Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

81 страница

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила содержат требования к подвижному составу технологического автомобильного транспорта и основные положения по его содержанию и использованию, требования к зданиям, сооружениям, оборудованию автотранспортных предприятий, а также требовании техники безопасности и противопожарной безопасности при эксплуатации подвижного состава. Правила предназначены для инженерно-технических работников автотранспортных и горных предприятий Министерства угольной промышленности СССР, осуществляющих эксплуатацию технологического автомобильного транспорта и разработку угольных (сланцевых) месторождений открытым способом, научно-исследовательских, проектных и других организаций и учреждений, выполняющих для этих предприятий проекты, оборудование, а также могут быть использованы преподавателями и студентами горных институтов.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

Общие положения

Основные обязанности работников автотранспортного предприятия. Инструктаж, обучение и проверка знаний работников автотранспортного предприятия

     Основные обязанности работников, автотранспортного предприятия

     Инструктаж, обучение и проверка знаний работников автотранспортного предприятия

     Подготовка водителей к эксплуатации технологических автомобилей

Подвижной состав технологического автомобильного транспорта

     Виды подвижного состава и область его применения

     Требования к техническому состоянию подвижного состава

     Ввод подвижного состава в эксплуатацию

     Списание подвижного состава

Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава .

     Назначение и виды технического обслуживания и ремонта

     Общие принципы организации технического обслуживания и ремонта подвижного состава

     Ежедневное техническое обслуживание

     Первое и второе техническое обслуживание

     Текущий ремонт

     Капитальный ремонт

     Техническая помощь подвижному составу на линии

     Контроль качества и учет выполнения технического обслуживания и ремонта подвижного состава

Здания, сооружения и оборудование для хранения, обслуживания и ремонта подвижного состава

     Общие требования к территории, зданиям и сооружениям

     Сооружения для хранения подвижного состава

     Здания, сооружения и оборудование для обслуживания и ремонта подвижного состава

     Складские помещения и сооружения

     Здания и помещения для личного состава автотранспортного предприятия

Эксплуатационные материалы, аккумуляторные батареи и автомобильные шины

     Топливо, масла и смазочные материалы

     Охлаждающие жидкости

     Аккумуляторные батареи

     Автомобильные шины

     Азот для цилиндров подвески

Условия эксплуатации подвижного состава и автомобильные дороги на угольных разрезах

     Условия эксплуатации подвижного состава технологического автотранспорта

     Устройство и обслуживание дорог

     Погрузочно-разгрузочные пункты

Техническая эксплуатация подвижного состава на линии

     Организация работы подвижного состава на линии

     Обязанности водителя при работе ка линии

     Диспетчерское управление работой подвижного состава на линии

Эксплуатация подвижного состава в зимнее время

Организация работы по охране труда, технике безопасности и безопасности движения

     Организация работы по охране труда и технике безопасности

     Обеспечение безопасности движения

     Требования - безопасности при погрузочно-разгрузочных работах

     Требования техники безопасности при эксплуатации автомобилей (автопоездов)

     Требования пожарной безопасности при эксплуатации автомобилей (автопоездов)

Приложение 1. Перечень основных операций технического обслуживания Технологических автомобилей (автопоездов)

Приложение 2. Эксплуатационные материалы

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИЛА

ТЕХНИЧЕСКОЙ

ЭКСПЛУАТАЦИИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО АВТОТРАНСПОРТА НА ОТКРЫТЫХ ГОРНЫХ РАБОТАХ

МИНИСТЕРСТВО УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИ Я И ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ институт ПО ДОБЫЧЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ОТКРЫТЫМ СПОСОБОМ

Утверждено Министром угольной промышленности СССР 6 января 1977 г.

ПРАВИЛА

ТЕХНИЧЕСКОЙ

ЭКСПЛУАТАЦИИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО АВТОТРАНСПОРТА НА ОТКРЫТЫХ ГОРНЫХ РАБОТАХ

МОСКВА €Н Е Д Р А» 1978

ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Виды подвижного состава и область его Применения

§ 32. Подвижной состав технологического автомобильного транспорта состоит из автомобилей, тягачей, прицепов и полуприцепов.

§ 33- При выборе типа и грузоподъемности подвижного состава необходимо учитывать: объемы перевозок;

горнотехнические условия разработки (физико-механические свойства горних пород, уклоны трасс н расстояние транспортирования горной массы и т. д.);

параметры погрузочного оборудования; климатические условия.

Наиболее целесообразным следует считать оснащение автотранспортных предприятий (подразделений) подвижным составом одних марок.

Требования к техническому состоянию подвижного состава

§ 34. Как правило, к эксплуатации допускается подвижной состав, выпущенный только промышленными предприятиями.

Разрешается также эксплуатировать подвижной состав, модернизированный силами автотранспортных предприятий (подразделений) или вновь изготовленный ими на базе готовых моделей подвижного состава, выпускаемых промышленными предприятиями (или их агрегатов), с изменениями элементов кузова, кабины, ходовой части, рабочего оборудования, вызванными специфическими особенностями и условиями выполнения перевозок, а также при отсутствии или недостаточном объеме промышленного производства такого подвижного состава без изменения основных параметров, влияющих на безопасность движения.

Модернизация или изготовление подвижного состава силами автотранспортных предприятий (подразделений) разрешается только по проектам, согласованным с Управлением Госавтоинспекции МВД СССР в части их соответствия требованиям безопасности движения и утвержденным Министерством угольной промышленности СССР.

§ 35. Получаемый предприятиями (подразделениями) новый подвижной состав должен быть полностью укомплектован деталями, принадлежностями и инструментом в соответствии с инструкциями завода-изготовитсля.

§ 36. Автомобили и автопоезда для открытых горных работ должны быть оборудованы:

устройством для обогрева платформы автомобиля, исключающим примерзание горной массы к днищу и бортам; устройствами для обогрева и вентиляции кабины; устройством для отвода выхлопных газов вверх с целью исключения поднятия ныли с поверхности дороги и площадок экскаваторных забоев, уменьшения загазованности воздушного бассейна разрезов;

дополнительной фарой заднего света;

звуковым сигналом заднего хода, независимым от штатной звуковой сигнализации автомобиля (автопоезда);

устройствами, исключающими самопроизвольное или случайное опускание поднятой платформы автомобиля (автопоезда) при его обслуживании и ремонте;

защитным козырьком над кабиной автомобиля.

Примечание. В порядке исключения допускается эксплуатация автомобилей (автопоездов), у которых нс предусмотрены в конструкции подогрев платформы и наличие козырька над набиион.

§ 37. Автомобили (автопоезда), находящиеся в эксплуатации, должны быть снабжены:

комплектом инструментов и принадлежностей; средствами пожаротушения (огнетушителями, войлочной кошмой, ящиком с песком);

башмаками (нс менее двух) для подкладывания под колеса; утеплительным чехлом на капот двигателя или чехлом на облицовку радиатора (в зимнее время).

Все приборы, контролирующие работу агрегатов и систем автомобиля (автопоезда), должны быть исправны.

§ 38. Автомобильные поезда, находящиеся в эксплуатации, должны иметь надежные сцепные устройства, обеспечивающие движение прицепов и полуприцепов без рывков и отклонении от направления движения. Прицепы и полуприцепы должны быть оборудованы тормозами автоматического действия, габаритными световыми сигналами, стоп-сигналом и сигналами поворота.

Запрещается буксировка автомобилей, прицепов и оборудования на гибкой сцепке.

§ 39. Подвижной состав технологического автотранспорта, его агрегаты и узлы должны постоянно поддерживаться в надлежащем техническом состоянии путем своевременного проведения технических обслуживании и ремонтов.

Двигатель. Техническое состояние двигателя должно обеспечивать надежную и экономичную работу его ип всех эксплуатационных режимах. Не допускается эксплуатация автомобиля' (автопоезда) при наличии указанных ниже недостатков и неисправностей двигателя:

превышение установленной нормы на содержание окиси углерода (СО) в отработавших газах двигателя;

подтекание топлива, масла и охлаждающей жидкости из соответствующих систем;

неисправность или отсутствие глушителя;

затрудненный пуск и неустойчивая работа на минимальных оборотах холостого хода;

понижение давления масла в системе смазки ниже минимальных рекомендуемых величин;

перегрев двигателя при эксплуатации автомобиля в обычных условиях.

Трансмиссия. Техническое состояние агрегатов трансмиссии должно обеспечивать плавную передачу (без повышенного шума, стуков и рывков) крутящего момента от двигателя к ведущим колесам при нагрузке и скорости движения, допустимых для данного автомобиля (автопоезда) по технической характеристике.

2*

Запрещается эксплуатация автомобиля (автопоезда) при наличии указанных ниже недостатков и неисправностей агрегатов трансмиссии.

11

По сцеплению: пробуксовка сцепления; резкие рывки во время включения; неполное выключение сцепления;

несоответствие величины свободного хода педали сцепления требованиям инструкций заводов-изготовителей.

По гидромеханической передаче:

несоответствие давления масла требованиям инструкций завода-изготовителя;

течь масла из системы;

повышенный шум и вибрация во время работы.

По коробке перемены передач и раздаточной коробке: затрудненное включение или самопроизвольное выключение передач;

течь масла из картеров; повышенный нагрев картеров.

По карданной передаче:

повышенные люфты в шарнирах и подшипниках промежуточных опор карданной передачи;

деформация и трещины карданных валов; износ шлиц и заедание скользящих шлицевых соединений; ослабление болтовых соединений фланцев и промежуточной опоры.

По ведущим мостам и планетарной передаче: трещины картеров; течь масла из картеров;

стук или повышенный шум шестерен во время движения автомобиля (автопоезда).

По электрической трансмиссии: повреждение элементов защиты электрических цепей; повышенный нагрев подшипниковых узлов электрических машин;

повреждение изоляции токоподводящих соединений; неисправность вентиляторов охлаждения тяговых электродвигателей и возбудителя;

неисправность рукавов подвода охлаждающего воздуха; повышенное сопротивление изоляции электрических машин; течь масла из корпусов коробки отбора мощности, редукторов мотор-колес, редукторов вентиляторов мотор-колес и генератора-возбудителя.

Рулевое управление. Техническое состояние рулевого управления должно обеспечивать легкость и надежность управления автомобилем (автопоездом) при движении с различными скоростями в любых дорожных условиях.

Запрещается эксплуатация автомобиля (автопоезда) при наличии указанных ниже недостатков и неисправностей рулевого управления:

несоответствие величины свободного хода рулевого колеса требованиям инструкций заводов-изготовителей; затрудненное вращение рулевого колеса;

ослабление крепления или повреждение рулевого колеса, колонки и картера рулевого механизма;

неисправность гидравлического усилителя рулевого управления; уменьшение или увеличение углов поворота передних колес ниже или выше нормы, установленной занодом-изготовителем;

12

повышенные люфты в шарнирах рулевых тяг и шкворневых соединениях.

Тормоза. Техническое состояние тормозов должно обеспечивать плавную и надежную остановку автомобиля (автопоезда) за время и на длине тормозного пути, установленных Правилами дорожного движения и инструкциями заводов-нзготовителей.

Запрещается эксплуатация автомобиля (автопоезда) при наличии указанных ниже недостатков и неисправностей тормозных систем:

если рабочий тормоз не обеспечивает равномерного затормаживания всех колес при однократном нажатии на педаль;

нарушение герметичности системы пневматических тормозов, что вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе более величины, указанной в инструкциях завода-изготовителя; подтекание жидкости в гидравлической системе тормозов; неисправность манометра системы пневматических тормозов; если компрессор не обеспечивает установленного давления воздуха в системе пневматических тормозов;

неисправность тормозной системы прицепов или полуприцепов; если рычаг (рукоятка) стояночного тормоза не удерживается запирающим устройством;

если стояночный тормоз не удерживает груженый автомобиль на уклоне 16%;

неисправность тормоза-замедлителя.

Ходовая часть (передняя ось, рама, подвеска, шины, колеса). Техническое состояние передней оси должно обеспечивать установку передних колес в соответствии с требованиями инструкций завода-изготовителя и надежность крепления деталей рулевого управления и ходовой части.

Техническое состояние рамы должно обеспечивать правильность установки и надежность крепления всех агрегатов автомобиля (автопоезда).

Техническое состояние подвески должно обеспечивать гашение колебаний, возникающих при погрузке и движении автомобиля (автопоезда).

Техническое состояние шин и колес должно обеспечивать надежность и безопасность движения автомобиля (автопоезда) с установленной скоростью и легкость управления им.

Запрещается эксплуатация автомобиля (автопоезда) при на* личин указанных ниже недостатков и неисправностей.

По передней оси:

несоответствие схождения колес требованиям инструкций завода-изготовителя (табл. 1);

Таблица 1

Марка автомобиля (автопоезда)

Схождение колес, мм

Место контроля

БелАЗ-540, БелАЗ-540А, БелАЗ-7510 БелАЗ-548А, БелАЗ-7525, БелАЗ'-

4-6

По ободам колес

-7425-9490

4-6

Там же

БелАЗ-549, БелАЗ-7420-9590

6—ю

По тормозным барабанам колес

13

погнутость балки передней оси или появление трещин в деталях подвески;

заметные люфты в подшипниках передних колес или заедание, препятствующее их вращению.

По раме:

наличие трещин на лонжеронах рамы в несущей части; заметная деформация продольных балок- и поперечин; нарушения стыковых сварочных швов, швов крепления кронштейнов агрегатов и узлов;

нарушение или ослабление заклепочных соединений рамы; ослабление крепления агрегатов и узлов на раме.

По подвеске:

расхождение или поломка листов рессор; неисправность амортизатора;

нарушение характеристик цилиндров пневмогидравлкческой подвески.

По шинам и колесам:

несоответствие давления воздуха в шинах требованиям инструкций завода — изготовителя шеи и автомобилей (табл. 2);

Таблица 2

Марка автомобиля (автопоезда)

Размер шин

Давление воздуха о шинах, кг/см*

передних

колес

задних

колес

БелАЗ-540, БелАЗ-540А, БелАЗ-7510 БелАЗ-548А, БелАЗ-7525. БелАЗ-

18.00—25*

5,0

5,0

7425-9490

21.00-33"

5,6

5,6

БелАЗ-549, БелАЗ-7420-9590

24.00—49*

6,0

6.0

расслоение, сквозное повреждение шины или разрыв нитей корда;

полный износ протектора;

неисправность бортовых и замочных колец, неправильная установка замочных колец;

ослабление или отсутствие гаек и прижимов колес; износ конической части отверстий в дисках колес, не позволяющий надежно закрепить колеса гайками;

наличие трещин на дисках и ободах, замочных и бортовых кольцах.

Электрооборудование. Техническое состояние электрооборудования автомобиля (автопоезда) должно обеспечивать надежный пуск двигателя, безотказное действие приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов.

Запрещается эксплуатация автомобиля (автопоезда) при указанных ниже недостатках и неисправностях электрооборудования. По аккумуляторным батареям: течь электролита;

недостаточный уровень электролита;

разрядка батарей более чем на 50% емкости в летнее время и более чем на 25% — зимой;

14

загрязнение поверхности крышек и отверстий в пробках батарей;

надежное крепление батарей и подводов к ним.

По генератору и стартеру:

чрезмерное искренне между щетками и коллекторами; недостаточный зарядный ток генератора; недостаточный крутящий момент стартера.

По приборам освещения, сигнализации, контрольным приборам и электропроводам, если:

нс отрегулированы фары в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;

не горят фары либо передние или задние габаритные фонари; не горит «стоп-сигнал»; не горит указатель поворота; нс горит опознавательный знак автопоезда; отсутствуют свстоотражатели, предусмотренные инструкцией или Правилами дорожного движения;

не горит фонарь заднего номерного знака либо его освещение не обеспечивает при ясной погоде видимости знака на расстоянии 20 м;

неисправны электроприборы, контролирующие работу агрегатов и систем автомобиля; неисправна проводка;

в предохранители установлены несоответствующие плавкие

вставки;

отсутствует штепсельный разъем в соединении автомобиля с прицепом (полуприцепом).

Платформа и подъемный механизм. Техническое состояние платформы должно обеспечивать размещение горной массы при погрузке, транспортирование ее без потерь и полную разгрузку.

Техническое состояние подъемного механизма платформы должно обеспечивать подъем груженой платформы для разгрузки за время, соответствующее данным инструкции завода-изготовителя.

Запрещается эксплуатация автомобиля при указанных ниже недостатках и неисправностях платформы и подъемного механизма: повреждения бортов и пола платформы, вызывающие потерю горной массы во время движения или неполную ее разгрузку; неисправность системы обогрева платформы в зимнее время; неисправности заднего борта и механизма запирания его (для автомобилей-углевозов);

неисправность механизма закрывания створок люка (для авто-поезда-углевоза);

наличие трещин на козырьке платформы;

наличие трещин в местах приварки кронштейнов крепления платформы к раме, кронштейнов стопорения платформы в поднятом положении, подпятников крепления цилиндров подъема платформы;

неисправность подъемного механизма, влияющая на его работоспособность.

Опорно-сцепные и поворотные устройства. Техническое состояние опорно-сцепных и поворотных устройств должно обеспечивать надежное соединение тягача (автомобиля) с полуприцепом (прицепом) и безопасное движение автопоезда по дорогам разрезов.

Запрещается эксплуатация автопоезда при наличии неисправности опорно-сцепного устройства седельных тягачей и полуприце-

15

УДК 822.89:622.271


Правила технической эксплуатации технологического автотранспорта на открытых горных работах. М., «Недра». 1978. 79 с. (М-во угольной промышленности СССР. Науч.-исслед. и ироектно-комструкт. ин-т по добыче полезных ископаемых открытым способом).

Правила содержат требования к подвижному составу технологического автомобильного транспорта и основные положения по его содержанию и использованию, требования к зданиям, сооружениям, оборудованию автотранспортных предприятий, а также требовании техники безопасности и противопожарной безопасности при эксплуатации подвижного состава. Настоящие правила разработаны взамен ранее действовавших Правил технической эксплуатации большегрузных автомобилей-самосвалов на открытых горных работах.

Правила предназначены для инженерно-технических работников авто* транспортных н горных предприятий Министерства угольной промышленности СССР, осуществляющих эксплуатацию технологического автомобильного транспорта и разработку угольных (сланцевых) месторождений открытым способом, иаучно-исследовательскнх, проектных и других организаций и учреждений, выполняющих для этих предприятий проекты, оборудование, а также могут быть использованы преподавателями и студентами горных институтов.


Табл. 8.


Выпущено по Згказу Министерства угольной промышленности СССР.


П


30704-312


643(01)—78


© Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по добыче полезных ископаемых открытым спосо


бом (НИИОГР), 1978


Основными направлениями развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы, принятыми на XXV съезде КПСС, предусматривается увеличить добычу угля в 1980 г. до 790—810 млн. т. При этом 60% всего прироста добычи угля в стране будет получено наиболее экономичным — открытым способом. Открытый способ позволяет в относительно короткие сроки и с наименьшими удельными капитальными затратами создавать и осваивать новые мощные предприятия, работа которых характеризуется высокими экономическими показателями при более безопасных и лучших гигиенических условиях труда.

В техиолошческом процессе открытой добычи угля все более широкое применение находит автомобильный транспорт, что обусловлено в ряде случаев значительными преимуществами его по сравнению с другими видами транспорта. С увеличением глубины разработки, а следовательно, и расстояния транспортирования горной массы, автомобильный транспорт применяется в сочетании с железнодорожным и конвейерным транспортом, выполняя роль сборочного звена на нижних горизонтах разрезов.

В настоящее время на угольных и сланцевых разрезах используются в основном автомобили-самосвалы и автопоезда Белорусского и Кременчугского автомобильных заводов грузоподъемностью от 12 до 120 т, однако в ближайшее время на разрезах будут эксплуатироваться автомобили и автопоезда грузоподъемностью до 300 т.

Интенсивное техническое перевооружение автотранспортных предприятий и разрезов, разработка и введение в действие ряда новых директивных и нормативных документов, регламентирующих требования к эксплуатации, содержанию и ремонту подвижного состава технологического автотранспорта, обусловили необходимость переработки утвержденных в 1971 г. и ныне действующих Правил технической эксплуатации большегрузных автомобилей-самосвалов на открытых горных работах.

При составлении настоящих Правил были использованы «Устав автомобильного транспорта РСФСР», «Правила технической эксплуатации большегрузных автомобилей-самосвалов», «Правила технической эксплуатации при разработке угольных и сланцевых месторождений открытым способом», «Правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта», «Единые правила безопасности пои разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом», «Правила техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта», «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» (части I и II), нормы технологического проектирования, научные разработки институтов и заводов — изготовителей автомобилей, предложения предприятий и организаций Министерства угольной промышленности СССР и других ведомств, а также учтен передовой отечественный и зарубежный опыт эксплуатации технологического автотранспорта на открытых горных работах.

3

Корректировку Правил технической эксплуатации большегрузных автомобилей-самосвалов на открытых горных работах (изд. 1971 г.) и разработку настоящих Правил осуществляла группа специалистов НИИОГР, Министерства угольной промышленности СССР и Белорусского автомобильного завода в составе: Б. Г. Алешин, В. Я. Ужаиов, А. А. Войнов, Л. Ф. Гроссов, А. Е. Анпилогов, В. Н. Самойлов, С. М. Перепелкин, А. Ф. Пономарев, В. В. Сачава, В. Н. Прокопьев, П. А. Шалыго, А. В. Зотов, А. Н. Казарез.

Работа выполнена под руководством канд. техн. наук Л. Ф. Гроссова.

§ 1. Правила технической эксплуатации технологического автотранспорта на открытых горных работах регламентируют:

основные обязанности работников автотранспортного предприятия, обслуживающего угольные разрезы;

требования к подвижному составу технологического автотранспорта и основные положения о его содержании (обслуживание, ремонт, хранение);

Предписания, касающиеся технической стороны использования подвижного состава при выполнении технологических перевозок;

требования к зданиям, сооружениям, оборудованию для обслуживания, ремонта и хранения подвижного состава и общий порядок их содержания;

требования к автомобильным дорогам разрезов; требования по охране труда, технике безопасности и противопожарной технике при эксплуатации подвижного состава.

§ 2. Настоящие Правила обязательны для всех должностных лиц автотранспортных и горных предприятий (подразделений) Министерства угольной промышленности СССР, осуществляющих эксплуатацию технологического автомобильного транспорта и разработку угольных (сланцевых) месторождений открытым способом, а также для работников научно-исследовательских, проектных и других организаций и учреждений, выполняющих для этих предприятий проекты, оборудование и т. п.

§ 3. Контроль за выполнением настоящих Правил возлагается на управления автомобильного транспорта и соответствующие структурные подразделения (службы) производственных объединений по добыче угля Министерства угольной промышленности СССР.

§ 4 Точное и неуклонное выполнение Правил должно способствовать обеспечению эффективной работы всех звеньев технологического процесса добычи угля открытым способом, четкой и бесперебойной работы автомобильного транспорта и безопасности движения.

§ 5. Издаваемые Министерством угольной промышленности СССР технические условия, положения, инструкции и указания, относящиеся к технической эксплуатации подвижного состава технологического автотранспорта, а также зданий, сооружений и оборудования, предназначенных для обслуживании, ремонта и хранения подвижного состава, должны соответствовать настоящим Правилам.

ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

РАБОТНИКОВ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.

ИНСТРУКТАЖ, ОБУЧЕНИЕ И ПРОВЕРКА ЗНАНИИ

РАБОТНИКОВ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Основные обязанности работников автотранспортного предприятия

§ 6. Основной обязанностью работников автотранспортного предприятия (подразделения), обслуживающего разрезы, является выполнение плана перевозок горной массы при безусловном обеспечении безопасности движения, правильном использовании технических средств, максимальной реализации имеющихся внутренних резервов, неуклонном повышении производительности труда и снижении себестоимости перевозок.

§ 7. Каждый работник, связанный с содержанием и эксплуатацией подвижного состава автомобильного транспорта, несет личную ответственность за осуществление мер по обеспечению безопасности движения.

§ 8. Лица, связанные с содержанием и эксплуатацией подвижного состава автомобильного транспорта, обязаны знать:

Устав автомобильного транспорта;

Правила дорожного движения;

Правила техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта;

Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом;

настоящие Правила;

Правила и инструкции по охране труда, предупреждению и учету дорожно-транспортных происшествий;

должностные инструкции.

§ 9. Каждый работник автотранспортного предприятия или разреза, заметивший опасность, угрожающую людям, автомобилям или сооружениям -(неисправность дороги, • автомобилей, экскаваторов, кабельных линий, признаки возможных оползней и обвалов уступов, возникновение пожаров и пр.), обязан немедленно принять меры для предупреждения возможных аварий и несчастных случаев, а при обнаружении на линии аварии автомобиля — принять меры для оказания срочной медицинской помощи пострадавшим и технической помощи автомобилю.

§ 10. Каждый работник автотранспортного предприятия (подразделения) должен добросовестно выполнять возложенные на него обязанности, требования Правил внутреннего распорядка и настоящих Правил.

§ II. Ответственность за выполнение настоящих Правил возлагается на руководителей автотранспортных предприятий (подразделений) Министерства угольной промышленности СССР, а также горных предприятий, ведущих разработку угольных и сланцевых месторождений открытым способом с использованием технологического автомобильного транспорта.

§ 12. За нарушение настоящих Правил все указанные лица несут ответственность в дисциплинарном, административном или судебном порядке в зависимости от характера нарушений и вызванных ими последствий.

6

Инструктаж, обучение и проверка знаний работников автотранспортного предприятия

§ 13. Рабочие (в том числе водители), инженерно-технические работники и служащие могут быть допущены к самостоятельной работе только после прохождения инструктажа по технике безопасности.

Администрация предприятия обязана обеспечить своевременное и качественное проведение инструктажа и обучение работающих безопасным приемам и методам работы по утвержденной программе.

Инструктаж и обучение проводятся на основе общих и отраслевых правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии с учетом конкретных условий работы.

§ 14. Инструктажи бывают следующих видов: вводный инструктаж при поступлении на работу; инструктаж на рабочем месте; повторный инструктаж на рабочем месте; дополнительный (внеплановый) инструктаж.

§ 15. Вводный инструктаж проводится инженером по технике безопасности или специально выделенным по приказу лицом по утвержденным инструкциям для всех поступающих на предприятие рабочих, инженерно-технических работников, служащих, практикантов и учеников. Как правило, он должен осуществляться в кабинете (уголке) техники безопасности, оборудованном наглядными пособиями.

При проведении вводного инструктажа должны быть разъяснены:

основные положения советского законодательства по технике безопасности и производственной санитарии;

правила внутреннего распорядка на предприятии, правила поведения на территории, в производственных и бытовых помещениях, а также значение предупредительных надписей, плакатов и сигнализации:

особенности условий работы соответствующего участка и меры по предупреждению несчастных случаев;

требования к работающим соблюдения личной гигиены и правил производственной санитарии на предприятии;

нормы выдачи и правила пользования спецодеждой, спецобувью и защитными приспособлениями;

порядок оформления несчастного случая, связанного с производством. меры по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастном случае, требования пожарной безопасности.

Вводный инструктаж оформляется соответствующими документами

$ 16. Инструктаж на рабочем месте проводится до начала работы со вновь принятыми на предприятие рабочими, практикантами и учениками производственного обучения, временными и прикомандированными работниками в течение одной недели.

Его выполняет руководитель соответствующего производственного участка на рабочем месте по профессиям.

Инструктаж должен сопровождаться показом правильных безопасных приемов работы и операций.

§ 17. В программу инструктажа по безопасным приемам и методам работ на рабочем месте входят:

7

общее ознакомление с технологическим процессом на данном участке производства;

ознакомление с устройством оборудования, приспособлений, оградительных и защитных устройств, а также применением средств индивидуальной защиты (предохранительных приспособлений);

порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, заземляющих устройств, приспособлений и инструментов);

требования правильной организации и содержания рабочего места;

основные правила безопасности при выполнении работ каждым рабочим индивидуально и совместно с другими рабочими.

§ 18. Если после проведения инструктажа на рабочем месте в результате проверки выяснится, что работник плохо усвоил требования техники безопасности и применяет неправильные приемы труда, руководитель участка обязан повторить объяснения и показ безопасных приемов труда. До усвоения материала работник не может быть допущен к самостоятельной работе. В этом случае его должны прикрепить к квалифицированному работнику для практического обучения на период испытательного срока.

Ученики и практиканты могут работать лишь после вводного инструктажа и инструктажа по технике безопасности на рабочем месте под руководством опытных работников, назначаемых приказом (распоряжением) руководителей предприятия.

§ 19. Инструктаж на рабочем месте оформляется в соответствии с требованиями Правил техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта.

§ 20. Повторный инструктаж проводится для рабочих независимо от их квалификации, стажа и опыта работы не реже одного раза в шесть месяцев по программе инструктажа на рабочем месте. Для рабочих, выполняющих работу с повышенной Опасностью (аккумуляторщики, мединки, маляры, электро- и газосварщики, электрики, кочегары, лица, работающие на оборудовании, находящемся под давлением, соприкасающиеся с этилированным бензином и бензолом, грузчики, стропальщики, такелажники), повторный инструктаж проводится ежеквартально.

§ 21. Дополнительный инструктаж по безопасным приемам и методам работы осуществляется на рабочем месте руководителем производственного участка при нарушении работающим правил и инструкций по технике безопасности, технологической и производственной дисциплины, а также при изменении технологического процесса, вида работ и подвижного состава. Повторный и дополнительный инструктажи оформляются записями в специальном журнале с указанием номеров или шифров инструкций. Журнал должен храниться у руководителя производственного участка.

§ 22. Кроме инструктажей по технике безопасности все вновь поступающие на автотранспортное предприятие (подразделение) должны пройти обучение в объеме и в сроки, установленные программами, и сдать экзамен специальной комиссии, назначаемой руководителем предприятия (подразделения).

Лица, знания которых комиссией признаны неудовлетворительными, должны пройти повторное обучение.

Работники, прошедшие обучение по технике безопасности, подвергаются проверке знаний (экзаменам) один раз в 1—2 года.

§ 23. Рабочие, занятые на работе с повышенной опасностью.

8

а также вновь принятые на предприятие, допускаются к самостоятельной работе только после специального обучения, сдачи экзамена и получения удостоверения на право работы и обслуживание данного оборудования (механизма).

§ 24. Обучение инженерно-технических работников (после прохождения вводного инструктажа по технике безопасности) проводится на специально организуемых семинарах по утвержденной программе, согласованной с центральным и республиканским комитетами профсоюза, с проверкой знаний и выдачей удостоверения. Периодичность обучения — один раз в 1—2 года.

§ 25. Инженерно-технические работники, занятые эксплуатацией объектов, подконтрольных Госгортехнадзору и Госэнергонадзору, проходят дополнительное обучение по технике безопасности и допускаются к ведению работ после сдачи экзаменов соответствующей комиссии (с участием представителей Госгортехнадзора и Госэнергонадзора) и получения удостоверения (допуска на право производства работ с присвоением квалификационной группы).

§ 26. Для управления автомобилем (автопоездом) с электрической трансмиссией и выполнения операций технического обслуживания допускается персонал, имеющий квалификационную группу по технике безопасности не ниже II.

§ 27. Лица, обслуживающие электроустановки, кроме обучения должны пройти необходимую стажировку продолжительностью 6— 12 рабочих дней, после чего они могут быть допущены к самостоятельной работе.

При обслуживании электрических установок стажер выполняет следующую работу: включает, отключает и осматривает установки (при наличии всех защитных средств, спецодежды и спецобуви) только по указанию и под надзором обучающего, который полностью отвечает за соблюдение требований техники безопасности.

Подготовка водителей к эксплуатации технологических автомобилей

§ 28. Водители допускаются к работе на разрезах после предварительного изучения особенностей устройства технологических автомобилей и освоения практических приемов вождения их во время стажировки на дорогах разреза.

§ 29. Обучение вновь поступающих водителей практическим приемам вождения должен организовывать по согласованию с руководством автотранспортного предприятия руководитель соответствующего подразделения (колонны, цеха) или должностное лицо, заменяющее его. При этом руководство автотранспортного предприятия и разреза должно обеспечить обучение водителей безопасным методам работы, ознакомить их с маршрутами движения, профилем и возможными опасными участками трасс с последующей сдачей экзаменов.

Подготовленным водителям выдаются удостоверения установленной формы на право работы в разрезе.

§ 30. Продолжительность стажировки водителей должна составлять не менее 10—15 дней (в зависимости от марки автомобиля).

9

§ 31. Стажировка должна проводиться под руководством води-теля-ниструктора, имеющего стаж работы на разрезе не менее двух лет.

2—578