Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

32 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические рекомендации предназначены для расчета численности населения, находящегося под воздействием факторов потенциального риска причинению вреда здоровью человека хозяйствующими субъектами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), осуществляющими виды деятельности, для которых установлены обязательные санитарно-эпидемиологические требования и которые подлежат санитарно-эпидемиологическому надзору.

 Скачать PDF

Оглавление

I Область применения

II Термины и определения

III Нормативные ссылки

IV Общие положения

V Расчет численности и экспозиции жителей при воздействии факторов потенциального риска причинения вреда здоровью человека объектами санитарно-эпидемиологического надзора

VI Расчет численности работников

VII Расчет численности потребителей товаров и услуг

Приложение 1. Категории населения, связанные с деятельностью объектов надзора, дифференцированных по видам деятельности

Приложение 2. Таблица стандартных параметров для некоторых видов оказания услуг

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу05.05.2017
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

07.10.2015УтвержденРоспотребнадзор1025
РазработанУправление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве
РазработанУправление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области
РазработанУправление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
РазработанФедеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
РазработанУправление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю
РазработанФБУН Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих предприятий Роспотребнадзора
ИзданРоспотребнадзор2016 г.
РазработанФБУН Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование _Российской    Федерации_

5.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА РОССИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ РОССИИ

Расчет показателей, характеризующих численность населения под воздействием факторов потенциального риска причинения вреда здоровью человека объектами санитарно-эпидемиологического надзора

Методические рекомендации

Издание официальное

Москва • 2016

Федеральная служба по падзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

5.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА РОССИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ РОССИИ

Расчет показателей, характеризующих численность населения под воздействием факторов потенциального риска причинения вреда здоровью человека объектами санитарно-эпидемиологического надзора

Методические рекомендации

действия (под вредным воздействием) загрязнений водных объектов, определяется:

а)    при наличии водозабора хозяйственно-питьевого назначения, расположенного ниже по течению от места сброса сточных вод - как суммарная численность населения, запитанного от этого водозабора. Учитывается численность населения всех мест водопользования до створа разбавления сточных вод на уровне ПДК. Время экспозиции -круглосуточно;

б)    при отсутствии водозабора хозяйственно-питьевого назначения -учитывается население, использующее водный объект для рекреационных целей. Численность населения определяется максимальной емкостью рекреационной зоны [ГОСТ 17.1.5.02]. Время экспозиции - продолжительность рекреационного сезона.

5.2.3. Коэффициент, учитывающий время экспозиции, для объектов хозяйственной деятельности (объектов надзора), имеющих сброс сточных вод, определяется исходя из круглосуточного нахождения в течение года (//=24, t2~ 365) и равен Т= 1.

5.3. Определение численности жителей, находящихся в зоне воздействия загрязнений почв

5.3.1.    Определение численности жителей, находящихся в зоне воздействия загрязнений почв, определяется только для объектов, имеющих места складирования отходов.

5.3.2.    Численность жителей определяется исходя из размеров СЗЗ аналогично пункту 5.1.

VI. Расчет численности работников

6.1.    Численность работников (А) как характеристика объекта надзора по критериям риска здоровью, связанного с условиями труда, определяется по штатному расписанию.

6.2.    В связи с тем, что нормативно-методические документы разработаны с учетом продолжительности рабочей смены, коэффициент, учитывающий время экспозиции, определяется только исходя из количества рабочих смен в году (параметр t2y при этом задается // = 24).

VII. Расчет численности потребителей товаров и услуг

7.1. При расчете численности потребителей товаров и услуг, связанных с деятельностью объектов надзора, выделяется три группы потребителей:

— потребители услуг, оказываемых объектом надзора;

-потребители продовольственных товаров (продуктов питания) (Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Федеральный закон от 03.12.2012 № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»);

- потребители непродовольственных товаров.

7.2. Численность потребителей услуг определяется только для объектов, оказывающих услуги населению.

7.2.1. Численность потребителей услуг соответствует среднему количеству оказанных услуг в течение суток. Для расчета численности потребителей услуг используется несколько подходов.

Расчет численности потребителей услуг на основе данных о количестве услуг, оказанных объектом надзора в течение года (стоматологический кабинет; поликлиника; лаборатории; ветеринарная деятельность; скорая медицинская помощь; аварийная служба; банки; предприятия по лицензированию; компании, оказывающие коммунальные услуги, услуги в сфере связи и т. д.), производится по формуле:

Viod - количество выполненных услуг на объекте надзора в течение

года;

t2 - количество рабочих дней в году.

Расчет численности потребителей услуг на основе данных о количестве мест, на которых выполняется услуга надзора (оказание услуги) (медицинские организации, деятельность санаторно-курортных учреждений, деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта, деятельность в области профессионального образования, деятельность в сфере общественного питания и др.), производится по формуле:

N=V^a.-~> ГДв

'уел

Умеет - количество мест оказания услуги в среднем в течение года;

tj - длительность рабочей смены, ч;

tyc - среднее время выполнения одной услуги, ч.

7.2.2. Для выполнения расчетов численности потребителей услуг на объектах надзора используются данные, предоставляемые хозяйствующими субъектами (объектами надзора) или содержащиеся в статистических материалах Росстата.

11

Ориентировочные значения параметров, необходимых для расчета численности потребителей услуг и соответствующих коэффициентов, учитывающих время экспозиции, приведены в прилож. 2.

7.3. Численность потребителей продовольственных товаров (продуктов питания) определяется на основе сопоставления объемов производства (для объектов пищевой промышленности) или хранения (для складов и магазинов) товаров с объемом годового потребления пищевых продуктов (продуктов питания) на одного человека.

7.3.1. Формула расчета численности потребителей:

где

W - объем производимой(ых) или рсализуемой(ых) продукции (товаров) за год, кг;

Wn - суммарный объем годового потребления товаров на одного человека, кг.

7.3.2.    Объем годового потребления товаров на одного человека устанавливается как единый показатель для всех субъектов Российской Федерации по данным о фактическом потреблении пищевых продуктов (продуктов питания).

По данным Росстата среднемноголетнее (2011—2013 гг.) потребление пищевых продуктов (продуктов питания) в Российской Федерации составляет W„ = 912,5 кг/год.

7.3.3.    Объем производимой(ых) или реализуемой(ых) продукции (товаров) за год может быть определен на основе данных маркетинговой службы предприятия или территориальных органов Федеральной службы государственной статистики.

7.3.4.    Коэффициент, учитывающий время экспозиции для потребителей продовольственных товаров (продуктов питания), принимается равным 1 (Г = 1).

7.4.    Численность потребителей непродовольственных товаров определяется на основе сопоставления объемов выпускаемой (производства) продукции (товаров) и/или хранения (для складов и магазинов) товаров с объемом годового потребления.

7.4.1. Формула расчета численности потребителей:

W - объем производимой(ых) или реализуемой(ых) продукции (товаров) за год, руб.;

12

W„ - суммарный объем годового потребления непродовольственных товаров на одного человека, руб.

7.4.2.    Суммарный объем годового потребления непродовольственных товаров на одного человека устанавливается как единый показатель для всех субъектов Российской Федерации по данным о стоимости потребительской корзины непродовольственных товаров:

W„ = 12 • W„mi где

Wan - стоимость потребительской корзины непродовольственных товаров, руб./мес.

По данным Росстата, стоимость потребительской корзины непроизводственных (непродовольственных) товаров в 2013 г. в Российской Федерации составила * 2 050 рубУмес., Wn = 24 600 рубУгод. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2015 №545: величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за I квартал 2015 года на душу населения -9 662 руб., для трудоспособного населения - 10 404 руб., пенсионеров -7 916 руб., детей - 9 489 руб. Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 29.01.2013 №56: Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения рассчитывается как сумма стоимости потребительской корзины для трудоспособного населения и расходов по обязательным платежам и сборам. Соотношение непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания: стоимость непродовольственных товаров - 50 %, стоимость услуг - 50 %).

Величина прожиточного минимума для пенсионеров и детей равна стоимости соответствующей потребительской корзины, исчисленной в расчете на 1 месяц.

При выполнении практических расчетов по приведенным данным необходимо учитывать индексы инфляции.

7.4.3.    Объем производимой(ых) или реализусмой(ых) продукции (товаров) за год может быть определен на основе данных маркетинговой службы предприятия или территориальных органов Федеральной службы государственной статистики.

7.4.4.    Коэффициент, учитывающий время экспозиции для потребителей непродовольственных товаров, принимается равным 1 (Г- 1).

13

Приложение 1

Категории населения, связанные с деятельностью объектов надзора, дифференцированных по видам деятельности

Виды услуг

Работ-

НИКИ

Потреби

тели

услуг

Потреби

тели

пищевых

товаров

Потребители непищевых товаров

Население в зоне воздействия загрязнения атмосферного воз-духа

Население в зоне воздействия загрязнения водных объектов

Население в зоне воздействия загрязнения почв

1

2

3

4

5

6

7

8

11. Деятельность в области здравоохранения, предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг - всего

1

1

0

1

0

1

1

12. в том числе: деятельность в области здравоохранения (85.1, 85.2, кроме деятельности детских санаториев)

1

1

0

0

0

1

1

13. из них деятельность лечебно-профилактических организаций (85.11-85.14, кроме деятельности детских санаториев)

1

1

0

0

0

1

1

14. из них: родильных домов

1

1

0

0

0

1

1

15. родильных отделений в многопрофильных ЛПО

1

1

0

0

0

1

1

Продолжение прилож. 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

16. учреждений стоматологического профиля (85.13)

1

1

0

0

0

1

1

17. санаторно-курортных учреждений (85.11.2, кроме деятельности детских санаториев)

1

1

0

0

0

1

1

18. деятельность по предоставлению социальных услуг (85.3, кроме деятельности детских учреждений)

1

1

0

0

0

1

1

19. из них: домов престарелых

1

1

0

0

0

1

1

20. домов (интернатов) для лиц с физическими или умственными недостатками

1

1

0

0

0

1

1

21. розничная торговля фармацевтическими товарами (52.31)

1

1

0

0

0

0

0

22. сбор и очистка воды (41.00.1)

1

1

0

0

1

0

0

23. распределение воды (41.00.2)

1

1

0

0

0

0

0

24. удаление сточных вод (90.00.1)

1

1

0

0

1

1

1

25. удаление отходов и аналогичная деятельность (90.00.2, 90.00.3)

1

1

0

0

1

1

1

26. деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания (55.1, 55.22, 55.23.2~-5523.5)

1

1

0

0

0

1

1

15

ББК 51.1(2)1 Р24

Р24 Расчет показателей, характеризующих численность населения под воздействием факторов потенциального риска причинения вреда здоровью человека объектами санитарно-эпидемиологического надзора: Методические рекомендации.—

М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2016.—30 с.

ISBN 978—5—7508—1502—9

1.    Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (А. Ю. Попова, И. В. Брагина, Л. М. Симкалова, О. В. Митрохин, М. В. Хмура), ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения (Н. В. Зайцева, И. В. Май, П. 3. Шур,

Д. А. Кирьянов, В. М. Чигвинцев, М. Р. Камалтдинов, Н. В. Никифорова,

Э. В. Седусова), Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (С. В. Кузьмин, О. В. Диконская), ФБУН «Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» Роспотребнадзора (В. Б. Гурвич), Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (В. А. Хорошавин, Л. Н. Акимова, В. Г. Костарев), Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве (Е. Е. Андреева), Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области (В. А. Бондарев, Е. А. Голованова).

2.    Утверждены Приказом Роспотребнадзора от 07.10.2015 № 1025 «О внедрении методических рекомендаций «Расчет показателей, характеризующих численность населения под воздействием факторов потенциального риска причинения вреда здоровью человека объектами санитарно-эпидемиологического надзора».

ББК 51.1(2)1

ISBN 978—5—7508—1502—9

© Роспотребнадзор, 2016 © Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребпадзора, 2016

Содержание

I.    Область применения...........................................................................................4

II.    Термины и определения.....................................................................................5

III.    Нормативные ссылки.........................................................................................5

IV.    Общие положения...............................................................................................6

V.    Расчет численности и экспозиции жителей при воздействии факторов потенциального риска причинения вреда здоровью

человека объектами санитарно-эпидемиологического надзора....................8

VI.    Расчет численности работников......................................................................10

VII.    Расчет численности потребителей товаров и услуг.......................................10

Приложение 1. Категории населения, связанные с деятельностью объектов

надзора, дифференцированных по видам деятельности.............14

Приложение 2. Таблица стандартных параметров для некогорых видов

оказания услуг................................................................................21

3

УТВЕРЖДЕНЫ Приказом Роспотребнадзора от 7 октября 2015 г. № 1025

5.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА РОССИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ РОССИИ

Расчет показателей, характеризующих численность населения под воздействием факторов потенциального риска причинения вреда здоровью человека объектами санитарно-эпидемиологического надзора

_Методические рекомендации_

I. Область применения

1.1.    Методические рекомендации предназначены для расчета численности населения, находящегося под воздействием факторов потенциального риска причинения вреда здоровью человека хозяйствующими субъектами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), осуществляющими виды деятельности, для которых установлены обязательные санитарно-эпидемиологические требования и которые подлежат санитарно-эпидемиологическому надзору.

1.2.    Расчет показателей, характеризующих численность населения под воздействием факторов потенциального риска причинения вреда здоровью человека хозяйствующими субъектами, выполняется в целях:

-    определения потенциального риска причинения вреда здоровью в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности, включающей в себя:

-    отнесение хозяйствующих субъектов и их отдельных объектов и видов их деятельности к определенному классу опасности по критериям потенциального риска причинения вреда здоровью;

-    определение требований к периодичности плановых проверок на объектах надзора в соответствии с классом опасности;

-обоснование решений об изменении периодичности и объема плановых проверок.

1.3.    Расчет численности населения под воздействием факторов потенциального риска причинения вреда здоровью выполняется в рамках формирования региональных реестров объектов надзора.

4

II. Термины и определения

Объект надзора - имущественный комплекс юридического лица (индивидуального предпринимателя) или его часть, используемая для определенного вида деятельности.

Риск - сочетание вероятности нанесения вреда (ущерба) и тяжести этого вреда (ущерба) {Руководство ИСО/МЭК 51:1999; ГОСТ Р 21898— 2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты). Потенциальный риск вреда здоровью (зд.) - риск, установленный для условий максимальной (95 %-й персентиль) вероятности нанесения вреда здоровью.

Население, находящееся под воздействием - граждане, работники или потребители продукции, контактирующие с факторами риска, присущими конкретному объекту надзора и виду его деятельности.

Ш. Нормативные ссылки

1.    Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

2.    Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

3.    Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от

23.11.2009    № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от

30.06.2010    №489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов ''проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

6.    Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 №454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД».

7.    Приказ Роспотребнадзора от 10.10.2008 № 368 «Об утверждении методических рекомендаций «Примерные нормативы деятельности органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в условиях бюджетирования, ориентированного на результат».

5

8.    Прихаз Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров».

9.    Приказ Роспотребнадзора от 17.10.2014 № 1036 «Об утверждении форм отраслевого статистического наблюдения».

10.    Приказ Росстата от 20.11.2014 №673 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека федерального статистического наблюдения за санитарным состоянием территорий и санитарно-эпидемиологическим состоянием организаций отдыха детей».

IV. Общие положения

4.1.    Поскольку потенциальный риск причинения вреда здоровью определяется как сочетание вероятности, тяжести нарушения здоровья и численности контингента под воздействием деятельности хозяйствующего субъекта (масштабности воздействия) с нарушением санитарно-эпидемиологических требований и требований законодательства в сфере защиты прав потребителей (МР 5.1.1.0097—14), численность населения под воздействием является обязательным параметром при расчете потенциального риска причинения вреда здоровью и характеризует масштабность воздействия объекта надзора.

4.2.    Информация о численности контингентов населения, находящегося под воздействием деятельности объектов надзора, является составной частью регионального реестра объектов надзора и подлежит уточнению в ходе осуществления контрольно-надзорных мероприятий.

4.3.    В качестве населения под воздействием рассматриваются категории граждан, для которых санитарно-эпидемиологическими требованиями и нормативами установлены обязательные требования безопасности:

- жители, в том числе:

-    жители населешшх пунктов, находящихся в зоне воздействия загрязнения атмосферного воздуха;

-    жители населешшх пунктов, находящихся в зоне воздействия загрязнения водных объектов;

-    жители населенных пунктов, находящихся в зоне воздействия загрязнения почв;

-работники;

-    потребители у в том числе:

-    потребители услуг;

-    потребители пищевых товаров;

-    потребители непищевых товаров.

Матрица учета численности населения при нарушении требований санитарного законодательства приведены в прилож. 1.

4.4.    Численность населения, находящегося под влиянием объектов надзора, определяется на основе данных, предоставляемых:

-    хозяйствующими субъектами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями);

-    территориальными отделами Федеральной службы государственной статистики;

-    территориальными отделами Федеральной службы социального страхования;

-    ведомственными службами статистики, в том числе Министерством здравоохранения, Министерством по труду и др.;

-    органами государственной власти и местного самоуправления.

4.5.    Численность работников определяется на основе информации хозяйствующих субъектов, территориальных отделов Федеральной службы социального страхования, а также других официальных источников информации. Доля работников, работающих во вредных условиях труда, устанавливается в соответствии с актуальными данными Федеральной службы по труду и занятости или задается самим предприятием. Численность работников под воздействием учитывается для каждого объекта надзора отдельно.

4.6.    Численность потребителей услуг определяется на основе данных, предоставляемых хозяйствующими субъектами о количестве мест, на которых предоставляется услуга. Хозяйствующие субъекты могут выполнять расчет численности потребителей услуг самостоятельно либо передавать данные для их расчета.

4.7.    Численность потребителей товаров (продовольственных и непродовольственных) рассчитывается по данным об объемах производимых или реализованных товаров, предоставляемых хозяйствующими субъектами. В случае отсутствия данных, или отнесения этой информации к коммерческой тайне, или при расчете используются альтернативные источники данных:

-    государственная статистика;

7

- данные о параметрах аналогичных объектов.

4.8.    Численность населения, находящегося в зоне воздействия загрязнений атмосферного воздуха и загрязнения почв, определяется исходя из размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны в соответствии с главой VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200—03, а также плотности населения, получаемой из открытых источников информации органов власти субъектов федерации или местного самоуправления.

4.9.    Численность населения, находящегося в зоне воздействия сбросов сточных вод, определяется по данным органов государственной власти или местного самоуправления.

4.10.    Расчет численности населения под воздействием выполняется с учетом меры контакта человека с вредным фактором (экспозиции).

V. Расчет численности и экспозиции жителей при воздействии факторов потенциального риска причинения вреда здоровью человека объектами санитарно-эпидемиологического надзора

5.1. Расчет численности и экспозиции населения,

находящегося под вредным воздействием объектов надзора с потенциальной вероятностью нарушения санитарных требований в сфере охраны атмосферного воздуха

5.1.1.    Расчет численности и экспозиции жителей, находящихся под вредным воздействием загрязнений атмосферного воздуха, определяется только для объектов, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу или физических факторов (источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух), исходя из размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны (в соответствии с главой VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200—03) с учетом плотности населения ближайшего населенного пункта.

5.1.2.    При наличии результатов расчетов рассеивания вредных примесей от объекта, нарушившего требования к качеству атмосферного воздуха, численность населения под воздействием определяется как численность людей, проживающих на территории, описываемой внешней изолинией 1ПДК (с учетом совокупности веществ).

5.1.3.    При отсутствии результатов расчетов рассеивания определение т численности населения, находящегося под вредным воздействием загрязнений атмосферного воздуха, производится по формуле:

8

ЛГ = 3-7Г-Г2 */>10"e H-Nen = 9,42-г2 *p*10"6 + где

л = ЗД4;

N - численность населения, находящегося в зоне воздействия загрязнений атмосферного воздуха;

г-размер СЗЗ, м;

р- плотность населения, чел./км2;

Next- численность населения, проживающего в санитарно-защитной

зоне,

10“*- коэффициент переведения м в км.

Плотность населения вычисляется исходя из информации о площади населенного пункта, района и др. (км2) и численности проживающего в нем населения (чел.).

5.1.4.    При отсутствии данных о размерах ориентировочных СЗЗ или самих СЗЗ для объектов надзора, расположенных в жилой зоне и оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, расчет численности населения выполняется, основываясь на стократной площади объекта надзора:

N = 100 S-/>10 \где

S - площадь объекта надзора, м2;

р- плотность населения, чел./км2.

При отсутствии необходимых данных для таких объектов могут применяться экспертные оценки.

5.1.5.    Коэффициент, учитывающий время экспозиции для населения, находящегося под вредным воздействием загрязнений атмосферного воздуха, определяется по наихудшему сценарию - круглосуточному нахождению в условиях экспозиции в течение года (tj ~ 24, t2 =365) и равен Г= 1.

5.2. Численность жителей, находящихся под вредным воздействием загрязнений водных объектов (сброса сточных вод)

5.2.1.    Численность жителей, находящихся под вредным воздействием загрязнений водных объектов, определяется только для объектов надзора, имеющих источники сброса сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, используемые для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для лечебных, оздоровительных и рекреационных целей.

5.2.2.    Для субъектов хозяйственной деятельности, имеющих сброс сточных вод в природные водные объекты и установленные нормативы допустимого сброса, численность населения, находящегося в зоне воз-

9