ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (СОЮЗДОРННИ )
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИГОТОВЛЕНИЮ ЧЕРНОГО ЩЕБНЯ НА БИТУМНЫХ ЭМУЛЬСИЯХ
Москва 1880
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (СОЮЗДОРНИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИГОТОВЛЕНИЮ ЧЕРНОГО ЩЕБНЯ НА БИТУМНЫХ ЭМУЛЬСИЯХ
Одобрены Министерством строительства и эксплуатации автомобильных дорог Уз.ССР
Мосхм 1990
поперечный профиль, а таюке ровность укладываемого слоя; ровность проверяют трехметровой рейкой. Просвет под рейкой не должен превышать 6-7 мм,
3.6. Степень уплотнения конструктивного слоя из чер*-ного щебня проверяют пробным проходом тяжелого катка. Уплотнение считается достаточным, если при проходе катка на уплотняемом слое не остается следа и не наблюдается смещения щебня.
4. Правила техники безопасности
4.1. Готовые эмульсии не относятся к вредным веществам и при обращении с ними специальные меры предосторожности принимать не следует.
4.2. При приготовлении черного щебня на битумной эмульсии и устройстве из него конструктивных слое в дорожной одежды следует соблюдать правила техни к и безопасности, изложенные в 'Правилах техники безо -пасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог' (М., 'Транспорт' 1979), а также в 'Инструкции по устройству покрытий и оснований из щебеночных, гравийных и песчаных материалов, обра -ботанных органическими вяжущими' ВСН 123-77.
10
Соде ржание
Стр.
Предисловие.................... 3
1. Общие положения............... I
2. Материалы и требования к ним........ 5
3. Технический контроль за качеством работ g
4. Правила техники Сезопасности ........ Ю
Ответственный за выпуск янж.Е.И.Эппель
Редактор Н.В.Теплоухова Технический редактор А. В .Евстигнеева Корректор И.А.Рубцова
Подписано к печати 3/Х 1980г. Формат 60x84/16 Л 64219
Заказ 176-0 Тираж 700 0,6 уч.-изд.л. Цена 10 код.
__0,6 печ.л.
Участок оперативной полиграфии Союздорнии
143900, Московская обл.,Балашиха-6, щ.Энтузиастов.79
УДК 625.063.004.U
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИГОТОВЛЕНИЮ ЧЕРНОГО ШЕПНЯ Н\ БИТУМНЫХ ЭМУЛЬСИЯХ. Союздо!-ним. М 1980.
Изложены о новные требования к материалам для приготовления :врного щебня. Описана технология приготовления черного щебня, приведены требования к получаемому материалу.
Рассмотрены вопросы технического контроля за качеством произв детва работ, а также правила техники безопасности.
Настоящие 'Методические рекомендации' составлены на основе результатов лабораторных исследований и обобщения опыта применения черного щебня на битумных эмульсиях в развитие положений 'Технических указаний по приготовлению и применению дорож н ы х эмульсий' ВСН 115-75. абл.2, рис.1
оюздорнии, 1980.
УДК 625.063.004.14
П ре днело вне
Использование черного щебня на основе битумн ы х эмульсий позволит не только расширить ассортиме нт материалов для устройства и ремонта порожной одеж -ды, но и значительно снизить расход битума.
В 'Методических рекомендациях по приготовлению черного щебня на битумных эмульсиях', составлен н ых в развитие 'Технических указаний по приготовлению и применению дорожных эмульсий' ВСН 115-75 на основе проведенных исследований н обобщения опыта при -менения битумных эмульсий в дорожном строительстве Средней Азии, приведены основные требования к материалам для приготовления черного щебня на битумных эмульсиях.
Рассмотрены вопросы технологии приготовления,применения черного щебня н контроля за качеством работ.
Настоящие 'Методические рекомендации' составила канд.техн.наук Л.Ф.Ступакова.
Все замечания и пожелания просьба направлять по адресу: 143800, Московская обл., Балашиха—в, Союз — дорнии или 700041, Ташкент—41. ул«Акад.Мороэова., 48, Среднеазиатский филиал Союздорнин.
3
1.1. Черный щебень приготавливают путем смете -ния в холодном состоянии щебня н битумной эмульсии.
1.2. Черный щебень на битумных эмульсиях приме -няют в условиях Средней Азии для устройства покры -тий и оснований на дорогах П-У категорий. Использование такого щебня позволяет значительно упростить технологию производства работ, продлить строитель -ньгй сезон, сократить расход битума на 10-20%, повысить производительность смесительных установок.
1.3. Конструкции дорожной одежды и толщины ее слоев определяются проектом. На рисунке привело в ы
0)
б) го
llllllltIHIIIIIIIIIIIIilll I
Схемы конструкций дорожных одежд для дорог категорий: П(а); Ц1(бУ; 1У(в): У(г), устраиваемых с применением черного щебня на битумных эмульсиях: 1-двухслойное асфальтобетонное покрытие; 2-двухслойное покрытие из эмульсионно-минеральной смеси; 3-покрытие из плотной эмульсионно-минеральной смеси с поверхностной обработкой; 4-основание из черного, щебня; 5-покрытие из черного щебня с поверхностной обработкой
4
схемы конструкций дорожных одежд, устраиваемых с применением черного щебня на битумной эмульсии.
1.4. Дорожную одежду устраивают из черного раз -норазмерного щебня. Содержание щебня фракции 15(10)-40 мм должно быть не менее 70%, фракции 5(10)-15мм-ае менее 30%.
1.5. Расчетные модули упругости слоя черного щебня составляют 500-600 МПа (5000-8000 кгс/см^).
1.6. Щебень, обработанный битумной эмульсией,можно использовать непосредственно после приготовления или укладывать в штабель и затем использовать по мере необходимости.
2. Материалы и требовании к ним
2.1. Для обработки щебня используют анионные и катионные средне- и медленнораспадающиеся битум н ы е эмульсии с содержанием битума 45-55% марок БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130 и БНД 130/200 (ГОСТ 22245-76 'Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия').
2.2. Для приготовления битумных эмульсий в качестве эмульгаторов используют госснполовую смолу,жировой гудрон н жировую массу. Расход эмульгато ров составляет 1-1,2%; щелочи 0,5-0,3% массы воды.
2.3. Приготавливают битумные эмульсии и определяют их свойства согласно 'Техническим указаниям п о приготовлению и применению дорожных эмульсий' ВСН 115-75 и ГОСТ 18659-73 'Эмульсии дорожные битумные'.
2.4. Для обработки щебня, предназначенного для укладки непосредственно после приготовления, используют эмульсии, содержащие битум марок БНД 40/60 или БНД 80/90.
2.5. Для обработки щебня, заготавливаемого впрок, применяют эмульсии, приготовленные на битумах пониженной вязкости (с глубиной проникания иглы 90-130 в 130-200).
2.8. Эмульсии, используемые для обработки щебня, должны выдерживать испытание на водоустойчивое т ь пленки. Нели эмульсии не выдерживают испытания, в щебень необходимо вводить 0,5-1% золы уноса сухого улавливания или цементной пыли.
2.7. Для обработки эмульсиями используют щебень из изверженных пород марки по прочности не ни ж е 800, щебень из осадочных и метаморфических пород марки по прочности не ниже 600 и щебень из гравия марки по прочности не ниже Др12.Эти материалы должны отвечать требованиям действующих ГОСТ 8267- 75 'Щебень из естественного камня для строительных работ' и 10260-74 'Щебень из гравия для строительных работ'. Количество пылевидных, илистых и глинист ы х частиц в щебне не должно превышать 2% массы.
2.8. Черный щебень приготавливают преимущественно в смесительных установках принудительного дейст -вня, обеспечивающих дозирование всех компонен т о в • Точность дозирования материалов (по массе) должна быть: битумной эмульсии *1-1,5%, щебня ±3%.
2.9. Поступающие в смеситель отдозироваяные ще -бень и битумная эмульсия перемешиваются. Чтобы избежать вытекания из смесительного отделения битум -ной эмульсии, ее начинают подавать тогда, когда часть щебня уже поступила в смеситель. Ориентировочное вре*-мя перемешивания 30-40 с.
2.10. Нормы расхода битумной эмульсии при приготовлении черного щебня различной крупности назначают по таблЛ. Эти нормы рассчитывают по формуле
6
где Б0 количество битума;
К - рабочая концентрация эмульсии.
Таблица 1 |
Размер щебня, мм |
Расход битумной эмульсии (в пересчете на битум), % массы щебня |
20-40 |
1.0-1.1 |
15-26 |
1,0-1.2 |
10-15 |
1,0-1.2 |
5-15 |
1,1-1,3 |
5-10 |
1,2-1.5 |
5-40 |
1.3-1.5 |
|
2.И. Качество перемешивания щебня с битумной эмульсией определяют визуально: смесь должна быть од нородной, битумная эмульсия должна равномерно рас -пре делиться по поверхности щебенок и не стекать с об-работанного материала.
2* 12. Готовый черный щебень выгружают из смесж -теля в автомобили-самосвалы и транспортируют на стро ительный объект или к месту складирования. Щебень различных фракций складируют раздельно на открытых спланированных и асфальтированных площадках с обес -печенным водоотводом.
2.13, Черный щебень можно хранить в штабеле 4 -5 мес. Со временем на поверхности образуется тонкая корка плотного материала, которая не препятствует раз* работке штабеля.
Для разработки штабеля используют экскаваторы ила погрузчики; транспортируют щебень к месту работы автомобилями-самосвалами .
2.14. Черный щебень из штабеля укладывают в конструктивный слой при температуре воздуха не ниже б-10°С; свежеприготовленный щебень, обработанный анионной битумной эмульсией,- при температуре воздух а не ниже 10°С, обработанный катионной биттмной эмульсией, - при температуре воздуха не ниже б°С.
2.15. Нормы расхода черного щебня различных фра», оий при устройстве покрытия приведены в табл.2.
Таблица 2 |
Плотность ка- |
Расход черного щебня, |
кг/м2, при |
ценного материала, г/см3 |
толщине слоя |
покрытия |
СМ |
5 |
6 |
7 |
2,5 |
62-66 |
74-78 |
87-82 |
26-28 |
32-34 |
37-40 |
2.7 |
66-70 |
78-84 |
82-88 |
|
28-30 |
34-36 |
40-42 |
2,8 |
70-74
30-32 |
84-88
36-38 |
88-103
42-44 |
3,1 |
75-78 |
90-85 |
106-110 |
32-34 |
38-41 |
45-48 |
|
Примечание. Расход щебня фракция 15(10)—40мм приведен над чертой, фракции 5 (10)-15мм - под чертой.
2.16. Черный щебень на битумной эмульсии распределяют асфальтоукладчиком или автогрейдером слоем, толщина которого на 25-30% более проектной.
2.17. Уплотняют черный щебень 4—6 проходами среднего или тяжелого катка по одному следу.
2.18. На основание из черного щебня покрытие можно укладывать в весенний и осенний периоды через 8 -10 дней, в летний период - через 3-4 дня после уст -ройства основания.
2.18. При стадийном строительстве слои из черного щебня могут временно служить в качестве покрытия при условии устройства на них поверхностной обработки.
2.20. Сразу после уплотнения черного щебня можно открывать движение автомобилей, но с регулиров кой его но ширине покрытия и с ограничением скорости (30-40 км/ч). Запрещается длительная стоянка тяжелых ав-
8
том обиде й на свежеуплотненном конструктивном сдое из черного щебня, обработанного битумной эмульсией*
3. Технический контроль за качеством работ
3.1. При устройстве дорожной одежды из черн ого щебня на битумной эмульсии контролируют:
эмульсии;
технологию приготовления черного щебня с и сдоя ь — зованием битумной эмульсии;
качество работ при устройстве дорожных одежд.
3.2. При приготовлении черного щебня на битумной эмульсии контролируют качество исходных каменных материалов по ГОСТ 8267-76 и ГОСТ 10260-74; качество битумов - по ГОСТ 22246-76; качество повврхносг — но—активных веществ и битумной эмульсин — по
ВСН 115-75 и ГОСТ 18858-73.
качество исходных казенных материалов и битумной
3.3. В процессе приготовления черного щебня проверяют:
точность дозирования щебня и битумной эмульсин (1-2 раза в смену);
качество перемешивания материалов (визуально);
качество черного щебня (из каждых 200г его массы)»
3.4. Качество черного щебня характеризуется его
верно»ым составом, содержанием битума в битум ной эмульсии, применяемой для обработки щебня; сов аж екнем битума с поверхностью щебня* показателем —
ваемоетж.
3.5. Прк устройстве конструктивных сдоев д4 одежды из черного щебня на битумной эмул: магически проверяют:
учетом коэффициента уплотнения;
Заданную толщину уложенного сдоя черного щебня с
9