ф
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАНОРегистрационный ХпЛ
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
Москва
Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
2. Установить, что профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.
Министр
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «Жац*^2015 г.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Педагог-психолог (психолог в сфере образования)
509
Рсгистрационны Й номер
Содержание
I. Общие сведения........................................................................................................................................1
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)............................................................3
III. Характеристика обобщенных трудовых функций..............................................................................5
3.1. Обобщенная трудовая функция «Психолого-педагогическое сопровождение
образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ».................................................................................................................................................5
3.2. Обобщенная трудовая функция «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями
преступления»........................................................................................................................................15
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта................................26
I. Общие сведения
Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса
(наименование вида профессиональной деятельности)
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления
2
Группа занятий: 2320 Пр«
2445
Психологи |
3310 |
Преподавательский персонал 3320 начальною образования |
Персонал дошкольного воспитания и обучения |
3330 |
Преподавательский персонал специального обучения |
- |
(кодОКЗ1) (наименование) (кодОКЗ) Отнесение к видам экономической деятельности: |
(наименование) |
85.11 |
Образование дошкольное |
|
85.12 |
Образование начальное общее |
|
85.13 |
Образование основное общее |
|
85.14 |
Образование среднее общее |
|
|
85.21
85.22 85.30 85.4 |
4 Образование профессиональное среднее Образование высшее Обучение профессиональное Образование дополнительное
(наименование вида экономической деятельности)
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт |
Обобщенные трудовые функции 1 Трудовые функции |
наименование |
уровень
квалификации |
наименование |
““| код |
уровень
(подуровень)
квалификации |
Психоло! о-пслагогичсскос сопровождение образовательного процесса |
7 |
Психолого-пслагогичсскос и методическое сопровождение реализации основных н дополнительных образовательных программ |
АЛ) 1.7 |
7 |
в образовательных организациях общего, профессионального и |
|
Психологическая экспертиза (оценка) комфортносш и безопасности образовательной среды образовательных организаций |
/V02.7 |
7 |
дополнительною
образования. |
|
11сихолотичсскос консультирование субъектов образовательного процесса |
ЛЛ)3.7 |
7 |
сопровождение основных и дополнительных образовательных программ
1
+-■ ■ ■ --------- - ■ |
|
Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации |
АЛМ.7 |
7 |
|
Психологическая диагностика детей и обучающихся Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса __ |
А-05.7
А/06.7 |
7
7 |
Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях) |
ЛЛЭ7.7 |
7 |
Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности 1 в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и |
7 |
Психологическое просвещение субъектов образовательною процесса в области работы по подзержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации |
B-OI.7 |
7 |
Психологическая профилактика нарушений повеления и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в |
В02.7 |
7 |
|
I социальной адаптации, в |
освоении основных обпкобратовательных программ, ратвитин и |
|
|
|
том числе |
социальной адаптации |
|
|
|
несовершеннолетним обучающимся, притканным в случаях и в порядке, которые предусмотрены |
I кихологичсскос консультирование лиц с ограниченными возможностями тдоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных iipoipaMM. рагвитии н социальной адаптации |
В/03.7 |
7 |
|
уголовно-процессуальным таконодатсльством. подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по |
1 Психологическая коррекция поведения и ратвития .тетей и обучающихся с о|раниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных обшеобраюнательных программ, развитии и социальной адаптации |
а«4.7 |
7 |
|
уголовному деду либо являющимся потернсв111ими или свидетелями преступления |
Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями злоровья. обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, прилнаннмх в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подогреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями престу пления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и |
В/05.7 |
7 |
|
______ |
ттравонару ■ пений месовсршснпо лети их |
|
L —— - ттт . J |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ
Код |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
|
----J |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
Г 1 |
|
Код оригинала |
Регистраиионны й номер профессионального стандарта
Возможные Психолог
наименования Педагог-психолог
должностей, профессий Психолог образовательной организации
Требования к профессиональному образованию и обучению |
Высшее образование по профильным направлениям
----------- |
Требования к опыту практической работы |
|
Особые условия допуска к работе |
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации1 |
Другие характеристики |
i - |
Дополнительные характеристики |
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2320 |
Преподаватели в средней школе |
|
2445 |
Психологи |
3310 |
Преподавательский персонал начального образования |
|
3320 |
Персонал дошкольного воспитания и обучения |
|
3330 |
Преподавательский персонал специального обучения |
ЕКС1 |
|
Педагог-психолог, психолог |
ОКПДТР5 |
25484 |
Педагог-психолог |
ОКСО6 |
0303 |
11сихология |
|
050706 |
11едагогика и психология |
|
050716 |
Специальная психология |
|
050717 |
Специальная дошкольная педагогика и психология |
|
6
3.1.1. Трудовая функция |
|
Психолого-педагогическое и методическое |
|
|
Уровень |
|
Наименование |
сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ |
Кол |
А/01.7
J |
(подуровень)
квалификации |
7 ; |
|
Происхождение трудовой функции
Заимствован Оригинал X о из
оригинала |
Код оригинала |
Регистрационный |
|
номер |
|
профессионального |
|
стандарта |
Трудовые действия Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей
Разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ
Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников
Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей Разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами
Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые умения Использовать качественные и количественные методы психологического обследования
Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программ Проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся Владеть ггриемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий
Разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и
7
психофизическими особенностями Необходимые знания Методология психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии
Методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися на всех уровнях общего образования
Теория и методы организации психологического исследования Методы статистического анализа данных психологического исследования Методы верификации результатов исследования Методы интерпретации и представления результатов исследования Методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики
Методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ Профессиональная этика
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Другие
характеристики
3.1.2. Трудовая функция |
|
Психологическая экспертиза (оценка) |
|
Уровень
(подуровень) |
|
Наименование |
комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций |
Код А/02.7
1______ |
7 |
квалификации |
|
Происхождение Оригинал у Заимствовано из
трудовой функции оригинала |
Код Регистрационный номер
оригинала профессионального стандарта
Трудовые Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов
действия и средств образовательной деятельности
Психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды
Консультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся
Оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса
8 |
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
Необходимые
умения |
Владеть приемами работы с педагогами и преподавателями по организации эффективных учебных взаимодействий с обучающимися и обучающихся между собой |
|
Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательной организации
Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося |
|
Участвовать в поиске путей совершенствования образовательного процесса совместно с педагогическим коллективом |
|
Разрабатывать и реализовывать программы психологического сопровождения инновационных процессов в образовательной организации, в том числе программы поддержки объединений обучающихся и ученического самоуправления |
|
Владеть методами психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий |
Необходимые
знания |
История и теория проектирования образовательных систем
Теории и методы педагогической психологии, история и теории организации
образовательного процесса.
Методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге оценки качества результатов и содержания образовательного процесса Процедуры и методы интерпретации и представления результатов психолого-педагогического обследования
Психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том числе комфортности и психологической безопасности образовательной среды Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
Другие
характеристики |
|
|
3.1.3. Трудовая функция |
|
Психологическое консультирование |
|
А/03.7 |
Уровень |
|
Наименование |
субъектов образовательного процесса |
Код |
(подуровень)
квалификации |
7 |
|
Происхождение |
Оригинал |
х |
Заимствовано из |
|
трудовой функции |
|
оригинала |
|
Код Регистрационный номер
оригинала профессионального стандарта
9
Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам
Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам
Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных взаимодействий, обучающихся и их общения в образовательных организациях и в семье
Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности
Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры. самовоспитания,
взаимоотношений со взрослыми и сверстниками Современные теории и методы консультирования
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности
обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития Этические нормы организации и проведения консультативной работы Содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования