Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

10 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Инструкции по охране труда являются нормативными актами, устанавливающими требования по охране труда при выполнении различных работ гражданским персоналом и военнослужащими в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.

 Скачать PDF

Оглавление

I Общие требования безопасности

II Требования безопасности перед началом работы

III Требования безопасности во время работы

IV Требования безопасности в аварийных ситуациях

V Требования безопасности по окончании работы

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 1

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ АВИАЦИОННОГО

МЕХАНИКА (ТЕХНИКА) ПО ПЛАНЕРУ И ДВИГАТЕЛЯМ

(руководствоваться с учетом требований Инструкции

по охране труда для всех профессий)

I. Общие требования безопасности

1.    К работе в качестве авиационного механика (техника) по планеру и двигателям (далее - механик) допускаются мужчины не моложе 18 лет, обученные и аттестованные по специальности, а также прошедшие инструктаж по электробезопасности в объеме группы I.

2.    При поступлении на работу механик проходит медицинский осмотр, вводный инструктаж по безопасности труда и первичный инструктаж на рабочем месте, что должно быть подтверждено его подписью в контрольном листе прохождения инструктажа по безопасности труда и в журналах регистрации вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте.

При последующей работе механик проходит:

-    периодические медицинские освидетельствования - не реже одного раза в 12 месяцев;

-    повторные инструктажи по безопасности труда - не реже одного раза в 6 месяцев с распиской в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

3.    Механику следует помнить, что вследствие невыполнения положений настоящей инструкции. Правил внутреннего трудового распорядка, Правил технической эксплуатации ремонтируемого и применяемого для ремонта оборудования и инструмента или нарушения технологического процесса при проведении работ может возникнуть опасность:

а)    повреждения глаз при рубке, резке и зачистке металла, выполнении других ремонтных работ;

б)    травмирования при работе с ручными пневматическими и электрическими машинами, слесарными и слесарно-монтажными инструментами на сверлильных и заточных станках;

г)    поражения электрическим током при случайном прикосновении к токоведушим частям электрооборудования, а также при повреждении или отсутствия заземления;

д)    при неосторожном передвижении по территории воинской части, цеха, участка, хождении по незакрепленным настилам;

е)    при работе на промасленном, мокром, покрытым льдом и снегом полу или территории с использованием случайных (нестандартных) подста-

82

вок для работы (бочек, ящиков и т.п.), а также при загромождении рабочего места оборудованием и посторонними предметами;

ж)    во время нахождения в опасной зоне под поднятым или перемещаемым грузом (оборудованием) и передвижения при плохой видимости или в темноте;

з)    от воздействия повышенного уровня шума и вибрации, ожога нагретыми узлами и агрегатами двигателя.

4.    В случае работы в неблагоприятных условиях труда механику могут предоставляться (устанавливаться):

а)    доплаты к тарифной ставке в размере до 12 процентов за работу в тяжелых и вредных условиях труда (обслуживание, ремонт и хранение авиационной техники);

б)    дополнительный отпуск продолжительностью 12 рабочих дней за работу по подготовке авиационной техники к испытаниям в воздухе, на наземной отработке двигателей, приборов и аппаратов перед подъемом в воздух;

в)    бесплатная спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты (на работах непосредственно на аэродроме по подготовке авиационной техники:

-    костюм хлопчатобумажный летний (два комплекта);

-    рукавицы хлопчатобумажные на меху; куртка меховая с верхом из хлопчатобумажной ткани;

-    брюки меховые с верхом из хлопчатобумажной ткани; куртка хлопчатобумажная на ватине с меховым воротником;

-    брюки хлопчатобумажные на ватине;

-    шапка-ушанка

-    берет хлопчатобумажный;

-    валенки;

-    унты меховые; галоши резиновые к валенкам и унтам (две пары); сапоги кирзовые - все на срок носки, установленный для соответствующих климатических районов, плащ непромокаемый с капюшоном и очки защитные - дежурные).

В связи с загрязнением тела, обусловленным технологией производства, ежемесячно выдается бесплатно по 400 граммов мыла в соответствии с утвержденным "Перечнем работ и профессий, дающих работникам право на бесплатное получение мыла".

5.    Механик обязан:

а) работать только на тех аппаратах (агрегатах, оборудовании), работе на которых обучен и допущен, при условии, что безопасные методы работы на оборудовании ему известны;

83

б)    не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к выполняемой работе;

в)    при выполнении работ по смежной профессии знать и выполнять требования инструкций по охране труда для этих профессий;

г)    пользоваться только исправным инструментом и оборудованием, приборами с не истекшими сроками проверки;

д)    работать на электротельфере (гидравлических подъемниках) только в том случае, если обучен и имеется удостоверение на право управления тельфером (гидроподъемником);

е)    выполнять указания техника (мастера), работников службы охраны труда и противопожарной службы, сообщать о случаях травматизма, неисправностях механизмов, оборудования и приспособлений на рабочем месте;

ж)    содержать рабочее место в чистоте и порядке, не загромождать подходы и зоны обслуживания рабочих мест, отходы производства и использованную ветошь складывать в специальную тару;

з)    уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;

и)    выполнять настоящую инструкцию по охране труда. Правила внутреннего трудового распорядка, правила технической эксплуатации аппаратов (двигателей и агрегатов) и механизмов, применяемых при работе и требований технологических процессов;

к)    соблюдать требования безопасности при работе с абразивными и эльборовыми инструментами, с машинами ручными пневматическими, электроинструментом, ручными электрическими машинами и светильниками, а также со слесарными инструментами;

л)    не допускать курение в местах, не отведенных для этих целей.

При возникновении пожара вызвать пожарную команду (по телефону, извещателем пожарной сигнализации) и принять участие в ликвидации пожара.

6. В целях личной безопасности механик обязан: применять средства индивидуальной защиты по назначению;

а)    при работе на высоте 1,5 метра и выше без ограничения рабочего места, применять предохранительный пояс и страховочный канат;

б)    выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, получил задание техника и инструктаж по охране труда;

в)    соблюдать требования плакатов и знаков безопасности;

г)    не поднимать и не переносить вручную тяжесть свыше установочных норм (для мужчин более 30 кг, а для женщин - более 10 кг);

д)    быть внимательным к предупредительным сигналам грузоподъемных машин, автомобилей и других видов движущегося транспорта;

84

е) соблюдать личную гигиену, содержать в чистоте и порядке индивидуальный шкафчик, спецодежду хранить в развешанном виде (в индивидуальных шкафчиках для спецодежды посторонние предметы (инструмент) не хранить).

7.    Настоящая инструкция выдается на руки механику под расписку после прохождения инструктажа на рабочем месте.

В случае невыполнения требований инструкции механик может быть привлечен к дисциплинарной ответственности согласно Правилам внутреннего трудового распорядка, если это нарушение не влечет за собой уголовной ответственности.

Если нарушение связано с причинением имущественного ущерба воинской части, механик несет материальную ответственность в порядке, установленном законодательством.

II. Требования безопасности перед началом работы

8.    Механик обязан:

а)    получить у техника задание на выполнение работ и при выполнении новых видов работ или изменении условий работы получить описание технологического процесса и инструктаж по охране труда (перед выполнением работ с повышенной опасностью пройти целевой инструктаж с распиской в наряде-допуске);

б)    проверить внешним осмотром исправность, одеть спецодежду и другие средства индивидуальной защиты, установленные для данного вида работ;

в)    осмотреть рабочее место, убрать посторонние предметы, освободить проходы, проверить наличие знаков безопасности;

г)    при наличии на полу, настиле и т.п. льда, снега, воды, нефтепродуктов и других технических жидкостей зачистить их, убрать, протереть насухо и при необходимости посыпать песком (опилками);

д)    проверить исправность стремянок, трапов и другого наземного оборудования, правильность установки под колеса шасси упорных колодок и их сблокированность;

е)    обесточить и заземлить летательный аппарат перед заправкой его топливом, маслами, специальными жидкостями и газами;

ж)    проверить исправность грузоподъемных средств, в том числе гидравлических подъемников и их грузоподъемность (по бирке-паспорту, укрепленному на грузоподъемном устройстве или по регистрационной (инвентарной) табличке проверить соответствует ли разрешенная грузоподъемность данного устройства массе груза, предназначенного для подъема);

85

з) убедиться в том, что стреляющий механизм катапультных сидений, механизмы аварийного сброса фонаря, спецгрузов и баков, механизмы отката сидений и выброса парашютов, а также кнопки стрельбы оружия закрыты предохранительными колпачками (скобами) и законтрены; ручки переключателя крана шасси, щитков, закрылков находятся в нейтральном положении на защелке; все выключатели и автоматы защиты сети, вооружения, электро-, радио- и приборного оборудования установлены в положении "Выключено"; цепь взрыва системы опознавания выключена (предохранительная чека вставлена), инерционный замыкатель находится во взведенном положении; около летательного аппарата установлены средства ограждения перед проверкой высокочастотного радиоэлектронного оборудования.

При выполнении работ повышенной опасности - иметь при себе наряд-допуск на право выполнения этих работ.

III. Требования безопасности во время работы

9. Механик обязан:

а)    соблюдать все меры безопасности, следить за исправностью и безопасным состоянием оборудования и инструментов, применяемых в работе, специальная одежда и обувь должны быть сухими;

б)    поддерживать на рабочем месте порядок, не допускать загромождения материалами, оборудованием и отходами производства, не допускать разлива горюче-смазочных материалов и воды (в случае разлива нефтепродуктов и других жидкостей немедленно убрать и насухо протереть место разлива);

в)    входить и выходить из кабины отсеков и грузовых люков летательного аппарата только по специальным стремянкам;

г)    не допускать столкновения стремянок с другими предметами (стремянками) при передвижении их с одного места на другое;

д)    перемещение стремянок производить плавно, без рывков, избегая перекатывание колес стремянок через электрические кабели (при перемещении стремянок зимой на всем пути передвижения необходимо расчистить снег, лед);

е)    устанавливать стремянки так, чтобы исключалось их самопроизвольное перемещение, используя для .этого специальные тормозные башмаки или устройства, предусмотренные в конструкции стремянки;

ж)    устанавливать правильно грузоподъемные средства в соответствии с поднимаемым грузом;

з)    правильно крепить стропы, траверсы;

86

и) убедиться в отсутствии посторонних лиц в опасной зоне, где проводятся работы по снятию и установке двигателей или других агрегатов и узлов летательного аппарата.

10.    Механику запрещается:

а)    пользоваться неисправными стремянками;

б)    работать, стоя на ограждении стремянки, а также устанавливать стремянки на доски, ящики и другие предметы;

в)    передвигать стремянки с места на место при наличии на них людей или каких-либо предметов (ящиков с инструментом, ведер, агрегатов и

др);

г)    стоять одновременно на двух стремянках, расположенных рядом, и укладывать на их ступени доски, щиты для переходов с одной стремянки на другую;

д)    сбрасывать со стремянки какие-либо предметы и инструмент;

е)    использовать стремянки, загрязненные горючим и смазочными материалами и другими веществами, а также стремянки, покрытые снегом и обледеневшие;

ж)    убирать и выпускать шасси, закрылки, тормозные щитки и изменять положение крыла без предупреждения (команды), доведенного до всего личного состава, находящегося около летательного аппарата или внутри него;

з)    находиться под поднятым грузом;

и)    использовать грузоподъемные средства для подъема людей и производить с них работы на высоте (стабилизатор, киль и др.).

11.    При заправке летательного аппарата топливом через заливные горловины механик обязан:

а)    заправку производить в соответствии с требованиями Инструкции по эксплуатации данного типа летательного аппарата;

б)    обесточить бортовую электросеть летательного аппарата;

в)    заземлить летательный аппарат, топливозаправщик и раздаточный пистолет заправщика (для снятия заряда статического электричества);

г)    удалить разлитое при заправке топливо с летательного аппарата с помощью хлопчатобумажной салфетки или ветоши, а с бетонного покрытия - песка (опилок).

12.    При заправке аппарата топливом механику запрещается:

а)    производить заправку топливом во время грозы и внутри помещения цеха;

б)    производить заправку летательного аппарата при наличии неисправностей в топливной системе;

87

в)    производить работы, вызывающие новообразование или требующие применения открытого огня, на расстоянии ближе 25 м от летательного аппарата;

г)    выполнять работы на летательном аппарате, не связанные с его заправкой;

д)    пользоваться переносным светильником невзрывозащищенного исполнения.

13.    При пуске и работе двигателя механик обязан:

а)    получить разрешение у техника на подключение источников электропитания и пуск двигателя;

б)    убрать от летательного аппарата стремянки, стенды, подъемники и другое оборудование (имущество) и подмести площадку под летательным аппаратом;

в)    проверить правильную установку швартовочных тросов и тормозных колодок под колесами летательного аппарата, наличие и исправность средств пожаротушения;

г)    при появлении дыма или получении сигнала от члена бригады, принимающего участие в пуске двигателя, передать это экипажу летательного аппарата.

14.    При пуске и работе двигателя механику запрещается: выполнять на работающем двигателе работы, которые не предусмотрены инструкцией по технической эксплуатации летательного аппарата; находиться и проходить в опасных зонах, расположенных впереди всасывающих каналов и позади реактивных сопел, на расстоянии менее 50 - 100 м (в зависимости от типа летательного аппарата), а также в плоскости вращения воздушного винта и в зоне вращения рулевого винта вертолета.

15.    При буксировке аппарата механик обязан:

а)    произвести отключение и убрать наземное оборудование от летательного аппарата;

б)    проверить отсутствие посторонних людей на летательном аппарате и в зоне его буксировки;

в)    убедиться в исправности буксировочного приспособления и правильности его присоединения;

г)    проверить исправность тормозной системы летательного аппарата и переговорного устройства;

д)    убедиться в надежности прилегания заземляющих устройств летательного аппарата к покрытию рулежной дорожки;

е)    включить аэронавигационные огни, а на тягаче фары и габаритные огни во время буксировки в условиях плохой видимости и ночью;

ж)    немедленно затормозить летательный аппарат и тягач по команде "Стоп", полученной от любого лица, участвующего в буксировке;

88

з) при получении команды "Стоп" механик, находящийся на тягаче, передает команду водителю, который должен плавно остановить тягач, а механик, находящийся в кабине летательного аппарата, произвести торможение колес шасси (аварийными тормозами механику разрешается пользоваться только в исключительных случаях, когда создается явно угрожающее положение личному составу или летательному аппарату).

16.    При буксировке аппарата механику запрещается:

а)    допускать к тягачу лиц, не имеющих непосредственного отношения к буксировке;

б)    поправлять во время буксировки крепление буксировочного приспособления;

в)    держаться руками непосредственно за буксировочный трос для натягивания его при ослаблении;

г)    садиться в кабину летательного аппарата или в кузов тягача и высаживаться при их движении;

д)    стоять на подножке, сидеть на бортах тягача, идти впереди колес тягача и летательного аппарата;

е)    производить буксировку при отсутствии давления или неисправной тормозной системе летательного аппарата и тягача.

17.    При заправке летательного аппарата сжатым воздухом, азотом механик обязан:

а)    убедиться в том, что баллоны воздухозаправщика (азотозаправщи-ка), доставленные к летательному аппарату для зарядки его систем сжатым воздухом (азотом), имеют соответствующий цвет и надписи (воздушные баллоны - черный цвет и надпись белой краской "Сжатый воздух", а азотные баллоны - черный цвет и надпись желтой краской "Азот");

б)    перемещать баллоны на небольшие расстояния с помощью тележки или путем перекатывания при вертикальном или слегка наклоненном положении баллона;

в)    присоединять надежно зарядные шланги к летательному аппарату и баллону;

г)    открывать вентили баллонов медленно, без рывков и стравливать давление в шланге до его отсоединения от летательного аппарата (не допускать открывания вентилей баллонов ударами по ним молотком или другим металлическим предметом);

д)    производить зарядку пневматиков колес от воздухозаправщика или воздушных баллонов только с помощью специального приспособления с редуктором.

18.    При проверке кабин на герметичность механик обязан:

а)    убедиться в отсутствии людей в кабинах;

б)    прекратить проверку при возникновении деформаций обшивки или появлении треска;

89

в)    повышать давление в пределах, указанных в инструкции по эксплуатации летательного аппарата.

19.    При проверке кабины на герметичность запрещается:

а)    находиться во время проверки у стекол фонаря, входных люков и дверей;

б)    устранять дефекты и подтягивать болты при наличии избыточного давления в кабинах;

г)    отвлекаться на выполнение других работ во время испытания.

20.    При подогреве силовой установки летательного аппарата моторными подогревателями, механик обязан:

а)    убедиться в герметичности трубопроводов и агрегатов топливной и масляной систем;

б)    проверить наличие средств пожаротушения и готовность их к применению;

в)    контролировать исправность работы подогревателя и его приборов.

21.    При подогреве силовой установки запрещается:

а)    производить розжиг подогревателя ближе 25 м от летательного аппарата;

б)    устанавливать работающий подогреватель ближе 8 - 10 м от летательного аппарата;

в)    присоединять рукава к подогревателю до выхода его на установленный режим работы.

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

22.    Механик обязан:

а)    при появлении течи горючего, спецжидкостей и масел из систем обесточить летательный аппарат, закрыть вентили кислородных систем (если открыты), вызвать не заполненный топливом (маслом) заправщик и до его прибытия организовать сбор вытекающего топлива (масла), спецжидкостей в подручные емкости (бидоны, поддоны, ведра и т.п.);

б)    в случае обнаружения утечки кислорода закрыть в кабине вентили кислородных систем летательного аппарата и вызвать специалиста по кислородному оборудованию;

в)    при возникновении пожара на летательном аппарате отключить источники электропитания, вызвать пожарную службу и приступить к его тушению имеющимися средствами (при возможности, принять меры по отбуксированию загоревшегося летательного аппарата в безопасное место).

90

V. Требования безопасности по окончании работы

23. Механик обязан:

а)    отключить оборудование, переносные светильники от источников питания и убрать их в установленное место;

б)    проверить наличие инструмента, убрать его в специальную сумку (ящик) и сдать в инструментальную кладовую;

в)    убрать от летательного аппарата используемые в работе приспособления, оборудование (подъемники, стремянки и т.д.) на установленное для них место;

г)    мусор и грязную ветошь вынести в отведенное место, места разлитых горючесмазочных материалов убрать и протереть;

д)    заземлить и зачехлить летательный аппарат;

е)    сообщить технику обо всех неисправностях и замечаниях, выявленных в процессе работы и проведенных испытаний.

91