МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (СОЮЗДОРНИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ БИТУМОВ РАЗНЫХ МАРОК В АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЯХ РАЗЛИЧНОГО ГРАНУЛОМЕТРИЧЕСКОГО СОСТАВА
Москва 1981
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ {СОЮЗДОРНИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ БИТУМОВ РАЗНЫХ МАРОК В АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЯХ РАЗЛИЧНОГО ГРАНУЛОМЕТРИЧЕСКОГО СОСТАВА
Одобрены Минтрансстроем
Москы 1981
Порок КО - |
Экстремальные |
|
W»ATB |
среайемесячиыо
2сТ мй7£«сов*- |
1. II ■ III |
|
зона |
Марка
битума |
Тнп асфальтобетона |
1 |
Ии» миме 20 |
БМД 60/90 |
А,Б |
|
Ни«с 10 |
БНП 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300 |
А.Б.В.Г То ж* |
II н III |
|
БНД 60/90 |
А.Б.В.Г |
|
От 10 во 20 |
БНД 90/130 |
То же |
11,111 ■ 1У |
<?1 НЛШГС 10 Vi M»m ? |
БНД 40/60 |
А.Б.В.Г |
|
Ниже 25 |
БНД 60/90 БНД 90/130 |
А,Б,Г То же |
1У ■ У |
Выше М1НУС 5 |
БНД 40/60 |
А.Б.Г |
|
Выше 20 |
БНД 60/00 БМ 40/60 * БН 60/90 |
То же • |
|
x)
Битумы, приготовленные ил собственных окисли |
«У.
agree*
111 м |
1У--И |
1у |
|
Марка |
Т яп ас -фальто- |
Маржа |
Т вп ас Ф«л ь- |
бмтума |
Свтума |
тобетома |
ЗНД 80/90 |
А.Б |
БНД 60/90 |
Б |
БНД 90/130 |
А.Б.В.Г.Д |
БНД 30/130 |
Б.В.Д |
БНД 130/200 |
То ж* |
БНД 130/200 |
То же |
БНД 200/300 |
9 |
БНД 200/300 |
9 |
БНД 60/90 |
А.Б.В.Г.Д |
БНД 60/90 |
Б.В.Д |
БНД 90/130 |
То же |
БНД 90/130 |
То же |
БНД 130/200 |
* |
БНД 130/200 |
9 |
БНД 200/300 |
9 |
БНД 200/300 БН 130/200 БН 200/300 |
9
Б.В То же |
БНД 40/60 |
А.Б.В.Г.Д |
БНД 40/60 |
Б.В.Д |
БНД 60/90 |
То же |
БНД 60/90 |
То же |
БНД 90/130 |
• |
БНД 90/130 |
9 |
БНД 130/200 |
А.Б.В.Г |
БНД 130/200 |
Б.В |
ЗНД 200/300 |
То же |
БНД 200/300 |
Тоже |
5Н 90/130 |
* |
БН 90/130 |
9 |
5Н 130/200 |
9 |
БН 130/200 |
9 |
SH 200/300 |
* |
БН 200/300 |
9 |
БНД 40/60 |
А.Б.В.Г |
БНД 40/60 |
Б.В.Д |
БНД 60/90 |
То же |
БНД 60/90 |
То же |
ЗН 40/60 х) |
* |
БН 40/60 х) |
9 |
БНД 90/130 |
А,Б.Г |
БНД 90/130 |
Б,В |
БН 60/90 |
То же |
БН 60/90 БН 90/130 |
То же
Б |
гольмия установка* при налички ТУ на укаэанмую мар-
3.10. Наиболее рациональная область применен ия вязких битумов разных марок для устройства асфальтобетонных покрытий в зависимости от категории автомобильной дороги, климатического района строительства и типа асфальтобетона выбирается по таблице.
3.11. Для обеспечения требуемого комплекса эксплуатационных свойств асфальтобетона на основе камен -ных материалов из известняков, доломитов и основных металлургических шлаков необходимо отдавать предпочтение менее вязким битумам.
3.12. При общей толщине асфальтобетонных слоев больше 11см следует применять более вязкие битумы марок БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БН 60/90.
При толщине асфальтобетонного покрытия 6-8 см, назначаемой по конструктивным соображениям либо исходя из расчетов прочности при изгибе от автомобилей группы Б, применяются менее вязкие битумы марок БНД 130/200, БНД 200/300, БН 90/130 , БН 130/200, БН 200/300.
3.13. Для устройства нижних слоев покрытий и оснований из битумоминеральных материалов допускаете я применять наряду с битумами марок БНД битумы марок БН, так как эти конструктивные слои находятся в менее жестких условиях эксплуатации по сравнению с верхним слоем покрытия.
3.14. При устройстве аэродромных асфальтобетонных покрытий независимо от климатических условий района строительства следует использовать в асфальтобетонных смесях только битумы марок БНД.
3.15.0кончательный выбор марки битума и вида асфальтобетона для устройства конструктивных слоев дорожных одежд должен подтверждаться технико-экономическим расчетом.
П риложснис
Взаимосвязь свойств битума и асфальтобетона
При проектировании составов асфальтобетона для устройства асфальтобетонных покрытий следует принимать во внимание взаимосвязь между свойствами би -тумов и асфальтобетонов, которая выражается следующими основными количественными зависимостями:
^а£=А-+В^1бот . (1)
где ? ,г - эффективная вязкость асфальтобетона при
L а1° заданной скорости деформирования, Па.с;
•)„ - наибольшая ньютоновская вязкость битума,
па-с;
А. - постоянная, зависящая от структуры асфаль-тобетона и скорости деформирования Г например, при 1,6-1(H>C-1 длЯ асфальтобетона типов А.В.Д Ац составляет соответ -ственно 8,12; 8,40; 8,61);
- постоянная (приблизительно равная 0,38),
(2)
Е 1в , Б. - модули упругости асфальтобетона и а1° битума при заданном времени дей -
ствия нагрузки, Па;
Аг - постоянная, зависящая от структупы
л асфальтобетона и реологических со
стояний битума и асфальтобетона в конкретных условиях испытания;
В, - постоянная, зависящая только от рео-ь логических состояний битума и ас
фальтобетона в конкретных условиях испытания.
(3)
где Тст - температура механического стеклования асфальтобетона при времени действия нагрузки 5 с, °С;
т 0- температура хрупкости битума по Фра а с у,
" о_
МП,Б - содержание минерального порошка и биту -ма в асфальтобетоне соответственно, % массы;
А,С,М - содержание в битуме соответственно асфальтенов, смол и масел, % массы.
Рассчитанные по формулам (1)— (3) реологические показатели асфальтобетонов на основе битума БНД 90/130 (над чертой) и БН 90/130 (под чертой) приведены в таблице.
Наименование |
Величины показателей |
-1 |
|
|
показателей |
битума |
асфальтобетона типов |
|
|
А |
В |
Д |
Вязкость, Па*с, при 20°С |
со
00
о
о
сл |
2.36-1010 |
3.46.ю)” |
4.931010 |
|
2,80-10° |
1,87 10^0 |
2,78.101и |
3,99-101и |
минус 20°С |
9.12-109 |
1.27-1012 |
1.54-1012 |
1.97-1012 |
4,08-1О10 |
2,44-Ю12 |
2,85-1012 |
3.61-10*2 |
Модуль упругости. МПа ,при |
|
|
|
|
0°с (5 с) |
Ж. |
2950 |
4070 |
4360 |
|
49 |
6030 |
8130 |
8710 |
минус 20°С (5с/ |
181
645 |
8910
109R0 |
10720
13180 |
11480
13800 |
Температура |
-17.6 |
-9.5 |
-8.0 |
-5.0 |
хрупкости битума и стекло- |
-9,3 |
-4,3 |
-3,0 |
+ 0,2 |
вания асфальтобетона,°С |
|
|
|
|
l?o-As+BsTxp , (4)
где R0 - прочность асфальтобетона при сжатии при 06С, МПа;
Л5- постоянная, зависящая от природы минерального материала и структуры асфальтобетона (для кислых каменных материалов ориентировочно равна 18 МПа);
В, - коэффициент, равный ориен тировочно * 0,67 МПа/°С,
U1 - <25,5-Ч.65---0,87(Тр-Тхр} , (5)
где ii'- кажущаяся энергия активации необрати м о г о деформирования асфальтобетона,кДж/моль, характеризующая изменение эффективной вязкое -ти от температуры;
VTp-TXp) - интервал работоспособности битума,°С.
Оглавление
Стр.
Предисловие................... 3
1. Общие положения............... 5
2. Принципы регулирования основных эксплуатационных свойств асфальтобетона ........ 7
3. Выбор марки битума и типа асфальтобето
на с учетом условий эксплуатации асфальтобе -тонных покрытий .................. 8
Приложение................... 13
Ответственный за выпуск инж. Е.И.Эппель
Редактор Л.В.Крылова
Технический редактор Л.В.Евстигнеева
Корректор Н.В.Теплоухова
Подписано к печати 10/УН 1981г. Формат 60x84/16 Л 86362
Заказ 121-1 Тираж 660 0,75уч.-изд.л. Цена 11 коп.
0,9 печ.л.
Участок оперативной полиграфии Союэдорнии
143900, Московская обл., г.Балашиха-6, ш.Энтузиастов/79
УДК 625.855.3:691.16(075.5)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ БИТУМОВ РАЗНЫХ МАРОК В АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЯХ РАЗЛИЧНОГО ГРАНУЛОМЕТРИЧЕСКОГО СОСТАВА. Союздорнии. М.,1981.
На основе количественной взаимосвязи свойств битумов и асфальтобетонов показаны оптимальные условия применения битумов разных марок при строительстве асфальтобетонных покрытий.
Даны рекомендации по выбору марки битума в зависимости от климатических условий района строительства, категории автомобильной дороги, марки и т и п а асфальтобетона, вида минеральных материалов, кон -структивного слоя дорожной одежды и его толщины.
Табл.2.
Союздорнии, 1981
УДК 625.855.3:691.16(075.5)
Предисловие
Высокая грузонапряженность и интенсивность движения на современных автомобильных дорогах требуют повышения качества дорожно-строительных материалов.
Долговечность асфальтобетонных покрытий в значительной мере обусловлена качеством применяемого битума. Действующий ГОСТ 22245-76 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия" регламентирует требования к битумам марок БНД и БН, которые различаются по своим свойствам.
Битумы марок БН по сравнению с битумами марок БНД являются более хрупкими, более чувствительными к изменению температуры,характеризуются, как правило, низкими показателями сцепления с поверхностью минеральных материалов, но в меньшей мере подвер -жены старению.
Учитывая, что дорожно-строительные организации получают примерно 65% битумов марок БН,важно установить рациональные условия применения битумов марок БНД и БН различных вязкостей.
В течение 1976-1981 гг. в Союздорнии и ХАДИ проведены исследования по установлению количественных взаимосвязей между качеством битума и рядом характеристик асфальтобетона с учетом типа д и спер сной структуры битума, поровой структуры асфальтобетона, гранулометрического состава асфальтобетонных смесей, природы минерального материала, режимов приготовления и эксплуатации асфальтобетона; проведены обе ледова н и я асфальтобетонных покрытий, устроенных с применен нем битумов марок БНД и БН в различных дорожно-климатических зонах, что послужило основой для разработки 'Методических рекомендаций по применению битумов
разных марок в асфальтобетонных смесях различного гранулометрического состава".
Настоящие "Методические рекомендации" разработаны канд.техн.наук И.А.Плотниковой, инж. Г.Н.Кирюхи -ным, кандидатами технических наук Л.М.Гохмано м, Б.М.Слепой, Е.М.Гурарий (Союздорнии), А.О. Салл е м (Ленинградский филиал Союздорнии), В.А.Золотаревым (ХАДИ).
Все замечания и пожелания просьба направлять по адресу: 143800, Балашиха-6 Московской обл., Союздорнии.
I. Общие положения
1.1 .Настоящие 'Методические рекомендации' предназначены для выбора вязких нефтяных битумов, используемых для приготовления асфальтобетонных смесей при строительстве асфальтобетонных покрытий и оснований в различных климатических зонах на автомобильных дорогах 1-1У категорий.
1.2. При проектировании и строительстве асфальто -бетонных покрытий следует учитывать, что нефтян ы е дорожные битумы марок БНД отличаются по структуре и свойствам от битумов марок БН.
Битумы марок БН характеризуются более узк ими интервалами работоспособности по температуре по сравнению с битумами марок БНД, обладают, как правило, низкими показателями сцепления с поверхностью минеральных материалов как кислых, так и основных пород, но при этом более устойчивы к старению.
1.3. Для обеспечения работоспособности асфальтобетонных покрытий необходимо обоснованно выбирать структуру асфальтобетона, которая определяется гранулометрическим и минералогическим составом минеральных материалов, структурой битума, характером взаимодействия минеральных и вяжущих материалов.
1.4. Рациональное сочетание особенностей структуры асфальтобетона и марки применяемого битума должно обеспечить комплекс необходимых физико-механических свойств асфальтобетонных покрытий в конкретных условиях эксплуатации.
1.5. Выбор типа асфальтобетона и марки применяемого битума необходимо осуществлять с учетом климатических условий района строительства.
По температурным воздействиям на асфальтобетонное покрытие территорию СССР можно условно разделить на четыре основных района в зависимости от ве-
личин среднемесячных температур самого холодного и самого теплого месяцев года.
1 район. Суровый резко континентальный климат с температурой самого холодного месяца ниже минус 20 С, а самого теплого - ниже 10 С, что в основном соответствует 1 дорожно-климатической зоне по СНиП И-Д. 5-72.
Г1 район. Умеренно континентальный климат со средними температурами самого холодного месяца от минус 20 до минус 10°С, а самого теплого - от 10 до 20°С (II—III дорожно-климатические зоны).
III район. Мягкий климат со средней температурой самого холодного месяца года от минус 10 до минус 5°С, а самого теплого месяца - не выше 25°С (II, III и 1У дорожно-климатические зоны).
IV район. Жаркий климат со средними температурами самого холодного месяца выше минус 5°С, а самого теплого - выше 20 С (1У-У дорожно-климатические зоны).
1.6.При выборе марки битума и типа асфальтобетона в пределах выделенных районов целесообразно учитывать также условия увлажнения дорожных покрытий при эксплуатации.
К местам с избыточным увлажнением относят ся территории с количеством осадков в теплый период более 400 мм и высокой разностью между количеств о м осадков и испаряемостью.
К сухим местам относятся территории с количест -вом осадков в теплый период менее 200 мм и небольшой разностью между количеством осадков и испаряемостью.
1 Л-Проектируя составы асфальтобетона,следует учитывать климатические условия при создании необходимого комплекса эксплуатационных свойств материала.
В 1 и II климатических районах главное внимание необходимо уделять обеспечению устойчивости к обра-
зованию температурных трещин, водо- и морозостойкости асфальтобетона.
В III и 1У климатических районах большую опасность представляют деформации дорожных покрыта^ связанные с потерей сдвигоустойчивости асфальтобетона и его старением во времени.
2. Принципы регулирования основных эксплуатационных свойств асфальтобетона
2.1. В соответствии с количественными зависимостями (см.приложение) устойчивость асфальтобетонных покрытий к образованию температурных трещин можно повысить применением битумов марок БНД, битумов менее вязких марок, а также многощебенистых асфальтобетонных смесей с пониженным содержанием минерального порошка.
2.2. Водо- и морозостойкость асфальтоб е т о н н ы х покрытий достигается применением битумов марок БНД, использованием поверхностно-активных веществ, правильным выбором вязкости битума, направле иным регулированнем порового пространства асфальтобетона при снижении пористости минерального остова и остаточной пористости.
2.3. Сдвигоустойчивость асфальтобетонных покрытий обеспечивается применением более вязких битумов, битумов марок БНД, созданием в асфальтобетоне каркаса из щебня, применением дробленого песка и повышением содержания минерального порошка в асфальтобетонной смеси.
2.4. Устойчивость асфальтобетонов к старению можно повысить применением асфальтобетонных смесей с меньшей удельной поверхностью минеральной части, а также использованием битумов марок БН в III— 1У районах (см.п.1.5 настоящих 'Методических рекомендаций')
3. Выбор марки битума и типа асфальтобетона
с учетом условий эксплуатации асфальтобетон ных покрытий
3.1. Для обеспечения требуемой долговечности асфальтобетонных покрытий необходимо выбирать марку битума в зависимости от климатических условий района строительства, категории дороги, марки и типа асфальтобетона, вида минеральных материалов, конструктивного слоя дорожной одежды (покрытие или основание) и его толщины.
3.2. Для устройства асфальтобетонных покрытий в 1 и II климатических районах (см.п.1.5 настоящих “'Методических рекомендаций*') следует применять битумы марок БНД с пенетрацией не менее 60; при этом для условий сухого климата необходимо отдавать предпочтение многошебенистым асфальтобетонным смесям на битумах пониженной вязкости: БНД 130/200, БНД 2C0/30CL
В условиях избыточного увлажнения следует применять плотные асфальтобетоны с минимальным значением остаточной пористости на более вязких битум ах БНД 60/90, БНД 90/130 с большим объемом замкнутых пор.
3.3. При устройстве асфальтобетонных покрытий в III климатическом районе на дорогах Ш-1У категорий наряду с битумами марок БНД допускается использова -ние битумов марок ЬН с пенетрацией не менее 90.
На дорогах 1-II категорий с тяжелым интенсивным движением следует применять битумы марок БНД 40/6Q БНД 60/90 и БНД 90/130.
3.4. При устройстве асфальтобетонных покрытий в 1У районе с жарким климатом можно использовать наряду с битумами марок БНД битумы марок БН повышенной вязкости.
Гранулометрический состав минеральной части должен соответствовать асфальтобетонам типа А, Б и Г.
8
3.5. В зависимости от категории автомобильной дороги марка битума выбирается исходя из условия обеспечения требуемой работоспособности асфальтобетон — ных покрытий.
На дорогах 1-II! категорий с тяжелым интенсивным движением (интенсивность, приведенная к расчетному автомобилю группы А, более 500 авт./сут ) следует применять битумы большей вязкости, с пенетрацией 40-130.
На дорогах III—1У категорий (интенсивность движения, приведенная к расчетному автомобилю группы А, менее 200 авт./сут ) можно укладывать теплые ас -фальтобетонные смеси на битумах с пенетрацией 130-300.
3.6. Марка битума и тип асфальтобетона по гранулометрическому составу должны быть взаимоувязаны. Отрицательные свойства применяемого битума можно компенсировать в определенной степени выбором необходимого типа асфальтобетона в соответствии с разд. 2 настоящих "Методических рекомендаций".
3.7. Для обеспечения сдвигоустойчивости асфальтобетонных покрытий маловязкие битумы следует применять в каркасных асфальтобетонных смесях на основе дробленого песка (асфальтобетоны типа А,Б и Г) при максимальном содержании минерального порошка.
3.8. Для обеспечения водо- и морозостойкости малоактивные и маловязкие битумы следует использовать в асфальтобетонах с повышенной плотностью минерального остова, большим структурированием битума минеральным порошком, значительной долей замкнутых пор и. преимущественным содержанием дробленого песка в смеси.
З.Э.Для улучшения релаксационных свойств асфальтобетона при низких температурах высоковязкие битумы предпочтительнее использовать в многощебенистых смесях с пониженным содержанием минерального по -рошка.
9