Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

46 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В рекомендации включены требования, предъявляемые к вяжущим и минеральным материалам и конструктивным элементам дорожных одежд; методы проектирования состава смесей и дорожных конструкций; приведены особенности технологии работ по устройству дорожных оснований и покрытий, а также технологические схемы по устройству покрытий и оснований из укрепленных грунтов.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

Требования к материалам

Методы проектирования

Особенности технологии укрепления грунтов органическими вяжущими материалами с добавками и без добавок активных веществ

Приложение 1. Технологическая схема № 1

Приложение 2. Технологическая схема № 2

Приложение 3. Технологическая схема № 3

Приложение 4. Технологическая схема № 4

 
Дата введения01.02.2020
Добавлен в базу12.02.2016
Актуализация01.02.2020

Этот документ находится в:

Организации:

08.11.1972УтвержденСоюздорнии
РазработанСоюздорнии Минтрансстроя
РазработанКазахский филиал Союздорнии
ИзданСоюздорнии1972 г.
ПринятТехническое управление Минтрансстроя СССР
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ССС Р

ПК ^ДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ дорожный НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (СОЮЗДОРНИИ )

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ УКРЕПЛЕННЫХ ГРУНТОВ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ КАЗАХСТАНА

Москва- (9/2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

(СОЮЗДОРНИИ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ УКРЕПЛЕННЫХ ГРУНТОВ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ КАЗАХСТАНА

Одобрены Техническим Управлением Минтрансстроя СССР

Москва- 1972

в)    определение оптимальной влажности смеси;

г)    определение оптимального содержания битума в смеси;

д)    определение количества активных добавок ;

е)    определение физико-механических показателей смеси запроектированного состава и установление соответствия их показателям табл.2.

16.    Расход вяжущего и оптимальную влажность при укреплении грунтов битумом (нефтью) определяют в зависимости от границы текучести грунта по формулам:

Б =0.3 Цт ;    %=0,3    И1Т ,

где Б - оптимальный расход битума, % по весу;

и/ - оптимальная влажность при смешении,% по "о весу;

- граница текучести грунта (верхний предел т пластичности) .

П римечание. Расход битумной эмульсии или пасты рассчитывают по оптимальной норме битума.

17.    Расход вяжущих и оптимальную влажность при комплексном укреплении грунтов находят по формулам:

U =0,1 Мг или Ц =0,15 ]/Jr ;

Б =0,1 \ЦТ +3 ;    \Ц0    =0,4    ,

где U - норма извести, % по весу;

Ц - норма цемента, % по весу.

Примечание. При использовании засоленных грунтов добавку активных веществ следует увеличивать :

-    в случае содержания в составе грунта более 1 % легкорастворимых болей на величину СГ,5«£ ;

-    в случае содержания в составе поглощенных оснований грунта более 10% поглощенного натрия на вели -

11

чину 0,25 • Wr l! )

где $ - содержание легкорастворимых солей, % по весу;

/J - содержание поглощенного натрия, % емкости поглощения грунта.

18.    Ориентировочные нормы расходов битума, извести, цемента, а также оптимальная влажность грунта при укреплении его битумом и комплексно битумом с активными добавками приведены в табл.З.

Состав смеси подбирают испытанием в лаборатории. Если смеси не удовлетворяют требованиям, готовят новые с увеличенным или уменьшенным количеством вя -жущего с последующим испытанием.

19.    Проектирование дорожной одежды включает:

а)    выбор рациональной конструкции дорожной одежды с учетом природно-климатических условий специфичес -ких районов и максимальным использованием местных дорожно-строительных материалов и укрепленных грунтов;

б)    определение расчетного модуля деформации (упругости) грунтов земляного полотна в зависимости от их вида, типа местности по увлажнению и климатическ их факторов (производится по действующей инструкции);

в)    назначение расчетного модуля деформации (упругости) в зависимости от дорожно-климатической зоны, имеющегося грунта, грунтогравийного или грунтощебе -ночного материала, степени засоления и метода укреп -ления;

г)    расчет дорожной конструкции по методике действующей инструкции в зависимости от величины требуе -мого модуля деформации (упругости), при этом определяются толщина конструкции и толщины отдельных конструктивных слоев;

д)    проектирование конструкции защитного слоя в зависимости от наличия материалов.

Т аблиаа 2

Физико-мехаиичоские свойства грунтов, укрепленных органическими вяжущими с добавками и без добавок активных веществ (для 1У и У дорожно-климатических зон Казахской ССР)

Наименование

показателей

Показатели в эавнсим< деформации

xjth от расчетного моду; (упругости)

П50б“

(4200)

1200

[3000)

1100

(2600)

1000

(2300)

900

(2000)

800

(1700)

700

(1400)

88

500

(800)

§8 ^ ©

Прочность при сжатии сух ^образцов nftn 20°СГ л gg кГ/см*. не ме-

45

35

30

26

22

18

15

12

10

8

7

6

То же, при 50°С, ^ 50 /см^» не менее......

23

18

15

13

11

9

8

7

6

5

4

4

Прочность при сжатии воронасыщенных образцов

при 20°С, R зод

кГ/см2, не менее

24

20

17

14

11

9

7

8

5

4

3

3

Водонасышение,% по объему, не более ........

4

4

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Коэффициент уплотнения, не менее Q98

0,98

0,98

0,98

0,98

0,98

0,98

0,98

0,98

0,98

0,98

0,98

aw


О


акт*

оя2

58|

о»я

Зоя

* 2

iS-g

-JO»

о


■o go = a к 5*2* л tr* Eo


»a

38

2s


н


со

I

00


Jo.    со

А>    oj


05


— 00


00

N-*

N5


00    со

А>    Ъ


Г Г


л*.

~ и

о


“1

3

н


гидрофобная известь


о»>

S3

■ в

в

"S

а

?


битум (нефть) с ктивной до


>авко$


при измельчении грунта


при смешении с битумом


при смешении с добавками и битумом


со

я

*

©

ф


О

а

ч

я

2

Л

а

вг

я

в>

а*»


О

•о

к

ф я о н

и 2 2 а о в 5 я 5

я 2 а » я

•о

§8 а х

* 2 я »

8* Н ч "■ в

а 2 •о я я 2 X

*<

я О

■о о

Ф о

а а

S8

я я я -

■ я

Т Я ■о *


о

о

я


н

а

о»

а

в

в

а


со


§°

31

rl


SogSqg»

®TO

г

•а®2л

ПО)

0    4«2z 0*5

н aoE® в оя®

1    I I


• f-Scjg

•5-,Й


СО

сл


м

со


го

со


4>.

I

05


г г


портланд-ц емент


оо

|


сл со А> СЛ


битум (нефть) без добавок


00

I



0D СО I

сл


со


при уплотнении обработанного грунта


20.    Ниже представлены схемы дорожных одежд облегченных типов с рациональным расположением кон -структивных слоев, учитывающим специфику водно-теп -лового режима отдельных районов Казахстана. Толщину конструктивных слоев рассчитывают в зависимости от интенсивности и состава движения по действующей инструкции.

21.    Для засушливых, неорошаемых районов, широко

распространенных на территории Казахстана, в качест -ве несущего слоя дорожной конструкции рекомендуется использовать верхний слой земляного    полотна,

уплотненный    до

Рис.2. Дорожные одежды для неорошаемых районов с глубоким залеганием грунтовых вод:

1-поверхностная обработка; 2-биту-могрунт; 3-грунтогравий,обработанный битумом; 4-грунт, укрепленный известью и битумом; о- цементо-грунт; 6-грунтогравий; 7-грунтогро-вий,укрепленный известью и биту -мом; 8-уплотненный грунт

повышенных зна -    ^

чений плотное -ти (рис.2).

На уплотненном грунте земляно -го полотна целесообразно устраивать слои из грунта, укрепленного раз -личными вяжущими материалами. Эти слои улучшают условия работы грунта земляного по -лотна и дорожной конструкции в це -лом за счет стабилизации водно-теплового режима.

Для покрытия целесообразно ис -пользовать различные местные до -

15

рожно-строительные материалы и грунты, укрепленные цементом или комплексными добавками.

22. Для районов распространения подвижных песков в конструкциях дорожных одежд необходимо устраива т ь в основании уплотненный слой из суглинистого грунта или естественного грунтогравия (рис.З). Этот уплотнев-

Рис.З. Дорожные одежды для районов распространения подвижных песков:

1-поверхностная обработка; 2 - би-тумогрунт; 3-цементогрунт; 4-грун-тогравий,обработанный    битумом;

6-грунт,укрепленный битумной эмульсией (пастой); 6-грунтогравий, ук -репленный битумной эмульсией (пао-той); 7-уплотненный связной грунт (рубашка); 8-гравий (гравийно-песчаная смесь)

ный слой способ -ствует конденса -дни водяных па -ров в верх ней части земляного полотна, играя роль паронепроницаемого экрана . Благодаря конденсации водяных паров грунты зем -ляного полотна сохраняют влаж -ность даже в самые засушли в ы е периоды года, что способствует их устойчивости У ст-ройство этого слоя диктуется еше и технологи -ческими сообра -жениями в целях повышения проез-жаемости песча -

ных грунтов земляного полотна в период строитель -ства.

В покрытиях рекомендуется широко использовать местные малосвязные грунты, укрепленные битумными

16

УДК 825.855.5:624.138.232

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ УКРЕПЛЕННЫХ ГРУНТОВ В ДОРОЖИ О М СТРОИТЕЛЬСТВЕ КАЗАХСТАНА.Союздорнии, М., 1972.

В работе содержатся требования, предъявляемые к вяжущим и минеральным материалам и конструктивным элементам дорожных одежд; методы проек -тирования состава смесей и дорожных конструкций особенности технологии работ по устройству дорожных оснований и покрытий; технологические схе м ы по устройству покрытий и оснований из укреплен -ных грунтов.

Табл.-6, рис.-7..

УДК 026.855.5:624.138.232

Предисловие

В последние годы на многих автомобильных дорогах Казахстана широко применяют грунты, укрепленные различными вяжущими материалами. Накоплен определен -ный опыт проектирования, устройства и эксплуатации дорожных одежд с использованием укрепленных грунтов ; выявлены недостатки по технологии и методам их ук -репленжя.

Настоящие 'Методические рекомендации по применению укрепленных грунтов в дорожном строительстве Казахстана' являются результатом многолетних исследо -ванйй Казахского филиала Союздорнии, а также обобщения опыта строительства и эксплуатации автомобильных дорог в пустынных и засушливых районах.

В 'Методические рекомендации' включены требова -ния, предъявляемые к вяжущим и минеральным материалам и конструктивным элементам дорожных одежд; методы проектирования состава смесей и дорожных кон -струкдмй; приведены особенности технологии работ по устройству дорожных оснований и покрытий, а так же технологические схемы по устройству покрытий и оснований из укрепленных грунтов.

'Методические рекомендации' составил инж. Г.А.По-пандопуло.

Замечания и предложения просьба направлять по адресу: 143900, Балашиха-0 Московской обл., Союздорнии или г. Алма-Ата, 91, ул.Дзержинского, 58, Казахский филиал Союздорнии.

ЗАМ .ДИРЕКТОРА СОЮЗДОРНИИ кандидат технических наук Ю.Мотылев

Требования к материалам

1.    Пригодность грунтов для укрепления органическими вяжущими материалами без добавок и с добавками активных веществ в целях использования их для покрытий и оснований оценивают по табл.1.

2.    Лучшими грунтами, грунтогравийными и грунто -щебеночными материалами для устройства конструк — тивных слоев дорожных одежд являются супесчаные и крупнообломочные грунты, гранулометрический состав которых близок к оптимальному. Они легко перемешиваются с вяжущим и не требуют гранулометрических добавок, поддаются обработке различными средствами механизации (дорожными фрезами, грунтосмесительными машинами передвижного и стационарного типов) с использованием разных технологических приемов (смешение на дороге или в установке).

3.    Грунты песчаные и супесчаные с числом пластичности до 3 и при содержании частиц мельче 0,1мм в количестве менее 80% пригодны для устройства дорож -ных оснований и покрытий только после предваритель -ного улучшения добавками дисперсных отходов промышленности, пылевато-суглинистых грунтов или примене -ния активных добавок.

Барханные пески, содержащие в своем составе час -тип размером 0,1мм более 60%, пригодны для устройства оснований и покрытий без улучшения гранулометри — ческого состава в случае укрепления их битумными эмульсиями и пастами.

4.    Суглинистые грунты используются для укрепления без гранулометрических добавок. Тяжелые суглинки следует применять только при устройстве дорожных осно -ваний.

5.    Засоленные грунты всех разновидностей рекомендуется применять в основаниях дорожных одежд. При

4

укреплении преимущество следует отдавать комплексному методу с использованием извести или цемента. Среднезасоленные грунты без активных добавок (извести или цемента) применять не рекомендуется.

Разделение засоленных грунтов по степени засоле -ния •*'. а также оценка их для различных видов до рож -ных работ производится в зависимости от содержания легкорастворимых солей с учетом качественного характера засоления и вида грунта по номограмме рис.1.

6.    Глины с числом пластичности более 17 и сильно-засоленные грунты без гранулометрических добавок применять не следует. Для улучшения состава глин, тяжелых суглинков и засоленных грунтов следует применять в качестве скелетных добавок крупнозернистый песок , гравий, щебень, дресву, ракушку, опоку, каменную мелочь, молотый известняк и др. Скелетные добавки вводят в грунт в количестве, при котором обеспечивался бы оптимальный гранулометрический состав его, но не более 50%.

7.    Грунты несцементированные обломочные (естест -венные грунтогравийные и грунтощебеночные материа -лы), укрепляемые битумом, не должны содержать частиц размером от 2 до 50 мм более 50% по весу и частиц крупнее 50 мм - более 10%. Общее количество час-тип от 2 до 25 мм допускается не более 70% по весу грунта.

8.    Искусственные грунтогравийные и грунтощебеночные смеси рекомендуется подбирать по принципу плот -ных смесей с коэффициентом сбега 0,9-0,75, при этом число пластичности для частиц менее 0,5 мм должно быть не более 17.

В однослойных покрытиях и в верхнем слое много -слойных покрытий следует применять смеси мелкозер -нистого и среднезернистого состава, а в нижних и средних слоях многослойных покрытий — смеси всех соста -вов.

5

аз


Таблица I


Пригодность грунтов для укрепления их органическими вяжущими и добавками в 1У и У дорожно-климатических зонах Казахстана

Г руиты

Укрепление жидкими битумами

Укрепление битумными эмульсиями и пастами

Укрепление высокосмолистыми нефтями

без активных добавок

с активными добавками

без активных добавок

с активными добавками

без активных добавок

с активными добавками

Крупнообломочные грунты, грунтогравийные и грунтощебеночные смеси

При

год

и ы

Пылеватые пески и супеси с числом пластичности менее 3

Не пригодны

При

годны

При

годны

При

годны

Не пригодны

При

годны

Супеси, близкие к оптимальному гранулометрическому составу, легкие, пылеватые и тяжелые пылеватые с 4Hcgo^i пластичное-

При

год

н ы


Суглинки всех разновидностей с числом пластичности 7-17


Глины всех разновидностей


Грунты солончаковатые (слабозасоленные) и солонцеватые с содержанием поглощенного натрия в коли -честве 5-20% емкое -ти обмена грунта

Грунты солончаковые (среднезасоленные) в солонцовые с содер -жанием поглощенного натрия в количестве более 20% емкости обмена грунта


Грунты сильнозасоленные и избыточно-

засоленные


При

годны

При

Не при

При

годны

годны

годны

При

годны

Не пригодны


Пригодны

Не пригодны

При

Не при

Не при

годны

годны

годны

Не пригодны

Не пригодны


При

годны


При

годны


->4


Прихдюсть $ (hpoxittoM строительстве ^ fgj9t9t*ut I е *ля мо i о полотно

Характер зсссг&иа

г а

» t I 1

йдертгх-е юиоростборо^ык аз*гй , %

coin М СЮМ1011 И etJi *1*11»

Но<ест6ен*я юрактемтикд мсокекя

Р.СЛ. ВоМогр.«м.    грГИТ0„    „„

9.    Добавки для улучшения гранулометрического состава грунтов выбирают с учетом возможности наибольшего использования местных материалов, в том числе слабых, изменяющих свой гранулометрический состав в процессе производства работ (дресва, ракушка, опока , слабые известняки и песчаники, распадающиеся шлаки и т.п.), для обработки которых расход вяжущих мате -риалов увеличивают в 1,15-1,2 раза.

10.    Для укрепления засоленных грунтов примен я ют жидкие нефтяные битумы, отвечающие требованиям ГОСТ 11955-66. Марки битума выбирают с учетом свойств применяемых грунтов, способа их обработки , климата района и погодных условий в период производства работ.

Для грунтов тяжелосуглинистого и глинистого состава рекомендуется применять жидкие битумы марок СГ-15/25, СГ (МГ)-25/40, СГ (МГ)-40/70; для грунтов супесчаных и легкосуглинистых - СГ (МГ)-40/70    ,

СГ (МГ)-70/130, СГ (МГ)-130/200. В южных районах Казахстана применяют жидкие битумы с наибольшей вязкостью; в северных - с меньшей вязкостью.

11.    В качестве жидких битумов могут быть использованы тяжелые высокосмолистые нефти с вязкостью по стандартному вискозиметру Cqq не меньше 7 сек . При укреплении грунтов тяжелыми нефтями следует руководствоваться 'Временными техническими указаниями по применению высокосмолистых тяжелых нефт е й ВСН-4-67 (Мннавтодора Каз.ССР).

12.    Для укрепления грунтов применяют также битумные эмульсии и пасты, приготовленные из вязких битумов, отвечающих требованиям ГОСТ 11954-66. Составы эмульсий и паст должны отвечать требованиям "Технических указаний по приготовлению дорожных эмульсий' ВСН 115-65 (Мннтрансстроя СССР).

13.    В качестве активных добавок при укреплении грунтов битумом рекомендуется применять молотую не-

9

гашеную известь (гидрофобную) в соответствии с 'Временными техническими указаниями по производству и применению в дорожном строительстве гидрофобной извести' ВСН 09-02-02-69 (Мннавтодора Каз.ССР).

Можно применять и гашеную известь в виде извес -ти-пушонки и известкового молока, отвечающую требо -ваниям ГОСТ 9179-69.

14. В качестве активной добавки при укреплении грунтов можно применять цементы, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 10178-62 'Портландцемент, шлако-портландцемент, пуццолановый портландцемент'.

Кроме указанных видов портландцемента, можно применять и другие виды цемента, отвечающие требованиям ГОСТ 2544-44 'Вяжущие вещества: известково-шлаковое, известково-пуццолановое, известково-глинистое, известково-зольное'.

Содержание свободной извести в цементе, применяемом для укрепления грунтов, является желательным и не нормируется.

Методы проектирования

15. Состав смеси проектируют с учетом ее назначения, а также свойств и стоимости применяемых мате -риалов. При этом определяют наиболее рациональн ы е соотношения вяжущих и минеральных материалов в смеси.

Проектирование смеси включает:

а)    выбор метода укрепления грунта с учетом климатических условий района, характера и степени засоле -ния или солонцеватости грунтов, являющегося наиболее выгодным в технико-экономическом отношении;

б)    выбор и определение наилучшего соотноше н и я минеральных составляющих с целью получения смеси оптимального гранулометрического состава с минераль -ным содержанием солей и поглощенного натрия;