Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

106 страниц

Купить НД 2-020101-087 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Общие требования

     1.4 Объем освидетельствований

     1.5 Техническая документация

2 Технологические требования к сварке

     2.1 Общие положения

     2.2 Сварка корпусов судов и судового оборудования

     2.3 Сварка изделий судового машиностроения

     2.4 Сварка судовых паровых котлов и сосудов, работающих под давлением

     2.5 Сварка судовых трубопроводов

     2.6 Сварка отливок и поковок

     2.7 Сварка чугуна

     2.8 Сварка плакированной стали

     2.9 Пайка твердым припоем

     2.10 Сварка алюминия и его сплавов

     2.11 Сварка меди и ее сплавов, тяжелых металлов и других нежелезных металлов

     2.12 Сварка стали высокой прочности

     2.13 Сварка титана и его сплавов

3 Контроль сварных соединений

     3.1 Общие положения

     3.2 Требования по проведению и основным параметрам неразрушающего контроля сварных соединений

     3.3 Объем неразрушающего контроля

     3.4 Оценка качества сварных соединений стальных корпусных конструкций

     3.5 Оценка качества швов сварных соединений корпусных конструкций из алюминиевых сплавов

4 Сварочные материалы

     4.1 Общие положения

     4.2 Общие требованию к сварке проб и проведению испытаний

     4.3 Покрытые электроды для ручной дуговой сварки судостроительных сталей нормальной и повышенной прочности

     4.4 Сочетания «проволока-флюс» для дуговой сварки под слоем флюса

     4.5 Сварочная проволока и сочетания «проволока-газ» для дуговой сварки в среде защитных газов

     4.6 Сварочные материалы для электрошлаковой и электрогазовой вертикальной сварки

     4.7 Сварочные материалы для сварки сталей высокой прочности

     4.8 Сварочные материалы для сварки коррозионно-стойкой (нержавеющей) стали и наплавки

     4.9 Сварочные материалы для сварки алюминиевых сплавов

     4.10 Сварочные материалы для сварки титановых сплавов

5 Допуск сварщиков

     5.1 Общие положения

6 Одобрение технологических процессов сварки стальных конструкций и изделий

     6.1 Общие положения

7 Одобрение технологических процессов сварки алюминиевых сплавов

     7.1 Общие положения

8 Одобрение технологических процессов сварки титановых сплавов

     8.1 Общие положения

 
Дата введения01.01.2016
Добавлен в базу12.02.2016
Завершение срока действия01.01.2017
Актуализация01.01.2021
Дополняет:НД 2-020101-087

Этот документ находится в:

Организации:

30.09.2015УтвержденРоссийский морской регистр судоходства
РазработанРоссийский морской регистр судоходства
ИзданРоссийский морской регистр судоходства2016 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИ! морской регистр судоходстоа

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 30.09.15

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

НД № 2-020101-087



Часть XIV

СВАРКА

Санкт-Петербург

2016

Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу I января 2016 года.

Настоящее девятнадцатое издание Правил составлено на основе восемнадцатого издания 2015 г. с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО).

Правила состоят из следующих частей: часть I «Классификация»; часть II «Корпус»;

часть III «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная защита»;

часть VTI «Механические установки»;

часть VIII «Системы и трубопроводы»;

часть IX «Механизмы»;

часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть XII «Холодильные установки»;

часть ХП1 «Материалы»;

часть XIV «Сварка»;

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность корпусов судов и шлюпок из стеклопластика»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»;

часть XVIII «Общие правила по конструкции и прочности навалочных и нефтеналивных судов» (Part XVIII "Common Structural Rules for Bulk Carriers and Oil Tankers"). Текст части XVIII соответствует одноименным Общим правилам МАКО.

Части I - XVII издаются в электронном виде и твердой копии на русском и английском языках. В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

Часть XVIII издастся только на аншийском языке в электронном виде.

ISBN 978-5-89331-304-8


© Российский морской peincrp судоходства, 2016


Настоящее девятнадцатое издание Правил, по сравнению с предыдущий издание.* (2015 г.) содержит следующие изменения и дополнения.

По всему тексту Правил термин «катсгория(и) ледовых усилений» заменен термином «лсдовый(с) класс(ы)», термин «суда ледового плавания» заменен термином «суда ледовых классов».

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

ЧАСТЬ XIV. СВАРКА

1.    Глава 2.4: в пункте 2.4.8 уточнены ссылки.

2.    Раздел 5: текст раздела полностью заменен (отредактирован с учетом требований раздела 5 части III «Техническое наблюдение за изготовлением материалов» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов).

3.    Внесены изменения редакционного характера.

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ XIV. СВАРКА

1    Общие положения............. S

1.1    Область распространения......... 5

1.2    Определения и пояснения......... 5

1.3    Общие требования............. 5

1.4    Объем освидетельствований........ 5

1.5    Техническая документация......... 5

2    Технологические требования

к сварке.................. 6

2.1    Общие положения............. 6

2.2    Сварка корпусов судов и судового

оборудования ............... 7

2.3    Сварка изделий судового

машиностроения..............II

2.4    Сварка судовых паровых котлов

и сосудов, работающих под давлением ... 11

2.5    Сварка судовых трубопроводов...... 12

2.6    Сварка отливок и поковок........ 12

2.7    Сварка чугуна.............. 13

2.8    Сварка плакированной стали....... 13

2.9    Пайка твердым припоем......... 13

2.10    Сварка алюминия и его сплавов..... 13

2.11    Сварка меди и се сплавов, тяжелых металлов и других нежслезных

металлов................. 14

2.12    Сварка стали высокой прочности..... 14

2.13    Сварка титана и его сплавов....... 14

3    Контроль сварных соединений..... 18

3.1    Общие положения............ 18

3.2    Требования по проведению и основ

ным параметрам неразру тающего контроля сварных соединений...... 23

3.3    Объем неразрушающего контроля ....    32

3.4    Оценка качества сварных соединений

стальных корпусных консфукций ....    34

3.5    Оценка качества швов сварных соединений корпусных конструкций

из алюминиевых сплавов......... 44

4    Сварочные материалы..........50

4.1    Общие положения.............50

4.2    Общие требованию к сварке проб и

проведению испытаний..........54

4.3    Покрытые электроды для ручной дуговой сварки судостроительных сталей нормальной

и повышенной прочности.........60

4.4    Сочетания «проволока-флюс» для дуговой

сварки под слоем флюса..........66

4.5    Сварочная проволока и сочетания

«проволока-газ» для дуговой сварки в среде защитных газов..............71

4.6    Сварочные материалы для электро шлаковой и элехтро1аэовой вертикальной сварки. . 78

4.7    Сварочные материалы для сварки сталей

высокой прочности............80

4.8    Сварочные материалы для сварки коррозионно-стойкой (нержавеющей)

стали и наплавки.............83

4.9    Сварочные материалы для сварки

алюминиевых сплавов...........94

4.10    Сварочные материалы для сварки титановых сплавов...............97

5    Допуск сварщиков........... 101

5.1    Общие положения............ 101

6    Одобрение технологических процессов сварки стальных конструкций

и изделий................ 102

6.1    Общие положения............ 102

7    Одобрение технологических процессов

сварки алюминиевых сплавов..... 103

7.1    Общие положения............ 103

8    Одобрение технологических процессов

сварки титановых сплавов....... 104

8.1    Общие положения............ 104


ЧАСТЬ XIV. СВАРКА

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования настоящей части Правил распространяются на сварку следующих конструкций, подлежащих освидетельствованию Регистром:

.1 корпусов судов;

.2 механизмов и механических установок;

3 паровых котлов, теплообменных аппаратов и сосудов, работающих под давлением;

.4 трубопроводов;

.5 устройств и оборудования.

1.1.2    Настоящая часть устанавливает требования к изготовлению сварочных материалов, к технологическим процессам сварки и контролю сварных конструкций, указанных в 1.1.1.

1.1.3    Настоящая часть Правил применяется при проектировании, постройке и изготовлении конструкций, указанных в 1.1.1.

1.1.4    Настоящая часть может быть применена также при ремонте указанных в 1.1.1 конструкций в том объеме, в каком это будет признано необходимым и целесообразным.

1J 01.ЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.3.1    Сварка указанных в 1.1.1 конструкций должна выполняться допущенными Регистром сварочными материалами, способами сварки, сварщиками (операторами) и признанными Регистром сварочными производствами (цехами, участками).

Применение каждого способа сварки (или его разновидностей) на конкретном предприятии должно быть подтверждено результатами испытаний по согласованной с Регистром программе согласно разд. 6 части III «Техническое наблюдение за изготовлением материалов» Правил технического ннблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов.

Одобрение Регистром сварочных материалов должно выполняться согласно требованиям разд. 4.

1.3.2    К выполнению сварочных работ на конструкциях, подлежащих освидетельствованию Регистром, должны допускаться только сварщики, прошедшие испытания согласно разд. 5.


1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ и пояснения

1.2.1 Определения и пояснения, относящиеся к общей тсрминоло!ии Правил, указаны в части I «Классификация».

Кроме того, в настоящей части Правил приняты следующие определения.

Высокотемпературная пайка (пайка твердым припоем) — способ пайки, при которой температура плавления припоя превышает 450 °С.

Зона термического влияния — прилегающий к сварному шву (или к наплавке) слой основною металла, в котором произошли структурные превращения под влиянием Haipcaa при сварке.

Металл шва — металл, получающийся в результате сплавления при сварке основною и сварочною металлов или только основною металла.

Наплавленный металл — металл, получающийся в результате расплавления электродов или проволоки и нс содержащий практически заметной примеси основного металла.

Основной металл — металл изделий, подвергающихся сварке.

Провар — сплавление основного металла с наплавленным металлом или сплавление металлов обеих свариваемых частей.

Сварочный материал —электрод, проволока, флюс, защитный газ, применяемые при сварке.

14 01.Ы М ОСВИДК IК.1БС1КОКАНИЙ

1.4.1    Общие положения, относящиеся к освидетельствованию при изготовлении материалов н изделий, изложены в Общих положениях о классификационной и иной деятельности.

1.4.2    Освидетельствованию Регистром для конструкций, указанных в 1.1.1, подлежат

.1 сварочные материалы;

.2 технологические процессы сварки (выбор сварочных материалов, подготовка деталей под сварку, сборка, предварительный и последующий подогрев, термообработка);

3 методы и объем контроля, критерии оценки качества швов.

и ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1.5.1 Объем технической документации по сварке, предъявляемой на согласование по проекту судна в целом, определяется частью I «Классификация». Техническая документация на конструкции, указанные в 1.1.1, должна содержать сведения о сварке в объеме требований тех частей Правил, к которым конструкция относится.

1Л2 Состав технической документации на сварочные материалы при их одобрении определяется 4.121.


Правила классификации и постройки морских судов

2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СВАРКЕ

2.1 оыцик положит»

2.1.1    Настоящие технологические требования применяются при сварке указанных в 1.1.1 конструкций.

Для выполнения сварочных работ и контроля сварных соединений на конструкциях, подлежащих освидетельствованию Регистром, предприятие должно иметь в своем распоряжении соответствующее оборудование.

2.1.2    В процессе сварки при низкой температуре должны быть обеспечены такие условия работы, чтобы сварщик мог выполнить сварные соединения качественно. Рабочее место должно быть защищено от ветра и атмосферных осадков.

2.1.3    Сварку конструкций следует, по возможности, производить в закрытых помещениях, отапливаемых в зимний период. При необходимости выполнения работ на открытых площадках должны быть приняты меры для зашиты зоны сварки от ветра, влаги и холода.

При дуговой сварке в среде защитных газов следует исключить возможность нарушения газовой защиты от ветра и сквозняков. Как правило, для обеспечения надежной газовой зашиты скорость воздушных потоков в зоне сварки нс должна превышать 0,5 м/с.

Техноло1нчсские процессы дуговой сварки в среде защитных газов, позволяющие выполнять качественную сварку при больших значениях скорости воздушных потоков, подлежат специальному одобрению Рс1нстром.

При выполнении работ на открытых площадках в неблагоприятных погодных условиях рекомендуется всегда производить просушку свариваемых кромок путем подогрева.

2ЛА Сварка при отрицательных температурах окружающею воздуха.

2.1.4.1 Если сварка конструкций выполняется при отрицательных температурах окружающего воздуха, должны быть приняты соответствующие меры, гарантирующие удовлетворительное качество сварных швов. К таким мерам относятся:

контроль и очистка свариваемых кромок от снега, инея и льда;

просушка свариваемых кромок путем подогрева, как минимум, до 20 °С;

предварительный местный подогрев свариваемых кромок перед сваркой;

применение теплоизолирующих средств;

применение технологических процессов, обеспечивающих необходимую положительную межпроходную температуру в процессе сварки.

Выбор конкретных мер, применяемых при выполнении работ по сварке при отрицательных

температурах окружающего воздуха, определяется изготовителем сварных конструкций и согласуется с Регистром в процессе одобрения технологических процессов сварки.

2.1.4.2 При обеспечении должного качества сварных соединений сварочные и все связанные с ними работы на конструкциях, подлежащих техническому наблюдению Регистра, изготовленные из судостроительной стали нормальной и повышенной прочности толщиной до 20 мм включительно, как правило, допускается производить при температуре наружного воздуха до - 25 °С. При зтом для конкретных условий минимально допустимая температура окружающего воздуха для сварки без подогрева должна быть согласована с Регистром при одобрении технологических процессов сварки.

Подогрев кромок деталей на ширине 100 мм в обе стороны от шва, как минимум, до 20 °С должен производиться перед сваркой в следующих случаях при температуре окружающего воздуха:

до - 25 °С для сталей повышенной прочности при толщине деталей соединения более 20 мм;

ниже - 15 °С для поковок и отливок корпуса судна;

ниже - 10 °С для деталей соединений из полу-спокойной стали.

Подофсв следует осуществлять со стороны соединения, подлежащего сварке в первую очередь.

В случае понижения температуры окружающего воздуха в процессе сварки ниже минимально допустимого значения работы по сварке соединений следует прекратить после заполнения разделки с одной стороны соединения и выполнения подварочного шва или первого валика с другой стороны соединения. Перед сваркой после перерыва в работе следует, если необходимо, провести повторный подогрев или просушку кромок.

2.1.5    Сварка трубопроводов из низколегированной стали, трубопроводов i лапши и паропровода, а также трубопроводов, работающих при тсмпсретурс более 350 °С, должна производиться при темп ере type нс ниже 0 °С.

2.1.6    Конструктивные требования к сварным швам, обеспечивающие прочность сварных соединений, изложены в соответствующих частях Правил.

2.1.7    Разделка кромок деталей иод сварку должна производиться в соответствии со стандартами или по чертежам, одобренным Регистром.

2.1.8    Подготовка кромок под сварку должна производиться способами, обеспечивающими удовлетворение требований Правил к сварным соединениям.

2.1.9    Свариваемые кромки деталей должны быть очищены от масла, влаги, окалины, ржавчины, краски и других загрязнений.


7


Допускается сварка стальных деталей, покрыл ых Iруигом, без удаления последнего; в этом случае грунт должен быть допущен Регистром после испытаний по Методике определения влияния на свариваемость защитных фунтов, не удаляемых перед сваркой'.

2.1.10    Если сварка конструкций выполняется при отрицательных температурах, свариваемые кромки должны быть очищены от снега, инея и льда и быть сухими.

2.1.11    Последовательность сварки конструкций должна быть такой, чтобы не возникали чрезмерные остаточные напряжения и деформации.

2.1.12    Если необходим подогрев деталей перед сваркой, при установлении температуры подо1рсва должны быть учтены: химический состав металла, способ сварки, толщина свариваемых деталей, уровень напряжений в сварном соединении и условия теплопередачи в конструкции от зоны сварки.

При сварке сложных конструкций температура подотрева является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

2.1.13    Сварка и резка пса водой, а также сварочные работы на конструкциях, с обратной стороны которых во время сварки находится вода, являются предметом специального рассмотрения Регистром.

2.1.14    При вварке листов, пластин и т. п. в жесткий контур должны быть приняты технологические меры, снижающие напряжения от сварки. Жестким контуром считается замкнутый по периметру вырез, один из размеров которого меньше 60 толщин листов в данном месте. В сложных конструкциях контур может считаться жестким и при больших отношениях размеров выреза.

2.1.15    Правка конструкций может производиться только в ограниченном объеме. Допускается правка тепловая с механическим воздействием и без него. При этом повреждения поверхности шва или листа нс допускаются. Температура нагрева при тепловой правке не должна превышать 650 °С, но в любом случае нагрев не должен приводить к структурным изменениям в металле.

2.1.16    Термическая обработка после сварки требуется в тех случаях, когда необходимо устранение остаточных напряжений.

Вид термической обработки устанавливается предприятием в зависимости от свойств материала и согласовывается с Регистром.

2.1.17    Сварка деталей, изготовленных холодной гибкой из судостроительной стали, допускается без термической обработки, если внутренний радиус изгиба соответствует стандартам. При отсутствии таких стандартов он должен быть нс менее трех толщин листа.

'См. Сборник иормкпшио-мсгодичсских материале* Регистр* СССР (книга четвертая).

2.1.18 Сварочные материалы с контролируемым содержанием водорода в наплавленном металле должны храниться и перед употреблением подвергаться прокаливанию согласно рекомендациям изготовителя.

2.2 СВАРКА КОРПУСОВ СУДОВ И СУДОВОЮ ОЬОРУДОВМГИЯ

2.2.1 Сборка деталей должна производиться таким образом, чтобы напряжения, возникающие при сборке н последующей сварке, были по возможности наименьшими. Работы по прихватке должны выполняться только лицами, имеющими соответствующую квалификацию. Прихватки должны выполняться сварочными материалами тех категорий, которые требуются для сварки конструкций. Прихватки нс должны иметь дефектов, ухудшающих качество сварных соединений.

По требованию инспектора Регистра прихватки должны быть проверены на отсутствие трещин или других дефектов. Если в местах прихватки обнаружены трещины, они должны быть удалены до чистого металла и заварены. При сборке должно применяться минимальное число временных крепежных деталей, а при их приварке или прихватке должны выполниться указанные выше требования.

Выхвати и другие повреждения основного металла, образующиеся при удалении временных креплений, должны быть ликвидированы заваркой и зачисткой с обеспечением плавного перехода к основному металлу. При зачистке величина утонения основного металла нс должна превышать допустимых отклонений по толщине листов, регламентируемых стандартами.

На следующих корпусных конструкциях выступающие остатки гпвов крепежных деталей должны быть удалены с последующей зачисткой (при этом допускаются утолщения, не превышающие допусков на усиление стыковых сварных швов соответствующих конструкций):

.1 на расчетной палубе (листах и продольном наборе, включая непрерывные продольные комингсы грузовых люков);

.2 на днище (листах и продольном наборе);

3 на бортах;

.4 на ширстрскс и скуловом поясе (листах и продольном наборе);

.5 на переборках, ограничивающих цистерны;

.6 на рамном наборе в танках;

.7 на конструкциях, расположенных в районах интенсивной вибрации.

Необходимость зачистки остатков швов временных крепежных деталей на остальных конструкциях устанавливается заказчиком.


Пранта классификации и постройки морских судов

2.2.2    При сборке стыковых соединений допускается взаимное смешение листов до 0,1 толщины листа, но нс более 3 мм.

2.2.3    Если вследствие неточной обработки соединяемых деталей или неточной сборки требуется исправление кромок наплавкой, оно может быть выполнено только по согласованию с инспектором Регистра. По согласованию с Регистром допускается ремонт подрезов, превышающих значения согласно табл. 3.3.2-1 и 3.3.2-2, заваркой или шлифовкой.

2.2.4    Назначение категории сварочных материалов для сварки конструкций из сталей нормальной н повышенной прочности.

Сварочные материалы должны применяться для сварки стали тех категорий, для которых они в соответствии с табл. 2.2.4 допущены Регистром. При этом следует руководствоваться следующими требованиями:

.1 для выполнения сварных соединений, в которых сталь нормальной прочности сваривается со сталью повышенной прочности, могут применяться сварочные материалы, соответствующие низшей категории из допускаемых согласно требованиям табл. 2.2.4 и настоящего пункта для каждой стали в отдельности (например, в сварном соединении сталей категорий D и Е32 могут применяться сварочные материалы категории 2);

.2 для выполнения сварных соединений, в которых свариваются стали одинаковых уровней прочности, но с разными требованиями по температуре испытаний на ударный изгиб, могут

применяться сварочные материалы низшей категории из допускаемых согласно требованиям табл. 2.2.4 для каждой стали в отдельности (например, для сварного соединения сталей категорий D32 и Е32 могут применяться сварочные материалы категории 2Y);

.3 для выполнения сварных соединений из сталей повышенной прочности, а также при сварке стали повышенной прочности со сталью нормальной прочности должны применяться сварочные материалы с контролируемым содержанием диффузионного водорода согласно табл. 4.2.3.4. Применение для этих целей сварочных материалов с неконтролируемым содержанием диффузионного водорода возможно только по специальному разрешению Регистра для сталей с углеродным эквивалентом (см. 3.2.2 части ХП1 «Материалы») С,„ ^ 0,41 после проведения испытаний по специально согласованной с Регистром нротраммс;

.4 применение для сварки сталей нормальной прочности категорий А, В, D, F. сварочных материалов, получивших одобрение для соответствующих категорий сталей А40, D40, F.40 и/или F40, возможно только на основании специального разрешения Регистра для конкретных марок сварочных материалов;

£ применение для сварки сталей повышенной прочности сварочных материалов категории 1YS, 1YT, 1YM, 1YTM, 1YV допускается только для соединений с толщиной металла до 25 мм включительно;

.6 сварочные материалы, выбранные по табл. 2.2.4, могут быть назначены также и для сварки

Таблица 2.2.4

Категория

nuirwdl ftrn

Судостроительная сталь

материал

нормальной прочности

повышенной прочности

А

В

D

Е

АЗ 2. А36

D32.

D36

Е32,

Е36

F32,

Р36

А 40

[>40

Е40

F40

1. IS. IT. IM. 1TM, IV

+

IYS, IYT. 1YM. 1YTM. 1YV

+

+'

2. 2S, 2T, 2M, 2TM, 2V

2Y, 2YS, 2YT, 2YM. 2YTM. 2YV

+

+

+

+

+

2Y40. 2Y40S. 2Y40T. 2Y40M. 2Y40TM. 2Y40V

См. 2.2.4.4

+

+

+

3. 3S. 3T. 3M. 3TM, 3V

+

+

+

3Y, 3YS, 3YT, 3YM, 3YTM, 3YV

+

+

3Y40, 3Y40S. 3Y40T, 3Y40M. 3Y40TM. 3Y40V

См. 2.2.4.4

+

+

+

4Y. 4YS. 4YT. 4YM, 4YTM. 4YV

+

+

+

+

+

-

4Y40, 4Y40S. 4Y40T, 4Y40M, 4Y40TM. 4YV

См. 2.2.4.4

'Cm. 2.2.4.5.



9


иной, чем предусмотрено указанной таблицей стали, если но механическим свойствам и химическому составу эта сталь эквивалентна стали, для которой был одобрен данный сварочный материал;

.7 электроды с рейдовым покрытием нс должны применяться для сварки следующих соединении: монтажных стыков между секциями, всех стыков и пазов ледового пояса наружной обшивки,

стыков балок продольного набора, стыковых соединений судового корпуса толщиной более 20 мм.

массивных изделий (ахтернггевня, фориггевня и т. и.), а также стыковых соединений, свариваемых в условиях жесткою контура (контур считается жестким, earn отношение наименьшего размера контура к толщине листа меньше 60);

.8 электроды с кислым видом покрытия нс должны применяться для сварки конструкций, регламентируемых частью II «Корпус».

2.2.5 Назначение категории сварочных материалов для сварки конструкций из стали высокой прочности.

Сварочные материалы должны применяться для сварки стали высокой прочности тех категорий, для которых они в соответствии с табл. 2.2.5-1 и 2.2.5-2 допущены Регистром.

При этом следует руководствоваться следующими офаничениями и требованиями:

.1 в отдельных случаях Регистр может офаничитъ область применения конкретной марки сварочного материала только одной категорией прочности основного металла без распросфансния области одобрения на низшие категории стали высокой прочности в соответствии с табл. 2.2.5-2;

.2 для выполнения сварных соединений из сталей высокой прочности, а также для сварки стали высокой прочности со сталями повышенной или нормальной прочности должны применяться сварочные материалы с контролируемым содержанием диффузионного водорода и имеющие классификационные индексы Н5 или НЮ согласно табл. 4.2.1.4;

.3 для сварных соединений сталей высокой прочности не рекомендуется применение одно- и двухпроходной технологии сварки. Одобрение их применения Регистром возможно только на основании дополнительных испытаний по специально сошасованной с Регостром программе;

.4 для сварных соединений сталей высокой прочности не рекомендуется применение электр-ошлаковой и элопрогазовой сварки. Одобрение их применения Регистром возможно только на основании дополнительных испытаний по специально согласованной с Регистром программе;

.5 для сварных соединений сталей высокой прочности нс рекомендуется применение многодуговой и односторонней сварки на различных типах подкладок. Одобрение их применения Регистром возможно только на основании дополнительных испытаний по специально согласованной с Регистром профамме;

.6 электроды с рутиловым и кислым типом покрытия нс должны применяться для сварки конструкций из сталей высокой прочности;

.7 применение для сварки сталей высокой прочности сварочных материалов всех категорий, прошедших испытания в обкоме требований 4.6, возможно только для соединений с толщиной основного металла нс более 70 мм. Вопрос о применимости сварочных материалов для сварки стали толщиной свыше 70 мм является предметом специального рассмотрения Регистром и требует проведения дополнительных испытаний по специально сошасованной с Раистром iipoipaMMe.

2.2.6 Назначение категории сварочных материалов для сварки конструкций из судостроительной стали, работающих при низких температурах.

Сварочные материалы для сварки конструкций из судостроительной стали, работающих при низких температурах, должны применяться в соответствии с требованиями табл. 2.2.6. При этом, при назначении категории сварочных материалов для сварки сталей повышенной прочности с индексом F следует руководствоваться требованиями, перечисленными в 2.2.4, со следующими дополнениями:

.1 в зависимости от степени ответственности и условий эксплутации конструкций Регистр может назначить более высокую категорию сварочных материалов (например, 5Y вместо 4Y и 5Y40 вместо 4Y40);

Таблица 2JJ-1

Идентификация категорий сварочных материалов по температуре испытаний

Идентификация категорий стали высокой прочности по температуре испытаний на ударный ктгиб

Д(420 690)

0(420/690)

К(42О'690)

Н420 690)

3Y (42/69)

4Y (42/69)

+

+

5Y (42/69)

+■

+

+

Таблица 225-1

Иэопифмкаиа категорий аиро-втьп катерна «с* по >роиж>

грООЮСГИ

Идентификация категорий стали высокой прочности по >рошно прочности

WF)C0

(AjF*0

«л юхю

(Л К><50

(A F)620

(АПМО

(3Y/5Y)42

(3Y/5Y)46

(3Y/5Y)50

+

4-

+

(3Y/5Y)55

4-

+

(3Y/5Y)62

(3Y/5Y)69

4-

+


Правки! классификации и постройки морских судов


Таблица 2.2.6

Категория сварочного материала

Категория судостроительной стали

F32

F36

К 40

4Y, 4YS, 4YT. 4YTM, 4YV

+

4

4Y40,4Y40S. 4Y40T. 4Y40M. 4Y40TM, 4Y0V

4

+

5Y, SYS.5YT5YM, 5YTM. 5YV1

4

4

5Y40, 5Y40S, 5Y40T. 5Y40M.

+

4

5Y40TM. 5Y40V ’

4

4Y42, 4Y42S, 4Y42M

+

5Y42, 5Y42S, 5Y42M '

4

4Y46. 4Y46S, 4Y46M

4*

4-

3Y46, 5Y46S. 5Y46M '

41

'См.2.2.6.1. ’СМ.2.2Л2.


.2 применение сварочных материалов категорий 4Y46 и 5Y46, предназначенных для сварки сталей высокой прочности, подлежит дополнительному согласованию с Регистром.

2.2.7 Назначение категории сварочных материалов для сварки конструкций из алюминиевых судостроительных сплавов.

Сварочные материалы для сварки конструкций из алюминиевых судостроительных сплавов в зависимости от категории должны применяться в соответствии с требованиями табл. 2.2.7-1.

Практические области применения наиболее распространенных международных и национальных присадочных материалов, которыми следует руководствоваться при одобрении данных материалов, приведены в табл. 2 2.7-2.


Таблица 2.2.7-1

Категория

Судостроительные алюминиевые сплавы

сварочного

материала

Международные

Национальные

5754

5086

5083

5383, 5456

5059

6061. 6005А. 6082

1530

1550

1561

1575

(AlSiMgMn)

RAAVA (5754)

+

_

_

_

——

RB/WB (5086)

4

+

4

_

RC/WC(5083)

+

+

+

4-

4

4

RC/WC(5383)

4

4

RCAVC(5456)

4

+

4

+

RC/WC(5059)

4

+

+

+

+

+

4-

+

+

+

RD/WD(6061)

4

RD/WD(6005A)

4

RD/WD(6082)

4

RI/W1(1530)

+

+

R2/W2(1550)

4

4

4

4

4

R3/W3(1561)

4

4

4

4-

4

R4/W4(I575)

+

4

R5/W5(AIS)MgMn)

4


Таблица 22Л-2


Марка сварочного материала


Обо течение


Код химического состава

Судостроительные алюминиевые сплавы

Международные

Национальные

5754 | 5086

5083 | 5383. 5456 1 5059 16061. 6005А, 6082

1530 | 1550 | 1561 | 1575 | (AISiMgMn)


Международные материалы'

1 S3 |

1 Яю 1

AIMg3

AIMg5

AIMg4.5Mn

AIMg6Mnl

4-

4

4

4

4

4

4

4

4

+ 111

4

4

4

4-

4-

4-

4-

4

4

4

4

1 1 II

4

4

4

Ha

ииоиалъныс материалы1

СвАМгЗ

AlMg3

4

4

_

_

_

_

СаАМг5

AlMgS

4

4

4

4

4

4

4

4

СвАМтб1

AIMg6Mnl

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

Св01597

4

4

4

1 Приведены оболиачения наиболее распространенных присадочных материалов дав сварки международных алюминиевых сплмоя (способы сварки 141 - T1G и 131 *- MIG) в соответствии с международным стандартом ИСО 18273.

J Приведены обомчеииа марок сварочной проволоки для сварки национальных алюминиевых сплавов дла судостроение ►соответствии С российским стандартом 1ТХГГ 7871 (способы сварки 141 - TIG и 131 - MIG).