Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

108 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Часть Правил распространяется на следующие суда внутреннего и смешанного (река — море) плавания и условия их эксплуатации: все суда, плавающие в водоизмещающем состоянии; суда на подводных крыльях в эксплуатационном и переходном режимах; суда на воздушной подушке в эксплуатационном режиме. Требования части Правил распространяются также на глиссеры, парусные суда, суда с воздушной каверной, экранопланы и плавучие доки.

 Скачать PDF

Дополнения:

Оглавление

1 Общие положения

2 Общие требования к остойчивости

3 Дополнительные требования к остойчивости судов различных типов

4 Непотопляемость

5 Надводный борт и грузовая марка

6 Маневренность судов

Приложение 1. Указания по составлению Информации об остойчивости и непотопляемости судна

Приложение 2. Инструкция по определению положения центра тяжести судна из опыта (инструкция по кренованию судна)

Приложение 3. Расчет условных кренящих моментов при перевозке зерна насыпью

Приложение 4. Требования к натурным испытаниям и экспериментальным данным при обосновании остойчивости судов на воздушной подушке

Приложение 5. Расчет маневренности и проведение натурных маневренных испытаний судов внутреннего и смешанного плавания

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙС КИЙ РЕЧНОЙ РЕГИСТР

ПРАВИЛА

2

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ СУДОВ (ПКПС)

Часть I «Корпус и его оборудование»

Часть II «Остойчивость. Непотопляемость. Надводный борт. Маневренность* Часть X «Материалы и сварка*

МОСКВА 2015

УДК 629.12.002.001J3 (470)

Российский Речной Регистр. Прайма (в 5-и томах). Т. 2.

В настоящий том включены Правила классификации и постройки судов: ч. 1 «Корпус и его оборудование».

ч. II «Остойчивость. Непотопляемость. Надводный борт. Маневренность», ч. X «Материалы и сварка».

Правила классификации и постройки судов (НКНС) утверждены Приказом Федерального автономного учреждения Российский Речной Регистр от 09.09.2015 Л* 35-11 и вступают в силу с латы вступлении в силу распоряжения Минтранса России об отмене распоряжений Минтранса России от 11.11.2002 № IIC-137-p и от 22.11.2002 X? HC-140-p.

Выпушено но закачу ФЛУ «Российский Речной Регистр»

Ответственный за выпуск II. Л. Ефремов

О р и г и н а л - м а к с т Е. Л. Ьагров

ISBN 978-5-905999-83-3 ISBN 978-5-905999-92-5 (т. 2)

Никакая часть настоящего к мания не может для Нелей продажи воспроитеолиться. такладываться в поисковою систему к.о1 передаваться в любой форме или любыми срелстввми. включая электронные, механические, фот околи ровл I ытм е или иные средства, бет получения предварительного письменного ратрешения фслсральио-го автономного учреждения -Российский Речкой Регистр».

«5 Российский Речной Регистр. 2016

рсппих помещений судна через отверстия, считающиеся открытыми.

.32 Угол онрокилыванияО^ — угол крена, при достижении которого под действием динамически приложенного кренящего момента судно опрокидывается.

.33 Центр парусности—центр тяжести площади парусности.

.34111ирина судна В—наибольшая ширина между наружными кромками шпангоутов на уровне назначенного надводного борза.

1.3 ОБНШЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.3.1    Проверка остойчивости судов в зависимости от их типа и класса должна быть выполнена при всех вариантах нагрузки. указанных в 1.3.2 - 1.3.7. При отсутствии требований для судов какого-либо типа или класса остойчивость следует проверять при следующих состояниях нагрузки:

.1 судно при осадке, соответствующей назначенному налво;1Ному борту;

.2 судно без груза с балластом, с 10% запасов и топлива.

1.3.2    Проверка остойчивости пассажирских и иных судов, перевозящих людей, должна быть выполнена при следующих вариантах нагрузки:

.1 судно в полном грузу, с полной нормой запасов и топлива, с полным количеством каютных и палубных пассажиров с багажом;

.2 судно в полном грузу, с 10% запасов и топлива, с полным количеством каютных и палубных пассажиров с багажом;

.3 судно без груза, с 10% запасов и топлива, с полным количеством каютных и палубных пассажиров с багажом;

.4 судно без груза и пассажиров, с 10 % запасов и топлива;

.5 судно без груза, с полной нормой запасов и топлива, с полным количеством каютных и палубных пассажиров с багажом (только для судов класса «М-СП»);

.6 судно без ipyhi и пассажиров, с полной нормой запасов и топлива (только для судов класса «М-СП»).

1.3.3    Остойчивость сухогрузных судов должна проверяться при следующих вариантах загрузки:

.1 судно при осадке соответствующей назначенному надводному борту с полным однородным грузом, равномерно распределенным но трюмам, с полными запасами;

.2 судно с полным однородным грузом и 10% запасов;

.3 судно без груза с балластом и полными запасами;

.4 судно без фуза с балластом и 10% запасов.

1.3.4    Остойчивость наливных судов должна проверяться при следующих вариантах загрузки:

.1 судно при осадке соответствующей назначенному надводному борту с полным грузом и полными запасами;

.2 судно с полным |руюм и 10 % запасов;

.3 судно без груза с балластом и полными запасами;

.4 судно без груза с балластом и 10% запасов.

1.3.5    Остойчивость контейнсрово юв должна проверяться при следующих вариантах затрузки:

.1 судно с наибольшим числом контейнеров при массе каждого контейнера с грузом, равной о;июй и той же части максимальной массы брутто для каждого тина контейнеров, с полными запасами и. если необходимо, с жидким балластом при осадке но летнюю грузовую марку;

.2 судно, киружсннос так же. как указано в 1.3.5.1, но с 10% запасов;

.3 судно с наибольшим числом контейнеров при массе каждого контейнера с грузом, равной 0.6 максимальной массы брупо для каждого типа контейнеров, с полными запасами и. если необходимо, с жидким балластом;

.4 судно, загруженное так же. как у какою в 1.3.5.3, по с 10% запасов;

.5 судно с наибольшим числом порожних котейнсров. с балластом и полными запасами;


202 ПКПС. Чоат. II •Остойчивость. Непопюп.аемоаш,. Надводный борт. Маневренность*

.6 судно, загруженное так же. как ука-заио и 1.3.5.5, нос 10% запасов.

1.3.6    Остойчивость судов, перевозящих лесные грузы на палубе, должна проверяться при следующих вариантах загрузки:

.1 судно с лесным грузом с удельным нофукушым объемом ц, предусмотренным в техническом задании (если данных об удельном погрузочном объеме нет. то принимается ц = 2.32 м'/т). размещенным в трюмах и на палубе, с полными запасами. Вели при полной загрузке лесом в трюмах и палубе инструкцией но погрузке-выгрузке предусматривается прием жидкою балласта, балласт должен бьгп» учтен при расчетах;

.2 судно, загруженное так же. как указано в 1.3.6.1, нос 10% запасов;

.3 судно с лесным грузом, обладающим наибольшим предусмотренным техническим заданием удельным погрузочным объемом и размешенным в трюмах и на палубе, с полными запасами;

.4 судно, зафуженное так же. как указано в 1.3.6.3, нос 10% запасов.

1.3.7    Остойчивость промысловых судов следует проверять для следующих вариантов на фу «си:

.1 при выходе на промысел с полной нормой запасов и топлива;

.2 при возвращении с промысла с полным уловом в трюме и фузом на палубе (если перевозка сетей, рыбы и друтх ipy-эов на палубе предусмотрена в проекте), с 10 % запасов и топлива;

.3 при возвращении с промысла без улова в трюме и с грузом на палубе (если перевозка сетей, рыбы и других грузов на палубе предусмотрена в проекте), с 10% запасов и топлива.

1.3.8    Если по условиям эксплуатации для данною судна предусматриваются патрулей. более неблагоприятные для сю остойчивости, чем перечисленные в 1.3.1 или указанные в 1.3.2 - 1.3.7. то для них также должна быть проверена остойчивость судна.

1.3.9 В расчетах остойчивости влияние свободных поверхностей жидкостей в балластных, топливных и других цистернах (танках) может не учитываться, когда выполняется условие

vbykyfc/D^Z 0,01,    (13.9-1)

где v — полный объем танка, м';

Ь — максимальная ширина танка, м; у — удельный вес жидкости, кН/м‘;

А*,— весовое водоизмещение судна порожнем, к!I;

6, — коэффицис1гг обшей полноты танка: 6, = v/(lbh) ;

I. Ь, h — максимальная длина, ширина и высота танка, м;

к — коэффициент, рассчитывается по формуле;

к = 0.01 [-0.817 + 6,694Ь/h - 0.917(6/Л)Ч +0.017/(6//»)]

(1.3.9-2)

или принимается но табл. 1.3.9 в зависимости «гг b/h.

Таблица 1.3.9 Значения ко >ффи тента к

1.3.10 Допустимые углы крена следует определять при равнообъемных наклонениях судна.

1.3.11 При использовании таблиц, приведенных в настоящей части, промежуточные значения параметров следует определять линейной интерполяцией.

1.4 ДИАГРАММЫ ОСТОЙЧИВОСТИ

1.4.1 Проверку остойчивости судна по основному критерию и дополнительным требованиям следует выполнить по диаграммам динамической и статической остойчивости для соответствующих вариантов нафузки.

ЫН

к

ь н

к

0.1

0

1.0

0.050

0.25

0.009

1.5

0.072

0.5

0.023

2.0

0.089

0.75

0.037

3.0

0.110


203

/ Общие положения

1.4.2    Диаграммы остойчивости ло.гжны быть построены с учетом спобощгых поверхностей жидких грузов но всех случаях, когда не выполняется ус;к>вие, указашюе в 1.3.9, при -этом отбойные переборки следует считать проницаемыми. При проверке динамической остойчивости судна (но основному критерию остойчивости) допускается рассматривать эти переборки КД к волонспрон ИI юсМ ЫС.

Диаграммы остойчивости судов класса «M-СП», предназначенных для эксплуатации в условиях отрицательных температур, а также ледоколов должны быть построе-ны, кроме тою, с учетом обледенения. При этом условные нормы обледенения должны приниматься в соответствии с 1.7.2.

Поправку к мега не» прической высоте на влияние свободных поверхностей жидких грузов в тех цистернах и танках, масса жидкости в которых изменяется при эксплуатации судна, следует учитывать по максимальному значению независимо от заполнения, принятою в расчете весовой шнрузки. Поправку к мстанснтрической высоте на влияние снобо;шых поверхностен жидких грузов в цистернах и танках с постоянным уровнем заполнения (балластные ганки, грузовые ганки с жидкими грузами) следует принимать но фактическому заполнению этих танков и цистерн.

В расчетах остойчивости судна в опорожненных цистернах остатки жидких грузов при высоте их до 5 см допускается не учитывать.

1.4.3    Поправки к мстанснтрической высоте при учете влияния жидких грузов определяются как произведение плотностей жидких грузов на собственные поперечные моменты инерции свободных поверхностей в цистернах и танках, рассчитанные для положения судна без крена с учетом 1.4.2.

1.4.4    Поправки к пледам диаграммы остойчивости могут быть определены одним из следующих способов:

.1 путем расчета фактического кренящей» момента от переливания жидкости в

цистернах и танках идя каждою рассматриваемою угла крена судна;

.2 путем расчета собственного поперечного момента инерции егхзбодных поверхностей жидкостей в цистернах и ганках при положении судна без крена с дальнейшим пересчетом идя каждого рассматриваемого угла крена судна умножением полученного момента инерции на синус угла крена.

1.4.5    При построении диаграмм остойчивости может быть учтено влияние надстроек. рубок и комингсов грузовых люков ггри их протяженности, равной не менее 0,15 расчетной длины корпуса судна, кроме того, эти надстройки, рубки и ко-мишем. а также устройства для закрытия отверстий и вырезов в них должны быть прочными и непроницаемыми.

1.4.6    При перевозке лесного груш на палубе дополнительный восстанавливающий момент при входе палубного грум в воду следует учитывать гго реальному геометрическому объему груш с учетом следующих коэффициентов проницаемости для леса:

пакетированного    0.75

круглого    0.60

1.5 ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОСТОЙЧИВОСТИ II НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ

1.5.1    Каждое судно должно быть снабжено документом «Информация об остойчивости и непотопляемости», подготов-ленным в соответствии с указаниями гго составлению Ин(|м»рмании об остойчивости и непотопляемости судна (приложение 1). Для судов, совершающих международные рейсы. Ин<)юрмания об остойчивости и непотопляемости должна быть составлена также на английском языке.

1.5.2    Ин<|юрм.щию об остойчивости и непотопляемости судна следует составлять гго результатам расчетов остойчивости и непотопляемости, выполненных в соответствии с требованиями настоящей части Правил. Она должна быть откоррекгиро-


204 ПКПС. Часть I/ •Огтойчивость. Нтотоп.яемосты Надводный борт. Маневренность*

вана по результатам кренования с учетом 1.6.2. если расхождения между расчетными и опытными данными будут более: по подои шипению порожнем ±2 %; по мета центрической высоте ±5 %; по абсциссе центра тяжести ±0.01 £ Информации об остойчивости и непотопляемости должна быть оформлена в соответствии с указаниями но составлению Им<|>ормлнии об остойчивости и непотопляемости судна (приложение 1).

1.5.3    Для судов серийной постройки Информации об остойчивости и непотопляемости составляется на основании результатов крсномании отловною судна серии.

1.5.4    Информация об остойчивости и непотопляемости ятя плавучих кранов должна содержать данные об остойчивости при различных вылетах и ррузах различной массы на крюке.

1.6 ОПЫТ КРЕНОВАНИЯ

1.6.1    С целью уточнения положения центра тяжести судна следует крсновать:

.1 юловное судно каждою проекта;

.2 серийное судно, конструктивные изменения которого по сравнению с первым судном серии но расчетным данным вызывают существенные изменения остойчивости. выходашие за пределы, установленные в 1.5.2. Такое судно следует считать относительно остойчивости первым судном новой серии;

.3 суда после ремонта, переоборудования. модерн пинии, если при зтом может ухудшаться остойчивость;

.4 суда, сведения об остойчивости которых отсутствуют.

1.6.2    Допускается не нрои нюдить кре-нованис судна, которое в результате модернизации, переоборудования, ремонта, подверглось конструктивным изменениям, в результате которых по данным расчетов водоизмещение судна порожнем изменилось менее чем на 2%. возвышение центра тяжести — менее чем на 4 см. а абс

цисса Петра тяжести — менее, чем на 1% длины судна. Результаты расчетов водоизмещения судна порожнем и абсциссы центра тяжести должны быть подтверждены опытом взвешивания в соответствии с

4.2 приложения 2.

1.6.3    Крсновамис судна, за исключением пассажирскою, допускается заменять опытом взвешивания, если при возвышении центра тяжести судна порожнем, увеличенном на 20% по сравнению с проекциям. требования настоящей части Правил выполняются.

1.6.4    Подготовку проведения и обработку результатов отнята кренования следует производить в соответствии с Инструкцией по определению положения центра тяжести судна из опыта (приложение 2).

1.7 УСЛОВИЯ ДОСТАТОЧНОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ

1.7.1 Судно признается остойчивым, если оно при всех вариантах нагрузки, устанавливаемых настоящей частью Правил, соответствует;

.1 основному критерию остойчивости, определяемому в соответствии с 2.1 -2.4 в зависимости от класса судна;

.2 дополнительным требованиям к остойчивости. принимаемым в соответствии с 3.1 - 3.9 в зависимости от типа и назначения судна;

.3 требованиям к характеристикам диаграммы статической остойчивости в соответствии с 2.5;

.4 требованию к начальной остойчивости. в соответствии с которым для всех судов поперечная (начальная) метанентри-чсская высота, принятая с учетом поправок на влияние свободных поверхностей жидких грузов, а для судов класса «М-СП* (см. 1.4.2) и ледоколов — также и с учетом обледенения, должна быть не менее 0.2 м.

Остойчивость судов, перевозящих опасные фузы, должна также соответствовать применимым требованиям ч. IX Правил.


1.7.2 Определение начальной метапсн-тричсской высоты с учетом обледенения ДОЛЖНО НрОВОДИТЬСЯ для наихудшет в отношении остойчивости варианта naipyr-ки. При этом массу льда на 1 м*’ плошали обшей юриюнталыюй проекции откры-тых палуб следует принимать равной 15 кг, массу льда на 1 м? площади парусности следует принимать равной 7.5 кг. В общую три «шальную проекцию палуб должна входить сумма горизонтальных проекций

всех открытых палуб и переходов независимо от наличия навесов.

Момент по высоте от этой нагрузки определяется по возвышениям петров тяжести соответствующих участков палубы и переходов.

Палубные механизмы. устройства, крышки люков и другие объекты, установленные на палубах, входят в проекцию палуб и специально нс учитываются.


2 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСТОЙЧИВОСТИ

2.1 ОСНОВНОЙ КРИТЕРИИ ОСТОЙЧИВОСТИ

2.1.1    Остойчивость судна (кроме пассажирского судна класса «M-СП») но основному критерию считается достаточной, если оно при плавании на спокойной воде или на волнении (в соответствии с классом судна) выдерживает динамически приложенное давление ветра, т. е. если соблюдается условие

л/„<«7

где Мкр — крсняший момент от динамического действия ветра, определяемый в соответствии с 2.2. кН м;

Мжт — предельно допустимый момент при динамических наклонениях, определяемый в соответствии с 2.3. кП-м.

2.1.2    Остойчивость по основному критерию следует проверять для судов классов • М-СП». «М-ПР*. «М», «О-ПР* и «О* с учетом бортовой качки (см. 2.4), а для судов классов *Р» и «Л* — на спокойной воде.

2.1.3    Остойчивость пассажирских судов класса «М-СП* считается достаточной, если выполняется условие

А>6/0 2 1.    (2.1.3)

где а и b площади, определяемые по диаграмме плеч статической остойчивости (см. рис. 2.1.3) при выполнении следующих требований:

. I судно находится под действием ветра постоянной скорости, направленного перпендикулярно к его диаметральной

Рис. 2.1.3. Диаграмма плеч статической остойчивости

плоскости, которому соответствует плечо ветрового кренящего момента

.2 под действием волн судно кренится на подветренный борт от статического угла крена ()0 (который в любом случае нс должен превышать 16°). вызванного постоянным ветром и соответствующего первой точке пересечения горизонтальной прямой /., и кривой восстанавливающих плеч /=/(0). до угла, равного амплитуде бортовой качки 0т:

.3 на накрененное судно динамически действует порыв ветра, которому соответствует плечо кренящего момента

.4 для определения К вычисляются и сравниваются площади а и Ь. заштрихованные па рис. 2.1.3. Площадь b ограничена кривой /=/( 0) восстанавливающих плеч, горизонтальной прямой на уровне плеча кренящего момента 4г н наименьшим из следующих сопоставляемых углов: крена 0, * 50°; заливания 0в,; опрокидывания 0^. Площадь а ограничена кривой восстанавливающих плеч /=/(0). гори-


('одержание

СОДЕРЖАНИЕ

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ

4.3

Расчеты прочности соединитель-

И ПОСТРОЙКИ СУДОВ

ной конструкции............................

120

4.4

Конструирование корпуса судна...

121

Часть I

5 Конструкция корпуса судов

КОРПУС И ЕГО ОБОРУДОВАНИЕ

на подводных крыльях

1 Общие положения

5.1

Общие требования.........................

125

5.2

Расчеты обшей прочности и ус-

II

Область распространения..............

8

тойчивосги......................................

126

1.2

Термины и их определения...........

8

5.3

Расчеты местной прочности.........

129

5.4

Расчеты прочности крыльевых

2 Конструкция и прочность

устройств.........................................

132

стального корится

5.5

Нормы допускаемых напряжений

2 1

С Vmun* Т1уГк)К:11111и

К)

и минимальные толщины.............

133

•» • 1

2.2

Расчеты прочности и устойчивости.

12

5.6

Расчеты и нормы вибрации..........

133

2.3

Конструирование корпуса судна...

47

24

Распатожснис. размеры и конст-

6 Конструкция корпуса судов

рукпия отдельных связей корпуса.

59

на воздушной полушке

2.5

Дополнигелы1ые требования к

6.1

Общие требования.........................

135

отдельным типам судов..................

87

6.2

Расчеты прочности и устойчиво-

2.6

Вибрационная прочность...............

105

сти...................................................

136

6.3

Конструирование корпуса.............

144

3

Конструкция корпуса полон«мешающих

64

Вибрационная прочность и нор-

судов из алюминиевых ставов

мы вибрации корпуса....................

144

3.1

Общие требовании..........................

113

6.5

Требования к конструкции и

3.2

Материал и минимальные тол-

нормы прочности гибких щраж-

шины связей корпус.......................

113

дений воздушной полушки...........

146

3.3

Определение размеров прочных

**лементов корпуса..........................

113

7 Конструкция железобетонного корпуса

3.4

Допускаемые напряжения.............

116

7.1

Общие требования.........................

149

3.5

Сварные соединения......................

116

7.2

Конструирование корпуса и

4 Конструкция корпуса катамаранов

налстройки.....................................

149

7.3

Расчеты и нормы прочности.......

155

4.1

Общие требования..........................

118

7.4

Конструирование и расчет кор-

4.2

Расчеты обшей продольной проч-

нуса из предварительно нанря-

пости................................................

119

женного железобетона.................

171

Правила Российского Речного Регистра. Том 2

8 Конструкция корпуса и* стеклопластика

8.1    Обшис требования......................... 174

8.2    Конструирование связей............... 174

8.3    Расчеты прочности и

устойчивости.................................. 177

9 Оборудование поношений

9.1    Обшис требования......................... 181

9.2    Проходы, двери, трапы.................. 181

9.3    Иллюминаторы............................... 182

9.5    Жилые и служебные помещения.. 184

9.6    Зрительные илы и помещения

для мультимедийных преэнггаций. 184

9.7    Помещения для нроилнолегна злектропгюсварочных работ и

9.4    |*улсвая рубка................................. 183

хранении баллонов......................... 185

9.8    Помещения камбузов.................... 185

9.9    Сауны.............................................. 185

10 Ограждения, поручни, переходные мостики, сходные трапы

10.1    Обшис требования......................... 186

10.2    Фальшборт...................................... 187

10.3    Леерное отражавние....................... 187

10.4    Поручни, переходные мостики,

сходные трапы................................ 188

10.5    Места для пассажиров на скоростных судах..................................... 188

Приложения

1 Методика расчета прочности соединительных конструкций корпусом катамаранов................................. 189

Часть II ОСТОЙЧИВОСТЬ. НЕПОТОПЛЯ ЕМОСТЬ. 11АДВОД11ЫЙ БОРТ. МАНЕВРЕННОСТЬ

1 Общие положения

1.1    Область распространения.............. 198

1.2    Термины и определения................ 198

1.3    Общие требования......................... 201

1.4    Лиатраммы остойчивости.............. 202

1.5 Информация об остойчивости и

непотопляемости............................ 203

1.6    Опыт Кремонания........................... 204

1.7    Условия достаточной

остойчивости.................................. 204

2 Общие требования к остойчивости

2.1    Основной критерий

остойчивости.................................. 206

2.2    Кренящий момент от динамическою действия ветра..................... 207

2.3    Предельно допустимый момент

при проверке остойчивости по основному кригерию..................... 209

2 .4 Расчетные условные a mi urn уды

качки............................................... 211

2.5 Требования к характеристикам диаграмм статической остойчивости................................................ 215

3 Дополнительные требования к остойчивости судов различных типов

3.1 Пассажирские и иные суда, перс-

возящие людей............................... 217

3.2    Груювыссула................................. 219

3.3    Буксирные суда.............................. 222

3.4    Промысловые суда......................... 225

3.5    Плавучие краны, суда техническою флота, нсрсфужатели.......... 225

3.6    Суда на подводных крыльях......... 226

3.7    Суда на воздушной полушке........ 227

3.8    Быстроходные водой «мешающие

суда.................................................. 230

3.9    Катамараны.................................... 230

4 Непотопляемость

4.1    Обшис требования......................... 233

4.2    Требования к аварийной посадке

и остойчивости при затоплении отсеков............................................ 235

4.3    Требования к делению на отсеки. аварийной посадке и остойчивости при затоплении отсеков пассажирских судов класса «М-СП» 236

5 Надводный борт и трудовая чарка

5.1 Общие требования......................... 241


5

('оОержание

5.2    Порядок нанесения грузовой

марки для судов внутреннего плавании.......................................... 241

5.3    Грузовая марка судов смешанного (река - море) плавания............. 243

5.4    Минимальная высота надводною

борта................................................ 245

5.5    Седлонатость. бак и к гг.................. 248

5.6    Устройство отверстий и

комингсов....................................... 249

6 Маневренность судов

6.1    Область распространении.............. 254

6.2    Определении и пояснении............ 254

6.3    Общие требования к нормированию маневренное!и....................... 254

6.4    Таблица маневренности................ 255

6.5    Поворотливость.............................. 255

6.6    Устойчивость на курсе................... 255

6.7    Управляемость при

неработающих движителях............ 256

6.8    С'нособпость суша к желреиному торможению.............................. 256

6.9    Управляемость при ветре.............. 256

6.10    Натурные испытания..................... 256

Часть X МАТЕРИАЛЫ II СВАРКА 1 Общие положения

1.1    Область распространения............. 304

1.2    Термины и их опрсдслния............ 304

1.3    Маркировка.................................... 305

2 Сталь и чугун

2.1    Общие требования......................... 306

2.2    Судостроительная стать................ 306

2.3    Сталь для котлов и сосудов, работающих под давлением.............. 309

2.4    Трубы стальные.............................. 310

2.5    Сталь для цепей............................. 312

2.6    Стальные поковки......................... 313

2.7    Стальные суглинки.......................... 316

2.8    Стальные отливки ipeCnux пингов 318

2.9    Сталь высокой прочности для

сварных конструкций.................... 319

2.10    Арматурная сталь........................... 319

2.11    Отливки из чугуна с шаровидным графитом................................ 320

2.12    Отливки из серого чугуна............. 321

2.13    Ковкий чугун.................................. 322


Приложения

1    Указания по составлению Ин

формации об остойчивости и непотопляемости судна................. 258

2    Инструкция по определению положения петрл тяжести судна и» опыта (инструкция по крсно-

ванию судна).................................. 261

3 Расчет условных кренящих мо-ментов при перевозке зерна насыпью.............................................. 276

4 Требования к натурным испытаниям и зкспериме1гтальным данным при обосновании остой

чивости судов на воздушной подушке............................................... 280

5 Расчет маневренности и проведение натурных маневренных испытаний судов внутреннею и смешанного плавания.................... 281

3 Медь и ставы на основе меди

3.1 Полуфабрикаты из меди и спла

вов на основе мели........................ 323

3.2 Отливки 1рсбмых винтов............... 323

4 Алюминиевые сплавы

4.1    Лс<|>ормирусмыс алюминиевые

сплавы............................................. 325

4.2    Литейные алюминиевые сплавы.. 326

5 Материалы, испольт-мыс .XIя таикеров-гаювоюа

5.1    Общие требования......................... 328

5.2    Материалы, применяемые    при

расчетных температурах нс ниже 0°С.................................................. 329

5.3    Материалы, применяемые    при

расчетных температурах от 0 до минус 55 °С.................................... 329


Правы.ю Российского Речного Регистра. Том 2

5.4    Материалы, применяемые при

расчетных температурах ниже минус 55 до минус 165 "С............. 330

5.5    Материалы, применяемые для трубопроводов, жендуагируемых при расчетных температурах от 0

до минус 165 °С............................. 331

5.6    Испытания материалов изоляции... 331

6 Нечетаыические чагериады

6.1    Общие требования......................... 333

6.2    Железобетон................................... 333

6.3    Стеклопластики.............................. 335

6.4    Слоистые текстильные

материалы....................................... 336

6.5    Пенопласты.................................... 338

6.6    Палубные покрытия...................... 338

6.7    Трубы и арматура из пластмасс... 339

6.8    Клеящие вещества......................... 339

6.9    Свстовозвратающие материалы

для спасательных средств.............. 339

7 Технологические требования к сварке

7.1    Общие требования......................... 341

7.2    Сварка корпусов судов и судового оборудования............................. 343

7.3    Сварка деталей изделий судовою

машиностроения............................ 345

7.4    Сварка судовых паровых котлов

и сосудов, работающих под давлением............................................. 345

7.5    Сварка судовых трубопроводов.... 346

7.6    Сварка отливок и поковок............ 347

7.7    Сварка плакированной стали....... 348

7.8    Сварка стали высокой прочности 348

7.9    Сварка 'lyryna................................. 349

7.10    Высокотемпературная пайка......... 349

7.11    Сварка алюминиевых сплавов...... 349

7.12    Сварка медных сплавов, тяжелых

металлов и других цветных металлов.............................................. 349

8 Контроль сварочных работ

8.1    Организация контроля.................. 350

8.2    Объем неразрушаюшего контроля 351

8.3    Оценка качества сварных швов.... 354

9 Сварочные материалы

9.1    Общие положения......................... 357

9.2    Сварочные материалы для сварки судостроительных сталей......... 358

9.3    Сварочные материалы для сварки котельной стали........................ 359

9.4    Сварочные материалы для сварки

стали, предназначенной для изготовления объектов судовой техники........................................... 359

9.5    Сварочные материалы для сварки стали высокой прочности........ 360

9.6    Сварочные материалы для сварки алюминия и сто сплавов.......... .360

9.7    Защитные футы, не удаляемые

перед сваркой................................. .361

Приложения

1    Методик;» испытаний судострои

тельных материалов на нешрю-чссть.................................................... 362

2    Методика испытаний судострои

тельных материалов на распространение пламени............................ 366

3    Методика испытаний палубных

покрытий на воспламеняемость..... 369

4    Методика ошеных испытаний

тканей................................................. 372

5    Методика испытаний

противопожарных конструкций....... 376

6    Определение стойкости сварного

соединения против коррозии в морской воде..................................... 381

7    Определение стойкости сварного

соединения прошв образования трещин................................................ 383

8    Определение влияния на сваривае

мость защитных фунтов, не удаляемых перед сваркой....................... 388

9    Метод определс 11 ия содержа 11 ия

диффузионно-подвижного водорода в наплавленном металле.............. 391

10    Методы испытания материалов....... 397

11    Методы контроля и правила приемки материалов................................ 410

12    Методы испытании сварных соеди

нений и сварочных материалов и оценка их результатов....................... 423


Часть II

ОСТОЙЧИВОСТЬ. НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ. НАДВОДНЫЙ БОРТ. МАНЕВРЕННОСТЬ

19,У ПКПС. Часть И «Огта/чивоапь Непопюп. аемоат. Надводный борт. Маневренность»

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1    ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1Л 11астояшая часть Правил распространяется на следующие суда внутреннего и смешанною (река - морс) плавания и условия их эксплуатации:

.1 все суда, плавающие в подои мешающем состоянии;

.2 суда на ношюдных крыльях в 'эксплуатационном и переходном режимах;

.3 суда на воздушной подушке в экс-илуагациотюм режиме.

1Л.2 Требования настоящей части Правил распространяются также на глиссеры, парусные суда, суда с воздушной каверной, ‘жранонланы и плавучие доки.

1.1.3 Требования, относящиеся к судам смешанного (река-море) плавания, распространяются на суда, осуществляющие каботажные рейсы. Для судов, совершающих международные рейсы, а также для судов класса «М-СП 4,5*, независимо от характера совершаемых ими рейсов (каботажное плавание или международные рейсы). обязательными для выэюлнения являются также применимые к данной части Правил требования Международной конвенции но охране человеческой жизни на море 1974 г. с поправками. Международного кодекса остойчивости неповрежденных судов всех типов 2008 г. и Мсждуна-родной конвенции о грузовой марке (КГМ «*/88).

1.2    ТЕРМИНЫ II ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.2.1 Термины и определения, относящиеся к обшей терминологии Правил, приведены в 2.1 и 2.2 ч.О Правил. Терми

ны. применяемые в настоящей части Правил, следует понимать следующим образом:

.1 А ва р и й н а я вате рл и н и я — ватерлиния поврежденного судна при затоплении отсека (отсеков).

.2 Амплитуда качки— расчетная условная амтитула бортовой качки судна на нерегулярном волнении, интенсивность которого задается высотой волн в водных бассейнах того или иного разряда.

.3 Брызгонспрон и цаемость — характеристика элементов конструкции корпуса и оборудования, которые предотвращают проникновение воды внутрь судна при поливе рассеянной струей воды, направленной перпендикулярно к контролируемой поверхности.

.4 Водонепроницаемость — характеристика элементов конструкции корпуса и оборудования, которые предотвращают проникновение воды внутрь судна при воздействии струи воды из брандспойта. диаметр выходного отверстия которого составляет не менее 16 мм. под гипюром 10 м водяного столба. При -этом струя должна быть направлена в разъем закрытия Расстояние от ствола до испытываемого y*uicrKa не должно превышать

1.5 м. а скорость передвижения брандспойта вдоль испытываемого соединения нс должна превышать 0,2 м/с.

.5 Высота волн—расчетная высота ветровых волн с обеспеченностью1.


/ Общие1 положения

принятой для годных бассейном данного разряда.

.6 Высота надводного борта — расстояние от верхней кромки палубной линии до верхней кромки линии предельной осадки, измеренное отвесно но борту в сечении но мидель-шпангоуту.

.7Давлсние ветра —условное расчетное давление ветра (динамически или статически приложенное).

.8 Д липа су д на L — расстояние между перпендикулярами, восстановленными из крайних точек корпуса на уровне самой высокой грузовой ватерлинии.

.9 За крытое судно — судно, имеющее закрытия грузовых и прочих люков. расположенных на открытых участках палубы надводною борта, водонепроницаемость которых соответствует требованиям настоящих Правил.

.ЮЗакрытыс отверстия — отверстия в главной палубе или бортах корпуса, а также в палубах, бортах и переборках надстроек и рубок, имеющие прочные непроницаемые закрытия, соответствующие требованиям 5.6.

При проверке остойчивости судна по основному критерию остойчивости (см. 2.1) прочные непроницаемые створчатые (открывающиеся) иллюминаторы, люки и двери следует считать закрытыми отверстиями.

При назначении высоты надводною борта и проверке iieiютонляемости закрытыми отверстиями следует считать:

все люки, шахты, лазы. ;твори, горловины и другие отверстия, снабженные прочными, непроницаемыми закрытиями;

глухие бортовые и палубные иллюминаторы;

створчатые иллюминаторы с постоянно навешенными штормовыми крышками.

.11 Зерно — плоды зерновых культур (пшеницы, ржи. ячменя, овса, кукурузы. риса, сорю и лр.). зернобобовых культур (гороха, фасоли, сои. вики, нуга, чечс-

вицы и др.) и обработанные плоды зтих культур.

.12 Коэффициент проницаемости объема помещения к,— отношение объема помещения, который может быть заполнен |ю;юй при полном затоплении отсека, к полному теоретическому объему помещения.

.13 Коэффициент проницаемости поверхности А.\ определяется по формуле

K = SJS'

где S, — площадь ватерлинии затопленного отсека за вычетом площадей груза, механизмов. оборудования, пересекаемых ею;

5— площадь ватерлинии затопленного отсека.

.14J1 иния предельной осадки — полоса, верхняя кромка которой определяет наибольшую осадку судна при 1ыанании его в бассейне соответствующего разряда.

.15 Моменты кренящие —расчетные значения статически и динамически при.южснных кренящих моментов.

.16 Моменты предельно допустимые — расчетные значения мо-менгов, пределыю лопустимых из ус.ЮВИЯ обеспечения требуемых Правилами показателей остойчивости су;ша при статических или динамических наклонениях.

,17 0садка Т—расстояние по вертикали от основной плоскости до данной грузовой ватерлинии.

,180сновной критерий ос-то й ч и нос ти — соотношение    между

кренящим моментом от динамического действия ветра на судно и предельно допустимым моментом, который соответствует углу опрокидывания (или заливания) и определяется с учетом или без учета бортовой юшки (в зависимости от класса судна).

. 19 О т к р ы т о с судно — судно, нс имеющее закрытой фузовых и прочих люков, расположенных на открытых участках палубы надводного борта, или имеющих закрытия таких люков, непроницаемость которых не соответствует требованиям настоящих Правил.


200 ПК ПС. Часть II •Остойчивость. Непопюп.&емость. Надводный борт. Маневренность>

,20()ткрытыс отверстия (при проверке остойчивости)— отверстия в главной палубе или бортах корпуса, а также в палубах, бортах и переборках надстроек и рубок, нс имеющие прочных непроницаемых закрыгий.

При проверке остойчивости но дополнительным требованиям (см. 3 настоящей части) створчатые иллюминаторы, люки и двери следует считать открытыми отверстиями.

При проверке непотопляемости отверстия в переборках, палубах и бортах, через которые возможно заливание су;ша и дальнейшее распространение волы по судну, за исключением указанных в 1.2.1.10, следует считать открытыми отверстиями.

.21 Отсек—часть внутреннею объема корпуса. 01риничен1ЮГ0 днищем или вторым дном, бортами или продольными переборками, палубой надводного борта, если она имеется, или верхней кромкой борта, если палуба отсутствует, и двумя соседними поперечными непроницаемыми переборками или пиковой переборкой и оконечностью.

.22 Палуба надводного борта — палуба, относительно которой рассчитывается надводный борт. Как правило, это палуба переборок, ограничивающая сверху непроницаемые переборки.

На судах со строительным лиффсрси-том или с палубой надводного борта с уступом за палубу надводного борта следует принимать самую низкую часть открытой палубы или ее продолжение, параллельное верхней части палубы в районе уступа.

.23 11 а л у б а нс р е б о ро к — самая верхняя палуба, до которой доведены поперечные юдонепронтюемые переборки.

.24 Палубная линия — горизонтальная полоса на середине длины судна, нанесенная на борту судна так. что се верхняя кромка совпадает с самой нижней точкой линии пересечения верхней но-всрхности настила палубы надводного борта с наружной поверхностью бортовой обшивки. В случае, если нанести палубную линию указанным способом невозможно или неудобно, она может быть на

несена. исходя из другой фиксированной на борту судна точки, при условии соответствующей корректировки высоты надводного борта.

.25 Пассажирские помещения — помещения, предусмотренные для размещения и обслуживания пассажиров, за исключением багажных, кладовых, провизионных и почтовых отделений. Помещения. расположенные ниже предельной линии погружения и предназначенные для размещения и обслуживания экипажа, должны рассматриваться как пассажирские помещения.

.26 Площадь парусности — площадь проекции надводной части судна на диаметральную плоскость, определяемая в прямом его положении при средней осадке но действующую ватерлинию.

.27 II реле л ьиа я длина затопления в заданной точке— у судна с непрерывной палубой переборок наибольшая ; риг та условного отсека с абсциссой itcinpa его объема в рассматриваемой точке числовой оси по язинс судна, после затопления которого с коэффициентами проницаемости, указанными в 4.3.11. мри осадке, соответствующей грузовой ватерлинии деления па отсеки, и при отсутствии исходного дифферента аварийная ватерлиния касается предельной линии погружения.

.28 II ре дел ьиа я линия погружения — линия пересечения наружной поверхности настила палубы надводного борта с наружной поверхностью бортовой обшивки, а язя судов с закругленной палубой линия пересечения продолжения наружной поверхности настила нязубм с продолжением наружной поверхности бортовой обшивки.

.29 Предельно допустимый угол крена —угол крена, превышение которого настоящими Правилами не допускается.

.30Снрямлсн ис посадки судна — процесс упршисния или уменьшения крена или дифферента.

.31 Угол заливания 0^— наименьший угол крена, при достижении которого начинается заливание водой пнут-


1

1'оссийской Федерации «тт 12 августа 2010 г. Л» 623) в зависимости от разряда бассейна.