Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

31 страница

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Показана возможность получения вязких и жидких вяжущих, пригодных для дорожного строительства, как традиционным способом - путем окисления остатка после отбора легких фракций, выкипающих до 300 — 380 град. Цельсия, так и путем прямого окисления тяжелой нефти или ее прямогонных остатков.

Приведены технология получения вязких и жидких вяжущих из тяжелых нефтей Караарнинского и Джаркурганского месторождений, требования к их качеству; область применения, технология приготовления и технический контроль за качеством смесей на основе вяжущих из тяжелых нефтей, техника безопасности при работе с ними.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1. Общие положения

2. Технология получения и свойства вяжущих из тяжелых караарнинской и джаркурганской нефтей

3. Технические требования к вяжущим из тяжелых караарнинской и джаркурганской нефтей

4. Области применения вяжущих из караарнинской и джаркурганской нефтей

5. Материалы и технологические особенности приготовления смесей на основе вяжущих из тяжелых караарнинской и джаркурганской нефтей. Технические требования к смесям

     Горячие и теплые битумоминеральные смеси

     Холодные битумоминеральные смеси

     Холодные черные щебеночные (гравийные) смеси

6. Технический контроль

7. Транспортирование и хранение вяжущих, полученных из тяжелых нефтей Караарнинского и Джаркурганского месторождений

8. Техника безопасности

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (СОЮЗДОРНИИ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ВЯЖУЩИХ ИЗ ТЯЖЕЛЫХ НЕФТЕЙ КАРААРНИНСКОГО И ДЖАРКУРГАНСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ И ОСНОВАНИЙ

Москва 1981

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (СОЮЗДОРНИИ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ВЯЖУЩИХ ИЗ ТЯЖЕЛЫХ НЕФТЕЙ КАРААРНИНСКОГО И ДЖАРКУРГАНСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ И ОСНОВАНИЙ

Одобрены Минавтодором КаэССР

Москва 1981

4. Области применения вяжущих из караарнинской и джаркурганской нефтей

4.1.    Области применения нефтяных местных вязких вяжущих,отвечающих требованиям ТУ 218 КазССР 66-80, приведены в табл.З.

4.2.    Области применения нефтяных местных жидких вяжущих,отвечающих требованиям РСТ КазССР 696-80, приведены в табл.4.

5. Материалы и технологические особенности приготовления смесей на основе вяжущих из тяжелых караарнинской и джаркурганской нефтей. Технические требования к смесям

Горячие и теплые битумоминеральные смеси

5.1.    Вяжущие для приготовления горячих и теплых битум ом ннеральных смесей должны удовлетворять требованиям ТУ 218 КазССР 66—80 (см.разд.З настоящих 'Методических рекомендаций').

6.2.    Щебень и гравий для приготовления горячих и теплых бнтумомиверальных смесей должны отвеча т ь требованиям ГОСТ 8267-75 'Щебень из естественного камня для строительных работ', ГОСТ 10260-74 'Щебень из гравия для строительных работ', ГОСТ 3344-73 'Щебень шлаковый доменный и сталеплавильный для дорожного строительства', ГОСТ 8268-74 'Гравий для строительных работ'.

5.3.    Песок для приготовления горячих и теплых би-туыоминеральных смесей должен удовлетворять требованиям ГОСТ 8736-77 'Песок для строительных работ. Технические условия'.

10

Таблица 3

Марка вяжущего

Характеристика б неоальных матерв

втумоми-

алов

Рекомендуемая область применения (категория дороги)

Вид

Тип

Марка

ВНМВ 60/90

Горячий

плотный

А,Б,Г

в.д

Б,В Л

II

П-Ш 111-1У

Верхние слои покрытия (Ш-1У-п)

ВНМВ 90/130

в.д

БЗ.Д

П-Ш 111-1У

Верхние слои покрытия (111-1 У-п)

Верхние слои покрытия

(1У-У)

ВНМВ 130/200 ВНМВ 200/300

Теплый

плотный

А.Б.В,

г,д

Б.В.Д Б,В.Д

11

Ш-1У

Ш-1У

Верхние спои покрытия (ПНУ-п)

Верхние слон покрытия (1У-у) То же

ВНМВ 60/90 ВНМВ 90/130 ВНМВ 130/200 ВНМВ 200/300

Горячий и теплый пористый

Нижние слои покрытий и оснований (1-1У)

Примечание. Все битумоминеральные материалы рокомоидуется исполь-аовать в 1У-У дорожно-климатических зонах.

Марка вяжущего


Ban смеси


Рекомендуемая область применения


ВНМЖ 40/70


ВНМЖ 70/130 ВНМЖ 130/200


ВНМЖ 70/130 ВНМЖ 130/200


О


У крепленный


грунт


Холодные битумоминеральные смеся


Основания дорожной


одежды


Верхние слоя покрытий при стадийном строительстве


Основания при стадийном строительстве


Холодные черные щебеночные (гравийные] смеси


Верхнее слоя покрытий

Нижние слои покрытий


Основания при стадийном строительстве


Примечание. Все указанные смеси рекомендует


Таблица 4

Категория дороги, на которой рекомендуется нсполь-

зовать смеси

следующих видов

крупнозернист ые

среднезернистые

мелкозер

нистые

песчаные

-

-

-

-

-

-

Не выше 1У

Не выше 1У

Не выше 1У Не выше III

Не выше 1У Не выше 1У Не выше III

Не выше III Не выше 1У

Не выше III

ся использовать в 1У-У дорожно-климатических зонах.

13

5.4.    Минеральный порошок для приготовления горячих и теплых битумоминеральных смесей должен удовлетворять требованиям ГОСТ 16557-78 'Порошок минеральный для асфальтобетонных смесей. Технические уо ловия'.

5.5.    Зерновой состав минеральной части горячих и теплых битумоминеральных смесей и содержание в них вяжущего должны соответствовать требованиям разд.2 ГОСТ 9128-76.

5.6.    Допустимая погрешность дозирования компонент тов горячих и теплых битумоминеральных смесей не должна превышать значений, указанных в табл. 10 ГОСТ 9128-76.

5.7.    Температура нагрева вяжущих нефтяных местных вязких перед употреблением в зависимости от мар» ки не должна превышать значений, при веде иных в таблД.

Таблица 5

Марка вяжущего

Темпе нагрева вяжу-

без ПАВ

с ПАВ

ВНМВ 60/90

120-140

100-120

ВНМВ 90/130

110-120

100-110

ВНМВ 130/200

90-110

90-100

ВНМВ 200/300

90-110

90-100

5.8.    При выпуске из смесителя и при укладке в кош структивный слой температура горячих и теплых битумоминеральных смесей, приготовленных на осВове вяжущих из караарнинской нефти, отвечающих требованиям ТУ 218 КаэССР 66-80, вследствие повышенной склонности этих вяжущих к старению должна быть снш жена до величин, указанных в табл.6.

5.9.    Поскольку вяжущие из караарнинской нефти стш реют под воздействием высоких температур, то при

14

Таблица в

Тип смесей

Марка вяжущего

Температура см

асей. °С

при выпуске из смесителя

в асфальтоукладчике при укладке в конструктивный слой, не ниже

без ПАВ

с ПАВ

без ПАВ

с ПАВ

Горячие

ВНМВ 60/90

120-140

100-120

90

90

ВНМВ 00-130

110-120

100-110

90

80

Теплые

ВНМВ 130/200

90-110

90-100

70

70

ВНМВ 200/300

90-110

90-100

70

70

УДК 625.062.3:665.775(075.5)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ВЯЖУЩИХ ИЗ ТЯЖЕЛЫХ НЕФТЕЙ КАРААРНИНСКО-ГО И ДЖАРКУРГАНСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ И ОСНОВАНИЙ. Союзаорнив. М., 1981.

Показана возможность получения вязких и жидких вяжущих, пригодных для дорожного строительства, как традиционным способом - путем окисления остатка после отбора легких фракций, выкипающих до 300-380°С, так и путем прямого окисления тяжелой нефти или ее прямогонных остатков.

Приведены технология получения вязких и жидких вяжущих из тяжелых нефтей Караарнинского и Джар -курганского месторождений, требования к их качест -ву; область применения, технология приготовления и технический контроль за качеством смесей на основе вяжущих из тяжелых нефтей, техника безопасности при работе с ними.

Настоящие 'Методические рекомендации' составлены на основе исследовательских и опытно-экспериментальных работ, проведенных в 1974-1979 гг. Союэдор-нии и его Среднеазиатским филиалом, а также БашНИИ НП и ЦПКТБ Мннавтодора КазССР.

Табп.10.

© Союздорнни, 1981г.

УДК 625,062.3:665.775(075.5)

Предисловие

Один из путей частичной ликвидации дефицита биту-» ма в Казахстане и Средней Азии - расширение сырьевой базы для его производства путем применения тя -желых нефтей Караарнинского и Джаркурганского мес-торождений, содержащих большое количество асфальтосмолистых веществ.

Для получения битумов высокого качества, отвечающих требованиям ГОСТ 22245-76 "Битумы нефтян ы е дорожные вязкие. Технические условия', предъявляв -мым к маркам БНД, необходимо строить спедиализи -рованные битумные заводы, позволяющие осуществить отбор легких фракций, выкипающих до 300-380°С. Производительность таких заводов должна быть не менее 80-150 тыс.т в год, так как такое количество битума можно вывезти автомобильным транспортом на строительные объекты. При большей производительности завода необходимо предусматривать базы для хранения и распределения битумов, доставляемых туда по железной дороге.

В настоящее время на территории Казахстана дей -ствует ряд нефте окислительных установок, конструкция которых не позволяет осуществлять отбор легких фракций без реконструкции, невозможной без дополнитель -ных капитальных вложений, специальной измерительной аппаратуры и другого оборудования.

Однако для строительства дорог с твердым покры -тием можно использовать вяжущие, полученные на указанных нефтеокислительных установках прямым окислением тяжелых нефтей или их прямогонных остатков.

Исследования, проведенные в 1974-1979 гг. Союз -дорнии и его Среднеазиатским филиалом, а также БашНИИ НП и ЫПКТБ Минавтодора КазССР, показали, что такие вяжущие, уступающие по качеству битумам,

*

отвечающим требованиям ГОСТ 22245-76, можно ис -пользовать при устройстве покрытий и оснований ав -томобильных дорог низших категорий и при стадийном строительстве дорог. Расширение сырьевой базы для производства дорожных органических вяжущих путем применения тяжелых высокосмолистых нефтей позволит частично ликвидировать дефицит битума, решить трано-портную проблему и уменьшить транспортные расходы в связи с размещением битумных установок в районах потребления вяжущих, исключить необходимость разо -грева и обезвоживания вяжущих, что положительно скажется на их свойствах.

"Методическими рекомендациями по применению вяжущих из тяжелых нефтей Караарнинского и Джаркур-ганского месторождений при строительстве дорожных покрытий и оснований" предполагается руководство -ваться при широком опытном строительстве. В них приведены технология получения вязких и жидких вяжу -щих из тяжелых нефтей указанных месторождений и требования к их качеству; показаны область применения, технология приготовления и контроль за качест -вом смесей на основе вяжущих из тяжелых нефт е й , техника безопасности при работе с ними.

"Методические рекомендации" составили: кандида -ты технических наук Л.М.Гохман, Д.С. Шемонаева, И.А.Плотникова (Союздорнии), Г.А.Попандопуло (Узорг-техдорстрой), Р.С.Ахметова (БашНИИ НП),В.Я.Стрельникова, инженеры В.К.Найденко, В.Н.Елькин (ЦПКТБ Минавтодора КазССР).

Все замечания и пожелания просьба направлять по адресу: 143900, Московская обл., Балашиха-6, Союздорнии.

4

I. Общие положения

1.1.    Один из путей ликвидации дефицита битума -расширение сырьевой базы для его производства за счет использования запасов тяжелых нефтей, содержа -щих большое количество асфальт о смол истых веществ.

1.2.    Для получения битумов марок БНД и БН, отвечающих требованиям ГОСТ 22245-76 и применяемых при строительстве высококачественных асфальтобетон-» ных покрытий и оснований, необходима предваритель -ная подготовка тяжелой нефти - получение остатка с высокой глубиной отбора легких фракций.

Вязкие дорожные битумы, отвечающие требованиям ГОСТ 22245-76, могут быть получены из д ж ар курган -ской нефти путем окисления остатка (при t *260°С ) после отбора легких фракций, выкипающих до 300°С,из караарнинской нефти - путем окисления остатка после отбора легких фракций, выкипающих до 38СРС и выше, либо переокислением нефти с последующей пластификацией (например, дегтем).

Жидкие дорожные битумы, отвечающие требованиям ГОСТ 11955-74 'Битумы нефтяные дорожные жидкие**, из тяжелых нефтей обоих месторождений можно полу -чать разжижением битума вязких марок с глуби ной проникания иглы не выше 90 растворителями (в соответствии с ГОСТ 11955-74) или нефтяными дистилля -тами определенного фракционного состава (например, головной фракцией тех же нефтей с пределами кипения 175-350°С и температурой вспышки 75°С).

1.3.    Асфальтобетон, приготовленный на основе ста»* дартных вязких и жидких битумов из тяжелых нефтей, полностью отвечает требованиям ГОСТ 9128-76 'Сме -си асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия'.

1.4.    В связи с тем, что на ряде действующих неф -

5

теокислительных установок без их существенной рекож струкдии глубокий отбор легких фракций нефти невоз -можен, вяжущие можно получать путем прямого окисления нефтей. Такие вяжущие получили название неф -тяных местных вяжущих.

1.5. Правильный выбор температурных режимов приготовления асфальтобетонных смесей на основе таких вяжущих позволяет использовать последние при строительстве покрытий и оснований на дорогах III—1У ка -тегорий.

2. Технология получения и свойства вяжущих из тяжелых караарнинской и джаркурганской нефтей

2.1.    Местные нефтяные вяжущие получают путем прямого окисления нефти или ее прямогонных остат -ков (условная вязкость которых, как правило, не превышает 25 с;. Эти вяжущие могут быть вязкими и жид* кими. Они не отвечают требованиям ГОСТ 22245-76 и ГОСТ 11955-74, а асфальтобетоны на их основе - требованиям ГОСТ 9128-76. По сравнению со стандартными битумами они обладают рядом специфических осо -беяностей, обусловленных природой сырья и технологией изготовления.

2.2.    Местные нефтяные вяжущие вязкие характеризуются хорошими свойствами при низких температу -рах, но одновременно низкой температурой вспышки и повышенной склонностью к старению.

2.3.    Местные нефтяные вяжущие жидкие в большинстве случаев отличаются меньшими температурой вспышки и скоростью формирования, чем жидкие битумы клао са МГ, а также имеют заниженные показатели количества испарившегося разжижите ля и температуры раз -мягчения остатка после прогрева в связи с тем, что их готовят не разжижением, а прямым окисле н и е м нефти.

6

2.4.    Чтобы обеспечить сцепление полученных вяжущих с минеральными материалами, следует приме н я т ь поверхностно-активные вещества (ПАВ), в первую очередь катионные - типа аминов и амидо-амннов (БП-3; амины С47и их кубовые остатки и др.).

2.5.    ПАВ можно вводить в готовое вязкое жлн жидкое вяжущее. При изготовлении жидких вяжущих спо -собом разжижения ПАВ удобно вводить в разжижитель

2.6.    Соотношение вязкого битума, разжижителя и ПАВ в смеси обусловливается вязкостью исходного бв-тума и его активностью и устанавливается лаборато -рией для каждого конкретного случая.

3. Технические требования к вяжущим из тяжелых караарнинской и джаркурганской

нефтей

2.1.    Вязкие вяжущие из караарнинской нефти, полученные путем прямого окисления нефти или ее прямогонных остатков, в зависимости от вязкости делятся на четыре марки ( ВНМВ 60/90, ВНМВ 90/130, ВНМВ 130/200 и ВНМВ 200/300) и должны удовлетворять требованиям ТУ 218 КазССР 66-80 'Вяжущие нефтяные местные вязкие, получаемые прямым окислением караарнинской нефти и ее прямогонных остатков* приведенным в табл Л.

3.2.    Жидкие вяжущие из караарнинской нефти, полученные прямым ее окислением, в зависимости от вязкости делятся на три марки (ВНМЖ 40/70,ВНМЖ 7СУ130 и ВНМЖ 130/200) и должны удовлетворять требованиям РСТ КазССР 696-80 "Вяжущие нефтяные местные жидкие", приведенным в табл.2.

7

00

Таблица 1

Показатели вязких вяжущих

Величины

нормативных показателей вяжущих

марок

ВНМВ

200/300

ВНМВ

130/200

ВНМВ

90/130

ВНМВ

60/90

Глубина проникания иглы.дмм при 25 ЬС (1 ООг, 5с)‘

201-300

131-200

91-130

61-90

при 0°С (200г,80с), но менее

45

35

28

20

Температура размягчения по КиШ, ЬС, не ниже

38

42

45

50

Растяжимость при 25°С. см, не менее

-

30

25

20

Температура хрупкости, °С, не выше

Минус 20

Минус 18

Минус 17

Минус 15

Темпеоатура вспышки, °С, не ни>^е

175

175

180

180

Сцепление с мрамором или песком х7

Выдерживает в соответствии с контрольным образцом & 2

Изменение температуры размягчения после прогрева,

°С, не более

14

13

12

11

Индекс пенетрапии

Плюс 1,5- минус 1

Содержание водорастворимых соединений.%, не более

0,4

0.4

0.5

0.5

^Определяется по методу А ГОСТ 11508-74 (пассивное сцепление).

Таблица 2

Показатели жидких вяжущих

Величины нормативных показателей вяжущих марок

Ьнмж

40/70

ВНМЖ

70/130

ВНМЖ

130/200

Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60°С, с

41-70

71-13#

131-200

Количество испарившегося разжижите-ля при выдерживании вяжущего в термостате (110°С, 5 ч) или в вакуум-термостате (100°С, 3 ч), %

4

3

3

Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижите ля, °С, не ниже

24

26

30

Температура вспышки в открытом тиг-ле, °С, не нижо

110

120

130

Сцепление с мрамором или песком^

Выдерживает в соответствии с контрольным образном № 2

^Определяется по методу Б ГОСТ 11508-74 (активное сцепление). Показатель не является браковочным.

со