МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЮЗДОРНИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ
ГЮ СТРОИТЕЛЬСТВУ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЛЕКТА МАШИН ДС-150
Москва 1987
ГОСУДАРСТВЕННЫ!* ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЮЗДОРНИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЛЕКТА МАШИН ДС-150
Утверждены директором Союздорнии канд .тех н.наук Э Лобро вы м
Одобрены рбъединением 'Росдорюг' Минавтодора РСФСР
(письмо №РДЮ-12-ВЛ/1662 от 30.10.84г.)
Москва 1987
срезку и погрузку плодородного слоя в транспорт -ные средства или удаление на обочину;
отсыпку земляного полотна при разработке резервов;
перемешивание каменных материалов и грунтов с вяжущими материалами;
погрузку материалов в транспортные средства.
Ориентировочные показатели выполнения операций в различных грунтовых условиях приведены в таблице.
2.2. Однопроходная грунтосмесительная маши на ДС-152 (см.прил.З) предназначена для выполнения следующих технологических операций:
измельчения и рыхления грунтов;
перемешивания грунтов и каменных материалов с вяжущими материалами;
распределения различных материалов, укладываемых на земляное полотно, и их предварительного уплотнения.
Ориентировочные режимы выполнения операций в различных грунтовых условиях приведены в таблице.
2.3. При планировании, распределении и чисто в о м профилировании профилировщиком ДС-151 следует регулировать направление и скорость вращения независимых половин ротора, а также положение заслонки 'окна' в отвале.
При рыхлении профилировщик движется задним ходом, а ротор вращается попутно движению машины. Скорость поступательного движения и толщину обработ к и необходимо устанавливать в зависимости от вида грунта (см.таблицу) и корректировать исходя из условия обеспечения устойчивой работы автоматических систем управления и допустимого давления в системах гидро -привода гусеничного хода и рабочих органов. В случае необходимости рыхление можно осуществлять за два прохода по одному следу, причем при первом прохо д е рыхление можно осуществлять на половину всей тол -шины.
2.4. Чистовое профилирование верха земляного по-
лотна, оснований и покрытий на глубину более Зсм проводить не рекомендуется, а уплотнение следует осуществлять при режиме работы вибробруса, обеспечиваю -щем проработку слоя толщиной до 3 см.
2.5. Для достижения высокого качества строительства (равномерной плотности укрепленного грунта, равномерного распределения вяжущего по ширине и глубине слоя, ровности поверхности основания и толщины обрабатываемого слоя) необходимо проводить предвари -тельное профилирование обрабатываемого слоя или земляного полотна перед укладкой верхнего слоя профилировщиком ДС-151 в автоматическом режиме, а также обеспечивать безостановочную работу грунтосмесительной машины ДС-152 с оптимальной для данного вида обрабатываемого грунта скоростью. Недопустимы значительные внутрисменные простои, частые остановки и изменения скорости движения профилировщика ДС-151
и грунтосмесительной машины ДС-152, так как это приводит к снижению качества строительства, увеличению объема ручных работ.
Для устранения простоев следует создавать заделы работ на профилировании перед перемешиванием, на перемешивании перед уплотнением и т.д., а также осу -ществлять ритмичные поставки вяжущих, воды и других материалов.
2.6. При устройстве рабочего шва в конце смены в случае приготовления смеси машиной ДС-152 на месте производства работ следует выполнять постепенное вы-глубление ротора при рабочем движении машины и вращении ротора, регулируя вручную положение датчик о в вертикальных отметок; движение машины осуществлять до полной проработки слоя. После выхода ротора из заглубления необходимо отключить подачу воды.
При начале работы следует установить профилировщик таким образом, чтобы ротор находился над сере -диной участка выглубления в прошлой смене работы,
11
|
|
Операция |
каменных, материалов (шоо- |
Планировка верха земляного полотна с продольным н поперечным перемешенном н улалоивом излишков материала за один
прохоя:
иеуплотиеииого
уплотненного |
10-15(2-3) |
Рыхление верха землиного полотна, оснований я покрытий за опии проход |
10-18(2-3) |
Распределение материалов за один проход из уложенных конусов |
40-50(2-3) |
Чистовое профилирование уплотненных верха земляного полотна, основание и покрытий за один проход |
|
Предварительное уплотнение материалов за спин проход по 0.04-0.U6 стандартной плотности |
20-25(2-3) |
Перемешивание с вяжущими матсриа -лами за одни проход |
30-35(1-3) |
Погрузка материалов в транспортное средство |
30-40(1-3)*) |
Отсыпка земляного полотна из резервов за одни проход |
28-30(2-3)*) |
rtirtgym. у
песчаногра-вийиой сме -си |
■ч (pagffiw-
песка |
•иррость. м/г стчеси. суглинка 5, <10 |
-SlLi. (У™_
суглинка, глины Эр <15 |
25-30(3-4) |
30-40(4-5) |
25-30(3-4) |
16-25(1-3) |
20-25(2-3) |
25-30(2-3) |
15-22(1-3) |
10-15(1-2) |
15-20(3-4) |
22-25(4-5) |
15-22(2-3) |
10-18(1-3) |
40-50(3-4) |
45-50(4-5) |
25-30(3-4) |
20-25(2-3) |
1-3(3-4) |
1-3(5-8) |
1-3(5-6) |
1-3 (3-4) |
20-22(2-3) |
15-20(2-3) |
14-18(1-3) |
10-15(1-2) |
25-30(3-4) |
22-25(2-3) |
18-22(1-3) |
10-15(0-1 ) |
28-30(2-4)*’25-28(3-4)*51 |
20-25(2-3)*’ |
*14-20(1 -3)xxJ |
25-28(3-8)*^ |
22-25(33) ** |
15-22(1-3)**’ |
10-16(1-2)**’ |
Предварительно в л рыхленные пороли. ^ Грунты в естественном залегании.
полностью заглубить ротор до требуемой вертикальной отметки и начать рабочее движение машины. В случае образования "волны*' материала выровнять слой смеси с помощью ручного инструмента.
3. Технология строительства дорог и аэродромов с применением комплекта машин ДС-150
Общие положения
3.1. Перед работой ведущих машин комплекта ДС-150 специализированная бригада обязана установить копир-ную струну системы автоматического управления в соответствии с технологической картой "Установка ко -пирных струн при устройстве оснований и покрытий аэродромов" (Оргтрансстрой. М., 1976). Задел уста -новки копирной струны должен составлять не менее одной смены.
3.2. Движение потоков и отдельных машин при выполнении операций по устройству оснований и покрытий должно быть согласовано между собой по смен ному темпу для обеспечения заданных производительности и качества строительства при строгом соблюдении технологии работ.
3.3. Устройство покрытий из асфальто- или цемен -тобетона следует осуществлять серийно выпускаемыми асфальтоукладчиками и комплектами машин для уклад -ки цементобетонных покрытий соответственно, сменный темп которых равен темпу строительства оснований.
3.4. При выборе схемы работы машины следует учитывать размер объекта ( V^) и сменную производительность машин комплекта ( ПСм )» обеспечение возможности проезда местного пассажирского и грузового транспорта без устройства съездов и среднее количеств о строительных машин на 1000 м дороги, т.е. соотношение производительностей машин, идущих в потоке.
14
Схемы работы машин должны быть составлены так, чтобы обеспечивалось безостановочное движение веду -щих машин.
3.5. Возможны несколько схем работы ведущих машин на одном объекте:, последовательная, челноч н а я (рис.1) и смешанная.
3.6. Последовательная схема движения машин рациональна при отношении -к2*<7. Смешанная схема движе -
ПСМ Vrf
ния рекомендуется при отношении уг->7 с учетом ис -
I * СМ
ключения движения машин комплекта по не затвердевшему слою основания. При значительном размере одного объекта возможна последовательная схема работы на отдельных участках и челночная на всем объекте.
3.7. Параметры работы ведущих машин комплек т а ДС-150 (рабочая скорость, глубина обработки, частота вращения роторов и др.) устанавливают так, чтобы давление в гидросистемах приводов рабочих органов и ходовой части не превышало 33,4 МПа.
Подготовка основания земляного полотна
3.8. После разметки трассы дороги перед началом земляных работ необходимо снять плодородный слой земли со всей ширины дорожной полосы и переместить в резервы или на поля.
3.9. Ведущей машиной для снятия плодородного слоя является профилировщик ДС-151. Для обеспечения работы профилировщика в комплект могут быть включе н ы автомобили-самосвалы, количество которых определяется расчетом (см.п. 1.19).
Использование машин комплекта ДС-150 для эт их работ не рекомендуется.
3.10. До начала работ по всей длине сменной за -хватки необходимо убрать посторонние предметы ( металл и камни размером более 70 мм), установить стойки и натянуть копирные струны, затем установить про-
а)
Т |
т т. |
-1 т |
t... т |
Сменная занйатна
4-L-I |
вСО-ЮООм
1
Т Z-. |
— |
-— |
-— |
|
1 |
|
* Domini ^ «с >0 а к sdnnmn □ |
|
|
|
|
-^
J |
/' |
|
|
|
|
|
/ |
А |
А 1 " |
~Т 1 |
1.....~г |
1 1 |
* |
6)
Т |
t f |
т ? |
t т |
Сменная за* йот на
t I |
UOO-SOQm
Т Т/' |
|
|
|
|
_Л__ |
|
|
|
|
|
к
>1
г: |
S |
“ |
□
Я
□ |
|
|
г |
|
|
|
* |
ПШ2> |
— |
т--. |
|
|
|
£ ^ шпНй ITIM1II1 |
1 |
|
_^ |
|
|
1 _____J |
|
ГУ , Г 1 |
|
|
I-1-1 I-1 I I I I |
Рис.1. Схема работы ведущих машин комплекта ДС-150 на объектах: а - последовательная; б - челночная; 1 - копирная струна; 2 - грунто-смеситель ДС-152; 3 - профилировщик ДС-151; 4 - направление рабочего движения машин; 5 - направление холостого хода машин
УДК 625.7.08.002.5 ( 083.131 )
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЛЕКТА МАШИН ДС-150. Союз-дорнии. М., 1987.
Изложены особенности машин комплекта ДС-150 и их технологические возможности, основы техноло г и и производства работ при строительстве автомобильн ы х дорог и аэродромов комплектом ДС-150, особенно с т и проведения подготовительных работ, комплектации отрядов машин в зависимости от конструкции дорож ной одежды и организации их работы, технико-экономиче -ская эффективность использования комплекта ДС-150, контроль качества работ и техника безопасности.
Применение комплекта ДС-150 позволяет повысить в 2-2,5 раза сменный темп строительства, снизить трудозатраты на 10-20%, улучшить качество и увеличить долговечность дорожной одежды. Годовой экономический эффект составляет 1,5-2 тыс.руб. на 1 км построенн о й одним комплектом дороги.
Предназначены для использования при скорост ном строительстве автомобильных дорог 1У кате гори и, включая внутрихозяйственные дорожные объекты сельскохозяйственных предприятий.
Государственный всесоюзный дорожный научно-исследовательский институт, 198?
УДК 625.7.08:002.5(083.131)
Предисловие
Союздорнии совместно с Брянским заводом дорож -ных машин и ВНИИстройдормашем разработали комп -лект машин для скоростного (до 500 м в смену) строительства слоев дорожной одежды автомобильных дорог.
Внедрение такого комплекта позволит повысить в 2-2,5 раза сменный темп строительства, снизить на 15-20% трудозатраты, улучшить качество и увеличить долговечность дорожной одежды. Годовой экономиче -ский эффект на 1 км построенной одним комплектом дороги составляет 1,5-2 тыс.руб., годовой экономический эффект от одного комплекта - около 70 тыс.руб.
В настоящих 'Методических рекомендациях по строительству автомобильных дорог с применением комп -лекта машин ДС-150' изложены технология строительства земляного полотна, оснований, подстилающих слоев и покрытий из различных дорожно-строительных материалов комплектом машин ДС-150, комплектация со -ставов отрядов ДС-150 дополнительными машинами и оборудованием, особенности организации производст в а работ.
Приведены технико-экономическая эффективность применения комплекта машин ДС-150, технологические схемы работы отрядов машин, контроль качества работ и техника безопасности. Методические рекомендации "разработали кандидаты технических наук Б.С. Марышев, П.П.Петрович, М.А.Либерман.
Отзывы о данной работе просьба направлять по адресу; 143900, Московская обл., Балашиха-6, Союздор -
НИИ.
3
I. Общие положения
1.1. Применение комплектов машин ДС-150 с учетом их стоимости экономически эффективно и целесообразно при строительстве автомобильных дорог с капитальными, облегченными, переходными и низшими типами дорожных одежд (см.главу СНиП 3.06.03-85) с годовым темпом не менее 11,7 км, приведенным к шири -не основания 6,6-7 м, и соответствующими ему годовыми объемами работ по подготовке дорожной полосы- (не менее 150 тыс.м2) и сооружению земляного полотна (не менее 200 тыс.м3 )( см. приложение к главе СНиП 3.06.03-85). Варианты типовых конструкций при -ведены в прил.1 настоящих "Методических рекоменда -ций\
Указанные годовые объемы работ являются мини -мальными и определены с учетом среднего размера одного объекта 3-5 км и годового фонда времени работы техники с учетом перебазировок. При изменении исходных условий необходима корректировка расчета.
1.2. Специализированные строительные организации, в ведение которых передается комплект машин ДС-150, должны выполнять в год строительно-монтажных работ не менее чем на 1,5 млн.руб.
1.3. Объектами дорожного строительства, на кото -рых эффективно использование комплектов машин ДС-150, являются автомобильные дороги, сельскохозяйственные комплексы, усадьбы колхозов и совхозов, площадки, тока и т.п. Размеры отдельных объектов могут составлять от 20-30 км (в основном для автомобильных дорог Ш-1У категорий и аэродромов В-Г) до 0,5-1 км для объектов благоустройства. В каждом конкретном случае эффективность применения комплекта машин ДС-150 определяется расчетом по минимуму приведенных за -
4
трат. При этом учитывается последовательность и стадийность работ на отдельных объектах.
Темп строительства автомобильных дорог высших категорий с применением комплекта ДС-150 может быть задан комплектами машин по строительству покрытий.
1.4. Для создания и сохранения ритмичной работ ы устройство дорожной одежды с .применением комплекта ДС-150 на всех объектах рекомендуется вести,как правило, на следующий год после возведения земляно г о полотна и искусственных сооружений.
1.5. При небольшом размере одного объекта, разбросанности объектов по большой территории, значитель -ной удаленности их друг от друга следует установить очередность объектов, стадийность работ на объектах, маршруты перемещения отрядов машин и транспортирования материалов, размещение производственных баз. Выбранный вариант должен обеспечить минимум приведенных затрат.
1.6. Рационально специализировать строитель н ы е организации на выполнение следующих видов работ:подготовительные и возведение земляного полотна, устройство оснований и покрытий с применением комплек т а машин ДС-150. 3 этом случае первым организаци я м может быть придан упрощенный комплект ДС-150 с одной ведущей машиной - профилировщиком-распредолите-лем ДС-151, а вторым - полный комплект ДС-150 с профилировщиком ДС-151 и однопроходной грунтосмесительной машиной ДС-152.
При выполнении подготовительных работ, возведении земляного полотна и искусственных сооружений, устройстве покрытий, т.е. работ, которые могут осуществляться независимо от работ по строительству оснований,потребность в технике следует определять из условия выполнения объемов в 20, 30, 40 и 50 км в год, т.е. в соответствии с расчетным, необходимым по местным ус-
ловиям, темпом строительства оснований комплектом ДС-150. Номенклатура и количество других машин и оборудования предопределяются конструкцией дорожной одежды и местными условиями строительства ( прил.2 настоящих 'Методических рекомендаций').
1.7. Сменный темп строительства должен составлять 500 м при ширине основания 6,6 м. Так как при таком темпе быстро изменяются дальность и условия тран -спортирования материалов, необходимо место располо -жения производственной базы по приготовлению смесей для покрытий и оснований назначать исходя из Крите -рия минимума суммарных приведенных затрат на приготовление, транспортирование и укладку смесей для всех объектов, строящихся в течение года одним комплектом ДС-150.
1.8. В начале сезона целесообразно планировать увеличение заделов по каждому конструктивному слою одежды и их сохранение при достижении оптимальных значений:
из укрепленных вяжущими каменных материалов и грунтов - 7-10 смен;
из неукрепленных каменных материалов - 3-6 смен.
1.9. Для транспортирования цемента от базисного склада вместимостью 800т и более к расходным вмести -мостью 120-150 т следует использовать цементовозы (среднее расстояние возки 80 км), от расходного склада на место строительства - цементовозы-распредели т е л и ДС-72 (среднее расстояние возки до 2км).
1.10. Базисный склад цемента рационально распола-гать, на производственной базе (вместе с ДБЗ, АБЗ и со складами других материалов) или вблизи станции подвоза цемента (по железной дороге или речным пу -тем).
1.11. Расходные склады цемента мобильного типа целесообразно располагать вдоль трассы. Расстояние между ними рассчитывают с учетом затрат на переба-
зи'ровку и монтаж цистерн. Для транспортирования це -мента к месту строительства используют цементовозы-распределители ДС-72.
1.12. Транспортирование воды следует осуществлять поливочно-моечными машинами из промежуточных расходных цистерн или имеющихся водоемов. Расстояние между цистернами рассчитывают с учетом затрат на перебазировку и монтаж цистерн. Средняя дальность возки воды - 5 км.
1.13. Потребность в машинах следует определять в зависимости от годовых объемов перерабатываемых материалов, среднего расстояния их транспортирования и производительности машин при безусловном соблюдении технологии производства работ.
1.14. Для эффективного использования комплект о в машин ДС-150 работу следует организовать, как пра -вило, в одну рабочую смену.
1.15. Основной формой организации труда при уст -ройстве дорожных одежд с применением комплекта ДС-150 должна быть бригадная. Рекомендуется созда -вать комплексные бригады для выполнения следую ш и х видов работ: приготовление смесей для устройства основания; устройство основания дорожной одежды, при -готовление цементо- или асфальтобетонных смесей, укладку цементо- или асфальтобетонных покрытий.
Допускается создавать комплексные бригады с учетом конечного результата работы.
Количество рабочих в бригадах необходимо устанавливать в зависимости от планируемых объемов и сроков выполнения работ с учетом принятой технологии при максимальной загрузке ведущих машин.
1.16. Наиболее приемлемым методом организа Ц и и труда и быта работников, обеспечивающим благоприят -ные условия труда, является вахтовый.
При вахтовом методе организации труда для операторов машин комплекта ДС-150, машинистов грунтосме-
7
сительных установок ДС-50Б, цементо- и асфальтобетонных заводов, шоферов автоцементовозов целесооб -разно принимать следующий режим труда и отдыха: 6 дней работы и 4 дня отдыха или 7 дней работы и 5 дней отдыха при продолжительности рабочего дня 10ч,
1.17. В целях создания материальной заинтересо -ванности рабочих следует применять сдельно-премиальную систему оплаты труда с выдачей аккордных зада -ний, в соответствии с которой премия выплачивает с я за сокращение нормативного времени выполнения ра -бот с дифференциацией ее размера в зависимости от оценки качества, определяемой на основании 'Инструкции по оценке качества строительно-монтажных работ в дорожном строительстве' ВСН 192-79 (М.:Транспорт, 1980).
1.18. При производстве работ необходимо добиваться минимальных объемов тоанспортных перевозок . С этой целью грунтосмесительные установки типа ДС-50Б следует располагать в притрассовых карьерах, где добываются каменные материалы или грунты, если дальность возки не превышает 10 км, а подъездные дороги пролегать по кратчайшему пути. При дальности возки более 10км смеситель ДС-50Б следует устанавливать на объекте, а материалы доставлять в зимнее время.
1.19. Транспортные средства следует выбирать исходя из вида грузов, дальности возки и сроков поставки, отдавая предпочтение универсальным (по виду груза) транспортным средствам более высокой производительности.
Потребность в транспортных средствах N для обеспечения сменного темпа строительства определяет с я по формуле
8
Q - объем грузов, т(м3);
К*- планируемый коэффициент выпуска на линию транспортных средств; Kge0,6«-0,95;
П - производительность транспортных средств;
Т - продолжительность рабочего дня, ч;
К - коэффициент использования по времени; К = -0,8*-0,85;
(^- грузоподъемность, т;
I - дальность возки груза, км;
IT- скорость движения транспортного средства, км/ч;
t- время на погрузочно-разгрузочные операции,
ч.
2. Технологические возможности машин комплекта ДС-150
2.1. Профилировщик-распределитель ДС-151 (прил. 3 настоящих "Методических рекомендаций") должен выполнять следующие технологические операции:
планировать верх земляного полотна, удалять излишки грунта через "окно" в середине отвала на транспортеры и отбрасывать грунт на обочину, соседнюю необработанную полосу или в транспортное средство; рыхлить верх земляного полотна, оснований; распределять материалы слоев дорожных одежд; проводить чистовое профилирование и предварительное уплотнение верха земляного полотна, оснований и покрытий.
Профилировщик ДС-151 может выполнять другие операции, однако с меньшей эффективностью при отсутст -вии специализированных машин, например:
9