Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

19 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Положение устанавливает требования к организации и проведению расследования причин аварий зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов, происшедших в процессе строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также порядок передачи донесений об авариях и оформления результатов расследований. Документ предназначен для инженерно-технических работников министерств и ведомств СССР, союзных и автономных республик, исполкомов Советов народных депутатов, а также предприятий, организаций и учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общая часть

2 Донесения об авариях

3 Расследование причин аварий

4 Местные комиссии предварительного расследования причин аварий

5 Технические комиссии по расследованию причин аварий

6 Порядок утверждения, рассмогрения и контроля материалов по расследованию причин аварий

Приложение 1. Обязательное. Акт предварительного расследовавия причин аварии местной комиссией

Приложение 2. Обязательное. Акт расследования причин аварии технической комиссией

Приложение 3. Обязательное. Учет случаев аварий зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19

Издание официальное

Государственный комитет СССР по делам строительства (Госстрой СССР)

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке расследования причин аварий зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов

Утверждено

постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 5 июня 1986 г. № 76

Москва 1986

УДК 69.059.22

Положение о порядке расследования причин аварий зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов: Утв. Госстроем СССР от 5 июня 1986 г./ Госстрой СССР. - М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. - 16 с.

Разработано Госстройинспекцией Госстроя СССР {Л. Д. Геращенко).

С введением в действие настоящего Положения утрачивает силу постановление Госстроя СССР от 23 мая 1973 г. № 77 „Об утверждении Положения о порядке расследования причин аварий (обрушений) зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов”.

Для инженерно-технических работников министерств и ведомств СССР, союзных и автономных республик, исполкомов Советов народных депутатов, а также предприятий, организаций и учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности.

© ЦИТП Госстроя СССР, 1986

Перечень приложений1_

Почтовый адрес и № телефона, принятые для связи с местной комиссией

Председатель местной комиссии

подпись

1 К акту прилагаются фотоснимки, чертежи, зарисовки или описание положения конструкций здания, сооружения до срочной разборки в целях спасения пострадавших, справка о состоянии погоды, материалы опроса свидетелей аварии и другие материалы по усмотрению местной комиссии.

подписи

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Обязательное УТВЕРЖДАЮ

подпись, должность _ 19    г.

Министерство, ведомство_

(СССР, республики)

Главное территориальное управление по строительству, всесоюзное производственное объединение, объединение, трест, строительное управление

Предприятие _

Здание, сооружение, цех_

АКТ

расследования причин аварии технической комиссией

___19_г.    _

место составления акта

Техническая комиссия, назначенная

кем назначена.

наименование, дата, № документа

в составе председателя.

фамилия, имя, отчество, занимаемая должность, место работы членов комиссии_

фамилия, имя, отчество, должность, место работы

с участием приглашенных специалистов

наименование основных

организаций

составила настоящий акт по расследованию причин аварии, происшедшей

на _

наименование здания, сооружения, его местонахождение.

принадлежность, дата и время суток, когда произошла авария

Подробное описание аварии с указанием объема обрушившихся и частично поврежденных конструкций, последовательности обрушения, последствий (полная, частичная приостановка строительства или эксплуатации, количество пострадавших, ориентировочные потери и т. д.) и других данных, характеризующих в целом масштаб аварии_

Основные технические характеристики здания, сооружения, его размеры, примененные несущие и ограждающие конструкции__

размеры здания в плане, количество пролетов, шаг колонн.

описание конструкций и т. п.

Наименование:

а) проектной организации, разработавшей проект или осуществившей привязку типового или повторно применяемого индивидуального проекта

б) экспертных органов, давших заключение по проекту

в) предприятий, поставивших строительные конструкции, изделия и материалы, примененные в разрушенной части здания, сооружения_

г) строительной организации, осуществлявшей строительство

д) монтажной организации, осуществлявшей монтаж конструкций

е) предприятия, организации, учреждения в эксплуатации которых нахо дится здание, сооружение_

Даты начала строительства и основных этапов возведения частей здания, сооружения, состояние строительства; дата начала и условия эксплуатации здания, сооружения, дата ввода в эксплуатацию, основные дефекты, обнаруженные в процессе эксплуатации здания, сооружения_

Фамилии,имена, отчества должностных лиц, непосредственно руководивших строительством, техническим и авторским надзором или эксплуатацией зданий сооружения, на котором произошла авария; наличие у них специального технического образования или права на производство работ (при аварии на жилищно-гражданском строительстве)_

Обстоятельства, при которых произошла авария,и условия работы конструкций в момент аварии:

атмосферные условия (температура воздуха, сила ветра, величина снегового покрова и т. п.)_

нагрузки и воздействия, в том числе не предусмотренные проектом.

работы, производившиеся при строительстве или эксплуатации здания, сооружения или вблизи него непосредственно перед аварией (в том числе взрывы, забивка сваи, рыхление грунта, подвеска грузов к существующим конструкциям и т. п.) _

зафиксированные признаки предаварийного состояния здания, сооружения и принятые строящей или эксплуатирующей организацией меры по предупреждению аварии_________

другие обстоятельства, которые могли способствовать началу или развитию аварии _

Краткое изложение объяснений очевидцев аварии

Оценка качества проектных решений, выполненных строительно-монтажных работ, примененных строительных конструкций, изделий и материалов.

Оценка отступлений от проекта и нарушения требований СНиП, ГОСТ, правил по технической эксплуатации зданий и сооружений, подъемно-транспортного оборудования; соблюдение требований по ведению исполнительской документации и т. п.__

Оценка результатов испытаний материалов, конструкций и дополнительных исследований, назначенных комиссией_

Оценка деятельности работников технического и авторского надзора (с указанием фамилий и должностей) и организаций, осуществляющих контроль за качеством строительно-монтажных работ и примененных конструкций, изделий и материалов (по результатам расследования причин аварии) _

Краткое изложение объяснений должностных лиц, ответственных за проектирование, строительство и эксплуатацию разрушившегося здания, сооружения, его частей или отдельных конструкций_

Заключение технической комиссии, в котором указывается: установленная причина, вызвавшая достижение конструкциями или основаниями состояния, приведшего к аварии здания, сооружения (недостаточная прочность, жесткость или устойчивость конструкций; перегрузка в результате неправильного учета действующих нагрузок; изменение расчетной схемы работы конструкций при монтаже; ослабление сечений элементов конструкций, узлов, сварных швов; подвеска к конструкциям различного вида дополнительного оборудования; отсутствие защиты конструкций, работающих в агрессивной среде; неравномерная осадка фундаментов; пучение грунта; замачивание лессовидных просадочных грунтов и т. д.). Указывается, в связи с какими нарушениями проекта и рабочей документации или рабочего проекта, требований нормативных документов и государственных стандартов возникла причина, вызвавшая аварию (отступление от рабочих чертежей или проекта производства работ, несоблюдение строительных норм и правил производства работ, а также технических условий и государственных стандартов при изготовлении конструкций, примененных для строительства, нарушение правил технической эксплуатации зданий, сооружений, технологического подъемно-транспортного оборудования, ошибки в проекте и др.).

Указываются должностные лица, причастные к непосредственной причине аварии _

Рекомендации и мероприятия по ликвидации последствий аварии (условия и принятые меры по ускорению возобновления строительства или эксплуатации сохранившейся части здания, сооружения до полного восстановления разрушившейся части, необходимые меры по усилению конструкций сохранившейся части, мероприятия по восстановлению обрушившейся части здания, сооружения и т. п.)_

При авариях на эксплуатируемом здании, сооружении дается заключение о его состоянии перед аварией и выполнении правил технической эксплуатации, указывается дата последнего планово-предупредительного ремонта (плановая и фактическая)_

Приложение к акту:

а)    акт предварительного расследования причин аварий;

б)    фотоснимки, чертежи, зарисовки, схемы;

в)    результаты лабораторных испытаний материалов, элементов конструкций и т. п.;

г)    проверочные расчеты конструкций;

д)    справка о материальном ущербе, включающая стоимость ликвидации аварии (ориентировочную), потери производства в натуральном выражении (для эксплуатируемых предприятий) и потери в денежном выражении. Продолжительность простоя объекта в результате аварии (в сутках);

е)    заключение экспертов;

ж)    дополнительные инженерно-геологические исследования и другие материалы;

з)    материалы опроса очевидцев и объяснения должностных лиц;

и)    список лиц (с указанием должностей и организаций, в которых работают), участвовавших в расследовании причин аварии, но не вошедших в состав технической комиссии;

к)    другие материалы по указанию технической комиссии.

Председатель технической комиссии

подпись, № служебного телефона

19_г.

Члены технической комиссии:

подписи

Представители привлеченных организаций (основных)

должности, организации, подписи

14

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1.    Настоящее Положение устанавливает требования к организации и проведению расследования причин аварий зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов, происшедших в процессе строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также порядок передачи донесений об авариях и оформления результатов расследований.

Указанные требования являются обязательными для всех министерств и ведомств СССР, союзных и автономных республик, исполкомов Советов народных депутатов, а также предприятий, организаций и учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности.

Расследование причин аварий должно осуществляться также с учетом требований ведомственных нормативных документов, разработанных в соответствии с настоящим Положением и согласованных с Госстроем СССР.

Если при авариях имели место несчастные случаи, то их расследования проводятся в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным ВЦСПС (постановление от 13 августа 1982 г. № 11-6).

1.2.    Расследованию подлежат все происшедшие аварии, связанные с обрушением (разрушением) зданий, сооружений, их частей и отдельных конструктивных элементов, а также с их деформациями, угрожающими безопасному ведению работ, или аварии, вызвавшие нарушение (остановку) производственного процесса.

1.3.    По степени последствий аварии разделены на две категории.

К первой категории отнесены аварии, приведшие к прекращению строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или эксплуатации здания, сооружения в целом, либо отдельной его части, а также аварии отдельных конструктивных элементов, вызвавшие остановку строительных работ или производственного технологического процесса на срок более 4 ч.

Ко второй категории отнесены аварии отдельных конструктивных элементов (например, балок, панелей, ригелей), вызвавшие остановку строительных работ или производственного технологическою процесса на срок менее 4 ч.

1.4.    Руководители предприятий, организаций или учреждений, осуществляющие строительство, техническое перевооружение, реконструкцию, капитальный ремонт или эксплуатацию здания, сооружения, на котором произошла авария, обязаны принять в первую очередь необходимые меры по спасению пострадавших и оказанию им помощи, а также по предотвращению дальнейшего распространения разрушений, пожара, по установлению границ опасной зоны и ограничению доступа в нее людей.

В случаях вынужденной срочной разборки обрушившихся конструкций для спасения пострадавших или восстановления здания, сооружения в целях неотложного возобновления его безопасной эксплуатации, указанные конструкции или их элементы должны быть сохранены и до начала разборки необходимо зафиксировать их положение (на фотографиях, эскизах, схемах).

2. ДОНЕСЕНИЯ ОБ АВАРИЯХ

2.1. О всех авариях руководители генподрядных строительных (строительно-монтажных, ремонтно-строительных) организаций или действующих предприятий, организаций, учреждений, строящих хозяйственным способом или эксплуатирующих здания и сооружения, обязаны немедленно передать донесения непосредственно в вышестоящие органы по ведомственной подчиненности (министерства, ведомства СССР и союзных республик, советы министров автономных республик, исполкомы краевых, областных и городских Советов народных депутатов) и в Госстрой союзных республик, а при аварии первой категории - и в органы прокуратуры по месту, где произошла авария.

Указанные вышестоящие органы в суточный срок должны сообщить о происшедшей аварии в Госстрой СССР.

1

Республиканские министерства и ведомства об авариях первой категории уведомляют также министерства и ведомства СССР.

Об авариях первой категории, происшедших на важнейших народнохозяйственных объектах, министерства и ведомства СССР, кроме того, докладывают в соответствии с установленным порядком в Совет Министров СССР, а министерства, ведомства союзной республики, советы министров автономных республик, исполкомы краевых, областных, городских Советов народных депутатов - в советы министров союзных республик, а также в соответствующие ЦК профсоюза.

2.2. Донесения о происшедших авариях должны содержать сведения: о полном наименовании объекта; ведомственной подчиненности предприятия, организации, учреждения; проектной организации, разработавшей проект; дате и времени суток происшедшей аварии; месте расположения здания, сооружения; характере и объеме разрушений; количестве пострадавших и тяжести травм; обстоятельствах, при которых произошла авария, а также о принятых неотложных мерах и вероятной причине аварии.

3. РАССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН АВАРИЙ

3.1.    Основной целью расследования причин аварий является установление факторов, их вызвавших, выявление должностных лиц, причастных к непосредственной причине аварии, определение материального ущерба и разработка мероприятий по ликвидации последствий и предупреждению аварий. При расследовании устанавливаются с максимальной достоверностью: нагрузки и другие воздействия на конструкции в момент аварии; состояние конструктивных элементов перед аварией; нарушения норм и правил проектирования, производства строительно-монтажных работ или эксплуатации зданий, сооружений; отступления от проекта, явившиеся непосредственной причиной аварии; а также факторы, способствовавшие ее возникновению и развитию.

3.2.    Расследование причин аварий должно проводиться с привлечением высококвалифицированных специалистов и с использованием современных технических средств.

3.3.    Вес аварии подлежат расследованию техническими комиссиями, а в случаях, когда необходима срочная разборка обрушившихся конструкций, их частей или конструктивных элементов для спасения пострадавших или восстановления здания, сооружения, для неотложного возобновления их безопасной эксплуатации, до начала работы технических комиссий создаются местные комиссии предварительного расследования причин аварий.

4. МЕСТНЫЕ КОМИССИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ

4.1. Местные комиссии назначаются немедленно после аварии руководителями подрядных строительных (строительно-монтажных, ремонтно-строительных) управлений или приравненных к ним организаций, а также действующих предприятий, организаций, учреждений, строящих хозяйственным способом или эксплуатирующих здания, сооружения.

В состав местных комиссий включаются представители генподрядной и субподрядной строительно-монтажных организаций, проектной организации, разработавшей проект, заказчика или дирекции действующего предприятия, а при авариях на жилищно-гражданских объектах - представители органов Госархстройконтроля.

При авариях на предприятиях и объектах, подконтрольных Госгортехнадзору СССР, Госатомэнергонадзору и Главгосгазнадзору СССР Мингазпрома, в состав местных комиссий включаются представители указанных органов, а при авариях, повлекших несчастные случаи, - представители комитетов профсоюза строительной (строительно-монтажной, ремонтно-строительной) организации или действующего предприятия,

2

организации, учреждения, строящих хозяйственным способом или эксплуатирующих здания, сооружения, на которых произошла авария.

Председатель местной комиссии назначается руководителем предприятия, организации, учреждения, создавшего указанную комиссию.

4.2.    Местная комиссия до прибытия технической комиссии должна:

произвести осмотр конструкций и зафиксировать их положение в соответствии с требованиями, изложенными в п. 1.4;

осуществить меры по предотвращению дальнейшего распространения разрушения, безопасному производству работ при первоочередной разборке или временном укреплении конструкций, ограничению доступа людей в зону аварии;

организовать эвакуацию пострадавших, опросить очевидцев аварии и определить вероятные ее причины.

Для восстановления здания, сооружения производится разборка обрушившихся конструкций, освобождение проездов и неповрежденного технологического оборудования; разобранные конструкции сохраняются для дальнейшего обследования технической комиссией.

4.3.    Местная комиссия составляет акт предварительного расследования аварии (по форме согласно обязательному приложению 1), который передается предприятию, организации, учреждению, назначившему данную комиссию, и председателю технической комиссии.

5. ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМИССИИ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ПРИЧИН АВАРИЙ

5.1.    Технические комиссии по расследованию причин аварий назначаются в сроки не позднее, чем в течение двух суток с момента аварии.

5.2.    При авариях первой категории на зданиях и сооружениях предприятий, организаций. учреждений общесоюзного, союзно-республиканского подчинения технические комиссии по расследованию причин аварий назначаются:

Госстроем СССР - по поручению Совета Министров СССР;

министерствами и ведомствами СССР с уведомлением в установленном порядке советов министров союзных республик, на территории которых произошли аварии.

5.3.    При авариях первой категории на зданиях и сооружениях предприятий, организаций, учреждений республиканского подчинения технические комиссии по расследованию причин аварий назначаются:

госстроями союзных республик - по поручению советов министров союзных республик;

министерствами и ведомствами союзных республик, советами министров автономных республик;

министерствами, ведомствами автономных республик, исполкомами краевых, областных, городских (в городах республиканского подчинения) Советов народных депутатов - при авариях на строительстве зданий, сооружений, осуществляемом подчиненными подрядными строительными (строительно-монтажными, ремонтно-строительными) организациями или на строящихся хозяйственным способом, а также эксплуатирующихся зданиях, сооружениях действующих подчиненных предприятий, организаций, учреждений.

П ри мечани я к пл. 5.2 и 5.3: 1. Технические комиссии назначаются строительными министерствами и ведомствами (подрядчиками) при авариях, происшедших на строительстве, при техническом перевооружении, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений, осуществляемых подрядным способом;

2. Технические комиссии назначаются отраслевыми министерствами и ведомствами при авариях, происшедших на строительстве, при техническом перевооружении, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений, осуществляемых хозяйственным способом, или при авариях на Эксплуатируемых зданиях, сооружениях;

3

3. Технические комиссии могут быть назначены совместно отраслевыми и строительными министерствами и ведомствами.

5.4.    При авариях второй категории технические комиссии назначаются:

главными территориальными управлениями по строительству, всесоюзными производственными объединениями, трестами и приравненными к ним подрядными строительными организациями, а также руководителями действующих предприятий, организаций, учреждений, строящих хозяйственным способом или эксплуатирующих здания, сооружения, на которых произошла авария;

исполнительными комитетами краевых, областных, районных, городских Советов народных депутатов при авариях на зданиях, сооружениях, подчиненных предприятий, организаций, учреждений.

5.5.    В состав технических комиссий при расследовании аварий первой категории включаются представители соответствующих министерств и ведомств, предприятий, организаций, учреждений, на объектах которых произошла авария, органов Госарх-стройконтроля (по жилищно-гражданским объектам), генеральной подрядной строительной (строительно-монтажной, ремонтно-строительной) организации, генеральной проектной организации, при необходимости соответствующих субподрядных строительно-монтажных и проектных организаций, разработавших проект, предприятий -поставщиков строительных изделий, конструкций и оборудования, а также представители госстроев союзных республик по согласованию с ними.

Для расследования причин аварий на предприятиях и объектах, подконтрольных Госгортехнадзору СССР, Госатомэнергонадзору и Главгосгазнадзору СССР Мингаз-прома, в состав технических комиссий включаются представители указанных органов по согласованию с ними.

При авариях, повлекших за собой несчастные случаи, требующие специального расследования, в состав технических комиссий, назначаемых Госстроем СССР, включаются представители ВЦСПС по согласованию с ним; в состав технических комиссий, назначаемых другими органами, включаются представители ЦК профсоюзов, республиканских, краевых, областных комитетов и советов профсоюзов по согласованию с ними.

5.6.    В состав технических комиссий при расследовании аварий второй категории включаются представители: органа, назначившего техническую комиссию,предприятия, организации, учреждения, на объектах которых произошла авария; местного органа Госархстройконтроля (в случаях аварий на жилищно-гражданских объектах); генеральной или субподрядной проектной организации.

При авариях, повлекших за собой несчастные случаи, в состав комиссии включаются представители ЦК профсоюзов, республиканских, краевых, областных комитетов и советов профсоюзов по согласованию с ними.

5.7.    Председатель технической комиссии по расследованию причин аварии назначается органом, создавшим комиссию. Этим же органом устанавливается срок проведения указанного расследования.

5.8.    Техническая комиссия в процессе расследования причин аварий:

проводит осмотр здания, сооружения, на котором произошла авария, устанавливает количество необходимых фотоснимков, эскизов общего вида обрушившегося здания, сооружения, отдельных поврежденных элементов конструкций и их соединений, а также основания;

фиксирует на основе имеющихся документов, опроса очевидцев аварии и должностных лиц строительной (строительно-монтажной, ремонтно-строительной) организации, заказчика или действующего предприятия, организации, учреждения, а именно:

признаки предаварийного состояния зданий, сооружений и принятые меры к предупреждению аварии;

состояние строительства или условия эксплуатации зданий, сооружений, а также метеорологические условия перед аварией;

4

виды и характер работ, производившихся в здании, сооружении и вблизи него непосредственно перед аварией;

другие обстоятельства, необходимые для выяснения причин аварии.

Данные опроса очевидцев аварии и должностных лиц оформляются заявлениями, объяснительными записками, заверенными двумя членами технической комиссии;

проверяет качество технических решений, принятых в проекте и рабочей документации (в рабочем проекте), соблюдение требований нормативных документов и государственных стандартов; определяет:

качество выполнения строительно-монтажных работ или отдельных узлов сопряжения конструкций, соответствие их проекту и требованиям нормативных документов, для чего проводит детальное обследование обрушившихся конструкций;

качество примененных материалов, изделий и конструкций и соответствие их проекту и требованиям государственных стандартов и технических условий (прочность, размеры, объемная масса, марка и т. д.);

порядок и место отбора проб, количество образцов материалов или элементов конструкций для необходимых испытаний, а также характер и объем последних;

объем дополнительных исследований, необходимость проведения экспертизы по вопросам, связанным с выявлением обстоятельств и причин аварии;

величины фактических нагрузок, действовавших на строительные конструкции в момент аварии, температурных и других воздействий, а также состояние конструкций или основания к моменту аварий;

объем необходимых проверочных расчетов конструкций зданий и сооружений (по принятым проектным решениям, фактическим нагрузкам, сечениям, материалам и их характеристикам с учетом допущенных отступлений от проектов, уменьшения размеров сварных соединений и т. д.) с указанием организаций или лиц, которым поручается выполнение этих расчетов;

допущенные при эксплуатации отклонения от требований правил по технической эксплуатации здания, сооружения, подъемно-транспортного и технологического оборудования;

наличие технического паспорта и ведение журнала по эксплуатации технологического оборудования, здания, сооружения; в случае отсутствия указанных документов определяет допущенные при эксплуатации нарушения, влияющие на состояние здания, сооружения или на его несущие конструктивные элементы, а также дефекты конструкций, обнаруженные в процессе эксплуатации здания, сооружения;

фактические объемы обрушений (разрушений) здания, сооружения, его частей и конструктивных элементов, на основе чего устанавливает размер материального ущерба от аварии, объем затрат на разборку и восстановление, а также потери от остановки производства на действующих предприятиях;

сроки и устанавливает порядок разборки завалов, состав обмеров и других работ в процессе разборки - для получения необходимых данных о причинах аварии;

строительные конструкции или основания зданий, сооружений, которые не удовлетворяли по несущей способности заданным требованиям при возведении, эксплуатации на основе проведенных обследований и проверочных расчетов на фактические нагрузки и условия работы; устанавливает:

объем и характер выполненных к моменту аварии строительно-монтажных работ* по данным общего журнала и специальных журналов работ, актам освидетельствования скрытых работ и промежуточной приемки ответственных конструкций и другой производственной документации, а по эксплуатируемому зданию, сооружению -наличие акта государственной приемочной комиссии или акта рабочей комиссии (в случае его приемки в эксплуатацию рабочей комиссией);

причину, вызвавшую состояние конструкций или оснований зданий, сооружений, приведшее к аварии, а также нарушений проекта и рабочей документации (рабочего проекта), требований нормативных документов и государственных стандартов;

5

в зависимости от выявленных причин аварии должностных лиц, непосредственно ответственных за проектирование, строительство, изготовление материалов, изделий, конструкций или эксплуатацию здания, сооружения, на котором произошла авария;

подготавливает:

рекомендации и мероприятия по ликвидации последствий аварии;

предложения о необходимости проведения дополнительных обследований зданий, сооружений с целью определения возможности и условий их полного восстановления, а также продолжения строительства или эксплуатации сохранившейся части здания, сооружения.

Техническая комиссия выполняет другие работы, необходимость проведения которых выявляется в ходе расследования аварии.

5.9.    При расследовании причин аварий первой категории технические комиссии для рассмотрения сложных вопросов привлекают специалистов соответствующих научно-исследовательских, проектных и других организаций.

5.10.    Техническая комиссия имеет право организовывать рабочие подкомиссии для детального изучения отдельных вопросов и привлекать к работе комиссии экспертов и представителей местных организаций и учреждений (проектных, научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений и т. д.).

5.11.    Организация проведения экспертизы, лабораторных испытаний и исследований, дополнительных инженерно-геологических изысканий и других работ, связанных с расследованием причин аварии, а также техническое оформление материалов расследования обеспечиваются органом, назначившим техническую комиссию по расследованию причин аварии.

5.12.    О результатах расследования техническая комиссия составляет акт расследования причин аварии по форме согласно обязательному приложению 2.

5.13.    Председатель и члены технической комиссии несут ответственность за полноту, тщательность и объективность расследования причин аварии.

6. ПОРЯДОК УТВЕРЖДЕНИЯ, РАССМОТРЕНИЯ И КОНТРОЛЯ МАТЕРИАЛОВ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ПРИЧИН АВАРИЙ

6.1.    Акты расследования причин аварий техническими комиссиями в двухнедельный срок подлежат утверждению органами (министерствами, ведомствами, исполкомами Советов народных депутатов), предприятиями, организациями, учреждениями, назначившими комиссии.

Утвержденные акты расследования причин аварий должны направляться ими в 5-дневный срок в Госстрой СССР, Госстрой союзной республики, на территории которой произошла авария, и органам прокуратуры, которым ранее передавались донесения. При авариях второй категории утвержденные акты расследования причин аварий должны быть направлены также в министерства, ведомства СССР, союзной и автономной республик, в исполком краевого, областного, городского Совета народных депутатов согласно ведомственной подчиненности.

6.2.    Министерства, ведомства СССР, союзных и автономных республик, исполкомы краевых, областных, городских Советов народных депутатов, рассмотрев причины аварий, обязывают соответствующие строительные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные) организации или действующие предприятия, организации, учреждения осуществить меры, исключающие возможность возникновения аварий по аналогичным причинам, контролируют реализацию указанных мер и предусмотренных в актах расследования причин аварий, мероприятий по ликвидации их последствий, а также принимают решения об ответственности лиц, непосредственно причастных к аварии.

6.3.    Госстрой союзных республик:

осуществляют надзор за соблюдением установленного порядка расследования причин аварий, происшедших на территории республики, министерствами, ведомствами, исполкомами Советов народных депутатов, предприятиями, организациями,

6

учреждениями вне зависимости от их ведомственной принадлежности; осуществляют анализ причин аварий и разрабатывают мероприятия по их предупреждению, обязательные для выполнения всеми министерствами, ведомствами республик, советами министров автономных республик и исполкомами Советов народных депутатов; ведут учет аварий по форме согласно обязательному приложению 3 и составляют ежегодный обзор аварий, представляемый в Госстрой СССР.

6А. Госстрой СССР осуществляет общий надзор за соблюдением настоящего Положения, организует и осуществляет анализ причин аварий, происшедших на строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых зданиях и сооружениях, на основе которого подготавливает специальную информацию, разрабатывает мероприятия по предупреждению аварий, обязательные для выполнения всеми министерствами и ведомствами СССР, советами министров союзных республик и исполкомами Советов народных депутатов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Обязательное

АКТ

19


предварительного расследования причин аварии местной комиссией

место составления акта

Местная комиссия, назначенная

кем назначена, наименование, дата, № документа

фамилия, имя, отчество


в составе председателя

занимаемая должность и место работы

членов комиссии

фамилия, имя, отчество, занимаемая должность и место работы

составила настоящий акт предварительного расследования причин аварии,

происшедшей на _

наименование здания, сооружения.

его местонахождение и принадлежность

Краткое описание аварии с указанием даты и времени суток, когда она произошла, объема разрушенных конструкций, количества пострадавших и других данных, характеризующих аварию__

Состояние здания, сооружения перед аварией: стадия строительства, степень возведения отдельных конструкций и завершения строительно-монтажных работ, срок эксплуатации и другие данные, определяющие состояние здания, сооружения_

Краткая характеристика обстоятельств, при которых произошла авария: состояние погоды, работы, производившиеся при возведении или эксплуатации здания, сооружения и вблизи него непосредственно перед аварией, фактические нагрузки и воздействия на конструкции и основания зданий, сооружений, возникшие в стадии их возведения или эксплуатации, и т. п.

Сведения о вынужденной разборке части обрушившихся конструкций здания, сооружения и о расположении конструкций до их разборки и о хранении _

Мероприятия, осуществляемые по предотвращению распространения аварии _

Предполагаемые причины аварии по результатам опроса очевидцев аварии или по объективным данным_

Когда, кем и каким организациям передано донесение о происшедшей аварии _