РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА
Электронный аналог печатного издания, утвержденного 30.06.16
ПРИЛОЖИМ К МЕТОДИЧЕСКИМ
РЕКОМЕНДАЦИЯМ
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НАБЛЮДЕНИЮ ЗА РЕМОНТОМ МОРСКИХ СУДОВ
НД № 2-039901-005
Санкт-Петербург
2016
Настоящие Приложения являются частью Методических рекомендаций по техническому наблюдению за ремонтом морских судов и предназначены для инспекторского состава, судоремонтных предприятий, экипажей судов и судовладельцев в качестве рекомендаций по проведению освидетельствований по проведению освидетельствований и испытаний отдельных объектов технического наблюдения регистра при их ремонте, оформлению отчетных документов Регистра по результатам освидетельствований, инструкций по определению технического состояния, проведению замеров толщин и т.п., техническому наблюдению за ремонтом.
Приложения публикуются отдельной книгой.
© Российский морской регистр судоходства, 2016
гч\ Настил верхней палубы /rji Ff\\
i-Ц ( ,-1-1 , I h i-1—?-1 1-—i г
( Бимс верхней палубы Обшивка
Комингс Грузовой люк и бимс
Шельф
поперечной переборки
Ребро жесткости стенкиt поперечной переборки
Стойки
поперечной переборки
Цистерна второго уровня |
Настил второго дна
/ | |
Продольные балки настила второго дна
L
|
Флор цистерны второго дна |
Днищевые продольные балки
Рис. 2.1-4 Элементы конструкции водонепроницаемой переборки сухогрузного судна
|
Рис. 2.1-5 Схема поперечного сечения корпуса нефтеналивного судна с одинарными бортами и одинарным дном |
15 — нижний пояс продольной переборки;
1 — настил расчетной палубы;
2 — палубный стрингер;
3 — ширстрек;
4 — обшивка наружного борта;
5 — обшивка скулы;
6 — обшивка днища;
7 — горизонтальный киль;
8 — продольные балки расчетной палубы;
9 — карлингсы расчетной палубы;
10 — продольные балки ширстрека;
11 — верхний пояс продольной переборки;
12 — продольные балки днища;
13 — продольные рамные балки днища;
14 — продольные балки скулы;
16 — продольные балки наружного борта;
17 — обшивка продольной переборки;
18 — горизонтальные балки продольной переборки;
19 — настил второго дна;
25 — рамные бимсы в центральном танке;
26 — флоры в центральном танке;
27 — Рамные рамные бимсы в бортовом танке;
28 — рамные шпангоуты наружного борта;
29 — рамные шпангоуты;
30 — флоры в бортовом танке;
31 — распорки;
32 — пояски в вырезах рамной балки
|
Рис. 2.1-6 Схема поперечного сечения корпуса нефтеруцовоза |
1 — настил расчетной палубы
2 — палубный стрингер
3 — ширстрек
4 — обшивка наружного борта
5 — обшивка скулы
6 — обшивка днища
7 — горизонтальный киль
8 — продольные балки расчетной палубы |
9 — карлингсы расчетной палубы
10 — продольные балки ширстрека
11 — верхний пояс продольной переборки
12 — продольные балки днища
13 — продольный рамный набор днища
14 — продольные балки скулы
15 — нижний пояс продольной переборки
16 — продольные балки наружного борта |
|
Рис. 2.1-7 Районы концентрации напряжений в элементах корпуса нефтеналивного судна: А — места окончания книц и аналогичных им конструкций;
В — конструкции, работающие на срез;
С — концентраторы между продольными ребрами жесткости и рамными шпангоутами |
2.2 ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕФЕКТОВ, ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ДЕФЕКТОВ
2.2.1 Местные деформации.
2.2.1.1 Причины образования деформаций:
.1 воздействие волн (днищевой и бортовой слеминг, сплошная волна, заливающая палубу судна (green seas) и др.);
.2 неравномерная загрузка судна;
.3 посадка судна на мель, грунт, скалу;
•4 навалы и столкновения судов;
.5 недостатки проектирования конструкций (недостаточные толщины, неправильно оформленные конструктивные узлы);
.6 распрессовка отсеков при их заполнении жидкостью для испытаний или др. целей;
.7 воздействие груза изнутри корпуса (или палубного груза);
.8 перегрев1/пережог2 металла после пожара или правки с нагревом;
.9 сварка судовых корпусных конструкций.
2.2.1.2 Измерение параметров деформаций.
От характера и величины деформации зависит метод ее устранения, поэтому замеры стрелки прогиба следует выполнять внимательно, согласно приведенной ниже схеме (см. рис. 2.2-1).
Вид деформации элемента корпуса устанавливается визуально при освидетельствовании судна, исходя из опыта технического наблюдения. В от- Неправильно |
дельных случаях для установления вида деформации могут потребоваться дополнительные замеры остаточных стрелок прогиба подкрепляющих балок набора.
Измерение параметров деформаций производится по отношению к первоначальной недефор-мированной поверхности стандартным измерительным инструментом: линейкой, рулеткой, штангенциркулем с глубиномером, индикатором часового типа и т.п.
Точность измерения размеров деформированных участков в плане должна быть не ниже +100 мм, максимальных стрелок прогиба не ниже +1 мм, стрелок прогиба на базе 300 мм не ниже ±0,1 мм.
2.2.2 Трещины.
2.2.2.1 Причины образования трещин:
.1 вибрация корпуса судна от воздействия волн и/ или судовых механизмов (гребного винта и др.);
.2 конструктивные недостатки («жесткие точки», резкое изменение характеристик поперечного сечения конструкции, и др.);
.3 усталость металла;
.4 хрупкость металла;
.5 концентраторы напряжений, вызванные технологическими дефектами: надрезами, неровными поверхностями, плохим качеством сварных швов, низким качеством основного металла, подрезами сварных швов, смещением элементов набора;
.6 перегрев или пережог металла при правке конструкций или пожаре на судне. Правильно |
|
Рис. 2.2-1 Схема замеров стрелки прогиба а — на плоской поверхности; б — на вогнутой цилиндрической поверхности; в — на выпуклой цилиндрической поверхности;
1 — первоначальное положение участка конструкции до его деформации;
2 — деформированный участок; 3 — прямая рейка, бухтиномер, нитка или струна; 4 — линейка измерительная; 5 — гибкая рейка или линейка. |
СОДЕРЖАНИЕ
Приложение 1
Типовые способы ремонта корпусных конструкций
морских судов..................
Приложение 2
Рекомендации по конструктивному оформлению элементов и узлов корпусных конструкций морских судов ..................... |
Приложение 3
Правка корпусных конструкций........
5 Приложение 4
Сборка корпусных конструкций под сварку. . Приложение 5
Техническое наблюдение за восстановлением 90 корродированных сварных швов наплавкой . . |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1ТИПОВЫЕ СПОСОБЫ РЕМОНТА КОРПУСНЫХ КОНСТРУКЦИЙ МОРСКИХ СУДОВОГЛАВЛЕНИЕ
1 Введение................... 5 4 Рекомендации по ремонту навалочных судов . 41
3 Ремонт корпусных конструкций морских судов 18 6 Рекомендации по ремонту наливных судов . . 82
2 Общие положения............... 8 5 Рекомендации по ремонту сухогрузных судов. 79
1 ВВЕДЕНИЕ
В настоящем Приложении к Методическим рекомендациям по техническому наблюдению за ремонтом морских судов приведены основные рекомендации по выполнению ремонта элементов конструкций корпусов навалочных судов, судов, перевозящих генеральные грузы и нефтеналивных судов.
На рис. 1-1 показан общий вид навалочного судна с одинарной обшивкой и 9 грузовыми трюмами, а на рис. 1-2 — сухогрузного судна с 2 грузовыми трюмами. |
Настоящие рекомендации разработаны на базе рекомендаций МАКО №№ 55, 76 и 96. Допускается использование альтернативных методов ремонта по согласованию с инспектором PC.
Классификация основных видов дефектов и повреждений корпусных конструкций судов приведена в приложении 2 к ПКОСЭ.
Ниже показаны типовые схемы корпусных конструкций в районе грузового трюма навалочного судна (см. рис. 1-3) и сухогрузного судна (см. рис. 1-4).
|
Рис. 1-1 Общий вид навалочного судна с одинарной обшивкой |
|
Рис. 1-2 Общий вид сухогрузного судна |
|
Подпалубный танк
Верхняя опора |
|
Междудонное
пространство
Стрингер
Водонепроницае мый флор
Рис. 1-3 Типичная схема грузового трюма навалочного судна с одинарной обшивкой |
|
я грузовых трюмов судов, перевозящих /
••Ъное судно; б) — твшндечное судно |
1-4 Кошструктя ip.,,
а) — однопалубное
Приложения к Методическим рекомендациям по техническому наблюдению за ремонтом морских судов
2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1 ЭЛЕМЕНТЫ КОРПУСА СУДНА В ГРУЗОВОЙ ЗОНЕ
Типовые схемы элементов корпуса судна в грузовой зоне приведены на рис. 2.1-1 — 2.1-7.
|
Рис. 2.1-1 Типовое поперечное сечение корпуса навалочного судна с одинарными бортами |
|
Рис. 2.1-2 Схема поперечного разреза водонепроницаемой переборки наваленного судна |
10 Приложения к Методическим рекомендациям по техническому наблюдению за ремонтом морских судов
|
|
. . |
|
|
—1—ft ■& i |
|
|
r |
|
О; |
|
|
|
J1J: |
• |
> • |
■O < |
Крышка люка
Настил верхней палубы
Фальшборт |
|
ДП
Рис. 2.1-3 Схема поперечного сечения корпуса с одинарными бортами судна, перевозящего генеральные грузы
1
Перегрев металла — дефект, проявляющийся в результате нагрева стали до температуры 1000 — 1300 °С. Перегрев приводит к крупнозернистой структуре и пониженной ударной вязкости.
2
Пережог металла — неустраняемый дефект; образующийся при нагреве, близком к температуре плавления, в окислительной среде. Характеризуется появлением на границах зерен оксидных включений, сильно снижающих прочность и пластичность металла.