Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Инструкции по охране труда являются нормативными актами, устанавливающими требования по охране труда при выполнении различных работ гражданским персоналом и военнослужащими в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.
I Общие требования безопасности
II Требования безопасности перед началом работы
III Требования безопасности во время работы
IV Требования безопасности в аварийных ситуациях
V Требования безопасности по окончании работы
Дата введения | 01.01.2021 |
---|---|
Добавлен в базу | 05.05.2017 |
Актуализация | 01.01.2021 |
Разработан | Управление труда и заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации | |
Утвержден | Министерство обороны Российской Федерации |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
(руководствоваться с учетом требований Инструкции
по охране труда для работников всех профессий)
I. Общие требования безопасности
1. К работе в качестве машиниста экскаватора (д&тее - машиниста) допускаются мужчины не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр и имеющие удостоверение на право управления экскаватором данной системы. В случае перевода с экскаватора одной системы на экскаватор другой системы машинист обязан пройти стажировку, и после проверки знаний и практических навыков квалификационной комиссией (с оформлением соответствующего протокола) начальник структурного подразделения может допустить его к самостоятельной работе.
2. При поступлении на работу машинист проходит медицинский осмотр, вводный инструктаж по безопасности труда и первичный инструктаж на рабочем месте, что должно быть подтверждено его подписью в контрольном листе прохождения инструктажа по безопасности труда и в журналах регистрации вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте.
При привлечении машиниста к выполнению работ с повышенной опасностью (указывается наименование работ) он проходит специальное обучение и после проверки знаний в квалификационной комиссии получает право на производство этих работ в составе бригады по наряд-допуску.
При последующей работе машинист проходит:
- периодические медицинские осмотры не реже одного раза в 3 года;
- повторные инструктажи по безопасности труда - не реже одного раза в 6 месяцев с распиской в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте;
- периодическую проверку знаний в комиссии предприятия не реже одного раза в 12 месяцев.
3. Машинисту следует помнить, что при невыполнении требований, изложенных в Инструкции по охране труда. Правилах дорожного движения, Правилах внутреннего трудового распорядка, ПЭЭП и ПТБ (при работах в охранных зонах воздушных и кабельных линий электропередачи), инструкциях по эксплуатации и ремонту экскаватора, а также при нарушении технологических процессов при проведении работ может возникнуть опасность:
а) повреждения глаз при рубке, резке и зачистке металла, выполнении других ремонтных работ;
427
б) травмирования при работе с ручными пневматическими и электрическими машинами, слесарными и слесарно-монтажными инструментами на сверлильных и заточных станках;
в) отравления сварочной пылью и вредными газами при совместной работе с электрогазосварщиком в недостаточно вентилируемых помещениях и поражения глаз ультрафиолетовым излучением;
г) при работе на промасленном, мокром, покрытом льдом и снегом полу;
д) при неосторожном передвижении по территории предприятия, цеха (стройплощадки), хождении по незакрепленным настилам (лесам);
е) поражения электрическим током при случайном прикосновении к воздушным линиям или механическом повреждении кабельных линий электропередачи;
ж) во время нахождения в опасной зоне под поднятым или перемещаемым грузом.
4. В случае работы в неблагоприятных условиях труда машинисту могут предоставляться:
а) дополнительный отпуск с вредными условиями труда продолжительностью 12 рабочих дней в год, занятому обслуживанием экскаваторов, работающих от двигателя внутреннего сгорания и парового двигателя (дополнительный отпуск продолжительностью 6 рабочих дней при обслуживании экскаватора, работающего от электродвигателя);
б) бесплатно специальная одежда и средства индивидуальной защиты при управлении экскаватором: комбинезон хлопчатобумажный на 12 месяцев; рукавицы комбинированные на 3 месяца (на наружных работах зимой дополнительно: куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке, брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке, валенки на срок носки, установленный для соответствующих климатических поясов);
в) бесплатно 400 г мыла, сверх мыла, находящегося при умывальниках (при выполнении ремонтных работ, связанных с загрязнением тела), в соответствии с утвержденным "Перечнем работ и профессий, дающих работникам право на бесплатное получение мыла".
5. Машинист обязан:
а) соблюдать настоящую инструкцию по охране труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Правила дорожного движения, инструкции по эксплуатации и ремонту экскаватора и устройств, технологические документы;
б) соблюдать требования безопасности при работе со слесарными инструментами, с машинами ручными пневматическими, электроинструмен-
428
V. Требования безопасности по окончании работы
19. Машинист обязан:
а) отвести экскаватор на безопасное расстояние от котлована, установить стрелу вдоль оси экскаватора и опустить ковш на грунт;
б) остановить двигатель, перекрыть краны подачи топлива к двигателю, при необходимости (при низких температурах воздуха) слить воду из системы охлаждения двигателя (во избежание ожога не открывать крышку (пробку) радиатора без рукавиц), при снятии крышки (отворачивании пробки) беречь лицо и руки от ожогов нагретой жидкостью охлаждения (паром перегретой жидкости);
в) осмотреть двигатель, его системы и механизмы, устранить обнаруженные неисправности;
г) передать экскаватор машинисту следующей смены или закрыть кабину на замок.
437
том, ручными электрическими машинами и светильниками, а также абразивными и эльборовыми инструментами;
в) работать только на том оборудование, работе на котором обучен и допущен, при условии, что безопасные методы работы на оборудовании ему известны;
г) не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к выполняемой работе;
д) при выполнении работ по смежной профессии знать и выполнять требования инструкций по охране труда для этих профессий;
е) пользоваться только исправным инструментом и оборудованием, приборами с неистекшими сроками проверки;
ж) работать с использованием грузоподъемных устройств только в том случае, если обучен и имеется удостоверение на право управления ими;
з) выполнять указания мастера, работников службы охраны труда и противопожарной службы, сообщать о случаях травматизма, неисправностях механизмов, оборудования и приспособлений на рабочем месте;
и) содержать технику и рабочее место (при ремонте техники) в чистоте и порядке, не загромождать подходы и зоны обслуживания рабочих мест и станков, отходы производства и использованную ветошь складывать в специальную тару;
к) уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему;
л) знать и соблюдать требования правил пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения, при возникновении пожара вызвать пожарную команду (по телефону, извещателем пожарной сигнализации) и участвовать в ликвидации пожара;
м) не допускать курения в местах, не отведенных для этих целей.
6. В целях личной безопасности машинист обязан:
а) применять средства индивидуальной защиты по назначению;
б) работать в защитных очках при выполнении работ с использованием ручных и стационарных машин и станков (в процессе которых образуется стружка, пыль и т.п.), пневматических и абразивных инструментов, слесарного инструмента ударного действия (зубило, крейцмейсель, молоток, выколотка и др.), при очистке механизмов от краски, изоляции и ржавчины;
в) выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, получил задание бригадира (мастера) и инструктаж по охране труда;
г) соблюдать требования плакатов и знаков безопасности;
д) не поднимать и не переносить вручную тяжесть более установленной нормы (для мужчин - не более 30 кг);
е) при работе на высоте 1,5 метра и выше без ограничения рабочего места применять предохранительный пояс и страховочный канат;
ж) быть внимательным к предупредительным сигналам грузоподъемных машин, автомобилей и других видов движущегося транспорта;
з) соблюдать личную гигиену, содержать в чистоте и порядке индивидуальный шкафчик, спецодежду хранить в развешенном виде (в индивидуальных шкафчиках для спецодежды посторонние предметы (инструмент) не хранить).
7. Машинисту запрещается:
а) управлять экскаватором в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также в болезненном или утомленном состоянии, если это может поставить под угрозу безопасность работы;
б) передавать управление экскаватором лицам, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также лицам, не имеющим при себе удостоверения на право управления экскаватором данной системы;
в) выезжать на линию, если техническое состояние экскаватора не отвечает техническим условиям эксплуатации;
г) пользоваться открытым огнем для разогрева узлов экскаватора;
д) загромождать кабину экскаватора посторонними предметами, хранить в ней горючее, смазочные и другие легковоспламеняющиеся вещества;
е) выполнять работу в охранных зонах линий электропередачи и связи без оформления установленным порядком наряда-допуска, а также во время грозы;
ж) поправлять наматывающие канаты руками;
з) применять антифриз в системе охлаждения без ознакомления с правилами применения (под роспись) и специального допуска к этим работам.
8. Инструкция выдается на руки машинисту под расписку после прохождения инструктажа на рабочем месте.
В случае невыполнения требований инструкции машинист может быть привлечен к дисциплинарной ответственности согласно Правилам внутреннего трудового распорядка, если это нарушение не влечет за собой уголовной ответственности.
Если нарушение связано с причинением имущественного ущерба предприятию, машинист несет материальную ответственность в порядке, установленном законодательством.
II. Требования безопасности перед началом работы
9. Машинист обязан:
а) иметь при себе удостоверение на право управления экскаватором данной системы;
430
б) произвести наружный осмотр экскаватора и убедиться в исправности всех механизмов, устройств и приспособлений, проверить надежность крепления ходовой части, навесных агрегатов, прицепных приспособлений и устройств, осмотреть тяговый трос, аккумуляторную батарею, проверить наличие и исправность ограждений вращающихся узлов, звукового сигнала и световых приборов;
в) проверить наличие топлива в расходных баках (в баках запасного топлива), охлаждающей жидкости и уровень масла в картере двигателя (баки с запасным топливом и маслом хранить с плотно закрытыми крышками и на расстоянии не менее 50 м от места работы экскаватора), отсутствие подтекания топлива, масла и воды, исправность органов управления, тормозов и других механизмов, обеспечивающих безопасность работы;
г) производить заправку топливом при естественном свете, а в случае крайней необходимости в темное время суток - только при электрическом освещении;
д) при заправке картера маслом в зимнее время подогрев масла при-зводить в водомаслогрейке или путем нагрева сосуда с маслом горячей водой (после заправки пролитое топливо и масло протереть ветошью или засыпать песком (землей);
е) тщательно мыть руки водой с мылом после доливки антифриза в систему охлаждения двигателя и каждой операции с антифризом;
ж) проверить укомплектованность экскаватора инструментом, инвентарем, буксирным приспособлением, медицинской аптечкой и средствами тушения пожара;
з) пуск двигателя при низких температурах производить с предварительным подогревом его источником тепла без открытого огня;
и) перед запуском двигателя убедиться в том, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, и подать сигнал о запуске двигателя;
к) убедиться, перед началом движения в отсутствии на гусеницах и под экскаватором посторонних предметов, что на пути движения нет людей;
л) осмотреть место предстоящей работы, убедиться в том, что площадка, на которой устанавливается экскаватор для выполнения работы, хорошо спланирована и освещена, обеспечивает хороший обзор фронта работ, и закрепить экскаватор инвентарными упорами для предотвращения самопроизвольного перемещения (расстояние по горизонтам от подошвы откоса выемки до ближайших опор экскаватора должно составлять не менее 1 м);
м) устанавливать экскаватор так, чтобы наименьшее допустимое расстояние от экскаватора до края откоса выемки было не менее приведенного в таблице:
Глубина выемки, м |
Расстояние (м) по горизонтали от подошвы откоса до ближайшей опоры для грунтов | ||||
песчаных и гравийных |
супесча ных |
суглини стых |
глини стых |
лессовых сухих | |
1 |
1,5 |
1,25 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2,4 |
2 |
1,5 |
2 |
3 |
4 |
3,6 |
3,2 |
1,8 |
2,5 |
4 |
5 |
4,4 |
4 |
3 |
3 |
5 |
6 |
5,3 |
4,7 |
3,5 |
3,5 |
III. Требования безопасности во время работы
10. При разработке грунта с помощью ковша машинист обязан:
а) соблюдать все меры безопасности, предусмотренные инструкцией, следить за исправностью и безопасным состоянием экскаватора, приспособлений и устройств, а также инструмента, специальной одежды и обуви, применяемых в работе;
б) установить экскаватор на спланированной площадке и во избежание самопроизвольного перемещения закрепить инвентарными упорами;
в) поддерживать на рабочем месте (в кабине) порядок, не допускать загромождения грунтом, материалами (запасными частями), разлива горючесмазочных материалов и воды (в случае разлива нефтепродуктов и других жидкостей немедленно убрать и засыпать место разлива песком);
г) во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать от работы других работников, следить за исправным состоянием и сохранностью защитных средств, чистотой спецодежды;
д) постоянно наблюдать за показаниями контрольных приборов и работой всех механизмов;
е) встречающиеся в разрабатываемом грунте валуны, пни и другие твердые включения предварительно обкапывать кругом, заполнять ковш грунтом равномерно, без излишнего врезания в грунт, и поворот стрелы экскаватора производить лишь после окончания резания и вывода ковша из грунта (не допускать резкого торможения стрелы в конце поворота с наполненным ковшом);
ж) погрузку грунта в кузов автомобиля (прицепа) производить со стороны заднего или бокового борта автомобиля, не допуская сверхгабаритной загрузки кузова и неравномерного распределения грунта в нем (при погрузке грунта не разрешать нахождение людей между экскаватором и транспортными средствами, а также в кузовах автомобилей (прицепов);
432
з) вести работы в зоне расположения подземных энергетических коммуникаций (кабельные линии, водопроводные, газовые, канализационные трубы и т.п.) только под наблюдением производителя работ или мастера, а в непосредственной близости от кабельной линии, находящейся под напряжением, - под наблюдением представителя энергетической службы;
и) рытье котлованов и траншей с вертикальными стенками без крепления в грунтах с естественной влажностью при отсутствии грунтовых вод и расположенных поблизости подземных сооружений производить на глубину не более:
1 м - в гравийно-песчаных грунтах;
1,25 м - в супесчаных грунтах;
I, 5 м - в суглинках и глинах;
2 м - в особо плотных наскальных грунтах;
к) во время перерывов в работе, независимо от их продолжительности, и при чистке ковша стрелу отводить в сторону от забоя, а ковш опускать на грунт (при прекращении работ или ремонте экскаватор отвести не менее чем на 2 м от края отрытой траншеи и подложить с обеих сторон гусениц (колес) подкладки;
л) следить во время работы за правильной намоткой канатов на барабаны лебедок, не допуская их перекрещивания на барабане;
м) указывать водителю автомобиля место установки транспортного средства под погрузку (следить, чтобы автомобили не устанавливались на призме обрушения или на образовавшейся наледи);
о) при обнаружении каких-либо неисправностей отвести стрелку в сторону от котлована, опустить ковш на землю, остановить двигатель, устранить неисправности самостоятельно, если это возможно, о других сообщить механику.
II. Машинисту запрещается:
а) во время работы на экскаваторе допускать в радиус рабочей зоны экскаватора, увеличенной на 5 м, посторонних лиц (включая помощника машиниста);
б) производить ремонтные, регулировочные, крепежные и смазочные работы при работающем двигателе и механизмах;
в) менять вылет стрелы или производить какую-либо регулировку тормоза с поднятым ковшом;
г) работать в ночную смену с неисправными приборами электроосвещения;
д) оставлять работающий двигатель экскаватора без присмотра;
е) подтягивать с помощью стрелы (ковша) груз, расположенный сбоку, а также вмерзший в грунт;
ж) передвигать экскаватор и поворачивать платформу экскаватора с опущенным ковшом и во время врезания его в грунт;
433
з) допускать чрезмерное врезание ковша в грунт;
и) продолжать разработку грунта при обнаружении энергетических коммуникаций и взрывоопасных предметов;
к) проносить ковш экскаватора над людьми и кабиной автомобиля при погрузке и разгрузке;
л) перегружать или неравномерно загружать кузов самосвала;
м) загружать самосвал до подачи водителем автомобиля сигнала о готовности под погрузку;
н) тормозить резко при поворотах экскаватора с заполненным ковшом;
о) ударять ковшом о раму, гусеницы (колеса) или грунт;
п) подкладывать под гусеничные ленты или катки гусениц доски, бревна, камни и другие предметы для предупреждения смещения экскаватора во время работы;
р) разворачивать экскаватор на уклоне;
с) брать ковшом предметы, габариты которых превышают 2/3 размера ковша экскаватора (камни, бревна и пр., кроме щитов для передвижения экскаватора);
т) выполнять работы на экскаваторе или около него во время грозы;
у) производить пуск двигателя, если проводятся работы по регулировке его систем, ремонту и замене агрегатов;
ф) работать под экскаватором, находящимся в неустойчивом положении или под агрегатами находящимися в подвешанном состоянии;
х) пользоваться переносным электросветильником с напряжением выше 42 В, а ручным пневматическим, электроинструментом и грузоподъемными механизмами без прохождения соответствующего обучения и проверки знаний.
12. При передвижении экскаватора машинист обязан:
а) изучить маршрут перед началом передвижения и учесть особо сложные отрезки пути, которые придется преодолеть (пересечение дорог, мосты, подъемы, спуски и т.д.);
б) проверить осмотром состояние всех узлов экскаватора, убедиться в исправности ходовой части;
в) стрелу установить строго по оси движения, а ковш (нижнюю кромку) опустить до уровня 0,5-0,7 м над землей;
г) при переезде экскаватора с участка на участок необходимо следовать по маршруту, указанному руководителем работ (переезжать железнодорожные линии только через специальные переезды, на первой передачи);
д) переезжать железнодорожные переезды и искусственные сооружения (мосты, трубы) только после получения соответствующего разрешения (для защиты от повреждения железнодорожного полотна и гусениц экскаватора перед началом движения с наружных сторон рельсов и между
434
рельсами уложить деревянные брусья (шпалы), превышающие высоту профиля рельса);
е) двигаться на уклонах (подъеме, спуске, косогоре) с минимальной скоростью;
ж) проезжать под проводами воздушных линий электропередачи вне оборудованных путепроводов только после получения разрешения от энергетической службы и под наблюдением ответственного лица;
з) при передвижении экскаватора через топкие или заболоченные места укладывать под гусеницы (колеса) шпалы, брусья или щиты, изготовленные для этих целей;
и) при вынужденной остановке на проезжей части дороги ограждать экскаватор знаками аварийной остановки, установленными Правилами дорожного движения.
13. Во время движения экскаватора машинисту запрещается:
а) выходить и заходить в кабину экскаватора;
б) двигаться с заполненным ковшом;
в) выключать ходовое устройство (ставить рычаг переключения скорости в нейтральное положение) при преодолении крутых подъемов и спусков;
г) двигаться по уклонам (подъем, спуск, косогор), крутизна которых превышает указанную в паспорте машины.
14. При транспортировке экскаватора необходимо:
а) при погрузке на железнодорожную платформу использовать специальную грузовую рампу или наклонную площадку (колеса платформы застопорить железнодорожными башмаками);
б) перед погрузкой очистить от снега и льда настил платформы, брусья въездной площадки и гусеницы;
в) на железнодорожной платформе ковш опустить на подкладку из досок, опустить стрелу (предварительно установи» деревянный брус так, чтобы он поместился между рукоятью и стрелой), под заднюю часть поворотной платформы экскаватора установить деревянные козлы или клетку из хорошо скрепленных шпал (во избежании поперечного и продольного перемещения экскаватора на платформе по концам и по внутренним сторонам обоих гусениц (колес) уложить вплотную упорные брусья, которые прибить к полу платформы гвоздями);
г) при погрузке на трейлер опустить погрузочные трапы и затормозить все его колеса, экскаватор грузить своим ходом или с помощью лебедки (после погрузки трапы установить в транспортное положение);
д) установить на трейлере экскаватор так, чтобы ось его движения строго совпадала с продольной осью трейлера, а поворотную платформу -по оси движения экскаватора стрелой вперед и застопорить;
435
е) закрепить и застопорить за раму трейлера проволочными растяжками ходовой механизм, растормозить поворотную платформу;
ж) стрелу закрепить растяжками к кузову тягача, чтобы во время движения обеспечить поворот тягача вместе со стрелой и поворотной платформой.
15. Транспортировать экскаватор по дорогам, имеющим крутые спуски и подъемы (особенно в зимнее время), следует двумя тягачами (один тягач располагать впереди для буксировки трейлера с экскаватором, а второй -сзади для удержания трейлера с помощью стального каната на спусках и помощи первому тягачу на подъеме).
16. При выгрузке экскаватора необходимо выложить наклонную площадку из брусьев (шпал) и скрепить их скобами, установить поворотную платформу вдоль оси движения и застопорить, съезд экскаватора с трейлера (с платформы) произвести при минимальных оборотах двигателя.
17. При погрузке и выгрузке экскаватора запрещается:
а) использовать для устройства въездной площадки круглые бревна;
б) разворачивать экскаватор при въезде (съезде) и нахождении на платформе и на трейлере.
IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
18. Машинист должен немедленно остановить экскаватор:
а) если манометр системы смазки двигателя показывает давление меньше допустимого нижнего предела;
б) при неисправности системы охлаждения;
в) при появлении стуков, ударов в двигателе и в трансмисии или обнаружении неисправностей, которые могут привести к аварии;
г) при появлении запаха дыма или гари из моторного отделения;
д) при заметном увеличении вибрации двигателя;
е) перед производством взрывных работ в котловане (экскаватор необходимо отвести на безопасное расстояние и развернуть к месту взрыва задней частью кабины);
ж) при обнаружении опасности обрушения котлована;
з) при обнаружении в процессе работы в котловане невзорвавшихся взрывчатых веществ (боеприпасов) и немедленно известить об этом руководителя работ;
и) в других случаях, предусмотренных в инструкции завода-изготовителя;
После аварийной остановки экскаватора начинать работу с разрешения руководителя работ (механика, мастера, прораба).
436