Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

49 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы направлена на повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе посредством внедрения в деятельность контрольно-надзорных органов риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контрольно-надзорной деятельности

 Скачать PDF

Оглавление

I. Общие положения

II. Общая характеристика и основные результаты

III. Перечень мероприятий, подлежащих реализации

IV. Перечень правовых актов Российской Федерации, в которые должны быть внесены изменения или которые должны быть приняты в связи с реализацией "дорожной карты"

     I. Перечень правовых актов Российской Федерации, в которые должны быть внесены изменения

     II. Перечень правовых актов Российской Федерации, которые должны быть приняты

 
Дата введения01.04.2016
Добавлен в базу01.02.2017
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

01.04.2016УтвержденПравительство Российской Федерации559-р
ИзданОфициальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)от 06.04.2016 г. Номер опубликования: 0001201604060007
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

"V'

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 1 апреля 2016 г. № 559-р МОСКВА

1.    Утвердить план мероприятий ("дорожную карту") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы (далее - план).

2.    Руководителям федеральных органов исполнительной власти, являющихся ответственными исполнителями и соисполнителями мероприятий плана:

обеспечить реализацию плана;

представить в двухнедельный срок в Правительство Российской Федерации информацию о заместителе руководителя, персонально ответственном за реализацию плана, а также планы-графики реализации плана;

представлять ежеквартально, до 1-го числа последнего месяца квартала, в Минэкономразвития России информацию о ходе реализации плана с приложением разрабатываемых и принятых нормативных правовых актов и иных документов.

3.    Минэкономразвития России представлять:

ежеквартально, до 15-го числа последнего месяца квартала, с учетом информации, указанной в абзаце четвертом пункта 2 настоящего распоряжения, доклад в Правительство Российской Федерации и проект доклада Президенту Российской Федерации о ходе реализации плана;

при рассмотрении подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы вопросов, связанных с реализацией плана, оценку рисков возможного недостижения результатов реализации плана.

2

4.    Установить, что внесение изменений в план осуществляется по решению Правительственной комиссии по проведению административной реформы без внесения изменений в настоящее распоряжение.

5.    В случае одобрения Правительственной комиссией по проведению административной реформы предложений, разработка которых предусмотрена планом, план дополняется планом-графиком по реализации указанных предложений.

6.    Минэкономразвития России, Министру Российской Федерации Абызову М.А., Минюсту России и Минфину России с учетом мероприятий плана, предусмотренных к реализации во II квартале 2016 г.. внести до 1 нюня 2016 г. в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации.


Председатель Правите Российской Федера


Д. Медведе в


9

государственному контролю (налюру), предусматривается принятие основных направлений разработки и внедрения такой системы, включающих в себя базовую модель оценки результативности и зффсктивности контрольно-надзорной деятельности и федеральных органов исполнительной масти, осуществляющих полномочия по государственному контролю (надзору), и плана-графика реализации пилотного проекта. Основные направления и план-график утверждаются актом Правительства Российской Федерации, в связи с чем в "дорожной карте" детальные сроки проведения этих мероприятий нс приводятся. В то же время возможны разработка для всех видов федерального государственного контроля (надзора) верхнеуровневых показателей результативности и их утверждение указом Президента Российской Федерации. В случае признания результатов указанных мероприятий успешными, а также в случае выработки рабочей модели декомпозиции показателей оценки по всем уровням деятельности контрольно-над юркого органа (от руководителя до конкретного инспектора) в 2017 году в "дорожную карту" при необходимости вносятся изменения, предусматривающие мероприятия по применению результатов оценки в кадровой работе, в том числе в контексте материального и нематериального стимулирования соответствующих государственных служащих.

Результатами реализации мероприятий, предусмотренных подразделом 111 раздела III "дорожной карты", являются:

разработка системы оценки результативности и зффсктивности контрольно-надзорной деятельности и федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), а также проведение ее апробации применительно к видам государственного контроля (надзора);

подготовка предложений о корректировке показателей и методики оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности с учетом проведенной их практической апробации, а также о дальнейшем их внедрении в деятельность органов государственного контроля (надзора) и органов муниципального контроля;

закрепление показателей результативности для всех видов федерального государственного контроля (над юра);

10

создание правовых и методических условий для внедрения системы опенки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в органах государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Предметом контрольно-надзорного мероприятия является оценка соответствия подконтрольного субъекта обязательным требованиям. Зачастую предприниматель или иной подконтрольный субъект не в состоянии обеспечить соблюдение всех обязательных требований но причине их информационной недоступности, противоречия друг другу либо в силу того, что обязательные требования устарели и не могут быть выполнены без чрезмерных экономических затрат. Во многих случаях соблюдение обязательных требований не влияет на уровень безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности.

Проведение работы по систематизации и актуализации обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю, а также работы по обеспечению их доступности для хозяйствующих субъектов осуществляется в соответствии с мероприятиями, предусмотренными подразделом IV раздела III "дорожной карты", с учетом конкретных видов государственного контроля (надзора). Выявленные в ходе систематизации избыточные, устаревшие или не соответствующие достижениям науки, техники и уровню развития экономики обязательные требования подлежат устранению.

Результатами реализации мероприятии, предусмотренных подразделом IV раздела III "дорожной карты", являются:

выявление и устранение устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, соблюдение которых оценивалось при проведении мероприятий по контролю;

составление, утверждение и размещение для каждого вида государственного контроля на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю, и их регулярное обновление;

размещение федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрольно-надзорные полномочия, на официальных сайтах в сети "Интернет" правовых актов, содержащих обязательные требования.

II

соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю, а также их регулярное обновление.

Комплексное реформирование сферы контрольно-надзорной деятельности невозможно без изменения систем мотивации контрольно-надзорных органов, работу которых необходимо оценивать не по числу найденных нарушений и наложенных штрафов, а по уровню безопасности общественных отношений, их защищенности в контролируемой сфере деятельности. В связи с этим одной из задач является реализация комплекса мер по налаживанию системной профилактической работы, ориентированной на соблюдение поднадзорными субъектами предъявляемых требований, а нс только на наказание за нарушение таких требований.

Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушения обязательных требований, предусмотрены подразделом V раздела III "дорожной карты". В рамках указанных мероприятий предусматриваются разработка методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, принятие органами контроля (надзора) и реализация соответствующих планов проведения профилактических мероприятий, а также проработка необходимости дополнительной законодательной регламентации вопросов о реализации органами контроля (надзора) профилактических мероприятий. Подготовку и реализацию таких мероприятий планируется проводить в сотрудничестве с общественными советами, созданными при органах государственною контроля (надзора), объединениями предпринимателей, представителями Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также с объединениями по защите прав потребителей.

Повышению информированности хозяйствующих субъектов о предъявляемых к ним обязательных требованиях способствует формирование и опубликование перечней типовых нарушений обязательных требований по каждому виду государственного контроля (надзора), а в наиболее комплексных сферах государственного контроля (надзора) - по видам проверяемых предприятий (видам контролируемой деятельности). Такие типовые нарушения предусматривается классифицировать (дифференцировать) по степени риска причинения вреда вследствие нарушений обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений, что позволит сделать более прозрачным принятие решений, связанных с применением санкций за нарушение обязательных требований.

12

Реализация этого мероприятия станет важной предпосылкой для актуализации обязательных требований и применения риск-ориснтированного подхода в контрольно-надзорной деятельности. Составной частью профилактической деятельности контрольно-надзорного органа является обобщение практики контрольнонадзорной деятельности. Предусматривается также принятие нормативных правовых актов, предусматривающих порядок вынесения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, что позволит, с одной стороны, расширить профилактический инструментарий контрольно-надзорных ортанов. а с другой стороны, снизить издержки как контрольно-надзорных ор|анов. так и подконтрольных субъектов на проведение в более сложных процессуальных формах проверок поступающей информации о нарушении обязательных требований.

Результатами реализации мероприятий, предусмотренных полразделом V раздела III "дорожной карты", являются:

подготовка и реализация по каждому виду государственного контроля (надзора) программы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований;

подготовка предложений о принятии нормативных правовых актов, предусматривающих положения, регулирующие вопросы организации и проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований;

составление перечня типовых нарушений обязательных требований с их классификацией по тяжести последствии (размеру причиненного вреда охраняемым законом ценностям) по каждому виду государственного контроля (надзора);

проведение на регулярной основе органами государственного контроля (надзора) обобщения практики контрольно-надзорной деятельности и размещение результатов такого обобщения на официальных сайтах в сети "Интернет";

принятие нормативных правовых актов, предусматривающих возможность вынесения контрольнонадзорными органами предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Проработка концептуальных вопросов организации системы контрольно-надзорных органов и видов государственного контроля (надзора) осуществляется в соответствии с мероприятиями, предусмотренными

13

подразделом VI раздела III "дорожной карты”. В настоящее время только на федеральном уровне насчитывается более 30 федеральных контрольно-надзорных органов, а также более 10 тыс. региональных и муниципальных органов контроля. На федеральном уровне действует более % тыс. инспекторов. Во многих случаях их деятельность дублирует друг друга, а многие важные функции, наоборот, ресурсно не обеспечены и выполняются нсзффсктивно. В рамках реализации мероприятий, предусмотренных указанным подразделом, планируется выработать предложения о структуре (матрице) функций и полномочий контрольно-надзорных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровне, формировании типовой модели организации контрольно-надзорной деятельности на региональном и муниципальном уровнях, составить сводный перечень видов государственного контроля (надзора) и видов муниципального контроля, а также разработать порядок изменения указанного перечня и совершенствования нормативного правового регулирования каждого вида государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

По результатам мероприятий, предусмотренных подразделом VI раздела III “дорожной карты", планируется принятие акта о сводном перечне осуществляемых в Российской Федерации видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Развитию калрового потенциала контрольно-налзорных органов, направленному на создание компетенций но подготовке соответствующей методологической базы и ее последующему применению, способствует успешное комплексное реформирование сферы контрольно-налзорной деятельности.

Внедрение новых методов и форм контрольно-налзорной деятельности, а также переход на использование риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контрольно-налзорной деятельности требуют соответствующей подготовки калров контрольно-налзорных органов.

Мероприятия по обеспечению научно-методического сопровождения контрольно-налзорной деятельности и подготовке кадров для контрольно-налзорных органов предусмотрены подразделом VII раздела III "дорожной карты". В рамках этих мероприятий планируются совершенствование системы подготовки калров в интересах контрольно-налзорных органов, организация научных исследований в целях определения рисков, обеспечение

14

внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, а также организация дополнительного профессионального образования для сотрудников контрольно-надзорных органов.

Результатами реализации мероприятий, предусмотренных подрагделом VII раздела III "дорожной карты", являются:

разработка квалификационных требований к работникам органов государственного и муниципального контроля (надзора);

организация дополнительного профессионального образования для руководителей федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), их территориальных подразделений и инспекторского состава указанных органов в части использования при организации и проведении контрольно-надзорных мероприятий риск-ориентированного подхода, в том числе по обучению методикам анализа риска и формирования количественных и качественных характеристик и показателей отнесения объектов государственного и муниципального контроля (надзора) к той или иной категории риска.

Повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности и переход на новые принципы се организации невозможен без всестороннего изучения вопроса о построении комплексного информационно-коммуникационного обеспечения контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации. Так. организация эффективной системы оценки рисков и управления ими предусматривает проведение анализа большого объема данных, в частности, о характеристиках подконтрольных субъектов и результатах их предыдущих проверок, что принципиально невозможно без внедрения современных информационно-коммуникационных технологий.

В связи с этим мероприятия, связанные с развитием федеразьных государственных информационных систем, в частности федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", единого реестра проверок, федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)’, государственной автоматизированной информационной системы "Управление", ведомственных государственных информационных систем контрольно-надзорных органов, используемых для информационно-аналитического обеспечения контрольно-надзорной деятельности, а также для обеспечения межведомственного взаимодействия при

УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства Российской Федерации от I апреля 2016 г. № 559-р

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") по совершено!вованию конiролыш-на.норной .icmic.ii.iiocih в Российской Федераиин на 2016 - 2017 годы

I. Общие положения

I. Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно* нал торной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы (далее - "дорожная карта") направлена на повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе посредством внедрения в деятельность контрольно-надзорных органов риск-ориснтированного подхода при организации и осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Подконтрольные субъекты осуществляют свою деятельность в различных сферах государственного контроля (надзора). В большинстве сфер действуют крупные и манде предприятия, как использующие современные технологии, так и работающие на устаревшем оборудовании.

Правовая система, как правило, обязывает контрольно-надюрные органы осуществлять с определенной периодичностью сплошную проверку подконтрольных субъектов, что зачастую приводит к неэффективному расходованию ресурсов. Одновременно складывается ситуация, при которой количество

подкоп iрольных субъектов превышает потенциальные возможности контрольно-надзорного органа по их проверке, что. в свою очередь, приводит к отсутствию возможности обеспечить безопасность результатов деятельности подконтрольных су бъектов путем государственного контроля.

Мировая практика свидетельствует об активном использовании методов оценки риска в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности с одновременным повышением у ровня эффективности контрольно-надзорной деятельности уполномоченных органов исполнительной власти. Кроме того, использование в административной практике методов оценки риска позволяет более точно учитывать особенности осуществления хозяйственной деятельности в той или иной сфере производства или оказания услуг.

В связи с этим необходимо внедрение дифференцированного подхода к проведению контрольных мероприятий в зависимости от степени риска причинения субъектами хозяйственной деятельности вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, который позволит существенно повысить эффективность расходования ресурсов на функционирование контрольно-надзорных органов путем сосредоточения усилий инспекторского состава государственного надзора на наиболее значимых направлениях.

Введение дифференцированного подхода должно сопровождаться сокращением количества подконтрольных субъектов и отказом от всеобъемлющего контроля, при котором контрольным мероприятиям подлежат все субъекты. Необходимо переходить к проверкам в зависимости от степени риска работы предприятия с передачей подконтрольных субъектов с минимальным риском деятельности в сферу саморе1ллирования и уведомительного характера деятельности.

Система отчетности и оценки эффективности деятельности контрольно-надзорных органов строится на количественных показателях выявленных нарушений и санкций. Такая система стимулирует инспекторов не к предотвращению ущерба, а к обязательному выявлению нарушений и наказанию предпринимателей и иных подконтрольных субъектов. В связи с этим способами поддержки бизнеса и содействия его ведению в соответствии с законодательством Российской Федерации являются переход от оценки результативности и эффективности контрольно-надзорных органов, основанной на количестве выявленных нарушений и размере санкций, к оценке размера предотвращенного ущерба как в результате контрольно-надзорных мероприятий, так и в

3

ходе профилактики нарушений, а также разъяснение содержания обязательных требований, подлежащих соблюдению.

Требование к контрольно-надзорному органу включать в отчет, ежегодно формируемый в соответствии с законодательством Российской Федерации, описание общественно значимой формы контроля (плановых (внеплановых) проверок) направлено на сокращение числа проверок при одновременном расширении использования иных форм контроля, не требующих непосредственного взаимодействия между проверяющими и проверяемыми.

Сокращение количества проверок и снижение административного давления на бизнес при одновременном повышении уровня защищенности охраняемых законом ценностей станет следствием реализации всего комплекса мероприя тий "дорожной карты".

2. Целями "дорожной карты" являются:

повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах производства или оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;

снижение при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля административных и финансовых издержек граждан и организаций, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности, в том числе путем исключения существующих и предотвращения установления новых избыточных контрольно-надзорных функций, избыточных и устаревших обязательных требований, а также обеспечения соответствия обязательных требований достижениям науки, техники и уровню развития экономики;

оптимизация использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Направленность на достижение указанных целей необходимо учитывать при реализации мероприятий, предусмотренных разделом III "дорожной карты".

Итогами реализации мероприятий "дорожной карты" в 2016 году станут разработка и внесение в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта

4

федерального закона о федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации, а также подготовка предложений об исключении избыточных и дублирующих контрольных функций.

3.    Мероприятия "дорожной карты" реализуются с учетом опыта внедрения реализованных в пилотном порядке мероприятий в деятельность федеральных органов исполнительной власти.

4.    По итогам реализации мероприятий "дорожной карты" в 2016 году подкомиссия по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы представляет в Правительство Российской Федерации предложения об утверждении перечня мероприятий, подлежащих реализации в 2017 году.

5.    Подготовка докладов, разработка которых предусмотрена "дорожной картой", осуществляется с участием общероссийских общественных объединений предпринимателей, в частности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Российского союза промышленников и предпринимателей. Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" и Общероссийской общественной организации "Деловая Россия".

II. Общая характеристика и основные результаты

Реализация мероприятий "дорожной карты" осуществляется по направлениям, указанным как наименования подразделов в разделе III "дорожной карты".

Фактором повышения эффективности государственного управления через оптимизацию контрольнонадзорной функции государства является переход при организации и осуществлении мероприятий по контролю к использованию риск-ориентированного подхода, который используется в большинстве развитых стран мира.

Мировой опыт использования риск-ориентированного подхода свидетельствует, что его применение позволило сократить общее количество проверок от 30 до 90 процентов, а отдельные категории бизнеса и вовсе освободить от необходимости прохождения плановых проверок. При этом было обеспечено сохранение или даже повышение уровня безопасности в подконтрольной сфере.

Переход от применения подхода всеобъемлющего контроля (полтора) к дифференцированному подходу планирования проверок в зависимости от уровня риска причинения вреда охраняемым законом ценностям позволяет увеличить процент охвата потенциальных нарушителей обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям, и одновременно снизить нагрузку на подконтрольные субъекты, которые нс представляют реальной угрозы причинения вреда таким ценностям.

Поэтапное внедрение риск-ориснтированного подхода при организации государственного контроля (надзора) осуществляется в соответствии с мероприятиями, предусмотренными подразделом I раздела III "дорожной карты". В рамках начального зтапа. первой половины 2016 г., проводится работа по апробированию (пилотному внедрению) положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В связи с этим будут определены федеральные органы исполнительной масти, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, а также виды государственного контроля (надзора), реализуемые указанными контрольно-надзорными органами, с применением риск-ориснтированного подхода, и приняты соответствующие правовые акты. С учетом опыта внедрения в 2016 году риск-ориентированного подхода предусматривается подготовить методические рекомендации и типовой план федерального органа исполнительной власти по внедрению риск-ориентированного подхода при орзанизации и осуществлении государственного контроля (надзора) для использования на следующем этапе такого подхода с принятием соответствующих нормативных правовых актов. С учетом реализации указанных мероприятий на следующем этапе планируется подготовить предложения о расширении сфер применения риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятелызосиз. Помимо использования рззек-орнентированного подхода при планировании контролызо-надзорной деятельности такой подход необходимо расширить и на случаи принятия решений о проведении внеплановых контрольно-надзорных мероприятий. что снизит количество неэффективных и безреэультативных мероприятий контроля (надзора), проводимых во внеплановом порядке.

6

Результатами реализации мероприятий, предусмотренных подразделом I раздела III ’дорожной карты", являются:

реализация пилотного проекта по внедрению риск-ориснтированного подхода при организации и осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора);

принятие соответствующих нормативных правовых актов в целях применения риск-ориентированного подхода при проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий;

создание правовых условий и необходимого методического обеспечения для применения риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении всех видов государственного контроля (надзора) начиная с 2018 года.

Мероприятия по совершенствованию процессуальных форм осуществления контрольно-надзорной деятельности (мероприятий по контролю) предусмотрены подразделом II раздела III "дорожной карты". Необходимость реализации указанных мероприятий обусловлена потребностью в совершенствовании отдельных положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом правоприменительной практики. Статистика показывает устойчивую тенденцию к снижению общего количества проверок. В 2012 году проведено 2.9 млн. проверок, в 2013 году - 2.6 млн. проверок, в 2014 году - менее 2.4 млн. проверок. При этом ежегодно доля охвата подконтрольных субъектов, в отношении которых проводятся проверки по наиболее массовым видам контроля, в общем количестве подконтрольных субъектов не превышает 17.5 процента. При этом средняя доля охвата подконтрольных субъектов, в отношении которых проводятся проверки, в общем количестве подконтрольных субъектов составляет 2.6 процента. Таким образом, для контрольно-надзорных органов теоретически достигнуть возможного уровня проведения проверок одной трети подконтрольных субъектов в год невозможно.

Последовательное внедрение риск-ориентированного подхода требует расширения арсенала инструментов, применяемых контрольно-надзорными органами, в первую очередь осуществляемых без взаимодействия этих органов с юридическими лицами. Предусматривается принятие соответствующих нормативных правовых актов для

7

осуществления новых видов мероприятий по контролю и инструментов контрольно-надзорной деятельности, включая мониторинговые мероприятия, контрольную закупку, проверочные листы (списки контрольных вопросов), использование которых необходимо для реализации риск-ориснтированного подхода. Также планируется расширить применение единого реестра проверок.

Отдельное внимание будет уделено предложениям о совершенствовании механизмов досудебного (внесудебного) разрешения споров, возникающих в ходе и по итогам проведения мероприятий по контролю.

В целях совершенствования деятельности контрольно-надзорных органов на основе правоприменительной практики необходимо разработать методические рекомендации по повышению эффективности и результативности проверок.

Результатами реализации мероприятий, предусмотренных подразделом II раздела III "дорожной карты", являются:

принятие актов о порядке осущсст&лсния мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия контрольно-надзорных органов с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также о новых формах осуществления контрольно-надзорной деятельности, в том числе мониторинговых мероприятиях и контрольной закупке;

расширение сферы применения единого реестра проверок;

внесение изменений в положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", препятствующие его эффективной реализации на практике;

расширение перечня оснований для внесения изменений в планы проведения проверок;

утверждение Правительством Российской Федерации положений об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) по каждому виду такого контроля (налзора).

В настоящее время система оценки деятельности контрольно-надзорных органов офаничивается показателями эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, нс отражающими вклад контрольно-надзорных органов в достижение социально и экономически значимых результатов.

8

Система оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по государственному контролю (надзору), должна быть направлена на снижение негативных социальных или экономических эффектов (общественно опасных последствий), возникающих в результате несоблюдения законодательства Российской Федерации объектами контроля и надзора, а также на достижение оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов государства и минимизацию неоправданного вмешательства в деятельность подконтрольных субъектов.

Мероприятия по разработке и внедрению системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по государственному контролю (надзору), предусмотрены подразделом III раздела III "дорожной карты". В целях создания такой системы главным приоритетом контрольно-надзорных органов является повышение уровня безопасности в соответствующих сферах в соответствии с показателями достижения общественно значимого результата. Формирование таких показателей потребует дополнительного анализа и четкого формулирования отраслевых рисков, на минимизацию которых направлено принятие государством и сршиами местного самоуправления обязательных требований и введение соответствующих видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. При этом соответствие показателей таким рискам должно быть одним из критериев актуализации обязательных требований, предусмотренных подразделом IV раздела III "дорожной карты". Дополнительные показатели результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по государственному контролю (надзору), обеспечат пропорциональность между принимаемыми органом контроля (надзора) административными мерами принудительного характера и задачами развития предпринимательской инициативы и содействия повышению экономической активности в целом. В системе показателей должны отражаться не только характеристики проверок и их непосредственного результата, но и иных мер государственного контроля (надзора), в том числе носящих профилактический характер.

На первом этапе разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по