССР для обеспечения теплоэнергией промышленных и жилищно-коммунальных потребителей городов осуществлялось в части С08Д8ния теплофикационных мощностей за счет капитальных вложений, устанавливаемых по отраслям производственного и непроизводственного назначения министерствам, ведомствам и Союзным республикам, которым подчинены указанные энергопотребители.
По мнению Госплана СССР и Госстроя СССР, в условиях осуществляемых мер по углублению экономической реформы, принятого закона о налогообложении и перехода к рыночным отношениям, указанные положения должны не только сохраниться, но и расшириться
в части необходимости привлечения средств потребителей в создании местных и региональных электроисточников и соответствующих сетей для транспорта энергии.
В связи с этим и в целях повышения заинтересованности потребителей в энергосбережении и минимальном потреблении топливно-энергетических ресурсов, предлагается строительство и расширение городских ТЭЦ общего пользования с соответствующими сетями для транспорта энергии, принадлежащих Минэнерго СССР, начиная с 1991 года, осуществлять за счет средств местных и республиканских бюджетов, собственных средств государственных предприятий (объединений), концернов, ассоциаций и иных организаций - потребителей электроэнергии и тепла, а также банковских кредитов и других источников финансирования.
Решения о размерах долевого участия потребителей энергии в создании этих энергомощностей могут приниматься Советами Министров союзных республик (без областного деления) и областными (краевыми) исполнительными комитетами.
В настоящее время Минэнерго СССР завершает подготовку методических рекомендаций о привлечении средств предприятий и регионов на создание энергетических мощностей.
Заместитель Председателя Заместитель Председателя
Госплана СССР Госстроя СССР
А.А. Троицкий Л.Н. Зарубкин
» 1513 от 19.09.90
5
I. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Настоящие "Временные методические рекомендации о привлечении средств предприятий и регионов на строительство энергетических объектов"3^ разработаны в соответствии с поручениями Совета Министров СССР от 01.08.90 Л ПП-31658, 07.08.89 J» ЛР-598 и Бюро Совета Министров СССР по топливно-энергетическому комплексу от 02.02.90 (протокол № 2).
1.2. Разработка методических рекомендаций проведена на основе Законов СССР "О предприятиях в СССР", "О собственности", "О налогах с предприятий, объединений и организаций", "Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик", "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР", постановления Верховного Совета СССР
"О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР" и принятых нормативных актов.
1.3. Настоящие методические рекомендации направлены на определение наиболее эффективных путей достижения высоких конечных народно-хозяйственных результатов, большую ориентацию планов на решение необходимых хозяйственных и социальных задач, рациональное сочетание отраслевого и территориального развития, совершенствование межотраслевых и внутриотраслевых пропорций экономического роста, улучшение качества работы предприятий, широкое внедрение энергосбережения у потребителей энергии.
1.4. В условиях перехода на регулируемые рыночные отношения и в свяэи с необходимостью новых подходов к государственному регулированию экономики и действию рыночного механизма могут вноситься изменения в настоящие методические рекомендации.
Примечание: В дальнейшем "Временные методические рекомендации о привлечении средств предприятий и регионов на строительство энергетических объектов" именуются "методические рекомендации", а энергетический объект - "объект".
6
1.5. Долевое участие потребителей и размер платы оареде-ляются в составе предпроектных (кроме "Схемы развития электроэнергетики" и "Технико-экономических докладов") и проектных материалов.
2. Финансирование птоддроемних и тх>ектшд работ.
2.1. Схемы развития электроэнергетики, энергосистем, электро- и теплоснабжения административных регионов, областей, городов, населенных пунктов, электрифицируемых участков железных дорог, газо- и нефтепроводов, промышленных предприятий и узлов разрабатываются в соответствии с "Порядком разработки, финансирования, рассмотрения и утверждения работ по перспективному развитию отрасли".
2.2. Технико-экономические обоснования строительства объектов (ТЭО). (технико-экономические расчеты (ТЭР)), в том числе дорабатываемые до проектов, проекты, рабочая документация по объектам, на которых создаются важнейшие производственные мощности для обеспечения государственных нужд» финансируются Минэнерго СССР за счет государственных централизованных капитальных вложений из средств союзного бюджета.
2.3. ТЭО (ТЭР), в том числе дорабатываемые до проектов, проекты, рабочая документация на строительство объектов, не вошедших в п.2.2, (финансируются за счет собственных средств заказчиков по нецентрализованным капитальным вложениям, бюджетов Советов Министров союзных и автономных республик, областных, краевых, городских и районных Советов народных депутатов.
3. Вашотдде ДЩИХ^ства-
3.1. Строительство объектов государственного назначения.
3.1.1. Перечень объектов, на которых создаются важнейшие производственные мощности для государственных нужд, формируется Госпланом СССР на основе утвержденных "Схемы развития электроэнергетики” , Государственной энергетической программы на длительную перспективу, технико-экономических обоснований, представляемых Минэнерго СССР в установленном порядке.
К объектам, подлежащим строительству и вводу в действие для государственных нужд, относятся крупные тепловые электростанции (ГРЭС), гидроэлектростанции (ГЭС и ГАЭС), атомные станции (АХ и ACT), межсистемные линии электропередачи (включая подстанции) напряжением 500 кВ и выше Единой энергосистемы СССР, являющейся общесоюзной собственностью, в комплексе с объектами непроизводственного назначения, а также крупные природоохранные комплексы и объекты общеотраслевого значения, опытно-экспериментальные базы научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций для реализации проводимой государством структурной, научно-технической и экологической политики. Заказчиком по указанным объектам, кроме АХ и ACT, является Минэнерго СССР.
Сопутствующие объекты, необходимые для нормального функционирования указанных электростанций, такие как электрические сети напряжением до 500 кВ, предназначенные для выдачи мощности электростанции, ремонтные базы и предприятия по изготовлению запчастей, учебно-тренировочные центры, учебные комбинаты, профтехучилища, оздоровительные комплексы, природоохранные и прочие объекты вспомогательного назначения при наличии соответствующего технико-экономического обоснования могут включаться в состав
8
предпроектной и проектной документации этих электростанций.
3.1.2. Строительство объектов для государственных нужд, перечисленных в п.3.1.1, осуществляется за счет государственных централизованных капитальных вложений, финансируемых из союзного бюджета и банковского кредита, при наличии по ним положительного заключения органов независимой государственной и отраслевой экспертизы.
3.1.3. При комплексном использовании водохранилищ гидроэлектростанций участники водохозяйственного комплекса (промышленные, сельскохозяйственные, коммунальные водопользователи, речной транспорт, рыбное хозяйство и другие) принимают долевое участие в строительстве гидроузлов в размерах, определяемых при разработке предпроектной и проектно-сметной документации ГЭС.
3.2. Строительство объектов местного и регионального значения.
3.2.1. Перечень объектов местного и регионального значения формируется заказчиком на основе утвержденных схем развития, упомянутых в п.2.1, а также целевых научно-технических и комплексных программ республиканского, регионального и тлеетного значения, ТЭО (ТЭР) объектов.
К объектам местного и регионального значения относится расширение ГРЭС, строительство и расширение действующих теплоисточников (ТЭЦ, районных отопительных и промышленно-отопительных котельных), магистральных тепловых и электрических сетей от них, малых ГЭС, дизельных, ветряных, солнечных и других электростанций, распределительных н системообразующих линий электропередачи и подстанций напряжением до 330 кВ включительно в комплексе с объектами непроизводственного назначения, а также
9
транспортировка и установка энергопоездов и плавучих электростанций в районах, не связанных с энергосистемами.
Из числа указанных объектов наиболее важные могут включаться в перечень строек, на которых создаются мощности для государственных нужд республиканского значения. Эти перечни формируются соответствующими органами союзных республик.
Заказчик по указанным объектам определяется на стадии утверждения схем развития.
3.2.2. Финансирование строительства и расширения объектов, перечисленных п.3.2.1, осуществляется за счет бвджетов союзных и автономных республик, автономных округов, областей, городов, других административно-территориальных образований, собственных средств энергетических предприятий, заинтересованных предприятий, концернов, ассоциаций и иных организаций и кредитов банка, при наличии по ним положительного заключения органов территориальной и отраслевой экспертизы.
Финансирование строительства и расширения ТЭЦ общего назначения с соответствующими сетями для транспорта энергии, заказчиками по которым являются организации и предприятия Минэнерго СССР, осуществляется за счет средств местного и республиканского бюджетов, банковского кредита и др. с привлечением средств потребителей тепловой и электрической энергии:
долевых участий потребителей,
платы потребителями за присоединяемую к энергосистемам электрическую мощность .
Финансирование строительства и расширения ТЭЦ, предназначенных для обеспечения тепловой и электрической энергией только промышленных узлов или предприятий с объектами инфраструктуры, осуществляется по проектам и сметам этих предприятий