Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

175 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В докладе отражена информация о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения на территории Российской Федерации за 2013 г. В динамике за последние годы с учетом влияния различных факторов, а также о принятых мерах по сохранению и повышению эффективности использования таких земель.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1. Использование земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации

     1.1. Структура земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации и динамика их площадей с оценкой влияния различных факторов

     1.2. Динамика распределения земель сельскохозяйственного назначения по формам собственности

     1.3. Невостребованные земельные доли

     1.4. Неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения и их вовлечение в сельскохозяйственный оборот

2. Состояние земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации

     2.1. Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения

     2.2. Состояние плодородия земель сельскохозяйственного назначения

     2.3. Мониторинг (оценка) негативных процессов на землях сельскохозяйственного назначения

     2.4. Состояние посевных площадей и урожайность сельскохозяйственных угодий

     2.5. Состояние и использование мелиорированных земель

     2.6. Особо ценные сельскохозяйственные земли

3. Нормативно-правовое регупирование использования земель сельскохозяйственного назначения

     3.1. Совершенствование нормативной правовой базы в части использования земель сельскохозяйственного назначения

     3.2. Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств при оформлении земельных участков в собственность

4. Результаты деятельности россельхознадзора по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения

5. Развитие государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения

     5.1. Совершенствование нормативной правовой базы государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения

     5.2. Формирование государственных информационных ресурсов о землях сельскохозяйственного назначения

     5.3. Региональный опыт работы по осуществлению государственного мониторинга земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства

6. Инвентаризация и мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и закрепленных за федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им организациями

Заключение

Приложение 1. Структура земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации

Приложение 2. Сведения о переводах земель сельскохозяйственного назначения в другие категории земель на основании решений органов власти субъектов Российской Федерации в 2013г. (по данным субъектов Российской Федерации)

Приложение 3. Сведения о неиспользуемых землях сельскохозяйственного назначения

Приложение 4. Выполнение основных индикаторов

 
Дата введения01.02.2020
Добавлен в базу12.02.2016
Актуализация01.02.2020

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанРоссельхозземмониторинг
РазработанООО ЦентрПрограммСистем
РазработанООО ИТЦ СКАНЭКС
РазработанЗАО КБ Панорама
ИзданМинсельхоз России2014 г.
УтвержденМинсельхоз России
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ДОКЛАД

О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Москва 2014

УДК 332.334.4:631.1 ББК 65.32-5 Д 63

Ответственный за подготовку доклада:

И.Е. Манылов, первый заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации, канд. юрид. наук, д-р экой. наук. проф.

Ответственный исполнитель:

Департамент земельной политики, имущественных отношений и госсобственности:

В.В. Абрамченко. директор,

Н.С. Самойлова, заместитель директора.

А.В. Гаврилова, заместитель начальника отдела

Исполнитель:

ФГБУ «Российский центр государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения» (Россельхозземмониторинг): Г.Г. Побединский. заместитель директора; Н.М. Вандышсва, советник, канд. физ. мат. наук; А.А. Новикова, начальник отдела, канд. техн. наук: И.Е. Боднарюк. начальник отдела; Е.Е. Долгова, главный специалист;

Ю.Е. Поздесва. ведущий специалист: С.М. Великоцкий. заместитель начальника отдела;

В.И. Повх. руководитель филиала в Ростовской области, канд. техн. наук

В подготовке разделов участвовали: от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации: д-ра с.-х. наук П.А. Чекмарёв. Д.И. Паспеков: канд. биол. наук Д.А. Штундюк. Е.М. Купрссв. В.В. Устюгов. Д.П. Путятин. Л.П. Кочеткова. А.А. Самигуллин. Т.В. Калинина;

от Россельхознадзора: канд. экон. наук Р.Т. Хасанов. О.В. Захарова. Н.И. Павлова: от министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края: И.С. Козубенко; от ООО «ЦентрПрограммСистем»: В.М. Кононов, генеральный директор, канд. экон. наук;

Л.В. Нефсдьев, заместитель генерального директора, канд. биол. наук; от ООО ИТЦ «СКАНЭКС»: А.А. Новиков, руководитель направления; от ЗАО КБ «Панорама»: А.Г. Дсмидснко, заместитель генерального директора, канд. техн. наук

Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначе-Д 63    ния. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2014. - 176 с.

УДК 332.332.4:631.1 ББК 65.32 5

© Минсельхоз России. 2014

Рис. 1.2.1. Динамика распределения земель сельскохозяйственного назначения по формам собственности за последние десять лет



♦    - в муниципальной и государственной собственности;

♦    - в собственности граждан;

♦    - в собственности юридических лиц

1.3. Невостребованные земельные доли

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N? 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» были внесены изменения в Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте), в том числе касающиеся оборота невостребованных земельных долей.

В соответствии со ст. 12.1 Закона об обороте невостребованной может быть признана:

1.    Земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд;

2.    Земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N? 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий;

3.    Земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Законом о регистрации, не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в п. 1.

Ст. 12.1 установлены полномочия органов местного самоуправления по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, по составлению

11

списков лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, а также по обращению в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными.

Кроме того, в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, по цене, соответствующей 15% кадастровой стоимости.

В соответствии с п. 3 ст. 19 Закона об обороте, если до 1 июля 2012 г. участники долевой собственности не приняли решение об утверждении проекта межевания земельных участков или не зарегистрировали свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, то орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка до 1 июля 2013 г. обязан:

1)    провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, в числе которых утверждение списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными;

2)    обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков;

3)    обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.

Наделение органов местного самоуправления полномочиями по образованию земельных участков в счет земельных долей способствовало повышению оборота земель сельскохозяйственного назначения и упорядочению ситуации с невостребованными земельными долями. При этом в ряде субъектов Российской Федерации реализация органами местного самоуправления указанных полномочий привела в 2013 г. к приобретению органами местного самоуправления прав на земельные доли, признанные невостребованными.

Сведения о невостребованных земельных долях, предоставленные субъектами Российской Федерации по запросу Минсельхоза России, отражены в табл. 1.3.1. Распределение земельные долей, признанных невостребованными, по федеральным округам Российской Федерации отражено на рис. 1.3.1 -1.3.3.

В частности, субъектами Российской Федерации представлены сведения о количестве и площади невостребованных земельных долей по состоянию на 1 января 2012 г. и 1 января 2013 г.

На момент предоставления сведений работы по образованию земельных участков в счет земельных долей, в том числе невостребованных, в различных субъектах Российской Федерации находились на разных этапах реализации (утверждение списков участников долевой собственности, проведение работ по выделу земельных участков, регистрация права муниципальной собственности на земельные доли).

Кроме того, в ряде случаев низкий уровень взаимодействия между органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными органами Росреестра зачастую приводит к расхождению данных по невостребованным земельным долям, предоставляемым Росреестром, и данных органов муниципального самоуправления, на основе которых субъектами Российской Федерации предоставляются обобщенные сведения.

12

Сведения о земельных долях, признанных невостребованными

(по данным субъектов Российской Федерации)

Таблица 1.3.1

N.

п/п

Федеральный округ / субъект Российской Федерации

Земельные доли, признанные невостребованными по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой

Изменения. %

Примечания

0101 2 13

01.01.

2014

число

общая л по щадь. тыс та

число

общая площадь. тыс. та

число

общая площадь, тыс . га

1

2

3

4

_ 5

6

.. 7

8

Центральный федеральный округ

1

Белгородская область

3837

19.94

4 769

24,70

24,29

23,87

2

Брянская область

1330

5.12

172

1.06

-87.07

79.36

3

Владимирская область

9911

57.36

20676

128.60

108,62

124,20

Признано муниципальной собственностью 88 земельных долей площадью 578.9 га

4

Воронежская область

6 826

62.27

9 078

81.98

32.99

31,66

5

Ивановская область

15218

114,25

21816

167.31

43.36

46,44

6

Калужская область

2955

27.06

2315

19.01

•21.66

29,76

7

Костромская область

25808

212.47

23084

197.83

•10.55

6.89

Из невостребованных земельных долей в мумици пзльную собственность ло суду отошло 6222,88 га

8

Курская область

6685

39.96

8681

51.40

29.87

28.64

Подтверждено в судебном порядке

9

Липецкая область

Данные не представлены

179.80

представлены

176.00

-2.11

Площадь невостребованных земельных долей, по которым судом вынесены реше ния о признании права муии ципальиой собственности. 15101 га

10

Московская область

Данные не представлены

196.40

Данные не представлены

191.30

•2.60

U

Продолжение тебя. t 31

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

Орловская область

1327

11.76

5 765

40.72

334.33

246.24

Передано в муниципальную собственность

12

Рязанская область

Данные не представлены

241.40

Данные не представлены

230.70

4.43

13

Смоленская область

Данные не пред ставлены

593,71

Данные не представлены

592.76

-0.16

14

Тамбовская область

Данные не пред ставлены

90.92

4 834

36.02

60.39

Передано в муниципальную собственность 4834 земель ных допей площадью 36020 га

15

Тверская область

Данные не пред ставлены

36.04

Данные не представлены

42,52

18.00

16

Тульская область

2265

18.73

3333

28.58

47.15

52.64

17

Ярославская область

Данные не представлены

1 112

8.08

Право муниципальной собственности по решению суда возникло на 4 земельные доли общей площадью 14.1 га

Северо-Западный феде

ральный окр)

ft

18

Архангельская область

Данные не пред ставлены

284,70

Данные не представлены

284.70

0,00

19

Вологодская область

Данные не пред ставлены

540.11

Данные не представлены

468.43

•13.27

20

Калининградская область

3061

19.95

3 205

22.60

4.02

13.30

Признано в судебном порядке право собственности му ииципалитетов на 71 земель иую долю площадью 500 га

21

Ленинградская область

Данные не представлены

22

Мурманская область

Данные не представлены

4

098

23

Новгородская область

24 282 [160,27

30 704

201.71

26.45

25.85

24

Ненецкий автономный округ

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в общую до левую собственность граждан не передавались

?s

Псковская область

5029

31.06

3 831

24,65

23.82

•20,63

26

Республика Карелия

Данные не пред ставлены

11.20

Данные не представлены

11,20

0.00

27

Республика Коми

2007

9.87

2 489

13,04

24.02

32,18

Южный федеральный округ

28

Астраханская область

36 261

304,79

35626

294.31

•1.75

•3.44

29

Волгоградская область

21045

433,14

19935

411,02

•5,27

•5,11

Количество земельных долей. отошедших по суду в му ниципальную собственность, - 156 ед общей площадью 2,9 тыс. га

30

31

Краснодарский край

41976

95.92

22219

56,41

47.07

•41,19

Республика Адыгея

465

1.12

465

1,12

0

0

32

Республика Калмыкия

11

0,74

11

0.74

0

0

33

Ростовская область

12176

186.60

12692

185.93

4.24

•0.36

Северо-Кавказский федеральный округ

34

Кабардимо Балкарская Республика

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в общую до левую собственность граждан не передавались

В соответствии с Законом Кабардино- Балкарской Реслублтжи от 30 июля 2004 г. Nt 23- РЗ -Об обо роте земель сельскою зяйствеиного назначения в Кабардино Балкарской Республике» приватизация земельных участков из зе мель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, может осуществляться по истечении 49 лет с момента вступления указанного закона в силу

35

Карачаево Черкесская Республика

Данные не пред ставлены

128,41

Данные не представлены

128.41

0

О

Продолжение тшбп. 1.3 I

1

2

з 1 4 _|_ 5 . 6 Ш 7 7Г в

9

36

Республика Дагестан

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в общую до* левую собственность граждан не передавались

В соответствии с Законом Республики Дагестан от 29 декабря 2003 г^ 46-Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан-приватизация земельных участков из земель сельско хозяйственного назначения, находящихся в собствен ноет и Республики Дагестан или муниципальной с об ствениости на территории Республики Дагестан, осу ществляется через 49 лет с момента вступления указан ного закона в силу

37

Республика Ингушетия

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в общую до левую собственность граждан но передавались

В соответствии с Законом Республики Ингушетия от 29мая2010г. N» 27 РЗ-06 особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения» приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственно го назначения, находящихся в государственной и муни ципальиой собственности, может осуществляться по истечении 49 лет с момента вступления указанного закона в силу

38

Республика Северная Осетия Алания

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в общую долевую собственность граждан не передавались

Введение

Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения (далее -Доклад) является официальным изданием Минсельхоза России.

Доклад подготовлен Минсельхозом России в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1292-р.

В Докладе отражена информация о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения на территории Российской Федерации за 2013 г. в динамике за последние годы с учетом влияния различных факторов, а также о принятых мерах по сохранению и повышению эффективности использования таких земель.

Особое внимание уделено вопросам сохранения особо ценных сельскохозяйственных угодий, мелиорированных земель, вовлечения неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственный оборот, в том числе невостребованных земельных долей.

С учетом актуальности и важности вопроса создания инструмента, позволяющего осуществлять управление землями, в том числе обеспечивающего оперативное получение информации о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения на основе данных государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, в Докладе значительное внимание уделено вопросам развития государственного мониторинга таких земель на федеральном и региональном уровнях, в том числе формированию государственных информационных ресурсов о землях сельскохозяйственного назначения.

При подготовке Доклада использована информация из различных источников, включая данные учреждений, подведомственных Минсельхозу России, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Минсельхоз России выражает благодарность всем органам и организациям, предоставившим информацию для подготовки Доклада.

3

Раздел 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Структура земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации и динамика их площадей с оценкой влияния различных факторов

В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенных пунктов и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Земли данной категории выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных почвенных процессов и повышение плодородия почв.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья (земельные угодья, систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции) и несельскохозяйственные, включающие в себя земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для защиты земель от воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений, водными обьектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

К категории земель сельскохозяйственного назначения отнесены земли, предоставленные различным сельскохозяйственным организациям (товариществам и обществам, кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, научно-исследовательским учреждениям). В нее входят также земельные участки, предоставленные гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных. Кроме того, к данной категории отнесены земли, выделенные казачьим обществам и родовым общинам. В соответствии с данными Росреестра площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2014 г. составила 1709,8 млн га, из них земли сельскохозяйственного назначения занимали 386,5 млн га (22,6%) (рис. 1.1.1). Общая площадь сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения 196,2 млн га, что составляет 50,76%.

В состав сельскохозяйственных угодий входят пашня, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (сады, виноградники, технические и другие многолетние культуры). Сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет и подлежат особой охране. Предоставление их для несельскохозяйственных нужд допускается в особых случаях.

4

Структура сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации на 1 января 2014 г. отражена на рис. 1.1.2.

1% (16.9 млн га) 1.2% (20 млн

(46,8 млн га)

5.2% (89.3 млн 1.6% (28 млн

(1122.3 млн га)

Рис. 1.1.1. Структура земельного фонда Российской Федерации по категориям земель на 01.01.2014

22.6% (386.5 млн

□ - земли лесного фонда.    □ - земли водного фонда; □ - земли запаса;

□- земли сельскохозяйственного назначения;    □ - земли населенных пунктов.

□ -земли промышленности и иного специального назначения;

Рис. 1.1.2. Структура земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации

на 01.01.2014


□- земли особо охраняемых территорий и объектов

□ - пашня; □ - пастбища:    □    -    сенокосы;    □    -    многолетние    насаждения; □ - залежь

Распределение сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения по федеральным округам Российской Федерации представлено в табл. 1.1.1, по субъектам Российской Федерации - в прил. 1. Наибольшие площади сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения находятся в Приволжском (26,1%), Сибирском (25,3%), Южном (15,1%) и Центральном (15%) федеральных округах, что составляет 81,5% всей площади сельскохозяйственных угодий.

Данные Росреестра о структуре и динамике площадей земель сельскохозяйственного назначения за последние годы представлены в табл. 1.1.2.

5


Таблица 1.1.1

Структура земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения по федеральным округам Российской Федерации на 01.01.2014, тыс. га

Федеральные

округа

Общая пло-щадь сельскохозяйственных угодий

В том числе

пашня

пастбища

сенокосы

многолетние

насаждения

залежь

Центральный

29417,4

22012,3

4 650,0

2 002,0

351,4

401,7

Северо-

Западный

5518,1

2987,5

993,3

1 260,80

84,7

191,8

Южный

29 729,7

16618,5

12 168,0

752,1

168,7

22,4

Северо-

Кавказский

11 353,5

5 379,8

5 329,2

521,4

100,1

23,0

Приволжский

51 277,1

34 724,5

12 499,3

3 070,1

213,0

770,2

Уральский

13880,7

7 868,0

2 863,9

2218,5

53,3

877,0

Сибирский

49 548,1

22 944,1

17 196.8

7 557,9

143,4

1 705,9

Дальневосточный

5 405,1

2 565,4

1 133,3

1 273,3

52,9

380,2

Итого:

тыс. га

196 129,7

115 100,1

56 833,8

18 656,1

1 167,5

4 372,2

%

100,0

58,68

28,98

9,51

0.6

2,23

Таблица 1.1.2

Структура и динамика площадей земель сельскохозяйственного назначения (по состоянию на 1 января соответствующего года), млн га

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012г.

2013 г.

2014 г.

млн

га

доля в категории зе мель. %

млн

га

доля в катего рии земель. %

млн

га

доля в кате гории земель, %

млн га

доля в категории зе мель. %

млн

га

доля в кате гории земель, %

Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения

400,0

393,4

389,0

386,1

386,5

В том числе сельскохозяйственные угодья

196,1

49,0

196,1

49,8

196,3

50,5

196,2

50,8

196,2

50,76

В том числе:

пашня

115,3

115,1

115,1

115,1

115,1

залежь

4,2

4,4

4,4

4,4

4,4

многолетние

насаждения

1,2

1.2

1,2

1.2

1.2

сенокосы

18,6

18,6

18,6

18,6

18,6

пастбища

56,8

56,8

56,9

56,9

56,9

6

В динамике площадей сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения за период с 2010 по 2014 г. наблюдались лишь незначительные колебания, по сравнению с 2012 г. их общая площадь и структура не изменились.

Вместе с этим, как показывает анализ динамики изменения площади земель сельскохозяйственного назначения за последние пять лет, в периоде 2010 по 2014 г. произошло сокращение общей площади земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации на 13,5 млн га. В период с 2010 по 2013 г. наблюдалось ежегодное уменьшение площади земель этой категории. Однако, по данным Росреестра за 2013 г., общая площадь земель сельскохозяйственного назначения увеличилась на 0,4 млн га по сравнению с предыдущим годом в связи с переводом в земли сельскохозяйственного назначения 1 022 тыс. га земель иных категорий, в том числе 930,1 тыс. га земель запаса, основная площадь которых включена в состав несельскохозяйственных угодий земель сельскохозяйственного назначения на территории Красноярского края (850,6 тыс. га).

Действующее законодательство в сфере земельных отношений не обеспечивает защиту земель сельскохозяйственного назначения, используемых для сельскохозяйственного производства, а также особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, фактически не защищенных от перевода в земли населенных пунктов для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, и перевода в земли промышленности и иного специального назначения для целей строительства объектов транспорта и связи.

В 2013 г. из земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий было переведено 692,8 тыс. га, в том числе:

553.9    тыс. га - в земли лесного фонда в ходе проведения мероприятий по передаче массивов, покрытых лесом, от сельскохозяйственных организаций в ведение лесхозов; наибольшее сокращение земель отмечено на территории Республики Башкортостан (258,9 тыс. га), Красноярского края (92,8 тыс. га) Кировской (77,5 тыс. га) и Тамбовской (34,1 тыс. га) областей;

70.9    тыс. га - в земли населенных пунктов; наибольшее сокращение земель отмечено на территории Челябинской (7,9 тыс. га), Иркутской (6,6 тыс. га), Калининградской (5,9 тыс. га), Московской (5,7 тыс. га) областей, Красноярского края (5 тыс. га);

37.8    тыс. га - в земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения; наибольшее сокращение земель отмечено на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (7 тыс. га), Кемеровской области (3,2 тыс. га), Забайкальского края (2,7 тыс. га), Республики Тыва (2,6 тыс. га);

29.8    тыс. га - в земли особо охраняемых природных территорий; наибольшее сокращение земель отмечено на территории Республики Башкортостан (25,8 тыс. га).

По данным Росреестра за 2013 г., для государственных и общественных нужд для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, из земель сельскохозяйственного назначения было переведено 144,9 тыс. га, из них 107,7 тыс. га сельскохозяйственных угодий.

Поданным, представленным субъектами Российской Федерации, в 2013 г. органами власти субъектов для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, было переведено 140,28 тыс. га, в том числе 135,18 тыс. га сельскохозяйственных угодий. В частности, под строительство и расширение предприятий промышленности, транспорта, связи и иного назначения было отведено 73,26 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, для расширения и строительства населенных пунктов - 14,06 тыс. га, предприятиям, организациям

7

и учреждениям природоохранного назначения - 26,11 тыс. га, лесохозяйственным предприятиям и учреждениям - 21,06 тыс. га, для других целей - 5,79 тыс. га (рис. 1.1.3).

Рис. 1.1.3. Доля земель, переведенных из земель сельскохозяйственного назначения на основании решений органов власти субъектов Российской Федерации в земли иных категорий

□ -для расширения строительства населенных пунктов;

□ - под строительство и расширение объектов промышленности, транспорта и связи, □ - предприятиям, организациям, учереждениям природоохранного назначения;

□ - лесохозяйственным предприятиям, учреждениям; □ - для других нужд

Представленные субъектами Российской Федерации сведения о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий на основании решений органов власти субъектов приведены в прил. 2, обобщённые данные по федеральным округам - в табл. 1.1.3.

В 2013 г. в составе земель сельскохозяйственного назначения продолжал формироваться фонд перераспределения земель, включающий в себя земельные участки, не предоставленные заинтересованным лицам для сельскохозяйственного производства, но предназначенные для нужд сельского хозяйства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота.

Основанием для включения земельных участков в фонд перераспределения являлись соответствующие решения исполнительных органов власти в случае добровольного отказа от земельных участков, а также в случае смерти правообладателя при отсутствии наследников. Значительные площади земель включены в фонд перераспределения в результате ликвидации сельскохозяйственных организаций.

По данным Росреестра, за 2013 г. общая площадь земель сельскохозяйственного назначения, включенных в состав земель фонда перераспределения, увеличилась на 105,2 тыс. га и к 01.01.2014 составила 45,8 млн га. При этом площадь сельскохозяйственных угодий в составе фонда перераспределения уменьшилась на 171,4 тыс. га и составила 11,6 млн га.

В 2013 г. отмечалось сокращение пахотных земель на 43,5 тыс. га в составе земель фонда перераспределения ввиду предоставления их для сельскохозяйственного использования. Значительные площади пашни были вовлечены в сельскохозяйственный оборот на территории Республики Калмыкия (22,5 тыс. га). Амурской области (21,9 тыс. га), Красноярского края (15,6 тыс. га). Пензенской (9,1 тыс. га), Свердловской (8,7 тыс. га), Саратовской (8,1 тыс. га)областей, Приморского края (7,6 тыс. га), Рязанской, Воронежской, Оренбургской и Челябинской областей (более 6 тыс. га в каждом субъекте).

8

Таблица 1.1.3

Переводы земель сельскохозяйственного назначения в другие категории земель на основании решений органов власти субъектов Российской Федерации в 2013 г.

(поданным, представленным субъектами Российской Федерации)

Площадь

земель сельси перею

эхозяйстаенного казн денных в 2013 г вдр

анемия (а том чист угуяз категорию, га

ю сельхозугодий),

Сведения о принятых в 2013 г. в субъектах Российской

Федеральные

округа

общтя

для расширения и строительства

под строительство и расширение объектов промышлеи-

для предприя тмй. оргамиза ций. учреждений

для лесохозяйственных пплп

ДЛЯ

Федера

сельско

земель

мазиачт

щи решениях о переводе хозяйственных угодий из сельскохозяйственного )ния в другую категорию

площадь

населенных

пунктов

мости, транспорта, связи и др

лриродоохрам иого назначения

приятии

учреждений

нужд

число

реше

кий

площадь переведенных сельскохозяйственных угодий, тыс га

Центральный

13643

948

3175

5

7828

1687

333

11786

Северо-Западный

3621

329

3253

0

17

22

293

3529

Южный

7088

3105

3537

0

0

0.447

260

6396

СевероКавказский

7678

1177

3068

0

3200

233

212

7616

Приволжский

39136

5193

8173

25687

0

84

771

39136

Уральский

14019

0

13710

7

0

303

518

13292

Сибирский

43344

3006

37774

356

0

2207

799

41689

Дальневосточный

11749

307

569

55

10011

807

205

11740

Итого по Российской Федерации

140278

14065

73259

26110

21056

5790

3391

135184

1.2. Динамика распределения земель сельскохозяйственного назначения по формам собственности

Поданным Росреестра, по состоянию на 1 января 2014 г. значительная часть земель сельскохозяйственного назначения находилась:

•    в государственной и муниципальной собственности - 258,32 млн га, или 66,8% земель категории;

•    в собственности граждан - 112,97 млн га (29,3%);

•    в собственности юридических лиц - 15,18 млн га (3,9%).

Из всех земель Российской Федерации, находящихся в частной собственности, на долю земель сельскохозяйственного назначения на 1 января 2014 г. приходилось 96,5% (128,2 млн га), из них 71,9% (92,2 млн га) составили земельные доли граждан в общей собственности на землю. По сравнению с предыдущим годом произошло сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения, находящейся в частной собственности, на 189,6 тыс. га.

На 1 января 2014 г. в результате мероприятий по разграничению государственной собственности на землю в собственности Российской Федерации зарегистрировано 8,5 млн га, из них предоставлено юридическим лицам в пользование 2,8 млн га и аренду - 1,6 млн га. В собственности субъектов Российской Федерации находилось 11,2 млн га, из них 6,5 млн га земель предоставлено юридическим лицам в аренду и 1,1 млн га - в пользование. В муниципальной собственности зарегистрировано 5,8 млн га, из них предоставлено гражданам во владение и пользование 28,1 тыс. га, аренду - 955 тыс. га и юридическим лицам в пользование - 393,8 тыс. га, аренду - 2403,3 тыс. га.

По сравнению с 2012 г. в 2013 г. в структуре форм собственности произошло увеличение площади государственных и муниципальных земель на 518,8 тыс. га: максимально в Красноярском крае (на 819 тыс. га), Амурской (на 60 тыс. га), Вологодской (на 58,2 тыс. га), Ярославской (на 55,1 тыс. га) областях, Пермском крае (на 54,9 тыс. га).

В 2013 г. произошло сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения, находящейся в собственности граждан, на 1331,9 тыс. га при одновременном увеличении собственности юридических лиц на 1142,3 тыс. га.

Земельные участки, отнесенные к категории земель сельскохозяйственного назначения и находящиеся в собственности граждан, на 81,6% (92,2 млн га) состоят из земельных долей, в том числе невостребованных. Общая площадь земельных участков, предоставленных в собственность крестьянским (фермерским) хозяйствам, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, для производства сельхозпродукции индивидуальным предпринимателям, составила 20,8 млн га, увеличившись за 2013 г. на 1,3 млн га. Одновременно количество земельных участков, выделенных в натуре гражданам в счет земельных долей, увеличилось на 944,6 тыс. га.

Более 82% земель, принадлежащих юридическим лицам, являлось собственностью сельскохозяйственных предприятий и организаций, 11% - собственностью крестьянских (фермерских) хозяйств.

Динамика распределения земель по формам собственности на землях сельскохозяйственного назначения за последние десять лет (2005-2014 гг.) представлена на рис. 1.2.1.

10