ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПФР)
Госуллрс-туетюе учреждение
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВЛЕНИЯ
Отделения Пенсионного фонда | Российской Федерации
у в. Шэбатовч*. 4, ГСП - 1. Мости, II9WI тепгаЯп; 20ТО50 WR RU, фме 9120661 ОГРН I02^700220624 И1Ш/КПП 7706016!11/770601001
20.12.2010 к» БГ-04-24/13784
рг,
п
Для информации и руководства в работе направляем « Рекомендации по проектированию административных зданий Пенсионного фонда Российской
Федерации ».
Данные рекомендации служат дополнением к нормативным документам при проектировании строительства, реконструкции административных зданий и приспособления )дакий при проведении капитального ремонта под учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации.
Приложение: на 61 стр.
1
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕКОМЕНДАЦИИ
по проектированию административных зданий Пенсионного фонда Российской Федерации
МОСКВА-2010
7
3.13. При проектировании интерьеров зданий ПФР, для отделочных материалов и элементов технологического оснащения помещений рекомендуется по возможности применять цветовые сочетания, соответствующие фирменному стилю ПФР данного Постановления Правления ПФР (№>150п от 21.06.06).
4. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ.
4.1. Сеть зданий Г1енсионног|о фонда Российской Федерации предназначена для размещения:
Отделений ПФР;
- Управлений ПФР;
- Отделов ПФР;
- Центров но выплате пенсий ПФР.
4.2. Головными учреждениями ПФР в республиках, краях, областях и автономных округах Российской Федерации, исполняющими функции руководства и контроля за деятельнортью остальных массовых учреждений Пенсионного фонда, являются Отделения ПФР.
4.3. Основными массовыми учреждениями ПФР, осуществляющими первичные функции пенсионного обслуживания (в т.ч. приема) граждан и застрахованных лиц (территориальным^ органами ПФР), являются Управления и Отделы ПФР.
4.4. Управления ПФР, как правило, предусматриваются, для районов и городов с численностью пенсионеров более 5 тысяч и численностью застрахованных лиц - более 10 тысяч человек. Для районоз с меньшими значепклми указанных величин предусматриваются Отделы ПФР.
4.5. Центр по выплате пенсий ЦФР является не столь массовым, как Управления ПФР и Отделы ПФР, но перспективным видом учреждения ПФР, сформированным путем сосредоточения функций централизованной выплаты пенсий под эгидой единого центру (республиканского, областного или краевого, межрайонного).
8
4.6. С учетом особенностей формирования сети учреждений ПФР в отдельных регионах, Клиентская служба (входящая в состав Управлений и Отделов ПФР, см. Приложение 1) может размещаться, как в специальных собственных зданиях, так и на площадях зданий иного функционального назначения.
4.7. Отделы ПФР, организованные как самостоятельные структурные элементы системы учреждений ПФР, допускается размещать в зданиях территориальных органов власти.
4.8. При новом строительстве или реконструкции административных зданий Пенсионного фонда в городах - областных (республиканских, краевых) центрах, где, как правило, имеется несколько учреждений ПФР, для экономии площади участка, общей площади зданий и достижения функциональных преимуществ деятельности учреждений, их, по возможности, рекомендуется объединять в кооперированные комплексы, а состав которых целесообразно включать:
отделение, городское управление и центр по выплате пенсий ПФР (или любые два из названных учреждений) - комплекс тип 1\
районное управление (или отдел) и центр по выплате пенсий ПФР — комплекс тип 2;
4.9. Центр по выплате пенсий ПФР, работа которого связана с большим объемом почтовых отправлений платежных документов, по возможности, следует кооперировать с филиалом почтового отделения.
5. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТКА
5.1. Здания Отделений Пенсионного фонда Российской Федерации следует размещать в городах - областных (краевых, республиканских, окружных) центрах приближенно к центральной части города, его административному и культурному центрам.
5.2.Здания Управлений, Отделов и Центров по выплате пенсий ПФР следует размещать в городах - районных центрах, также - приближенно к
9
центральной части города и его административному центру.
5.3. Размещение зданий учреждений ПФР в сельских поселениях не рекомендуется.
5.4. Площадки для остановка специализированных средств общественного транспорта, перевозящих только инвалидов, следует предусматривать на расстоянии не далее 100м от входов в здания, доступные для МГН.
5.5. Размещение административных зданий ПФР на территориях санитарно-защитных зон промышленных предприятий не допускается, за исключением санитарно-защитных зон предприятий I и II класса вредности, на основании СанПиН 2.2.1 /2.1.1.1200-03.
5.6. Минимальное расстояние между зданиями ПФР и зданиями другого функционального назначения, в зависимости от этажности, следует принимать по СНнП 2.07.01-89* и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01, согласно условиям инсоляции.
5.7. Для зданий Учреждений ПФР должны выделяться земельные участки согласно Приложению 7 (рекомендуемому) СНиП 2.07.01-89 для размещения на пих функциональных зон.
5.8. Площадь участкоп административных зданий ПФР следует принимать с учетом следующих удельных показателей в зависимости от этажности здания, м2, на сотрудниха
44 - 18, 5 при этажности 3-5 этажей 13,5-11 при этажности 9 - 12 10,5 при этажности 16 и более.
Очевидно, что с учетом этих показателей определяется площадь только открытой части участка (без учета площади застройки, занятой зданием). Всю же требуемуто(общую) площадь участка, исчисляемую в пределах его периметра, следует определять как сумму площадей его функциональных зон и площади застройки здания, которая в каждом отдельном случае зависит от конкретного проектного решения.
5.9. Количество и назначение стояночных мест автостоянки следует определять по таблице Приложения 2.
10
5.10. Площадь обычных мест стоянок автотранспорта определяется в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89* и СНиП 21-02-99* с учетом показателя площади парковки одного автомобиля 25,0м2.
5.11. Площадь мест стоянки автомобилей инвалидов определяется в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001. Согласно п.3.12 следует выделять не мепее 10% мест ( ко не менее одного места ) для транспорта инвалидов. Ширина зоны для стоянки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м. Такие места должны обозначаться знаками, принятыми в международной практике.
5.12. В административных зданиях ПФР допускается устройство встроенных стоянок служебного автотранспорта (без функции техобслуживания автомобилей) размещаемых з подвальном или цокольном этажах.
5.13. Стояночные места, предназначенные для автомобилей инвалидов, должны быть максимально приближены к доступному для инвалидов входу в здание ПФР, во всяком случае - находиться не далее 50 м от него.
5.14. Ширина пути движения к главному входу в здание учреждения ПФР, для обеспечения условий встречного движения инвалидных колясок, должна быть нс менее 1,8 м.
5.15. В зоне отдыха следует предусматривать дорожки, площадку и скамьи для отдыха, газоны и цветники. В этой зоне должна находиться основная масса зеленых насаждений.
5.16. Планировочное решение зоны отдыха (ширина дорожек, радиусы их поворота, уклоны, парапеты и т.д.) должны отвечать условиям доступности для инвалидов в соответствии со СНиП 35-01-2001.
5.17. В хозяйственной зоне следует размещать при необходимости ремонтные и вспомогательные службы.
5.18. Для размещения служебного автотранспорта, на территории хозяйственной .зоны, допускается устройство отдельно стоящего гаража, вместимость которого определяется при разработке задания на проектирование.
и
5.! 9. Взаимное размещение функциональных зон участка зданий ПФР не регламентируется.
5.20. При создании кооперированного комплекса учреждений ПФР (см.п.4.9. настоящих Рекомендаций), площадь участка комплекса допускается уменьшать на 30% по сравнению с самостоятельной организацией кооперируемых учреждении. Уменьшения следует достигать только за счет сокращения хозяйственной зоны участка и зоны отдыха.
5.21. В условиях характерного для многих городов России дефицита свободных территорий, а также - широко применяемой практики использования для размещения учреждений ПФР существующих зданий другого функционального назначения, несмотря на вышеизложенные рекомендации, размеры земельных участков учреждений ПФР жестко не регламентируются, и определяются с учетом конкретной градостроительной ситуации.
5.22. На участках учреждений ПФР следует предусматривать возможность подъезда к зданию пожарной техники с учетом требований статьи 67 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
6. ОБЪЕМНО-ПЛАШ1РОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ
6.1. С учетом стесненных градостроительных условий большинства городов Российской Федерации, и, как следствие, - малой площади выделяемых для нового строительства участков, предпочтительными являются компактные объемно планировочные решения зданий учреждений ПФР с размещением всех подразделений в едином здании.
6.2. Для относительно свободных градостроительных условий и зданий крупных учреждений ПФР, с расчетными контингентами сотрудников свыше 200 человек, а также - для кооперированных комплексов учреждений ПФР (см. п.4.9 настоящих Рекомендаций) допускаются объемно-планировочные решения с выделением блоков различного функционального назначения (столовой, архива, клиентской службы, и др.).
12
6.3. Административные здания ПФР следует проектировать высотой не более 9 этажей. В каждом отдельпом случае проектирования, высота здания должна определяться с учетом функциональной и эксплуатационной необходимости, площади участка, его архитектурного и природного окружения. При благоприятных градостроительных условиях, для Управлений и Огделов ПФР рекомендуется проектирование зданий высотой до 4-х этажей, что обеспечивает сравнительно большую площадь первого этажа, достаточную для размещения Клиентской службы (см. п.6.11) только на 1 этаже, тем самым - исключает необходимость устройства лифтов для инвалидов н удешевляет строительство.
6 4. Высота помещений в чистоте (от пола до потолка) рабочих помещений сотрудников учреждений ПФР во вновь проектируемых зданиях должна быть не менее 3-х метров.
6.5. При использовании для размещения учреждений ПФР существующих зданий, допускается высота рабочих помещений сотрудников - не менее 2,5 м.
6.6. При размещении учреждений и подразделений ПФР во встроенных или пристроенных блоках при жилых зданиях, высоту рабочих помещений сотрудников допускается принимать ранном высоте жилых помещений.
6.7. Конференц-зал рекомендуется располагать на нижних этажах здания. Зальные помещения (конференц-залы, обеденные залы столовых и др.) необходимо размешать по этажам в соответствии с табл. 6.2 СНиП 31-05.
6.S. Столовую, кзфе(буфет) рекомендуется размещать на кнжних этажах зданий ПФР, поблизости от вестибюля. Допускается размещать столовую на двух смежных этажах: на одном - производственные и складские помещения, на другом - обеденный зал с кухней и моечной.
6.9. Перечень помещений, которые допускается размещать в подвальном и цокольном этажах зданий ПФР, приведен в Приложении Д СНиП 31-06-2009.
6.10. Размещение в основном здании ПФР помещений для хранения легковоспламеняющихся и горючих материалов не допускается.
6.11. Клиентскую службу Управлений и Отделов ПФР следует размещать строго на 1 этаже зданий.
2
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕШШИЯ
1.1. Настоящие Рекомендации разработаны в дополнение к существующим нормативным документам и распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых административных зданий Пенсиокно1Т> фонда Российской Федерации (ПФР), а также - на проектирование помещений отдельных подразделений ПФР, размещаемых в зданиях другого функционального назначения.
Рекомендации следует использовать и для оценки пригодности под учреждения и подразделения Пенсионного фонда арендуемых зданий и помещений.
1.2. Настоящие Рекомендации распространяются на все регионы Российской Федерации, независимо от особенностей и различий организации о НИХ системы Учреждений пенсионного обеспечения граждан.
1.3. Рекомендации распространяются на размещение, размер участков, функциональные группы помещений, объемно-планировочные решения, инженерное оборудование и внутреннюю среду административных здании Пенсионного фонда.
1.4. Рекомендации нс распространяются на проектирование зданий н помещений руководящих (федеральных) органов Пенсионного фонда Российской Федерации, а также - Отделений ПФР, обслуживающих города федерального значения (Москва, Санкт - Петербург). Задачи функцнональпо-плакировочлой организации таких Учреждений должны решаться по результатам специального анализа условий проектирования конкретных объектов.
1.5. При сохранении функций ПФР в будущем, настоящие Рекомендации также сохранят свою значимость, независимо от возможного перераспределения функций между Учреждениями ПФР в процессе развития системы пенсионного обеспечения.
1.6. Приведенные в настоящих Рекомендациях сведения, содержат данные из норматиокых документов в части планировки помещений.и их оснащения.
При реальном проектировании, в соответствии с копструктиоио-планироаомным решением, конкретного, вновь строящегося или реконструируемого здания ПФР, размеры, пропорции и вместимость помещений могут изменяться.
1
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
2.L. В настоя!дих Рекомендациях приведены ссылки на следующие документы:
Федеральный закон РФ от 22 июля 2008г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
СИиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения»
Актуализированная редакция СНнП 2.08.02-89*.
СНиЛ 31-05-2003 «Общественные здания административного
назначения».
СНиП 2.07.0 [-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для мшюмобнльных ipymi населения».
СП 35-101-2001 «Проектировать зданий и сооружении с учетом доступное!и для мшюмобияьных групп населения. Общие положения».
СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные».
СНиП И-11 -77* «Защитные сооружения i ражданской обороны».
СПиП 23-05-95*(2003) «Естественное и искусственное освещение».
СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция н кондиционирование».
СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий».
СНиП 21-02-99* «Стоянки автомобилей».
СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых м общественных здшшм».
IDIF Щ4-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при
пожарах в зданиях и сооружениях*.
Проектируемые вариант f/1
1 - Унитаз
2 - Откадыбатаяся о/гора для рук
3 - Бумагодержатель
4 - Горизонтальтй поручень
5 - Крючок для одежды
6 - Рокабина с туалетной полкой
7 - Рукасушитель
1 - Чнитаз
2 - Откидыбскааяся опора для рук
3 - Бумагодержатель
< - Горизонтальный поручень
5 - Крючок для одежды
6 - Ракобина с туалетной полкой
7 - Рукосушитель
л
Т1ПБ 105-03 «Определение категорий помещений, знании н наружных
усганорок по взрывопожарной и пожарче»: опасности».
СП 5П (30.3009 «Системы противопожарной защиту. Установки пожарной сигнализации я пожаротушения автоматические Нормы и правит проектирования».
НГШ 1 10-03 «Перечень «Дании, сооружений, помещений и пбор/д •>».:»« г т подлежащих защите автомачичсскимн установками п ож п ротущойия и автоматической пожарной сигпаичзсцией».
КПК 250-97 «Лифты для транспортирования пожарных махф&йелетши»: зданиях и сооружениях. Общие технические требования».
ПТШ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации».
ППБ 88-2001* «Установки пожаротушения и ешкааьзоцик. Нормы у Правила проектирования».
ГОСТ 12.1.004-91* «Система стандартов безопасное™ труда. ‘Ложтрная безопагност!. Об tune требования»
ЛУЭ «Правила устройства злектроус ганозок»
СанПнЛ 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Ссчппарио-затдиг.тыс таим и санитар па.» клзссчфпкгчтя предприятий, сооружений я «них объектов.
СМиП 2.01.07-851* «Нагрузки и воздействия».
СИчП 2.02.01-83* «Основания зданий и сооружений».
СНлП 2.92.94-88 «Осноияиня и фу адамситы гл вечномерзлых футах*.
ClJifil 23-01-99* «CrpoirraJ'.Miaji климатология»
Cl lull 23-02-2003 «Тепловая защита чдотш».
/*ОСТ 22011-95 «Лифты пассажирские и трузпвые. Технически:.* условия».
ГОС! Г 51630-2000 «Платформы подомные с «•'ртгг-.сльяг ч' и кайленным перемененном для инвалидов. Техимчегк»*? трсбочущгч
ДОСТУПНОСТИ».
ГОСТ 1' 516Э1-200С «Лифты пассажире «тис. Технические требоп-тия доступности д.тп инвалидов».
РД 78.36 003-2002 МИД России «Иижсперио-тсхнтпескзя
5
укгчнггслностт.. Технические средства охрзтгы. Требования и нормы проектирования по защите объегггоп от прсступпых посягательств».
СО !53-34.z'i ‘ 72-2003 «Инструкция по устройству молштезавдггы зданий, сооружений н лромьпг.лепиых коммуникаций».
ОзмПиК 22.2/2.4.И*«0-01 «Гигиенические требование к персоналкам .^ектрои!(о^пт.г1пелнтвльс1ым машинам и орГалтнации работы».
СпкПиН 2.2.1/2.1.1.127?-03 ч<ГмИ1011мческ11е требования к естественному, пскусстг^шому и совмещенному освещению жилых н общественных зданий».
СамПиМ 2.2.1/2Л .1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и селиисзлщите помсщсчп-.i жилых ч оГмц"-стценпь\х зданий и территорий».
3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1. Административные здания Пенсионного фонда Российской Федерации преднагг^чемы для размещения учреждений, осуществляющих функции neucHouLorc обеспечения граждан Российской Фсдсрацтг
1.2. (Соличсс»по и состав сотрудников учреждений ПФГ определяете! исходя из численности пенсионеров u aacipaxc‘U/iHiiiyix лгш, обслуживаемых учреждениями. 1» угле;»л даются Постановлениями Праилкгшя ПФР.
3.3. Для расчет » площади участков и функциоиольпо-пляцнровочцой структур^' Учреждений ПФР следует аегюльзазвдь расчетный контингент
5.J.M,•№], который определяется аичкгаичгм :с- общего числа сотрудников у;рг ждпгия численности млад- юге. обслужитюшего н ведомого гслыгого перооюяз (работников предприятии обществе иного юкааил, медицинских рибоэтшго:). гардеробщиков, всдиталс»?, электромонтеров, уборщиц, подсобных рабочих, дворников, петопшпеоп, рэхгеров и лр.).
'.4. П|.кущоч.пчельным следует считан, размещение учреждений ПФР г. огдегп.ис «ллят«!х, спстшяпмю сироскгирояа:1имх зданиях.
J.J* Допускветер ряд меняли те. учрсждсгшЯ ПФР п их отдельных подразде;|ц»о|й вс встроенных п:щ пристроенных блоках з цапли другого Фунмугоцлды.що часню-сипя, « т.ч. - жилых. При этом должна обеспечиваться илг.кирогочлая изоляции Ц ВОЗМОЖНОСТЬ АВТОНОМНОГО фуНКИИОНПрОВОГГГЯ
6
учреждений (подразделений) ПФР и учитываться те же нормативные требования, что и для вновь строящихся зданий. *
3.6. При проектировании помещений Учреждений Пенсионного фонда Российской Федерации, размещаемых в жилых зданиях, помимо настоящих Рекомендаций следует руководствоваться нормами СНиП 31-01-2003, установленными для помещений общественного назначения, размещаемых в жилых зданиях.
3.7. Здания учреждений Пенсионного фонда Российской Федерации должны проектироваться по П классу ответственности.
3.8. Необходимость устройства сооружений гражданской обороны в административных зданиях ПФР определяется по согласованию с региональным органом МЧС. При необходимости такие сооружения проектируются в соответствии с требованиями СНиП II-11-77*.
3.9. Здания учреждений ПФР должны проектироваться с учетом доступности для маломобильных групп населения в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 и СП 35-101-2001.
ЗЛО. Строительные и отделочные материалы, применяемые для зданий ПФР, должны иметь гигиенические и пожарные сертификаты.
3.11. При проектировании административных зданий ПФР для различных регионов и городов России, следует стремиться к их узнаваемости среди других зданий городской застройки за счет единства приемов достижения архитектурной выразительности (рисунка фасада, применяемых материалов, соотношения глухих поверхностей и световых проемов, объемно-пространствешюго решения здания и т.д.).
3.12. При разработке архитектурно - художественных решений зданий ПФР, элементов благоустройства территории, следует использовать элементы и цвета фирменного стиля и символики ПФР утвержденные Постановлением Правления ПФР №150п от 21.06.06.