Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

21 страница

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В рекомендациях предусматривается возможность реализации предлагаемых мероприятий уже в настоящее время непосредственно силами трестов и управлений строительства, а также намечаются мероприятия, требующие проведения подготовительных работ в течение более длительного периода

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

Общие положения

Организация АБЗ и ПБЗ на объектах дорожного строительства

Стационарные и прирельсовые заводы и базы

Организация притрассовых передвижных предприятий

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (СОЮЗДОРНИИ )

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ АЬЗ И ЦЬЗ

Москва— 1972

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

(СОЮЗДОРНИИ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ АБЗ И ЦБЗ

Одобрены научно-техническим советом Мянтрансстроя СССР

Москва-1972

6. Загруженность предприятий зависит от характеристики объектов строительства. Установлено, что количество обслуживаемых стационарным предприятием объектов строительства с течением времени уменьшается, а дальность возки увеличивается и достигает 100 км для битумоминеральных и 65 км для цементобетонных смесей. При этом резко возрастает стоимость строительства и ухудшается качество смесей. Увеличение дальности возки приводит также к недостатку специализированных автомобилей.

Экономическим расчетом выявлено, что при недогрузке предприятия целесообразно работать с его полной загрузкой на cpoKfнеобходимый для выполнения требуемого объема работ с последующей постановкой оборудова -ния АБЗ или ПБЗ в запас. При недогрузках рационально применять организацию с чередующейся работой соседних предприятий строительного управления.

7.    В тресте "Дондорстрой* Главдорстроя на АБЗ внедрены накопительные бункеры для битумоминеральных смесей, передвижные смесительные установки на базе серийных агрегатов. В тресте 'Севкавдорстрой' приме -няют смесительные установки непрерывного действия собственной конструкции для приготовления битумоминеральных смесей; имеется опыт снабжения АБЗ битумом с помощью битумовозов. Отдельные улучшения проведены и на ЦБЗ.

Установлено, что применение накопительных бункеров для готовой смеси увеличивает стабильность работы АБЗ и повышает его выработку в условиях недостатка автомобилей на объектах. Подсчет показал, что в сред -нем по Главдорстрою повышение загрузки АБЗ при использовании машин ЗИЛ-585 составит 7,5%. Срок окупаемости накопительного бункера около 6 мес. Приме -нение накопительных бункеров позволяет также повы -сить стабильность качества получаемых смесей.

8.    Выбор рационального типа склада зависит от объема и количества фракций хранимых материалов, срока

10

работы на одном месте и применяемых средств механи -зации. В настоящее время наиболее широко используют следующие типы складов: для каменных материалов - конвейерно-веерные, а для цемента и минерального порош -ка — полубункерные и бункерные. Такие склады могут быть экономически выгодными при длительной работе на одном месте, характерной в настоящее время для строительных организаций. Полубункерные и бункерные скла -ды для пылевидных материалов в настоящее время постепенно заменяют более совершенными силосными скла да ми.

Технико-экономическое сравнение различных типов расходных складов каменных материалов (штабельно-траншейный склад с приямками, с применением фрон -тальных погрузчиков, со скреперной установкой), используемых в составе передвижного завода, показало, что, несмотря на высокую стоимость погрузчиков, этот тип склада имеет лучшие технико—экономические пока -затели в сравнении с остальными. По сравнению с традиционным складом траншейного типа склад с приямка -ми имеет лучшие технико-экономические показатели за счет сокращения объема строительно-монтажных работ на его обустройство.

Увеличение объемов и темпов строительства асфальтобетонных и цементобетонных покрытий за счет применения передвижных АБЗ и 11БЗ предопределяет и новый подход к организации прирельсовых базисных складов мобильного типа с ограниченным сроком эксплуатации на одном месте. При этом склады щебня и песка с погрузчиками и инвентарные силосные склады цемента и минерального порошка при их ежегодной передислокации также имеют лучшие технико-экономические показатели в сравнении с типовыми складами, широко распространенными в практике дорожного строительства. Это объяс -няется тем, что склады цемента бункерного типа и конвейерно-веерные склады щебня и песка имеют относительно низкую степень инвентарности (порядка 30% )

11

из-за однократного использования деревянных конструкций и большого объема бросовых работ. Складами такого типа целесообразно пользоваться только при органи -зации стационарных заводов или баз с долгосрочной (не менее 3 лет) работой на одном месте. Однако, учиты -вая необходимость улучшения условий труда, которые достигаются при использовании силосных складов цемента и минерального порошка, рекомендуется силосный тип склада для цемента и минерального порошка и в условиях долгосрочной работы на одном месте.

9. Порошкообразные материалы можно транспортировать механическими и пневматическими методами. При хранении больших объемов материалов на стационарных заводах общая дальность транспортирования может достигать десятков метров. В этих условиях экономически выгодно применение пневматических методов транспор -тированяя.

Существенными недостатками пневматического транспорта, ограничивающими его широкое применение, является большой расход сжатого воздуха и повышенная энергоемкость, связанная с необходимостью применения компрессорных станций» а также быстрый износ питаю -щих и броневых вкладышей корпусов; необходимость установки над емкостями мощных фильтров и др. Меньше недостатков имеют пневматические подъемники цемента (эрлифты), но они пригодны только для вертикального транспортирования.

Способом, исключающим основные недостатки пневмотранспорта цемента и минерального порошка может служить система подачи минерального порошка по трубам, использованная трестом 'Дондорстрой* Главдорстроя . Особенностью транспортирования порошкообразных материалов таким способом ('монжусной' установкой) является повышение концентрации порошка ь аэросмесж и соответственно уменьшение объема потребляемого ежа -того воздуха, упрощение системы выгрузки и конструкции фильтров. Монжусная установка создает ус -

лобия для увеличения производительности трубопровод -ного пневмотранспорта и снижения расхода энергии в 1,5-2 раза. Меньшая скорость движения порошка в этой установке снижает износ труб.

Расчет подтверждает экономическую эффективность монжусной системы пневмотранспорта цемента (мине -рального порошка) на стационарных предприятиях. Силосные банки небольшой емкости и высоты, входящие в состав притрассовых заводов, экономичнее загружать ав -топе ме нто воза ми.

Организация АЬЗ И ЦБЗ на объектах дорожного строительства

10.    При строительстве автомобильных дорог целесообразно применять стационарные АБЗ и ЦБЗ только в условиях, когда дорожно-строительные объекты находятся в пределах радиуса транспортирования смесей, опре -деляемых ВСН 93-71 и ВСН 139-68.

Для условий линейного дорожного строительства на — иболее перспективны передвижные притрассовые АБЗ и ЦБЗ;

11.    Применение передвижных АБЗ и ЦБЗ:

-    гарантирует лучшее качество покрытия при пе -ревозке смесей в обычных автомобилях-самосвалах на небольшие расстояния;

-    снижает потребное количество транспорта для перевозки смесей;

-    обеспечивает более эффективное использование большегрузного автомобильного транспорта в течение всего года;

-    повышает эффективность использования машин и оборудования для устройства покрытий.

12.    При поступлении дорожно-строительных материалов по железной дороге из пунктов, расположенных на значительном расстоянии от района строительства, при-

менение передвижных АБЗ и ЦБЗ не исключает наличия прирельсовых базисных складов для приема, хранения и при необходимости внутрискладской переработки компо -нентов асфальтобетонных или цементобетонных смесей.

13. Целесообразность применения передвижных притрассовых АБЗ и ЦБЗ по сравнению со стационарными заводами необходимо в каждом случае рассматривать с учетом вариантов передислокации стационарных и пере -движных предприятий. Критерием выбора варианта является минимум приведенных затрат на приготовление , транспортирование и укладку смесей.

14. Экономическая эффективность применения стационарного или передвижного заводов или того и другого совместно в каждом конкретном случае должна определяться путем сопоставления приведенных суммарных затрат на единицу продукции, которые могут быть определены уравнениями:

а)    при использовании только стационарных предприятий    .    3<f

3> * т,

к,-с,*11,*—— К >

б)    при использовании только передвижных предприятий    Зу

Кг‘Сг+ ЕНг *    ;


- с,+с/£(к/^у


в) при комбинированном использовании тех и других предприятий на одном объекте

где С, , С. - себестоимость приготовления единицы продукции соответственно на стационарном и передвижном ЦБЗ;

C> - себестоимость переработки компонентов бетонной смеси на инвентарной базе, отнесенная к единице продукции;

*i,*S

К,

£ *0,12 - нормативный коэффициент эффективности (в строительстве;;

удельные капиталовложения в технологи -ческое оборудование соответственно типу предприятия;

J з2 з - стоимость ликвидной части инвентарных п 7 J железобетонных и металлических конст -рукций (25% от общей стоимости для железобетонных конструкций и 10% для металлических) соответственно типу предприятия;

С?ь 3* 36 - затраты на строительство соответствую-7    '    щих типов предприятий*повторяющиеся при

каждом перебазировании (строительные работы, монтаж-демонтаж и транспорт строительных конструкций);

Я/ JJ; - годовая производительность соответствен-' ' ‘ но стационарных и передвижных предприятий (т.м3);

- затраты на доставку компонентов бетоа-'    7    ной смеси и готовой продукции С COOT -

ветствующего типа предприятий;

7 .Тг .Т? - время использования предприятия на од-7    ном месте с учетом перэбазирования.

Общий годовой экономический эффект от применения передвижных ЦБЗ определяется как разница приведенных годовых сопоставимых затрат:

э = 4(*, -*г); з=4 (к,-4)t

где Л?    - годовая производительность передвижных

ЦБЗ (т.м4).

15

УДК 668.904.3.002.5+666.972.58.002.5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕ -НИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ АБЗ И ЦБЗ . Союздорнии, М., 1972.

Рассмотрены основные факторы, влияющие на эффективность работы АБЗ н ЦБЗ.

Предложены методики определения экономическое эффективности использования передвижных предприятий и рассматриваются варианты последовательной работы двух стационарных заводов.

Рассмотрено использование накопительного бун -кера для готовых битумоминеральных смесей в условиях недостатка автомобильного транспорта и обоснован выбор типа склада для дорожно-строительных материалов при разном числе передислокаций предприятии.

Изложены основные пути повышения эффективно -стя работы АБЗ и ЦБЗ, одобренные Минтраясстроем к использованию их трестами и управлениями до> рож но го строительства.

Рис.-З.

Предисловие

В соответствии с программой развития сети автомобильных дорог, в том числе автомобильных магистралей, одной из важнейших задач организации дорожного стро -ительства является эффективное использование и загрузка асфальтобетонных (АБЗ) и цементобетонных (ЦБЗ)заводов.

В связи с этим Союздорнии проводил в течение ряда лет обследование и анализ деятельности АБЗ и ЦБЗ строительных организаций Главдорстроя Минтрансстроя СССР и материалов по эксплуатации объектов треста 'Росдорстрой' Минавтодора РСФСР (преимуществен -но АБЗ) t а также анализ проектных данных Союздор -проекта.

Проведенные исследования показали, что АБЗ и ЦБЗ используются недостаточно эффективно: средняя их загрузка, например, по Главдорстрою, не превышает соответственно 72 и 40%, что отрицательно влияет на себе -стоимость приготовления смесей.

В результате выполненного в Союздорнии анализа составлены 'Методические рекомендации по повышению эффективности работ АБЗ и ЦБЗ'; они предназначены для использования трестами и управлениями дорожного строительства при организации и эксплуатация производст -венных предприятий для приготовления битумоминеральных и цементобетонных смесей.

В 'Методических рекомендациях' предусматривается возможность реализации предлагаемых мероприятий уже в настоящее время непосредственно силами трестов и управлений строительства, а также намечаются мероприятия, требующие проведения подготовительных работ в течение более длительного периода.

'Методические рекомендации' составили канд. техн.

3

наук А.Ю.Гольдштейн и инж. В.В.Силкин под руководст вом канд.техн.наук М.Й.Вейцмана.

Замечания и пожелания по данной работе просьба на правлять по адресу: 143900, Московская обл., г. Бала шиха-6, Союздорнии,

ЗАМДИРЕКТОРА СОЮЗДОРНИИ кандидат технических наук

Ю.Л .Мотылев

Общие положения ^

1.    Современные АБЗ и ЦБЗ являются сложными технологическими комплексами; стоимость стационарных АБЗ и 11БЗ велика в связи со значительными объемами работ по их обустройству, с большой номенклатурой применяемого оборудования и широким использованием ав — томатики; например, стоимость АБЗ с двумя смесителями (общей производительностью до 50 т/час) составляет более 150 тыс.руб.

2.    На эффективность работы асфальтобетонных и цементобетонных заводов влияют в основном две группы факторов:

1)    внешние, в значительной степени не зависящие от данного предприятия; к ним относятся: наличие плана работ, обеспечивающего номинальную загрузку АБЗ или ЦБЗ; обеспеченность материалами (щебнем, битумом и др.), автомобильным транспортом и электроэнергией; структура предприятия (треста) и т.п. Эти факторы определяют эффективную работу предприятия;

2)    внутренние, в значительной степени зависящие от работников данного предприятия и касающиеся организации и технологии производства ; к ним относятся; смен -ность работы, квалификация и расстановка обслуживаю -щего персонала, тип и количество выбранного техноло -гического оборудования и др.

За последние годы выпуск смесей в основном рос за счет увеличения количества стационарных предприятий и установок на них без повышения их эффективности.

3.    Стоимость приготовления смесей и себестоимость единицы продукции зависят от загрузки предприятия (рис. 1).

С уменьшением загрузки стоимость резко увеличи -вается, причем стоимость приготовления смеси возрас -тает интенсивней, чем ее приведенная стоимость. При 1

загрузке, например, АБЗ в размере 71,8% (средняя за 1970 г.) приведенные сопоставимые затраты на 20 - 30%

выше, чем при пол-


ной загрузке, а стоимость приготовления увеличивается почти на 40%.

Вне зависимости от марки или количества имеющихся на АБЗ смеситель -ных установок наибольшее количество объектов (26 -35%) имеют годовую программу около 15тыс.т, 18-26% объектов имеют программу 25тысл; соответ ствующую производител ьности серийной установки Д-597, 4-7% имеют программу 50тыс.т (рис.2). Количество объектов с большей годовой программой не превышает 10%. Объекты с программой, соответствующей производительности серийно выпускаемых установок для АБЗ, весьма редки. Почти в 70% случаев требуемый объем битумоминеральных смесей но соответствует производительности серийно выпускаемых установок и может быть выполнен при значительной недогрузке оборудования. Средняя величина колебаний загрузки составляет +, 28%, а максимальная +38%. Себестоимость смесей, приготовленных на недогружен -ном АБЗ, увеличивается.


о

§

*

2 ^" зоо

§ 1


it

со

*

*5>


too

350

250

200

150

\г

г

25

50

75

100


Загру зка Я63//.


Рис.1. Относительное изменение приведенной сопоставимой стоимости 1000т смесей в ^виси -


мости от загрузки

1-с

ла;


1-с учетом стоимости 2-то же без учета


материа-


6


0(ft eu про из6о(ст6а лк г/ft

§fteu пр ои з 6odcmSa> /ям ■ r/toi

Рве.2. Распределение загрузки АБЗ по кола- Ршс.З. Распределение загрузив ЦБЗ по количеству заводов    честву    заводов.

Максимальные отклонения +40%, средние от-

клоненкя +£ЗЧГ

-J


На ЦБЗ так же,как и на АБЗ, наибольшее количество объектов (22-36%) (рис.З) имеет объем 15 тыс.т в год, а по производительности средняя загрузка установок С-780 или С-543 ниже, чем оборудования АБЗ, и составляет примерно 43%. Только 2-3% ЦБЗ, работающих с двумя смесительными установками, имеют полную загрузку.

Стационарно установленные ЦБЗ работают с большим недогрузом. Максимальные отклонения загрузки от средней величины составляют ±40%, а величина средних ко -лебаний ±33%. Величины колебаний загрузки оборудова -ния ЦБЗ превышают соответствующие показатели рабо -ты АБЗ.

Колебания загрузки предприятий неизбежно приводят к их недогрузке в следующем сезоне.

Такое положение объясняется прежде всего тем, что для приготовления смесей в условиях линейного дорож -ного строительства используют стационарные заводы, эффективное применение которых возможно лишь при строительстве покрытий на сосредоточенных или линейных объектах в зоне действия завода при небольших дальностях транспортирования приготовляемых смесей.

4. Основой совершенствования организации строитель ства капитальных типов покрытий и повышения эффек -тивности использования АБЗ и ЦБЗ в дорожном строи -тельстве может служить организация работ с примене -нием притрассовых передвижных заводов . Передвижные заводы представляют комплексы техноло -гического оборудования, переброска и монтаж которых возможны за несколько смен. Применение передвижного завода исключает увеличение дальности возки смеси и тем самым в значительной степени гарантирует ее более высокое качество.

Кроме того, приближение завода к линейным объек -там и сокращение дальности возки позволяет уменьшить потребное количество специализированного автомобиль -ного транспорта и дает возможность маневрировать им

и более эффективно использовать в течение года.

всего

Сторонний транспорт большой грузоподъемности может быть успешно использован для перевозки щебня и песка к месту работы передвижного завода в течение всего года. Специализированные автомобили, потребность в которых при этом значительно уменьшится, целесооб -разны только для перевозки смесей к месту укладки в строительный сезон. Дополнительное снижение транспорт* ных затрат может быть получено за счет использования местных карьеров, из которых материал можно подавать непосредственно к передвижным заводам, минуя базис ~ ный склад материалов.

5. Дорожно- строи тельные материалы, как правило, поступают в течение всего года по железной дороге и их запасы значительно превышают нормируемые. Поэтому необходимо наличие прирельсовых базисных складов большой емкости.

Исходя из этих условий расчет экономической эффективности передвижных АБЗ и ЦБЗ, снабжаемых с базио-ных складов, в сравнении с вариантами организации приготовления смеси только на стационарных заводах, тре -бует учета затрат на их передислокацию. Это означает, что на весь период строительства автомобильной дороги или отдельных ее участков необходимо, наряду с опти -мальным решением о размещении стационарных предприятий, определить заранее пункты перебазирования пере ~ движных заводов с тем, чтобы сумма затрат на произ -водетво и транспортирование продукции к местам укладки была минимальной.

По-видимому, одним из путей достижения эффектив -ной работы предприятий на дорожном строительстве является сочетание передвижных АБЗ и ЦБЗ и стационарных баз для хранения дорожно-строительных материалов с определением оптимального количества их передисло -каций в зависимости от объемов и темпов работ, даль -ности возки, марки применяемых автомобилей.

9

1

В работе принимали участие инженеры Р.В.Овсянников, Е.Г.Янбых и Л.С.Мишунина.

5