Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

36 страниц

Купить НД 2-020101-087 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Объем освидетельствований

     1.4 Общие технические требования

     1.5 Условия удовлетворения требованиям к делению на отсеки

     1.6 Коэффициенты проницаемости

2 Вероятностная оценка деления судов на отсеки

     2.1 Общие положения

     2.2 Требуемый индекс деления на отсеки R

     2.3 Достижимый индекс деления на отсеки А

     2.4 Расчет фактора pi

     2.5 Расчет фактора si

     2.6 Проницаемость

     2.7 Специальные требования, касающиеся остойчивости пассажирских судов

     2.8 Оценка аварийной остойчивости судов, предназначенных для перевозки лесного палубного груза

     2.9 Повреждения днища

3 Аварийная посадка и остойчивость

     3.1 Общие положения

     3.2 Размеры расчетного повреждения

     3.3 Требования к элементам аварийной посадки и остойчивости

     3.4 Дополнительные требования к аварийной посадке и остойчивости

4 Специальные требования к судам типа В с уменьшенным надводным бортом и к судам типа А

     4.1 Общие положения

     4.2 Посадка и загрузка судна перед повреждением

     4.3 Размеры повреждений

     4.4 Аварийная посадка и остойчивость

5 Требования к судам, находящимся в эксплуатации

     5.1 Навалочные суда, рудовозы и комбинированные суда

Приложение 1. Руководство по оформлению расчетов деления на отсеки и аварийной остойчивости

Приложение 2. Определение расчетной глубины повреждения b

 
Дата введения01.01.2016
Добавлен в базу12.02.2016
Завершение срока действия01.01.2017
Актуализация01.01.2021
Дополняет:НД 2-020101-087

Этот документ находится в:

Организации:

30.09.2015УтвержденРоссийский морской регистр судоходства
РазработанРоссийский морской регистр судоходства
ИзданРоссийский морской регистр судоходства2016 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 30.09.15

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

Часть V

ДЕЛЕНИЕ НА ОТСЕКИ

НД №2-020101-087

Санкт-Петербург

2016

Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу I января 2016 года.

Настоящее девятнадцатое издание Правил составлено на основе восемнадцатого издания 2015 г. с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МЛКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО).

Правила состоят из следующих частей: часть I «Классификация»; часть II «Корпус»;

часть III «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная защита»;

часть VII «Механические установки»;

часть VIII «Системы и трубопроводы»;

часть IX «Механизмы»;

часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть XII «Холодильные установки»;

часть XIII «Материалы»;

часть XIV «Сварка»;

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность корпусов судов и шлюпок из стеклопластика»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или зкешгуатационные особенности судна»;

часть XVIII «Общие правила по конструкции и прочности навалочных и нефтеналивных судов» (Part XVIII “Common Structural Rules for Bulk Carriers and Oil Tankers"). Текст части XVIII соответствует одноименным Общим правилам МЛКО.

Части I — XVII издаются в электронном виде и твердой копии на русском и английском языках. В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

Часть XVIII издастся только на английском языке в электронном виде.

ISBN 978-5-89331-302-4


© Российский морской регистр судоходства, 2016


Настоящее девятнадцатое издание Правил, по сравнению с предыдущий изданием (2015 г.), содержит следующие изменения и дополнения.

По всему тексту Правил термин «катсгория(и) ледовых усилений» заменен термином «ледовый(е) класс(ы)», термин «суца ледовою плавания» заменен термином «суда ледовых классов».

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ ЧАСТЬ V. ДЕЛЕНИЕ НА ОТСЕКИ Внесены изменения редакционного характера.

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ V. ДЕЛЕНИЕ НА ОТСЕКИ

1

Общие положения.............

5

3

Аварийная посадка и остойчивость . . .

19

1.1

Область распространения.........

5

3.1

Общие положения.............

19

1.2

Определения и пояснения.........

5

3.2

Размеры расчетного повреждения.....

19

1.3

Объем освидетельствований........

6

3.3

Требования к элементам аварийной посадки

1.4

Общие технические требования......

. 7

и остойчивости..............

20

1.5

Условия удовлетворения требованиям

3.4

Дополнительные требования к аварийной

к делению на отсеки...........

10

посадке и остойчивости..........

20

1.6

Коэффициенты проницаемости......

10

4

Специальные требования к судам типа В

2

Вероятностная оценка деления судов

с уменьшенным надводным бортом

на отсеки .................

11

и к судам типа А.............

27

2.1

Общие положения.............

. 11

4.1

Общие положения.............

27

2.2

Требуемый индекс деления на отсеки R . .

. 11

4.2

Посадка и зафузка судна перед

2.3

Достижимый индекс деления на отсеки А

. 11

повреждением...............

27

2.4

Расчет фактора р,............

12

4.3

Размеры повреждений...........

28

2.5

Расчет фактора st.............

13

4.4

Аварийная посадка и остойчивость ....

29

2.6

Проницаемость..............

15

5

Требования к судам, находящимся

2.7

Специальные требования, касающиеся

в эксплуатации..............

30

остойчивости пассажирских судов ....

16

5.1

Навалочные суда, рудовозы и комби-

2.8

Оценка аварийной остойчивости судов.

нироваиыс суда..............

30

предназначенных для перевозки лесного

Приложение 1. Руководство по оформлению

палубного фуза.............

17

расчетов деления на отсеки и аварийной

2.9

Повреждения днища..........

18

остойчивости ...............

31

Приложение 2. Определение расчетной

Шубины повреждения b..........33

ЧАСТЬ V. ДЕЛЕНИЕ НА ОТСЕКИ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования настоящей часта распространяются на:

.1 пассажирские суда;

.2 нефтеналивные суда;

.3 рыболовные суда длиной £.,^100 м и имеющие на борту более 100 чел.;

.4 суда типа А и суда типа В с уменьшенным надводным бортом, указанные в 4.1.2.1 и 4.1.3.3 Правил о грузовой марке морских судов;

.5 химовозы;

.6 газовозы;

.7 суда специального назначения;

Л суда обеспечения;

.9 суда, предназначенные для перевозки радиоактивных материалов;

.10 грузовые суда длиной £.,5:80 м. не перечисленные выше;

.11 сухогрузные суда длиной L, <80 м (см. 1.4.9);

.12 ледоколы длиной Ц >50 м;

.13 буксиры длиной L| 5:40 м;

.14 земснаряды длиной £.|>40 м, трюмные земснаряды длиной L\ ^ 60 м;

.15 спасательные суда;

.16 буровые суда;

.17 плавучие маяки;

.18 суда ледовых классов Агс4 — Агс9;

.19 стоечные суда, используемые как плав-гостиницы и/или имеющие на борту более 100 чел.;

.20 навалочные суда, рудовозы и комбинированные суда, находящиеся в эксплуатации, время постройки которых оговорено в разд 5.

.21 грузовые суда длиной Ц < 100 м, нс являющиеся навалочными, которые имеют только один грузовой трюм или грузовые трюмы, не разделенные водонепроницаемой переборкой до палубы надводною борта (см. 3.4.13).

1.1.2    Для судов, на которые действие требований настоящей части не распространяются, рекомендуется принимать все меры, допускаемые назначением и условиями эксплуатации для достижения возможно лучших характеристик деления на отсеки.

Однако, если, по желанию судовладельца, в символе класса такого судна предусматривается знак деления на отсеки, оно должно отвечать требованиям настоящей части в полном обьсмс.

Применимость требований настоящей части к судам новых типов определяется по согласованию с Регистром.

1.1.3 Требования разд 4 применяются к судам типа А и судам типа В с уменьшенным надводным бортом при подтверждении выполнения требований 4.1 Правил о грузовой марке морских судов к делению на отсеки этих судов. При выполнении расчетов, требуемых разд. 4, могут быть учтены расчеты, выполненные в соответствии с требованиями разд 2 и 3.

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИИ И ПОЯСНЕНИЯ

1.2.1 Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии Правил, указаны в части I «Классификация».

В настоящей части приняты следующие определения и пояснения.

Аварийная ватерлиния — ватерлиния поврежденного судна после затопления одного или нескольких смежных отсеков.

Высота борта D —наименьшее расстояние, измеренное по вертикали от верхней кромки горизонтального киля или от линии притыкаяия внутренней поверхности обшивки к брусковому килю до внутренней линии притыкания палубы переборок к борту. 11а судах, имеющих закругленный ширстрас, это расстояние измеряется до пересечения продолженных внутренних поверхностей стального настила палубы переборок и бортовой обшивки у борта, как если бы это соединение было угловой конструкции. На неметаллических судах все указанное должно относиться к наружным поверхностям палубы и обшивки.

Высота борта теоретическая — измеряется так же, как высота борта D, но до верхней кромки бимса палубы надводного борта.

Грузовая ватерлиния деления на отсеки — ватерлиния неповрежденного судна, применяемая при делении на отсеки.

Дифферент — разность между осадкой носом и осадкой кормой, измеряемыми, соответственно, в крайней носовой и крайней кормовой точках, без учета наклона киля.

Длина деления на отсеки L, —самая большая теоретическая длина проекции судна на уровне или ниже палубы или палуб, ограничивающих вертикальную протяженность затопления при осадке судна, соответствующей самой высокой ватерлинии деления на отсеки.


Правила классификации и постройки морских су'дов


Длина судна L„ — длина судна по ватерлинии, соответствующей осадке d„.

Длина судна L\ — 96 % полной длины по ватерлинии, проходящей на высоте, равной 85 % наименьшей теоретической высоты борта, или длина от передней кромки форигтевня до оси баллера руля по той же ватерлинии, если эта длина больше.

Коэффициент проницаемости (проницаемость) помещения ц — отношение объема, который может быть заполнен водой при полном затоплении помещения, к полному теоретическому объему помещения.

Крайняя кормовая точка — кормовая граница длины деления судна на отески.

Крайняя носовая точка — носовая граница длины деления судна на отески.

Линия киля — линия, проходящая в сечении мидель-шпангоута параллельно наклону киля:

.1 через верхнюю кромку киля в диаметральной плоскости или через линию пересечения внутренней стороны обшивки борта с килем, если брусковый киль проходит ниже этой линии на судне с металлической обшивкой;

.2 на деревянных и композитных судах это расстояние измеряется от нижней кромки шпунта в киле. Если днище судна в сечении мидель-шпангоута имеет вогнутую форму или если имеются утолщенные шпунтовые поясья. то это расстояние измеряется от точки пересечения продолженной плоской части днища с диаметральной плоскостью на мидсль-шпангоутс.

Машинные помещения — пространства между водонепроницаемыми ограничивающими конструкциями помещения, содержащего главные и вспомогательные механизмы, включая котлы, генераторы и электромоторы, предназначенные в первую очередь для обеспечения движения. При необычном расположении границы машинных помещений определяются по согласованию с Рсшстром.

Мидель-шпангоут судна — находи гея на середине длины судна L}.

Наименьшая эксплуатационная осадка dt — эксплуатационная осадка, соответствующая наименьшей ожидаемой загрузке и связанной с ней емкости цистерн, включая, однако, такое количество балласта, которое может быть необходимо для обеспечения надлежащей остойчивости и/или посадки. Для пассажирских судов при определении загрузки необходимо учитывать всех пассажиров и экипаж на борту.

Осадка судна d — расстояние по вертикали от линии киля до данной ватерлинии, измеренное на середине длины судна.

Осадка судна da — наименьшая из осадок судна: осадки, соответствующей ватерлинии, от

которой установлена верхняя граница ледовых усилений корпуса, и осадки, при которой выполняются требования к ледовой аварийной посадке и остойчивости, содержащиеся в 3.4.10.

Осадка при самой высокой ватерлинии деления на отсеки d, — осадка, соответствующая ватерлинии по летнюю грузовую марку судна.

Отсек — часть внутреннего пространства судна, ограниченная днищем, бортами, палубой переборок и двумя соседними поперечными водонепроницаемыми переборками или пиковой переборкой и оконечностью.

Палуба переборок на пассажирском судне — самая верхняя палуба в любой точке по длине деления судна на отсеки Ц, до которой доводятся главные водонепроницаемые переборки и обшивка судна, а также самую нижнюю палубу, эвакуация с которой пассажиров и экипажа не будет затруднена из-за поступившей воды в любой стадии затопления для случаев повреждения, определенных в разд 2. Палуба переборок может иметь уступы. На грузовом судне в качестве палубы переборок может приниматься палуба надводного борта.

Самая высокая грузовая ватерлиния деления на отсеки —ватерлиния, соответствующая наибольшей осадке, при которой еще выполняются требования, предъявляемые к делению судна на отсеки.

Середина длины — середина длины деления судна на отески.

Спрямление судна — процесс устранения или уменьшения крена и/или дифферента.

Ширина судна В — наибольшая теоретическая ширина судна на уровне самой высокой ватерлинии деления на отсеки или ниже нес.

Частичная осадка деления на отсеки dp — наименьшая эксплуатационная осадка судна плюс 60 % разности между этой осадкой и осадкой при самой высокой ватерлинии деления судна на отсеки.

1.2.2 По всех расчетных случаях затопления принимается только одна пробоина в корпусе и учитывается только одна свободная поверхность влившейся после аварии забортной воды. При этом пробоина считается имеющей форму прямоугольного параллелепипеда

1.2J Все линейные размеры величин, имеющиеся в настоящем разделе, приняты в метрах.

1J ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

1 J.1 Положения, относящиеся к порядку классификации, освидетельствованиям при постройке и классификационным освидетельствованиям, а также


7


требования к технической документации, представляемой на рассмотрение Регистру, изложены в Общих положениях о классификационной и иной деятельности и в части II «Техническая документация» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов.

U.2 Для каждого судна, отвечающего требованиям настоящей части. Регистр осуществляет

.1 проверку соответствия конструктивных мероприятий, связанных с делением на отсеки, требованиям, указанным в 1.1.6 и 2.7 части П «Корпус», разд. 7 части III «Устройства, оборудование и снабжение», разд 2, 4, 5 и 7.1 — 7.11, 10.1, 10.2,

10.4,    12.1 части VIII «Системы и трубопроводы»;

.2 рассмотрение и одобрение Информации об аварийной посадке и остойчивости. Наставления по использованию аварийно-предупредительной сигнализации поступления воды, предусмотренного

3.4. И.4, Схемы по борьбе за живучесть и рассмотрение предусмотренной 1.4.9 Информации о последствиях затопления отсеков (принимается к сведению);

J проверку правильности назначения и нанесения дополнительных |рузовых марок, соответствующих грузовым ватерлиниям деления судна на отсеки;

.4 рассмотрение и одобрение установленной на судне ЭВМ и соответствующего программного обеспечения в случае, если для оценки аварийной посадки и остойчивости предусмотрено сс использование.

1.4 ОБЩИЕ ПАНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.4.1    Суда должны иметь как можно более эффективное деление на отсеки с учетом характера эксплуатации, для которой они предназначены. Степень деления судна на отсеки должна изменяться в зависимости от района плавания, размеров судна и числа людей на борту таким образом, чтобы высшая степень деления на отсеки соответствовала судам, имеющим наибольшую длину и занятым преимущественно перевозкой пассажиров, а также судам, совершающим рейсы в Арктике и Антарктике.

1.4.2    Ни в косм случае ни одна из грузовых ватерлиний деления на отсеки нс должна приниматься выше самой высокой грузовой ватерлинии в соленой воде, определенной, исходя из условия обеспечения прочности судна или в соответствии с Правилами о грузовой марке морских судов.

Положение установленной для данного судна грузовой ватерлинии деления на отсеки отмечается на бортах судна и в документах Регистра в соответствии с Правилами о грузовой марке морских судов.

1.4.3    Объемы и площади во всех случаях должны вычисляться до теоретических обводов. Количество влившейся воды и элементы свободных поверхностей в отсеках железобетонных, пластмассовых, деревянных и композитных судов должны вычисляться до внутренних обводов.

1.4.4    При определении начальной мстацснтри-ческой высоты поврежденного судна поправки на влияние свободных поверхностей жидкого груза, судовых запасов и балласта должны учитываться таким же образом, как в расчетах остойчивости неповрежденного судна в соответствии с 1.4.7 части IV «Остойчивость».

При построении диаграмм статической остойчивости поврежденного судна закрытые надстройки, ящики и рубки, углы заливания через считающиеся открытыми отверстия в бортах, палубах и переборках корпуса и надстроек, а также поправки на влияние жидких грузов должны учитываться таким же образом, как при построении диаграмм неповрежденного судна в соответствии с 1.4.9 части IV «Остойчивость».

Надстройки, ящики и рубки, получившие повреждения, могут приниматься в расчет только с коэффициентами проницаемости, указанными в 1.6, или вообще нс учитываться. Находящиеся внутри них отверстия для доступа в незатопленные помещения считаются открытыми для заливания при соответствующих ушах крена в тех случаях, когда они нс имеют пггатных устройств для закрытия, непроницаемых при воздействии моря.

1.4.5    При выполнении расчетов аварийной посадки и остойчивости должно быть учтено изменение исходной (до повреждения) нагрузки судна от замещения жидких грузов в поврежденных цистернах и танках забортной водой, с учетом исчезновения свободной поверхности этих грузов в затопленных танках, находящихся ниже аварийной ватерлинии.

1.4.6    Суда, на которые распространяются требования настоящей части, должны быть снабжены одобренной Ра негром Информацией об аварийной посадке и остойчивости судна при затоплении отсеков и Схемой по борьбе за живучесть. Эти документы разрабатываются с целью предоставить экипажу ясную информацию о делении судна на водонепроницаемые отсеки и оборудовании, предназначенном для сохранения водонепроницаемости судовых конструкций, образующих границы отсеков, и поддержания эффективности деления судна на отсеки, для того, чтобы в случае получения судном повреждения. вызывающего последующее затопление, могли быть предприняты надлежащие меры по предотвращению прогрессирующего затопления через отверстия в этих конструкциях и оперативно осуществлены эффективные мероприятия но уменьшению и, но возможности, компенсации потери остойчивости судна


Правила классификации и постройки морских судов

Информация об аварийной посадке и остойчивости и Схема по борьбе за живучесть должны быть простыми для понимания и исключать возможность их двусмысленной трактовки. Они не должны включать информацию, которая напрямую не связана с контролем повреждения, и быть выпушены на рабочем языке экипажа. В случае если рабочий язык экипажа не является русским или английским, то должен быть выполнен их перевод на один из этих языков.

1.4.6.1 Информация об аварийной посадке и остойчивости должна содержать:

.1 сведения о судне, включая сто размерения и допустимые осадки при плавании на чистой воде и во льдах, схематический чертеж его продольного разреза, планов палуб и двойного дна, а также характерные поперечные сечения с указанием всех непроницаемых переборок и выгородок, отверстий в них, характера закрытий этих отверстий и приводов, отверстий воздушных и вентиляционных труб;

.2 сведения, необходимые для поддержания остойчивости неповрежденного судна, достаточной для того, чтобы оно могло, в соответствии с требованиями настоящей части, выдержать самое опасное расчетное повреждение; инструктивные данные по загрузке и балластировке судна с рекомендациями по целесообразному в отношении принятого деления на отсеки распределению грузов, запасов и балласта, одновременно удовлетворяющему условиям дифферента, остойчивости и прочности судна в целом; краткий перечень требований к аварийной посадке и остойчивости судна;

3 диаграмму предельных возвышений центра тяжести судна (предельных моментов или минимальных мстацснтричсских высот), построенную с учетом обеспечения выполнения требований настоящей части и части IV «Остойчивость». Для судов, к которым применяются требования разд. 2, диаграмма предельных возвышений центра тяжести судна (или минимальных мегацентричсских высот) строится с учетом индекса деления судна на отсеки следующим образом:

минимальные значения мстацснтричсских высот (или предельные возвышения центра тяжести судна) для трех осадок d„ dp и </, принимаются равными значениям мстацснтричсских высот (или возвышений центра тяжести судна) в соответствующих случаях нагрузки, использованных при расчете фактора т,;

значения минимальной метацентричсской высоты изменяются линейно между осадками dи dp и осадками dp и d\ соответственно;

в случае если индекс деления судна на отсеки рассчитывается для различных дифферентов, диаграмма предельных возвышений центра тяжести судна строится с учетом вышеуказанных дифферентов;

.4 сводку результатов расчетов симметричного и несимметричного затоплений, в которой должны быть приведены данные об исходной и аварийной посадке, крене, дифференте и метацентричсской высоте как до, так и после принятия мер по спрямлению судна или улучшению остойчивости, а также рекомендуемые меры для этого и необходимое время. Должны быть приведены характеристики диа!рамм статической остойчивости для худших случаев затопления судна. При необходимости для судов ледовых классов Агс4 — Агс9 должны быть также приведены сведения о характеристиках ледовой непотопляемости, об аварийной посадке и остойчивости при получении расчетных ледовых повреждений;

.5 указания общего характера по контролю влияния повреждения, такие как:

немедленное закрытие всех отверстий, имеющих водонепроницаемые и непроницаемые при воздействии моря закрытия;

определение местоположения и степени безопасности людей на судне, проверка цистерн и отсеков для оценки размеров повреждения и их повторные (периодические) проверки для оценки интенсивности поступления воды;

указания о возможных причинах крена и операциях по перекачке жидких грузов с целью уменьшения крена и/или дифферента, а также о влиянии образующихся при этом дополнительных свободных поверхностей и о начале откачки влившейся воды с целью уменьшения объема поступающей внутрь судна забортной воды;

.6 сведения о расположении систем определения уровня затопления, измерительных устройств, средств вентиляции цистерн и перелива нс простирающихся выше открытой палубы, производительности насосов, схемы трубопроводов, инструкции по управлению системами перетока, сведения о средствах доступа и эвакуации из водонепроницаемых отсеков, расположенных ниже палубы переборок, для использования их аварийными партиями, а также оповещения операторов судна и других организаций для обеспечения их готовности и координационной деятельности, если требуется;

.7 расположение отверстий, нс имеющих водонепроницаемых автоматически действующих закрытий, через которые возможно прогрессирующее затопление, а также указания по возможности замедления процесса затопления судна забортной водой, связанного с наличием легких переборок и дверей или других преград, вызывающих, по крайней мерс, временную несимметричность затопления. Необходимость применения данного требования определяется Регистром для каждого конкретного судна.

1.4.6.2 Схема по борьбе за живучесть должна быть разработана в масштабе, приемлемом для


9


работы, но нс менее чем 1:200. На пассажирских судах Схема по борьбе за живучесть должна быть постоянно вывешена или находиться под рукой на ходовом мостике, в центральном посту управления судном (ЦПУ), месте сбора экипажа по трево1ам и т. п. На |рузовых судах схема должна постоянно висеть или находиться под рукой на ходовом мостике, в посту управления грузовыми операциями, ЦПУ и т. п. Необходимость представления чертежей в изометрической проекции определяется Регистром для каждого конкретного судна. Схема должна включать продольный разрез, планы всех палуб и двойного дна, а также поперечные сечения, в количестве, необходимом для наглядного и однозначного представления следующей информации:

.1 границ водонепроницаемых отсеков и цистерн;

2    расположения и устройств систем перетока, выишбных заглушек и любых механических средств спрямления крена, вызванного затоплением, а также всех клапанов и средств дистанционного управления ими в случае их установки;

3    расположения всех средств водонепроницаемого закрытия отверстий внутри корпуса судна, включая на накатных судах внутренние аппарели или двери, рассматриваемые как продолжение таранной переборки, средств местного и дистанционного управления ими, датчиков положения дверей и средств аварийно-предупредительной сигнализации. Расположение средств водонепроницаемого закрытия отверстий, открытие которых нс допускается во время рейса, должно быть ясно обозначено на схеме;

.4 расположения всех дверей в наружной обшивке судна, а также датчиков их положения, датчиков системы определения протечек и устройств наблюдения;

.5 расположения всех наружных средств водонепроницаемого закрытия отверстий на фузовых судах, датчиков их положения и средств аварийно-i 1реду iтредигельной сигнализаци и;

.6 расположения всех непроницаемых при воздействии моря средств закрытия отверстий, в местных водонепроницаемых конструкциях, расположенных выше палубы переборок и на самой нижней открытой палубе, средств управления ими и датчиков их положения в случае их установки;

.7 расположения всех осушительных и балластных насосов, постов убавления ими и соответствующих клапанов.

1.4.7 Информация об аварийной посадке и остойчивости должна быть составлена по данным Информации об остойчивости судна. Порядок распространения Информации об аварийной посадке и остойчивости с одного судна на другое аналогичен порядку распространения Информации об остойчивости, указанному в 1.4.11.2 части IV «Остойчивость». Информацию об аварийной посадке и остойчивости

допускается вводить в Информацию об остойчивости неповрежденного судна в виде отдельного раздела.

1.4.8    Для оценки аварийной посадки и остойчивости судна рекомендуется использовать судовую ЭВМ. При этом соответствующее бортовое npoipaM-мнос обеспечение должно иметь допуск Раистра.

ЭВМ нс заменяет Информацию об аварийной посадке и остойчивости. Информация об аварийной посадке и остойчивости и Схема по борьбе за живучесть должны храниться на судне в печатном виде. Бортовое программное обеспечение для расчета аварийной остойчивости, разработанное для конкретного судна и одобренное Регистром, может быть использовано только надлежащим образом подготовленными членами экипажа в качестве средства для быстрого дополнения информации, содержащейся в Информации об аварийной посадке и остойчивости и Схеме по борьбе за живучесть данного судна.

Если на судне организован быстрый доступ к признанной PC компьютеризованной береговой службе, осуществляющей оперативную оценку аварийной остойчивости и остаточной конструктивной прочности, что может также использоваться в качестве средства для дополнения информации, содержащейся в Информации об аварийной посадке и остойчивости. В этом случае контактная информация для получения быстрого доступа к береговой службе и список данных, необходимых для выполнения оперативной оценки аварийной остойчивости и остаточной конструктивной прочности береговыми службами, должны быть включены в Информацию об аварийной посадке и остойчивости.

1.4.9    Сухогрузные суда длиной L\ <80 м вместо Информации об аварийной посадке и остойчивости должны быть снабжены Схемой по борьбе за живучесть и Информацией о последствиях затопления отсеков. Эта Информация должна содержать сведения и документацию, указанные в 1.4.6.1, и результаты расчетов аварийной посадки и остойчивости судна при затоплении машинного отделения и каждого помещения для груза. Расчеты должны выполняться для двух осадок, одной из которых должна быть осадка по летнюю грузовую марку. Максимально допустимое положение центра тяжести судна должно приниматься в соответствии с Информацией об остойчивости судна. Коэффициенты проницаемости грузовых помещений должны приниматься с учетом предполагаемых к перевозке грузов и должны находиться в пределах 0.60 — 0,90. Информация о последствиях затопления отсеков должна содержать сводную таблицу результатов расчетов с указанием критических факторов и сведения, указанные в 1.4.6.1.5.

1.4.10    Каждое судно на носу и корме должно иметь четко нанесенную шкалу осадок. В том случае.


Правша классификации и постройки морских судов

когда шкалы осадок расположены таким образом, что они не могут быть ясно видимы, или условия эксплуатации затрудняют снятие показаний со шкал осадок, судно должно быть оборудовано надежной системой измерения осадок, с помощью которой можно легко определить осадку носом и кормой.

1.5 УСЛОВИЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯМ К ДЕЛЕНИЮ НА ОТСЕКИ

1.5.1    Деление судна на отсеки считается отвечающим требованиям настоящей части, если:

.1 достижимый индекс деления на отсеки А, рассчитанный в соответствии с требованиями 2.3, не меньше требуемого индекса деления на отсеки R, рассчитанного в соответствии с требованиями 2.2, и если, кроме того, частичные индексы А, Ар и Aне менее 0.9R для пассажирских судов и 0,5R — для фузовых судов;

2 к судам, для которых в раад. 2 отсутствуют указания по расчету индексов А и или R, требование 1.5.1.1 не применяется;

.3 аварийная посадка и остойчивость отвечают требованиям разд 3, с учетом 3.3.6.

1.5.2    Знак деления на отсеки вводится в символ класса судна в соответствии с 2.2.4 части I «Классификация», если при всех расчетных вариантах загрузки, соответствующих назначению данного судна, деление его на отсеки признается удовлетворительным согласно 1.5.1, аварийная посадка и остойчивость соответствуют требованиям 3.3 при затоплении любого одного или любых нескольких смежных отсеков по длине судна, соответственно вводимому знаку деления на отсеки, и доказано соответствие конструктивных мероприятий, связанных с делением судна на отсеки, требованиям, указанным в 1.1.6 и 2.7 части II «Корпус» и в разд. 7 части III «Устройства, оборудование и снабжение».

В тех случаях, когда в соответствии с 3.4 число затапливаемых отсеков изменяется по длине судна, в знаке деления на отсеки указывается меньшее из них.

1.5.3 Дополнительные условия введения в символ класса знака деления на отсеки приведены

в 3.4.

\А КОЭФФИЦИЕНТЫ ПРОНИЦАЕМОСТИ

1.6.1    В расчетах аварийной посадки и остойчивости коэффициент проницаемости затопленного помещения должен приниматься равным:

Л 0,85 — для помещений, занятых механизмами, электростанциями, а также технологическим оборудованием на рыболовных и обрабатывающих судах;

.2 0,95 — для жилых помещений, а также для пустых помещений, включая порожние цистерны;

.3 0,6 — для помещений, предназначенных для сухих запасов.

1.6.2    Проницаемость затопленных цистерн с жидким грузом или жидкими запасами, или водяным балластом определяется, исходя из предположения, что весь груз из цистерны выливается, а забортная вода вливается с учетом коэффициента проницаемости, равного 0,95.

1.6.3    Значения коэффициентов проницаемости помещений, предназначенных для твердых грузов, указаны далее в соответствующих пунктах

разд 2 — 5.

1.6.4    Значения коэффициентов проницаемости помещений могут быть ггриняты меньшими, чем указано выше, лишь в том случае, если выполнен специальный расчет проницаемости, одобренный Регистром.

Для грузовых помещений, включая рефрижераторные, ггри выполнении специального расчета проницаемости коэффициент проницаемости груза должен приниматься равным 0,6, а коэффициент проницаемости груза в контейнерах, трейлерах, ролл-трейлерах и грузовиках — 0,71.

1.6.5    Если расположение помещений судна или харакгер его эксплуатации таковы, что очевидна целесообразность применения других коэффициентов проницаемости, приводящих к более жестким требованиям. Регистр вправе потребовать ггримснс-ния этих более жестких коэффициентов.