ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (СОЮЗДОРНИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НОРМИРОВАНИЮ И КОНТРОЛЮ ПРОЧНОСТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОРОЖНОГО БЕТОНА
Москва 1979
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (СОЮЗДОРНИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НОРМИРОВАНИЮ И КОНТРОЛЮ ПРОЧНОСТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОРОЖНОГО БЕТОНА
Одобрены Минавтодором КаэССР
Москва 1979
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НОРМИРОВА-НИЮ И КОНТРОЛЮ ПРОЧНОСТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕ Й ДОРОЖНОГО БЕТОНА. Союздорнни. М., 1979.
На основе анализа отечественной и зарубежной пра» тики строительства цементобетонных покрытий разра -ботаны рекомендации по нормированию и контролю прочности бетона на растяжение при изгибе и при сжатии при проектировании, подборе состава бетона, строительстве и приемке покрытий в эксплуатацию. Реко -мендуется в некоторых случаях проводить сокращен -ный объем испытаний бетона на сжатие при нал и чин надежных переходных коэффициентов от одного прочностного показателя бетона к другому.
(S) Союздорнии, 1979г.
Предисловие
"Методические рекомендации по нормированию я контролю прочностных показателей дорожного бетона г разработаны на основе результатов и селе кований Со -юздорннн по нормированию и контролю прочности дорожного бетона.
В "Методических рекомендациях" приведены прочностные показатели, которые должны нормироваться при проектировании и контролироваться в процессе строительства, приемки и эксплуатации покрытий. Показана также возможность более оперативного и ме -нее трудоемкого контроля прочности бетона при сжатии и на растяжение при изгибе на конкретном объекте при помощи предварительно установленных переходных коэффициентов от одного прочностного показателя к другому.
Применение такого метода испытаний позволит снизить общую трудоемкость всех механических испыта -ний образцов в 2,8 раза и даст экономический эффект за строительный сезон на один объект 2Т8 руб.
"Методические рекомендации" предназначены для инженерно-технических работников проектных, строительных и эксплуатационных дорожных организаций.
Настоящие "Методические рекомендации" развдбот* ны канд.техн.наук А.М.Шейниным и инж.Д.М.Кузнедо -вым.
В целях накопления опыта Применения рекомендуемого метода контроля прочности на объектах строи -тельства Союздорнни просит сообщать данные испытаний с использованием переходных коэффициентов.
Замечания и предложения по данной работе просьба направлять по адресу: 143900 Балашиха-6 Московской обл., Союздорнни.
3
Общие изложения
1. Настоящие 'Методические рекомендации' предназначены для нормирования прочностных показателей дорожного бетона при проектировании цементобетонных покрытий автомобильных дорог и для контроля их в процессе строительства и приемки готовых покрытий в эксплуатацию.
2. Основными прочностными показателями дорожного бетона, нормируемыми при проектировании цементобетонных покрытий, являются:
для неармнрованных покрытий - предел прочно с т и на растяжение при изгибе ;
для армированных покрытий (железобетонных, армо-бетонных, предварительно-напряженных) - пределы прочности на растяжение при изгибе Rри и при ежа -тии Re** (или призменная прочность ).
3. Для определения сметной стоимости цементобе -
тонных покрытий на стадии проектирования за основу принимают нормативную прочность (или марку) бетона при сжатии в соответствии с действую щ и м
'Денником № 1 средних районных сметных цен на ма -териалы, изделия и конструкции. Часть 1У. Мести ые материалы' (М., Стройиздат, 1969). н
4. Прочность бетона при сжатии Rc^h являе т с я косвенной характеристикой износостойкости поверхно -сти любых цементобетонных покрытий и прочности кромок швов, а также дополнительной прочностной характеристикой для покрытий без швов расширения.
5. Состав дорожного бетона рекомендуется подбирать перед началом строительства, исходя из задан -ной нормативной прочности (или марки) бетона на растяжение при изгибе Rpu , в соответствии с 'Методическими рекомендациями по подбору состава дорожного бетона*” ("Союздорнии. М., 1973) и 'Методическими рекомендациями по конструкции и технологии строительства дорожных одежд с цементобетонным покры -4
тнем, устраиваемых высокопроизводительным комплектом машин со скользящими формами' (Союздорнжн.М 1976). При подборе состава дорожного бетона следует устанавливать соотношения между прочностью бетона при сжатии , на растяжение при изгибе Кри и
на растяжение при раскалывании т.е. определять коэффициенты Л!, - ц* и Нг - для последу
ющего контроля прочности Rpt/ и Ясзк в пропе с с е строительства и при приемке готового покрытия в эко-плуатацию (например, по данным испытания кернов,выбуренных из покрытия, на раскалывание).
6. При подборе состава дорожного бетона, если в
дальнейшем предполагается использовать неразрушающие ультразвуковые импульсные методы контроля прочности, необходимо установить градуировочную зависимость между скоростью прохождения ультразвука и прочностью бетона на растяжение при изгибе и при сжатии в соответствии с ГОСТ 17624-78 * Бетоны.
Ультразвуковой метод определения прочности'.
Назначение нормативных прочностных показателей дорожного бетона при проектировании цементобетонных покрытий
7. Расчет и конструирование цементобетонных покрытий следует производить в соответствии с 'Мето -дическими рекомендациями по конструированию и рас — чету цементобетонных покрытий на основаниях различных типов' (Союздорнии. А*.., 1972).
8. При проектировании армированных цементобетонных покрытий (железобетонных, армобетонных, предварительно-напряженных) назначают в качестве нормативных прочностч ных показателей или марок пределы прочности бетона на растпжение при изгибе Ар0 и при сжатии RCM€ •
9. При проектировании не армированных цементобетон -ных покрытий можно назначать в качестве основного нормативного прочностного показателя (или марки) только предел прочности бетона на растяжение при изгибе R ри •
5
При этом необходимо установить минимальную нормативную прочность бетона при сжатии, исходя из ус--ловив износостовкости поверхности покрытия, прочно -сти кромок швов, а также величины сжимаюших нап -ряжений в покрытиях без швов расширения. Для пог. -рытйЙ без швов расширения минимальная прочность бетона при сжатии должна определяться расчетом. Для остальных покрытий ориентировочно (по опыту их экс4 плуатадии) эта величина составляет не менее 300кгс/см^
10. Для определения сметной стоимости цементобетонного покрытия любого типа в проекте устанавливают нормативную (или марочную) прочность бетона при сжатии . Если в проекте не назначается нормативная прочность бетона при сжатии, рекомендуется разработат ь дополнительно отпускные цены на дорожный бетон в зависимости от марки бетона на растяжение при изгибе.
11. Нормативные модули упругости бетона, необходимые для расчета напряжений в цементобетонных покрытиях, в зависимости от нормативных (марочных ) прочностей бетона на растяжение при изгибе рекомен -1 дуется назначать в соответствии с 'Методическими рекомендациями по конструированию и расчету цементо-бетонных покрытий на основаниях различных типов'.
Контроль нормативных прочностных показателей дорожного бетона в процессе строительства цементобетонных покрытий
12. При строительстве армированных цементобетонных покрытий (железобетонных, армобетонных, предварительно-напряженных) необходимо контролировать жор мкруемые прочностные показатели - марки бетона на растяжение при изгибе При н при сжатии в объемах, указанных в действующих нормативных документах.
13. При строительстве неармированных пемеитобе -тонных покрытий следует контролировать марку бетона на растяжение при изгибе RpU в объеме, указанном в действующих нормативных документах.
в
Контроль нормативной прочности бетона при тин ^сяк допускается производить в уменьшенном по сравнению с указанным в действующих нормативных до» кументах объеме, но не менее чем на 20 сериях об -раапов за строительный сезон и не менее чем на одной серии за рабочую неделю. Количество образпов в серии должно быть ве менее трех. На сжатие следует
испытывать половинки балок, полученные после нспы -тания последних на изгиб.
14. Текущий контроль нормативно^ прочности бетона при сжатии рекомендуется также вести, исходя из предварительно установленного для данного конкретного объекта соотношения Rpu , по следующей схеме.
При подборе состава дорожного бе*она для конкретных материалов устанавливают коэффициент К1 * , который
используют при контроле КсШ в процессе строительства:
R СЖ "■ К1 * * Р*/ > где R рш~ средняя прочность бетона на растяжение при изгибе, определяемая при текущем контроле за определенный (например, недельный) период.
Коэффициент К, периодически, но не менее одного раза в неделю, проверяется с использованием прямых нспыта -ний при текущем контроле образцов, изготовленных и хранившихся на бетонном заводе (или в лаборатории) в стандартных температурно-влажностных условиях по ГОСТ 10180-78.
При изменении вида, качества и соотношения м е жД у компонентами бетонной смеси (цемент, песок, щебень, добавки ПАВ) коэффициент к, следует устанавливать вновь.
Контроль нормативных прочностных показателей дорожного бетона при приёмке готового покрытии в эксплуатацию
15. Прн приемке готового покрытия в эксплуатацию соответствие фактической прочности бетона на растя -женяе при изгибе в покрытии нормативной устанавяи -веется по данным текущего контроля прочности бетони в процессе строительства.
16. При необходимости ориентировочные значе н и я прочности бетона в готовом покрытии на растя же н и е при изгибе Rpu н при сжатии ЯСМ6 могут быть он ределены по следующим формулам:
Rpu = К2 *рР у *с ж ~ Kt **1 *
где Rpp - предел прочности бетона в покрытии на растяжение при раскалывании, определяемый по результатам испытаний кернов, выбуренных из покрытия.
Значения коэффициентов Xf и Ki при подборе со* става бетона рекомендуется устанавливать в соответ -ствии с указаниями действующего стандарта на методы определения прочности бетона.
Ориентировочные значения коэффициентов и Нг для дорожных бетонов на основе смесей повышен ной удобообрабатываемости с использованием гранит но го щебня, кварцевого песка и комплексных добавок ПАВ по ГОСТ 8424-72 "Бетон дорожный' рекомендуется принимать следующими: К, ш 7,0 для бетонов марок
по прочности на растяжение при изгибе 45-55 и при сжатии 300-400, К, « 6,0 для бетонов соответст — венно марок 35-40 и 200-250; Кг * 1,7+>1,9 для бетонов всех марок.
17. Ориентировочные значения прочности бетона в готовом покрытии на растяжение при изгибе Rptt и при сжатии ХСж могут быть также определены с применением неразрушающих ультразвуковых импульсных методов в соответствии с ГОСТ 17624-78.
Содержание
Стр.
Предисловие ................... 3
Общие положения................ 4
Назначение нормативных прочностных показателей дорожного бетона при проектировании це -ментобетонных покрытий.............. 5
Контроль нормативных прочностных показателей дорожного бетона в процессе строительства цементобетонных покрытий............. 6
Контроль нормативных прочностных показателей дорожного бетона при приемке готового по -крытия в эксплуатацию............... 7
Ответственный за выпуск инж. И£.Тарасенко
Редактор Л.В.К рылова
Технический редактор А.В.Евстигнеева
Корректор Т.М.Бирюшова
Подписано к печати 26/У1 1979г. Формат 60x84/16 Л 61644
Заказ 111-9 Тираж 850 0,5 уч.-изд.л. Цена 10 коп.
0,5 печ.л.
Участок оперативной полиграфии Союздорнии
143900 Московская обл., Балашиха-6, ш.Энтузиастов,79