ПОЛОЖЕНИЕ
О ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ РЕМОНТАХ ОБОРУДОВАНЫ; И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МИНИСТЕРСТВА ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ
СССР
УТВЕРЖДАЮ
Министр цветной металлургии СССР П.Ф. Ломако б октибри 1981 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПЛАНОВОПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ РЕМОНТАХ ОБОРУДОВАНИЯ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МИНИСТЕРСТВА ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ
СССР
ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ
МОСКВА "НЕДРА” 1984
рукцпи по технике безопасности, охране труда и производственной санитарии; должностные инструкции.
4.2. Эксплуатационный персонал должен знать: устройство обслуживаемо!© оборудования; назначение контрольно-измерительных приборов; технологический режим работы; правила безопасной эксплуатации оборудования; действия эксплуатационного персонала при авариях на оборудовании и несчастных случаях; порядок приема и сдачи смены.
Знание ПТЭ эксплуатационным и ремонтным персоналом проверяется специальной экзаменационной комиссией в сроки, установленные ПТЭ. Лицам, успешно сдавшим экзамены, должно быть выдано удостоверение на право работы по данной профессии.
Контроль за выполнением ПТЭ возлагается на инженерно-технический персонал, в обязанности которого входят обслуживание и ремонт оборудования.
4.3. Техническое обслуживание оборудования представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предупреждение преждевременного износа машин и агрегатов путем точного выполнения правил технической эксплуатации, а также своевременного устранения мелких неисправностей.
4.4. Техническое обслуживание включает:
ежесменное техническое обслуживание;
ежесуточную проверку правильной эксплуатации и технического состояния оборудования;
периодические технические осмотры (ТО), выполняемые после наработки оборудованием определенного количества часов.
4.5. Ежесменное техническое обслуживание является основным профилактическим мероприятием, направленным на увеличение межремонтных периодов. Для своевременного и качественного обслуживания оборудования администрация предприятия обязана:
закрепить все оборудование за эксплуатационным персоналом, назначив приказом по предприятию лиц из числа инженерно-технических работников, ответственных за технически исправное состояние, безопасную и правильную эксплуатацию оборудования;
установить порядок осуществления и оформления передачи и приема оборудования по сменам (сменными мастерами, бригадирами, машинистами, аппаратчиками и лр.);
ознакомить под расписку и обеспечить эксплуатационный персонал инструкцией по эксплуатации и обслуживанию оборудования;
снабдить эксплуатационный персонал инструментом, приборами, смазочным инвентарем и другими техническими средствами, необходимыми для ухода за оборудованием.
4.6. Инструкция по ежесменному техническому обслуживанию и уходу за оборудованием должна содержать:
перечень и последовательность всех операций и работ, кото-
1>ые эксплуатационный персонал обязан производить в течение смены;
перечень наиболее часто встречающихся неисправностей оборудования и признаков, свидетельствующих об их наличии;
описание способов устранения наиболее часто встречающихся неисправностей, а также перечень необходимых для этого инструментов, приборов, материалов, приспособлений и других технических средств;
указания по безопасным методам обслуживания оборудования;
правила содержания рабочих мест;
указания о составе профилактических работ при приемке смены и при подготовке оборудования к сдаче новой смене.
4.7. В объем ежесменного технического обслуживания оборудования входят:
регулярный наружный осмотр, очистка, проверка наличия и смазка оборудования в соответствии с режимом смазки и ПТЭ смазочных систем;
проверка работы предохранительных устройств, состояния масляных и охлаждающих систем, наличия и исправности ограждающих устройств;
наблюдение за работой контрольно-измерительных приборов и автоматических устройств, за натяжением и состоянием ремней, тросов, цепей, за состоянием крепежных деталей;
проверка действия тормозов и приспособлений для остановки оборудования;
регулирование оборудования; устранение мелких неисправностей и др.
4.8. Ежесменным техническим обслуживанием предусматривается обязательная, правильно организованная передача оборудования по сменам.
Администрация предприятия определяет перечень оборудования. на которое обязательно ведение журнала приема и сдачи смен (см. приложение 1, форма I).
Принимая оборудование, сменный мастер, бригадир или машинист лично проверяет состояние оборудования и качество его уборки.
Все замеченные ненормальности в работе оборудования должны быть зафиксированы в журнале приема и сдачи смен или в сменном рапорте начальника (мастера) смены и устранены.
4.9. Ежесуточная проверка правильной эксплуатации и технического состояния оборудования предупреждает преждевременный выход его из строя. Проверка осуществляется лицами, ответственными за технически исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудовании. Все замеченные ими неисправности оборудования должны быть зафиксированы в журнале приема и сдачи смен и устранены.
4.10. Технические осмотры производятся для проверки тех* нического состояния оборудования, выявления и устранения не-
П
исправностей, а также определения объема предстоящего планового ремонта.
Результаты осмотров заносятся в формуляр оборудования (согласно ГОСТ 2.601-68), а в случае отсутствия формуляра — и агрегатный журнал (см. приложение 1, форма 2).
4.11. Технические осмотры оборудования выполняются эксплуатационным персоналом с участием ремонтного персонала по графику, как правило, в ремонтные смены и дни, а также в периоды технологических простоев.
Для выполнения технических осмотров непрерывно действующего оборудования должно предусматриваться специальное время.
4.12. В объем технического осмотра входят:
вскрытие люков и крышек, осмотр и проверка состояния узлов и механизмов, выполнение мелких ремонтных работ;
выявление п уточнение объема работ ближайшего планового ремонта:
регулирование основных узлов;
проверка правильности переключения и исполнения команд, поданных с пульта управления;
проверка исправности ограничителей и упоров.
4.13. Наладка сложного или уникального оборудования выполняется ио специальным инструкциям заводов-изготовителей или организаций, разработавших это оборудование, с привлечением в необходимых случаях специализированных наладочных организации.
4.14. Подъемно-транспортное оборудование, технологические сосуды, работающие под давлением, и подъемники подвергаются освидетельствованиям, испытаниям, надзору и обслуживанию в соответствии с требованиями Правил устройства и безопаской эксплуатации сосудов, работающих под давлением (М., Металлургия, 1970) и Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (М., Металлургия, 1970).
4.15. Техническое освидетельствование и надзор за работой шахтных подъемных установок и вентиляторов главного проветривания осуществляются в соответствии с требованиями Единых правил безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений подземным способом (М . Недра, 1977).
5. Виды ремонтов оборудования
5.1. Системой Г1ПР предусматриваются ремонты двух видов: текущий (Т) и капитальный (К). При наличии в оборудовании узлов и деталей с большой разницей в износостойкости предусматриваются различные по объему текущие ремонты (Тi и 1\).
5.2. Текущий ремонт — вид планового ремонта, при котором производятся очистка, частичная разборка оборудования, замена или восстановление футеровки, отдельных деталей, узлов и механизмов, полная или частичная замена смазочных материа-
.мои, проверка креплений, -замена вышедших из строя крепежных деталей и наладка оборудования. При текущем ремонте печных агрегатов производится частичная замена огнеупорной кладки, гарнитуры, водоохлаждасмой арматуры и других элементов печей.
5.3. Текущие ремонты выполняются силами ремонтных бригад предприятия, а в случае производства крупных текущих ремонтов (по графикам, утверждаемым вышестоящей организацией) также с привлечением подрядных специализированных организаций.
5.4. Капитальный ремонт—вид планового ремонта, при ко
тором должны быть восстановлены первоначальные качественные характеристики оборудования: производительность, мощ
ность, точность п др. При капитальном ремонте производятся очистка, полная разборка оборудования, промывка узлов, замена пли ремонт базовых деталей, замена всех изношенных деталей и узлов, сборка и наладка оборудования. При капитальном ремонте печных агрегатов производится замена всей или большей части каркаса, газоходов, огнеупорной кладки, гарнитуры н других элементов.печей.
5.5. Текущие и капитальные ремонты агрегатным, узловым или крупноблочным методами осуществляются па месте работы оборудования или на ремонтных площадках (экскаваторы, дробилки, печи, разливочные и агломерационные машины и др.), а машнносменным методом —в ремонтных цехах или мастерских (насосы, оборудование для подземных горных работ, мешалки и др.).
5.6. Капитальные ремонты могут проводиться непрерывно в полном объеме или частями — рассредоточение) в течение планируемого года.
5.7. Одновременно с капитальным ремонтом при необходимости осуществляется, модернизация оборудования по чертежам за вода-изготовителя, проектной организации или предприятия, эксплуатирующего оборудование. Под модернизацией понимаются изменения и усовершенствования конструкций оборудования, направленные на повышение производительности, износостойкости и надежности, а также на улучшение условий его обслуживания, ремонта и других эксплуатационных качеств.
5.8. Выбор объектов, определение технической направленности и объемов работ по модернизации, разработке технических заданий, конструкторской и другой документации, а также практическое осуществление работ по модернизации оборудования производятся соответствующими техническими службами предприятий с привлечением специализированных ремонтных, проектных и других организаций.
5.9. Общее руководство работами но модернизации оборудования осуществляется главным инженером предприятия.
J3
5.10. Продолжительность простоя оборудования при осуществлении капитального ремонта с модернизацией устанавливается с учетом объема работ, связанных с модернизацией.
6. Периодичность, продолжительность и трудоемкость ремонтов
6.1. В приложении 2 приведены нормативы периодичности, продолжительности, трудоемкости одного ремонта и технического осмотра и среднегодовой трудоемкости ремонтов и технических осмотров основного оборудования Министерства цветной металлургии СССР, разработанные на основе действующих норм п нормативов, обобщения опыта передовых предприятий н организаций отрасли, с учетом соблюдения установленных режимов работы оборудования, действующих правил технической эксплуатации, технологических инструкций, надлежащей организации и своевременного, качественного выполнения ремонтов и технических осмотров.
6.2. Периодичность технических осмотров определяется в основном сроками службы изнашивающихся деталей, а также необходимостью устранения пропусков в соединениях аппаратов и трубопроводов, подтяжки и регулировки узлов и механизмов, влияющих на безопасность и эффективность работы оборудования.
6.3. Периодичность текущих ремонтов устанавливается с учетом регламентированных заводами-изготовителями и- проверенных практикой сроков службы изнашивающихся узлов и деталей, а также стойкости огнеупорной кладки и кислотоупорной футеровки оборудования. При этом принимается во внимание, что по истечении указанных сроков дальнейшая работа оборудования без ремонта приводит к прогрессирующему его износу и выходу из строя.
6.4. Периодичность капитальных ремонтов определяется сроками службы базовых деталей и узлов, а также необходимостью выполнения работ по модернизации оборудования.
6.5. С помощью нормативов периодичности ремонтов устанавливается структура ремонтного цикла, котирую можно изобразить графически.
В случае, когда технические осмотры выполняются с остановкой оборудования, например для самосвального автопоезда МОАЗ-6401 -9585 (см. приложение П2.2), структура ремонтного цикла имеет вид:
Ремонтный цикл (ч) |
!§
*н| у
ТО
*>В * |
ТО ТО . |
гг
1 |
Ь
то то Л *Н <*0 |
ТО 70 |
|
Z3^
8
IB |
q TO 70 $ _ |
-н
vVV
1 |
Ф?0\\Ш\\Ь7О |
|
ИНН |
jШО |
|
VO\ }w kio |
\Ш\ Ш'\Ы0 |
|
|
где ТО —технический осмотр, выполняемый через 470 ч работы, продолжительностью 8 ч (с остановкой оборудования); Т\— первый текущий ремонт, выполняемый через 1410 ч, продолжи-1е.'1Ы!Оетыо 10 ч; У* —второй текущий ремонт, выполняемый через 2820 ч работы, продолжительностью 02 ч; К — катпальный ремонт, выполняемый через 8460 ч, продолжительностью 160 ч.
В ремонтном цикле 12 технических осмотров, 3 первых текущих ремонта, 2 вторых текущих ремонта и один капитальный ремонт.
Для печи КС (см. приложение П2.6) структура ремонтного цикла без остановки на ТО имеет вид:
В ремонтном цикле 20 технических осмотров, выполняемых и течение 24 ч каждый без остановки печи, 3 текущих ремонта, выполняемых через 4380 ч работы с остановкой на 240 ч, и один капитальный ремонт, выполняемый через 17520 ч работы, продолжительностью 720 ч.
0.6. В нормативы продолжительности ремонтов не включается простой оборудования в течение смен, выходных и праздничных дней, в которые не производятся технические осмотры и ремонты.
6.7. Нормативы периодичности и продолжительности являются обязательными для планирования ремонтов оборудования для открытых горных работ, подземных рудников, обогатительных фабрик, алюминиевых, глиноземных и криолптовых заводом. предприятий по прокиюдану свинца, цинка, олова, меди, никеля, кобальта, титана, магния, редких металлов и полупроводниковых материалов, ртути, сурьмы, заводов но обработке и вторичной переработке цветных металлов, предприятий по производству твердых сплавов и тугоплавких .металлов, электродных заводов, цехов по производству серной кислоты, медного купороса и суперфосфата, а также оборудования общего назначения.
6.8. Нормативная трудоемкость ремонта учитывает время на выполнение полного объема слесарных, сварочных, резательных, гуммировочных и футеровочных работ, включая разборку, ремонт и замену изношенных деталей и узлов, футеровку, ремонт фундаментов, сборку и испытание, а также время на выполнение вспомогательных работ по подноске инструментов, матери-
15
УДК 658.588.1 : 6G9.2/.8
Положение о лланово-иредуиредитсльиых ремонтах оборудовании и транспортных средств на предприятиях Министерства цветной металлургии СССР. 2-е изд., псрсраб. и дон. М. Недра, 1984. 170 с. (Мннцвстмет СССР)
Изложены основные сведения о системе планово-лреду прели -тельиых ремонтов; требования, предъявляемые к эксплуатации, техническому обслуживанию к ремонту технологического оборудования; нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости технических осмотров и ремонтов.
Второе издание (1-е изд. — 1975) Положения о планово-предупредительных ремонтах технологического оборудования предприятии циетиоП металлургии СССР разработано институтом Каи казпшроизетмет при участии ЦНОТцветмета, Института пиана, ВАМИ, Гиредмега, а также СКВ Г ОМ.
Положение предназначено для инженерно-технических работников, связанных с эксплуатацией, ремонтом технологического оборудования, планированием ремонтных работ и проектированием ремонтных служб предприятий.
Табл. 3
Выпущено по заказу Министерства цветной металлургии СССР
МИНИСТЕРСТВО ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ СССР
ПОЛОЖЕНИЕ
о планово-предупредительных ремонтах оборудования и транспортных средств на предприятиях Министерства цветной .металлургии СССР
Редактор издательства Р. С. Я р У л л к и а Переплет художника А. Е. Ч у ч к а и о в а Художественный редактор О. Н. Зайцева Технические редакторы В. Л. Прозоровская. Е. Б. Воробье на Корректор Н. А. Громова
Слано и набор М М Подписан», a iic'Iwt:» 27.U6.B4. Т-12131 Формат бОХРО'/'и- Бумащ и::чтраф«.<.а>» А* I '... меч л. И.и Уел. кр-oii 11.25. Уч-ы.; и 12.5. Тираж В1«ю ,к .
з..каз 770t 12G28— .2 Иеьа С5 кон
Орлена «Знак Почета» издательство «Недра», 103533. Москва К-12. Третьяковский проезд, 1/19.
Владимирская типография «Ссюзполпграфпромэ при Государственном комитете СССР но делам издательств, полиграфии и книжной торговли.
2501020000-288 043(0!)—84
500000. г. Владимир. Октябрьский проспект, д. 7
Заказное
© Министерство цветной металлургии СССР, 1984
Второе издание Положения о планово-предупредительных ремонтах технологического оборудования предприятий Министерства цветной металлургии СССР подготовлено на основе обобщения предложений и замечаний предприятий и организаций отрасли, рекомендаций Управления главного механика Министерства цветной металлургии СССР по совершенствованию существующей системы планово-предупредительных ремонтов, обобщения документальных данных о фактической периодичности, продолжительности и трудоемкости технических осмотров и ремонтов технологического оборудования.
Положение содержит сведения о системе планово-предупредительного ремонта и его организации на предприятиях Министерства цветной металлургии, а также требования, предъявляемые к эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту оборудования.
В приложениях к Положению приведены нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости выполнения технических осмотров, текущих и капитальных ремонтов, предназначенные для планирования осмотров и ремонтов оборудования.
Положение разработано институтом Кавказгипроцветметпри участии Центра но научной организации труда и управления производством в цветной металлургии (ЦНОТцветмет), Всесоюзного научно-исследовательского института алюминиевой, магниевой и электродной промышленности (ВАМИ), Иркутского филиала ВАМИ, Государственного ордена Октябрьской Революции научно-исследовательского и проектного института редкометаллической промышленности (Гиредмет), Всесоюзного научно-исследовательского и проектного института титана (Институт титана), Специального конструкторского бюро горно-обогатительного оборудования (СКВ ГОЛА), КазЦНОТцветмета и представителей 48 ведущих предприятий и ремонтных трестов отрасли.
В разработке Положения и ремонтных нормативов приняли участие: В. Н. Бутенко, А. Н. Лукушина, Л. Л. Пектина, В. И. Постол »т (КГЦМ); А. А. Татарников, Н. М. Борисова (ЦНОТцветмет); С. А. Егоров, Н. Ф. Данилов (ВАМИ); К. П. Гришин, В. А. Буткпна (Гиредмет); Ф. Е. Лукьяненко (Институт титана); Б. Б. Каган (СКБ ГОМ).
Консультацию и редактирование Положения и ремонтных нормативов провели: Ф. П. Ельцев, В. П. Саушкин, Е. И. Симакова.
Все замечания и пожелания по второму изданию Положения для учета их в последующих изданиях следует направлять в институт Кавказгипроцветмет (362040, г. Орджоникидзе, проспект Мира, 1).
1.1. С оводом в действие настоящего Положения теряет силу утвержденное в 1973 г. Положение о планово-предупредительных ремонтах оборудования и транспортных средств на предприятиях цветной металлургии СССР (М., Недра, 1975).
1.2. Положение о планово-предупредительных ремонтах (ПНР) содержит основные указания по обеспечению исправного состояния, работоспособности и эксплуатационной надежности технологического оборудования и является обязательным для всех предприятии и организаций Министерства цветной металлургии СССР.
1.3. Плапово-предупреднтельпый ремонт проводится для предотвращения прогрессирующего износа, поломок и преждевременного выхода из строя действующего оборудования для поддержания его в постоянной эксплуатационной готовности и обеспечения его эффективной и безопасной работы.
ППР состоит из циклически повторяющихся во времени профилактических работ по осмотру к ремонту оборудования.
1.4. Положение разработано с учетом проведения планово-предупредительных ремонтов индустриальными методами па базе централизации и специализации их выполнения.
1.5. В Положении (см. приложение 2) приведены нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости ремонтов основного оборудования для открытых горных работ, подземных рудников, обогатительных фабрик, алюминиевых, глиноземных и криолитовых заводов, предприятий по производству свинца, цинка, олова, меди, никеля, кобальта, титана, магния, редких металлов и полупроводниковых материалов, ртути, сурьмы, заводов но обработке, вторичной переработке цветных металлов, предприятий по производству твердых сплавов и тугоплавких металлов, электродных заводов, цехов по производству серной кислоты, медного купороса, суперфосфата, а также оборудования общего назначения.
1.6. В Положении не приведены нормативы ремонтов металлорежущего, кузнечно-прессового, литейного, дорожно-строительного, геологоразведочного, электротехнического и энергетического, подъемно-транспортного оборудования общепромышленного назначения, а также оборудования промышленности строительных материалов, автомобильного и железнодорожного транспорта. При планировании и проведении ремонтов перечисленного оборудования следует руководствоваться Единой системой планово-предупредительного ремонта и рациональной эксплуатации технологического оборудования машиностроительных предприятий (М, Машиностроение, 1967), Положением о планово-предупредительном ремонте оборудования предприятий
промышленное?л строительных материалов (М., Строииддат, 1968), Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (М., Транспорт, 1977), Положением о планово-предупредительном ремонте и рациональной эксплуатации электрооборудования на предприятиях цветной металлургии (М., Центроэнергоцветмет, 1972),Системой планово-предупредительного ремонта оборудования и сетей промышленной энергетики (М., Энергия, 1978), Положением о планово-предупредительном ремонте оборудования, применяемого на геологоразведочных работах (М., 1978), Рекомендациями по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин (М., Строниздат, 1978) и другими действующими положениями и системами ПГ1Р.
Для оборудования цехов по производству серной кислоты и суперфосфата, не приведенного в приложении Г12.17 и 112.19, рекомендуется руководствоваться Системой технического обслуживания и ремонта оборудования предприятий химической промышленности (М., 1976).
При планировании и проведении ремонтов импортного оборудования следует руководствоваться рекомендациями фирм-изготовителей.
2. Сущность и содержание системы планово-иредунредигельного ремонта
2.1. Под системой ППР понимается совокупность организационных и технических мероприятий по эксплуатации, обслуживанию и ремонту оборудования, направленных на предупреждение преждевременного износа деталей, узлов и механизмов и на повышение надежности оборудования.
2.2. Сущность системы ППР заключается в том, что после наработки оборудованием определенного количества часов производятся технические осмотры и различные виды плановых ремонтов этого оборудования, чередование и периодичность которых определяются назначением, конструктивными особенностями и условиями его эксплуатации.
2.3. Основным методом системы ППР является метод периодического ремонта, при котором очередные плановые ремонты оборудования выполняются в заранее установленные сроки пос-Ле наработки нм определенного количества часов, причем содержание каждого ремонта уточняется в процессе проведения технического осмотра оборудования в зависимости от состояния отдельных его деталей и узлов. Ремонт электрооборудования осуществляется в тс же сроки, что и ремонт технологического оборудования.
Для оборудования, определяющего производственную мощность цеха (предприятия) и работающего без резерва, должен применяться такой метод ремонта, при котором в установлеи-
5
ный срок в обязательном порядке выполняется весь объем каждого из очередных видов ремонта.
2.4. Основным содержанием системы ППР являются: обязательное выполнение правил технической эксплуатации оборудования и норм его технического обслуживания;
своевременное и качественное проведение плановых ремонтов оборудования.
3. Основные понятия и термины в системе ППР
3.1. В системе ППР по вопросам эксплуатации оборудования, планирования и проведения ремонтных работ, учета и отчетности приняты как установленные ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения, так и нестандартизированные следующие понятия и термины (табл. 1). Принятый в ГОСТ 18322-78 термин «изделие» в табл. 1 заменен на термин «оборудование».
Т а б л м ц а 1 |
Термин |
Определение |
Примечание |
Оборудование |
Орудия производства, в которых для выполнения определенной части технологического процесса размещаются материалы или заготовки, средства воздействия на них и при необходимости — источники энергии |
|
Агрегат |
Совокупность ряда машин, механизмов, устройств и сооружений, связанных единым технологическим процессом и предназначенных для совместной эффективной работы |
|
Машина |
Комплекс механизмов, предназначенных для выполнения полезной работы, связанной с процессом производства или транспортирования, либо преобразования энергии |
|
.Механизм |
Система кинематически взаимосвязанных узлов и деталей. предназначенная для совершения определенных целесообразных движений |
|
Узел |
Разъемное или неразъемное соединение нескольких деталей, представляющее собой сборочную единицу, входящую в машину |
|
|
б |
Термин |
Определение |
Примечание |
Деталь |
Элемент машины, представляющий собой одно целое, который не может без разрушения быть разобран на более простые составляющие звенья |
|
Эксплуатация |
Совокупность всех фаз использования оборудования но назначению и всех видов его обслуживания |
|
Надежность |
Свойство оборудования выполнять заданные функции, сохраняй во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонтов, хранения, транспортирования |
|
Работоспособность |
Состояние оборудования, при котором оно способно выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией |
|
Наработка |
Продолжительность или объем работы оборудования |
|
Исправное состояние |
Состояние оборудования, при котором оно соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической документацией |
|
Неисправность |
Состояние оборудования, при котором оно не соответствует хотя бы одному из требовании, установленных нормативно-техническом документацией |
|
I (зное |
Результат изнашивания машины, оцениваемый непосредственно по изменению размеров или по косвенным признакам |
|
1 Снашивание |
Процесс постепенного измене- |
|
(н машинах) |
ния размеров детали машины по ее поверхности, происходящий при трении |
|
I [зносос топкость |
Способность материала (либо |
|
(в машинах) |
детали машины, либо сочетания сопряженных материалов или деталей машин) оказывать сопротивление изнашиванию в определенных условиях службы или испытания |
|
Структура ремонтного цикла
Межремонтный
период
Периодичность технического обслуживания (ремонта)
Продолжительность технического обслуживания (ремонта)
Способность материала сопротивляться разрушению и образованию остаточных деформаций от действия напряжении Календарная продолжительность эксплуатации оборудования Комплекс операций по восста иовлемию исправности или работоспособности оборудования и восстановлению ресурсов оборудования или его составных частей Комплекс операций или операция но поддержанию работоспособности пли исправности оборудования при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании Наименьшие повторяющиеся интервалы времени или наработка оборудования, в течение которых выполняются в определенном последовательности н соответствии с требованиями нормативно-технической документации все установленные виды ремонта Перечень и последовательность повторяющихся плановых технических осмотров и ремонтов оборудования, выполняемых на протяжении ремонтного цикла Время между двумя последовательно проведенными ремонтами Интервал времени или наработки между данным видом техническою обслуживания (ремонта) и последующим таким же видом или другим большей сложности Календарное время проведения одного технического обслуживания (ремонта) данного вида
Трудоемкость техни- Трудозатраты на проведение од-ческого обслужи- ного технического обслуживания (ремонта) | вания (ремонта) данного вида
Без учета продолжительности ремонта
ГОСТ 18322— 78
ГОСТ 18322-78 Для металлургических печен не включается зремн, необходимое для предварительного их охлаждения и последующие сушку и разогрев ГОСТ 18322-78
Термин |
Определение |
Примечание |
Плановый ремонт |
Ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации |
ГОСТ 18322-78 |
(екушнп ремонт |
Ремонт, выполняемый для обеспечении или восстановления работоспособности оборудования п состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей |
ГОСТ 18322-78 |
Капитальным ремонт |
Ремонт, выполняемый для восстановления исправности н полного или близкого к полному восстановлению ресурса оборудовании с заменой или восстановлением любых его частей, включай базовые |
ГОСТ 18322-78 |
Модернизация |
Приведение машин или техно- |
|
(оборудования) |
логических установок в соответствие с современными требованиями путем относительно незначительных изменений конструкции материала или метода обработки |
|
Запасная часть |
Составная часть оборудования, предназначенная для замены находившейся в эксплуатации такой же части с целыо поддержания или восстановления исправности или работоспособности оборудования |
|
Консервация обору- |
Специальная обработка дета- |
|
дования |
лей и узлов оборудования для предотвращения коррозии во время хранения, транспортирования или длительной временной остановки |
|
‘1. Эксплуатация и техническое обслуживание оборудования
4.1. Эффективное использование оборудования возможно лишь при рациональной его эксплуатации и бережном отношении к нему со стороны обслуживающего персонала. В соответствии с действующими Правилами технической эксплуатации основного технологического оборудования различных подотраслей Министерства цветной металлургии СССР к работе по обслуживанию и ремонту оборудования допускаются лица, признанные медицинской комиссией годными для выполнения работы по профессиям и усвоившие: правила технической эксплуатации (ПТЭ); инструкции по профессии; правила и инст-
9