Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Временное положение определяет цели, задачи и функции горно-экологического мониторинга, а также устанавливает порядок его осуществления при пользовании недрами.
1 Общие положения
2 Цели, задачи и функции горно-экологического мониторинга
3 Взаимодействие горно-экологического мониторинга со смежными системами экологического мониторинга, потребителями экологической информации
4 Порядок функционирования горно-экологического мониторинга
5 Состав службы, осуществляющей горно-экологический мониторинг
6 Отдельные требования к наблюдениям при осуществлении горно-экологического мониторинга
7 Экономическое обеспечение горно-экологического мониторинга
8 Ответственность за соблюдение и контроль за выполнением требований настоящего временного положения
Дата введения | 01.01.2021 |
---|---|
Добавлен в базу | 12.02.2016 |
Актуализация | 01.01.2021 |
24.07.1996 | Принят | Роскомзем | 3-15/1548 |
---|---|---|---|
23.09.1996 | Принят | Роскомметаллургия | ЛА-2619 |
17.10.1996 | Принят | Министерство топлива и энергетики РФ | Е-5992 |
16.05.1997 | Утвержден | Госгортехнадзор России | |
16.05.1997 | Утвержден | Госкомэкология России | |
16.05.1997 | Утвержден | Министерство природных ресурсов Российской Федерации |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
Госгортехнадзор России
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ГОРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ
1997г.
УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель Печальника Госгортехнадзора России |
УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель Министра природных ресурсов Российской Федерации |
УТВЕРЖДАЮ Заместитель Председателя Госкомэкологии России |
16 мая 1997 года ЕА Малое 16 мая 1997 года БА Яцхввич |
16 мая 1997 года АА Солоеьяноа |
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Временное положение разработано с уметом требований Федерапжого закона «О внесении изменений и дополнений в Замой Российской Федерации «О недрах» в редакции от 03.03 95 № 27-ФЗ. Закона Роосийосой Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 19 12 91 Ne 2061-1. Федерального замена «О промышленной безопасности опасных производи венных объектов» от 21 07.97 Ne 11С-ФЗ. «Положена и Федеральном горном и промышленном надзоре России», утвержден ног. Указом Президента Российской Федерации от 18 02 93 № 234. «Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1705 97 № 588. «Положения о Государственном комитете Роосийооои Федерации по охране окружающей среды», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 05.97 № 643. и других законодательных актов
Временное положение определяет цели, задами и функции горно-экологичесхого мониторинга, а также устанавливает порядок его осуществления гри пользовании недрами
1.2. Горно-экологимесю1й мониторинг аклюмает наблюдения, оценку. прогноз вредного влияния горных работ на окружающую среду и подготовку рекомендаций по предотвращению этого влияния, учет запасов полезных ископаемых и их использования, а также оценку использования природных ресурсов и состояния промышленной безопасности при производстве горных работ.
1.3. Временное положение является обязательным для всех министерств. ведомств, организаций, граждаи-лредлрииимвтелей. осуществляющих проектирование, строительство, реконструкцию и эксплуатацию предприятий, организаций по добыче и переработке минерального сырья, а таюсе использующих недра а целях, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и особой экономичесхой зоны.
138
1.4. Г орно-эко логический мониторинг осуществляется в пределах границ горного отвода, в также земельного участка, предоставленного для ведения горных работ (земельного отвода), а также за их пределами в зоне вредного влияния горных работ.
1.5. Основой горно-экологического мониторинга являются выполняемые пользователями недр наблюдения за использованием запасов полезных ископаемых, состоянием геологической среды, горных выработок земель, водных объектов
1.6. Система горно-экологического мониторинга является честью системы государственного мониторинга геологической среды, которая •ходит составной частью в Единую государственную систему экологического мониторинга Система горно-экологического мониторинга взаимодействует с Российской системой по чрезвычайным ситуациям, системой мониторинга земель. Единой информационной системой недропользования в России и другими.
1.7. Ведение горно-экологического мониторинга в разных отраслях промышленности осуществляется на единой информационной и методической основе, обеспечивающей сопоставимость результатов наблюдений и еоамдегммостъ с иными системами мониторинга
1.8. Структура и содержание горно-экологического мониторинга в разных горнодобывающих отраслях регламентируется ведомственными нормативно-методическими документами, согласованными с Госгортехнадзором России. Министерством природных ресурсов Российской Федерации'. Госхомэемом России и Госкомэкологии России.
2. ЦЕЛИ. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ГОРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
2.1. Горно-экогогический мониторинг осуществляется в целях снижения вредного влияния горных работ на окружающую среду, обеспечения их безопасного ведения и охраны недр посредством информационного обеспечения управления в области рационального и комплексного использования минеральных ресурсов, охраны окружающей среды. безопасного ведения горных работ.
22. Основными задачами горно-экологического мониторинга являются: оценка состояния окружающей среды и использования минеральных ресурсов при ведении горных работ.
прогноз состояния окружающей среды, в т. ч. изменений, вызванных техногенными авариями и катастрофами;
разработка рекомендаций по предупреждению техногенных аварий и катастроф, предотвращению или снижению вредного влияния горных работ на окружающую среду, рациональному использованию минеральных ресурсов и охране недр;
* Далее по тевту — МПР Роосии
139
обеспеченно достоверное™ учета движения запасов полезных ископаемых и потерь при их добыче и первичной переработке.
Задачи горно-экологического мониторинга достигаются посредством организации системы дистанционных и наземных наблюдений, обеспечивающих получение качественной и достоверной информации в необходимых объемах, анализа этой информации и принятия по результатам анализа соответствующих решений.
2.3. Объемами горно-экологического мониторинга являются техногенные объекты (горные выработки, отвалы вскрышных и
вмещающих перод. хвостохранилища. отстойники и накопители дренажных и иных технических вод. транспортные коммуникации и др.), сформированные а процессе добычи, транспортировки, переработки полезных ископаемых, использования недр а целях, не связанных с добычой полезных ископаемых и рекультивации нарушенных эомель;
природные объекты (геологическая среда, гидросфера, атмосфера. биосфера) е зоне вредного влияния горных работ.
месторождения подземных вод в зоне вредного влияния хозяйственной деятельности;
источники загрязнения и нарушения окружающей среды при пользовании недрами;
подрабатываемые объекты поверхности;
земная поверхность над месторождениями полезных ископаемых, в части вопросов со застройки.
запасы полезных ископаемых, числящееся на учете горнотехмоло-гическое оборудование;
природоохранные сооружения, предназначенные для предотвращения вредного влияния горных работ на окружающую среду.
2.4. К основным технологическим процессам, на которые распространяется действие горно-экологического мониторинга, относятся:
вскрытие и подготовка месторождения полезного ископаемого; добычные (очистные) работы, первичная переработка минерального сырья, транспорту рое ка и складирование полезных ископаемых в пределах горного отвода;
размещение вскрышных (вмещающих) пород и отходов переработки минерального сырья;
захоронение в недрах вредных веществ и отходов производства, сброс сточных сод:
дегазация и осушение месторождений полезных ископаемых; геологоразведочные работы;
осуществление мероприятий по обеспечению устойчивости горных выработок, безопасности гидротехнических сооружений и охране подрабатываемых объектов поверхности;
строительство и эксплуатация подземных объектов, не связанных с добычей полезных ископаемых;
рекультивация нарушенных горными работами земель;
ликвидация (консервация) горного предприятия, ведение хозяйств вино А деятельности е зонах и округах санитарной и горно-санитарной охраны месторождений подземных вод. а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных.
2 5. К ооюаным ф/нкциям гор*о-3X0логического мониторинга ОТНОСЯТСЯ.
наблюдения за устойчивостью уступов карьеров и откосов отвалов, ограждающих дамб накопителей промышленных отходов.
наблюдения за состоянием подземных горных выработок, включая скважины, и ведение работ по закладке выработанного пространства.
наблюдения за подрабатываемыми зданиями, сооружениями и природными объектами;
наблюдения за состоянием массива горных пород в зоне влияния горных работ.
наблюдения за состоянием гидротехнических сооружений в организациях. подконтрольных органам государственного горного и промышленного надзора
наблюдения за расходом, уровнем и составом подземных вод при ведении аодопонизительных работ,
наблюдения за зароненном, в результате пользования недрами. атмо-сферы, поверхностных вод и геологической среды, включая подземные воды.
наблюдения за соблюдением установленного режима в зонах и округах санитаркой и горно-санитарной охраны месторождений подземных вод. а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных.
наблюдения за застройкой площадей залегания полезных ископаемых, наблюдения за состоянием лесного фонда в зоне вредного влияния горных работ.
наблюдения за лавино-, селе- и ололзнвопасными участками; учет движения запасов полезных ископаемых и потерь при их добыче и первичной переработке.
учет образование, накопления и использования вскрышных и вмещающих пород, отходов переработки минерального сырья.
учет сбросов дренажных вод и выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
учет нарушенных (деградированных, загрязненных) и рекультивированных (восстановленных) земель;
экспертные оценки и прогнозирование вредного влияния горных работ кв офужающую среду, уровня рационального и комплексного использования запасов полезных ископаемых и обеспечения охраны недр.
3. ВЗАИРЛОДЕЙСТВИЕ ГОРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА СО СМЕЖНЫМИ СИСТЕМАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА. ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
3.1. Система горно-экологического мониторинга на основании п.1.6 настоящего Временного положения обеспечивает возможность обмена
141
информацией со смежными системами мониторинга а соответствии со специальными соглашениями между ведомствами, организациями, ответственными за их фунпдиоиироеаиие и развитие
3 2 В целях обеспечения единства информационных и методических подходов проекты организации горно-экологического мониторинга согласовываются с органами Госгортехнадзора России. МНР России. Госкомэкологии России. Госхомзема России.
3.3 В цепях достижения методического единства требований ведомственные нормативные документы, регламентирующие наблюдения за вредным влиянием горных работ на окружоющую среду, подлежат согласованию с Госгортехнадзором России. МНР России. Госхомзколо-гии России. Госхомземом России а части вопросов, отнесенных к их компетенции.
3.4 Данные горио-зхологического мониторинга, характеризующие соблюдение законодательных и нормативных требований, условий лицензий на пользование недрами, лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств, условий иных лицензий, технических проектов, ежегодных планов горных работ, государственным органам власти предоставляются бесплатно
4. ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
4.1. Перечень контролируемых при ведении горно-экологического мониторинга параметров, объемы наблюдений определяются на основании действующих нормативных документов, а также данных проведенной а установленном порядке оценки воздействия на окружающую природную среду, с учетом общей экологической нагрузки территории.
4.2. Основные требования к осуществлению горно-экологического мониторинга устанавливаются а лицензиях на пользование недрами, ежегодных планах горных работ
4 3 При согласовании проекта горно-экологического мониторинга (раздела технического проекта) органы Госгортехнадзора России и МЛР России могут потребовать представления зактоюния независимой экспертизы материалов проекта в части соответствия предусмотренных проектом мер установлением нормативным требованиям, включая обеспечение информационной совместимости и метод веского единства
4.4. В случаях, когда пользование недрами связано с риском возникновения крупных аварий и техногенных катастроф, оказывает существенное вредное влияние на окружающую среду, система гормо-экологичесхосо мониторинга предприятия, организации может также включать контрольные пункты, размещаемые а региональных органах (округах) Госгортехнадзора России Необходимость создания контрольных пунктов, их техническое оснащение определяются при проектировании горно-экапогичео-ного мониторинга, составлении ежегодных планов горных работ
142
4.5. В число приоритетных мероприятий по развитию системы горно-эхологического мониторинга, в проекты горно-экологического мониторинга (разделы технических проектов), ежегодные планы горных работ, программы геологического изучения недр должны включаться
техническое оснащение горно-экологического мониторинга.
внедрение прогрессивных компьютерных технологий, включая их программное и техническое обеспечение.
обучение и переподготовка работников служб горно-экологического мониторинга
4.6 Деятельность по проектированию, созданию, эксплуатации, техническому перевооружению системы горно-экологического мониторинга. подготовка и пере подготовка занятых а нем работников в иеобрвэоаательиых учреждениях может осуществляться на основании соответствующей лицензии, выданной федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным а области промышленной безопасности, или его территориальным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.7. Сертификацию технических устройств, применяемых в системе горно-экологического мониторинга, проводят организации, аккредитованные федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.
4.8 Одним из обязательных условий принятия решения о начале создания, технического перевооружения системы горно-экологического мониторинга является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.
б. СОСТАВ СЛУЖБЫ. ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ГОРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
5.1. Горно-экологический мониторинг в организации осуществляется службой, состав которой, основные обязанности, права и порядок работы определяются проектом о системе горно-экологического мониторинга. утверждаемым руководителем организации по согласованию с органами Госгортехнадзора России и МПР России.
5.2. Работы по горно-экологическому мониторингу могут выполняться специалиэированными организациями, имеющими лицензию на право производства маркшейдерских работ, выдаваемую в установленном порядке органами Госгортехнадзора России, и лицензии на другие виды деятельности, выдаваемые МПР России. Госкомэкологии России, Госкомзема России.
143
6. ОТДЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАБЛЮДЕНИЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
6 1 При ликвидации (консервации) предприятия по добыче полезных ископаемых, горно-экологический мониторинг за влиянием ликвидированных (законсервированных) выработок на окружающую среду осуществляется до стабилизации гидрогеологических условий и процессов сдвижения нарушенного горными работами массива горных пород После завершения наблюдений наблюдательные скважины передаются территориальным подразделениям МПР России либо ликвидируются по согласованию с последним а установленном порядке
6 2 Обобщенке и аиаллз денных горно-экологичесхого мониторинга а случаях ведения крупномасштабных горных работ, связанных с рискои техногенных аварий и катастроф и значительным вредным влиянием на окружающую среду, рекомендуется осуществлять с применением прогрессивных компьютерных технологий, включая программы по геоинформаци-онным системам, экспертным системам с элементами искусственного интеллекта, системам имитационного моделирования и др
6 3 Результаты горио-э*олоатчес*«уо мониторинга при пользовании недрами не реже одного раза • год обобщаются с подготовкой сводкьи материалов. включая горнофаф^юсхис. характеризующих влияние горных работ на окружающую среду и утверждаемых руководителем организации
б 4 Организации, ведущие горные риОоты. раСсмы по оОотвщенпч полезных ископаемых, а таюке работы в подземных условиях при осуществлении горно- эко логического мониторинге обязаны:
обеспечивать укомплектованность штата работников в соответствии с установленными требованиями.
допускать к работе лиц. удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.
иметь нормативные праоовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ ив опасном производственном обьекте.
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами • соответствии с установленными требованиями;
выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц. отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
приостанавливать эксплуатацию опасного производственного обь-екта самостоятельно или по предписанию федерального органа испол*
144
мительиой власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность.
осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации послед* ствий аварий, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии.
принимать участие в техническом расследовании причин аварии, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аоарий;
анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, его территориальные органы. а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;
принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте.
вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте, представлять в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в облосги промышленной безопасности, или • его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов. причинах их возникновения и принятых мерах,
создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
7. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
7.1. Источниками финансирования горно-экологичесхого мониторинге могут в соответствии с законодательством Российской Федерации являться собственные средства организации.
отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, передаваемые в установленном порядке добывающим организациям и предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы;
часть собственных средств организации в пределах предстаопяемых при лицензировании для целей развития системы горно-экологического мониторинга льгот по платежам за пользование недрами.
часть собственных средств организации, затраченных на развитие системы горно-экологического мониторинга и засчитанных в общих
145
платежах природолользооателя за размещение отходов, сбросы и выбросы вредных веществ в окружающую среду;
средства экологических фондов;
другие источники финансирования, предусмотренные действующим законодательством
7.2. Техническое и компьютерное оснащение системы горно-экологического мониторинга, подготовка кадров может осуществляться за счет средств (отчислений) бюджетов различных уровней, передаваемых в распоряжение организации, самостоятельно проводящей геологоразведочные работы, по проектам, прошедшим экспертизу МПР России или его соответствующего территориального органа
7.3. Техническое и компьютерное оснащение территориальных центров мониторинга геологической среды, подготовка кадров могут включаться в территориальные государственные программы геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы
8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
8.1. Лица, виновные в нарушениях утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связочных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной средь-, а также уничтожении или повреждении оважин. пройденных с целью наблюдения за режимом подземных вед. мародейдеромх и геодезических змакз., несут ответственность а соответствии с действующим законодательством 8 2 Контроль за соблюдением настоящего Временного положении осуществляют органы государственного горного и промышленного надзора
СОГЛАСОВАНО
Первый заместитель Министра топлива и энергетики Российской Федерации А Е Евтушенко 17.10 96 № Е-5992
Заместитель Председателя Роскоизема С Л. Громов 24.07.96 N* 3-15/1548
Заместитель Председателя Роосомметаллургии Л.К Антоненко 23.09 96 №ЛА-2619
' В соответствии со ст 49 Федерального закона «О внесении изменении и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» от 03 03 95 № 27-ФЗ
146