Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

41 страница

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Предусматривается применение устройств, исключающих или ослабляющих активизацию природных и возникновение новых наледей, вызванных строительством дорожных сооружений.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

Конструкции и методы проектирования противоналедных устройств

Строительство, ремонт и содержание противоналедных устройств

Приложение 1. Расчет устройств для безналедного пропуска водотоков

Приложение 2. Рекомендации по проектированию и расчету мерзлотных грунтовых поясов

Приложение 3. Расчет наледного пояса

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

государственный всесоюзный дорожный

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (СОЮЗДОРНИИ )

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ВОЗВЕДЕНИЮ ПРОТИВОНАЛЕДНЫХ УСТРОЙСТВ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ СИБИРИ

Москва—1971

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

(СОЮЗДОРНИИ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ВОЗВЕДЕНИЮ ПРОТИВОНАЛЕДНЫХ УСТРОЙСТВ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ СИБИРИ

Москва-1971

Наименование устройству и уело вные обоэиаче-


Принииниальиая конструкция 1схема^


У словия применения


ния


Утепление русел в пределах мостов и труб

1- мост;

2- снеговоЙ покров;

3- слой теплоизоляции из быстротверд е-юшей пены или местного теп-лоизолятора

(мОХ,ОПИЛКИ ,

стружка;;


4- ледяной покров;

5- утепленная прорубь;

6- пно реки;

7- оголовок трубы;

8- Деревяиный шит;

9- утепленный

лоток;

10-тело трубы;


11 -автоматически действу юшая вентиляционная установка из металлических труб;

12-капельное устройство для подачи и сжигания горючей смеси (керосина. дизелыюго топлива, мазута и т.д.)

Подпруживание

водотока

1- мост;

2- ледяной по

кров;

3- водонепронииае-мая перемычка с лотком;

4- лно реки





1



а) Рекомендуется применять для свободного пропуска налед -ных вод не -большого объема быстрых водотоков под низкими мос -тами со сплошными настилами и при наличии вблизи моста перекатов


б) Осуществляется у труб под высокими на -сыпями прей -мушественно в районах островной вечной мерзлоты и се-зоннопромер -заюших грун -тов


в) Осуществляется у труб под низкими насыпями


Рекомендуется применять на малых и средних водотоках с ясно выраженным руслом реки в вы -соких берегах при устройстве насыпи из дренирующих грунтов и отсутствии в основании насыпи льлонасы -шенных грунтов, j Имеется возмож -ность использования плотины и водохранилища в других целях


показателей. При этом может возникнуть необходимость в устройстве постоянных дамб, плотин и направляющих валов. Русла в долинах выравнивают на длину 1,0-1,6 км от искусственного сооружения вверх по водотоку и на длину 0,3-0,5 км в низовую сторону.

8.    Для ограждения земляного полотна, водопропускных и других дорожных сооружений от вредного воздействия наледей используют : мерзлотные грунтовые пояса (приложение 2 ), наледные пояса (приложение 3 ), мерзлотные пояса с использованием вентиляпи -онно-морозильной установки с естественной вентиляцией воздуха, экраны, комбинированные устройства, состоящие из нескольких простых наледезадер -живающих устройств (экрана и наледного пояса, на-ледного и мерзлотного пояса, наледного пояса и забора из щитов и т,д.) , фильтрующие насыпи, уши-рение выемок.

9.    Наледные пояса (рис.1) целесообразно применять для задержания наледей поверхностных и ключевых вод небольшого дебита.

Наледный пояс состоит из двух участков подготов -ленного (расчищенного, спланированного и мощеного камнем) русла. Возможно раздельное (рис.1,а) и совместное (друг за другом, рис.1,6) расположение участков. На первом участке происходит распластывание потока тонким слоем и его охлаждение до 0°С, на втором - замерзание воды и формирование наледи.

При близком расположении источника наледи от ограждаемого объекта и наличии широкой долины в конце второго участка рекомендуется устраивать облегченный забор (см.рисЛ,а) из бревен или щитов, задерживающих на-ледную воду и способствующих растеканию наледного потока по большой площади (поперек долины), что создает условия для более интенсивного замерзания потока . Размеры пояса следует назначать на основе результа -тов теплотехнических расчетов (см.приложение 3).


Pic,I, Схеми iimm тем-' i-npi реэпельиом расположен*- рю«»^    Тем*»* w***™ 'ctom:

m*mtint x w»< f*»■    'ZZ„M J',OT,K‘,V

tamuuc ш«<«“    мм>(■<»«(•>*"    t?..

15

rsxsiftizs ф .«•

10.    Постоянные и временные мерзлотные пояса, за -боры, земляные валы, водонепроницаемые экраны с ва -лами, уширение выемок устраивают в соответствии с "Методическими указаниями по проектированию противо-наледных мероприятий и устройств" (М., ЦНИИС, Том-гипротранс, 1970) и "Техническими указаниями по изысканию, проектированию и строительству автомобильных дорог в районах вечной мерзлоты" ВСН 84-62 (Мин -трансстрой, М., 1963).

11.    Для задержания наледи в удалении от ограждае

мого сооружения, когда затруднительно (косогоры, борта долин, крутые склоны и т.д.) и экономически нецелесообразно проектировать устройства, предусмотренные в пп.9 и 10, а также когда температура воздуха в зимний период не ниже    -55°,    следует    устраивать    са    -

монастраивающиеся автоматически действующие охлаж -дающие установки системы С.И.Гапеева как однотруб -ные (рис.2,а), так и двухтрубные (рис.2,б). Однотруб -ная охлаждающая установка состоит из заполненной керосином металлической трубы диаметром 10-20 см с днищем и закрывающейся крышкой. Двухтрубная уста -новка состоит из металлических труб разных диаметров (обычно 8,6 и 13,6 см), соединенных в замкнутую систему, в которой циркулирует керосин. Размеры расши -рителя устанавливают расчетом*).

Размещают охлаждающие установки на наледном участке по схеме, приведенной на рис.2,в ,г.

Строительство, ремонт и содержание противоналедных устройств

12. Работы по устройству противоналедных сооружений выполняют в процессе строительства автомобильной

-х)—

'Гапеев С.И. Укрепление мерзлых оснований охлаж -дением. Л., Стройиздат, 1969.

15-20с*

Рис.2. Самонастраивающиеся автоматически действующие охлаждающие установки системы С.ЦГалеева:


a-схемо однотрубной установки (1-металличоская труба с *» ном; 2-крышка; 3-керосин ; 4-расширитель ) : б-схема доухтрубио* установки (1-металличоские трубы рь <чых диаметров; 2-расширитель; 3-крышко; 4-ке -росин); в-схема размещения одно -трубных установок на налетном

{частке (1-одного бные установки;

-наледь; 3-водоупор); г-схема разметания двухтрубных установок на нал од ном участке (1-Двухтруби ы е установки; 2-налсдь; 3-водоупор)

дороги (строительными подразделениями), а также в процессе ее эксплуатации (службой ремонта и содержания дорог).

Кроме строительства противоналедных сооружений, служба ремонта и содержания:

а)    организует постоянные посты наблюдения за ди -нами кой развития опасных наледей;

б)    производит ремонт и содержание противоналедных устройств и сооружений;

в)    обеспечивает ремонт и содержание дорог на налед-ных участках.

13.    Строительство противоналедных сооружений следует выполнять комплексом машин и механизмов повы -шенной проходимости, способных разрабатывать талые и мерзлые грунты.

14.    Водоотводные канавы устраивают:

а)    весной (по мере протайвания грунта) с помощью экскаваторов (драглайны, обратная лопата), бульдозеров, оборудованных дополнительно лемехами;

б)    летом или осенью (в период максимального про -таивания грунтов) сразу на полный профиль с помощью кюветокопателей, канавокопателей, бульдозеров и авто -грейдеров;

в)    зимой - взрывным способом.

Теплоизоляционный материал (мох, торф, хворост) заготавливают летом и складывают для просушивания на специальных настилах. При использовании быстротверде-ющей пены в качестве теплоизоляционного материала ее готовят в период производства теплоизоляционных ра -бот в специальной установке, руководствуясь "Времен -ными указаниями по применению быстротвердеюшей пены как теплоизоляции в суровых климатических условиях" (ВСН 005-67 Минэнерго СССР).

Если в качестве теплоизоляционного материала используют снег, его накапливают снегозадерживающими щитами, установленными с таким расчетом, чтобы снег откладывался на утепляемом объекте.

18

УДК 625.768.6:624.143.3

Предисловие

"Методические рекомендации по проектированию и возведению протнвоналедных устройств на автомобильных дорогах Сибири" разработаны Омским филиалом Союз -дорнии на основе полевых исследований и обобщения производственного опыта. При их составлении использованы материалы исследований Союздорнии, СибПНИИСа, Том-гипротранса, Института географии Сибири и Дальнего Востока СО АН СССР, Института мерзлотоведения СО АН СССР, НИИЖТа, ХабИИЖТа, Иркутский филиал Гип-родорнии и Гипротранскарьера (г.Новосибирск). В 'Me -тодических рекомендациях" предусматривается главным образом применение устройств, исключающих или ослабляющих активизацию природных и возникновение новых наледей, вызванных строительством дорожных сооруже -ний.

"Методические рекомендации" подготовили канд.техн. наук Н.Ф.Савко (руководитель) и инж.А.П.Казаков (Омский филиал Союздорнии) при участии канп.геол.-ми не -рал.наук С.М .Большакова (СибЦНИИС); канд.геогр. наук В.Р.Алексеева (Институт географии Сибири и Дальнего Востока СО АН СССР), инженеров Н.М.Тупицина,Н.К.Ла-нецкого, Б.П.Шарапова и Г.Б.Линевич (Омский филиал Союздорнии), С.Д.Невского (ВОЛATT). Работа выполнена по заказу Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР.

Замечания и предложения по настоящей работе просьба направлять по адресу: Московская обл., Балашиха-6 , Союздорнии, или Омск-80, проспект Мира, 3, Омский филиал Союздорнии.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА СОЮЗДОРНИИ

кандидат технических наук    Ю.Л.Мотылев

Конструкции и методы проектирования противоналедных устройств

1. Постоянные и временные противоналедные устройства следует предусматривать на участках действующих наледей и в местах возможного их появления в период строительства, если наледи будут создавать непосредственную угрозу движению транспорта или опасность нарушения прочности и устойчивости земляного полотна и искусственных сооружений.

2. Направления противоналедной борьбы на автомо -бильных дорогах принимают с учетом генетического типа наледи, рельефа и инженерно-геологических условий в пределах наледного участка, категории дороги и увя -зывают с комплексом проектных решений по конструкциям земляного полотна и водопропускных сооружений (таблЛ).

Таблица 1

Категория автомобильной дороги

Тип наледи

Основные направления противоналедной борьбы

1-III

Наледи поверхно-

Обход наледного участка.

стных вод

Увеличение отверстия во -попропускного сооружения, в том числе применение свайно-эстакадных мостов для свободного пропуска наледи. Регуляция русел.устройство лотков, сосредоточивающих поток (в бетон -ном исполнении), и двух -ярусных труб. Применение мостов вместо труб

Наледи грунто-

Увеличение высоты насы -

вых вод

пей земляного полотна и отсыпка их из дренирую -щих грунтов. Отвод грун -

3

Категория автомобильной дороги


Тип наледи


Основные направления протявона-ледной борьбы


1-JII


1У-У


4


Наледи подземных вод


Наледи смешанных вод


Наледи поверхностных вод


Наледи грунто вых вод J


товой воды открытыми и закры-тыми канавами я лотками. За -держивание наледей небольших объемов грунтовыми мерзлотными поясами

Обход наледного участка.У вели-чение отверстия водопропускного сооружения, в том числе применение свайно-эстакадных мостов для свободного пропуска наледи. Создание оптимального теплового режима и сосредоточение потока в специальных утепленных лотках (в бетонном исполнении). Применение мос -тов вместо труб

Применение комплекса перечисленных мероприятий


Создание оптимального теплового режима водотока в пределах сооружения и на прилегающих участках (утепление русел) с устройством сосредоточивающих поток деревянных лотков. Применение запруд. Закрытие отверстий труо щитами и утепление тела труб или оголовков. Применение мерзлотных или тепловых поясов (для труб) с использованием автоматически действующих вентиляционных установок. Удержание наледи перед сооружением мерзлотными и наледными поясами, а также комбинированными устройствами

Отвод грунтовой воды полузакрытыми канавами. Отвод налед ной воды тепловыми поясами. |


Катего


рия ав-


томо-

бильной

дороги


Автозим-

никиг

сухопут

ные


ледовые


Т ип


наледи


Наледи подземных вод


Наледи смешанных вод


Наледи поверхностных вод


Основные направления противо-наледной борьбы


Тепловая мелиорация наледных участков путем задержания сне -га на них. Задержание наледи в удалении от земляного полотна экранами, грунтовыми мерзлот -ными поясами, комбинированны -ми устройствами. Закрытие от -верстии водопропускных труб утепленными щитами. Сколка на -лепного льда


Создание оптимального теплового режима водотока и устройство утепленных лотков для отвода на-ледной воды. Задержание наледи наледными поясами и комбинированными устройствами


Применение комплекса перечне -ленных мероприятий

Перенос ледяной переправы, за пределы действия наледи. Уст -ройство мерзлотных поясов путем отрыва канав во льду. За -держание наледи снежными и ледяными валами. Укладка дере -вяиного настила на переправе


Наледи грунтовых, подземных и смешанных вод


Перенос трассы автозимника за пределы действия наледи. Уст -ройство снежных насыпей. Отвод наледной воды тепловыми поясами. Задержание наледи снежны -ми валами и щитами


Наледи поверхностных вод


Устройство на ледяном покрове снежных насыпей или намораживание льда. Задержание наледей небольшого объема снежными валами и пропуск наледной воды в утепленные проруби


Примечание. На постоянных автомобильных дорогах, кроме постоянных противоналедных мероприятий и ^ст^ойств^ уфиведенных в табл.1, применяют временные


5


3.    При выборе противоналедных мероприятий и устройств предпочтение следует отдавать тем из них, которые исключают активизацию природных наледей и воз -никновение новых, обусловленных постройкой дорожных сооружений.

4.    В случае невозможности использования таких меро

приятий и устройств необходимо предусматривать применение средств, обеспечивающих защиту дорожных сооружений от непосредственного воздействия наледей.С этой целью рекомендуются: устройства для свободного пропуска наледей - мосты с увеличенными отверстиями, в том числе свайно-эстакадные; мероприятия и устройства безналедного пропуска водотоков - регуляция русел, водоотводные канавы и лотки    ,    тепловые    по

яса, тепловая мелиорация наледных участков, утепление русла водотока под мостом и в пределах его, подпру -живание водотока, накрытие труб щитами и утепление оголовков. Такие противоналедные мероприятия и уст -ройства рекомендуется применять во всех случаях, где это возможно по инженерно-геологическим условиям наледных участков и ледотермическому режиму водотоков.

5.    Предпочтение устройствам для свободного пропуска наледей следует отдавать в местах развития боль -ших природных наледей поверхностных, подземных и смешанных вод, когда уничтожить причины возникновения наледи или задержать наледи в стороне от дороги практически невозможно или нецелесообразно.

6.    Конструкции устройств для безналедного пропуска водотоков назначают по табл.2. Расчет устройств вы -полняют в соответствии с приложением 1 по данным инженерно-геологических изысканий и изучения ледотер -мического режима потока.

7.    Регуляция основного водотока состоит из вырав -нивания русла с доведением его до одинаковой глубины (углубление перекатов), исправления резких уширений русла и других работ по улучшению его гидравлических

6

-J


Наименование устройства и

условные обоз-    Принципиальная    конструкция

начения    (схема)


Водоотводные канавы

1-    снег;

2-    шиты из досок;

3-    укрепление откосов (а. в-дер -новка; б-моще-ние камнем или плитой );


4- водоток;


5- воздушная прослойка;


в- теплоизоляция из мха, опилок или торфа;

7- урезанная асбоцементная труба


Условия применения




а) Для отвода неглубоко залегающих грунто -вых вод огра -ничейного пе -риода действия при малых скоростях потока


б) Для отвода неглубоко залега юших грунто -вых вод значительного периода действия при больших скоростях потока


CD


Наименование устройства и условные оооэначе-ния


Водоотводные

лотки

1-    снег;

2-    гравийнопесчаная смесь;

3-    деревянный или бетонный каркас


Принципиальная конструкция (схема)


Условия применения



уг

гч

L \

«

.

!» Г

*

>•

(/С

э_

4

А

»•

'iC


в) Для отвода глу-бокоэалегаю-ших грунтовых вод


а) Для перехвата и отвода грунтовых и под -земных вод на значительное расстояние


4-    обшивка деревом или бетонными пли -тами;

5-    наледный поток;

6-    крышка;

7-    местный грунт;

8-    утеплитель;

9-    деревянный или бетонный лоток;

10-    шлаковая засыпка;

11-    блок трубы;

12-    фундамент трубы;

13-    воздушная прослойка




б,в,г) Для применения под мое -тами и в пре -делах укрепле -ния подводяшнх и отводящих русел


д) Для примене -ния на подхо -лах к укреплению


Наименование устройства и условные обозначения


Принципиальная конструкция (схема)



Условия применения


е) Для применения в прямоугольных трубах


Тепловые пояса

1- снежный вал;

2- деревянный шит;

3- траншея поя-


Тепловая мелиорация налепных участков

1- земляное полотно автомобильной дороги;

2- снежные отложения;

3-    шитовля линия;

4-    граница сезонного промерзания при нлли -чии снежных отложений;

5-    лоток грунтовых вод;

6- поверхность вечномерзлого грунта;

7-    снежно-ледя -пая насыпь автомобильной дороги;

8- ледяной покров реки;

9- дно реки на перекате



Для безналедного отвода неглубоко залегающих грунтовых вод (преимущественно на косогорах )в районах со значительным снеговым покровом




!


а) Осуществляется у высоких насыпей при наличии опреде -ленных снего -ветровых ус -ловий для ус -кореиия стока подземной во -ды и осушения грунта в пре -долах наледно-го участка


б) Осуществляется на наледных участках дорог, проложенных по ледяному покрову рек (ледовые авто-зимники)