Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

10 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Временное положение определяет цели, задачи и функции горно-экологического мониторинга, а также устанавливает порядок его осуществления при пользовании недрами.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Цели, задачи и функции горно-экологического мониторинга

3 Взаимодействие горно-экологического мониторинга со смежными системами экологического мониторинга, потребителями экологической информации

4 Порядок функционирования горно-экологического мониторинга

5 Состав службы, осуществляющей горно-экологический мониторинг

6 Отдельные требования к наблюдениям при осуществлении горно-экологического мониторинга

7 Экономическое обеспечение горно-экологического мониторинга

8 Ответственность за соблюдение и контроль за выполнением требований настоящего временного положения

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу12.02.2016
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

24.07.1996ПринятРоскомзем3-15/1548
23.09.1996ПринятРоскомметаллургияЛА-2619
17.10.1996ПринятМинистерство топлива и энергетики РФЕ-5992
16.05.1997УтвержденГосгортехнадзор России
16.05.1997УтвержденГоскомэкология России
16.05.1997УтвержденМинистерство природных ресурсов Российской Федерации
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10

Госгортехнадзор России

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ГОРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ

1997г.

УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель Печальника Госгортехнадзора России

УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель Министра природных ресурсов Российской Федерации

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Председателя Госкомэкологии России


16 мая 1997 года ЕА Малое 16 мая 1997 года БА Яцхввич

16 мая 1997 года АА Солоеьяноа


ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ГОРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящее Временное положение разработано с уметом требований Федерапжого закона «О внесении изменений и дополнений в Замой Российской Федерации «О недрах» в редакции от 03.03 95 № 27-ФЗ. Закона Роосийосой Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 19 12 91 Ne 2061-1. Федерального замена «О промышленной безопасности опасных производи венных объектов» от 21 07.97 Ne 11С-ФЗ. «Положена и Федеральном горном и промышленном надзоре России», утвержден ног. Указом Президента Российской Федерации от 18 02 93 № 234. «Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1705 97 № 588. «Положения о Государственном комитете Роосийооои Федерации по охране окружающей среды», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 05.97 № 643. и других законодательных актов

Временное положение определяет цели, задами и функции горно-экологичесхого мониторинга, а также устанавливает порядок его осуществления гри пользовании недрами

1.2.    Горно-экологимесю1й мониторинг аклюмает наблюдения, оценку. прогноз вредного влияния горных работ на окружающую среду и подготовку рекомендаций по предотвращению этого влияния, учет запасов полезных ископаемых и их использования, а также оценку использования природных ресурсов и состояния промышленной безопасности при производстве горных работ.

1.3.    Временное положение является обязательным для всех министерств. ведомств, организаций, граждаи-лредлрииимвтелей. осуществляющих проектирование, строительство, реконструкцию и эксплуатацию предприятий, организаций по добыче и переработке минерального сырья, а таюсе использующих недра а целях, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и особой экономичесхой зоны.

138

1.4.    Г орно-эко логический мониторинг осуществляется в пределах границ горного отвода, в также земельного участка, предоставленного для ведения горных работ (земельного отвода), а также за их пределами в зоне вредного влияния горных работ.

1.5.    Основой горно-экологического мониторинга являются выполняемые пользователями недр наблюдения за использованием запасов полезных ископаемых, состоянием геологической среды, горных выработок земель, водных объектов

1.6.    Система горно-экологического мониторинга является честью системы государственного мониторинга геологической среды, которая •ходит составной частью в Единую государственную систему экологического мониторинга Система горно-экологического мониторинга взаимодействует с Российской системой по чрезвычайным ситуациям, системой мониторинга земель. Единой информационной системой недропользования в России и другими.

1.7.    Ведение горно-экологического мониторинга в разных отраслях промышленности осуществляется на единой информационной и методической основе, обеспечивающей сопоставимость результатов наблюдений и еоамдегммостъ с иными системами мониторинга

1.8.    Структура и содержание горно-экологического мониторинга в разных горнодобывающих отраслях регламентируется ведомственными нормативно-методическими документами, согласованными с Госгортехнадзором России. Министерством природных ресурсов Российской Федерации'. Госхомэемом России и Госкомэкологии России.

2. ЦЕЛИ. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ГОРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

2.1. Горно-экогогический мониторинг осуществляется в целях снижения вредного влияния горных работ на окружающую среду, обеспечения их безопасного ведения и охраны недр посредством информационного обеспечения управления в области рационального и комплексного использования минеральных ресурсов, охраны окружающей среды. безопасного ведения горных работ.

22. Основными задачами горно-экологического мониторинга являются: оценка состояния окружающей среды и использования минеральных ресурсов при ведении горных работ.

прогноз состояния окружающей среды, в т. ч. изменений, вызванных техногенными авариями и катастрофами;

разработка рекомендаций по предупреждению техногенных аварий и катастроф, предотвращению или снижению вредного влияния горных работ на окружающую среду, рациональному использованию минеральных ресурсов и охране недр;

* Далее по тевту — МПР Роосии

139

обеспеченно достоверное™ учета движения запасов полезных ископаемых и потерь при их добыче и первичной переработке.

Задачи горно-экологического мониторинга достигаются посредством организации системы дистанционных и наземных наблюдений, обеспечивающих получение качественной и достоверной информации в необходимых объемах, анализа этой информации и принятия по результатам анализа соответствующих решений.

2.3.    Объемами горно-экологического мониторинга являются техногенные объекты (горные выработки, отвалы вскрышных и

вмещающих перод. хвостохранилища. отстойники и накопители дренажных и иных технических вод. транспортные коммуникации и др.), сформированные а процессе добычи, транспортировки, переработки полезных ископаемых, использования недр а целях, не связанных с добычой полезных ископаемых и рекультивации нарушенных эомель;

природные объекты (геологическая среда, гидросфера, атмосфера. биосфера) е зоне вредного влияния горных работ.

месторождения подземных вод в зоне вредного влияния хозяйственной деятельности;

источники загрязнения и нарушения окружающей среды при пользовании недрами;

подрабатываемые объекты поверхности;

земная поверхность над месторождениями полезных ископаемых, в части вопросов со застройки.

запасы полезных ископаемых, числящееся на учете горнотехмоло-гическое оборудование;

природоохранные сооружения, предназначенные для предотвращения вредного влияния горных работ на окружающую среду.

2.4.    К основным технологическим процессам, на которые распространяется действие горно-экологического мониторинга, относятся:

вскрытие и подготовка месторождения полезного ископаемого; добычные (очистные) работы, первичная переработка минерального сырья, транспорту рое ка и складирование полезных ископаемых в пределах горного отвода;

размещение вскрышных (вмещающих) пород и отходов переработки минерального сырья;

захоронение в недрах вредных веществ и отходов производства, сброс сточных сод:

дегазация и осушение месторождений полезных ископаемых; геологоразведочные работы;

осуществление мероприятий по обеспечению устойчивости горных выработок, безопасности гидротехнических сооружений и охране подрабатываемых объектов поверхности;

строительство и эксплуатация подземных объектов, не связанных с добычей полезных ископаемых;

рекультивация нарушенных горными работами земель;

ликвидация (консервация) горного предприятия, ведение хозяйств вино А деятельности е зонах и округах санитарной и горно-санитарной охраны месторождений подземных вод. а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных.

2 5. К ооюаным ф/нкциям гор*о-3X0логического мониторинга ОТНОСЯТСЯ.

наблюдения за устойчивостью уступов карьеров и откосов отвалов, ограждающих дамб накопителей промышленных отходов.

наблюдения за состоянием подземных горных выработок, включая скважины, и ведение работ по закладке выработанного пространства.

наблюдения за подрабатываемыми зданиями, сооружениями и природными объектами;

наблюдения за состоянием массива горных пород в зоне влияния горных работ.

наблюдения за состоянием гидротехнических сооружений в организациях. подконтрольных органам государственного горного и промышленного надзора

наблюдения за расходом, уровнем и составом подземных вод при ведении аодопонизительных работ,

наблюдения за зароненном, в результате пользования недрами. атмо-сферы, поверхностных вод и геологической среды, включая подземные воды.

наблюдения за соблюдением установленного режима в зонах и округах санитаркой и горно-санитарной охраны месторождений подземных вод. а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных.

наблюдения за застройкой площадей залегания полезных ископаемых, наблюдения за состоянием лесного фонда в зоне вредного влияния горных работ.

наблюдения за лавино-, селе- и ололзнвопасными участками; учет движения запасов полезных ископаемых и потерь при их добыче и первичной переработке.

учет образование, накопления и использования вскрышных и вмещающих пород, отходов переработки минерального сырья.

учет сбросов дренажных вод и выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;

учет нарушенных (деградированных, загрязненных) и рекультивированных (восстановленных) земель;

экспертные оценки и прогнозирование вредного влияния горных работ кв офужающую среду, уровня рационального и комплексного использования запасов полезных ископаемых и обеспечения охраны недр.

3. ВЗАИРЛОДЕЙСТВИЕ ГОРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА СО СМЕЖНЫМИ СИСТЕМАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА. ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

3.1. Система горно-экологического мониторинга на основании п.1.6 настоящего Временного положения обеспечивает возможность обмена

141

информацией со смежными системами мониторинга а соответствии со специальными соглашениями между ведомствами, организациями, ответственными за их фунпдиоиироеаиие и развитие

3 2 В целях обеспечения единства информационных и методических подходов проекты организации горно-экологического мониторинга согласовываются с органами Госгортехнадзора России. МНР России. Госкомэкологии России. Госхомзема России.

3.3    В цепях достижения методического единства требований ведомственные нормативные документы, регламентирующие наблюдения за вредным влиянием горных работ на окружоющую среду, подлежат согласованию с Госгортехнадзором России. МНР России. Госхомзколо-гии России. Госхомземом России а части вопросов, отнесенных к их компетенции.

3.4    Данные горио-зхологического мониторинга, характеризующие соблюдение законодательных и нормативных требований, условий лицензий на пользование недрами, лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств, условий иных лицензий, технических проектов, ежегодных планов горных работ, государственным органам власти предоставляются бесплатно

4. ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

4.1.    Перечень контролируемых при ведении горно-экологического мониторинга параметров, объемы наблюдений определяются на основании действующих нормативных документов, а также данных проведенной а установленном порядке оценки воздействия на окружающую природную среду, с учетом общей экологической нагрузки территории.

4.2.    Основные требования к осуществлению горно-экологического мониторинга устанавливаются а лицензиях на пользование недрами, ежегодных планах горных работ

4 3 При согласовании проекта горно-экологического мониторинга (раздела технического проекта) органы Госгортехнадзора России и МЛР России могут потребовать представления зактоюния независимой экспертизы материалов проекта в части соответствия предусмотренных проектом мер установлением нормативным требованиям, включая обеспечение информационной совместимости и метод веского единства

4.4. В случаях, когда пользование недрами связано с риском возникновения крупных аварий и техногенных катастроф, оказывает существенное вредное влияние на окружающую среду, система гормо-экологичесхосо мониторинга предприятия, организации может также включать контрольные пункты, размещаемые а региональных органах (округах) Госгортехнадзора России Необходимость создания контрольных пунктов, их техническое оснащение определяются при проектировании горно-экапогичео-ного мониторинга, составлении ежегодных планов горных работ

142

4.5. В число приоритетных мероприятий по развитию системы горно-эхологического мониторинга, в проекты горно-экологического мониторинга (разделы технических проектов), ежегодные планы горных работ, программы геологического изучения недр должны включаться

техническое оснащение горно-экологического мониторинга.

внедрение прогрессивных компьютерных технологий, включая их программное и техническое обеспечение.

обучение и переподготовка работников служб горно-экологического мониторинга

4.6 Деятельность по проектированию, созданию, эксплуатации, техническому перевооружению системы горно-экологического мониторинга. подготовка и пере подготовка занятых а нем работников в иеобрвэоаательиых учреждениях может осуществляться на основании соответствующей лицензии, выданной федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным а области промышленной безопасности, или его территориальным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.7. Сертификацию технических устройств, применяемых в системе горно-экологического мониторинга, проводят организации, аккредитованные федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.

4.8 Одним из обязательных условий принятия решения о начале создания, технического перевооружения системы горно-экологического мониторинга является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.

б. СОСТАВ СЛУЖБЫ. ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ГОРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

5.1.    Горно-экологический мониторинг в организации осуществляется службой, состав которой, основные обязанности, права и порядок работы определяются проектом о системе горно-экологического мониторинга. утверждаемым руководителем организации по согласованию с органами Госгортехнадзора России и МПР России.

5.2.    Работы по горно-экологическому мониторингу могут выполняться специалиэированными организациями, имеющими лицензию на право производства маркшейдерских работ, выдаваемую в установленном порядке органами Госгортехнадзора России, и лицензии на другие виды деятельности, выдаваемые МПР России. Госкомэкологии России, Госкомзема России.

143

6. ОТДЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАБЛЮДЕНИЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

6 1 При ликвидации (консервации) предприятия по добыче полезных ископаемых, горно-экологический мониторинг за влиянием ликвидированных (законсервированных) выработок на окружающую среду осуществляется до стабилизации гидрогеологических условий и процессов сдвижения нарушенного горными работами массива горных пород После завершения наблюдений наблюдательные скважины передаются территориальным подразделениям МПР России либо ликвидируются по согласованию с последним а установленном порядке

6 2 Обобщенке и аиаллз денных горно-экологичесхого мониторинга а случаях ведения крупномасштабных горных работ, связанных с рискои техногенных аварий и катастроф и значительным вредным влиянием на окружающую среду, рекомендуется осуществлять с применением прогрессивных компьютерных технологий, включая программы по геоинформаци-онным системам, экспертным системам с элементами искусственного интеллекта, системам имитационного моделирования и др

6 3 Результаты горио-э*олоатчес*«уо мониторинга при пользовании недрами не реже одного раза • год обобщаются с подготовкой сводкьи материалов. включая горнофаф^юсхис. характеризующих влияние горных работ на окружающую среду и утверждаемых руководителем организации

б 4 Организации, ведущие горные риОоты. раСсмы по оОотвщенпч полезных ископаемых, а таюке работы в подземных условиях при осуществлении горно- эко логического мониторинге обязаны:

обеспечивать укомплектованность штата работников в соответствии с установленными требованиями.

допускать к работе лиц. удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

иметь нормативные праоовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ ив опасном производственном обьекте.

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами • соответствии с установленными требованиями;

выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц. отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;

приостанавливать эксплуатацию опасного производственного обь-екта самостоятельно или по предписанию федерального органа испол*

144

мительиой власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность.

осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации послед* ствий аварий, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии.

принимать участие в техническом расследовании причин аварии, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аоарий;

анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;

своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, его территориальные органы. а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;

принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте.

вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте, представлять в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в облосги промышленной безопасности, или • его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов. причинах их возникновения и принятых мерах,

создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

7. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

7.1. Источниками финансирования горно-экологичесхого мониторинге могут в соответствии с законодательством Российской Федерации являться собственные средства организации.

отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, передаваемые в установленном порядке добывающим организациям и предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы;

часть собственных средств организации в пределах предстаопяемых при лицензировании для целей развития системы горно-экологического мониторинга льгот по платежам за пользование недрами.

часть собственных средств организации, затраченных на развитие системы горно-экологического мониторинга и засчитанных в общих

145

платежах природолользооателя за размещение отходов, сбросы и выбросы вредных веществ в окружающую среду;

средства экологических фондов;

другие источники финансирования, предусмотренные действующим законодательством

7.2.    Техническое и компьютерное оснащение системы горно-экологического мониторинга, подготовка кадров может осуществляться за счет средств (отчислений) бюджетов различных уровней, передаваемых в распоряжение организации, самостоятельно проводящей геологоразведочные работы, по проектам, прошедшим экспертизу МПР России или его соответствующего территориального органа

7.3.    Техническое и компьютерное оснащение территориальных центров мониторинга геологической среды, подготовка кадров могут включаться в территориальные государственные программы геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы

8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

8.1. Лица, виновные в нарушениях утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связочных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной средь-, а также уничтожении или повреждении оважин. пройденных с целью наблюдения за режимом подземных вед. мародейдеромх и геодезических змакз., несут ответственность а соответствии с действующим законодательством 8 2 Контроль за соблюдением настоящего Временного положении осуществляют органы государственного горного и промышленного надзора

СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель Министра топлива и энергетики Российской Федерации А Е Евтушенко 17.10 96 № Е-5992

Заместитель Председателя Роскоизема С Л. Громов 24.07.96 N* 3-15/1548

Заместитель Председателя Роосомметаллургии Л.К Антоненко 23.09 96 №ЛА-2619

' В соответствии со ст 49 Федерального закона «О внесении изменении и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» от 03 03 95 № 27-ФЗ

146