Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

20 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Приведены сведения о путях снижения энергозатрат при технологическом процессе приготовления асфальтобетонных и других черных смесей в установках на АБЗ. Рассмотрены организационные, конструктивные и технологические мероприятия по снижению энергозатрат. Даны краткие сведения об ожидаемом технико-экономическом эффекте.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1. Общие положения

2. Оценка стабильности температурного режима приготовления асфальтобетонных смесей на АБЗ

3. Снижение энергоемкости при подготовке (нагреве) битума

4. Снижение энергоемкости при сушке и нагреве минеральных материалов

5. Снижение энергоемкости приготовления асфальтобетонных смесей

6. Технико-экономическая эффективность при снижении энергоемкости приготовления асфальтобетонных смесей

Приложение 1. Ведомость температурного режима приготовления асфальтобетонной смеси (форма)

Приложение 2. Оценка изменения основных эксплуатационных характеристик битума в процессе приготовления асфальтобетонной смеси

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20

СОЮЗДОРНИИ


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СНИЖЕНИЮ ЭНЕРГОЕМКОСТИ ПРИГОТОВЛЕНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ

Утверждены эам.директора Союздорнии канд.техн.наук В .М. Юмашевым

Одобрены Главдорстроем (письмо N? 5603/132 от 06.03.84)

Москва 1984

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

союадорнии

МЕТОДИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СНИЖЕНИЮ ЭНЕРГОЕМКОСТИ ПРИГОТОВЛЕНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ

Москва 1984

3.6.    Необходимо строго соблюдать температурный режим наЬрева битума (см.п.3.4), так как перегрев битума, наряду с повышением энергозатрат, резко интенсифициру -ет его старение, что приводит к повышению хрупкости битума Iследовательно, снижению треишностойкости асфальтобетона) и уменьшению пластичности битума ( ухудшению технологических свойств асфальтобетонной смеси); недо -статочный нагрев битума может привести к образова н и ю недостаточно прочной и водостойкой связи между битумом и минеральным материалом, а следовательно, к снижению водо— и морозостойкости асфальтобетона. Следует учиты -вать, что характеристикой, позволяющей выявить указан -ные нарушения температурного режима нагрева битума, является коэффициент длительной водостойкости смеси , определяемый по ГОСТ 9128-84.

3.7.    Чтобы снизить энергоемкость процесса приготов -ления асфальтобетонной смеси, сэкономить топливо и по -высить качество асфальтобетона, следует вводить в битум ПАВ. При этом температуру нагрева битума можно уменьшить на 2(ЯС.

Введение ПАВ в битум должно осуществляться в соответствии с "Руководством по строительству до рож н ы х асфальтобетонных покрытий" (М.:Транспорт, 1978), "Методическими рекомендациями по применению катионного поверхностно-активного вещества БП-3 при устройстве асфальтобетонных покрытий" (Союздорнии. М.,1977),"Мето -дическими рекомендациями по применению катио иного ПАВ - коллектора АНП-2 при строительстве асфальтобе -тонных покрытий" (Союздорнии. М., 1981).

3.8.    Степень изменения основных эксплуатационных характеристик битума в тонких пленках и показателя его сцепления с поверхностью минеральных материалов в процессе приготовления асфальтобетонной смеси можно оце -нивать уравнениями, приведенными в прил.2 настоящих "Методических рекомендаций".

10

4* Снижение энергоемкости при сушке и нагреве минеральных материалов

4.1.    Следует иметь в виду, что стабильность температурного режима может быть нарушена вследствие перебоев в работе отдельных звеньев (подачи материала, топлива и др.), несовершенства контролирующих температуру приспособлений, а также вследствие недоброкачественной работы обслуживающих смеситель членов бригады,

4.2.    С целью уменьшить вероятность повреждения контролирующих температуру приспособлений (термопар) и снизить влияние на них инерционного фактора в блоке отводящего от сушильного барабана лотка нужно устанавливать специальный рассекатель с износостойкой наплавкой , предохраняющий узел замера от повреждения движущим с я горячим минеральным материалом. Примерная схема ус -тановки рассекателя приведена на рисунке.

Схема установки рассекателя: 1-рассе кате ль; 2-спай термопары: 3-керамическая изоляция; 4-броня лотка;

5- теплоизоляция; 6- ко ж у х лотка; 7-кожух термопары; 8-асбестовая набивка;9-гай-ка; 10-зажимный штуцер

11

При установке рассекателя термопары (термосопротивления) реагируют на изменение теплового излучения дви -жушегося потока минеральных материалов с высокой точностью, что позволяет машинисту сушильного бара б а н а иметь достоверную и точную информацию о температуре минерального материала, оперативно вмешиваться и поддерживать оптимальный температурный режим его сушки и нагрева.

4.3.    Чтобы уменьшить эффект инерционности при фиксации температуры, стальные чехлы термопар или термо-сопротивлений следует частично удалять, оголяя рабочий спай термопары или катушку термосопротивления.

4.4.    Температура высушенного и нагретого каменного материала, подаваемого в мешалку, в зависимости от запроектированного состава асфальтобетона должна быть 165-185°С, а при использовании ПАВ - 145-165°С.

4.5.    Следует учитывать, что существует взаимосвязь между такими параметрами, как вид нагреваемого мате -риала, его начальная температура, влажность, скоро с т ь подачи в сушильный барабан, а также скорость пода ч и топлива. Наибольшую стабильность температурного режи -ма приготовления асфальтобетонных смесей можно получить при автоматическом регулировании указанных взаи -мосвязных операций. Схему автоматического или полуав -томатического регулирования в каждом отдельном случае нужно выбирать, исходя из условий и возможностей асфальтобетонного завода.

4.6.    Необходимо иметь в виду, что энергоемкость сушки и нагрева минеральных материалов в сушильном барабане во многом предопределяется количеством используемого воздуха. Наиболее эффективное использование тепла и низкая энергоемкость нагрева и сушки материалов обеспечиваются в том случае, когда количество воздуха в сушильном барабане в 1,3 раза превышает расчетное (теоретическое) количество воздуха, необходимое для полного сгорания топлива.

12

4.7.    Энергоемкость сушки и нагрева минеральных материалов существенно зависит от конструкции сушильного барабана. На АБЗ производительностью 25-30 т/ч рекомендуется использовать барабаны типа ДС-24Б, на АБЗ производительностью 100т/ч - барабаны, устанавливаемые на асфальтосмесительных установках Д-645 2Г.

С учетом этого для снижения энергоемкости сушки и нагрева минеральных материалов на действующих АБЗ следует проводить реконструкцию и модернизацию сушильных барабанов.

4.8.    С целью уменьшить энергоемкость процесса суш -ки и нагрева минеральных материалов, а также приготовления асфальтобетонных смесей нужно стремиться к снижению влажности исходных материалов. Установлено, что снижение влажности исходных минеральных материалов на 1 % позволяет сократить расход топлива примерно на 10%.

Следует защищать минеральные материалы от дополнительного увлажнения.

4.9.    При решении задач эффективного использования топливно-энергетических ресурсов при приготовлении асфальтобетонных смесей следует руководствоваться 'Методическими рекомендациями по нормированию расхода топлива для приготовления асфальтобетонной смеси' Юоюздор-НИИ. М., 1982).

5. Снижение энергоемкости приготовлении асфальтобетонных смесей

5.1.    Нужно учитывать, что энергоемкость приготовления асфальтобетонных смесей значительно снижается при использовании ПАВ и активированных минеральных порошков в соответствии с рекомендациями, изложенными в 'Руководстве по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий'.

5.2.    Необходимо иметь в виду, что снижение энергоемкости достигается при непрерывности технологичес к ого

13

процесса приготовления асфальтобетонных смесей, ибо вы-нуждешгые остановки смесителя с последующим запуском обусловливают форсированный режим подачи топлива в су— шильный барабан и, как следствие, его перерасход.

5.3.    Во избежание вынужденных остановок смесителя из-за отсутствия транспорта в технологический цикл не -обходимо включить накопительный бункер, который обеспечит бесперебойный равномерный режим работы смесителя и экономный расход топлива.

5.4.    Энергоемкость процесса приготовления асфальто -бетонных смесей можно снизить, уменьшив время перемешивания асфальтобетонной смеси, однако при этом недо -пустимо снижение качества готовой асфальтобетонной смеси.

5.5.    Следует иметь в виду, что время перемешивай и я составляющих асфальтобетон компонентов меняется в зависимости от технологической очередности их подачи в смеситель. Это особенно характерно для асфальтобетон -ных смесей, содержащих щебня 40% и более.

Рекомендуется такая последовательность подачи компонентов в смеситель: щебень-битум-песок-мннеральный порошок, что позволяет не только снизить время перемешивания на 15-20%, но и повысить однородность асфальтобетонной смеси, вследствие чего улучшаются структурно-механические свойства асфальтобетона.

Вышеуказанная последовательность обеспечивает равномерное распределение мелких фракций и их внедрение в битум, обволакивающий крупные частицы. В этом случае каждая крупная частица несет на себе растворную часть, которая ее полностью покрывает.

5.6.    Следует учитывать, что эффективность предложенного способа снижения энергоемкости приготовления ас -фальтобетонной смеси растет с увеличением количества в ней щебня. Наилучшие результаты достигаются при приготовлении высокощебенистых смесей типов А и Б, характеризующихся относительно малым содержанием минераль-

кого пррошка. При этом достигается значительное снижение потерь дисперсной части смеси, так как исключается сухое перемешивание.

6. Техники- экономическая эффективность при снижении энергоемкости приготовления асфальтобетонных смесей

При технико-экономическом обосновании следует учи -тывать, что осуществление предлагаемых мероприятий на АБЗ позволит снизить расход условного топлива в сред -нем на 5 %, повысить коэффициент использования АБЗ благодаря сокращению времени перемешивания и обеспечению бесперебойного стабильного режима работы при включении в технологический цикл накопительного бункера; произво -дителъностъ завода при этом должна возрасти примерно на 12 %.

Себестоимость приготовления смеси снизится в среднем на 6%. Снижение расхода условного топлива при применении добавок ПАВ в битум составит в среднем 0,9 т на 1 км покрытия.

Расчетный экономический эффект от осуществле н и я предусмотренных настоящими 'Методическими рекомендациями' мероприятий по снижению энергоемкости технологического процесса приготовления асфальтобетонных смесей при устройстве 1 км верхнего слоя покрытия в зави -симости от района строительства составит около 500 руб.

15

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ ЭНЕРГОЕМКОСТИ ПРИГОТОВЛЕНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ. Союэдорнии.М., 1984.

Приведены сведения о путях снижения энергозатрат при технологическом процессе приготовления асфальтобе -тонных и других черных смесей в установках на АБЗ. Рассмотрены организационные, конструктивные и технологи -ческие мероприятия по снижению энергозатрат. Даны краткие сведения об ожидаемом технико-экономическом эффекте.

Рис.1, табл.1.

(С) Государственный всесоюзный дорожный научно-исследовательский институт, 1984

Предисловие

Снижение энергоемкости технологического процесса приготовления асфальтобетонных смесей с сохранением их высокого качества является весьма актуальной народнохозяйственной задачей.

'Методические рекомендации по снижению энергоемкости приготовления асфальтобетонных смесей' составлены на основании проведенных в Союздорнии научных исследований и опытно-экспериментальных работ, выполненных в условиях АБЗ.

С целью определить оптимальный температурный режим приготовления асфальтобетонных смесей были изучены основные. закономерности изменения свойств асфалътобето -нов различных типов в зависимости от температуры приготовления смесей и установлен температурный диапазон, при котором обеспечивается наиболее высокое каче с т в о этого материала.

Настоящие 'Методические рекомендации' предусматрн -вают комплекс организационных, конструктивных и техно -логических мероприятий, обеспечивающих снижение энергоемкости технологи юского процесса приготовления ас -фальтобетонных смесей с сохранением их высокого качества.

При составлении 'Методических рекомендаций' использованы также результаты работ в данной области    Груз -

госоргдорнии Минавтодора ГССР (инж. В.СХаврин), АБЗ ПО 'Промотделкомплект' Главкиевгорстроя и ЗЖБИ Киев-гордорстроя (инженеры Т.С.Богуславская, Я.ИЛарук!.

'Методические рекомендации' составили кандидаты технических наук Д.ИХ егелия (разд.1,2,4,5), Л .MX ох м а н (разд.1,3), Б.Н.Соловьев (разд.4) я инж. Н.В-Амосова (разд.1,3).

3

Все замечания и предложения по данной работе просьба направлять по адресу: 143900, Московская обл., г.Ва-лашиха-6, Союздорнии.

I. Общие положения

1.1.    Настоящие "Методические рекомендации" предназначены для использования при приготовлении асфальтобе -тонных смесей различных типов и марок, предусмотрен -ных ГОСТ 9128-84, а также других видов черных смесей , приготавливаемых в асфальтосмесительных установках на А133.

1.2.    Следует учитывать, что температурный режим приготовления асфальтобетонных смесей - один из основны х технологических факторов, во многом предопределяю ши й свойства асфальтобетонов. Оптимальный температур н ы й диапазон приготовления горячих асфальтобетонных смесей 140-160^, с применением ПАВ - 120-140°С.

1.3.    Необходимо знать, что повышение температ у р ы приготовления смесей приводит к значительному старению смеси, существенному понижению деформативной способ -ности и трещиностойкости асфальтобетона. Понижение температуры обусловливает снижение водо- и морозостойкости асфальтобетона и сокращение сроков службы покрытия.

Снижать энергоемкость технологического процесса приготовления асфальтобетонных смесей путем понижения температуры недопустимо.

1.4.    Энергоемкость приготовления асфальтобето иных смесей можно снижать, изыскивая резервы, заложенные в технологическом процессе и асфалътосмесителъных установках.

1.5.    Следует добиваться обволакивания 95% поверхности зерен минерального материала битумом с обеспечени -ем достаточно прочной и водостойкой связи между ними ; это достигается при оптимальном температурном режиме приготовления асфальтобетонных смесей.

1.6.    Необходимо иметь в виду, что время достижения и полнота обволакивания поверхности зерен минерального материала битумом, прочность их сцепления обусловлены

5

природой поверхности минерального материала, качеством компонентов битума, структурой, временем и темп ера ту -рой перемешивания его с минеральным материалом. Наиболее чувствительной характеристикой битума, отражающе и качество его компонентов и дисперсную структуру битума, является вязкость*

1.7# Одним из действенных путей снижения энергоем -кости должно быть обеспечение эффективного контроля за стабильностью температурного режима в нормируемом диапазоне температур приготовления асфальтобетон н ы х смесей.

1.8. Необходимо учитывать, что значительное влияние на энергоемкость процесса приготовления асфальтобетон -ных смесей оказывают время перемешивания компонентов смеси и последовательность их введения в смеситель.

2. Опенка стабильности температурною режима

пригогонлеиия асфальтобетонных смесей на МУЛ

2.1.    Для обеспечения стабильности температурного режима приготовления асфальтобетонных смесей следует наладить систематический контроль за температурой на различных стадиях технологического процесса. Температур у минерального материала наиболее рационально контроли -ровать при выходе его из сушильного барабана, а температуру готовой смеси - при выходе из мешалки.

2.2.    Температуру битума нужно контролировать в битумных котлах и дозировочном бачке перед подачей его в смеситель. При этом необходимо установить корреляцию между температурами в котлах и бачке, выяснить соотношение, при котором соблюдается заданная температура смеси при выпуске ее из смесителя и обеспечивается наибольшая стабильность температурного режима.

2.3.    Оценивать стабильность температурного режи ма следует с помощью коэффициента вариации. С этой целью

6

в каждую смену нужно составлять ведомость, в которую заносят температуру готовой асфальтобетонной смеси Т , количество замеров П , максимальную Тмах и минимальную 7М1П температуры в смену, среднюю температуру7^, , температурный размах Тмаж -    отклонение    среди    е    й

температуры от стандартной Тср -    ,    отклонение    мак

симальной TMQt - и минимальной температур — Тех в смену от стандартной (прил.1 настоящих 'Методических рекомендаций').

2.4.    Для каждого смесителя должен быть определен характерный для него минимальный коэффициент вариации. При установлении этого показателя нужно соблюдать и поэтапно контролировать весь комплекс мероприятий, предусмотренный технологической картой. Установленный таким путем коэффициент вариации является контрольным показателем , к которому следует стремиться при приго -товлении асфальтобетонных смесей.

2.5.    Наибольший эффект снижения энергоемкости технологического процесса приготовления асфальтобетон н ы х смесей достигается в том случае, когда коэффициент вариации в нормируемом диапазоне температуры (140-160°С) не превышает 3,5%.

I/ =

2.6.    Коэффициент вариации V , характеризующий стабильность температурного режима приготовления асфальтобетонных смесей, определяют по зависимости

. 100%, (1)

х

где п - количество замеров за оцениваемый пери о д времени (смену);

X;- отдельные результаты замера температуры го-1 товой асфальтобетонной смеси;

X - среднее арифметическое значение температуры за оцениваемый период Йемену)

П

П


-- (2)

7

2.7.    Ежедневную обработку реоультг*тов наблюл е н к и, вносимых в ведомость температурного режима, следует рассматривать как текущий контроль :ч\ обеспече кием стабильности температурного режима. Сопоставление коэффициентов вариации, определяемых в каждую смену, с установленным ранее минимально возможным (контрольным) коэффициентом вариации одновременно может служить критерием точности соблюдения технологического процесса , предусмотренного нормативными документами и технологической картой.

2.8.    Наряду с коэффициентом вариации, определяем ы м на основе средней температуры Л , следует определять коэффициент вариации относительно стандартной темпера -туры, заменяя Я в выражении U) Хст • При этом за

Хст следует принимать среднее значение температурн ого диапазона, предусмотренного ГОСТ 9128-84 (140-160°С) , т.е. Хст -150°С. Данный показатель наряду со стабильностью температурного режима характеризует также степень точности выдерживания стандартной температуры. Чем ниже коэффициент вариации температурного режима, тем выше стабильность технологического процесса, качест в о конечной продукции и ниже его энергоемкость.

2.9.    Коэффициент вариации, характеризующий стабилъ -ность температурного режима приготовления асфалътобе -тонных смесей, одновременно следует рассматривать как действенный и объективный показатель качества труда изготовителей (бригад) и может использоваться для общей оценки качества труда при комплексной системе управле -ния качеством продукции (КСУКП).

3. Снижение энергоемкости при подготовке (нагреве) битума

3.1. С целью обеспечить минимальные энергозатра т ы следует строго соблюдать следующую технологию доведения битума до рабочей температуры: разогреть на складе

8

до температуры не выше 60°С, обеспечивающей свободный слив битума в приямок к плавающему или подвесному заборному устройству; разогреть в приямке до 80°С и подать в битумоплавильную установку для обезвоживания и доведения до рабочей температуры. Хранить битумы в рабочих котлах при температуре выше 80°С допускается не более 5 ч.

3.2.    Наиболее эффективно снизить энергоемкость процесса нагрева и обезвоживания битума без ухудшения его качества можно с помощью установки послойного разогрева в соответствии с 'Методическими рекомендациями по внедрению наиболее рациональных и безопасных способов разогрева битума на строительных объектах" (Союздорнил М., 1971).

3.3.    С целью значительно снизить энергоемкость подогрева битума на АБЗ следует исключить обводнение битума благодаря использованию биту мохр а нилищ только за -крытого типа.

3.4.    Чтобы получить необходимое обволакивание поверхности зерен минеральных материалов 195% поверхности ) битумом, прочное и водостойкое сцепление битума с минеральными материалами различной природы, требуемое качество асфальтобетона при строгом соблюдении оптималь -ного количества битума в смеси, вязкость битума при подаче в смеситель должна находиться в пределах 0,7-0,3 Па*с. Это соответствует следующим температурным пределам для битумов разных марок: БНД 40/60- 140-150°Ст БНД 60/90 и БНД 90/130 - 130-150°С, БНД 200/300 - ПО-130°С.

3.5.    Чтобы сократить время перемешивания и обеспе -чить хорошее обволакивание минеральных материалов битумом, нужно нагреть его до верхнего предела рекомен -дуемых температур. При этом существенно повысится прочность сцепления битума с минеральными материал а м и (особенно кислых пород), а следовательно, и долговечность асфальтобетона.

9