Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

116 страниц

Купить НД 2-020101-095 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования части Правил распространяются на конструктивные элементы судовой противопожарной защиты, системы пожаротушения и пожарной сигнализации, а также на противопожарное оборудование и снабжение. Требования противопожарной защиты к элементам конструкции судна, механизмам, их деталям, электрическому оборудованию, общесудовым системам и трубопроводам, судовым устройствам, хранилищам жидкого топлива и масла, к конструкции и расположению котлов, холодильным установкам, судовым помещениям и т.п. изложены в соответствующих частях Правил

 Скачать PDF

Дополнения:

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Объем освидетельствований

     1.4 Планы пожарные

     1.5 Подразделение судовых помещений

     1.6 Подразделение и испытания материалов и изделий согласно Кодексу ПИО

     1.7 Альтернативные проектные решения и средства

2 Конструктивная противопожарная защита

     2.1 Общие положения

     2.2 Пассажирские суда

     2.3 Грузовые суда

     2.4 Нефтеналивные суда

3 Противопожарное оборудование и системы

     3.1 Общие положения

     3.2 Водопожарная система

     3.3 Спринклерная система

     3.4 Система водораспыления

     3.5 Система водяных завес

     3.6 Система водяного орошения

     3.7 Система пенотушения

     3.8 Система углекислотного тушения

     3.9 Эквивалентные системы пожаротушения для машинных помещений и помещений грузовых насосов, указанных в 1.5.7.1

     3.10 Система порошкового тушения

     3.11 Аэрозольная система пожаротушения

     3.12 Стационарные системы пожаротушения местного применения внутри машинных помещений

     3.13 Испытание систем пожаротушения.

4 Системы пожарной сигнализации

     4.1 Общие положения

     4.2 Системы сигнализации обнаружения пожара

     4.3 Сигнализация предупреждения

5 Противопожарное снабжение, запасные части и инструмент

     5.1 Противопожарное снабжение

     5.2 Запасные части и инструмент

6 Требования к противопожарной защите специализированных судов и специальным устройствам на судах

     6.1 Суда, оборудованные вертолетными палубами

     6.2 Суда специального назначения

     6.3 Нефтеналивные суда больше 60 градусов Цельсия)

     6.4 Нефтесборные суда и сборщики льяльных вод

     6.5 Стоечные суда

     6.6 Суда, имеющие в символе класса знак оснащенности средствами борьбы с пожарами на других судах

     6.7 Контейнеровозы, предназначенные для перевозки контейнеров на или выше открытой палубы

7 Специальные требования к судам, перевозящим опасные грузы в упаковке и навалом

     7.1 Общие положения

     7.2 Суда, перевозящие опасные грузы в упаковке и навалом

     7.3 Суда, перевозящие облученное ядерное топливо, плутоний и радиоактивные отходы высокого уровня активности в упаковке (груз ОЯТ)

8 Требования к противопожарной защите грузовых судов валовой вместимостью менее 500

     8.1 Общие положения, определения и область применения

     8.2 Планы пожарные

     8.3 Альтернативные проектные решения и средства

     8.4 Конструктивная противопожарная защита

     8.5 Требования к материалам

     8.6 Противопожарное оборудование и системы

     8.7 Водопожарная система

     8.8 Стационарные системы сигнализации обнаружения пожара

     8.9 Противопожарное снабжение

     8.10 Дополнительные меры для нефтеналивных судов

     8.11 Суда, не оборудованные пропульсивными установками

     8.12 Суда, перевозящие опасные грузы в упаковке и навалом

     8.13 Нефтесборные суда и сборщики льяльных вод

     8.14 Суда специального назначения

 
Дата введения01.01.2017
Добавлен в базу01.02.2017
Завершение срока действия01.01.2018
Актуализация01.01.2021
Дополняет:НД 2-020101-095

Этот документ находится в:

Организации:

30.09.2016УтвержденРоссийский морской регистр судоходства
РазработанРоссийский морской регистр судоходства
ИзданРоссийский морской регистр судоходства2017 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 30.09.16

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

НД № 2-020101-095



Часть VI

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

Санкт-Петербург

2017

Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу 1 января 2017 года.

Настоящее двадцатое издание Правил составлено на основе девятнадцатого издания 2016 года с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО).

Правила состоят из следующих частей: часть I «Классификация»; часть П «Корпус»;

часть Ш «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная защита»;

часть VTI «Механические установки»;

часть VTII «Системы и трубопроводы»;

часть IX «Механизмы»;

часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть ХП «Холодильные установки»;

часть ХП1 «Материалы»;

часть XIV «Сварка»;

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность корпусов судов и шлюпок из стеклопластика»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»;

часть XVm «Общие правила по конструкции и прочности навалочных и нефтеналивных судов» (Part XVTTI "Common Structural Rules for Bulk Carriers and Oil Tankers"). Текст части XVm соответствует одноименным Общим правилам МАКО;

часть XIX «Дополнительные требования к контейнеровозам и судам, перевозящим грузы преимущественно в контейнерах» (Part XIX "Additional Requirements for Structures of Container Ships and Ships, Dedicated Primarily to Carry their Load in Containers"). Текст части XIX соответствует УГГ МАКО S11A «Требования к продольной прочности контейнеровозов» (июнь 2015) и S34 «Функциональные требования к вариантам нагрузки при проверке прочности контейнеровозов методом конечных элементов» (май 2015).

Части I — XVII издаются в электронном виде и твердой копии на русском и английском языках. В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

Части XVTTI — XIX издаются только на английском языке в электронном виде.

ISBN 978-5-89331-345-1

© Российский морской регистр судоходства, 2017


не представляющие опасность в отношении выделения токсичных или взрывоопасных продуктов при повышенных температурах (см. 2.1.1.6);

.3 конструкции типов А или В, такие как: палубы, переборки, двери, непрерывные подволоки и зашивки, окна, пожарные заслонки, места прохода труб и кабелей (см. 2.1.2 и 2.1.3);

.4 системы управления противопожарными дверьми, способные работать в случае пожара (см. 2.2.4.1.15);

.5 с характеристиками медленного распространения пламени (см. 2.1.1.5, 2.1.1.6, 2.1.1.8,

2.1.2.6 и 2.1.2.8). Медленное распространение пламени означает, что поверхность в достаточной степени ограничивает распространение пламени;

.6 драпировки, занавеси и другие подвешенные тканевые материалы, отвечающие требованиям в отношении способности противостоять распространению пламени не хуже материалов, изготовленных из шерсти, массой 0,8 кг/м2 (см. 2.1.1.9);

.7 обитая мебель, отвечающая требованиям в отношении сопротивления воспламенению и распространению пламени (см. 2.1.1.9);

.8 постельные принадлежности (одеяла, покрывала, подушки, матрацы), отвечающие требованиям в отношении сопротивления воспламенению и распространению пламени (2.1.1.9).

1.6.4 При испытаниях и одобрении изделий и материалов в соответствии с Кодексом ПИО должны учитываться дополнительные требования, приведенные в соответствующих частях Кодекса ПИО.

1.7 АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ И СРЕДСТВА

1.7.1    Общие положения.

1.7.1.1    Проектные решения и средства по противопожарной защите могут отличаться от требований настоящей части Правил при условии, что проектные решения и средства отвечают цепям противопожарной защиты и функциональным требованиям.

1.7.1.2    Если проектные решения и средства отличаются от предписанных требований настоящей части, то в соответствии с требованиями настоящей главы должны быть выполнены технический анализ, оценка и одобрение этих альтернативных проектных решений и средств.

1.7.2    Технический анализ.

1.7.2.1 Представляемый Регистру технический анализ должен быть подготовлен на основе Руководства по альтернативным проектным решениям и средствам по пожарной безопасности (см. циркуляр ИМО MSC/Circ.1002), и должен, как минимум, включать:

.1 определение типа судна и соответствую-щего(их) помещения(й);

.2 установление требования(ий), которое(ые) не будет(ут) выполняться на судне или в помеще-нии(ях);

.3 установление опасностей пожара и взрыва, которым может подвергнуться судно или соот-ветствующее(ие) помещение(ия), в том числе:

.3.1 возможных источников воспламенения;

.3.2 потенциальной опасности распространения пожара в отношении каждого помещения;

.3.3 потенциальной опасности образования дыма и токсичных веществ в отношении каждого рассматриваемого помещения;

.3.4 потенциальной опасности распространения пожара, дыма и токсичных веществ из рассмат-риваемого(ых) помещения(й) в другие помещения;

.4 определение требуемых эксплуатационных критериев противопожарной защиты судна или рас-сматриваемого(ых) помещения(ий), которые должны:

.4.1 основываться на целях противопожарной защиты и на функциональных требованиях настоящей части Правил;

.4.2 обеспечивать уровень противопожарной защиты не ниже того, который достигается при использовании предписываемых требований;

.4.3 быть выражены в количественной форме и быть измеряемыми;

.5 подробное описание альтернативных проектных решений и средств, включая перечень допущений, используемых в конструкции, любые предложенные эксплуатационные ограничения или условия;

.6 техническое обоснование, показывающее, что эти альтернативные проектные решения и средства отвечают требуемым эксплуатационным критериям противопожарной защиты.

1.7.3    Оценка и одобрение альтернативных проектных решений и средств.

1.7.3.1    Технический анализ, требуемый в 1.7.2, рассматривается и одобряется Регистром с учетом Руководства, разработанного ИМО.

1.7.3.2    Копии документов, одобренных Регистром, указывающие, что альтернативные проектные решения и средства отвечают требованиям данной главы, должны находиться на судне.

1.7.4    Переоценка из-за изменившихся условий.

1.7.4.1 Если допущения и ограничения эксплуатационного характера, оговоренные в альтернативных проектных решениях и средствах, изменяются, то технический анализ вновь проводится с учетом изменившихся условий и одобряется Регистром.


Пратта классификации и постройки морских судов

2 КОНСТРУКТИВНАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1.1    Требования к материалам.

2.1.1.1    Корпус, надстройки, конструктивные переборки, палубы и рубки должны быть изготовлены из стали или другого равноценного материала. В целях применения определения стали или другого равноценного материала, применимое огневое воздействие должно соответствовать стандартам огнестойкости и изоляции, приведенным в соответствующих таблицах огнестойкости переборок и палуб. Например, если для таких перекрытий как палубы или бортовые и концевые переборки рубок, допускается огнестойкость В-0, то применимое огневое воздействие должно равняться получасу.

При использовании алюминиевых сплавов должны быть выполнены требования 2.1.1.3.

2.1.1.2    Шахты и верхние перекрытия машинных помещений категории А должны быть изготовлены из стали и изолированы как требуется в табл. 2.3.3-1 и 2.4.2-1 в зависимости от случая.

Плиты настилов обычных проходов в машинных помещениях категории А должны быть изготовлены из стали.

2.1.1.3    Если какая-либо часть конструкции изготавливается из алюминиевого сплава, должно быть обеспечено следующее:

.1 изоляция изготовленных из алюминиевого сплава деталей перекрытий типа А или В, за исключением конструкций, не являющихся несущими, должна быть такой, чтобы в любой момент применимого огневого воздействия при стандартном испытании на огнестойкость температура основы конструкции не превышалась более чем на 200 °С по сравнению с окружающей температурой;

.2 особое внимание должно быть уделено изоляции изготовленных из алюминиевого сплава деталей колонн, пиллерсов и других конструктивных элементов, служащих опорой мест расположения и

спуска спасательных шлюпок и плотов, мест посадки в них и перекрытий типов А и В, для обеспечения того, чтобы:

.2.1 такие элементы, служащие опорой мест расположения и спуска спасательных шлюпок и плотов, мест посадки в них и перекрытий типа А, отвечали требованию в отношении предела повышения температуры, указанного в 2.1.1.3.1, по истечении одного часа;

.2.2 такие элементы, служащие опорой перекрытий типа В, отвечали требованию в отношении предела повышения температуры, указанного в 2.1.1.3., по истечении получаса.

2.1.1.4 Для жилых и служебных помещений и постов управления на судах всех типов должна быть подсчитана общая масса горючих материалов в каждом выгороженном помещении по следующей формуле:

M(ym = McyM/S9    (2.1.1.4)

где МОТН — общая масса горючих материалов на единицу площади помещения, кг/м2;

Мсум — общая масса горючих материалов в помещении, кг;

S — площадь помещения, м2.

В расчет должны быть включены следующие горючие материалы:

Л конструкционные материалы, такие, как изоляция кабелей, пластиковые трубы, облицовки, и другие горючие материалы, разрешенные к применению согласно требованиям настоящих Правил;

•2 оборудование, которое может быть установлено во время постройки или предусмотрено судовладельцем или экипажем, включая мебель, постельные принадлежности и электрическое оборудование.

Общая масса горючих материалов на единицу площади помещения (AfOTH), кг/м2, не должна превышать величин, указанных в табл. 2.1.1.4.2. Категории помещений должны соответствовать указанным в 2.2.1.3, 2.2.1.5, 2.3.3 или 2.4.2, в зависимости от типа судна.

Таблица 2.1.1.4.2

Тип судна Категория помещения

Пассажирские суда, перевозящие более 36 пассажиров

Пассажирские суда, перевозящие не более 36 пассажиров

Грузовые

суда

Межпалубные сообщения, коридоры

5

5

5

Посты управления

5

5

5

Жилые помещения

15 - малой пожароопасное™, 35 - умеренной и повышенной пожароопасное™

35

35

Служебные помещения, ограниченные перекрытиями типа А

45

45

45



2.1.1.5    Изоляционные материалы должны быть негорючими, за исключением изоляционных материалов, используемых в грузовых помещениях, почтовых и багажных кладовых и холодильных кладовых служебных помещений. Антиконденсат-ные покрытия и клеи, применяемые вместе с изоляцией, а также изоляция трубопроводной арматуры систем охлаждения и трубопроводов охлаждающей воды систем кондиционирования, могут быть горючими, но их количество должно быть сведено к практически необходимому минимуму, а их открытые поверхности должны иметь характеристики медленного распространения пламени.

Изоляционные материалы не должны содержать асбест.

В помещениях, в которых могут присутствовать нефтепродукты, поверхность изоляции должна быть непроницаемой для их паров, что может быть обеспечено за счет покрытия изоляции металлической фольгой или стеклотканью.

2.1.1.6    Первичные палубные покрытия, если они применяются в жилых и служебных помещениях и постах управления или на балконах кают пассажирских судов, построенных 1 июля 2008 г. или после этой даты, должны быть из одобренного материала, имеющего характеристики медленного распространения пламени, что определяется Кодексом ПИО.

Если требуется, чтобы покрытие настила имело характеристики медленного распространения пламени, все слои должны отвечать требованию 1.6.З.5. Если покрытие настила имеет многослойную конструкцию, то испытания должны быть проведены для каждого слоя или комбинаций некоторых слоев такого покрытия, при этом одобрение Регистра применимо только для испытанных комбинаций слоев. Если первичное палубное покрытие является также наружной поверхностью (см. 2.1.1.8), оно должно отвечать требованиям 1.6.3.5. Грунтовый или подобный ему тонкий слой краски на палубном покрытии может не отвечать требованию 1.6.З.5.

На пассажирских судах, построенных 1 июля 2008 г. или после этой даты, первичные палубные покрытия на балконах кают не должны представлять опасности в отношении выделения дыма или токсичных или взрывоопасных продуктов при повышенных температурах, что определяется в соответствии с Кодексом ПИО.

2.1.1.7    Краски, лаки и прочие отделочные материалы, применяемые на открытых поверхностях внутри жилых и служебных помещений, постов управления и выгородок трапов, не должны выделять чрезмерное количество дыма и токсичных веществ, что определяется Кодексом ПИО.

Это требование применяется к поверхностям переборок, палуб, покрытий настила, зашивок и

подволоков, но не применяется к изоляции кабелей, пластмассовым трубам и мебели.

Материалы поверхностей и первичные палубные покрытия (см. 2.1.1.6) с общим тепловым излучением не более 0,2 МДж и предельным значением коэффициента теплового излучения не более 1,0 кВт (обе величины определяются в соответствии с частью 5 Кодекса ПИО), рассматриваются как отвечающие требованиям 1.6.3.2 без испытания.

На нефтеналивных судах, химовозах и нефтесборных судах в грузовых танках и на палубах в районе их расположения, в насосных отделениях, коффердамах и прочих пространствах, где возможно скопление паров груза, не допускается применение алюминиевых покрытий с содержанием алюминия более 10 % по весу в сухой пленке.

На пассажирских судах, построенных 1 июля 2008 г. или после этой даты, краски лаки и другие отделочные материалы, используемые на открытых поверхностях балконов кают, за исключением палубных покрытий из естественных твердых пород дерева, не должны выделять чрезмерное количество дыма и токсичных продуктов, что определяется в соответствии с Кодексом ПИО.

2.1.1.8    В соответствии с Кодексом ПИО следующие поверхности должны иметь характеристики медленного распространения пламени:

.1 на пассажирских судах:

.1.1 открытые поверхности в коридорах и выгородках трапов, а также переборок и облицовок подволоков в жилых, служебных помещениях (за исключением саун) и постах управления;

.1.2 поверхности и настилы в скрытых или недоступных местах жилых, служебных помещений и постов управления;

.2 на грузовых судах валовой вместимостью более 500:

.2.1 открытые поверхности в коридорах и выгородках трапов и подволоки жилых, служебных помещений (за исключением саун) и постов управления; и

.2.2 поверхности и настилы в скрытых или недоступных местах жилых, служебных помещений и постов управления;

.3 клеи и герметики, используемые в конструкциях типов А и В;

.4 открытые поверхности балконов кают, за исключением палубных покрытий из естественных твердых пород дерева;

.5 первичные палубные покрытия.

Приведенные выше требования применяются к поверхностям переборок, палуб, покрытий настила, облицовок и подволоков, но не применяются к пластмассовым трубам, электрическим кабелям и мебели.

2.1.1.9    На пассажирских судах, перевозящих более 36 пассажиров, в жилых помещениях, мебель


Правила классификации и постройки морских судов

и отделка которых представляет ограниченную пожарную опасность, обитая мебель, постельные принадлежности, драпировки и занавеси и другие подобные висящие изделия должны быть испытаны согласно Кодексу ПИО с удовлетворительными результатами (см. 1.6.3.7 — 1.6.3.9). Для других типов судов данные требования являются рекомендуемыми.

2.1.1.10 На пассажирских судах перекрытия типов А, В или С в жилых и служебных помещениях и на балконах кают, которые отделаны горючими материалами, облицовками, багетами, декорациями и пленками, должны отвечать требованиям настоящего пункта и 2.1.1.6 — 2.1.1.8. Однако традиционные деревянные полки и деревянные зашивки переборок и подволоков допускаются в саунах, и такие материалы могут не учитываться в расчетах, предписанных настоящим пунктом.

На грузовых судах негорючие переборки, подволоки и зашивки, установленные в жилых и служебных помещениях, могут быть отделаны горючими материалами, облицовками, багетами, декорациями и пленками при условии, что эти помещения ограничены негорючими переборками, подволоками и зашивками в соответствии с требованиями настоящего пункта и 2.1.1.6 — 2.1.1.8.

Горючие материалы, используемые для облицовки и отделки поверхностей, должны иметь теплотворную способность не более 45 МДж/мс учетом их толщины. Требования данного пункта не применяются к поверхностям мебели, закрепленной к зашивкам или переборкам.

Теплотворная способность Q, МДж/м2, с учетом толщины облицовочного материала определяется по формуле

Q=QgPs,    (2.1.1.10)

где Qg—наибольшая удельная теплота сгорания материала, определяемая по стандарту ИСО 1716 «Строительные материалы. Определение теплотворной способности», МДж/кг, р — плотность материала, кг/м3; s — толщина материала, м.

Там, где горючие материалы используются в соответствии с настоящим пунктом, они должны отвечать нижеследующим требованиям:

.1 общий объем горючих облицовок, багетов, декораций и пленок в любых жилых и служебных помещениях не должен превышать объема, эквивалентного покрытию облицовкой, толщиной 2,5 мм, всей площади стен и подволока. Мебель, закрепленная к зашивкам, переборкам или палубам, может не включаться в расчет общего объема горючих материалов; и

.2 для судов, оборудованных автоматической спринклерной системой, отвечающей положениям Кодекса СПБ, вышеуказанный объем может

включать некоторые горючие материалы, используемые для монтажа перекрытий типа С.

На несамоходных судах, независимо от валовой вместимости, допускается установка в жилых и служебных помещениях негорючих переборок, зашивок и подволоков с горючей облицовкой толщиной менее 2 мм, кроме коридоров, выгородок трапов, а также постов управления, где толщина облицовки не должна превышать 1,5 мм.

Отделочные материалы, указанные в данном пункте и примененные на балконах кают, могут не учитываться в расчетах, предписанных данным пунктом.

2.1.1.11 Емкости для отходов должны изготовляться из негорючих материалов и не иметь отверстий в стенках или днищах.

В камбузах, буфетных, барах, помещениях для переработки или хранения отходов и помещениях инсинераторов могут использоваться емкости для отходов, изготовленные из горючих материалов, при условии, что они используются только для мокрых отходов, стеклянной и металлической тары и соответствующим образом маркированы.

2.1.2 Противопожарные конструкции.

2.1.2.1    Конструкции типа А — это конструкции, которые образованы переборками или палубами и которые должны:

.1 быть изготовлены из стали или из другого равноценного материала;

.2 иметь соответствующие элементы жесткости;

.3 быть изготовлены так, чтобы предотвратить прохождение через них дыма и пламени до конца 60 мин стандартного испытания огнестойкости;

.4 быть изолированы одобренными негорючими материалами так, чтобы средняя температура на стороне, противоположной огневому воздействию, не повышалась более чем на 140 °С по сравнению с первоначальной; при этом температура в любой точке, включая любое соединение, не должна повышаться более чем на 180 °С по сравнению с первоначальной.

В зависимости от времени, в течение которого обеспечивается соблюдение указанного перепада температур в процессе стандартного испытания огнестойкости, конструкциям присваиваются следующие обозначения: А-60 — в течение 60 мин; А-30 — 30 мин; А-15 — 15 мин; А-0 — 0 мин.

2.1.2.2    При одобрении конструктивной противопожарной защиты должна приниматься во внимание опасность переноса тепла на стыках и оконечностях требуемых температурных барьеров. Изоляция палуб и переборок, изготовленных из стали или алюминия, должна продолжаться на расстояние не менее 450 мм за границы конструкций, образующих данное помещение. Если помещение разделяется палубой или переборкой типа А, имеющими изоляцию разной


величины, то изоляция большей величины должна продолжаться по палубе или переборке на расстояние не менее 450 мм от конструкций с изоляцией меньшей величины.

Меры, применяемые для предотвращения распространения тепла в точках пересечения и конечных точках изоляции палуб и переборок, показаны на рис. 2.1.2.2-1 и 2.1.2.2-2. Регистром могут быть приняты и другие варианты таких мер при условии, что эффективность предлагаемой конструкции подтверждена результатами испытаний в соответствии с Кодексом ПИО.

В случаях, если нижняя часть изоляции отрезана для обеспечения стока, конструкция должна соответствовать рис. 2.1.2.2-3.

d    d    d

450 мм

Где d Г 450мм    Где d >    450    мм

Рис. 2.1.2.2-1

Переборка,

палуба и т.д.

450 мм

В    Переборка,

Рис, 2.1.2.2-2

< 100.им

палуба

Рис. 2.1.2.2-3

Примечание, d — высота ребра жесткости на продольном элементе набора.

- паяура ;- Гит.    о.

2.1.2.3 Облегченные конструкции (сотовые и другие), изготовленные из стали или другого равноценного материала, могут использоваться в качестве внутренних перекрытий типа А в жилых и служебных помещениях при условии* что они не являются несущими конструкциями и успешно прошли установленные испытания согласно Кодексу ПИО. Такие облегченные конструкции не должны использоваться в качестве составной части

главных противопожарных зон и выгородок трапов на пассажирских судах.

2.1.2.4    Без испытания могут устанавливаться:

.1 переборки типа А-0, если они изготовлены из стали и имеют размеры не менее следующих:

толщина листа — 4 мм;

ребра жесткости 60 х 60 х 5 мм, расположенные на расстоянии 600 мм друг от друга или конструктивно равноценные;

.2 палубы типа А-0, если они изготовлены из стали и имеют размеры не менее следующих:

толщина листа — 4 мм;

ребра жесткости 95 х 65 х 7 мм, расположенные на расстоянии 600 мм друг от друга или конструктивно равноценные.

2.1.2.5    Конструкции типа В — конструкции, которые образованы переборками, палубами, подволоками или зашивками и которые должны быть:

.1 изготовлены из одобренных негорючих материалов.

Допускается применение горючей облицовки (см. 2.1.1.8 и 2.1.1.10);

.2 изготовлены так, чтобы предотвратить прохождение через них пламени в течение 30 мин стандартного испытания огнестойкости;

.3 снабжены изоляцией такой толщины, чтобы средняя температура поверхности на стороне, противоположной огневому воздействию, нс повышалась более чем на 140 °С по сравнению с первоначальной и в любой точке, включая шобое соединение, не повышалась более чем на 225 °С по сравнению с первоначальной при воздействии пламени с любой стороны.

В зависимости от времени, в течение которого обеспечивается соблюдение указанного перепада температур в процессе стандартного испытания огнестойкости, конструкциям присваиваются следующие Обозначения: В-30 — в течение 30 миН; В-15 — 15 мИн; В-0 — 0 мин.

2.1.2.6    Материалы, которые используются в конструкциях типа А и В и от которых согласно настоящей Части требуется, чтобы они Имели определенные характеристики (быть негорючими, иметь характеристики медленного распространения пламени или не выделять чрезмерное количество дыма и токсичных веществ), должны отвечать требованиям Кодекса ПИО (см. 1.6.3.1, 1.6.3.2 И 1.6.3.5).

2.1.2.7    Непрерывные подволоки и зашивки типа В е относящимися к ним палубами и переборками могут рассматриваться как полностью или частично обеспечивающие изоляцию и огнестойкость конструкций, требуемых соответствующими таблицами огнестойкости.

2.1.2.8    Конструкции типа С — конструкции, изготовленные из одобренных негорючих


Настоящее двадцатое издание Правил, по сравнению с предыдущим изданием (2016 г.), содержит следующие изменения и дополнения.

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

ЧАСТЬ VI ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

1.    Гиава 1.2: введено новое определение «Копьеобразный распылитель водяного тумана» с учетом резолюции ИМО MSC.365(93);

в определение «Испытание на огнестойкость стандартное» внесено изменение с учетом правила П-2/3.47 СОЛАС-74 с поправками.

2.    Глава 1.6: в пункт 1.6.3.5 введена ссылка на пункт 2.1.1.6;

пункт 1.6.3.6 исключен; соответственно изменена нумерация последующих пунктов.

3.    Глава 2.1: в пункте 2.1.1.6 ссылка на 1.6.3.6 заменена на 1.6.3.5;

в пункт 2.1.1.9 внесены изменения с учетом Международного кодекса по применению процедур испытаний на огнестойкость, 2010 г. (резолюция ИМО MSC.307(88));

глава дополнена пунктом 2.1.5.8 с целью приведения в соответствие с частью XV «Автоматизация».

4.    Глава 3.1: в сноску 10 таблицы 3.1.2.1 внесены изменения с учетом циркуляра ИМО MSC.l/Circ.1395/ Rev.2.

5.    Глава 3.2: в пункт 3.2.1.2 внесены изменения с учетом правила П-2/2.2.3.1 СОЛАС-74 с поправками; в пункт 3.2.3.6 внесено изменение на основании практики применения Правил;

в пункты 3.2.4.2 и 3.2.5.4.1 внесены изменения с учетом циркуляра ИМО MSC.l/Circ.1456;

6.    Глава 3.11: в пункте 3.11.1.3 уточнено требование на основании практики применения Правил.

7.    Глава 4.2: в пункт 4.2.1.2.5 внесены изменения с учетом циркуляра ИМО MSC.l/Circ.1456.

8.    Глава 5.1: в пункт 5.1.2 внесены изменения с учетом новой главы 6.7; в пункте 12 таблицы 5.1.2 ссылка на 3.2.1.6 заменена на 8.7.2.5;

в пункт 5.1.12.2 внесено изменение на основании опыта технического наблюдения; в пункт 5.1.15.2 внесено изменение с учетом УИ МАКО SC 275(Jan 2016).

9.    Раздел 6: дополнен новой главой 6.7 с учетом резолюции ИМО MSC.365(93) и УИ МАКО SC270 (Rev.l Dec 2015).

10.    Глава 7.1: в пункт 7.1.2 введено новое определение «Правила НГ».

11.    Глава 7.2: в пункт 7.2.10.2 внесены изменения с учетом УИ МАКО SC 275(Jan 2016).

12.    Внесены изменения редакционного характера.

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ VL ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА


1

Общие положения.............

5

6.1

Суда, оборудованные вертолетными

1.1

Область распространения.........

5

палубами .................

93

1.2

Определения и пояснения.........

5

6.2

Суда специального назначения.......

93

1.3

Объем освидетельствований........

7

6.3

Нефтеналивные суда (> 60 °С).......

94

1.4

Планы пожарные..............

8

6.4

Нефтесборные суда и сборщики льяльных

1.5

Подразделение судовых помещений . . . .

9

вод....................

95

1.6

Подразделение и испытания материалов

6.5

Стоечные суда...............

95

и изделий согласно Кодексу ПИО ....

10

6.6

Суда, имеющие в символе класса знак

1.7

Альтернативные проектные решения

оснащенности средствами борьбы с

и средства .................

11

пожарами на других судах.........

96

2

Конструктивная противопожарная

6.7

Контейнеровозы, предназначенные для

защита.................

12

перевозки контейнеров на или выше

2.1

Общие положения............

12

открытой палубы.............

98

2.2

Пассажирские суда............

20

7

Специальные требования к судам.

2.3

Грузовые суда..............

33

перевозящим опасные грузы в упаковке

2.4

Нефтеналивные суда...........

37

и навалом...............

100

3

Противопожарное оборудование

7.1

Общие положения............

100

и системы................

45

7.2

Суда, перевозящие опасные грузы в

3.1

Общие положения............

45

упаковке и навалом...........

100

3.2

Водопожарная система..........

51

7.3

Суда, перевозящие облученное

3.3

Спринклерная система..........

56

ядерное топливо, плутоний и радиоак-

3.4

Система водораспыления.........

58

тивные отходы высокого уровня

3.5

Система водяных завес..........

59

активности в упаковке (груз ОЯТ) . . .

105

3.6

Система водяного орошения.......

59

8

Требования к противопожарной защите

3.7

Система пенотушения..........

60

грузовых судов валовой вместимостью

3.8

Система углекислотного тушения ....

65

менее 500................

106

3.9

Эквивалентные системы пожаротушения

8.1

Общие положения, определения и область

для машинных помещений и помещений

применения ...............

106

грузовых насосов, указанных в 1.5.7.1 . .

69

8.2

Планы пожарные............

106

3.10

Система порошкового тушения......

69

8.3

Альтернативные проектные решения

3.11

Аэрозольная система пожаротушения . .

70

и средства................

106

3.12

Стационарные системы пожаротушения

8.4

Конструктивная противопожарная защита

107

местного применения внутри машинных

8.5

Требования к материалам........

108

помещений................

72

8.6

Противопожарное оборудование и системы.

108

3.13

Испытание систем пожаротушения. . . .

72

8.7

Водопожарная система.........

109

4

Системы пожарной сигнализации . . .

74

8.8

Стационарные системы сигнализации

4.1

Общие положения............

74

обнаружения пожара..........

110

4.2

Системы сигнализации обнаружения пожара

74

8.9

Противопожарное снабжение......

111

4.3

Сигнализация предупреждения......

78

8.10

Дополнительные меры для нефтеналивных

5

Противопожарное снабжение,

судов ..................

111

запасные части и инструмент.....

80

8.11

Суда, не оборудованные пропульсивными

5.1

Противопожарное снабжение.......

80

установками...............

111

5.2

Запасные части и инструмент......

90

8.12 Суда, перевозящие опасные грузы в упаковке

6

Требования к противопожарной защите

и навалом................

112

специализированных судов и специальным

8.13 Нефтесборные суда и сборщики льяльных

устройствам на судах..........

93

вод...................

112

8.14 Суда специального назначения...... 112


ЧАСТЬ VI. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования настоящей части Правил распространяются на конструктивные элементы судовой противопожарной защиты, системы пожаротушения и пожарной сигнализации, а также на противопожарное оборудование и снабжение.

1.1.2    Требования противопожарной защиты к элементам конструкции судна, механизмам, их деталям, электрическому оборудованию, общесудовым системам и трубопроводам, судовым устройствам, хранилищам жидкого топлива и масла, к конструкции и расположению котлов, холодильным установкам, судовым помещениям и т. и. изложены в соответствующих частях Правил.

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.2.1 Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии Правил, указаны в части I «Классификация».

В настоящей части Правил приняты следующие определения.

Атриумы — общественные помещения в пределах одной главной вертикальной зоны, проходящие через три и более открытые палубы.

Балкон каюты — открытое пространство палубы, которое предназначено исключительно для использования проживающими в одной каюте людьми и на которое имеется прямой доступ из этой каюты.

Жидкости легковоспламеняющиеся — жидкости, смеси жидкостей или жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии (краски, политуры, лаки и т. п.), которые выделяют пары, воспламеняющиеся в закрытом сосуде при температуре 60 °С и ниже.

Защита конструктивная противопожарная — комплекс пассивных средств конструктивной противопожарной защиты, направленных:

на предотвращение возникновения пожаров;

на ограничение распространения огня и дыма по судну;

на создание условий безопасной эвакуации людей из судовых помещений и с судна, а также для успешного тушения пожара.

Зона безопасности — в контексте аварии это, с точки зрения обитаемости, любая зона, которая не затоплена или находится за пределами главной(ых)

вергикальной(ых) зоны(зон), где произошел пожар, и в которой можно разместить всех находящихся на судне людей с целью защитить их от опасностей для жизни или здоровья и обеспечить их основными службами.

Испытание на огнестойкость стандартное — такое испытание, при котором соответствующие образцы подвергаются нагреву в испытательной печи при температурах, приблизительно соответствующих стандартной кривой «время — температура», в соответствии с методом испытания, оговоренном в Кодексе ПИО.

Кодекс ПИО — Международный кодекс по применению процедур испытаний на огнестойкость, 2010, принятый резолюцией ИМО MSC.307(88).

Кодекс по средствам оповещения и указателям — Кодекс по средствам оповещения и указателям, принятый резолюцией ИМО А.1021(26).

Кодекс СПБ — Международный кодекс по системам пожарной безопасности, принятый резолюцией ИМО MSC.98(73).

Копьеобразный распылитель водяного тумана — трубка с заостренной насадкой, предназначенной для проникновения в замкнутое внутреннее пространство (контейнер и т.д.) через стенку, с целью образования там водяного тумана, при подключении к пожарной магистрали.

Луч — группа автоматических и ручных извещателей, идентифицированная на панели сигнализации системы сигнализации обнаружения пожара.

Независимый привод насоса — привод насоса от отдельного электрического, гидравлического или дизельного двигателя, предназначенного только для работы данного насоса

Непрерывные подволоки или зашивки типа В — подволоки или зашивки, заканчивающиеся у конструкций типа А или В.

Нижний предел воспламеняемости (НПВ) — минимальная концентрация нефтяных газов и паров в воздухе, способная воспламеняться от источника зажигания с последующим распространением горения по смеси.

Номинальная кратность пены — отношение объема пены к объему пенного раствора (состоящего из воды и пенообразователя), из которого она получена, в условиях отсутствия горения и при температуре окружающей среды около 20 °С.

Оборудование и системы противопожарные — активные средства противопожарной защиты, предназначенные для тушения пожара и ограничения его распространения по судну.


Правила классификации и постройки морских судов


Отсеки или помещения смежные — отсеки или помещения, отделенные друг от друга переборкой, палубой, платформой или другой подобной постоянной разделяющей их конструкцией без вырезов или с вырезами, имеющими закрытия.

Отсеки и помещения, соприкасающиеся друг с другом углами, смежными не считаются.

Отсеки и помещения, отделяющиеся друг от друга съемными (которые могут быть сняты в процессе обычной эксплуатации) конструкциями или имеющие незакрываклциеся вырезы в разделяющей их переборке или палубе, рассматриваются как одно общее помещение.

Пеноводы — трубопроводы подачи пены высокой кратности в защищаемое помещение от пеногенераторов, устанавливаемых за его пределами.

Первичное палубное покрытие — первый слой конструкции палубного настила, который непосредственно наносится на металлический настил палубы и включает в себя любое первичное покрытие, противокоррозионную мастику или клей, которые необходимы для защиты или приклеивания к металлическому настилу палубы. Другие слои в конструкции настила поверх металлического настила палубы являются покрытиями настила.

Помещение защищаемое — помещение, оборудованное одной из систем пожаротушения или автоматической сигнализацией обнаружения пожара.

Помещения, мебель и отделка которых представляют ограниченную пожарную опасность для целей применения на судах, перевозящих более 36 пассажиров, — помещения (каюты, общественные помещения, кабинеты или иные жилые помещения, указанные в 1.5.2), в которых:

вся мебель, такая как столы, гардеробы, туалетные столы, бюро, платяные шкафы, полностью изготовлена из одобренных негорючих материалов, однако рабочая поверхность такой мебели может иметь горючую облицовку толщиной не более 2 мм;

вся незакрепляемая мебель, такая как кресла, диваны, столы, изготовлена с применением каркасов из негорючих материалов;

все драпировки, занавеси и другие висящие тканевые изделия противостоят распространению пламени не хуже, чем изделия из шерсти массой 0,8 кг на 1 м2, что определяется в соответствии с Кодексом ПИО;

все покрытия палуб имеют характеристики медленного распространения пламени;

все открытые поверхности переборок, зашивок и подволоков имеют характеристики медленного распространения пламени;

вся обитая мебель отвечает требованиям в отношении сопротивления воспламенению и

распространению пламени, что определяется Кодексом ПИО;

все спальные принадлежности удовлетворяют требованиям в отношении сопротивления воспламенению и распространению пламени, что определяется Кодексом ПИО.

Порог аварии — в контексте пожара, включает:

Л потерю помещения, в котором возник пожар, до ближайших ограничивающих конструкций типа А, которые могут быть частью этого помещения, если оно защищено стационарной системой пожаротушения; или

.2 потерю помещения, в котором возник пожар, и смежных помещений до ближайших ограничивающих конструкций типа А, которые не являются частью этого помещения.

Пост пожарный — пост управления, в котором сосредоточены средства сигнализации обнаружения пожара или управления пожаротушением.

Расчетный объем защищаемого помещения — валовый (полный) объем помещения, ограниченного водо- или газонепроницаемыми переборками и палубами, за вычетом объема расположенных в нем основных двигателей, редукторов, вспомогательных механизмов, бойлеров, конденсаторов, испарителей, цистерн, вентиляционных и газовыхлопных трубопроводов.

Сауна — помещение с высокой температурой, обычно 80—120 °С, поддерживаемой нагреваемой поверхностью (например, от электропечи). Это помещение может также включать пространство, где расположена печь, и смежные ванные.

Системы водяных завес — системы, которые создают преграду в виде слоя воды достаточной толщины, поступающей через распылители, и применяются там, где конструкции типа А не могут быть установлены.

Системы водяного орошения — системы, подающие воду на вертикальные или горизонтальные судовые конструкции.

Система пенотушения внешнего пенообразования — система пожаротушения пеной высокой кратности с пеногенераторами, устанавливаемыми за пределами защищаемого помещения и производящими пену с использованием наружного воздуха.

Система пенотушения внутреннего пенообразования — система пожаротушения пеной высокой кратности с пеногенераторами, устанавливаемыми внутри защищаемого помещения и производящими пену с использованием воздуха, находящегося внутри этого помещения.

Система пожаротушения пеной высокой кратности —стационарная система


7


пожаротушения объёмного типа, производящая пену либо с использованием воздуха, находящегося внутри помещения, либо с использованием наружного воздуха, и состоящая из пеногенераторов высокократной пены и пенообразователя, предназначенного для их работы, которые одобрены по результатам испытаний в соответствии с З.7.З.1.1.

Системы пожаротушения стационарные — системы, предназначенные для подачи огнетушащего вещества к защищаемым помещениям или непосредственно в них и конструктивно связанные с корпусом судна.

Система, равноценная палубной системе пенотушения грузовых танков, — система, обеспечивающая тушение горящего пролитого груза, пожара в поврежденных грузовых танках, а также препятствующая воспламенению еще не горящего пролитого груза.

Снабжение противопожарное —переносные активные средства борьбы с пожаром (аппараты, инвентарь и расходные материалы), предназначенные:

для тушения пожара;

д ля обеспечения действий экипажа при тушении пожара;

для обеспечения работы систем пожаротушения.

Среда горючая — воспламеняющиеся жидкости, воспламеняющиеся сжатые, сжиженные и растворенные под давлением газы, воспламеняющиеся твердые горючие материалы и вещества, в том числе грузы, топливо, отделка, оборудование, изоляция, мебель.

Сталь или другой равноценный материал — любой негорючий материал, который сам по себе или благодаря покрывающей его изоляции обладает к концу применимого огневого воздействия при стандартном испытании на огнестойкость конструктивными свойствами и огнестойкостью, равноценными стали (например, алюминиевый сплав с соответствующей изоляцией).

Сырая нефть — любая нефть, которая встречается в естественном виде в недрах земли, независимо от того, обработана она или нет с целью ее транспортировки, включая сырую нефть, из которой могли быть удалены некоторые фракции перегонки, и сырую нефть, в которую могли быть добавлены некоторые фракции перегонки

Температура вспышки —температура в градусах Цельсия (испытание в закрытом тигле), при которой жидкость выделяет легковоспламеняющиеся пары в количестве, достаточном для воспламенения, установленная с помощью одобренного прибора.

Транспортное средство без топлива в баках — автомобили, мотоциклы, тягачи и пр., приводимые в движение двигателем внутреннего сгорания и имеющие пустыми топливную систему и топливные баки, а также отсоединенные от аккумулятора оба батарейных провода.

Тушение объемное — заполнение защищаемого помещения средой, не поддерживающей горения.

Тушение поверхностное —охлаждение или смачивание горящих поверхностей либо ограничение доступа кислорода к ним.

Установки жидкого топлива — см. определение в 1.2 части VII «Механические установки».

Центр безопасности —пост управления, предназначенный для управления чрезвычайными ситуациями. Неотъемлемой частью функций центра безопасности являются эксплуатация, контроль и/или мониторинг систем безопасности.

Центральный пожарный пост управления (ЦПП) — пост управления, в котором сосредоточены средства управления и индикации:

стационарных систем сигнализации обнаружения пожара;

автоматической спринклерной системы пожаротушения, а также дистанционные пусковые устройства других противопожарных систем; панели индикации противопожарных дверей; закрытия противопожарных дверей; панели индикации водонепроницаемых дверей; закрытия водонепроницаемых дверей; вентиляторов;

общесудовой авральной сигнализации/системы оповещения о пожаре;

системы внутрисудовой связи, включая телефоны; и

микрофонов командного трансляционного устройства.

13 ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

1.3.1    Общие положения, относящиеся к порядку классификации, освидетельствованиям при постройке и классификационным освидетельствованиям, а также требования к технической документации, представляемой на рассмотрение Регистру, изложены в Общих положениях о классификационной и иной деятельности и части I «Классификация».

1.3.2    Во время постройки судна освидетельствованиям Регистра подлежат конструктивная противопожарная защита, материалы, идущие на внутреннюю отделку судовых помещений, в отношении их пожароопасных свойств, системы пожаротушения и пожарной сигнализации, регламентируемые настоящей частью.

В отношении противопожарного снабжения производится только проверка размещения и комплектности в соответствии с требованиями настоящей части Правил.


Правила классификации и постройки морских судов


1.3.3 Для одобрения активных средств борьбы с пожарами и пассивных средств конструктивной противопожарной защиты согласно требованиям настоящей части Правил Регистру должны быть представлены:

.1 материалы по огневым испытаниям, проведенным компетентными организациями, подтверждающие эффективность вновь применяемого огнетушащего вещества при рекомендуемых нормативах по составу и интенсивности подачи, а также сведения об условиях и продолжительности его хранения;

.2 отчеты признанных лабораторий по огневым испытаниям противопожарных конструкций типов А и В, закрытий отверстий и проходов (вырезов) в этих конструкциях (в том числе дверей типов А и В) (см. 1.6);

.3 чертежи узлов противопожарных конструкций с протоколами признанных лабораторий об испытаниях, подтверждающих их соответствие конструкциям типов А и В;

.4 отчеты признанных лабораторий об испытаниях пожароопасных свойств материалов (см. 1.6);

.5 чертежи типовых узлов (оборудования) систем пожаротушения и предметов противопожарного снабжения;

.6 необходимые расчеты, подтверждающие выполнение требований настоящей части Правил.

1.4 ПЛАНЫ ПОЖАРНЫЕ

1.4.1 На каждом судне в ЦПП либо в рулевой рубке или на видных местах в коридорах и вестибюлях должны быть вывешены планы общего расположения судна, ясно показывающие для каждой палубы:

.1 размещение постов управления;

.2 расположение огнестойких и огнезадерживающих конструкций;

.3 помещения, защищаемые системой пожарной сигнализации;

.4 помещения, защищаемые стационарными системами пожаротушения с указанием местонахождения приборов и арматуры для управления их работой, а также расположение пожарных кранов;

.5 средства доступа в различные отсеки, на палубы и т. п. с указанием путей эвакуации, коридоров и дверей;

.6 систему вентиляции, включая места управления вентиляторами, места установки заслонок, а также идентификационные номера вентиляторов, обслуживающих группы помещений, выгороженных противопожарными конструкциями;

.7 размещение противопожарного снабжения;

.8 местонахождение документов, указанных в 1.4.6;

.9 размещение аварийных дыхательных устройств, указанных в 5.1.23.

1.4.2    Вместо планов общего расположения судна сведения, указанные в 1.4.1, могут быть изложены в буклете, по одному экземпляру которого должно храниться у каждого лица командного состава и один — в легкодоступном месте.

1.4.3    Второй комплект планов общего расположения судна или буклет, защищенные от воздействия морской среды, должны постоянно храниться снаружи надстройки в брызгозащищенном укрытии, окрашенном в красный цвет и обозначенном специальным знаком в соответствии с указаниями циркуляра ИМО MSC/Circ.451 (см. рис. 1.4.3-1).

Укрытие должно легко открываться, быть легкодоступным для береговых пожарных и располагаться в местах с хорошей освещенностью, где по возможности имеется также аварийное освещение.

На нефтеналивных судах, газовозах и химовозах укрытие не должно располагаться на переборках надстроек, обращенных в сторону грузовой зоны, а также на примыкающих к ним бортовых переборках на расстоянии 3 м.

Если укрытие не находится непосредственно у сходного трапа, должны быть предусмотрены специальные знаки (см. рис. 1.4.3-2), указывающие путь к нему. Размеры знаков должны быть не менее 300 х 400 мм.

1.4.4 Сведения на планах и в буклетах должны быть приведены на государственном, английском или французском языках, при этом условные обозначения


элементов, перечисленных в 1.4.1, должны соответствовать резолюции ИМО А.952(23) «Графические символы, используемые в планах противопожарной защиты».

Для судов, не совершающих международных рейсов, перевод на английский или французский языки не требуется.

Графические символы должны быть изображены в цветной раскраске.

1.4.5    Все изменения в противопожарной защите судна должны вноситься в документы, указанные в 1.4.1 и 1.4.2.

1.4.6    В отдельной папке, хранящейся в легкодоступном месте, должны находиться инструкции по техническому обслуживанию и применению всех судовых средств и установок для тушения и локализации пожара.

1.4.7    На пассажирских судах, перевозящих более 36 пассажиров, планы и буклеты должны предоставлять информацию в отношении противопожарной защиты, обнаружения пожара и пожаротушения в соответствии с 1.4.1, а также с учетом резолюции ИМО А.756(18).

1.5 ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ СУДОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

1.5.1    Посты управления:

.1 помещения, в которых расположено судовое радиооборудование или главное навигационное оборудование (в частности: тумба штурвала, компас, радар и оборудование для определения местоположения судна) или аварийный источник энергии (в том числе: аккумуляторные батареи независимо от их емкости, требуемые согласно части XI «Электрическое оборудование»), либо в которых сосредоточены средства сигнализации обнаружения пожара или управления пожаротушением. Помещение рулевой машины, содержащее ее аварийное управление, не рассматривается как пост управления. Если в настоящей части нет требований по сосредоточению основных компонентов стационарных систем пожаротушения в посту управления, такие компоненты могут размещаться в помещениях, которые не рассматриваются как посты управления;

.2 посты управления (см. 1.5.1.1), которые могут быть также отнесены к машинным помещениям, такие как помещения аварийных дизель-генераторов;

3 помещения, в которых сосредоточено управление процессами погружения, всплытия, кренования;

.4 посты управления пожарно-спасательными операциями (см. 6.6.2).

1.5.2    Жилые помещения:

. 1 помещения, используемые как каюты, коридоры, офисы, лазареты, кинозалы, комнаты для игр и развлечений, парикмахерские, буфетные, не исполь

зуемые для приема пищи и не содержащие оборудования для приготовления горячей пищи (однако такие буфетные могут содержать: кофева-рочные автоматы, тостеры, посудомоечные машины, микроволновые печи, индукционные нагреватели и подобные устройства, каждое из которых потребляет не более 5 кВт; электроплитки и кухонные плиты для подогревания пищи, потребляющие не более 2 кВт и с температурой поверхности не более 150 °С), и другие подобные помещения;

.2 общественные помещения: те из жилых помещений, которые используются как столовые, салоны и т. п. постоянно выгороженные помещения;

.3 санитарно-гигиенические помещения: те из общественных помещений, которые используются как душевые, ванные, туалеты, небольшие прачечные, закрытые плавательные бассейны и т. п.

1.5.3    Служебные помещения:

.1 служебные помещения, используемые как камбузы (помещения, в которых находятся электроплиты и кухонные плиты мощностью свыше 5 кВт), буфетные, содержащие оборудование для приготовления горячей пищи (такие буфетные могут содержать: тостеры, микроволновые печи, индукционные нагреватели и подобные устройства, потребляющие не более 5 кВт; электроплитки и кухонные плиты для подогревания пшци, потребляющие до 5 кВт), различные мастерские, не являющиеся частью машинных помещений, и другие подобные помещения, а также шахты, ведущие в эти помещения;

.2 служебные помещения, используемые как:

.2.1 кладовые взрывчатых веществ;

.2.2 кладовые легковоспламеняющихся материалов и веществ — малярные, кладовые воспламеняющихся жидкостей, воспламеняющихся сжиженных и сжатых газов, станции раздачи топлива и т. п.;

.23 кладовые, иные, чем указанные в 1.53.2.1 и 1.53.2.2;

.2.4 производственные помещения, определенные в 1.5.8;

3 посты управления грузовыми операциями (см. определения 1.2 части VII «Механические установки»),

1.5.4    Грузовые помещения:

.1 грузовые танки, предназначенные для перевозки грузов наливом, в том числе сливные цистерны;

.2 помещения для сухих грузов, не относящихся к судовым запасам: сухогрузные и рефрижераторные трюмы и твиндеки, предназначенные в том числе и для перевозки контейнеров и съемных цистерн, опасных грузов в таре и навалом, автотранспорта без топлива в баках; склады выработанной продукции, утиля, промыслового снабжения, тары и т. п., в том числе шахты для выгрузки продукции, грузовых лифтов и сходов, ведущих в эти помещения;


Правила классификации и постройки морских судов

.3 грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, обычно не разделенные на отсеки и простирающиеся на значительную часть либо на всю длину судна, в которые автотранспортные средства с топливом в баках для передвижения своим ходом и/или грузы (в таре или навалом, находящиеся в железнодорожных вагонах или на автомобилях, на транспортных средствах (включая автомобильные и железнодорожные цистерны), на трейлерах, в контейнерах, на поддонах, в съемных цистернах либо в подобных укрупненных единицах или других емкостях) обычно загружаются или выгружаются из них в горизонтальном направлении. Такие помещения подразделяются на:

.3.1 закрытые грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, не являющиеся помещениями, указанными в 1.5.4.3.2 и 1.5.4.5;

.3.2 открытые грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, открытые с обоих концов или с одного конца и имеющие достаточную естественную вентиляцию, эффективную по всей их длине, через постоянные отверстия в бортовой обшивке или в подволоке или сверху, причем общая площадь отверстий должна составлять не менее 10% от площади бортовой обшивки помещений;

.4 помещения транспортных средств, предназначенные для перевозки автотехники с топливом в баках для передвижения своим ходом, которые подразделяются на:

.4.1 закрытые помещения транспортных средств, не являющиеся ни открытыми помещениями транспортных средств ни открытыми палубами;

.4.2 открытые помещения транспортных средств, открытые аналогично 1.5.4.3.2;

.5 открытая палуба — палуба, полностью открытая воздействию окружающей среды сверху и не менее чем с двух сторон.

1.5.5    Машинные помещения — см. определение в 1.2 части VTT «Механические установки».

1.5.6    Машинные помещения категории А — см. определение в 1.2 части VII «Механические установки».

1.5.7    Насосные отделения на наливных и комбинированных судах:

.1 помещения грузовых насосов, в которых расположены грузовые насосы, а также выходы и шахты, ведущие в такие помещения; насосные отделения, примыкающие к грузовым танкам и сливным цистернам (см. 2.4.7);

.2 насосные отделения, в которых расположены насосы только для перекачки воды и жидкого топлива

1.5.8    Производственные помещения — помещения на судах специального назначения, не являющиеся ни машинными помещениями, ни их

частью, такие как производственные цеха, лаборатории и другие подобные помещения, а также шахты, ведущие в эти помещения, в которых:

.1 применяется жидкое топливо, воспламеняющиеся жидкости или обрабатываются горючие материалы;

.2 не применяются воспламеняющиеся жидкости и не обрабатываются горючие материалы.

Производственные помещения должны отвечать требованиям настоящей части для служебных помещений, если не указано иное.

1.5.9    Помещения специальной категории — выгороженные помещения транспортных средств, расположенные над или под палубой переборок, в которые транспортные средства могут въезжать и из которых они могут выезжать своим ходом и в которые имеют доступ пассажиры. Эти помещения могут размещаться более чем на одной палубе, при условии, что общий габарит по высоте для транспортных средств не превышает 10 м.

1.5.10    Специальные электрические помещения — см. 1.2 части XI «Электрическое оборудование».

1.6 ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ И ИСПЫТАНИЯ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ СОГЛАСНО КОДЕКСУ ПИО

1.6.1    Кодекс ПИО применяется к материалам и изделиям, которые должны быть испытаны и оценены в соответствии с его положениями и одобрены Регистром, как это требуется в настоящих Правилах.

1.6.2    Если в тексте какого-либо требования настоящих Правил имеется ссылка на Кодекс ПИО, это означает, что материал или изделие должны быть испытаны в соответствии с применимой методикой или методиками испытаний, изложенными в Кодексе ПИО, за исключением случаев, предусмотренных в этом же Кодексе.

1.63 В соответствии с применимыми частями Кодекса ПИО должны быть испытаны материалы и изделия, которые упомянуты в настоящих Правилах как:

.1 негорючие (см. 2.1.1.5, 2.1.2, 2.2.2.5 и 2.3.4). Негорючим считается материал, который при нагревании до температуры примерно 750 °С не горит и не выделяет легковоспламеняющихся паров в количестве, достаточном для их самовоспламенения. Любой другой материал считается горючим. Однако изделия, изготовленные только из стекла, бетона, керамические изделия, природный камень, каменные или кирпичные секции, конструкционные металлы и металлические сплавы рассматриваются как негорючие и могут устанавливаться без испытания;

.2 не выделяющие чрезмерное количество дыма и токсичных продуктов (см. 2.1.1.7 и 2.1.2.6) или