Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

172 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Часть Правил распространяется на объекты судовых энергетических установок (двигатели, валопроводы, передачи, разобщительные и упругие муфты, движители, компрессоры, насосы, вентиляторы, сепараторы, котлы, тепло-обменные аппараты, сосуды под давлением, холодильные установки, средства автоматизации) и систем (трубопроводы, арматура, цистерны, фильтры, другое оборудование), если в настоящей части Правил не установлено иное, и содержит требования к этим объектам, в том числе к их расположению и установке.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Двигатели внутреннего сгорания

3 Валопроводы

4 Передачи, разобщительные и упругие муфты

5 Движители

6 Крутильные колебания

7 Компрессоры, насосы, вентиляторы и сепараторы

8 Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением

9 Холодильные установки

10 Системы

11 Автоматизация

12 Вибрация судовых технических средств и оборудования

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙС КИЙ РЕЧНОЙ РЕГИСТР

ПРАВИЛА

3

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ СУДОВ (ПКПС)

Часть III «Противопожарная lauurra*

Часть IV «Энергетическая установка и системы»

Часть V «Судовые устройства и снабжение*

ПРАВИЛА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ С СУДОВ (ППЗС)

МОСКВА 2015

Российский Речной Регистр. Прайма (в 5-и томах). Т. 3.

В настоящий том включены:

Правила классификации и постройки судов — ч. III «Противопожарная зашита», ч. IV «Энергетическая установка и системы», ч. V «Судовые устройства и снабжение»;

Правила предотвращения сиряшения окружающей среды с судов.

Правила классификации и постройки судов (НКНС) утверждены Приказом Федерального автономного учреждения Российский Речной Регистр от 09.09.2015 №35*11 и вступают в силу с латы вступления в ситу распоряжения Минтранса России об отмене распоряжений Минтранса России от 11.11.2002 № IIC-137-p и от 22.11.2002 № HC-140-p.

Правила предотвращения кнря тения окружающей среды с судов (ПНЗС) угвержтеиы Ирика юм Фсдсралыюто автономного учреждения Российский Речной Регистр от 12.10.2015 № 38-II и вступают в ситу с латы вступления в ситу распоряжения Минтранса России (Л отмене распоряжения Mninpanca России от 11.11.2002 № HC-137-p. Ill ПС согласованы с Минприроды России 30.09.2015 и с Минтрансом России 09.10.2015.

Выпущено но закату ФАУ «Российский Речной Регистр» Ответственный за выпуск II. А. Ефремов Оригинал-макет Е. Л. Багров

ISBN 978-5-905999-83-3 ISBN 978-5-905999-88-8 (т. 3)

Никакая часть настоящею к нации нс коже! для нолей продажи восироитвю.1>пься. так.вдыва1ь<м в поисковую систему II.OI передаваться в любой it'T^e или любыми средствами, включая электронные, механические, фотокопировктысыс или иные средства, бе» получения прелварктедьного письменного ратретения федерально-то автономное» учреждения -Российский Речкой IVntcrp-.

«5 Российский Речной Регистр, 2016

Часть IV

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА И СИСТЕМЫ

ПКПС. Часть /V «■ Энергетическая установка и системы•

I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1    ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1Л Настоящая масть Правил распространяется па объекты судовых чнергети-чсских установок (двигатели, валопроводы, передачи, ратобшительные и упругие муфты, движители, компрессоры, насосы, вентиляторы, сепараторы, котлы, тепло-обменные аппараты, сосуды пол давлением, холодильные установки, средства автомат ищии) и систем (трубопроводы, арматура, цистерны, фильтры, другое оборудование), если в настоящей части Правил не установлено иное, и содержит требования к чтим объектам, в том числе к их расположению и установке.

1.1.2 Требования настоящей части Правил к энергетическим установкам и их элементам, а исключением 1.11 и 2.14. установлены с учетом того, что определяемая в закрытом тигле температура вспышки паров жидкого топлива, используемого двигателями и котлами, должна быть выше 60 °С. а используемого аварийными дизель-генераторами — не ниже 4.1 °С.

1.2 ТЕРМИНЫ II ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.2.1    В настоящей части Правил ис-нолыуются следующие термины.

.1 Автоматическое топочное устройство котлов — устройство для сжигания жидкого топлива, работа которого осуществляется бет непосредственного участия обслуживающего персонала.

.2 Вспомогательные л вига -тс л и — двигатели привода генераторов, обеспечивающих члектрической чнерт ней судно, фуювых и пожарных насосов.

.3 Высокотемпературные органические теплоносители — синтетические и минеральные масла, состоящие из диалкилбенэолов. стойкие к высоким температурам (до 450 °С).

.4 Главные двигатели — двигатели, предназначенные для приведения в действие движителей и (или) оборудования, обеспечивающего основное назначе-нис судна.

.5 Д в и г а т с л и — двигатели внутреннего сгорания.

.6 Двухтопливная система — система, обеспечивающая возможность работы двигателя на тяжелом и на дизельном топливе путем переключения с одного вида топлива на ;ipyioc, включающая в себя системы топливонодготовки тяжелого

И ДИЧСЛЫ10Г0 ТОПЛИВ.

.7 Дистанционное управление — дистанционный пуск и остановка судовых технических средств, а также дистанционное изменение частоты и направления вращения главных двигателей.

.8 Д л и н а с у л н а — конструктивная длина судна;

.9 Ж и д к ос т и    вое п л а м е н я ю -

шисся — см. определение 2.2.14 ч. 0 Правил.

.10Закрытый способ загрузки-разгрузки нефтепродуктов — способ ведения грузовых работ как береговыми, так и судовыми средствами через герметичную систему трубопроводов, при которой связь наливных отсеков с атмосферой осуществляется только через газоотводную систему.

Закрытым способом следует также считать зафузку-ра иручку нефтепродуктов


переносными эжекторами; при этом герметизация обеспечинастся с помощью уплотнительных устройств, исключающих пропуск паров нефтепродуктов.

.11 Машинное отделение — см. определение 2.2.24 ч. О Правил.

.12 Машинные помещения — см. определение 2.2.25 ч.О Правил.

.13 Местный ноет управления — пост, оборудованный органами управления, контрольно-и (мерительными приборами и средствами святи, предназначенными для упрвн.тсния конкретными объектами энергетической установки, и расположенный вблизи управляемого объекта или непосредственно на нем.

.14 II ормальные условия эксплуатации — установленные проектом условия эксплуатации судна, судовых технических средств, систем и их элементов на всех предусмотренных режимах работы.

.15 Оборудован ие — фильтры, тенлообменнме аппараты, сосуды, цистерны и друтие изделия, служащие для обеспечения функций энергетической установки.

.16 Отделен ия насосные —грузовые насосные отделения на наливных

судах.

.17 Посты управления — помещения. в которых расположены главные навигационные приборы и оборудование для управления судном, судовые радиоустановки и радиотрансляционные узлы, центральные и пожарные посты, станции пожаротушения, аккумуляторные и агрегатные для радиостанций ИЛИ для аварийною освещения, а также помещения для аварийных источников электрической энергии.

.18 Рабочее давление (для котлов. теплообменных аппаратов и сосудов НОД давлением) — максимальное давление, устанавливаемое проектантом для режима непрерывной работы без отрани-чения но времени.

.19 Расчетная мощность — наибольшая нсо1реничснная но времени

мощность, принимаемая в расчетах, требуемых Правилами.

.20 Расчетная паропроизводи-тельность котла —наибольшая масса пара расчетных параметров, производимого котлом в единицу времени в режиме непрерывной работы без oi раничения во времени и условии полклю>1С11ия всех возможных потребителей пара.

.21 Расчетная частота вращения — частота вращения, соответствующая расчетной мощности.

.22 Расчетное давление — избыточное давление, на которое производится расчет элементов систем и судовых технических средств на прочность в соответствии с требованиями Правил или национал ы I ых спи шартов1 2.

.23 Стенки котлов, теплообменных аппаратов и сосудов под давлением — стенки, отраничивамшис объем паровых, жидкостных (водяных) и газовых пространств, в том числе стенки соединительных патрубков и корпусов запорных устройств.

.24 Судовые технические средства — двигатели, генераторы, насосы, компрессоры, котлы, теплообменные аппараты. сосуды под давлением, фильтры, арматур;» систем, палубные механизмы, электрическое оборудование, противопожарное оборудование, спасательные средства. средства радиосвязи и навигационною оборудования, установки сжиженного газа и другое изделия судовою машиностроения, электротехнической и радиоэлектронной промышленности, предназначенные для выполнения функций, связанных с обеспечением эксплуатации судна, управления судном и его оборудованием.

И настоящей части Правил судовыми техническими средствами считаются двигатели. редукторы и рснерс-редукторные передачи, разобщительные и упругое муф-


ПКПС. Часть IV •Энергетическая установка и системы»

ты. компрессоры, насосы, вентиляторы и сепараторы.

.25 С ы р а я нефть — любая нефть, которая встречается в естественном виде в недрах земли, независимо от того. обрабо-тана она или нет с целью ее транспортировки. включая сырую нефть, из которой могли быть удалены нскотхтрыс фракции перегонки или могли быть добавлены некоторые фракции перегонки.

.26 Температура вспышки паров — наименьшая температура, при которой нары, образующиеся на поверхности воспламеняющейся жидкости, образуют с окружающим воздухом смесь, способную воспламениться при поднесении к ней открытого пламени.

Температуру вспышки паров следует определять в закрытом тигле.

.27 Тяжелое топливо — топливо. которое должно быть подогрето или смешано с дизельным топливом с целью снижения вязкости до значения, требуемой» для обеспечения нормальной работы топливной аппаратуры двигателя, а также для обеспечения качественного распиливания и сгорания зтого топлива.

.28 Хра и ил ища топлива и смазочных масел—цистерны основного запаса, расходные, сточные, переливные. отстойные и другие цистерны.

.29 Центральный пост управления (ЦПУ) — помещение, в котором расположены органы дистанционного управления главными и вспомогательными зле ментам и -»ncpi стичсских установок, а также ко1пролыю-измсригелы1ые приборы, приборы пожарной, аварийно-нредупреднгелыюн сигнализации и средства связи.

1.3 РАБОТА ПРИ КРЕНАХ И ДИФФЕРЕНТАХ

1.3.1 Элементы энергетической установки должны быть рассчитаны на работу

при длительном (статическом) крене3 судна до 15°, при кратковременном (динами-чсском) крене до 22,5° (бортовая качка с периодом качки 7-9 с), при одновременном статическом дифференте*" до 5° ил нос или корму и при динамическом диффс-ренте (килевая качка) до 7,5°.

Элементы энергетической установки, работа которых предусмотрена при аварийных ситуациях, должны быть рассчитаны на работу при длительном крене до 22.5°. при динамическом крепе до 22.5°. при одновременном статическом или динамическом лифферыгте до 10°.

Длительные крен и ;1ифференг должны учитываться одновременно так же. как бортовая и килевая качка.

На нефтеналивных судах класса «М-СП4.5» первичные двигатели аварийных источников энергии должны быть рассчитаны на работу при длительном и динамическом крене судна до 30°.

При длине судна класса «М-СП4.5». превышающей НК) м. длительный ди<|х|>е-рент на нос или корму может быть принят равным (500/£)°. где L —длина судна, м.

1.4 УСТРОЙСТВА УПРАВЛЕНИЯ

1.4.1    Конструкция и расположение пусковых и реверсивных устройств должны обеспечивать возможность пуска и реверсирования каждого двигателя, реверсиино-рсдукторной передачи, муфты, иного технического средства или устройства одним человеком.

1.4.2    Про;юлжитслыюсть реверсирования (период от момента перекладки орга-


95

/ Общие положения

на управления до нача.ла работы движиге-;|я с противоположным по направлению упором) в зависимости от скорости судна не должна превышать:

на полном ходу — 25 с;

на ма:юм ходу — 15 с.

1.4.3    Направление перемещения рукояток и маховиков управления должно быть обозначено стрелками и соотнетстнуюши-ми надписями.

1.4.4    Перемещение рукояток управлении на местах и дистанционных постах управления главными двигателями, передачами и муфтами от себя и вправо или вращение штурвалов (маховиков) но часовой стрелке должно соответствовать работе перечисленных объектов на 1К'рс;ший ход.

Гели управление главным двигателем осуществляется рукояткой, то она должна перемешаться по окружности дуги в вертикальной плоскости параллельно продольной оси судна. После перемещения ■этой рукоятки по направлению к носу судно должно двигаться вперед, а после се перемещения к корме должен включаться задний ход. Пуск и реверсирование двигателя осуществляются, когда указанная рукоятка находится в положении «Стой* (нейтральное положение). Амплитуда перемещения рукоятки из положения «Стон» в положение «Полный вперед» или из положения «Стоп» в положение «Полный назад» нс должна превышать 90°.

1.4.5    Конструкция устройств управления должна исключать возможность самопроизвольного изменения заданного им положения.

1.4.6    Устройства управления главными двигателями должны блокироваться таким образом, чтобы исключить возможность несанкционированного пуска, а также пуска -них .двигателей при включенных валопоиоротных устройствах.

1.4.7    Если в конструкции судового технического средства помимо пуска с помощью нри1ю;|а от источника энергои предусматривается пуск с помощью руч

ного привода, ручной привод должен автоматически отключаться при включении привода от источника энергии. В конструкции приводов устройства пуска должна быть предусмотрена блокировка, исключающая возможность их несанкниониро-ванного включения при работающем судовом техническом средстве.

1.4.8 Управление главными двигателями и движителями должно осуществляться с поста управления в ру.эсвой рубке или с поста управления в машинном отделении. Переключение управления с одного из указанных выше постов на другой должно быть возможным только из машинного отделения или из НПЗ' (см. 1.2.1.29).

1.5 ПОСТЫ УПРАВЛЕНИЯ

1.5.1    Судовые тех! i ичес кие средства. управляемые дистанционно, должны быть оборудованы местными постами управления.

На судах длиной менее 25 м местные посты управления допускается нс предусматривать.

1.6 СРЕДСТВА СВЯЗИ

1.6.1    Каждый поет управления главными двигателями должен быть оборудован двумя независимыми относительно дру| друга средствами двусторонней связи с рулевой рубкой. ();вшм из них средств должен быть машинный телеграф.

На судах с дистанционным управлением главными двигателями из руленой рубки допускается одно средство связи между рулевой рубкой и машинным отделением. В этом случае следует применял» машинный телараф или его аналог.

1.6.2    Машинные телеграфы должны быть оборудованы сигнальными приборами.

1.6.3    При установке средств двусторонней связи должны быть приняты меры но обеспечению слышимости но время работы двигателей и друшх технических средств.


ПКПС. Часть IV * Энергетическая установка и системы»


%

1.7 КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ II СИГНАЛИЗАЦИЯ

1.7Л К(нпра1ыю-№мерителы1ые нри-боры должны быть поверены или откалиброваны и рас поло же ны н доступных и освещенных местах.

1.7.2    На шкалах приборов, отмеряющих давление и частоту вращения, наносится их ограничительные значения в пиле ярко окрашенного знака. Запретные юны частот вращения должны быть отмечены на шкалах тахометров отличительной краской. Допускается наносить отметки на зашитых стеклах приборов.

1.7.3    Звуковые сигналы должны быть слышны в любой 'ости машинною помещения при работающих aipciarax. Cm налы машинного телеграфа по звуку должны отличаться от ;ipyi их сигналов в машинном помещении.

1.8 МАШИННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ Проходы

1.8.1    Главные и вспомогательные двигатели. агрегаты и оборудование должны размещаться в машинных помещениях таким образом, чтобы из их постов управления и мест обслуживания были обеспечены свободные проходы к выходам. Ширина прохода на всей его длине должна быть не менее 600 мм. а высота — нс менее 1900 мм. Допускается местное уменьшение ширины прохода в свету до 5<Х) мм.

На судах на ПОДВОДНЫХ крыльях и воздушной подушке, а также на водоизмс-тцающих судах длиной мснсс 25 м ширина проходов должна составлять нс мснсс 400 мм.

1.8.2    Ширина прохода со стороны поста управления главными двигателями, а также между главными двигателями должна быть не менее 1000 мм.

При дистанционном управлении главными двигателями ширина прохода должна составлять не мснсс 800 мм.

Выходные пути

1.8.3    Кажлос машинное помещение (за исключением помещений, указанных в 1.8.4). туннели водопроводов, а также каждое помещение, в котором устаноазсны главные распределительные шиты, например. ЦПУ. .должны иметь не менее двух выходов, один из которых может вести через непроницаемую дверь в помещение, из которого имеется самостоятельный вы-холной путь. Второй выход должен вести непосредственно на открытую палубу, в качестве зтого выхода может быть использован вертикальный стальной трап. Выходы должны быть расположены как можно дальше друг от друга. Размеры в свету шахт, в которых установлены трапы, должны быть нс менее 600 х 600 мм.

1.8.4    Второй выходной путь не требуется:

.1 из машинных помещений, площадь

которых нс превышает 25 м\ если имеющийся выход ведет нс в смежное машинное или жилое помещение. При -т»м площадь машинных помещений определяется с учетом 2.2.5 ч. Ill Правил;

.2 на судах, дойна которых не превышает 25 м;

.3 из вспомогательных помещений, не нрс;к;гл!ияюших пожарной опасности и выгороженных внутри машинного помещения. имеющего два выходных нуги;

.4 из закрытых ЦПУ. в которых не pile I юложс и ы I л л Bi I мс p;ic 11 редел итслы i ыс шиты;

.5 из помещений, в которых нет двиг ателей, работающих на жидком топливе;

.6 из помещения инсинсраторов.

1.8.5    Если два смежных машинных помещения сообщаются при помощи ;1нсрсй и каждое из этих помещений имеет только по одному выхо;гу на открытую палубу, то •ли выходы должны быть расположены по противоположным бортам.

1.8.6    Помещения грузовых насосов па нефтеналивных судах должны иметь хотя бы один выход, ведущий непосредственно на открытую палубу.


( оОержание


СОДЕРЖАНИЕ


ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ СУДОВ

Часть III

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

1 Общие положения

1.1    Область распространения.............. 14

1.2    Термины и их определении........... 14

1.3    Планы протинопожлрной иониты    19

1.4    Классификация взрывоопасных

зон и пространств.......................... 19

2 Конструктивная противопожарная тащита

2.1    Подразделение материалов по

горючести, распространению пламени и воспламеняемости...... 21

2.2    Трсбопания к материалам.............. 22

2.3    Использование горючих материалов .................................................... 23

2.4    Трапы, шахты. Требования по

ограничению тяг и, проникновению дыма и пламени.................... 24

2.5    Хранение пожароопасных мате

риалов. помещения для электросварки и сауны................................ 25

2.6    Требования к конструктивной

противопожарной защите судов разных типов................................... 28

2.7    Конструктивная противопожарная

защита судов класса «М-СП*....... 33

3 Системы пожаротушения

3.1    Общие указания............................. 42

3.2    Станции пожаротушения.............. 47

3.3    Система водотушения.................... 48

3.4    Спринклерная система.................. 53

3.5    Система водораспылсния.............. 55

3.6    Системы водяною орошения и

водяных завес................................. 56

3.7    Система ненотушения................... 57

3.8    Система газового тушения............ 60

3.9    Аэрозольная система пожаротушения .............................................. 63

3.10    Система тушения инертными

газами.............................................. 65

3.11    Дополнительные требования к

пассажирским супам...................... 65

3.12    Дополнительные требования к сис

темам пожаротушения и противопожарной защите нефтеналивных и обслуживающих их судов.    65

3.13    Системы и станции пожаротушения судов длиной менее 25 м...... 68

3.14    Стационарные системы пожаро

тушения местного применения внутри машинных помещений..... 69

3.15    Дополнительные требования к

стоечным судам.............................. 70

4 Дополнительные требования пожарной беюпасногти к оборудованию и системам бытового и общесудового на тначения

4.1 Размещение и оборудование кам

бузов................................................ 72

4.2    Устройство систем отоплении...... 73

4.3    Судовые бытовые установки, ра

ботающие на сжатом и сжиженном природном газе....................... 74

4.4    Освещение...................................... 78

5 Пожарная сигна.ти таиия

5.1    Обшис требования......................... 79


Правы м Российского Речного Регистра. Том 3


6 Противопожарное снабжение, tanaciiue части и инструмент

6.1    Противопожарное снабжение....... XI

6.2    Запасные части и инструмент..... 87

7 Аварийные дыхательные устройства

7.1    Общие требования......................... 89

7.2    Размещение аварийных дыхательных устройств.......................... 89

Часть IV ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

II СИСТЕМЫ 1 Общие положения

1.1    Область распространения.............. 92

1.2    Термины и их определения........... 92

1.3    Работа при кренах и ди<М>срентах .................................................... 94

1.4    Устройства управления.................. 94

1.5    11осты управления.......................... 95

1.6    Средства связи................................ 95

1.7    Ко1прольно-измерительные приборы и сигнализация..................... 96

1.8    Машинные помещения................. 96

1.9    Расположение объекта энерге-

тичсской установки........................ 97

1.10    Установка двигателей, котлов и

оборудования.................................. 99

1.11    Использование бензиновых двигателей............................................. 99

1.12    Обеспечение скорости движения

судна................................................ 101

2 Двигатели внутреннего сгорания

2.1    Область распространения и материалы ........................................... 102

2.2    Контроль деталей........................... 103

2.3    Общие технические трсбонания ...    103

2.4    Остов............................................... 104

2.5    Коленчатый вал.............................. 105

2.6    Наддув и воздухоснабженис.......... 106

2.7    Топливная аппаратура................... 106

2.8    Смазывание.................................... 107

2.9    Охлаждение..................................... 107

2.10    Пусковые устройства..................... 107

2.11    Газовыпуск..................................... 107

2.12    Управление    и регулирование........ 108

2.13    Ко1гтролы10-измсригелы1ые приборы ................................................ 109

2.14    1х'Нзиновыс    двигатели................... ПО

2.15    Дополнительные требования к

двигателям, работа которых допускается на различных сортах топлива............................................ ПО

3 Валопроводы

3.1 Общие требования, материалы.

испытания....................................... 111

3.2    Определение размеров валов........ 112

3.3    Зашита гут коррозии....................... 113

3.4    Отверстия и вырезы в валах......... 113

3.5    Конструктивное оформление ва-

лопровола........................................ 114

3.6    Бссшпоночныс соединения гребною винта и муфг водопровода... 116

3.7    Тормозные устройства................... 118

4 Передачи, ра(общительные и упругие муфты

4.1    Общие положения......................... 119

4.2    Материалы и сварка...................... 119

4.3    Общие требования......................... 120

4.4    Зубчатые передачи......................... 121

4.5    Зубчатые муфгы............................. 122

4.6    Упруг ие муфты............................... 123

4.7    Разобщительные Myijnid................ 123

5 Движители

5.1    Общие требования......................... 124

5.2    Материалы, испытания и сварка... 124

5.3    Проектирование |рсбных винтов... 125

5.4    Балансировка гребных винтов.... 127

5.5    I идравличсский привод механиз

ма изменения шага крыльчатых движителей..................................... 127

5.6    Требования к водометным и

крыльчатым движителям и винто-рулевым колонкам.................... 128

6 Крутильные колебания

6.1 Общие требования......................... 129


CtMepjKwme


S

6.2 Допускаемые напряжения и мо

менты.............................................. 131

6.3    Намерение параметров крутильных колебаний............................... 133

6.4    Запретные зоны частот вращения... 134

7 Компрессоры, насосы, вентиляторы

и сепараторы

7.1    Область распространения.............. 136

7.2    Контроль деталей и испытания ... 136

7.3    Материалы и сварка...................... 136

7.4    Обшис требования......................... 137

7.5    Компрессоры воздушные с приводом от источника оперши.

Общие требования......................... 137

7.6    Коленчатые валы компрессоров

воздушных с приводом от источника 'энергии............................. 138

7.7    Насосы............................................ 139

7.8    Вентиляторы................................... 140

7.9    Требования к вентиляторам по

мещений грузовых насосов нефтеналивных судов........................... 141

7.10    Сепараторы нетггробежные........... 141

8 Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением

8.1    Общие требования......................... 143

8.2    Разделение на классы.................... 144

8.3    Материалы, сварка и термическая обработка................................ 144

8.4    Испытания...................................... 146

8.5    Конструкция котлов...................... 146

8.6    Обшис требования к арматуре..... 150

8.7    Водоуказнтсльиыс приборы.......... 150

8.8    Низший уровеныюлы и высшая

точка поверхности нагрева............ 152

8.9    Манометры и термометры............ 152

8.10    Предохранительные клапаны........ 153

8.11    Разобщительные клапаны............. 154

8.12    Клапаны продувания..................... 154

8.13    Клапаны отбора проб котловой

воды................................................. 154

8.14    Клапаны для удаления воздуха..... 155

8.15    Управление, регулирование, сигнализация и зашита котлов........... 155

8.16    Топочные устройства котлов, работающих на жидком топливе.. 155

8.17    Тенлообменные аппараты и сосуды пол давлением....................... 157

8.18    Специальные требования ктсн-

лообменным аппаратам и сосудам пол давлением......................... 158

8.19    Расчеты на прочность.................... 160

8.20 Котлы с высокотемпературными

органическими теплоносителями.. 160

9 Холодильные установки

9.1    Область распространения............. 162

9.2    Обшис технические требования...    162

9.3    Холодильные агенты и расчетные

давления.......................................... 162

9.4    Холодопроилиодигелыюегь и

состав оборудования...................... 16.3

9.5    Материалы...................................... 164

9.6    Электрическое оборудование........ 165

9.7    Отделение холодильных машин...    165

9.8    Помещения для хранения запасов холодильного агента............... 166

9.9    Охлаждаемые грузовые помещения................................................... 166

9.10    Морозильные и охлаждающие

камеры............................................ 167

9.11    Помещения с технологическим

оборудованием............................... 167

9.12    Компрессоры, насосы, вентиляторы................................................. 168

9.13    Тенлообменные аппараты и сосуды под давлением....................... 168

9.14    Воздухоохладители......................... 169

9.15    Арматура и предохранительные

клапаны........................................... 169

9.16    Трубопроводы................................. 169

9.17    Котрольно-исмертельные приборы ................................................ 170

9.18    Устройства автоматизации............ 170

9.19    Изоляция охлаждаемых помещений.................................................. 171

9.20    Изоляция трубопроводов.............. 172

10 Системы

10.1    Общие положения......................... 173

10.2    Трубопроводы................................. 174


Прави м Российского Речного Регистра. Том 3


10.3 11угевая арматура........................... 186

10.4    Киш сгонные и ледовые ящики.

Доннам и бортовая арматура. Отверстия в наружной обшивке....... 187

10.5    Прокладка трубопроводов............. 189

10.6    Гидравлические испытании.......... 191

10.7    Осушительная система.................. 191

10.8    Балластная система........................ 197

10.9    Система жидких ipyioB нефтеналивных судов.................................. 197

10.10    Системы воздушных. газоотвод-

ных. переливных и и iMepme.ii»-ных трубопроводов...................... 200

10.11    Га эонынускная система............... 205

10.12    Система вентиляции................... 206

10.13    Топливная система...................... 212

10.14    Масляная система........................ 217

10.15    Система охлаждения.................... 218

10.16    Система сжатого воздуха............. 220

10.17    Система питательной воды котлов................................................. 221

10.18    11аронроволм и трубопроводы

продувании................................... 222

10.19    Системы с высокотемператур

ными органическими тендоно-сите.тями....................................... 223

10.20    Система выдачи паров ipyia....... 225

10.21    Система инертных газов нефтеналивных судов............................ 226

11 Автомат ииия

11.1    Область распространения. Термины и их определения................. 228

11.2    Общие требования........................ 229

11.3    Питание.......................................... 231

11.4    Системы управления, аварийно-

ирсдупрсдительнои сигнализации, защиты и индикации........... 232

11.5    Общие требования к объему автоматизации.................................... 234

11.6    11ропульсиннаи установка............. 238

11.7    Первичные двигатели гснсратор-

iihixaiperaroB.................................. 241

11.8    Топливные системы....................... 242

11.9    Системы охлаждения, смазывания и сжатою воздуха................... 242

11.10    Котлы............................................ 243

11.11    Общесудовые системы................ 244

11.12    Оборудование рулевой рубки..... 244

11.13    Оборудование ЦПУ с постоянной вахтой.................................... 247

11.14    Система индикации. АПС и

зашиты судов с винто-рулевыми колонками и подруливающими устройствами................................ 247

11.15    Требования к компьютерам и

компьютерным системам............ 248

11.16    Требования к нро1раммируе-

мьгм электронным системам...... 251

12 Вибрация судовых технических средств и оборудования

12.1    Учет вибрации судовых технических средств и оборудования на стадии проектирования судна 252

12.2    Нормирование вибрации судовых

технических средств и оборудования при постройке судна и его эксплуатации.................................. 253

Часть V СУДОВЫЕ УСТРОЙСТВА И СНАБЖЕНИЕ

1 Общие положения

1.1    Область распространения.............. 258

1.2    Термины и их определения........... 258

1.3    Условия эксплуатации................... 262

1.4    Материалы....................................... 262

1.5    Стальные, растительные и синтетические канаты............................. 263

1.6    Требования к на;губным механизмам................................................... 265

1.7    Характеристика снабжения........... 267

2 Рулевое устройство

2.1    Общие требования.......................... 268

2.2    Руль и насадка................................ 268

2.3    l>a.xiep и рудерпис.......................... 270

2.4    |У’1еныс приводы............................ 274

2.5    Подруливающее устройство.......... 277

2.6    Унра&тснис винто-рулевыми ко

лонками. водометными и крыль-чатыми движителями..................... 277


СмУержание


3 Якорное устройство

3.1    Общие требования.......................... 279

3.2    Снабжение якорями, якорными

цепями и канатами......................... 279

3.3    Якорное устройство толкаемых

составов........................................... 2X4

3.4    Устройства для крепления якорей, якорных ценен и канатов..... 2X5

3.5    Якорные механизмы....................... 2X5

3.6    Устройство дистанционной отдачи якоря........................................... 2X7

3.7    Якорные цени и комплектующие

их детали.......................................... 2X7

4 Швартовное устройство

4.1    Общие положения.......................... 290

4.2    Швартовное оборудование............ 290

4.3    Швартовные механизмы................ 290

4.4    Швартовные канаты....................... 291

5 Буксирное и сиспнос устройства

5.1    Буксирное устройство.................... 293

5.2    Буксирные лебедки......................... 294

5.3    Буксирные гаки.............................. 294

5.4    Буксирное оборудование............... 295

5.5    Буксирные канаты.......................... 296

5.6    Сцепные устройства....................... 296

5.7    Счальныс устройства...................... 300

6 Грузоподъемные устройства

6.1    Общие положения.......................... 304

6.2    Общие технические требования.... 304

6.3    Материалы, термическая обработка и сварка................................. 308

6.4    11ормы расчета, расчетные нагрузки и напряжения...................... 309

6.5    Допускаемые напряжения, запасы

прочности и устойчивости........... 312

6.6    Расчет на прочность механизмов

грузоподъемных устройств............. 315

6.7    Общие требования к кранам......... 316

6.8    Устройства безопасности кранов.. 316

6.9    Механизмы кранов......................... 317

6.10    Передвижение кранов.................... 317

6.11    Противовесы и металлоконструкции кранов................................. 318

6.12    Кабины управления кранов........... 318

6.13    Верхние строения плавучих крапов. Краны на плавучих доках..... 319

6.14    Детали кранов................................. 320

6.15    Судовые лифты............................... 321

6.16    Судовые стрелы.............................. 321

6.17    Документы и маркировка.............. 321

7 Перемещающиеся по высоте рулевые рубки

7.1    Обшис положения.......................... 324

7.2    Технические требования к конструкции иодщ-ма и опускания ... 324

7.3    Технические требования к приводу подъемного устройства.......... 324

8 Спаса и льные срелсгва

8.1    Общие требования.......................... 326

8.2    Нормы снабжения коллективными спасательными средствами...... 327

8.3    Нормы снабжения индивидуальными спасательными средствами.. 330

8.4    Спасательные шлюпки................... 332

8.5    Спасательные плоты...................... 341

8.6    Требования к дежурным шлюпкам ................................................... 344

8.7    Спасательные приборы.................. 346

8.8    Спасательные крути, жилеты и

I идротермокостюмы....................... 346

8.9    Спусковые устройства.................... 349

8.10    Размещение спасательных средств

на судах............................................ 351

9 Сигнальные средства

9.1    Обшис положения.......................... 353

9.2    11ормы снабжения сишалыю-

отличительными фонарями и дневными сигналами...................... 353

9.3    Нормы снабжения сигнальными

пиротехническими средствами...... 355

9.4    11ормы снабжения сигнальными

звуковыми средствами................... 356

9.5    Навигационные и технические

требования к си гнал ыю-отличитсльным фонарям и дневным сишалам.................................. 356


Прави м Российского Речного Регистра. Том 3


9.6    Требования к сигнальным пиротехническим средствам.................. 362

9.7    Требования к сигнальным туковым средствам................................. 362

9.8    Обшис указания к установке сигнальных средств.............................. 363

9.9    Установка топовых фонарей и

фонарей маневроука иння............. 364

9.10    Установка бортовых отличительных фонарей.................................... 365

9.11    Установка кормовых и буксировочных <|к>нарсй.............................. 365

9.12    Установка круювых и бортовых

стояночных <|>онарсй...................... 366

9.13    Установка снстоимнульсных (световых) отмашек............................... 366

9.14    Установка круговых <|х>нарсй на

рыболовных судах........................... 366

9.15 Установка сигнально-

отличитсльных фонарей на несамоходных судах и судах техни

ческою флота.................................. 367

9.16    Установка сишальных звуковых

средств............................................. 367

9.17    Хранение запасных и перенос

ных сигнальных средств на судах. 367 10 Навигационное снабжение

10.1    Общие положения.......................... 369

10.2    Нормы навигационного снабжения.................................................... 369

11 Аварийное снабжение

11.1    Общие положения.......................... 370

11.2    Нормы аварийного снабжения

судов................................................. 370

11.3    Пластыри......................................... 373

11.4    Размещение аварийного снабжения.................................................... 374

11.5    Маркировка..................................... 375

12 Оборудование рулевой рубки

12.1    Общие требования.......................... 376

13 Дополнительное снабжение судна

13.1    Общие требования.......................... 376

14 Штормтрапы судов классов «М-СП», -М-ПР. и -О-ПР.

14.1 Общие требования.......................... 377

Приложения

1 Методика расчета гидродинамических нагрузок, изгибающих момен

тов, перерезывающих сил и опорных реакций, действующих в системе «баллер - руль»........................ 378

2 Испытания якорных цепей и комплектующих их деталей.................... 382

ПРАВИЛА ПРК (ОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ С СУДОВ

1 Общие положения

1.1 Область распространения.............. 389

1.2 Термины и их определения........... 389

2 Требования к оборудованию и устройствам судов для нрелотвращения тагрятения

нефтью

2.1    Общие требования.......................... 393

2.2    Сборные цистерны......................... 394

2.3    Системы перекачки, сдачи и

сброса............................................... 394

2.4    Фильтрующее оборудование......... 395

2.5    Сигнализатор.................................. 396

2.6    Устройство для автоматического

прекращения сброса....................... 396

2.7    Судовой комплект по борьбе с

разливами нс<|пи............................ 396

2.8    Конструкция и оборудование су

дов по ограничению и ликвидации разливов нефти на палубе...... 398

3 Требования к оборудованию и устройствам судов для предотвращения тагряшения сточными волями

3.1    Общие требования.......................... 400

3.2    Сборные    цистерны......................... 400

3.3    Системы    перекачки, сдачи и

сброса............................................... 401


9

('оОержание


3-4 Установка для обработки сточных вод....................................................401

4 Требования к оборудованию и устройства* судов для предотвращения игрятнения

мусором

4.1    Общие требовании.......................... 403

4.2    Устройства для сбора мусора........ 403

4.3    Инсинсраторы................................. 403

4.4    Устройства для обработки

мусора.............................................. 405

5 Дополнительные требования к су .там классов «M-СП», «М-ПР* и «О-ПР»

5.1    Область распространения. Общие

требовании....................................... 406»

5.2    Фильтрующее оборудование.......... 406»

5.3    Ситализаггор................................... 406

5.4    Требования к системам перекач

ки. сдачи и сброса нсфтссодср-жаших вод........................................ 407

5.5    Сборные танки................................ 407

5.6    Общие требования к нефтеналивным судам.................................. 409

5.7    Система автоматического измере

ния. рс1истра11ии и управления сбросом............................................409

5.Х Требовании к приборам для определения границы раздела «нефть — мода»................................. 410

5.9 Отстойные танки............................ 411

5.10 Требования к нефтеналивным судам но предотвращению загряз

нения нефтью в случае столкновения или посадки на мель........... 412

5.11 Требования к оборудованию и устройствам судов по предотвращению загрязнения сточными волами.............................................. 413

6    Требования по предотвращению загрязнения атмосферы с судов

6.1 Область распространения.............. 414

6.2    Норма'тинные значения выбросов вредных (сирязняюших) веществ

и дымности выпускных газон........ 414

7    Предотвращение использования

озоноразрушаюшич веществ

7.1 Озоноразрушающие вещества и

Монреальский протокол................ 416

Приложения

1    Методика расчета автономности

плавании судов по условиям экологической безопасности................. 417

2    Нормативные значении степени

очистки нс(|песодсржаших и сточных вод на судах внутреннею и смешанного плавания, эксплуатирующихся на внутренних водных путях................................................... 419


ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ СУДОВ (ПКПС)

1

1 ГОСТ I* 52857. ГОСТ 14249,

2

ОСТ I» 52630. ГОСТ 25215. ГОСТ 25859

3

Крен, возникающий в желлуатапионных случаях загрузки судна, котла суммарный iieirrp тяжести переменных грузов (перевозимого груза. запасов топлива и мас;и. нсфтесолсржаших и сточных вод) находится вне диаметральной п;к»скости судна. Длительный крен сохраняется до принятия мер по спрямлению судна

: ,Чиффсрс1гт. возникающий при определенной загрузке судна, сохраняющийся в течение всего рейса