Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

16 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Рекомендации предназначены для выбора вязких нефтяных битумов, используемых для приготовления асфальтобетонных смесей при строительстве асфальтобетонных покрытий и оснований в различных климатических зонах на автомобильных дорогах I - IV категорий.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1. Общие положения

2. Принципы регулирования основных эксплуатационных свойств асфальтобетона

3. Выбор марки битума и типа асфальтобетона с учетом условий эксплуатации асфальтобетонных покрытий

Приложение. Взаимосвязь свойств бетона и асфальтобетона

 
Дата введения01.02.2020
Добавлен в базу12.02.2016
Актуализация01.02.2020

Этот документ находится в:

Организации:

10.07.1981УтвержденСоюздорнии
ПринятМинистерство транспортного строительства СССР
ИзданСоюздорнии1981 г.
РазработанХАДИ
РазработанЛенинградский филиал Союздорнии
РазработанСоюздорнии Минтрансстроя
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (СОЮЗДОРНИИ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ БИТУМОВ РАЗНЫХ МАРОК В АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЯХ РАЗЛИЧНОГО ГРАНУЛОМЕТРИЧЕСКОГО СОСТАВА

Москва 1981

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ {СОЮЗДОРНИИ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ БИТУМОВ РАЗНЫХ МАРОК В АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЯХ РАЗЛИЧНОГО ГРАНУЛОМЕТРИЧЕСКОГО СОСТАВА

Одобрены Минтрансстроем

Москы 1981

Порок КО -

Экстремальные

W»ATB

среайемесячиыо

2сТ мй7£«сов*-

1. II ■ III

зона

Марка

битума

Тнп асфальтобетона

1

Ии» миме 20

БМД 60/90

А,Б

Ни«с 10

БНП 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300

А.Б.В.Г То ж*

II н III

БНД 60/90

А.Б.В.Г

От 10 во 20

БНД 90/130

То же

11,111 ■ 1У

<?1 НЛШГС 10 Vi M»m ?

БНД 40/60

А.Б.В.Г

Ниже 25

БНД 60/90 БНД 90/130

А,Б,Г То же

1У ■ У

Выше М1НУС 5

БНД 40/60

А.Б.Г

Выше 20

БНД 60/00 БМ 40/60 * БН 60/90

То же •

x)

Битумы, приготовленные ил собственных окисли

«У.

agree*


111 м

1У--И

1у

Марка

Т яп ас -фальто-

Маржа

Т вп ас Ф«л ь-

бмтума

Свтума

тобетома

ЗНД 80/90

А.Б

БНД 60/90

Б

БНД 90/130

А.Б.В.Г.Д

БНД 30/130

Б.В.Д

БНД 130/200

То ж*

БНД 130/200

То же

БНД 200/300

9

БНД 200/300

9

БНД 60/90

А.Б.В.Г.Д

БНД 60/90

Б.В.Д

БНД 90/130

То же

БНД 90/130

То же

БНД 130/200

*

БНД 130/200

9

БНД 200/300

9

БНД 200/300 БН 130/200 БН 200/300

9

Б.В То же

БНД 40/60

А.Б.В.Г.Д

БНД 40/60

Б.В.Д

БНД 60/90

То же

БНД 60/90

То же

БНД 90/130

БНД 90/130

9

БНД 130/200

А.Б.В.Г

БНД 130/200

Б.В

ЗНД 200/300

То же

БНД 200/300

Тоже

5Н 90/130

*

БН 90/130

9

5Н 130/200

9

БН 130/200

9

SH 200/300

*

БН 200/300

9

БНД 40/60

А.Б.В.Г

БНД 40/60

Б.В.Д

БНД 60/90

То же

БНД 60/90

То же

ЗН 40/60 х)

*

БН 40/60 х)

9

БНД 90/130

А,Б.Г

БНД 90/130

Б,В

БН 60/90

То же

БН 60/90 БН 90/130

То же

Б


гольмия установка* при налички ТУ на укаэанмую мар-


11


3.10. Наиболее рациональная область применен ия вязких битумов разных марок для устройства асфальтобетонных покрытий в зависимости от категории автомобильной дороги, климатического района строительства и типа асфальтобетона выбирается по таблице.

3.11. Для обеспечения требуемого комплекса эксплуатационных свойств асфальтобетона на основе камен -ных материалов из известняков, доломитов и основных металлургических шлаков необходимо отдавать предпочтение менее вязким битумам.

3.12. При общей толщине асфальтобетонных слоев больше 11см следует применять более вязкие битумы марок БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БН 60/90.

При толщине асфальтобетонного покрытия 6-8 см, назначаемой по конструктивным соображениям либо исходя из расчетов прочности при изгибе от автомобилей группы Б, применяются менее вязкие битумы марок БНД 130/200, БНД 200/300, БН 90/130 , БН 130/200, БН 200/300.

3.13. Для устройства нижних слоев покрытий и оснований из битумоминеральных материалов допускаете я применять наряду с битумами марок БНД битумы марок БН, так как эти конструктивные слои находятся в менее жестких условиях эксплуатации по сравнению с верхним слоем покрытия.

3.14. При устройстве аэродромных асфальтобетонных покрытий независимо от климатических условий района строительства следует использовать в асфальтобетонных смесях только битумы марок БНД.

3.15.0кончательный выбор марки битума и вида асфальтобетона для устройства конструктивных слоев дорожных одежд должен подтверждаться технико-экономическим расчетом.

П риложснис

Взаимосвязь свойств битума и асфальтобетона


При проектировании составов асфальтобетона для устройства асфальтобетонных покрытий следует принимать во внимание взаимосвязь между свойствами би -тумов и асфальтобетонов, которая выражается следующими основными количественными зависимостями:

^а£-^1бот    .    (1)

где ? ,г - эффективная вязкость асфальтобетона при

L а1° заданной скорости деформирования, Па.с;

•)„ - наибольшая ньютоновская вязкость битума,

па-с;

А. - постоянная, зависящая от структуры асфаль-тобетона и скорости деформирования Г например, при 1,6-1(H>C-1 длЯ асфальтобетона типов А.В.Д Ац составляет соответ -ственно 8,12; 8,40; 8,61);

- постоянная (приблизительно равная 0,38),


(2)


где


Е 1в , Б. - модули упругости асфальтобетона и а1°    битума при заданном времени дей -

ствия нагрузки, Па;

Аг -    постоянная, зависящая от структупы

л    асфальтобетона и реологических со

стояний битума и асфальтобетона в конкретных условиях испытания;

В, - постоянная, зависящая только от рео-ь    логических состояний битума и ас

фальтобетона в конкретных условиях испытания.


Тст-5,96+7.17


МП

Б


ОМ    *Р


(3)


13


где Тст - температура механического стеклования асфальтобетона при времени действия нагрузки 5 с, °С;

т 0- температура хрупкости битума по Фра а с у,

" о_

МП,Б - содержание минерального порошка и биту -ма в асфальтобетоне соответственно, % массы;

А,С,М - содержание в битуме соответственно асфальтенов, смол и масел, % массы.

Рассчитанные по формулам (1)— (3) реологические показатели асфальтобетонов на основе битума БНД 90/130 (над чертой) и БН 90/130 (под чертой) приведены в таблице.

Наименование

Величины показателей

-1

показателей

битума

асфальтобетона типов

А

В

Д

Вязкость, Па*с, при 20°С

со

00

о

о

сл

2.36-1010

3.46.ю)”

4.931010

2,80-10°

1,87 10^0

2,78.10

3,99-101и

минус 20°С

9.12-109

1.27-1012

1.54-1012

1.97-1012

4,08-1О10

2,44-Ю12

2,85-1012

3.61-10*2

Модуль упругости. МПа ,при

0°с (5 с)

Ж.

2950

4070

4360

49

6030

8130

8710

минус 20°С (5с/

181

645

8910

109R0

10720

13180

11480

13800

Температура

-17.6

-9.5

-8.0

-5.0

хрупкости битума и стекло-

-9,3

-4,3

-3,0

+ 0,2

вания асфальтобетона,°С

l?o-As+BsTxp ,    (4)

где R0 - прочность асфальтобетона при сжатии при 06С, МПа;

Л5- постоянная, зависящая от природы минерального материала и структуры асфальтобетона (для кислых каменных материалов ориентировочно равна 18 МПа);

В, - коэффициент, равный ориен тировочно *    0,67 МПа/°С,

U1 - <25,5-Ч.65---0,87(Тр-Тхр} ,    (5)

где ii'- кажущаяся энергия активации необрати м о г о деформирования асфальтобетона,кДж/моль, характеризующая изменение эффективной вязкое -ти от температуры;

VTp-TXp) - интервал работоспособности битума,°С.

Оглавление

Стр.

Предисловие................... 3

1.    Общие положения............... 5

2.    Принципы регулирования основных эксплуатационных свойств асфальтобетона ........ 7

3.    Выбор марки битума и типа асфальтобето

на с учетом условий эксплуатации асфальтобе -тонных покрытий .................. 8

Приложение................... 13

Ответственный за выпуск инж. Е.И.Эппель

Редактор Л.В.Крылова

Технический редактор Л.В.Евстигнеева

Корректор Н.В.Теплоухова

Подписано к печати 10/УН 1981г. Формат 60x84/16 Л 86362

Заказ 121-1 Тираж 660 0,75уч.-изд.л. Цена 11 коп.

0,9 печ.л.

Участок оперативной полиграфии Союэдорнии

143900, Московская обл., г.Балашиха-6, ш.Энтузиастов/79

УДК 625.855.3:691.16(075.5)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ БИТУМОВ РАЗНЫХ МАРОК В АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЯХ РАЗЛИЧНОГО ГРАНУЛОМЕТРИЧЕСКОГО СОСТАВА. Союздорнии. М.,1981.

На основе количественной взаимосвязи свойств битумов и асфальтобетонов показаны оптимальные условия применения битумов разных марок при строительстве асфальтобетонных покрытий.

Даны рекомендации по выбору марки битума в зависимости от климатических условий района строительства, категории автомобильной дороги, марки и т и п а асфальтобетона, вида минеральных материалов, кон -структивного слоя дорожной одежды и его толщины.

©

Табл.2.

Союздорнии, 1981

УДК 625.855.3:691.16(075.5)

Предисловие

Высокая грузонапряженность и интенсивность движения на современных автомобильных дорогах требуют повышения качества дорожно-строительных материалов.

Долговечность асфальтобетонных покрытий в значительной мере обусловлена качеством применяемого битума. Действующий ГОСТ 22245-76 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия" регламентирует требования к битумам марок БНД и БН, которые различаются по своим свойствам.

Битумы марок БН по сравнению с битумами марок БНД являются более хрупкими, более чувствительными к изменению температуры,характеризуются, как правило, низкими показателями сцепления с поверхностью минеральных материалов, но в меньшей мере подвер -жены старению.

Учитывая, что дорожно-строительные организации получают примерно 65% битумов марок БН,важно установить рациональные условия применения битумов марок БНД и БН различных вязкостей.

В течение 1976-1981 гг. в Союздорнии и ХАДИ проведены исследования по установлению количественных взаимосвязей между качеством битума и рядом характеристик асфальтобетона с учетом типа д и спер сной структуры битума, поровой структуры асфальтобетона, гранулометрического состава асфальтобетонных смесей, природы минерального материала, режимов приготовления и эксплуатации асфальтобетона; проведены обе ледова н и я асфальтобетонных покрытий, устроенных с применен нем битумов марок БНД и БН в различных дорожно-климатических зонах, что послужило основой для разработки 'Методических рекомендаций по применению битумов

разных марок в асфальтобетонных смесях различного гранулометрического состава".

Настоящие "Методические рекомендации" разработаны канд.техн.наук И.А.Плотниковой, инж. Г.Н.Кирюхи -ным, кандидатами технических наук Л.М.Гохмано м, Б.М.Слепой, Е.М.Гурарий (Союздорнии), А.О. Салл е м (Ленинградский филиал Союздорнии), В.А.Золотаревым (ХАДИ).

Все замечания и пожелания просьба направлять по адресу: 143800, Балашиха-6 Московской обл., Союздорнии.

I. Общие положения

1.1 .Настоящие 'Методические рекомендации' предназначены для выбора вязких нефтяных битумов, используемых для приготовления асфальтобетонных смесей при строительстве асфальтобетонных покрытий и оснований в различных климатических зонах на автомобильных дорогах 1-1У категорий.

1.2. При проектировании и строительстве асфальто -бетонных покрытий следует учитывать, что нефтян ы е дорожные битумы марок БНД отличаются по структуре и свойствам от битумов марок БН.

Битумы марок БН характеризуются более узк ими интервалами работоспособности по температуре по сравнению с битумами марок БНД, обладают, как правило, низкими показателями сцепления с поверхностью минеральных материалов как кислых, так и основных пород, но при этом более устойчивы к старению.

1.3. Для обеспечения работоспособности асфальтобетонных покрытий необходимо обоснованно выбирать структуру асфальтобетона, которая определяется гранулометрическим и минералогическим составом минеральных материалов, структурой битума, характером взаимодействия минеральных и вяжущих материалов.

1.4. Рациональное сочетание особенностей структуры асфальтобетона и марки применяемого битума должно обеспечить комплекс необходимых физико-механических свойств асфальтобетонных покрытий в конкретных условиях эксплуатации.

1.5. Выбор типа асфальтобетона и марки применяемого битума необходимо осуществлять с учетом климатических условий района строительства.

По температурным воздействиям на асфальтобетонное покрытие территорию СССР можно условно разделить на четыре основных района в зависимости от ве-

личин среднемесячных температур самого холодного и самого теплого месяцев года.

1 район. Суровый резко континентальный климат с температурой самого холодного месяца ниже минус 20 С, а самого теплого - ниже 10 С, что в основном соответствует 1 дорожно-климатической зоне по СНиП И-Д. 5-72.

Г1 район. Умеренно континентальный климат со средними температурами самого холодного месяца от минус 20 до минус 10°С, а самого теплого - от 10 до 20°С (II—III дорожно-климатические зоны).

III    район. Мягкий климат со средней температурой самого холодного месяца года от минус 10 до минус 5°С, а самого теплого месяца - не выше 25°С (II, III и 1У дорожно-климатические зоны).

IV    район. Жаркий климат со средними температурами самого холодного месяца выше минус 5°С, а самого теплого - выше 20 С (1У-У дорожно-климатические зоны).

1.6.При выборе марки битума и типа асфальтобетона в пределах выделенных районов целесообразно учитывать также условия увлажнения дорожных покрытий при эксплуатации.

К местам с избыточным увлажнением относят ся территории с количеством осадков в теплый период более 400 мм и высокой разностью между количеств о м осадков и испаряемостью.

К сухим местам относятся территории с количест -вом осадков в теплый период менее 200 мм и небольшой разностью между количеством осадков и испаряемостью.

1 Л-Проектируя составы асфальтобетона,следует учитывать климатические условия при создании необходимого комплекса эксплуатационных свойств материала.

В 1 и II климатических районах главное внимание необходимо уделять обеспечению устойчивости к обра-

зованию температурных трещин, водо- и морозостойкости асфальтобетона.

В III и 1У климатических районах большую опасность представляют деформации дорожных покрыта^ связанные с потерей сдвигоустойчивости асфальтобетона и его старением во времени.

2. Принципы регулирования основных эксплуатационных свойств асфальтобетона

2.1. В соответствии с количественными зависимостями (см.приложение) устойчивость асфальтобетонных покрытий к образованию температурных трещин можно повысить применением битумов марок БНД, битумов менее вязких марок, а также многощебенистых асфальтобетонных смесей с пониженным содержанием минерального порошка.

2.2.    Водо- и морозостойкость асфальтоб е т о н н ы х покрытий достигается применением битумов марок БНД, использованием поверхностно-активных веществ, правильным выбором вязкости битума, направле иным регулированнем порового пространства асфальтобетона при снижении пористости минерального остова и остаточной пористости.

2.3. Сдвигоустойчивость асфальтобетонных покрытий обеспечивается применением более вязких битумов, битумов марок БНД, созданием в асфальтобетоне каркаса из щебня, применением дробленого песка и повышением содержания минерального порошка в асфальтобетонной смеси.

2.4. Устойчивость асфальтобетонов к старению можно повысить применением асфальтобетонных смесей с меньшей удельной поверхностью минеральной части, а также использованием битумов марок БН в III— 1У районах (см.п.1.5 настоящих 'Методических рекомендаций')

3. Выбор марки битума и типа асфальтобетона

с учетом условий эксплуатации асфальтобетон ных покрытий

3.1. Для обеспечения требуемой долговечности асфальтобетонных покрытий необходимо выбирать марку битума в зависимости от климатических условий района строительства, категории дороги, марки и типа асфальтобетона, вида минеральных материалов, конструктивного слоя дорожной одежды (покрытие или основание) и его толщины.

3.2. Для устройства асфальтобетонных покрытий в 1 и II климатических районах (см.п.1.5 настоящих “'Методических рекомендаций*') следует применять битумы марок БНД с пенетрацией не менее 60; при этом для условий сухого климата необходимо отдавать предпочтение многошебенистым асфальтобетонным смесям на битумах пониженной вязкости: БНД 130/200, БНД 2C0/30CL

В условиях избыточного увлажнения следует применять плотные асфальтобетоны с минимальным значением остаточной пористости на более вязких битум ах БНД 60/90, БНД 90/130 с большим объемом замкнутых пор.

3.3. При устройстве асфальтобетонных покрытий в III климатическом районе на дорогах Ш-1У категорий наряду с битумами марок БНД допускается использова -ние битумов марок ЬН с пенетрацией не менее 90.

На дорогах 1-II категорий с тяжелым интенсивным движением следует применять битумы марок БНД 40/6Q БНД 60/90 и БНД 90/130.

3.4. При устройстве асфальтобетонных покрытий в 1У районе с жарким климатом можно использовать наряду с битумами марок БНД битумы марок БН повышенной вязкости.

Гранулометрический состав минеральной части должен соответствовать асфальтобетонам типа А, Б и Г.

8

3.5. В зависимости от категории автомобильной дороги марка битума выбирается исходя из условия обеспечения требуемой работоспособности асфальтобетон — ных покрытий.

На дорогах 1-II! категорий с тяжелым интенсивным движением (интенсивность, приведенная к расчетному автомобилю группы А, более 500 авт./сут ) следует применять битумы большей вязкости, с пенетрацией 40-130.

На дорогах III—1У категорий (интенсивность движения, приведенная к расчетному автомобилю группы А, менее 200 авт./сут ) можно укладывать теплые ас -фальтобетонные смеси на битумах с пенетрацией 130-300.

3.6. Марка битума и тип асфальтобетона по гранулометрическому составу должны быть взаимоувязаны. Отрицательные свойства применяемого битума можно компенсировать в определенной степени выбором необходимого типа асфальтобетона в соответствии с разд. 2 настоящих "Методических рекомендаций".

3.7. Для обеспечения сдвигоустойчивости асфальтобетонных покрытий маловязкие битумы следует применять в каркасных асфальтобетонных смесях на основе дробленого песка (асфальтобетоны типа А,Б и Г) при максимальном содержании минерального порошка.

3.8. Для обеспечения водо- и морозостойкости малоактивные и маловязкие битумы следует использовать в асфальтобетонах с повышенной плотностью минерального остова, большим структурированием битума минеральным порошком, значительной долей замкнутых пор и. преимущественным содержанием дробленого песка в смеси.

З.Э.Для улучшения релаксационных свойств асфальтобетона при низких температурах высоковязкие битумы предпочтительнее использовать в многощебенистых смесях с пониженным содержанием минерального по -рошка.

9