МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
СССР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (СОЮЗДОРНИИ )
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВ СБОРНЫХ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ
УДК 625.874.08
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ СБОРНЫХ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ. М., Союздорнии, 1973.
Работа определяет рациональную область при -менения сборных дорожных покрытий; устанавли -вает требования к материалам для плит и покры -тия (бетону, арматуре, материалам для основания и для заделки швов и стыков); определяет конструкции оснований; рекомендует способы определения из -гибаюших моментов в плитах разных размеров,определения толщины плит и количества арматуры, а также размеров сухих шпунтовых стыков плит в поперечных швах; рекомендует три основных типа плит для сборных покрытий дорог. Представл ены рекомендации по технологии изготовления и укладки, обеспечивающей высокое качество плит и покрытий.
В приложениях устанавливаются требования к готовым плитам, методы их испытаний после изготовления, обосновываются зависимости для расче -та плит, приводятся результаты опытного строи -тельства покрытий из плит двух типов и даются ожидаемые технико-экономические показатели покрытий рекомендованных конструкций.
Табл. - 3, рис. - 7,приложений 4.
монтажные скобы выпускают из боковых граней на 4,5-5 см и продольные швы устраивают шириной 9-10 см.
Применение специальных узких монтажных крюков или использование для поднятия плит вакуумзахва т о в позволяет монтажные скобы больше втапливать в бетон и устраивать продольные швы шириной 2-4 см.
12. Плиты рассчитывают в следующей последова -тельности.
На основе нормативных и проектных данных определяют: расчетную нагрузку на колесо jP , интенсивность движения, расход металла, марку бетона, расчетную прочность бетона на сжатие и изгиб, свойства основания, ширину покрытия, возможность изготовления пред-напряженных плит.
При отсутствии фактических данных нормативную прочность на изгиб у пропаренного бетона назначают в 1,5 раза меньше, чем у бетона естественного твердения.
Допускаемую прочность на изгиб бетона естественного твердения принимают в 2 раза, а пропаренного-в 1,5 раза меньше нормативной
[При] - к, ■ При ; - 0,51-0,67.
В расчетах учитывают динамическое воздействие нагрузки на покрытие с помощью коэффициента дина -мичности ГПу. ~ 1,2.
13. На основании заданной ширины покрытия и желаемого расхода арматуры определяют размеры плиты. Ширина плиты должна быть кратной ширине покрытия за вычетом ширины продольных швов. Ориентировочно длину и толщину покрытия предварительно определяют в зависимости от марки бетона, расхода арматуры и величины расчетной нагрузки (рис.З).
14. Для точного расчета плиты определяют изгибающий момент любым существующим методом рас — чета, с достаточной точностью учитывающим размеры плит в плане, условия загружения, свойства основания.
9
Наиболее полно этим требованиям отвечает метод расчета, предложенный В.С.Орловским (приложение 1*),соглао но которому в центре плиты размером h * продоль-
ьый момент равен:
Рис.З. Номограмма для предварительного расчета сборных дорожных плит (железобетонных ТОЛЩИ — ной 16 см н бетонных любой толщины) '
1- С -8, -15КГС/СМ2; 2- С -6,
Рр,] -25 НГС/СМ2; 3- С *8, [Rf*\ -25КГС/СМ2;
P-mf в re; £/£„ =000; 4- М? ; 5- и* ч»
® т*лш0,7; 9—для предварительно напряженных
плит толщиной 14см с Ra “5100 кгс/см . Рас -четное напряжение в арматуре RQ *2700 жгс/смЯ Арматура располагается симметрично в верхней и нижней зоне. Толщина защитного слоя Зсм .
П -количество стержней арматуры на 1 м ширины
10
Р ■*)■*■■* (,_2_) ,С • fi -в ' оС А'
оС 8 - коэффициенты влияния упругих свойств ос-нования и плиты:
А з
= 1 ' 0,38 Ц~€у ! / = 1 - °'382^:
другая характеристика плиты, отражающая воиства основания; |
|
- короткая полусторона плиты;
- длинная полусторона плиты, принимаемая не более чем 2,5 Су;
- модуль упругости бетона;
- модуль деформации основания;
- коэффициент постели основания; -цилиндрическая жесткость;
Е ■ Jf -X ’
- момент инерции сечения;
- коэффициент Пуассона;
(3)
- радиус круга, равновеликого по площади отпечатку колеса;
- коэффициент условия контакта плиты с основанием, зависящий от размеров плиты*
при А ^ 1,5 С ш 8;
при l,5ly<A ^ 2,5 Sy С * 6,7;
при А > 2,5 С - .
В поперечном направлении в центральной части прямоугольных плит изгибающий момент принимают рав -
Начиная с расстояния 2,5 Су от торца плиты, Му повышается и на расстоянии 1,25 ty от торца для пря -моугольных плит Му определяется по формуле (4),принимая, что
На краю плиты в продольном направлении
кр ifi р т£ 'тш -сСА а
8 /'а
При Д > 1,5^у учитывают отрицательные изгибающие моменты, возникающие на углу и торце плиты (приложение 1).
На углу плиты отрицательный момент определяют по
формуле п ^ ггу / л
у г • ГПд ■ тш '
3,<f6 ■ fi't v ' (в)
где jS =1-0,38 - ;
2,5
/7?ш - коэффициент передачи нагрузки через шов на соседнюю плиту для шпунтового соединения и стыковых скоб принимают тш =0,7. В формулах (5) и (6) 8 не должно превышать I,о8у.
На торцевой части длинных плит при возникновении под поперечными швами 'выплесков* момент находят по выражению:
Р та л?и/с<.А / . За \ б ■ J3 в \ °^/
М* и М** действуют на краевых полосах шириной Q5£/ увеличивая момент по треугольной эпюре. Изгибающие моменты Д/у, Му и Му в поперечном направлении определяют по формулам (5), (8) и (7), поменяв в них местами А и В .
15. Толщину бетонного покрытия определяют по максимальному моменту:
б М ffJQX
Kj * Rpju
16. Расход арматуры находят (согласно СНиП П-В Л-62*) по предельному состоянию из условия прочности. Арматуру располагают исходя из величины действующих в разных местах моментов. При небольшой величине М% , когда прочность бетона в центре плиты достаточна, количество арматуры опре -деляется только по М* без учета М***. Арматуру распределяют при этом вдоль краев плиты, чтобы воспринять также и краевые изгибающие моменты.
В качестве примера в табл.1 приводится расход арматуры, вычисленный для нагрузки Р = 5тс (класс А по СНиП П-Д. 5-73 ).
17. Запроектированное количество арматуры должно быть достаточным для восприятия монтажных нагру -зок.
Изгибающие моменты от собственного веса определяют по формулам сопротивления материалов в зависимости от длины плиты и места расположения монтажных скоб или деревянных прокладок. Коэффициент динамичности принимают:для консолей ^ = 2 и для средней части плиты Мд * 1,5. Прочность бетона на изгиб принимают на момент распалубки,- изделия.
В пропаренных плитах вдоль краев плиты для вое -приятия температурных деформаций в верхней и ниж -ней зонах располагают не менее одного стержня арматуры диаметром 10 мм.
18. Выполняют проверочный расчет шпунтового соединения. Проверяется прочность гребня шпунта на срез, а стенок паза - на изгиб.
Первое условие удовлетворяется, если высота шпунта (рис.4) будет не менее чем
£ з» 0,22 h . (8)
Предельная нагрузка, которую может передать шпуэ-товое соединение при этом соотношении 6 ж h , зз
13
Таблица 1
Расход арматуры в сборных дорожных плитах при нагрузке Р а 5 тс |
Размеры плит, м |
Площадь
сечения
продольно!
арматуры,
см^ |
Количество стержней № 12, шт |
к
— 0*2 х
О £ С-ф а х CQ2 |
продольных в зоне |
попе
ных |
реч-в зоне |
ниж
ней |
верх
ней |
ниж
ней |
верх
ней |
3x1,5x0,16 |
10,7 |
10 |
10 |
7 |
5 |
15Д |
4x1,2x0,16 |
11,2 |
10 |
10 |
8 |
6 |
18,4 |
4x1,5x0,16 . |
11,4 |
12 |
12 |
8 |
6 |
17,2 |
2x1,5x0,16 } . |
6,7 |
6 |
2 |
4 |
2 |
7,2 |
1,5x1,5x0,16 7 v |
1,75 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4,5 |
1,75x1,75x0,16*х; |
1,75 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4,0 |
2,0x2,0x0,16х* |
1,75 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3,8 |
|
х) Без веса зачалочных и стыковых устройств (0,6-1 кг/м^).
хх)В плитах этих размеров, изготовленных из бетона естественного твердения, арматуру можно не применять.
второго условия прочности будет равна »
г) t' Лг [*р]-ех(мк-т)
ипр - 2--2- 7 (Ю)
где [Rp] - расчетная прочность бетона на растяжение;
- длина участка шва, передающего нагрузку.
Для проверочных расчетов принимаем = 100 см.
Рпр -должна составлять не менее 60% от нагрузки на колесо.
19. Проверяют прочность стыков в виде сваренных между собой скоб. При ширине шва до 2 см предель -
14
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
(СОЮЗДОРНИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Одобрены Минтрансстроем СССР
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ СБОРНЫХ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ
Москва 1973
ПРЕДИСЛОВИЕ
В труднодоступных северных районах и в районах, не имеющих местных строительных материалов, Мин-трансстрой СССР в значительных объемах осуществляет строительство сборных дорожных покрытий. Как правило, для этих покрытий применяются предварительно напряженные железобетонные плиты размером g плане 2x6 м с большим расходом арматуры (12 кг/м ). В связи с этим Союздорнии разработал менее металло -емкие конструкции сборных плит, которые, обеспечивая ровность покрытия, могут применяться в тех же случаях, что и предварительно напряженные плиты.
В 'Методических рекомендациях по проектированию и строительству сборных дорожных покрытий' излага -ются результаты экспериментальных и теоретических работ Союздорнии по расчету, проектированию и испы -танию сборных покрытий. В них отражен опыт треста 'ТюмендорстроЙ' по строительству сборных дорожных покрытий в районах нефтяных месторождений Западной Сибири, опыт треста'Центродорстрой' по строительству сборных покрытий в центральных областях европейской части СССР.
Настоящие 'Методические рекомендации' составили канд.техн.наук В.С .Орловский и инж.Д.М .Кузнецов.
Все замечания и пожелания просьба направлять по адресу: 143900 Балашиха-8 Московской обл. , Союэ-дорнии.
(с) СОЮЗДОРНИИ, 1973 г.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Целесообразность применения сборных дорожных покрытий определяется в каждом конкретном случае на основе технико-экономического сравнения, при этом учитываются;
- наличие поставщика сборных дорожных плит,нали
чие строительных материалов, пригодных для строи -тельства сравниваемых по прочности видов пок
рытия;
- наличие и состояние путей подвоза и баз по пе -реработке строительных материалов;
- стоимость сборных плит с учетом транспортных и складских расходов и сборного покрытия в целом, а также аналогичная стоимость материалов для сооружения других видов покрытия;
- стоимость сооружения баз по устройству сравни -ваемых видов покрытия;
- сроки подготовки строительных баз и сроки ввода дороги в эксплуатацию;
- наличие и стоимость оборудования для строительства сравниваемых видов покрытия.
2. В общем случае сборные дорожные покрытия це -лесообразно сооружать:
- на дорогах местного значения III—1У категории;
- в северных и труднодоступных районах;
- в районах, не имеющих местных строительных материалов;
- на подъездах к автомагистралям и на дорогах небольшой длины, где нерационально проводить подгото -вительные работы по устройству других видов покрытия;
- на временных и внутрихозяйственных дорогах и площадках.
3. При строительстве сборных покрытий плиты мож-
3
но получать от других хозрасчетных организаций или изготовлять самим, используя для этого оборудова -ние, обеспечивающее высокое качество плит.
Строительные организации уменьшают стоимость шит за счет применения местных строительных материалов, сокращения накладных и транспортных расхо -дов.
МАТЕРИАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА СБОРНОГО ПОКРЫТИЯ
4. Бетон и материалы, применяемые для его приготовления, должны отвечать требованиям ГОСТ 8424-72 "Бетон дорожный". Отпускная прочность изделий в момент их отгрузки с предприятия-изготовителя должна быть не ниже проектной марки бетона.
5. Для армирования изделий используется арматур -ная сталь следующих видов и классов:
а) горячекатаная арматурная сталь ^периодического профиля класса А-II по ГОСТ 5781-61, как рабочая не-напрягаемая арматура.
По согласованию с заказчиком допускается замена рабочей арматуры горячекатаной арматурной сталью периодического профиля класса A—III арматурой класса А-1 по ГОСТ 5781-61*:
б) горячекатаная арматурная сталь периодического профиля класса А-1У по ГОСТ 5781-61* как рабочая напрягаемая арматура;
в) горячекатаная гладкая арматурная сталь класса А-1 по ГОСТ 5781-61* марок ВМ ст.З сп, ВК ст.З сп по ГОСТ 380-71 для монтажных и стыковых скоб;
г) сварная арматура, удовлетворяющая требованиям ГОСТ 10922-64.
6. Для устройства основания и подстилающих слоев
применяются те же материалы, что и для устройства других видов дорожного покрытия (СНиП 11-Д.5-72 и СН 25-04).
7. Нижнюю часть швов в сборном покрытии запол -няют сухой цементопесчаной смесью с 15-20% пемен -та марки '400* или цементным раствором сост а в а 1:2 - 1:2,5 с добавлением 0,3% от веса цемента плас -тифицирующей добавки ССБ.
Верхнюю часть швов заполняют или цементным раствором того же состава, или мастикой, применяемой для заполнения швов монолитных бетонных покрытий.
КОНСТРУИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ СБОРНЫХ ДОРОЖНЫХ ПЛИТ
8. На основе анализа различных плит, предложен -ных разными организациями в последние годы, а так -же на основе опыта строительных организаций Главдор-строя и результатов исследований Союздорнии предлагается несколько вариантов равнопрочных сборных до -рожных плит под нормативную нагрузку на колесо 5тс, отличающихся друг от друга размерами и металло -емкостью:
а) предварительно напряженная дорожная плита размером 2x0x0,14 м типа ПДГ 2-0с или ПАГ-Х1У рекомендует -ся в особо тяжелых грунтово-климатических условиях: при переувлажненных основаниях и образованиях под швами так называемых 'выплесков', с устройством на торцевой грани плит не двух, а трех стыковых скоб.
При обмазке концов стыковых скоб разжиженным б&-тумом покрытие из таких плит можно устраивать без швов расширения ^если скобы будут сварены при тем -пературе выше 10 С);
б) железобетонная дорожная плита размером 1,75x3^5 м с расходом арматуры 12,3кг/м^ (рис.1), слабоармированная или неармированная бетонная плита размером 1,75 х 1,75 м с расходом арматуры 4,8 кг/м^ (рис.2).
5
9. Верхняя плоскость плит свободна о т монтажных петель, что поз -воляет применять при изготовлении плит заглаживающие и калибрующие уст ро Йст в а, обеспечив тем самым высо -кую ровность поверх н о с т и изделия. Размеры в плане, толщину плит и расход арматуры можно изменять по сравнению с ука -занными на рис.1 и 2 в зависимости от ширины соору -жаемого покрытия, наличного оборудования по изгото в л е н и ю плит, величины нагрузки и марки бетона.
10. Для устранения в покрытии усту-
6
пов между плитами на торцевых гранях плит предусмотрено стыковое устрой -ство в виде шпунтового соединения.
Паз и гребень этого соединения по размерам точно ко -пируют друг друга. Это достигается совместной штампов -кой листов боковой опалубки.
Расход армату -ры определяют расчетом. Согласно рао-чету^ в квадратной плите толщиной 16-18см с разме ром сторон до 1,5-2м при твердении бетона без термовлажностной обработки арматуру можно не применять.
11. Для улучшения внешнего вида покрытия, состоящего из плит неболь -шого размера, целесообразно на боко -ziTx гранях плит окна под монтажные скобы не устраи -вать. В этом случае
7
|
Рис.2. Дорожная плита 1,75x1,75м с армированием по контуру. Расход арматуры 4,8 кг/м^ |