Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

216 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе представлены организационно-экономические аспекты формирования инновационной системы АПК в Российской Федерации, раскрыта роль институтов в формировании национальной инновационной системы, исследованы особенности формирования инновационных систем в аграрном секторе экономики зарубежных стран, проведена оценка состояния инновационной деятельности и выявлены институциональные проблемы формирования национальной инновационной системы АПК России. Предназначено для широкого круга читателей, в том числе представителей органов управления АПК федерального и регионального уровней, хозяйствующих субъектов АПК, научно-исследовательских и образовательных учреждений.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1. Экономическая сущность национальной инновационной системы

2. Развитие концепции инновационных систем в аграрном секторе экономики зарубежных стран и опыт их формирования

3. Особенности формирования элементов инновационной системы АПК России

4. Институциональные основы формирования инновационных систем

     4.1. Институциональные подходы к формированию национальных инновационных систем в аграрном секторе за рубежом

     4.2. Роль институтов в формировании национальной инновационной системы

     4.3. Формирование институциональных условий в аграрном секторе экономики как важнейший фактор его инновационного развития

5. Научный потенциал Россельхозакадемии - основа формирования инновационной системы АПК

6. Приоритетные направления развития инновационных процессов в АПК

     6.1. Развитие инновационных процессов в области экономики и земельных отношений

     6.2. Развитие инновационных процессов в области биотехнологии

     6.3. Развитие инновационных процессов в растениеводстве

     6.4. Развитие инновационных процессов в животноводстве

     6.5. Развитие инновационных процессов в сфере механизации и электрификации

     6.6. Развитие инновационных процессов в сфере хранения и переработки агропродукции

7. Роль системы сельскохозяйственного консультирования в инновационном развитии АПК

8. Государственная поддержка развития инновационной системы в АПК

9. Проблемы и основные направления формирования инновационной системы АПК

10. Методология оценки инновационных систем

Заключение

Литература

Приложение 1. Структуры поддержки сельскохозяйственных научных исследований

Приложение 2. Сельскохозяйственная система: акторы (ОЕCD, 2010 год)

Приложение 3. Индикаторы, отражающие инновационный потенциал аграрного сектора ("Результаты инноваций")

Приложение 4. Индикаторы для подсистемы "Исследования и образование в аграрном секторе"

Приложение 5. Индикаторы для подсистемы "Цепочки ценностей в аграрном секторе (агропродовольственные цепочки)"

Приложение 6. Индикаторы для подсистемы "Институты, ликвидирующие разрывы в аграрном секторе"

Приложение 7. Индикаторы для подсистемы "Условия, содействующие сельскохозяйственным инновациям"

Приложение 8. Индикаторы инноваций. Различные источники, период 2000 - 2006 гг.

Приложение 9. Потребности в развитии человеческого потенциала для внедрения концепции сельскохозяйственных инновационных систем

Приложение 10. Схема национальной сельскохозяйственной инновационной системы (World Bank, 2006)

Приложение 11. Взаимоотношения в сельскохозяйственной инновационной системе (ОЕСD Тгаdе Agriculture Directorate, 2011)

Приложение 12. Схема интеграции инноваций в агропродовольственные цепочки (ASTI/IFPRI -FARA Conference, 2011)

Приложение 13. Схема акторов в Системе сельскохозяйственных знаний и инноваций, ревалентных сельскохозяйственным инновациям, в агропродовольственной цепочке (ЕU SСАR, 2012)

Приложение 14. Схема типичной товарно-основанной инновационной системы в АПК (World Bank, 2007)

Приложение 15. Главные направления "БИО-2020" и намечаемые к выпуску биотехнологические продукты

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу12.02.2016
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

22.04.2013УтвержденМинсельхоз России9
ИзданФГБНУ Росинформагротех2013 г.

Innovative system formation in agro-industrial complex: organizational and economic aspects

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ

ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ АПК:

организационно-экономические

аспекты

Москва ФГБНУ “Росимформагротех' 2013

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ АПК: организационно-экономические аспекты

Москва 2013

технических разработок, формирование конкурентоспособного АПК.

Национальная инновационная система представляет собой единство инновационного комплекса (организаций и коллективов, непосредственно занятых созданием и освоением инноваций, а также необходимой научно-производственной инфраструктуры), форм и результатов инновационной деятельности, субъектов управления, регулирования и содействия инновационной деятельности (совокупности органов власти, институтов, центров технологического прогнозирования, структур государства и негосударственных институтов инновационной сферы).

Основная цель национальных инновационных систем заключается в обеспечении устойчивого экономического развития и повышении качества жизни населения путем создания дополнительных рабочих мест как в сфере науки, так и в сферах производства и услуг, а также увеличение поступлений в бюджеты разных уровней за счет увеличения объемов производства наукоемкой продукции и доходов населения.

В рамках исследований инновационной системы центральное место занимают определение основных элементов инновационной системы и анализ форм циркуляции знаний внутри инновационной системы. Набор элементов, входящих в инновационную систему, не является жестко фиксированным. Тем не менее, обобщая проведенные за последние годы исследования, можно назвать те элементы, которым уделяется основное внимание большинством авторов, в том числе Эдквистом, Лундваллом и др. Во-первых, это комплекс институтов, участвующих в производстве, передаче и использовании знаний: фирмы и образуемые ими сети, научная система, исследовательские учреждения, элементы экономической инфраструктуры и др. Во-вторых, это все остальные элементы, влияющие на инновационный процесс: контекст, создаваемый макроэкономической политикой и другими формами государственного регулирования, система образования и профессиональной подготовки, особенности товарных рынков, рынков факторов производства и рынка труда, система финансирования инноваций, коммуникации.

Практически во всех работах, посвященных инновационной системе, акцентируется внимание на том, что потоки технологий и информации между людьми, предприятиями и институтами играют 10

ключевую роль в инновационном процессе. Технологическое развитие является результатом сложного комплекса взаимосвязей между участниками системы - предприятиями, университетами и государственными научными учреждениями. Поэтому в исследованиях по инновационной системе важное место занимают измерение и оценка потоков знаний и информации. Выделяют четыре типа таких потоков.

1.    Взаимодействие между предприятиями - прежде всего совместная исследовательская деятельность и другое техническое сотрудничество. Основными методами являются аналитические обзоры литературных источников. В последнем случае информацию о промышленных альянсах собирают на основе обзоров газетных и журнальных статей, специализированных книг и журналов, а также ежегодных отчетов корпораций и промышленных справочников.

2.    Взаимодействие между предприятиями, университетами и государственными научными учреждениями. В материалах по инновационной системе подчеркивается, что качество научных исследований, финансируемых государством, и взаимодействие научных учреждений с промышленностью могут быть одними из наиболее важных национальных активов при продвижении инноваций. Финансируемые государством исследовательские учреждения являются для промышленности источником не только фундаментальных знаний, но и новых методов, инструментов и полезных навыков. Потоки знаний между государственным и частным секторами можно измерять различными способами, но в национальных инновационных обследованиях применялись преимущественно четыре инструмента: индикаторы совместной исследовательской деятельности, совместные патенты и совместные публикации, анализ цитирования, обследования фирм.

3.    Распространение технологий. Наиболее традиционным типом потока знаний в инновационной системе является распространение технологии в форме новых машин и оборудования. Для разных стран и секторов экономики характерны разные темпы внедрения технологий. В то же время очевидно, что инновационная активность фирм все больше зависит от использования технологий, созданных вне этих фирм. Знания о технологиях могут быть получены от потребителей и поставщиков, а также от конкурентов и

11

государственных учреждений. Распространение технологий особенно важно для традиционных производственных отраслей и сферы услуг, которые сами могут не проводить НИОКР и не создавать инновации. При проведении эмпирических исследований в данной области наиболее часто используются обследования фирм и измерение межфирменных потоков НИОКР через приобретение машин и оборудования.

4. Мобильность рабочей силы. Движение людей и знаний, носителями которых они являются («неявные знания»), - это один из ключевых потоков внутри инновационной системы. Большинство исследований по передаче технологий показывает, что навыки и коммуникационные возможности персонала играют важную роль при внедрении новых технологий. Инвестиции в передовые технологии должны сопровождаться развитием этой «способности к внедрению», которая в значительной степени определяется квалификацией, навыками и мобильностью рабочей силы. Мобильность рабочей силы измеряется посредством разных подходов, наиболее эффективным из которых оказалось использование статистики рынка труда для выявления движения персонала с определенными навыками между различными отраслями промышленности, а также между промышленным сектором, исследовательским и сектором высшего образования.'

Адаптация концепции инновационной системы применительно к России проявляется, прежде всего, в смене моделей инновационной деятельности. Инновационный бизнес и государство ориентируются на проверенные мировой практикой модели национальных инновационных систем, функционирующих в рыночных условиях. Об этом свидетельствуют введение принципов конкурсного финансирования исследований, появление новых форм организационной и экономической поддержки инновационного бизнеса, постепенное формирование системы налогового стимулирования науки и инноваций, законодательное обеспечение прав интеллектуальной собственности, формирование новых инновационных предприятий, способных создавать коммерчески привлекательные инновационные проекты.

П.В. Моргунов. Г.В. Снегирев. Национальная (государственная) инновационная система: сущность и содержание//Собственность и рынок. - 2004. - № 7. - С. 10-21.

12

Основная роль национальной инновационной системы - обеспечение непрерывного интенсивного потока новых идей (знаний), их воплощение в научно-технических разработках (конструкторской и технологической документации, макетах, опытных образцах техники, материалах, продуктах и т.д.) и практическом освоении в производстве новых машин, технологий, производственных систем, продукции.

Реальный вклад национальной инновационной системы в инновационное развитие экономики определяется также проводимой государственной макроэкономической и инновационной политикой, нормативным правовым обеспечением, соотношением прямого и косвенного государственного и рыночного регулирования, состоянием научно-технологического и промышленного потенциалов. рынков научно-технической продукции, товарных рынков, рынков труда, а также историческими и культурными традициями, особенностями страны.

Важными методологическими принципами формирования национальной инновационной системы общесистемного характера являются следующие:

•    приверженность к эволюционному развитию страны в рамках модели развития;

•    ориентация на последовательную и своевременную замену административных методов управления научно-техническим развитием методами экономического регулирования, стимулирующими творчество, новаторство, саморазвитие организаций;

•    перестройка действующих блоков и сегментов НИС и разработка структуры перспективной НИС с учётом опыта высокоразвитых стран;

•    построение новых рыночно ориентированных блоков и сегментов НИС в рамках институциональной «достройки» и сопряжения в системе национальной экономики сфер науки, образования, производства и рынка и НИС как инструмента их интеграции.

Основополагающими принципами построения национальной инновационной системы являются научность, системность и целостность.

13

Принцип научности требует объективности анализа, опоры на научные закономерности, обоснованности и доказательности выводов и рекомендаций.

Принцип системности обусловливает рассмотрение явлений во всесторонности, взаимосвязи и полноте компонентов и подсистем НИС в их системной иерархии и сетевых структурах.

Принцип целостности обеспечивает построение единой целостной НИС на основе единства идеологии, целей деятельности, сетевых технологий, единого информационного пространства, единой экономической и правовой среды, интегрирующей роли государства и инновационной культуры общества. Целостная НИС связывает все ее компоненты в единое целое, исключает ведомственные «разрывы», уменьшает потери времени, степень невостребованное™ потребителем информации об инновациях, устраняет дублирование функций и средств.

Следуя этим принципам, НИС должна стать эффективным инструментом разработки и реализации инновационной политики, перевода экономики на инновационный путь развития, предусматривающий построение постиндустриального, информационного общества, «новой экономики».

В проекте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года национальная инновационная система России представлена в виде четырех подсистем (рис.1).

Национальная инновационная система России

\

1

1

1

Система

непрерывного

образования

Подсистема исследований и разработок (генерация знаний)

Предприни

мательская

подсистема

Инновационная

инфраструктура

Рис. 1. Национальная инновационная система России

Охватывая сферы генерации, распространения, применения, коммерциализации знаний, теоретическая организационная модель НИС как совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государственной инновационной политики, включает в себя ряд подсистем.

В частности, основу НИС составляет подсистема генерации знаний. которая представляет собой совокупность научно-технических организаций государственного и частного секторов, выполняющих фундаментальные, прикладные исследования и разработки: государственные научные центры, академические и отраслевые институты. университеты, вузы, подразделения заводской науки, конструкторские бюро, создающие интеллектуальный продукт, образцы новой продукции и технологий.

Подсистема образования и профессиональной подготовки и переподготовки кадров включает в себя университеты, вузы, колледжи. другие учреждения среднего и профессионального образования, а также систему организации переподготовки и повышения квалификации кадров, включая подготовку и переподготовку кадров для инновационной деятельности и т.д.

Подсистема инновационной деятельности, производства и реализации продукции и услуг включает в себя малые, средние и крупные предприятия, отраслевые и региональные инновационно-технические центры, а также концерны, корпорации и финансовопромышленные группы, торговые (дилерские) сети, центры сервиса, сети ремонта и обновления продукции и т.д.

Подсистема технологической инфраструктуры охватывает центры поддержки инновационного предпринимательства, технопарки, телекоммуникационные сети, бизнес-инкубаторы и бизнес-инновационные структуры, консалтинговые и инжиниринговые фирмы, информационные центры и центры трансфера технологий, систему научно-технических коммуникаций, включая систему научно-технической информации, демонстрационные залы и т.д.

Подсистема финансовой инфраструктуры включает в себя организационные и правовые механизмы финансирования и ресурсного обеспечения всех стадий инновационного цикла, в том числе инвестиционные компании, банки и другие финансовые структуры, инвестиционные и инновационные фонды, венчурные фонды, бюджетное финансирование, если задачу (заказ) ставит государство.

Подсистема информационной инфраструктуры - информационные ресурсы, технологии и системы, информационно-телекоммуникационные сети, рынок ИКТ. опосредующие и соединяющие все сегменты национальной инновационной системы.

15

УДК 001.895:338.436.33 ББК 65.32-551 Ф 79

Рецензенты:

Л.Я. Кибиров - руководитель отдела инвестиционно-финансовых и материальных ресурсов в АПК ГНУ ВНИОПТУСХ Россельхозакадсмии, д-р экон. наук, проф.; Л.В. Голубев - проректор по науке и инновациям РГЛУ-МСХЛ им. К.Л. Тимирязева, д-р экон. наук. проф.

Ответственный за выпуск -

А.А. Ведьма юн. нач. отдела науки и инноваций Минсельхоза России

Коллектив авторов:

И.С. Саиду, В.И. Нечаев, В.Ф. Федоренко, Г.М. Демншкевич, Н.Е. Рмжепкова

Формирование инновационной системы АПК:    opi    аиизационно-

Ф 79 экономические аспекты: науч. изд. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех».

2013.-216 с.

ISBN 978-5-7367-0979-3

Представлены организационно-экономические аспекты формирования инновационной системы АПК в Российской Федерации, раскрыта роль институтов в формировании национальной инновационной системы, исследованы особенности формирования инновационных систем в аграрном секторе экономики зарубежных стран, проведена оценка состояния инновационной деятельности и выявлены институциональные проблемы формирования национальной инновационной системы АПК России.

Предназначено для широкого круга читателей, в том числе представителей органов управления АПК федерального и регионального уровней, хозяйствующих субъектов АПК. научно-исследовательских и образовательных учреждений.

Рекомендовано к изданию Научно-техническим советом Минсельхоза России (протокол № 9 от 22 апреля 2013 г.).

Innovative system formation in the agro-industrial complex: organizational and economic aspects. - Moscow: FGBNU «Rosinformagrotekh», 2013. - 216 p.

Presents organizational and economic aspects of the innovative system formation in the agro-industrial complex (AIC) of the Russian Federation.

The importance of institutions in the formation of national innovative system is discussed and the features of innovative systems formation in the agricultural sector of foreign countries’ economy are investigated. The state of innovative activity is appraised, the institutional problems of the national innovative system formation in Russia’s AIC are identified.

The monograph is intended for a wide audience, including representatives of the AIC managerial bodies of the federal and regional levels, the AIC businesses entities, research and educational institutions.

It is recommended for publication by the Scientific and Technical Council of the Ministry of Agriculture of Russia (protocol Ns 9 of April 22. 2013).

УДК 001.895:338.436.33 ББК 65.32-551

ISBN 978-5-7367-0979-3


© Минсельхоз России, 2013


ВВЕДЕНИЕ

Современный период экономического развития, темпы роста ВВП, геополитическое положение стран на мировом и отечественном рынках, их продовольственная безопасность, жизненный уровень населения и преодоление последствий финансового кризиса зависят от научно-технического обеспечения хозяйствующих субъектов АПК. Большинство развитых зарубежных стран перешли на инновационный (постиндустриальный) путь развития, при этом инновационные достижения обеспечивают 80-85% экономического роста производства. В настоящее время главной движущей силой общественного развития становятся знания, которые обеспечивают формирование инновационного производства, что предполагает создание и использование принципиально новых, высокоэффективных технико-технологических и энергосберегающих ресурсов: машин, оборудования, материалов, высокоэффективных селекционных достижений, автоматизацию производства на животноводческих комплексах и фермах, в перерабатывающих отраслях АПК.

За последние годы в аграрном секторе произошли глубокие социально-экономические преобразования (трансформация форм собственности, изменение организации и размеров производства, возникновение различных организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, появление новых организационно-экономических механизмов функционирования сельского хозяйства). Происходит постепенный переход сельского хозяйства на инновационный путь развития.

Вместе с тем по уровню инновационного развития аграрный сектор России отстает от развитых стран. Это связано, в первую очередь, с тем, что медленными темпами осуществляется техническая и технологическая модернизация сельскохозяйственного производства. Вследствие неплатежеспособности большинство сельскохозяйственных товаропроизводителей нс имеют возможности использовать высокоэффективные ресурсосберегающие технологии. Резкий спад производства, снижение его эффективности, недостаток финансовых средств обусловили невосприимчивость научных достижений сельскохозяйственными товаропроизводителями, что отразилось в значительной степени на замедлении иннова-

3

ционного развития АПК в последние годы. Так, при общем парке тракторов около 500 тыс. ежегодно поступает лишь около 20 тыс. новых машин, что в 2 раза меньше, чем необходимо для нормального обновления техники, а производительность труда в 10 раз ниже, чем в США, Канаде и ведущих странах Европейского Союза.

Доля наукоемкой продукции в АПК России не превышает 0,3% от общего объема, а в развитых странах - более 20%. Бюджетные ассигнования в отечественный АПК составляют 0,5%, в то время как в зарубежных развитых странах они достигают 20-70%. Затраты на проведение научных исследований в развитых странах составляют 2,5 - 3,5% ВВП. в России - менее 1%.

Расчеты по модели ФАО-ОЭСР показали, что рост валовой продукции сельского хозяйства за восемь лет реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годов сократится с 21 до 14% к 2020 г. Это эквивалентно недополучению в совокупности валовой продукции в сопоставимых ценах примерно на 1 трлн руб., или в среднем на 125 млрд руб. ежегодно. Кроме того, к 2020 г. может быть потеряно, как минимум, 200 тыс. потенциальных рабочих мест.

Говоря об оценке условий, на которых Россия вступила в ВТО, следует иметь в виду, что в ходе переговоров она взяла на себя ряд наносящих ущерб сельскому хозяйству обязательств по государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей, доступу импортной продукции па внутренний рынок и экспортным субсидиям. Например, в Евросоюзе совокупная разрешенная поддержка сельского хозяйства из национальных и общего бюджета составляет около 100 млрд долл. США, а в Японии она выше почти в 9 раз по сравнению с Россией. Малые объемы государственной поддержки аграрной науки в Российской Федерации явились одной из основных причин снижения инновационной деятельности и сокращения научных кадров, что способствовало свертыванию многих научных разработок.

Несмотря на многочисленные исследования, посвящённые проблемам формирования национальных инновационных систем (ПИС), отдельных ее элементов, в отечественной экономической науке не сложился целостный подход к определению сущности инновационной системы, ее структуры, направленности развития с 4

позиций сс влияния на устойчивость экономического роста, повышение конкурентоспособности экономики страны. Созданные государством условия нс позволяют органически объединить все составные части инновационной деятельности: науку, образование, отечественный бизнес, систему финансирования НИОКР, систему коммерциализации и защиты интеллектуальной собственности. Существующие формально отдельные элементы инновационной системы не сформировались в единую организационную структуру. Отсутствие научно обоснованной системы инновационной экономики - взаимосвязанной совокупности институтов, организаций, инструментов, образующих целостность национальной инновационной системы, является одним из основных барьеров формирования в России экономики инновационного типа. Складывающиеся тенденции основных показателей инновационного развития свидетельствуют о том, что существующая национальная инновационная система не способствует в полной мере эффективному развитию страны.

Формирование отдельных институтов как новых сегментов инновационной системы АПК России должно идти по пути сохранения и укрепления научного и инновационного потенциалов, создания необходимых элементов инновационной инфраструктуры, разработки политики, программ и инновационных проектов и других составляющих организационно-экономического механизма.

Существенные изменения экономических отношений между сельхозтоваропроизводителями, с одной стороны, и разработчиками нововведений - с другой, потребовали углубления теории и методических подходов к оценке эффективности научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и инновационных проектов. От применяемых при этом методов зависят реальная оценка научных достижений и уровень достоверности показателей эффективности внедрения инноваций в производство.

Работа подготовлена авторским коллективом в составе: акад. Россельхозакадемии И.Г. Ушачев (руководитель авторского коллектива), д-р экой, наук, проф. И.С. Саиду, д-р экон. наук, доц. Г.М. Дсмишксвич, д-р экон. наук, проф. Г.С. Прокопьев, д-р экон. наук Г.А. Полунин, д-р экон. наук Р.В. Илюхина, канд. экон. наук В.В. Большакова, канд. экон. наук Т.Г. Бондаренко, канд. экон. наук, доц. Л.Х. Боташева, канд. экон. наук, доц. II.Е. Рыженкова,

канд. экон. наук И.II. Масленков, канд. экон. наук А.Р. Харсбава, канд. экон. наук Д.А. Чепик, канд. экон. наук Ю.М. Козерод, канд. техн. наук Л.II. Тарасова, канд. биол. наук Л.И. Мурая, канд. экон. наук А.И. Суслов, канд. экон. наук А.С. Трошин, науч. сотр. II.В. Воробьева, науч.сотр. Н.В. Лагвилава, науч. сотр. Л.II. Смирнова, науч.сотр. А.А. Гусева, Г.А. Иларионова, Н.С. Иванова; II.Е. Сазонова, II.И. Горская, АЛО. Ефимова, Я.Ю. Янине, В.В. Пищев, НЛО. Губанова, И.А. Коленченко (ГНУ ВПИИЭСХ); д-р экон. наук, проф. В.А. Свободин, д-р экон. наук, проф. М.В. Косолапова (РГСУ), канд. экон. наук, доц. О.Е. Качкова (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации); д-р экон. наук В.Г. Савенко (УМЦ сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК), д-р экон. наук, проф. В.И. Нечаев, канд. экон. наук, доц. К.Э. Тюпаков, канд. экон. наук, доц. М.Х. Ьарчо, канд. экон. наук С.Д. Фетисов, канд. экон. наук И.А. Бурса (Кубанский госагроуниверситет), д-р экон. наук И.В. Палаткин, канд. экон. наук АЛО. Павлов, канд. экон. наук В.В. Гладков, канд. экон. наук АЛ I.Захаров, А.Е. Салмина (Пензенская государственная технологическая академия), канд. экой, наук А.В. Шатова, канд. экон. наук Т.Н. Чуворкина (Пензенская ГСХА), д-р экон. наук А.В. Боговиз, канд. экон. наук И.Е. Васильева (ГУ ВШЭ), д-р экон. наук Л.А. Семина (Алтайский госунивсрситст); канд. экон. наук Л.А. Прохорова (Ульяновская ГСХА), канд. экон. наук В.И. Юдина (ФГОУ ВПО Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»), Н.В. Белова (ФГБОУ ВПО «РАКО АПК»).

6

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Существует множество определений, описывающих понятие «инновационная система». В частности. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рассматривает несколько определений, которые достаточно близки по смыслу и в целом описывают национальную инновационную систему как совокупность институтов, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают развитие и распространение новых технологий в пределах конкретного государства. Следует уточнить смысл каждой составляющей данного понятия: «инновации» и «система».

Под инновационной деятельностью чаще понимается создание и внедрение фирмами продуктов и производственных процессов, являющихся новыми для этих фирм. Таким образом, говоря об инновационной системе, исследователи, придерживающиеся этого определения (например, Нельсон и Розенберг), сосредоточивают внимание на технологических инновациях. Однако ряд других авторов (например, Лундвалл, Фриман) рассматривают также и не-технологичсскис инновации, в частности, институциональные, социальные и образовательные, а также организационные изменения.

Комплексный характер понятия инновационной системы означает, что технологическое развитие рассматривается нс в виде цепочки односторонне направленных причинно-следственных связей, ведущих от НИОКР к инновациям, но как процесс взаимодействия и обратных связей между всем комплексом экономических, социальных, политических, организационных и других факторов, определяющих создание инноваций.

Впервые понятие инновационной системы было использовано в 1987 г. К. Фриманом в его исследовании технологической политики в Японии. Он описал важнейшие элементы японской инновационной системы, которые обеспечили экономический успех этой страны в послевоенный период. Однако первым серьезным исследованием, посвященным инновационной системе, считается книга «Национальная система инноваций» под редакцией Б.Лундвалла, изданная в 1992 г. Подход к изучению технологического развития в

отдельных странах, исходящий из данного понятия, оказался крайне привлекательным, поскольку:

•    понятие инновационной системы воплощает в себе наиболее современное понимание инновационного процесса;

•    это понятие отражает важные изменения в условиях и содержании инновационной деятельности, происходящие в последнее десятилетие;

•    исследования, основанные на понятии инновационной системы, создают плодотворную основу для разработки технологической и промышленной политики.1

При этом определение «национальная» однозначно трактуется как «государственная» инновационная система. Для Европы такое определение вполне оправдано, поскольку европейские государства в основном образованы по национальному признаку. В некоторых странах существует административное деление по национальному признаку. И здесь надо обратить внимание на следующие обстоятельства. Социально-экономическое развитие отдельных регионов хотя и может существенно различаться, но к ним в пределах государства могут быть применены единые экономические подходы. Вместе с тем в случае высокой дифференциации социально-экономического развития регионов к каждому из них потребуется индивидуальный подход, который должен быть сформирован на уровне государства с участием администраций заинтересованных регионов. В этом случае в масштабах страны термин «национальная» теряет свой первоначальный смысл. Формирование государственных инновационных систем является начальной стадией построения постиндустриального общества, основой экономики которого являются получение и использование новых знаний. В то же время национальные инновационные системы (НИС) различных стран существенно отличаются друг от друга. До настоящего времени нет единого определения понятия «национальная инновационная система». Единая методология формирования национальной инновационной системы также не разработана. Сложились три основные трактовки категории национальная инновационная система. Первая состоит в рассмотрении национальной инновационной сис-

Е.В. Моргунов. Г.В. Снегирев. Национальная (государственная) инновационная система: сущность и содержание//Собственность и рынок. - 2004. - Л® 7. - С. 10-21.

темы как совокупности институтов, деятельность которых направлена на генерирование и диффузию инноваций. Это определение отражает, что инновационные процессы проявляются непосредственно в хозяйственной практике. Данная концепция лежит в плоскости коммерциализации, практической отдачи от науки, так как появление нового продукта связано с совместной работой множества хозяйствующих субъектов. Вторая концепция интерпретирует национальную инновационную систему как комплекс сопряженных экономических механизмов и видов деятельности, обеспечивающих инновационные процессы. Данное определение более функционально, поскольку оно подчеркивает динамизм взаимодействия субъектов национальной инновационной системы, переход к нелинейной модели инновационного цикла, оставляя в тени движущие силы инновационных процессов. Третья точка зрения связана с более глубокой сущностью экономических отношений. Национальная инновационная система трактуется как часть национальной экономической системы, обеспечивающая органическое встраивание инновационных процессов в поступательное развитие экономики и общества. По этой концепции создание формальных инновационных структур само по себе не гарантирует успеха нововведений, необходимо формирование адекватной экономической атмосферы, благоприятной для инноваций социального климата.2

Обобщая различные определения национальной инновационной системы, можно констатировать, что инновационная система развития АПК - это совокупность субъектов, институтов (отношений между субъектами, правил взаимодействия) и инфраструктуры (финансовой, организационной), обеспечивающих производство (генерацию), распространение и внедрение инноваций в экономике и обществе.

Национальная инновационная система АПК как совокупность субъектов и институтов, деятельность которых направлена на осуществление инновационных процессов в аграрном секторе экономики страны, призвана обеспечить создание и распространение инноваций в аграрной сфере, технологическое обновление сельскохозяйственного производства на основе передовых научио-

Е.В. Моргунов. Г.В. Снегирев. Национальная (государственная) инновационная система: сущность и содержание.//Собственность и рынок. - 2004. - № 7. - С. 10-21.

9