РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА
Электронный аналог печатного издания, утвержденного 30.09.15
ПРАВИЛАКЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ
Часть XVI
КОНСТРУКЦИЯ И ПРОЧНОСТЬ КОРПУСОВ СУДОВ И ШЛЮПОК ИЗ СТЕКЛОПЛАСТИКА
НД №2-020101-087 ~|
Санкт-Петербург
2016
Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу I января 2016 года.
Настоящее девятнадцатое издание Правил составлено на основе восемнадцатого издания 2015 г. с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.
В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО).
Правила состоят из следующих частей: часть I «Классификация»; часть II «Корпус»;
часть III «Устройства, оборудование и снабжение»;
часть IV «Остойчивость»;
часть V «Деление на отсеки»;
часть VI «Противопожарная защита»;
часть VII «Механические установки»;
часть VIII «Системы и трубопроводы»;
часть IX «Механизмы»;
часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;
часть XI «Электрическое оборудование»;
часть XII «Холодильные установки»;
часть ХП1 «Материалы»;
часть XIV «Сварка»;
часть XV «Автоматизация»;
часть XVI «Конструкция и прочность корпусов судов и шлюпок из стеклопластика»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»;
часть XVIII «Общие правила по конструкции и прочности навалочных и нефтеналивных судов» (Part XVIII "Common Structural Rules for Bulk Carriers and Oil Tankers"). Текст час™ XVIII соответствует одноименным Общим правилам МАКО.
Части I - XVII издаются в электронном виде и твердой копии на русском и английском языках. В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.
Часть XVIII издастся только на английском языке в электронном виде.
© Российский морской регистр судоходства, 2016
Настоящее девятнадцатое издание Правил, по сравнению с предыдущий изданиеч (2015 г.), содержит следующие изменения и допагнения.
По всему тексту Правил термин «катсгория(и) ледовых усилений» заменен термином «лсдовый(с) класс(ы)», термин «суда ледового плавания» заменен термином «суда ледовых классов».
ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ ЧАСТЬ XVI. КОНСТРУКЦИЯ И ПРОЧНОСТЬ КОРПУСОВ СУДОВ И ШЛЮПОК ИЗ СТЕКЛОПЛАСТИКА 1. Внесены изменения редакционного характера.
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ XVI. КОНСТРУКЦИЯ И ПРОЧНОСТЬ КОРПУСОВ СУДОВ и шлюпок
ИЗ СТЕКЛОПЛАСТИКА
1 Общие положения............. 5
1.1 Область распространения......... 5
1.2 Определения и пояснения......... 5
1.3 Общие требования............. 5
1.4 Объем освидетельствований........ 5
1.5 Материалы................. 6
1.6 Система набора и шпация.........6
1.7 Приформовки и соединения........ 6
2 Корпус и надстройки судов........9
2.1 Общие положения............. 9
2.2 Наружная обшивка............ 12
2.3 Днищевой набор............. 13
2.4 Бортовой набор............. 15
2.5 Настил и набор палуб.......... 16
2.6 Пиллерсы................ 17
2.7 Переборки................ 17
2.8 Цистерны................ 18
2.9 Надстройки и рубки........... 19
2.10 Вырезы в конструкциях......... 20
2. И Фальшборт................ 21
2.12 Фундаменты............... 21 |
2.13 Штевни, кронштейны гребных валов
и боковые кили..............21
2.14 Шахты машинно-котельных отделений,
комингсы люков и вентиляторов......22
3 Усиления судов для плавания
во льдах.................23
3.1 Общие положения.............23
3.2 Ледовые усиления судов ледового класса 1се2 23
4 Корпуса спасательных шлюпок.....24
4.1 Общие положения.............24
4.2 Наружная обшивка............24
4.3 Набор...................24
4.4 Крепление устройств и оборудования ... 25 Приложение 1. Рекомендуемые типы
стеклопластиков..............27
Приложение 2. Физико-механические
свойства стеклопластиков.........28
Приложение 3. Указания по определению размеров связей корпусов судов и спасательных шлюпок расчетным методом..................31 |
ЧАСТЬ XVI. КОНСТРУКЦИЯ И ПРОЧНОСТЬ КОРПУСОВ СУДОВ И ШЛЮПОК ИЗ СТЕКЛОПЛАСТИКА1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
1.1.1 Требования настоящей части Правил распространяются:
.1 на водоизмешающие суда из стеклопластика длиной от 12 до 30 м, скорость которых v $ 3,05^/Z уз., а отношения главных размерений находятся в пределах:
длина судна к высоте борта L:D = 6 ... 10;
ширина судна к высоте борта B:Dm 2 ... 2,5;
длина судна к его ширине L:B = 3 ... 5.
Если отношения главных размерений выходят за указанные пределы, конструкция и размеры связей корпуса являются предметом специального рассмотрения Регистром;
.2 на спасательные шлюпки длиной от 4,5 до 12 м.
1.1.2 Настоящая часть Правил может быть также распространена:
.1 на водоизмешающие суда длиной от (5)1 до 12 м и свыше 30 м, причем конструкция судов длиной свыше 30 м является предметом специального рассмотрения Решегром;
.2 на суда глиссирующие, на воздушной подушке и подводных крыльях, причем конструкция таких судов является предметом специального рассмотрения Регистром.
1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ
1.2.1 Определения и пояснения, относящиеся к обшей терминологии Правил, приведены в 1.1 части I «Классификация».
Определения размерений судов приняты в соот вега вин с частью II «Корпус».
В настоящей части Правил приняты следующие определения.
Однослойная конструкция — конструкция, которая состоит из пластины, подкрашенной набором.
Двухслойная конструкция — конструкция, которая состоит из двух пластин, соединенных набором, расположенным между ними.
Трехслойная конструкция — конструкция, которая состоит из двух пластин, соединенных между собой средним слоем из |
пенопласта, сот и т п„ причем средний слой является несущим и воспринимает нагрузку совместно с пластинами.
1J ОЬЩИЕ I т.ОНАНИЯ
U.1 Требования настоящей части применимы:
.1 если наружная обшивка формуется как одно целое или в виде двух половин (правой и левой), соединяемых но килю и штевням;
.2 для судов, имеющих следующие соединения секций корпуса:
наружной обшивки в диаметральной плоскости,
палубы с бортом,
надстроек и рубок с палубой;
.3 при однослойной конструкции наружной обшивки, настила палубы и прочных переборок судов;
.4 при одно- и трехслойной конструкциях стенок рубок и надстроек судов;
.5 для корпусов спасательных шлюпок одно-, двух- и трехслойной конструкций.
1.3.2 Размеры связей двух- и трехслойной конструкций, а также применение композитных конструкций являются в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром, если в настоящей части Правил отсутствуют специальные требования.
Ш На чертежах конструкций го стеклопластика необходимо указывать нс только толщину пластин, мм. но и число слоев армирующего материала и суммарную массу армирующего материала кг, приходящуюся на 1 м2 поверхности пластика.
1.3.4 Во всех случаях технологах формования корпуса должна быть одобрена Раистром.
U.5 Раистр может одобрить иные, отличающиеся от приведенных в настоящей части конструкторские решения при условии выполнения требований 133.1 Общих положений о классификационной и иной деятельности.
14 ОЬ'ЪЕ.М ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ
1.4.1 Общие положения по освидетельствованию корпуса изложены в Общих положениях о классификационной и иной деятельности. |
1.4.2 После рассмотрения и одобрения технического проекта судна в целом освидетельствованию Раистром при изготовлении корпуса подлежат:
.1 исходные материалы для формования корпусных конструкций;
.2 состояние и микроклимат производственных помещений;
.3 технологическая оснастка, применяемая при формовании корпусных конструкций;
.4 формование секций наружной обшивки с набором;
.5 формование секций палубы;
.6 формование переборок;
.7 формование цистерн;
.8 формование надстроек и рубок;
.9 формование фундаментов под тайные двигатели, а также под другие механизмы и устройства, подлежащие освидетельствованию Ра негром;
.10 формование комингсов, тамбуров и подобных ограждений вырезов в корпусе;
.11 штевни и кронштейны гребных валов.
1.4.3 До начала изготовления конструкций, перечисленных в 1.4.2, Регистру должна быть представлена на одобрение техническая документация по корпусу в объеме, предусмотренном в 3.2.3 части I «Классификация».
1.4.4 В процессе изготовления конструкции корпуса, перечисленные в 1.4.2, подлежат освидетельствованию в отношении выполнения требований части XIII «Материалы» и соответствия одобренной Рс1истром технической документации.
1.4.5 Методика проведения и результаты испытаний жесткости и прочности готовых конструкций в каждом случае являются предметом специального рассмотрения Регистром.
1.S МАТЕРИАЛЫ
1.5.1 В настоящей части Правил предусмотрено применение типов стеклопластиков, перечисленных в приложении 1.
1.5.2 Помимо перечисленных в приложении 1 могут быть применены стеклопластики с другими сочетаниями армирующих материалов и связующих, а также с другими схемами армирования после представления Регистру исчерпывающих сведений о механических свойствах стеклопластиков и одобрения последних.
14 СИСТЕМА НАБОРА И ШПАЦИЯ
1.6.1 В настоящей части Правил предусмотрено применение поперечной системы набора корпуса судов. |
Конструкция и размеры связей корпуса при продольной или смешанной системе набора являются предметом специального рассмотрения Ра негром.
1.6.2 Нормальная шпация поперечного набора приведена в табл. 1.6.2.
Если принятая шпация отличается от приведенной в табл. 1.6.2, производится пересчет толщин и размеров связей в соответствии с требованиями 22, 23 и 2.5.
1.6.3 В форпике шпация должна быть нс более:
300 мм при /. от 12 (5) до 15 м;
350 мм при 15 < L < 295 м;
400 мм при L от 25 до 30 м (включительно).
1.6.4 Расстояние между стойками поперечных водонепроницаемых переборок принимается равным шпации набора корпуса.
Для переборки форпика расстояние между стойками принимается равным шпации в носовой оконечности.
Шпация стенок надстройки или рубки принимается равной шпации корпуса однослойной конструкции.
1.7 МРИФОРМОВК'И И СОЕДИНЕНИЯ
1.7.1 Приформовочныс угольники продольного и поперечного наборов формуются на месте (мокрые угольники), армирующий материал — стеклохолст. В виде исключения допускается стеклоткань сатинового и полотняного переплетений. Жгутовая стеклоткань не допускается. Соединяемые поверхности перед приформовкой необходимо тщательно зачистить.
По согласованию с Регистром может быть допущена формовка угольников методом напыления.
1.7.2 Толщина приформовочного угольника должна быть равна 1/2 толщины приформовывасмой стенки Т-образной балки набора и толщине стенки П образ ной балки набора Ширина приформовочного угольника и схема укладки армирующих слоев должны отвечать требованиям, приведенным на рис. 1.722-1 и 1.7.2-2. В любом случае ширина должна быть нс менее 30 мм для приформовочных угольников набора и 50 мм для при формовочных угольников поперечных водонепроницаемых переборок.
Таблица 1.6.2 |
Дтина судна м |
Шпяциа. мм |
12(5)—15 |
350 |
15<L<25 |
400 |
25-30 |
450 |
|
|
1.7.3 Толщина приформовочных угольников переборок, платформ, стенок надстроек и рубок должна быть равна толщине обшивки переборки, настила платформы, стенки надстройки и рубки соответственно. |
1.7.4 Для болтовых соединений должны выполняться следующие требования:
.1 отстояние болтов от кромки пластины должно быть нс менее трех диаметров болта;
.2 диаметр болта должен быть равен толщине наиболее толстого из соединяемых листов;
J шаг болтов должен быть нс менее четырех диаметров болта;
.4 детали болтовых соединений должны иметь надежное антикоррозионное покрытие или должны изготавливаться из коррозионно-стойких материалов;
.5 под гайку и головку болта должны быть подложены шайбы диаметром, равным не менее
2,5 диаметра болта; толщина шайбы — 0,1 диаметра болта, но нс менее 1,5 мм.
1.7.5 Конструкции соединений, выполненных с применением клепки, подлежат специальному рассмотрению Регистром.
1.7.6 Соединение листов неответственных или малонагруженных конструкций допускается выполнять в виде формованного стыка (см. рис. 1.7.6). Соединяемые поверхности перед наложением накладок необходимо тщательно зачистить.
1.7.7 При изготовлении наружной обшивки судна в в»ие двух патовин (правого и левого борта) их соединение в диаметральной плоскости следует выпалнятъ посредством накладок (см. рис. 1.7.7). Наклалки должны формоваться на основе стеклоткани типа III или IV для всех длин корпуса. Талщина каждой накладки 5 далжна быть равна 0,7 толщины горизонтального киля sK (см. табл. 2.2.1). Полная ширина накладки далжна быть нс менее 200 мм + 15 л*.
1.7.8 Толщина накладок должна уменьшаться к краям до толщины одного слоя стеклоткани. Уменьшение толщины обеспечивается постепенным увеличением ширины накладываемых лент: первый слой накладки формуется на основе ленты шириной 100 мм (по 50 мм на сторону), последующие ленты (по одной или по две — три) накладываются с шириной 140. 180 мм и т.д
1.7.9 Соединение палубы с бортом следует выпалнятъ внешними и внутренними приформо-вочнымн угольниками (накладками) в соответствии с рис. 1.7.9. Угольники должны формоваться на основе стеклоткани типов III и IV. Развернутая ширина приформовочных угольников 2b должна быть нс менее 200 мм + 15.тш (где sm — толщина ширстрска). Толщину приформовочного угольника следует принимать равной 0.7 s,№
1.7.10 Распределение слоев в приформовочных угольниках должно выполняться в соответствии с требованиями 1.7.2.
а — размеры приформояки; 6 — схема укладки слоев при приформомсс полосами стсктохолст» ши стеклоткани |
S\, мм |
3 |
4 |
3 |
6 |
8 |
10 |
bt. мм |
30 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
|
а размеры приформоаки; Л схема укладки с.юсе при ириформовке полосами cien-ioxaicia или аеклешсаии |
1|. мм |
3 |
4 |
5 |
6 |
8 |
10 |
12 |
14 |
А|, ММ |
30 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
90 |
100 |
|
|
И ранит к шссификации и постройки морских гугУж
Рис 1.7.6:
Номера слое» стеклоткани накладки |
*|, мм |
.1}. мм |
1 |
2 |
> |
|
* |
« |
|
* |
• |
10 |
П |
■» |
'3 |
И |
Ширина накладки, мм |
6 |
3 |
100 |
150 |
150 |
200 |
200 |
250 |
300 |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
4 |
100 |
100 |
150 |
150 |
150 |
200 |
250 |
250 |
300 |
|
|
|
|
|
10 |
3 |
100 |
100 |
150 |
150 |
200 |
200 |
250 |
250 |
300 |
300 |
|
|
|
|
14 |
7 |
100 |
100 |
150 |
150 |
200 |
200 |
250 |
250 |
300 |
300 |
330 |
350 |
400 |
400 |
|
Примечания: 1.1 laiipaiiaeitue основы стеклоткани нак.идхи должно быть перпендикулярно к стыку секций.
2 Заюр I — 2 мм.
3. Материал накладки — стеклопластик на основе стеклоткани сатимояого или полотняного переплетения. Применение стеклохолста не допускается. |
I. ширив* накладки (/«-200 * 15ль мм); 5| толщина соединяемых пластин; j, — толщина накладки ( tj = 0.5j|)
Примечание. Со стороны наружной обншякм поверхности палубы и бори доджем быть уложен допашителытый слой ткани, перекрывающий прмформовочныб угольник на 100 150 ми с каждого края, с направлением основы вдоль
корпуса судна.
2 КОРПУС И НАДСТРОЙКИ СУДОВ
2.1 оьщик паюжмшя
2.1.1 Толщина листов наружной обшивки, настилов палуб, обшивки переборок и т. п. должна определяло! по рис. 2.1.1-1, 2.1.1-2 и 2.1.1-3 в зависимости от
приведенного в табл. 2.2.1 изгибающего момента тл_
допускаемого для участка обшивки шириной 1 см.
По рис. 2.1.1-1 определяется толщина листов из стеклопластика с содержанием стекла, указанным в строке 1 табл. 1 — 6 приложения 2.
По рис. 2.1.1-2 и 2.1.1-3 определяются толщины стеклопластиков с содержанием стекла, указанным в строках 2 и 3 указанных таблиц.
Структуры армирования, указанные в строках 1 и 2 табл. 1. 2. 5 и 6 приложения 2, используются для формования наружной обшивки, настила палубы, обшивки переборок и т.п.
Структура армирования, указанная в строке 3 табл. 3 и 6 и в строке 2 табл. I. используется для выполнения набора, который должен формоваться в специальных приспособлениях и обжиматься при изготовлении.
2.1.2 Для балок набора корпуса в настоящих Правилах предусматривается применение П-образных профилей из стеклопластика типа 1г и Т-образных профилей со свободным пояском из стеклопластика типа III) и стенкой из стеклопластика типа 12.
2.1.3 Размеры балок набора определяются по рис. 2.1.3-1, 2.1.3-2 и 2.1.3-3 в зависимости от момента сопротивления поперечного сечения балок с присоединенным пояском.
По рис. 2.1.3-1 определяются размеры элементов сечения балок Г1-обратного профиля.
По рис. 2.1.3-2 и 2.13-3 определяются размеры хлементов сечения балок Т-образного профиля, причем рис. 2.1.3-3 представляет собой начальную часть рис. 2.1.3-2, показанную в укрупнетюм масштабе.
Размеры балок днищевого набора (вертикального киля и днищевых стрингеров) определяются в соответствии с требованиями 2.3.5.
Рекомендуемая конструкция П-образных и Т-образных балок набора показана на рис. 2.1.3-4 и 2.1.3-5.
V |
17
N
с? |
УН |
VIII X
с? |
|
|
? |
|
| р |
8 й * ^ |
' |
|
|
|
£ |
|
ie1,
<N |
|
<г> |
|
o' |
Обозначения армирующего материала: Э Стехлаткт(Х)
т Жгутовая стеклоткань (рогожка) napaw шишукин)ки (Р) Жгутовая стеклоткань, уложенная под углом 45° (45° Я) Жгутовая стеклоткань, уложенная под углом • 45° (• 450 Я) — Стекюткань иги стекюсетки параиельной укхадки (Т) ши (С)
1
Укамши для суде* длиной менее 12 м приведены ■
2
настоящей части в скобках.