Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Часть Правил распространяется на водоизмещающие однокорпусные суда и катамараны, суда на подводных крыльях и воздушной подушке с классом Российского Речного Регистра и устанавливает требования к конструкции и конструированию корпуса, общей и местной прочности, вибрационной прочности, устойчивости элементов корпуса, оборудованию помещений и предназначенным для защиты экипажа и пассажиров ограждениям, поручням, переходным мостикам, сходным трапам, иллюминаторам. Требования части Правил распространяются на корпуса судов из стали, алюминиевых сплавов, железобетона и стеклопластика.
1 Общие положения
2 Конструкция и прочность стального корпуса
3 Конструкция корпуса водоизмещающих судов из алюминиевых сплавов
4 Конструкция корпуса катамаранов
5 Конструкция корпуса судов на подводных крыльях
6 Конструкция корпуса судов на воздушной подушке
7 Конструкция железобетонного корпуса
8 Конструкция корпуса из стеклопластика
9 Оборудование помещений
10 Ограждения, поручни, переходные мостики, сходные трапы
Приложение. Методика расчета прочности соединительных конструкций корпусов катамаранов
Дата введения | 09.09.2015 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.02.2017 |
Актуализация | 01.01.2021 |
Дополняет: | /g/pkey-14293753129.amp |
09.09.2015 | Утвержден | Российский Речной Регистр | 35-П |
---|---|---|---|
Разработан | Российский Речной Регистр | ||
Издан | Российский Речной Регистр | 2016 г. | |
Издан | Российский Речной Регистр | 2019 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
РОССИЙС КИЙ РЕЧНОЙ РЕГИСТР
2
ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ СУДОВ (ПКПС)
Часть I «Корпус и его оборудование»
Часть II «Остойчивость. Непотопляемость. Надводный борт. Маневренность* Часть X «Материалы и сварка*
МОСКВА 2015
УДК 629.12.002.001J3 (470)
Российский Речной Регистр. Прайма (в 5-и томах). Т. 2.
В настоящий том включены Правила классификации и постройки судов: ч. 1 «Корпус и его оборудование».
ч. II «Остойчивость. Непотопляемость. Надводный борт. Маневренность», ч. X «Материалы и сварка».
Правила классификации и постройки судов (НКНС) утверждены Приказом Федерального автономного учреждения Российский Речной Регистр от 09.09.2015 Л* 35-11 и вступают в силу с латы вступлении в силу распоряжения Минтранса России об отмене распоряжений Минтранса России от 11.11.2002 № IIC-137-p и от 22.11.2002 X? HC-140-p.
Выпушено но закачу ФЛУ «Российский Речной Регистр»
Ответственный за выпуск II. Л. Ефремов
О р и г и н а л - м а к с т Е. Л. Ьагров
ISBN 978-5-905999-83-3 ISBN 978-5-905999-92-5 (т. 2)
Никакая часть настоящего к мания не может для Нелей продажи воспроитеолиться. такладываться в поисковою систему к.о1 передаваться в любой форме или любыми срелстввми. включая электронные, механические, фот околи ровл I ытм е или иные средства, бет получения предварительного письменного ратрешения фслсральио-го автономного учреждения -Российский Речкой Регистр».
«5 Российский Речной Регистр. 2016
.6 пассажирские суда; .7 буксиры и толкачи; .8 суда технического флота; .9 рыбопромысловые сула; . 10 разъездные суда, а также на суда классов «М-СП», -М-ПР» и «О-ПР» дайной 140 м, типы которых указаны и табл. 2.1.3-2 (за исключением пассажирских судов и ледоколов классов «М-СП 4.5»), 2.1.5 Для судов с соотношениями главных размерений, выходящими за пределы, указанные в табл. 2.1.3-1 - 2.1.3-2. а также ДЛЯ судов, типы которых не перечислены в 2.1.4. конструкция и размеры связей должны быть выбраны по результатам дополнительных расчетов, на основании которых может быть обоснована возмож |
ность применения требований Правил или равноценных замен. 2.1.6 Конструктивные элементы корпуса должны соответствовать дрсбоианиям 2.2. а размеры связей корпусов всех судов — требованиям 2.3 - 2.6. Размеры связей корпусов судов длиной более 50 м. кроме того, должны быть проверены расчетом в соответствии с требованиями 2.2. Проск-tuitt может также назначить размеры связей корпуса судна по результатам проведения прямого расчета прочности и проверки устойчивости элементов конструкции корпуса с учетом назначенною им срока службы судна в соответствии с 2.2.83 и требований к судам в эксплуатации, установленных Правилами. 2.1.7 Для каждою сухогрузного и наливною судна должна быть разработана Инструкция по загрузке и разгрузке, подтвержденная необходимыми расчетами прочности, остойчивости и посадки, учитывающими наиболее неблаюпринтные случаи нлфузки в процессе эафузки-ра»| рулей. Инструкция но загрузке и разгрузке должна содержать следующие данные; .1 варианты эафузки судна, при к»т>-рых может быть разрешено его плавание, включая неполную зафузку и допустимую псрсфулсу при определенных условиях, с указанием соответствующих осадок судна; .2 условия постановки судна под за-Фузку — наличие балласта на судне и возможность одновременного проведения операции но загрузке, разгрузке и балластировке, а также методы контроля; .3 допустимость выполнения зафузки и разгрузки в условиях волнения на открытых акваториях, а также разряд бассейна акватории, на которой донускастся выпатнение фуювых операций, и допус-касмос при этом волнение; .4 порядок действий в аварийных случаях — затопление отдельных трюмов или отсеков судна; .5 режимные мероприят ия в соответствии с правилами и инструкциями по перевозке сыпучих фуюв;
2. Для наливных судов с продольными встроенными трутовыми емкостями иди тронами. включаемыми в эквивалентный брус, вместо высоты борта // следует принимать //, — высоту от основной плоскости до верхней кромки емкости им тропка._
|
ПКПС. Часть / •Корпус и его оборудование*
.6 допускаемую неравномерность за-фузки судна как по трюмам, гак и внутри трюмов по длине и ширине; .7 допускаемые значения удельных нагрузок при равномерном распределении трута с учетом укатанной в .6 неравномерности. а также при перевозке сосредоточенных труюв и тяжеловесов; .8 допускаемое количество слетев фута и порядок выполнения работ но его за-грузке и разгрузке; .9 рекомендуемые cikkoGij укладки и закрепления трута; . 10 хл|\1кгсрныс особенности затру тки и разгрузки наливных судов: порядок заполнения отсеков, допускаемые производительности трутовых систем с учетом требовании по обеспечению злстсгростати-чсской искробеэопасности, методы контроля уровня груза в танках и «кадок судна. допустимые перепады уровней |руюи по отсекам, уменьшение производительности налива в начальный период, перед окончанием загрузки и т. п.; .11 ин(|х>рмакию о возможности и порядке ускоренной загрузки и разтрутки. исходя ит типа и наибольшей ироизводи-тельности механизированных средств и подачи трутовых систем, числа поперечных и продольных переборок И Т. II. 2.1.8 Материалы, применяемые для из-готовления элементов конструкций корпуса, регламентированных настоящим разделом Правил, должны соответствовать тре-бованиям ч. X Правил. 2.1.9 Допускается применение сталей нормальной прочности (см. 2.2 ч. X Правил) с пределом текучести 235 МПа и повышенной пр«>чпости с пределом текучести до 390 МПа включительно. Примечание. Стальной прокат применяется на слслукяцих условиях: сталь марок I). В, D27S, E27S, 1)32. I )2. D36. П36. 1)40. D40S, 1.40. I 40S (см. 2.2 ч. X Правил) любой то.виины применяется без ограничений; стать марок В, A27S. Л32. А36. Л40. Л40Ч (ем. 2.2 ч. X Правил) применяется для су ion всех классов, кроме ледового пояса; сталь марки Л применяется: |
на судах всех классов .хтиной 25 м и более, кроме ледового пояса и конструкции упорных и снслных устройств и кроме конструкций, участвующих в обеспечении обитой нрочносш; на судах всех классов хиной менее 25 м. кроме делового пояса и конструкций упорных и снспных устройств. 2.1.10 'йтаченин моментов сощютивяе-ния тюнеречного сечения балок набора корпуса, вычис.тясмых тю формулам, приведенным в 2.4. соответствуют стали с равным 235 МПа. В случае применении для корпусных конструкций стали с более высоким пределом текучести зги моменты сопротивления следует принимать равными k,W. где W — момент сопротивления понереч1юго сечения балок набора корпуса. определяемый но формулам, приведенным в 2.4. а А, — козффициетгг. определяемый в соответствии с формулой (2.2.67-3). 2.1.11 При пользовании таблицами настоящего раздела Правил промежуточные значения параметров следует определять люкй!юй и1 ггертюлят шей. 2.2 РАСЧЕТЫ ПРОЧНОСТИ II УСТОЙЧИВОСТИ Расчетные нагрузки при общем изгибе 2.2.1 Ятя вычисления изгибающих моментов Мп и перерезывающих сил /V,, на тихой воде1 следует итггстрироватъ кривую нагрузки не менее чем по 21 равноотстоящей ординате. Язя судов всех типов и назначений должны быть рассмотрены наиболее неблагоприятные возможные варианты патрулей. 2.2.2 Расчетные варианты нагрузки для сухогрузных и наливных судов: .1 порожнем без балласта—с 10 и 100 % запасов и топлива; .2 порожнем с балластом — с 10 и 100 % запасов и топлива; |
2 Конструкция и прочность стального корпуха
.3 в полном грузу при распределении груза, установленном инструкцией по загрузке и разгрузке; .4 при других неблагоприятных вариантах нагрузки перевозке тяжеловесов, неполном использовании грузоподъемности судна; .5 в процессе загрузки и разгрузки. 2.2.3 Расчетные варианты нагрузки для буксиров и толкачей: ,1с 10% запасов и топлива, с балластом и без него; .2 со 100 % запасов и топлива, с балластом и без него. 2.2.4 Расчетные варианты нагрузки для пассажирских судов: .1 порожнем без груза и пассажиров с 10 и со 100% запасов и топлива; .2 в полном грузу и с пассажирами с 10 и со 100% запасов и топлива. 2.2.5 Расчетные случаи состояния нагрузки для судов технического флота: ,1с 10 и 100% запасов и топлива, с балластом и без нею н состоянии ио-походному; .2 с 10 и 100% запасов и топлива, с балластом и без нею в рабочем состоянии. 2.2.6 Расчетные случаи состояния на грузки для друз их судов, нс ука занные н 2.2.2 2.2.5, определяются технической документацией, согласованной Речным Регистром, исходя из их назначения и конструктивных особенностей. |
2.2.7 Должны быть рассмотрены расчетные случаи нагрузки (за исключением случая 2.2 2.5), при которых затопление отсеков (см. 4.2 и 4.3 ч. II Правил) вызывает увеличение изгибающих моментов. 2.2.8 Для сухогрузных судов в случае, указанном в 2.2.2.3, V/,, и следует определять в предположении, что 5% (у судов для местных перевозок минерально-строительных материалов — 7.5%) общего количества примятого на судно груза перенесено из трюмов (с грузовой палубы) в средней части судна в трюмы (па грузовую палубу) у оконечностей (рис. 2.2.8-1 и 2.2.Х-2) или наоборот. 2.2.9 Значения Мп и Л/„ на тихой воле допускается определять с учетом гибкости корпуса. В этом случае расчеты должны выполниться по методике, согласованной Речным Регистром. В качестве характеристик жесткости корпуса должны использоваться моменты инерции плошали поперечного сечения корпуса при строительных толщинах, определенные без учета редуцирования связей корпуса. 2.2.10Дополнительный волновой изгибающий момент на миделе судов классов •М*. «О», «Р» и «Л» определяется по формуле, кН-м, Мя т ±(АрА/, + М}), (2.2.10-1) тле М, — и и ибающмй момент, вызнанный непосредственным действием волнения (Ro.iuoRoii изгибающий момент). кН-м;
|
к?—коэффициент, учитывающий влияние волновой вибрации: Му — и и полющий момент, вызнанный уларом волн в носовую оконечность (уларный изгибающий момент). к11м. Волновой изгибающий момент опреле-ляется по формуле. кНм. А/, = 0.255ислк,клВ1'н, (2.2.10-2) где /> высота волны, определяемая по табл. 2.1.2. м; е — коэффициент, определяемый но табл. 2.2.10-1: Таблица 2.2.10-1 Значения параметров для определения составляющих юлолпипмыкио волнового момента коэффициенты кл. к,, к, вычисляются по формулам: *6 «схр[-1,б(1 -б)]; (2.2.10-3) *, =ехр{-1.147-бДпЛ(2б+1)]); (2.2.10-4) (2.2.10-9) *. = {1 - ехр [ о, тв/( 1,Л)]) пА/(0 ,%в) -(2.2.10-5) |
6 — коэффициент полноты волонэме-шемия: >1 — кои|м|>нииснт, принимаемый по табл. 2.2.10-1. Перечисленные коэффициенты мшут также быть определены но табл. 2.2.10-2 -2.2.10-4. в которых величины а н Ь вычисляются по формулам: а = 37-6/(26 + 1): (2.2.10-6) В = 8В (2.2.10-7) Значения L. В. Т и 6 следует определять при посадке судна, соответствующей расчетному случаю нагрузки при вычислении и згибаюшего момента на тихой воде Мп. Коэффшшеш кр рассчитывается но формуле: кр = vjl +«^[^1 "«{/о7)2 +(2*иЧ/°)г }•(2.2.10-8) где оз* — частота волны, наблюдаемая с движущегося судна, с <о« = w«p + 1.92 kyvJL
|
2 Конструкция и прочность ста, иного корпуса
— частота волны, с определяется но табл. 2.2.10-1; o = k,Jl/{[l.2 + B/(lT)]DL'}; (2.2.10-10) |
трутовых 123-104 пассажирских 117-104 буксиров и толкачей 104 10* / — момент инерции площади миделс-вого сечения экнивалеттюго бруса, вычисляемый при проектных (строительных) толщинах и редукционных коэффициентах снятой. ранных единице, м*; D — модой (мешение судна, соответст-вующее расчетному стуча к > нафучки. к11; V — коэффициент, определяемый по формулам: при OimJoS 1,0 Ф =cos[l.3(wB/e)2]; (2.2.10-13) при 1.0 <отв/о £ 1.4 Ф = 2.167 отг /а - 1,9. (2.2.10-14) Ударный изгибающий момент определяется по формуле. кН-м, Му ш kjptDL, (2.2.10-15) в которой it, = 5.3-10 4Фйаг#; (2.210-16) ф, - ко'э<1>финис1Гг, равный: Ф| = 1 при Ги й Т" ; Ф.-3-2Tjl2 при <ТМ <1,57^; Ф, =0 при Гн £ 1.57?; Тш — осадка носом яти расчелюго случая нагрузки, м; 7?—«поротная» осадка носом, рав-ная. м: 7? = (0,68+0.2 lit, »-„/VZ)nA; (2.2.10-17)
|
- 0.0612 (1 - 0,047а - 0.0077а7) г 0; |
Ф„ — коэффициент, ранный |
(2.2.10-11)(коэф<)эициент ки нельзя принимать меньше нуля); к, — коэффициент. онрстклясмый по формуле: *v = I - \9.9Hjh/L + 143(AJS/I)2. (2.2.10-12) — скорость хода судна на тихой воде ятя расчетною случая naiручки, км/ч; к, — коэффициент, ранный ятя судов: |
Ф„ = I - 1.034, +4? -0.4174,'. (2.2.10-18) 4, = 4.32JS(B/L)(T/L); (2.2.10-19) величина »•„ нычистяется по формуле. v„= (0.336 + 0.104itrvt./>/Z)v1 +0.024*,v„ ; (2.2.10-20) величина v, принимается но табл. 2.2.10-1.Значение донатнителыюго волнового и тшбамшего момента ятя судон классов |
IIКИС. Часть / •Корпус и его оборудование
• Р» и «Л* должно быть принято постоянным на протяжении 0,5L н средней части судна и уменьшаться к оконечностям до нуля но линейной зависимости (рис. 2.2.10). Для судов классов «М* и «О» границы постоянного участка эпюры должны отстоять в нос и корму от мидель шпангоута судна нс менее, чем на 0.15/.. Максимальное значение дополнительной волновой перерезываюшей силы Ыя определяется по формуле, кН: Nm = Шя /L. (2.2.10-21) Эпюра дополнительных волновых перерезывающих сил должна быть принята в соответствии с рис. 2.2.10. 2.2.11 Дополнительный волновой изгибающий момент судов классов «М-СП», «М-Г1Р* и «О-ПР» следует определять с помощью следующей гависнмости. кН м: Л/да = =9.81*0 А, А, А;6 В L' h , (2.2.11-1) где ки коэффициент, вычисляемый по формуле: *0 = 1.24 -1.7B/L <1.0; (2.2.11-2) к| — коэффициент, в зависимости от длины судна /. определяемый по табл. 2.2.11: к, — ко'*|к|>ициснт, в зависимости от длины судна L и осадки носом Т„ определяемый по формуле: к2 = 2-20Ги//. £ 1.0; (2.2.11-3) к} — коэффициент, значения которого для судов класса «М-СП 4.5» принимаю! равным 1.114 применительно к судам дли-ной 25 и 60 м, 1,277 применительно к су |
дам длиной 100 м и 1,367 применительно к судам никой 140 м, при этом значения к) для промежуточных длин судна следует определять линейной интерполяцией. Для судов всех остальных классов А, = 1,0 независимо от их длины. б коэффициент полноты водоизмещения: А — расчетная высота тыны, принимаемая в соответствии с табл. 2.1.2. Значения /.. Г. и 6 следует принимать исходя из расчетного случая нагрузки при определении изгибающего момента на тихой воле. Дополнительный волновой изгибающий момент принимают постоянным на длине 0,3 L в средней части судна и уменьшающимся к оконечностям до нуля по линейной зависимости (см. рис. 2.2.10). 2.2.12 Расчетные значения изгибающих моментов для прогиба и перегиба в расчетном сечении корпуса следует вычислять алгебраическим суммированием значений из1мбаюших моментов на тихой воде с дополнительным волновым иии-баюшмм моментом в этом сечении, к11-м: А/,, = М„ + А/„. (2.2.12-1) Для пассажирских судов класса «М-СП» длиной 50 м и более значение изгибающего момента на тихой воде А/„ должно вычисляться в соответствии с 2.2.4 и приниматься по абсолютной величине нс менее определяемого по формуле. кН м: А/„ =±kn5BL2, (2.2.12-2) где б — коэффициент полноты водоизмещения:
|
('одержание
ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ |
4.3 |
Расчеты прочности соединитель- | |||
И ПОСТРОЙКИ СУДОВ |
ной конструкции............................ |
120 | |||
4.4 |
Конструирование корпуса судна... |
121 | |||
Часть I |
5 Конструкция корпуса судов | ||||
КОРПУС И ЕГО ОБОРУДОВАНИЕ |
на подводных крыльях | ||||
1 Общие положения |
5.1 |
Общие требования......................... |
125 | ||
5.2 |
Расчеты обшей прочности и ус- | ||||
II |
Область распространения.............. |
8 |
тойчивосги...................................... |
126 | |
1.2 |
Термины и их определения........... |
8 |
5.3 |
Расчеты местной прочности......... |
129 |
5.4 |
Расчеты прочности крыльевых | ||||
2 Конструкция и прочность |
устройств......................................... |
132 | |||
стального корится |
5.5 |
Нормы допускаемых напряжений | |||
2 1 |
С Vmun* Т1уГк)К:11111и |
К) |
и минимальные толщины............. |
133 | |
•» • 1 2.2 |
Расчеты прочности и устойчивости. |
12 |
5.6 |
Расчеты и нормы вибрации.......... |
133 |
2.3 |
Конструирование корпуса судна... |
47 | |||
24 |
Распатожснис. размеры и конст- |
6 Конструкция корпуса судов | |||
рукпия отдельных связей корпуса. |
59 |
на воздушной полушке | |||
2.5 |
Дополнигелы1ые требования к |
6.1 |
Общие требования......................... |
135 | |
отдельным типам судов.................. |
87 |
6.2 |
Расчеты прочности и устойчиво- | ||
2.6 |
Вибрационная прочность............... |
105 |
сти................................................... |
136 | |
6.3 |
Конструирование корпуса............. |
144 | |||
3 |
Конструкция корпуса полон«мешающих |
64 |
Вибрационная прочность и нор- | ||
судов из алюминиевых ставов |
мы вибрации корпуса.................... |
144 | |||
3.1 |
Общие требовании.......................... |
113 |
6.5 |
Требования к конструкции и | |
3.2 |
Материал и минимальные тол- |
нормы прочности гибких щраж- | |||
шины связей корпус....................... |
113 |
дений воздушной полушки........... |
146 | ||
3.3 |
Определение размеров прочных | ||||
**лементов корпуса.......................... |
113 |
7 Конструкция железобетонного корпуса | |||
3.4 |
Допускаемые напряжения............. |
116 |
7.1 |
Общие требования......................... |
149 |
3.5 |
Сварные соединения...................... |
116 |
7.2 |
Конструирование корпуса и | |
4 Конструкция корпуса катамаранов |
налстройки..................................... |
149 | |||
7.3 |
Расчеты и нормы прочности....... |
155 | |||
4.1 |
Общие требования.......................... |
118 |
7.4 |
Конструирование и расчет кор- | |
4.2 |
Расчеты обшей продольной проч- |
нуса из предварительно нанря- | |||
пости................................................ |
119 |
женного железобетона................. |
171 |
Правила Российского Речного Регистра. Том 2
8 Конструкция корпуса и* стеклопластика 8.1 Обшис требования......................... 174 8.2 Конструирование связей............... 174 8.3 Расчеты прочности и устойчивости.................................. 177 9 Оборудование поношений 9.1 Обшис требования......................... 181 9.2 Проходы, двери, трапы.................. 181 9.3 Иллюминаторы............................... 182 9.5 Жилые и служебные помещения.. 184 9.6 Зрительные илы и помещения для мультимедийных преэнггаций. 184 9.7 Помещения для нроилнолегна злектропгюсварочных работ и 9.4 |*улсвая рубка................................. 183 хранении баллонов......................... 185 9.8 Помещения камбузов.................... 185 9.9 Сауны.............................................. 185 10 Ограждения, поручни, переходные мостики, сходные трапы 10.1 Обшис требования......................... 186 10.2 Фальшборт...................................... 187 10.3 Леерное отражавние....................... 187 10.4 Поручни, переходные мостики, сходные трапы................................ 188 10.5 Места для пассажиров на скоростных судах..................................... 188 Приложения 1 Методика расчета прочности соединительных конструкций корпусом катамаранов................................. 189 Часть II ОСТОЙЧИВОСТЬ. НЕПОТОПЛЯ ЕМОСТЬ. 11АДВОД11ЫЙ БОРТ. МАНЕВРЕННОСТЬ 1 Общие положения 1.1 Область распространения.............. 198 1.2 Термины и определения................ 198 1.3 Общие требования......................... 201 1.4 Лиатраммы остойчивости.............. 202 |
1.5 Информация об остойчивости и непотопляемости............................ 203 1.6 Опыт Кремонания........................... 204 1.7 Условия достаточной остойчивости.................................. 204 2 Общие требования к остойчивости 2.1 Основной критерий остойчивости.................................. 206 2.2 Кренящий момент от динамическою действия ветра..................... 207 2.3 Предельно допустимый момент при проверке остойчивости по основному кригерию..................... 209 2 .4 Расчетные условные a mi urn уды качки............................................... 211 2.5 Требования к характеристикам диаграмм статической остойчивости................................................ 215 3 Дополнительные требования к остойчивости судов различных типов 3.1 Пассажирские и иные суда, перс- возящие людей............................... 217 3.2 Груювыссула................................. 219 3.3 Буксирные суда.............................. 222 3.4 Промысловые суда......................... 225 3.5 Плавучие краны, суда техническою флота, нсрсфужатели.......... 225 3.6 Суда на подводных крыльях......... 226 3.7 Суда на воздушной полушке........ 227 3.8 Быстроходные водой «мешающие суда.................................................. 230 3.9 Катамараны.................................... 230 4 Непотопляемость 4.1 Обшис требования......................... 233 4.2 Требования к аварийной посадке и остойчивости при затоплении отсеков............................................ 235 4.3 Требования к делению на отсеки. аварийной посадке и остойчивости при затоплении отсеков пассажирских судов класса «М-СП» 236 5 Надводный борт и трудовая чарка 5.1 Общие требования......................... 241 |
5
('оОержание
5.2 Порядок нанесения грузовой марки для судов внутреннего плавании.......................................... 241 5.3 Грузовая марка судов смешанного (река - море) плавания............. 243 5.4 Минимальная высота надводною борта................................................ 245 5.5 Седлонатость. бак и к гг.................. 248 5.6 Устройство отверстий и комингсов....................................... 249 6 Маневренность судов 6.1 Область распространении.............. 254 6.2 Определении и пояснении............ 254 6.3 Общие требования к нормированию маневренное!и....................... 254 6.4 Таблица маневренности................ 255 6.5 Поворотливость.............................. 255 6.6 Устойчивость на курсе................... 255 6.7 Управляемость при неработающих движителях............ 256 6.8 С'нособпость суша к желреиному торможению.............................. 256 6.9 Управляемость при ветре.............. 256 6.10 Натурные испытания..................... 256 |
Часть X МАТЕРИАЛЫ II СВАРКА 1 Общие положения 1.1 Область распространения............. 304 1.2 Термины и их опрсдслния............ 304 1.3 Маркировка.................................... 305 2 Сталь и чугун 2.1 Общие требования......................... 306 2.2 Судостроительная стать................ 306 2.3 Сталь для котлов и сосудов, работающих под давлением.............. 309 2.4 Трубы стальные.............................. 310 2.5 Сталь для цепей............................. 312 2.6 Стальные поковки......................... 313 2.7 Стальные суглинки.......................... 316 2.8 Стальные отливки ipeCnux пингов 318 2.9 Сталь высокой прочности для сварных конструкций.................... 319 2.10 Арматурная сталь........................... 319 2.11 Отливки из чугуна с шаровидным графитом................................ 320 2.12 Отливки из серого чугуна............. 321 2.13 Ковкий чугун.................................. 322 |
Приложения 1 Указания по составлению Ин формации об остойчивости и непотопляемости судна................. 258 2 Инструкция по определению положения петрл тяжести судна и» опыта (инструкция по крсно- ванию судна).................................. 261 3 Расчет условных кренящих мо-ментов при перевозке зерна насыпью.............................................. 276 4 Требования к натурным испытаниям и зкспериме1гтальным данным при обосновании остой чивости судов на воздушной подушке............................................... 280 5 Расчет маневренности и проведение натурных маневренных испытаний судов внутреннею и смешанного плавания.................... 281 |
3 Медь и ставы на основе меди 3.1 Полуфабрикаты из меди и спла вов на основе мели........................ 323 3.2 Отливки 1рсбмых винтов............... 323 4 Алюминиевые сплавы 4.1 Лс<|>ормирусмыс алюминиевые сплавы............................................. 325 4.2 Литейные алюминиевые сплавы.. 326 5 Материалы, испольт-мыс .XIя таикеров-гаювоюа 5.1 Общие требования......................... 328 5.2 Материалы, применяемые при расчетных температурах нс ниже 0°С.................................................. 329 5.3 Материалы, применяемые при расчетных температурах от 0 до минус 55 °С.................................... 329 |
Правы.ю Российского Речного Регистра. Том 2
5.4 Материалы, применяемые при расчетных температурах ниже минус 55 до минус 165 "С............. 330 5.5 Материалы, применяемые для трубопроводов, жендуагируемых при расчетных температурах от 0 до минус 165 °С............................. 331 5.6 Испытания материалов изоляции... 331 6 Нечетаыические чагериады 6.1 Общие требования......................... 333 6.2 Железобетон................................... 333 6.3 Стеклопластики.............................. 335 6.4 Слоистые текстильные материалы....................................... 336 6.5 Пенопласты.................................... 338 6.6 Палубные покрытия...................... 338 6.7 Трубы и арматура из пластмасс... 339 6.8 Клеящие вещества......................... 339 6.9 Свстовозвратающие материалы для спасательных средств.............. 339 7 Технологические требования к сварке 7.1 Общие требования......................... 341 7.2 Сварка корпусов судов и судового оборудования............................. 343 7.3 Сварка деталей изделий судовою машиностроения............................ 345 7.4 Сварка судовых паровых котлов и сосудов, работающих под давлением............................................. 345 7.5 Сварка судовых трубопроводов.... 346 7.6 Сварка отливок и поковок............ 347 7.7 Сварка плакированной стали....... 348 7.8 Сварка стали высокой прочности 348 7.9 Сварка 'lyryna................................. 349 7.10 Высокотемпературная пайка......... 349 7.11 Сварка алюминиевых сплавов...... 349 7.12 Сварка медных сплавов, тяжелых металлов и других цветных металлов.............................................. 349 8 Контроль сварочных работ 8.1 Организация контроля.................. 350 8.2 Объем неразрушаюшего контроля 351 8.3 Оценка качества сварных швов.... 354 |
9 Сварочные материалы 9.1 Общие положения......................... 357 9.2 Сварочные материалы для сварки судостроительных сталей......... 358 9.3 Сварочные материалы для сварки котельной стали........................ 359 9.4 Сварочные материалы для сварки стали, предназначенной для изготовления объектов судовой техники........................................... 359 9.5 Сварочные материалы для сварки стали высокой прочности........ 360 9.6 Сварочные материалы для сварки алюминия и сто сплавов.......... .360 9.7 Защитные футы, не удаляемые перед сваркой................................. .361 Приложения 1 Методик;» испытаний судострои тельных материалов на нешрю-чссть.................................................... 362 2 Методика испытаний судострои тельных материалов на распространение пламени............................ 366 3 Методика испытаний палубных покрытий на воспламеняемость..... 369 4 Методика ошеных испытаний тканей................................................. 372 5 Методика испытаний противопожарных конструкций....... 376 6 Определение стойкости сварного соединения против коррозии в морской воде..................................... 381 7 Определение стойкости сварного соединения прошв образования трещин................................................ 383 8 Определение влияния на сваривае мость защитных фунтов, не удаляемых перед сваркой....................... 388 9 Метод определс 11 ия содержа 11 ия диффузионно-подвижного водорода в наплавленном металле.............. 391 10 Методы испытания материалов....... 397 11 Методы контроля и правила приемки материалов................................ 410 12 Методы испытании сварных соеди нений и сварочных материалов и оценка их результатов....................... 423 |
Часть I
КОРПУС И ЕГО ОБОРУДОВАНИЕ
ПК ПС. Часть I •Корпус и его оборудование*
1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ 1.1.1 Настоящая часть Правил распространяется на водоизмсщающие однокор-пусныс суда и катамараны. суда на подводных крыльях и воздушной подушке с классом Российского Речного Регистра (далее — Речной Регистр) и устанавливает требования к конструкции и конструированию корпуса, общей и местной прочности. вибрационной прочности, устойчивости элементов корпуса, оборудованию помещений и предназначенным для зашиты экипажа и пассажиров о|ражлсниям. поручням. переходным мостикам, сходным трапам, иллюминаторам. 1.1.2 Требования настоящей части Правил распространяются на корпуса судов из стали, алюминиевых сплавов, железобетона и стеклопластика. 1.1.3 Материалы, применяемые для изготовления элементов конструкции корпуса. должны соответствовать требованиям ч. X Правил. 1.2 ТЕРМИНЫ II ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1.2.1 Термины, относящиеся к обшей терминолоши Правил, и их определения приведены в 2.1 и 2.2 ч. О Правил. 1.2.2 В настоящей части Правил используются следующие термины. .1 Высота надводного борта— расстояние от верхней кромки палубной линии до верхней кромки линии предельной осадки, измеренное отвесно но борту в сечении по мидель-шпашоугу (определение палубной линии приведено в 1.2.24 ч II Правил). |
.2 Главные размерения судна: L — длина но конструктивной ватерлинии. м; В — наибольшая ширина судна по конструктивной ватерлинии, м; //—высота борта (вертикальное расстояние. измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до линии пересечения теоретических поверхностей борта и верхней палубы судна или их продолжений при закругленном соединении палубы с борзом), м; Т—осадка судна по конструктивную ватерлинию, м; D—водоизмещение судна при осадке по конструктивную ватерлинию. кН; V—объемное водоизмещение при oca/iKc но консгрукзивную ватерлинию. м'; б — коэффициент обшей полноты водоизмещения. ^Конструктивная ватерлиния (КВЛ) — ватерлиния, принятая за основу построения теоретическою чертежа и соответствующая полученному предварительным расчетом полному водой зме-шению судна. .4 Кормовой перпендикуляр — линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью. проходящей через крайнюю кормовую точку конструктивной ватерлинии судна. .5Машинное отделение —см. 2.2.24 ч. О Правил, .6 М a in и и н ы с и о м с in с и и я — см. 2.2.25 ч. О Правил. .7 Носовой перпендикуляр — линия пересечении диаметральной нлос- |
/ Общие положении
кости с вертикальной поперечной плоско* стью, нроходишеи через крайнюю носовую точку конструктивной ватерлинии судна. .8 Осадка —расстояние но верти-кали «гг основной плоскости до данной футовой ватерлинии, измеренное на миделе. .9 Отсек—часть внутреннего объема корпуса, ограниченного лишнем или вторым дном, бортами или продольными переборками. палубой, если она имеется, или верхней кромкой борта, если палуба отсутствует, и двумя соседними поперечными непроницаемыми переборками или пиковой переборкой и оконечностью. .10 Палуба переборок —самая верхняя палуба, до которой ;юве;|ены поперечные водонепроницаемые переборки .11 Участки длины судна: средняя часть — участок длиной 0.51. считая по 0.251 в нос и корму от милел ь-шпангоута; |
носовая оконечность — участок длиной 0.151 от носового перпендикуляра но направлению к мидель-шпангоуту; кормовая оконечность самоходного су;тна — участок между кормовым перпендикуляром и кормовой переборкой машинного отделения или участок длиной 0.151 от кормового перпендикуляра по направлению к мидель-шпангоуту в зависимости от того, какой участок имеет меньшую длину; кормовая оконечность несамоходного судна — участок длиной 0.151 от кормового перпендикуляра но направлению к мидель-шпангоуту; переходные районы — участки между средней частью и оконечностями. 1.2.3 Обозначения и пояснения, относящиеся к корпусам катамаранов и судов на воздушной подушке, приведены в 4.1,2 и 6.1.7-6.1.9. |
ПКПС. Часть / • Корпус и его оборудование»
2.1.3 Требования 2.1.5-2.6, распространяются на суда, соотношения главных размерений которых не превышают значений, указанных в табл. 2.1.3-1 и 2.1.3-2. Требования настоящего раздела распространяются на суда, указанные в табл. 2.1.3-2. в том случае, если их осадка носом не менее значений, приведенных в табл. 2.1.3-3. 2.1.4 Требования настоящего раздела распространяются на с.те;(уюшие типы судов, длина которых не превышает 140 м: .1 самоходные трюмные однопалубные сухофузные суда с кормовым расположением машинного отделения; .2 самоходные наливные супа с кормовым расположением машинного отделения; |
.3 несамоходные трюмные од hoi клубные сухогрузные суда; .4 несамоходные наливные суда; .5 самоходные суда-1моталки с кормовым расположением машинного отделения и несамоходные сула-нлощадки;
2.1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ 2.1.1 Настоящий раздел устанавливает требования к прочности и размерам основных конструктивных элементов стальных сварных корпусов судов. 2.1.2 Настоящий раздел устанавливает требования к судам, эксплуатирующимся в бассейнах разрядов «М-СП*. «М-ПР*, «О-ПР*, «М». «О», «Р* и «Л* при расчетных высотах волн, нриведеных в табл. 2.1.2. Таблица 2.1.2 Расчетные высоты волн
|
1
Тихой водой считается акватория со скоростью течения менее 0.1 км/ч и спокойной поверхностью (допускается мелкая рябь) при ветре до 3 м/с.